Решение б/н РЕШЕНИЕ по жа... от 4 июля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Муниципальному заказчику –

МБОУ «Красноключинская ООШ»

ул. Школьная, 5, аал Красный Ключ,

Бейский р-н, Республика Хакасия, 655784

 

 

2. Обществу с ограниченной           ответственностью                «СТРОЙИНВЕСТ»

ул. Летчиков, д. 6, офис 14,15 г. Уфа,   Башкортостан, 450010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 01.07.2016  06-3673 ап                  РЕШЕНИЕ

                                              по жалобе № 147/КС

 

«29» июня 2016 г.                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии -

«…»., Вр.и.о руководителя управления;

Членов комиссии:

«…»., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«..»., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…»., специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии сторон:

1. Муниципального заказчика – Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноключинская основная общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «Красноключинская ООШ»):

-«…», по доверенности от 27.06.2016 г. № 02,

-«…», по доверенности от 27.06.2016 г. № 02,

-«..», по доверенности от  29.06.2016 б/н.

 

2. в отсутствии заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙИНВЕСТ» (далее – ООО «СТРОЙИНВЕСТ») уведомленного надлежащим образом о времени и месте заседания комиссии,

рассмотрев жалобу  № 147/КС  ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия муниципального заказчика  – МБОУ «Красноключинская  ООШ» при проведении электронного аукциона на   капитальный ремонт школы (закупка №0380300015016000004) и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,

 

                                                УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 23.06.2016 г. вх. № 3317 поступила жалоба ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия муниципального заказчика  – МБОУ «Красноключинская  ООШ» при проведении электронного аукциона на   капитальный ремонт школы (закупка №0380300015016000004).

 В своей жалобе заявитель указывает, что аукционная документация составлена с нарушениями  Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно:

1) Пунктами 1 и 2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено что, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Однако, проект контракта закрепляет окончательный размер обеспечения исполнения контракта «10.1. В качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по контракту Подрядчиком предоставлено Заказчику обеспечение исполнения обязательств по контракту в размере 15%, в сумме 2231127 (ДВА МИЛИОНА ДВЕСТИ ТРИДЦАТЬ ОДНА ТЫСЯЧА СТО ДВАДЦАТЬ СЕМЬ) рублей 00 копеек» , который согласно статье 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок меняться не может.

Таким образом, в проекте контракта установлен конкретный размер обеспечения исполнения контракта и  не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК.

       Следовательно, заказчиком нарушена часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

2) В Информационной карте указаны обязательные требования к участникам закупки: наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта и наличие лицензии МЧС России.

Условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствуют части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на оказание услуг, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.

Таким образом, действия Заказчика, установившего излишнее требование к участникам закупки, а именно Лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ на осуществление производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

3) Заказчиком в нарушение пунктом 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не устанавливаемо в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99.

        На основании вышеизложенного, податель жалобы просит:

- рассмотреть настоящую жалобу в порядке, установленном статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок;

- приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта;

- признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В адрес антимонопольного управления 28.06.2016 года вх. № 3393 поступил пакет документов от муниципального заказчика.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представители муниципального заказчика, пояснили.

В пункте 17 в документации установлены антидемпинговые меры при проведении аукциона в электронной форме, в проекте данных требований не было установлены.

В информационной карте установлены обязательные требования к участникам закупки: наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта:

         6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.

16. Устройство наружных сетей водопровода

17. Устройство наружных сетей канализации

18. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23.4. Монтаж оборудования котельных

24.26. Пусконаладочные работы обще котельных систем и

инженерных коммуникаций

33.3 Жилищно-гражданское строительство.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицензировании деятельности  по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», установлено требование о наличии лицензии МЧС России.

Представитель заказчика отметил, что подрядчик может выполнят работы как лично так и с привлечением субподрядных организаций, и требования установлены в соответствии с законодательством.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у муниципального заказчика документы и информация о размещении закупки №  0380300015016000004 представлены на рассмотрение жалобы № 147/КС  в полном объеме.

В результате анализа и оценки информации и документов, в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

03.06.2016 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на Электронной  площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» размещена информация (извещение, аукционная документация, сметы) о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт школы (закупка № 0380300015016000004).

Начальная (максимальная) цена контракта 14 874 180 ,00 рублей.

Документация об аукционе № 0380300015016000004 утверждена директором МБОУ «Красноключинская  ООШ»  «…».

1. По доводу № 1 заявителя жалобы (о нарушении части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок:

1.Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность.

Согласно части 6 статьи 37 Закона о контрактной системе в сфере закупок, обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения.

Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.

Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системы в сфере закупок заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечение исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе  в сфере закупок, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30 процентов НМЦК указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 процентов НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрено выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30 процентов НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложения в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.

В пункте10.1 проекта контракта указано: «В качестве обеспечения надлежащего исполнения обязательств по контракту Подрядчиком предоставлено Заказчику обеспечение исполнения обязательств по контракту в размере 15%, в сумме 2231127 (ДВА МИЛИОНА ДВЕСТИ ТРИДЦАТЬ ОДНА ТЫСЯЧА СТО ДВАДЦАТЬ СЕМЬ) рублей 00 копеек».

В нарушение части 1,6 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок в проекте не указана возможность обеспечения исполнения контракта в случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на 25 и более процентов по отношению к НМЦК.

Довод заявителя нашел свое подтверждение.

2. По доводу № 2 заявителя жалобы (об излишнем установлении требований к участникам закупки).

В информационной карте обязательные требования к участникам за-купки: наличие свидетельства СРО о допуске к видам работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта:

6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций.

16. Устройство наружных сетей водопровода

17. Устройство наружных сетей канализации

18. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23.4. Монтаж оборудования котельных

24.26. Пусконаладочные работы обще котельных систем и

инженерных коммуникаций

33.3 Жилищно-гражданское строительство.

2.Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 №1225 «О лицен-зировании деятельности  по монтажу, техническому обслуживанию и ре-монту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», наличие лицензии МЧС России.

Пунктом 1.2. проекта контракта предусмотрено, что подрядчик имеет право нанять субподрядчика на выполнение части работ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.

Таким образом, действия заказчика, установившего в документации об аукционе требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, а также лицензий Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации на монтаж систем пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации, противопожарного водоснабжения, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Довод заявителя нашел свое подтверждение.

3. По доводу заявителя № 3 (о не установлении в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99.)

Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок определено, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок,   информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

  Пунктом 6 части 5 статьи  63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункта 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015г. № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки, указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление от 04.02.2015 г. № 99) к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.

Согласно пункта 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и документацией об аукционе объектом закупки № 0380300015016000004  является капитальный ремонт.

Начальная (максимальная) цена контракта 14 874 180,00 рублей.

        Комиссией антимонопольного органа установлено, что извещение о проведении электронного аукциона  и документация об аукционе (закупка № 0380300015016000004) не содержат информации и перечня документов согласно требованиям установленным Постановлением от 04.02.2015 г. № 99.

Таким образом, в нарушение части 4 статьи 31, пункта 2 части 5 статьи 66  Закона о контрактной системе в сфере закупок, в документации об аукционе не установлено  требование, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. № 99.

В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66  Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении и документации не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены для подтверждения данного требования.

  Вышеуказанный довод заявителя, признан обоснованным.

На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» нашли  свое подтверждение что дает основание признать жалобу обоснованной.

       В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 147/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

       Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки установлены следующие нарушения.

1. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Требования к участникам закупки определены статьей 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 года № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее - Постановление  Правительства РФ от 29.12.2015 года № 1457) утвержден Перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики запрещено с 1 января 2016 года (далее – Перечень).

Согласно пункта 5 Перечня, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено.

 В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и документацией об аукционе объектом закупки № 0380300015016000004  является капитальный ремонт здания.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что извещение о проведении электронного аукциона  (закупка № 0380300015016000004) не содержит информацию о том, что выполнение работ по  капитальному  ремонту  запрещено осуществлять организациями, находящимся под юрисдикцией Республики Турции, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Таким образом, в нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона  и документации об аукционе не установлено  требование, по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 №1457, а так же исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены для подтверждения данного требования.

2. Согласно части 2  статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Заказчиком в Извещении установлены Требование к участникам в соответствии с пунктами 1,2,3,4 части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона и документацией об аукционе объектом закупки № 0380300015016000004  является капитальный ремонт.

Постановление Правительства Российской Федерации N 99 не  требует к данному объект закупки установления дополнительных требований к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Таким образом, в нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в извещении установлены дополнительные  требования к участникам закупок .

3. Согласно пункту 2 части  1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В нарушение пункта 2 части  1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в документации об электронном аукционе закупка № 0380300015016000004 отсутствует инструкция по заполнению заявки.

4. Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктом 6.4 Проекта контракта документации об аукционе, заказчиком установлено, что: «В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, Подрядчик  вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается договором в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования  Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штраф начисляется за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных договором, в размере 2,5 процента цены договора».

         Однако, в подпунктах а) - г) пункта 5 Правил установлены иные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено внесение изменений в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке, а также то, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, комиссия антимонопольного органа полагает, что заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Следовательно, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 874 180  рублей, в проекте контракта необходимо предусмотреть размер штрафных санкций для заказчика не только в случае снижения цены контракта более 3 млн.руб., но и случай, когда цена контракта по результатам электронного аукциона   будет снижена менее 3 млн.руб. (подпункт а) пункта 5 Правил).

Таким образом, в проекте контракта аукционной документации не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в виду чего, действия заказчика нарушают часть 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

5. Согласно части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок,  штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе в сфере закупок.

Пунктом 4 Правил установлено, что за  ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктом 6.6 проекта контракта установлено «Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком  обязательств, предусмотренных договором, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных договором в размере 10 процентов цены договора».

Однако,  в подпунктах а) - г) пункта 4 Правил установлены иные размеры штрафа в зависимости от цены контракта.

При таких обстоятельствах, а также учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено внесение изменений в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке, а также то, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, комиссия антимонопольного органа полагает, что заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Следовательно, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 14 874 180  рублей, в проекте контракта необходимо предусмотреть все возможные значения размеров штрафных санкций для подрядчика. Таким образом, в проекте контракта аукционной документации не установлен соответствующий требованиям Правил порядок определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в виду чего, действия заказчика нарушают часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

6. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В нарушение части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в Проекте контракта (закупка № 0380300015016000004) не предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.

7. Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке

В нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона № 0380300015016000004 заказчиком не установлены требование по пунктам 3-5, 7, 9, 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

8. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию в том, числе-: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

В нарушение пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе не содержит дат начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

9. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В пункте 9.1 проекта контракта указано: «Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного его исполнения».

Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации.

В части 2 статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (пункт 4 Информационного письма Президиума ВАС Российской Федерации от 11.01.2002 № 66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.

Таким образом, учитывая, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц, при этом, как следует из пункта 13.1 проекта контракта, данный срок не определен, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что в данном случае невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является со стороны заказчика нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку ограничивает право участника закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

Согласно пункта 3.36. Административного регламента,  в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом  2  части 22 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссией антимонопольного органа установлено, что выявленные нарушения повлияли  на определение поставщика, в связи с чем, принято решение выдавать заказчику предписание.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части пункта 1 части 1, частей 2, 3, 4, 5, 6  статьи 31, частей 5, 8 статьи 34, пунктов 1, 2 статьи 37, пункта 6 части 5 статьи 63, пунктов 2, 11 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66, части 1 статьи 95, части 1,3,6 статьи 96,  части 15, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.31, 3.34,3.36 Административного регламента, Градостроительного кодекса РФ, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

 РЕШИЛА:

 

         1. Признать жалобу № 147/КС ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия муниципального заказчика  – МБОУ «Красноключинская  ООШ» при проведении электронного аукциона на   капитальный ремонт школы (закупка №0380300015016000004)  обоснованной.

         2. Признать муниципального заказчика - МБОУ «Красноключинская  ООШ» нарушившим части  1, 5, 6 статьи 31, пункты 5,8 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 2, 11 части 1 статьи 64, пункт 2 части 5 статьи 66, части 1, 3, 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

  3. Выдать муниципальному заказчику - МБОУ «Красноключинская  ООШ» и его комиссии предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

1. Муниципальному заказчику –

МБОУ «Красноключинская ООШ»

ул. Школьная, 5, аал Красный Ключ,

Бейский р-н, Республика Хакасия, 655784

 

 

2. Обществу с ограниченной           ответственностью                «СТРОЙИНВЕСТ»

ул. Летчиков, д. 6, офис 14,15 г. Уфа,   Башкортостан, 450010

 

 

01.07.2016 06-3674 ап

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе по жалобе № 147/КС

 

«29» июня 2016 г.                                                                                   г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

Председатель комиссии -

«…»., Вр.и.о руководителя управления;

Члены комиссии:

«…»., начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…»., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти

«…»., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

      на основании решения от 29.06.2016 года по жалобе № 147/КС  ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия муниципального заказчика  – МБОУ «Красноключинская  ООШ» при проведении электронного аукциона на   капитальный ремонт школы (закупка №0380300015016000004), в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере  закупок),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

I.     Муниципальному заказчику - МБОУ «Красноключинская  ООШ» и его комиссии устранить нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, путем аннулирования определения поставщика, для чего:

     а) отменить Протокол о признании электронного аукциона несостоявшимся от 29.06.2016 №0380300015016000004-1.

       б) разместить на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) информацию об отмене Протокола, указанного в пункте а) настоящего предписания;

       в) привести в соответствие извещение, аукционную документацию и проект контракта, руководствуясь нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок и в соответствии с решением Хакасского УФАС России по жалобе № 147/КС от 29.06.2016г.;

        г) разместить на официальном сайте информацию о соответствующих изменениях.

д) осуществить проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Хакасского УФАС России по жалобе № 147/КС от 29.06.2016г.

II. Оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ»:

а) обеспечить муниципальному заказчику - МБОУ «Красноключинская  ООШ» возможность отменить протокол, указанный в пункте а) раздела I настоящего предписания и возможность внести изменение в извещение и аукционную  документацию;

б) осуществить проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере  закупок и с учетом решения Хакасского УФАС России по жалобе № 147/КС от 29.06.2016г.

III. Муниципальному заказчику представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия подтверждение исполнения настоящего предписания по разделу I, оператору электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» – по разделу II, с приложением соответствующих документов в срок до 20.07.2016г.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель комиссии:

«…»

Члены комиссии:

«…»

«…»

«…»

Связанные организации

Связанные организации не указаны