Решение б/н РЕШЕНИЕ ... от 20 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Муниципальному  заказчику -

Городскому  управлению образования Администрации города Абакана

ул. Пушкина, 122,  г. Абакан,

Республика Хакасия, 655017

 

2. Уполномоченному органу - Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана

ул. Щетинкина, 10, г. Абакан,

Республика Хакасия, 655017

 

3. Обществу с ограниченной     ответственностью    «СТРОЙИНВЕСТ»

ул. Летчиков, д. 6, офис 14,15 г. Уфа,

Башкортостан, 450010

 

 

                                                   РЕШЕНИЕ

                                              по жалобе № 134/КС

 

«14» июня 2016 г.                                                                                      г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

Председатель комиссии -

«…», вр.и.о.  руководителя управления;

Члены комиссии:

«…», начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

 

при участии сторон:

1. Муниципального заказчика – Городского управления образования Администрации города Абакана (далее  – ГУО Администрации г.Абакана):

- «…», по доверенности от 08.06.2016 г. б/н,

- «…», по доверенности от 07.12.2016 г. б/н,

2. Уполномоченного органа – Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана (далее – КМЭ Администрации г.Абакана):

- «…», по доверенности от 10.06.2016 г. № 1194;

3. В отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – ООО «СТРОЙИНВЕСТ») уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии,

рассмотрев жалобу  № 134/КС  ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия муниципального заказчика - Городского управления образования Администрации города Абакана, уполномоченного органа – Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту детского сада на 320 мест (закупка № 0180300000216000385) и результаты проведения внеплановой проверки действий муниципального заказчика, уполномоченного органа содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,

 

                                                УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 06.06.2016 г. вх. № 2910 поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия муниципального заказчика - Городского управления образования Администрации города Абакана, уполномоченного органа – Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту детского сада на 320 мест (закупка № 0180300000216000385).

В своей жалобе заявитель указывает, что аукционная документация составлена с нарушениями  Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно:

1. В Локально сметном расчете № 02-01-07 документации об аукционе, заказчиком по позициям № 62, № 81 указаны товарные знаки без обязательной оговорки об эквивалентности.

        2. Пунктом  5.3. Проекта контракта, заказчиком установлено, что: «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе потребовать уплату штрафа в размере ______ руб. (фиксированная сумма устанавливается при заключении контракта в размере 2,5% цены контракта)».

        Пунктом  5.7. Проекта контракта, заказчиком установлено, что: «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств,  Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате штрафа в размере _______ руб. (фиксированная сумма устанавливается при заключении контракта в размере 10% цены контракта)».

Заявитель считает, что в Проекте контракта отсутствуют иные возможные размеры штрафов, предусмотренные Правилами  утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063, для каждого порогового значения цены контракта,  что  является нарушением Закона о контрактной системе в сфере закупок.

3.  В нарушение части 6.1 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в закупке № 0180300013016000004 не установлено условие отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190).

          На основании вышеизложенного, податель жалобы просит:

- рассмотреть жалобу в порядке, установленном статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок;

- приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта;

- признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В адрес антимонопольного управления 08.06.2016 года входящий № 2973 поступил пакет документов от муниципального заказчика, а также письменные пояснения, в которых указано следующее.

        1.  Согласно Извещению об осуществлении закупки документации об электронном аукционе объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту детского сада на 320 мест.

Описание по выполнению капитального ремонта объекта закупки содержится в разделе 9 «Техническое задание» документации об аукционе.

Пунктом 1.2 раздела 1 документации об аукционе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

При этом требования к товару, используемому при выполнении работ, являющихся объектом закупки, Заказчиком не устанавливались.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе обоснование начальной максимальной цены контракта.

Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта (закупка № 0180300013016000004) заказчиком   использовался проектно-сметный метод, который  указан  в приложении № 3 к документации об аукционе.

Составление сметной документации осуществлялось в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утверждённой Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1 (далее - МДС 81-35.2004).

Пунктом 4.24. МДС 81-35.2004 установлено, что стоимость материальных ресурсов может определяться:

в базисном уровне цен - по сборникам (каталогам) сметных цен на материалы, изделия и конструкции - федеральным, территориальным (региональным) и отраслевым;

в текущем уровне цен - по фактической стоимости материалов, изделий и конструкций с учетом транспортных и заготовительно-складских расходов, наценок (надбавок), комиссионных вознаграждений, уплаченных снабженческим внешнеэкономическим организациям, оплаты услуг товарных бирж, включая брокерские услуги, таможенных пошлин.

Согласно пункту 4.25. МДС 81-35.2004 определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе

исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций - производителей продукции.

При подготовке локального сметного расчета № 02-01-07 «Отопление» использовались:

- при расчете позиции 62 «Вентиль смесительный диаметром 20 + Терморегулятор с погружным датчиком» стоимость материального ресурса определена в текущем уровне цен на основании исходных данных поставщика изделия (прайс-лист), при этом; в наименовании материально ресурса указана его марка «Oventrop», согласно данным поставщика.

- при расчете позиции 81 «Изоляция трубопроводов диаметром 180 мм изделиями из вспененного каучука («Армофлекс»), вспененного полиэтилена («Термофлекс»)» стоимость материального ресурса определена в базисных ценах по территориальному сборнику сметных цен (единичных расценок), при этом наименование материального ресурса указана в соответствии со сборником (ТЕР 26-01-017-01).

Таким образом, локальный сметный расчет № 02-01-07 «Отопление» выполнен в соответствии с установленными правилами, содержит наименование материалов, которые были использованы исключительно для определения начальной (максимальной) цены контракта и не является описанием объекта закупки. Требования к товару, используемому при выполнении работ, являющихся объектом закупки, заказчиком в документации об аукционе не устанавливались.

2. Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных

контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

Согласно пункту 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063 (далее - Правила) размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Пунктами 4, 5 Правил установлены порядок определения фиксированной суммы размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), соответственно поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком. При этом предусмотрена градация размера процентов для расчета фиксированной суммы штрафа в зависимости от цены контракта в денежном выражении. Максимальный размер штрафа в процентах при цене контракта не более 3 млн. рублей установлен: за ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - 10%, за ненадлежащее исполнение обязательств заказчиком -2,5%.

В соответствии с пунктом 2 Правил размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.

Пунктами 5.3, 5.7 Проекта муниципального контракта (Раздел 8 Документации об электронном аукционе) в скобках установлены предельные размеры штрафа, которые возможны при заключении контракта в соответствии с Правилами.

Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок и Правила не обязывают заказчика указывать проценты, на основании которых осуществляется расчет размера штрафа в фиксированном виде, в проект контракта, а также не препятствует заказчику включить в направляемый победителю электронного аукциона проект контракта размер штрафа в фиксированном виде, рассчитанный в соответствии с пунктами 4, 5 Правил после подведения итогов электронного аукциона и определения цены контракта.

Кроме того, согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Статьей 332 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1). Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (пункт 2).

Закон о контрактной системе в сфере закупок и принятые в его исполнение нормативные правовые акты такого запрета не содержат.

Установление в проекте муниципального контракта размера штрафа в повышенном размере не является нарушением положений Закона о контрактной системе в сфере закупок.

3. Частью 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Порядок предоставления такой отсрочки или списания начисленных сумм неустоек в 2016 году установлен Постановлением Правительства Российской Федерации 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)».

Однако ни Закон о контрактной системе в сфере закупок, ни указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации не содержат положений, обязывающих заказчика включать условия об отсрочке или списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пени), а также описание данного порядка в аукционную документацию, в том числе в проект контракта.

Отсутствие в аукционной документации (проекте муниципального контракта) порядка предоставления отсрочки и (или) списания сумм неустоек не означает освобождение последнего от исполнения указанных норм, не является нарушением положений Закона о контрактной системе в сфере закупок и не нарушает прав участников закупки.

На основании вышеизложенного, заказчик считает доводы заявителя жалобы необоснованными.

Представитель муниципального заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы поддержал доводы, указанные в письменных пояснениях, и просил признать жалобу необоснованной.

Представитель уполномоченного органа, присутствующий на рассмотрении жалобы поддержал доводы муниципального заказчика, и просил признать жалобу необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у муниципального заказчика документы и информация о размещении закупки № 0180300000216000385 представлены на рассмотрение жалобы № 134/КС  в полном объеме.

В результате анализа и оценки информации и документов, в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

20.05.2016 года в на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на Электронной  площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» размещена информация (извещение, аукционная документация, сметы) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту детского сада на 320 мест (закупка № 0180300000216000385).

Начальная (максимальная) цена контракта 56 711 330,00 рублей.

Муниципальным заказчиком электронного аукциона (закупка № 0180300000216000385) является ГУО Администрации г. Абакана, уполномоченным органом - КМЭ Администрации г. Абакана (на основании Постановления Администрации г. Абакана от 05.02.2014 г. № 166 «О порядке взаимодействия уполномоченного органа и заказчиков при осуществлении закупок на товары, работы, услуги для обеспечения муниципальных нужд (далее - Порядок).

Согласно подпункту 5 пункта 2.1 Порядка: «Заказчик осуществляет подготовку, утверждение и согласование извещений, документации об осуществлении закупок, проектов контрактов, приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами, внесение изменений в указанные документы.

Документация об аукционе (закупка № 0180300000216000385) утверждена начальником ГУО Администрации г. Абакана «…»

1. По доводу № 1 заявителя жалобы  (об  указании заказчиком товарных знаков без обязательной оговорки об эквивалентности в Локально сметном расчете № 02-01-07 документации об аукционе  по позициям № 62, № 81).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Частью 3 статьи 709 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что  цена работы может быть определена путем составления сметы.

В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Согласно части 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.

Пунктом 12 Информационной карты документации об аукционе установлено, что  для  обоснования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту детского сада на 320 мест, применен проектно-сметный метод, то есть  для определения расчета начальной максимальной цены контракта заказчиком использованы  Локально сметные расчеты, в том числе  № 02-01-07 «Отопление».

Разделом 9  «Технического задания» документации об аукционе заказчиком  установлено, что выполнить капитальной ремонт детского сада на 320 мест  необходимо в соответствии с проектной документацией.

Пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок  установлено, что  первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.

В пункте 1.2 раздела 1 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по ее заполнению» заказчиком  установлены  требования к содержанию первой части заявки, в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно: «Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе», то есть в первой части заявки участники закупки предоставляют согласие на поставку товара, согласно объекту закупки № 0180300000216000385.

На основании вышеизложенного следует, что локально сметный расчет  № 02-01-07 «Отопление», в том числе  с учетом позиций № 62 «Вентиль смесительный диаметр 20 + Терморегулятор с погружным датчиком марка «Oventrop», № 81 «Изоляция трубопроводов диаметром 180 мм изделиями из вспененного каучука («Армофлекс»), вспененного полиэтилена («Термофлекс») применен   заказчиком для определения расчета начальной максимальной цены контракта (закупка № 0180300000216000385).

Вышеуказанный довод  заявителя жалобы признан комиссией антимонопольного органа не обоснованным.

2. По доводу № 2 заявителя жалобы (об отсутствии в Проекте контракта иных возможных размеров штрафов, предусмотренных Правилами  утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063).

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктом  5.3. Проекта контракта, заказчиком установлено, что: «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе потребовать уплату штрафа в размере ___________ руб. (фиксированная сумма устанавливается при заключении контракта в размере 2,5% цены контракта)».

Однако, в подпунктах а) - г) пункта 5 Правил установлены иные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено внесение изменений в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке, а также то, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, комиссия антимонопольного органа полагает, что заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Следовательно, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 56 711 330,00 рублей, в проекте контракта необходимо предусмотреть размер штрафных санкций для заказчика не только в случае снижения цены контракта менее 3 млн.руб., но и случаи, когда цена контракта по результатам электронного аукциона будет составлять от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, а так же более 50 млн. рублей  (подпункт  б), в) пункта 5 Правил).

Таким образом, в проекте контракта аукционной документации (закупка № 0180300000216000385) не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в виду чего, действия заказчика нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок,  штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Пунктом 4 Правил установлено, что за  ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктом  5.7. Проекта контракта, заказчиком установлено, что: «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обяза-тельств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств,  Заказчик направляет Подрядчику требование об уплате штрафа в размере ________ руб. (фиксированная сумма устанавливается при заключении контракта в размере 10% цены контракта)».

Однако,  в подпунктах а) - г) пункта 4 Правил установлены иные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено внесение изменений в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке, а также то, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, комиссия антимонопольного органа полагает, что заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Следовательно, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 56 711 330,00 рублей, в проекте контракта необходимо предусмотреть размер штрафных санкций для подрядчика не только в случае снижения цены контракта менее 3 млн.руб., но и случаи, когда цена контракта по результатам электронного аукциона будет составлять от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, а так же более 50 млн. рублей  (подпункт  б), в) пункта 4 Правил).

Таким образом, в проекте контракта аукционной документации (закупка № 0180300000216000385) не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в виду чего, действия заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, довод заявителя жалобы  ООО «СТРОЙИНВЕСТ» нашел своё подтверждение и признан   комиссией антимонопольного органа обоснованным.

3. По доводу № 3 заявителя жалобы (о не установлении в проекте контракта документации об аукционе условия отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190).

Частью 4 статьи 34 Закона о  контрактной системе в сфере закупок установлено, что  в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о  контрактной системе в сфере закупок, в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Порядок предоставления такой отсрочки или списания начисленных сумм неустоек установлен Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее – Постановление  Правительства РФ от 14.03.2016 N 190).

Однако ни Закон о  контрактной системе в сфере закупок, ни Постановление Правительства РФ от 14.03.2016 N 190 не содержат положений, обязывающих заказчика включать описание данного  порядка в проект контракта документации об аукционе, при этом не указание в проекте контракта порядка предоставления отсрочки или списания сумм неустоек не освобождает заказчика от исполнения указанной нормы.

Заявителем жалобы не представлены документы, подтверждающие, что обжалуемые действия заказчика,  нарушают положения Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, довод заявителя жалобы  ООО «СТРОЙИНВЕСТ» не нашел своего подтверждения и признан  комиссией антимонопольного органа необоснованными.

На основании вышеизложенного, довод заявителя жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» нашел свое подтверждение, в части не установления в Проекте контракта иных возможных размеров штрафов, предусмотренных Правилами  утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063.

В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 134/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки иных нарушений не установлено.

В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

Согласно пункта 3.35. Административного регламента,  в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом  2  части 22 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи государственному заказчику предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 1  статьи 2, части 1 статьи 22, частей 4, 5, 6.1, 8  статьи 34,  части 4 статьи 64, части 9 статьи 105,  части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.31, 3.34,3.35 Административного регламента, Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу № 134/КС ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия муниципального заказчика - Городского управления образования Администрации города Абакана, уполномоченного органа – Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту детского сада на 320 мест (закупка № 0180300000216000385) частично обоснованной.

  2. Признать муниципального заказчика – Городское  управление образования Администрации города Абакана нарушившим части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

  3. Муниципальному заказчику - Городскому управлению образования Администрации города Абакана выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

1. Муниципальному  заказчику -

Городскому  управлению образования Администрации города Абакана

ул. Пушкина, 122,  г. Абакан,

Республика Хакасия, 655017

 

2. Уполномоченному органу - Комитету муниципальной экономики Администрации города Абакана

ул. Щетинкина, 10, г. Абакан,

Республика Хакасия, 655017

 

3. Обществу с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ»

ул. Летчиков, д.6,офис 14,15, г.Уфа, Башкортостан, 450010

 

4. Оператору электронной площадки

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

ko@sberbank-ast.ru

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе по жалобе № 134/КС

 

«14» июня 2016 г.                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю  закупок в составе:

Председатель комиссии -

«…», вр.и.о. руководителя управления;

Члены комиссии:

«…», начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

на основании решения от 14.06.2016 года по жалобе № 134/КС                      ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия муниципального заказчика - Городского управления образования Администрации города Абакана, уполномоченного органа – Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана  при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту детского сада на 320 мест (закупка № 0180300000216000385), в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере  закупок),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Муниципальному заказчику - Городскому управлению образования Администрации города Абакана, при заключении государственного контракта включить в контракт условия об ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение им обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» и с учетом Решения Хакасского УФАС России от 14.06.2016 года по жалобе № 134/КС.

2. Муниципальному заказчику - Городскому управлению образования Администрации города Абакана в срок до 08.07.2016 года  представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания с приложением соответствующих документов.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель комиссии:

«…»

 

Члены комиссии:

 

«…»

«…»

«…»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны