Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 14-Р-16 по признакам наруш... от 3 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю-

<…>

 

Ответчику-

МУП ИРТА «Абакан»

Директору

<…>

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 14-Р-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

31 мая 2016 г.                                                                                              г. Абакан

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе Темерева Татьяна Владимировна – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы, рассмотрев материалы мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступило заявление от физического лица (вх. № 2282 от 04.05.2016 года) о признаках нарушения статьи 8 Федерального закона от 13.03.2006 № 38 – ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в рекламной статье, размещенной в газете «Абакан» № 15 (3115) от 20 апреля 2016 г. полоса № 4, в рекламной статье следующего содержания:

«СИЛК – урожай вас удивит! Цена препарата СИЛК – 120 руб. На сезон необходимо 6 ампул. При покупке пяти 6-я в подарок. Акция действует 29 апреля. Подробности у продавцов- консультантов. Цена «Суперсистемы» - 200 руб. КОЛИЧЕСТВО ОГРАНИЧЕНО. Заказ почтой: 660133, Красноярск, а/я 24818. На правах рекламы. ОГРНИП 304246518000211» (далее – реклама).

Хакасским УФАС России был направлен запрос в адрес газеты «Абакан» о предоставлении документов и сведений относительно распространения указанной рекламы, а также письменные пояснения по поводу размещения рекламы товара (СИЛКа), который реализуется дистанционным способом без указания сведений о продавце такого товара.

На данный запрос поступил ответ, в котором содержались следующие документы: копия договора от 18.04.2016 г. № 2016/РС/0107 на осуществление рекламного обслуживания, заключенный между МУП «ИРТА «Абакан» и <…>; приложение № 1 к договору № 2016/РС/0107, в котором указана дата выхода рекламы 20.04.2016 г., размер макета 400 кв.см., сумма услуги по размещению данной рекламы в размере 7 700 рублей; копия утвержденного макета рекламы; чек от 19.04.2016 г. на оплату услуги по размещению рекламы. Кроме того представлены пояснения руководителя коммерческого отдела, в которых указано, что информация о возможности заказа рекламируемого препарата - СИЛК по почте (дистанционно) в размещенном рекламном материале является дополнительной услугой, которая не является объектом рекламирования, а также в объяснениях имеется ссылка на статью 26.1 Закона от 07.02.1992 г. № 2300-1 «Закон о защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Согласно пункту 1 части 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Определение дистанционного способа продажи товара дано в пункте 2 статьи 497 ГК РФ, в соответствии с которым договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Рассматриваемый договор характеризуется двумя отличительными признаками: во-первых, отсутствие прямого, непосредственного контакта потребителя с товаром либо его образцом до заключения договора и в момент его заключения, и, во-вторых, определение средств ознакомления с товаром: каталоги, буклеты, газеты, проспекты, фотоснимки, средства связи и так далее.

Таким образом, рассматриваемая реклама имеет все квалифицирующие признаки дистанционного способа продажи.

Рекламная информация, размещенная в газете, направлена на привлечение внимания потребителя как к самому биопрепарату, так и к продаже его (СИЛКа) дистанционным способом по указанному в рекламе абонентскому ящику доставки.

Согласно Правилам продажи товаров дистанционным способом, утвержденным Постановлением Правительства РФ N 612 от 27.09.2007 г. (далее - Правила), продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В соответствии с п. 20 названных Правил, договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Из указанной нормы права следует, что момент заключения договора розничной купли-продажи при дистанционном способе продажи не ставится в зависимость от момента оплаты товара и выдачи чека, а определяется моментом сообщения покупателем продавцу своего намерения приобрести товар.

В пункте 3 статьи 497 ГК РФ определен момент исполнения договора розничной купли-продажи, заключенного дистанционным способом: договор считается исполненным с момента доставки товара, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором.

Указанная выше реклама предлагает покупателю продукт (СИЛК), исключая возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении договора, заключаемого посредством получения продавцом сообщения по абонентскому ящику о намерении покупателя приобрести товар (дистанционный способ торговли).

Согласно статье 8 Закона о рекламе в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В нарушение данной нормы права рекламная статья не содержит ФИО продавца товара - физического лица, зарегистрированного в качестве Индивидуального предпринимателя, который в данном случае реализуется как на выставках-продажах, так и дистанционным способом.

Отсутствие данной информации в рекламе не предоставляет возможности потребителю самому каким-то образом вернуть некачественный товар или способствовать защите своих прав и интересов.

Ответственность за нарушение статьи 8 Закона о рекламе несет рекламодатель и рекламораспространитель.

Рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является МУП ИРТА «Абакан».

На  основании  пункта  2  части  1  статьи  33частей  1, 2 статьи 36   Закона  о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения   антимонопольным  органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

                                    

  1. Возбудить производство по делу № 14-Р-16 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать лицо, участвующим в деле:

- заявитель – <…>

- лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – МУП ИРТА «Абакан» <…>

3. Назначить дело № 14-Р-16 к рассмотрению на 13 июля 2016 года в 09 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина 3, каб. 303.

4. МУП ИРТА «Абакан» в срок до 01 июля 2016 года предоставить в адрес Хакасского УФАС России следующие документы и сведения:

 

         1. Свидетельство о регистрации СМИ;

2. Письменные пояснения относительно не указания сведений о продавце товаров в рекламе при дистанционном способе их продажи;

3. Иные документы по своему усмотрению.

 

         Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренной законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, представление недостоверных сведений (информации) – влечет административную ответственность по части 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Явка представителя МУП ИРТА «Абакан» – лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в  рассмотрении дела  по  признакам  нарушения  законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна.

 

 

Председатель Комиссии                                                                     Т.В. Темерева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны