Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по... от 8 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Общество с ограниченной ответственностью «Град-сервис»

Игарская ул., д. 21Р, а/я 783, г. Абакан, Республика Хакасия, 655004

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 145-А-15-АП

об административном правонарушении

 

03 сентября 2015 года                                                                         г. Абакан

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Широкова Ольга Владимировна, рассмотрев протокол и материалы дела № 145-А-15-АП об административном правонарушении, возбужденного в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Град-сервис»:

ИНН 1901086742,

ОГРН 1081901004261,

юридический адрес: Игарская ул., д. 21Р, а/я 783, г. Абакан, Республика Хакасия, 655004,

в присутствии директора Общества с ограниченной ответственностью «Град-сервис» <…>,

 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступило заявление ООО «УТБО» от 16.02.2015 года (вх. № 835) на действия Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Управления имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и ООО «Град-сервис» в части передачи ООО «Град-сервис» земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 в нарушение требований, установленных Законом о защите конкуренции.

Хакасское УФАС России, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства приказом от 20.03.2015 года № 102 возбудило дело в отношении Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Управления имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и Общества с ограниченной ответственностью «Град-сервис» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и реализации соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (передача ООО «Град-сервис» земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 в нарушение требований действующего законодательства).

Хакасское УФАС России решением от 03.07.2015 г.  (дата изготовления решения в полном объеме) признало действия Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Управления имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и Общества с ограниченной ответственностью «Град-сервис» нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения и реализации соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (передача ООО «Град-сервис» земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 в нарушение требований действующего законодательства), выдало Обществу с ограниченной ответственностью «Град-сервис» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно в срок до 10 августа 2015 года прекратить ограничивающее конкуренцию соглашение (договор аренды земельного участка от 13.02.2015 г.) и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции.

При принятии решения по делу № 24-А-15 Комиссия Хакасского УФАС России исходила из следующего.

ООО «Град-сервис» обратилось в Администрацию Усть-Абаканского района с заявлением от 05.09.2013 г. (вх. № 2002) о предоставлении ему в аренду на 49 лет для сельскохозяйственных нужд земельного участка площадью 70000 кв.м, расположенного в Усть-Абаканском районе, пгт. Усть-Абакан, в северной части пгт. Усть-Абакан в районе ООО «Подкунинский хребет» (бывший полигон ОАО «Мибиэкс»).

В газете «Усть-Абаканские известия» от 24.09.2013 г. № 73 опубликовано извещение о принятом заявлении и планируемом предоставлении земельного участка площадью 70000 кв.м из земель населённых пунктов, находящегося в Усть-Абаканском районе, пгт. Усть-Абакан, в северной части пгт. Усть-Абакан в районе ООО «Подкунинский хребет», для сельскохозяйственных нужд с предложением направлять заявления в течение месяца со дня опубликования объявления.

По истечении срока, указанного в публикации, указанный земельный участок 15.01.2014 г. поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера 19:10:010101:2031 разрешённым пользованием для сельскохозяйственных нужд и в связи с отсутствием иных заявлений постановлением Администрации Усть-Абаканского района от 22.01.2014 г. № 50-П предоставлен в аренду сроком на 49 лет для сельскохозяйственных нужд ООО «Град-сервис».

Между муниципальным образованием Усть-Абаканским районом (арендодателем) и ООО «Град-сервис» (арендатором) 22.01.2014 г. заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 сроком на 49 лет для сельскохозяйственных нужд. Регистрация долгосрочного договора в установленном порядке не осуществлялась.

Впоследствии постановлением Администрации Усть-Абаканского поссовета от 17.02.2014 г. № 77-П на основании протокола публичных слушаний от 17.02.2014 г. предоставлено разрешение на условно-разрешённый вид использования земельного участка – для эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов.

При этом заявление ООО «Град-сервис» об изменении вида разрешённого использования земельного участка поступило в Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района 19.02.2014 г. (вх.434).

Дата обращения ООО «Град-сервис» с заявлением об изменении вида разрешённого использования земельного участка не соответствует ссылке в протоколе публичных слушаний от 17.02.2014 г. на то, что они проведены по инициативе ООО «Град-Сервис».

На основании проведенных публичных слушаний было издано постановление Главы Усть-Абаканского района от 25.02.2014 г. № 257-п «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка ООО «Град-сервис».

Постановлением Администрации Усть-Абаканского района от 26.03.2014 г. № 468-П внесены изменения в постановление от 22.01.2014 г. № 50-П в части вида разрешённого использования участка – для эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов.

Между муниципальным образованием Усть-Абаканский район (арендодателем) и ООО «Град-сервис» 26.03.2014 г. заключён новый договор аренды спорного земельного участка с новым видом разрешённого использования «для эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов» сроком на 49 лет, подписан акт приёма-передачи участка.

Между тем, доказательства того, что земельный участок предоставлен ООО «Град-сервис» для эксплуатации ранее созданного в установленном порядке и действующего полигона ТБО, отсутствуют, в распорядительных документах не упоминаются.

В соответствии с Лицензией № ОП-65-000213 (19), выданной Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору 22.10.2009 г. ООО «УТБО» осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности.

ООО «Град-сервис» является организацией, которая также занимается сбором и транспортировкой твердых бытовых отходов, а также в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ (стр. 7) и лицензией от 30.04.2009 г. № ОТ-65-000185 (19) осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

ООО «Град-сервис» и ООО «УТБО» являются конкурентами на рынке сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, размещения отходов (по смыслу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Так, ООО «УТБО», являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:0008, расположенного в северной части пгт. Усть-Абакан в районе ООО «Подкунинский хребет» (бывший полигон ОАО «Мибиэкс»), использует смежный со спорный земельный участок для эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов на основании договора аренды от 13.05.2008 г. с муниципальным образованием «Усть-Абаканский район».

 Для целей расширения полигона ООО «УТБО» 17.01.2014 г. обратилось в Администрацию Усть-Абаканского района с заявлением о предоставлении ему дополнительно земельного участка с южной стороны арендуемого участка.

Письмом от 24.02.2014 г. Администрация отказала в предоставлении запрашиваемого участка по причине передачи части испрашиваемого участка в аренду иному лицу и планирования на остальной части жилого массива в соответствии с генеральным планом территории.

Считая, что предоставление обществу с ограниченной ответственностью «Град-сервис» смежного с полигоном земельного участка для этих же целей без соблюдения порядка, предусмотренного статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации и Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», нарушило его права и охраняемые законом интересы, ООО «УТБО» обратилось в арбитражный суд с оспариванием заключённого договора аренды земельного участка.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05.11.2014 г. по делу № А74-6062/2014 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031, заключенный между ООО «Град-сервис» и муниципальным образованием «Усть-Абаканский район» от 26.03.2014 г. признан недействительным в силу его ничтожности.

Также Арбитражный суд Республики Хакасия обязал в порядке применения последствий недействительности сделки возвратить земельный участок с кадастровым номером 19:10:010101:2031 площадью 70000 кв.м., расположенный в северной части п.Усть-Абакан в районе «Подкунинский хребет», из пользования общества с ограниченной ответственностью «Град-Сервис» в распоряжение муниципального образования «Усть-Абаканский район» в лице Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района.

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия по указанному делу обжаловано не было, вступило в законную силу.

Постановлением Администрации Усть-Абаканского района от 13.02.2015 года № 337-п были отменены постановления Администрации Усть-Абаканского района от 22.01.2014 года № 50-п «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Град-сервис», 26.03.2014 года № 468-п «О внесении изменений в постановление от 22.01.2014 года № 50-п «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Град-сервис», а также поручено подготовить соглашение о расторжении договора аренды от 26.03.2014 года.

В соответствии с соглашением от 13.02.2015 г. о расторжении договора аренды земельного участка от 26.03.2014 г. (кадастровый номер <...> :10:010101:2031) муниципальное образование Усть-Абаканский район и ООО «Град-сервис» пришли к обоюдному согласию о расторжении договора аренды земельного участка от 26.03.2014 г. Также в адрес Хакасского УФАС России представлен акт приема-передачи земельного участка от 13.02.2015 г.

         Вместе с тем, на основании постановления Главы Усть-Абаканского района <…> от 13.02.2015 г. № 338-П «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Град-сервис» 13 февраля 2015 года между муниципальным образованием Усть-Абаканский район в лице руководителя Управления имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района <…> и ООО «Град-сервис» в лице директора <…> был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 сроком на 49 лет для сельскохозяйственных нужд.

         Торги на право заключения договора от 13.02.2015 г. органом местного самоуправления не проводились.

Согласно выписке из единого государственного реестра прав, на недвижимое имущество по состоянию на 19.05.2015 г. указанный земельный участок находится в пользовании ООО «Град-сервис». Доказательств обратного в антимонопольный орган представлено не было. Представленное ООО «Град-сервис» соглашение о расторжении договора аренды от 13.02.2015 г. не может служить надлежащим доказательством прекращения, ограничивающего конкуренцию соглашения ввиду следующего.

В силу пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса, пункта 2 статьи 26 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, заключенный на срок один год и более, подлежит государственной регистрации. Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом (пункт 3 статьи 433 Гражданского кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 452 Гражданского кодекса соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. В силу приведенной нормы соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, подлежащего государственной регистрации, также подлежит обязательной государственной регистрации.

В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора (пункт 3 статьи 453 Гражданского кодекса).

На момент принятия решения в антимонопольный орган ООО «Град-сервис» представлено соглашение от 08.06.2015 г. о расторжении договора аренды от 13.02.2015 г., не имеющее печати арендодателя – муниципального образования Усть-Абаканский район. Кроме того, у антимонопольного органа отсутствуют сведения о государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды.

Также в материалах дела отсутствуют доказательства возврата арендодателю земельного участка (акт приема-передачи земельного участка).

Таким образом, представленное соглашение о расторжении договора аренды земельного участка не может свидетельствовать о прекращении правоотношений сторон по договору аренды от 13.02.2015 г.

Статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период заключения договора аренды) устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.

Процедура предоставления земельных участков по статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации основана на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности и в этих целях предусматривает предварительное информирование населения о предстоящем предоставлении земельного участка.

Население посредством публикации в местной газете проинформировано о возможном предоставлении участка в границах поселения для сельскохозяйственных нужд.

Однако, в данном случае установленные фактические обстоятельства дела свидетельствовали о том, что целью предоставления земельного участка в аренду изначально являлось использование его для организации полигона твёрдых бытовых отходов согласно профилю деятельности ООО «Град-сервис».

Об этом свидетельствуют, как указано в решении Арбитражного суда Республики Хакасия по делу № А74-6062/2014:

- вид основной деятельности заинтересованного в участке лица, не связанный с сельхозпроизводством, но связанный с захоронением отходов при наличии соответствующей лицензии;

- ссылка в заявлении ООО «Град-сервис» на то, что его подателя интересует территория бывшей свалки, использование которой для сельскохозяйственных нужд вряд ли возможно;

- отсутствие регистрации первого договора аренды для сельскохозяйственных нужд, заключённого на 49 лет;

- тот факт, что пользователь не приступил к использованию земельного участка для испрошенных целей;

- изменение вида разрешенного использования участка через месяц (в зимнее время, исключающее сельхозпроизводство на участке) в порядке, не предусмотренном законом для размещения и эксплуатации данного вида объекта и прежде даты обращения с соответствующим заявлением пользователя;

- отсутствие доказательств отнесения сформированного участка к зоне сельскохозяйственных нужд на территории населённого пункта.

Таким образом, участок формировался и предоставлялся для организации полигона твёрдых бытовых отходов, публикация о предстоящем предоставлении земельного участка содержала недостоверные сведения об истинной цели предоставления участка.

Действия Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Управления имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и ООО «Град-сервис» создали для ООО «УТБО» дискриминационные условия и ограничили его доступ к рынку аренды земли, лишили его возможности получить земельный участок в пользование в установленном законом порядке.

Процедура предоставления земельного участка, предусмотренная статьёй 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в данном случае вообще не могла быть использована органами местного самоуправления, поскольку к объектам размещения отходов в соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусматриваются особые требования: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы (п.7.2 статьи 11 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ (ред.18.12.2006) «Об экологической экспертизе»); объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

То есть размещение полигона ТБО связано с предоставлением земельного участка под строительство этого сооружения в предусмотренном статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядке с определением места размещения объекта.

Доказательства того, что к моменту предоставления земельного участка в аренду ООО «Град-сервис» такое сооружение как «полигон ТБО» существовало, отсутствуют. Следовательно, земельный участок необходим арендатору не только для «эксплуатации», а прежде для создания объекта, который можно было бы впоследствии эксплуатировать.

Поэтому договор аренды не мог быть заключён в обход процедуры предоставления земельного участка для целей строительства полигона ТБО через изменение вида разрешённого использования земельного участка.

Кроме того, согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 по состоянию на 21.03.2014 г., Арбитражным судом Республики Хакасия было установлено, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, что исключает его  предоставление для целей размещения полигона ТБО в силу прямого запрета в статье 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» без изменения границ населённого пункта, т.е. изменения категории земельного участка.

         В связи с чем, указанные обстоятельства не позволили ООО «УТБО» рассматривать практически вопрос о расширении полигона с северной стороны.

          В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

  В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции, соглашение – это договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, то есть, обязательным является наличие и доказанность волеизъявления двух сторон соглашения, как органа власти, так и хозяйствующего субъекта.

Согласно письму ФАС России от 12.02.2015 года № КА/6078/15 «О методических рекомендациях по статье 16 Закона о защите конкуренции» сам по себе факт предоставления органом власти вне конкурентных процедур хозяйствующему субъекту земельных участков не может быть использован в качестве единственного и исчерпывающего доказательства нарушения антимонопольного законодательства без учета иных обстоятельств и доказательств, свидетельствующих о наличии или отсутствии волеизъявления хозяйствующего субъекта и органа власти, направленного на заключение антиконкурентного соглашения. Вместе с тем, в качестве иных обстоятельств и доказательств наличия волеизъявления могут выступать, например, неоднократность фактов предоставления органом власти вне конкурентных процедур хозяйствующему субъекту земельных участков и другие обстоятельства.

В рассматриваемом случае, комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что действия Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Управления имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и ООО «Град-Сервис» содержат признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции в силу следующих причин.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Главы Усть-Абаканского района <…> от 13.02.2015 г. № 338-П «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Град-сервис» 13 февраля 2015 года между муниципальным образованием Усть-Абаканский район в лице руководителя Управления имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района <…> и ООО «Град-сервис» в лице директора <…> был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 сроком на 49 лет для сельскохозяйственных нужд.

Договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 от 13.02.2015 г. с ООО «Град-сервис» заключен без публикации органа местного самоуправления информации о намерении предоставить земельный участок в аренду и в отсутствие заявления ООО «Град-сервис» о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031, площадью 70000 кв.м, расположенного в Усть-Абаканском районе, пгт. Усть-Абакан, в северной части пгт. Усть-Абакан в районе ООО «Подкунинский хребет» (бывший полигон ОАО «Мибиэкс»).

Ссылку ООО «Град-сервис» на то, что публикация в газете о передаче земельного участка в аренду была сделана заблаговременно, а именно 24.09.2013 г., Хакасское УФАС России считает несостоятельной ввиду следующего.

Как следует из публикации от 24.09.2013 г. администрация муниципального образования сообщила о том, что приняты заявления на передачу в аренду земельных участков, в том числе и земельного участка по оспариваемому договору и указала на возможность заинтересованных лиц подать заявки на приобретение указанных участков в течение месяца с момента публикации, то есть до 24.10.2013 г.

Как указывалось выше, участок, переданный по договору аренды от 13.02.2015 г., был сформирован, следовательно, передача его в аренду могла быть осуществлена в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 38 Земельного кодекса РФ, то есть с условием обязательной публикации в средствах массовой информации и дальнейшего проведения торгов.

Таким образом, процедура предоставления земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031, площадью 70000 кв.м, расположенного в Усть-Абаканском районе, пгт. Усть-Абакан, в северной части пгт. Усть-Абакан в районе ООО «Подкунинский хребет» (бывший полигон ОАО «Мибиэкс») для сельскохозяйственных нужд сроком на 49 лет и заключение договора аренды от 13.02.2015 г. нарушена, ввиду несоответствия статьям 34, 38 Земельного кодекса РФ.

Рассматриваемый земельный участок предоставлен ООО «Град-сервис» в обход порядка, предусмотренного законодательством.

Следовательно, во-первых, указанные действия субъектов антиконкурентного соглашения имели определенную цель – создание дискриминационных условий ООО «УТБО» (со стороны органов местного самоуправления) и устранение конкуренции (со стороны ООО «Град-сервис»). Во-вторых, органами местного самоуправления, помимо земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 в нарушение требований земельного и антимонопольного законодательства, также незаконно был предоставлен ООО «Град-сервис» земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:1458 (аналогичные обстоятельства). И, в-третьих, ответчиками по делу А74-6062/2014 в Арбитражном суде Республики Хакасия были Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Управление имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района, ООО «Град-сервис», что подтверждает их осведомленность в части незаконных действий по предоставлению в аренду спорного земельного участка, то есть до настоящего времени продолжаются нарушения и ограничения в отношении ООО «УТБО», а именно, несмотря на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05.11.2014 г. по делу № А74-6062/2014, в соответствии с которым договор от 26.03.2014 г. земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 между ООО «Град-сервис» и муниципальным образованием «Усть-Абаканский район» признан недействительным в силу его ничтожности, ООО «Град-сервис» и Управление имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района на основании постановления Главы Усть-Абаканского района <…> от 13.02.2015 г. № 338-П «О предоставлении земельного участка в аренду ООО «Град-сервис» 13 февраля 2015 года заключают договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 сроком на 49 лет для сельскохозяйственных нужд в обход процедур, предусмотренных действующим законодательством.

Проанализировав материалы дела, рассмотрев представленные сторонами по делу, документы и материалы, исследовав доводы и возражения сторон, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу о том, что действия Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, Управления имущественных отношений Администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и Общества с ограниченной ответственностью «Град-сервис» в части заключении и реализации соглашения между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, если такое соглашение приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (передача ООО «Град-сервис» земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 в нарушение требований действующего законодательства), нарушают требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, решением по делу № 24-А-15 от 03.07.2015 г. ООО «Град-сервис» признано нарушившим требования пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Указанное нарушение антимонопольного законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи  14.32 КоАП РФ – заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий -  влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно статьи 23.48 КоАП РФ территориальные антимонопольные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 КоАП РФ, предусматривающей ответственность юридических лиц за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.32 КоАП РФ, является вступление в силу решения комиссии антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Решение Хакасского УФАС России по делу № 24-А-15 от 03.07.2015 года вступило в законную силу.

В силу части 1 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицом, привлекаемым к ответственности в настоящем деле, является юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Град-сервис».

Между муниципальным образованием Усть-Абаканский район в лице руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района <…> и Обществом с ограниченной ответственностью «Град-сервис» в лице директора <…> заключены соглашения, недопустимые в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а именно подписаны договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 от 22.01.2014 г. сроком на 49 лет для сельскохозяйственных нужд, договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 от 26.03.2014 г. сроком на 49 лет для эксплуатации полигона твёрдых бытовых отходов,  договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:010101:2031 от 13.02.2015 г. сроком на 49 лет для сельскохозяйственных нужд.

В связи с чем, 07.07.2015 года заказным письмом по юридическому адресу ООО «Град-сервис» было направлено уведомление о составлении протокола.

20.08.2015 года в присутствии директора ООО «Град-сервис» <…>, извещенного надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, был составлен протокол об административном правонарушении. Определением о назначении времени и места рассмотрения дела № 145-А-15-АП об административном правонарушении дело назначено к рассмотрению на 03.09.2015 года в 14 часов 15 минут.

В объяснениях к протоколу об административных правонарушениях <…> вину не признал, указал, что с протоколом об административном правонарушении не согласен.

В письменных пояснениях, представленных во исполнение определения о назначении времени и места рассмотрения дела № 145-А-15-АП, <…> указал, что ООО «Град-сервис» и МО Усть-Абаканский район подписано соглашение от 08.06.2015 г. о расторжении договора аренды земельного участка, предписание антимонопольного органа исполнено. Кроме того, ООО «Град-сервис» не было инициатором подписания договора аренды земельного участка. ООО «Град-сервис» является малым предприятием, в настоящее время имеет трудное финансовое положение (подтверждающие документы не представлены).

Рассмотрев указанные доводы, прихожу к следующим выводам.

Исполнение законного предписания антимонопольного органа, выданного по результатам рассмотрения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства, является обязанностью лица, в отношении которого указанное предписание выдано. ООО «Град-сервис» совершило действия, направленные на обеспечение конкуренции, только после того, как антимонопольным органом было выдано соответствующее предписание, что нельзя считать добровольным прекращением нарушения антимонопольного законодательства.

Следовательно, действия (бездействие) ООО «Град-сервис». содержат признаки объективной сто­роны административного правонарушения, предусмотренной статьей 14.32 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения ООО «Град-сервис» подтверждается протоколом по делу № 145-А-15-АП об административном правонарушении от 20.08.2015 года, а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения ООО «Град-сервис» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица (личность виновного, его имущественное положение), обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При определении порядка исчисления и размера штрафа учтены положения статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также следующее.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной:

-  сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумме расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации или приобретению товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Поскольку правонарушение выявлено в 2015 году, размер штрафа должен исчисляться исходя из выручки предприятия за 2014 год, предшествующий 2015 году.

Из примечания к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что для целей применения настоящей главы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) определяются в соответствии со статьями 254 и 268 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, исходной величиной для исчисления административного штрафа по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является весь совокупный размер выручки субъекта правонарушения, полученной от реализации всех товаров (работы, услуги), на рынке которых выявлено правонарушение.

В ходе рассмотрения дела ООО «Град-сервис» представлена информация о выручке общества за 2014 год.

Согласно данным документам совокупный размер выручки от реализации всех товаров, работ, услуг ООО «Град-сервис» на территории Республики Хакасия за отчетный период составил 43 633 076 рублей, сумма расходов общества на рынке аренды земли за 2014 год составила 4 923 рублей.

  Поскольку сумма Расходов на рынке на рынке аренды земли за 2014 год не превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров, работ, услуг, сумму штрафа следует исчислять от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение.

 Исходя из расчета суммы штрафа следует, что минимальный размер штрафа по статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в редакции, действующей на дату совершения правонарушения, составит 49 рублей 23 копеек (одна сотая), максимальный размер штрафа – 738 рублей 45 копеек (пятнадцать сотых).

С учетом положений пункта 4 примечания к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии смягчающих и отягчающих вину обстоятельств административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа и половины разности максимального размера штрафа и минимального размера штрафа, что составит  393 рубля 84 копейки.

В соответствии с пунктом 3 Примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, смягчающие административную ответственность, а именно лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них.

В силу пункта 4 Примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3, пунктами 1, 2 и 3 примечания 3 к статье 14.31. Так, в рассматриваемом случае, в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, следует отнести обстоятельство, предусмотренное пунктом 1 Примечания 3 к статье 14.31 КоАП РФ, а именно совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год. В данном случае временем совершения административного правонарушения считается период с 22.01.2014 года до 08.06.2015 года.

Согласно пункту 4 Примечания к статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения. При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

Иных обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не обнаружено.

Таким образом, каждое из обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, учитывается при исчислении размера административного штрафа в размере одной восьмой разности максимального и минимального размера административного штрафа и определяется по формуле:

ОО (ОС) = (МаксШ-МинШ)/8

ОО (ОС) =(738,45-49,23)/8=86,1525

С учетом одного смягчающего обстоятельства (лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения), а также одного отягчающего обстоятельства (совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год) размер административного штрафа, подлежащего наложению, является суммой базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность:

ПШ=БШ + (ОО*n)-(ОС*n), где n – количество обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность

ПШ = 393, 84 + (86, 1525 – 86, 1525) = 393, 84

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа, подлежащего наложению не может быть менее 100 000 рублей.

При указанных обстоятельствах прихожу к выводу о том, что штраф в сумме 100 000 рублей 00 копеек соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности. При этом достигнуты и цели административного наказания: частная и общая превенции (часть 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Град-сервис» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Приказу Федеральной антимонопольной службы от 18.02.2014 года № 103/14 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополий и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачивается в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

ИНН 1901021801, КПП 190101001

УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России),

р/с 40101810200000010001, отделение – НБ Республика Хакасия,

БИК 049514001,

Код ОКТМО 95 630 000,

Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140 – «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

В поле назначения платежа после основания, указать «в соответствии с частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (3902) 22-62-55.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление по делу об административном правонарушении выдано 03 сентября 2015 года, вступает в законную силу с 14 сентября 2015 года в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 статьи 31.1 КоАП РФ. 

 

 

 

Заместитель руководителя                                                        О.В. Широкова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны