Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 15-А-Т-15 от 12 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Индивидуальному предпринимателю

<…>

655002, г. Абакан, ул. Хлебная,

 

ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания»

 

655017, Республика Хакасия, г. Абакан, промзона Ташебинский пром. Узел, промплощадка Абаканской ТЭЦ

 

655001, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Б. Хмельницкого, 289,

а/я 1310

ustk@sibgenco.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 15-А-Т-15

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  16.09.2015

В полном объеме решение изготовлено 30.09.2015

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

В отсутствие члена комиссии Темеревой Т.В., находящейся в служебной командировке, однако кворум имеется, комиссия правомочна рассматривать дело,

в рассмотрении дела приняли участие:

Представитель ИП <…> – <…>, действующая на основании доверенности № 15 от 28.04.2015;

Представитель ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания» <…>, действующий на основании доверенности № 11/1 от 03.03.2015,

рассмотрев дело № 15-А-Т-15, возбужденное по признакам нарушения  ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания» (далее ООО «ЮСТК») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Хакасское УФАС России 19.05.2015 поступило заявление ИП <…> (далее также индивидуальный предприниматель, Заявитель), указывающее на признаки нарушения ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания» (далее ООО «ЮСТК», Ответчик) антимонопольного законодательства, выразившегося в уклонении от выдачи технических условий подключения или информации о плате за подключение к тепловой сети принадлежащего ИП <…> объекта «Торгово-развлекательный центр РолБи», расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, д. 29.

В заявлении ИП <…> указала, что 17.02.2015 обратилась в адрес ООО «ЮСТК» с заявлением о получении технических условий подключения или информации о плате за подключение.

16.03.2015 ООО «ЮСТК» ответило на заявление ИП <…>, сообщив, что заявление будет рассмотрено после уточнения информации о правообладателе тепловой сети. ИП <…> в заявлении от 19.05.2015 отмечает, что с даты подачи заявления о выдаче технических условий подключения прошло более двух месяцев, однако технические условия ООО «ЮСТК» так и не выданы.

05.06.2015 ИП <…> направила в Хакасское УФАС России дополнение к заявлению от 19.05.2015 (вх. № 3113), которым сообщила, что 27.05.2015 ООО «ЮСТК» подготовило и направило ей технические условия и информацию о плате за подключение № 82, при этом в технических условиях № 82 указана точка подключения ТК-1 (сущ.), отличная от точки подключения ТК-4, указанной в технических условиях на подключение к сетям от 26.07.2012 № 31, которые были выданы ранее в ходе проведения аукциона.

Усмотрев в действиях ООО «ЮСТК» признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 208 от 19.06.2015 было возбуждено дело № 15-А-Т-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 19.06.2015 рассмотрение дела назначено на 09.07.2015, определениями от 09.07.2015, 17.08.2015 рассмотрение дела откладывалось.

На заседаниях комиссии представитель Заявителя подтвердила доводы, изложенные в заявлении и дополнении к заявлению, указала, что настаивает на своих требованиях в части нарушения ООО «ЮСТК» сроков выдачи технических условий по заявке от 17.02.2015. Кроме того, представитель заявителя считает, что ИП <…> был соблюден порядок обращения с заявлением о выдаче технических условий, в связи с тем, что ИП <…> . имела сведения об организации, выдающей технические условия подключения к тепловой сети, так как данная информация является открытой.

Представитель Ответчика не согласился с требованиями индивидуального предпринимателя со ссылкой на пояснения, предоставленные ООО «ЮСТК» в материалы дела. Указал, что в действиях теплосетевой организации отсутствует нарушение Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Указал, что участок тепловой сети, к которой планировалось подключение объекта Заявителя, не принадлежит ООО «ЮСТК», правообладателем данного участка является ООО «Кузбасс Капитал Инвест». Таким образом, ИП <…> необходимо было обратиться за выдачей технических условий к основному абоненту либо в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении сведений об организации, выдающей технические условия.

В связи с изложенным, представитель Ответчика полагает, что доводы индивидуального предпринимателя о нарушении ООО «ЮСТК» сроков выдачи технических условий являются необоснованными.

 

Из пояснений лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, имеющихся в материалах дела информации и доказательств, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела № 15-А-Т-15 установлено следующее.

МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» был объявлен открытый конкурс (извещение о проведении торгов № 190514/5463395/01) на право заключения договора аренды имущества, находящегося в муниципальной собственности, целевое назначение которого – обеспечение теплоснабжения и горячего водоснабжения населения и организаций в границах г. Абакана. Единственным участником открытого конкурса являлось ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания»,  признанное победителем торгов.

Решением Федеральной антимонопольной службы от 28.08.2014 № ЦА/34755/14 по  результатам рассмотрения ходатайства ООО «ЮСТК» о даче согласия на получение во временное владение и пользование основных производственных средств и нематериальных активов МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети» ходатайство удовлетворено.

31.08.2014 заключен договор аренды объектов теплоснабжения, расположенных в г. Абакане со сроком действия по 31.07.2017, согласно которому ООО «ЮСТК» во временное владение и пользование переданы объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности города Абакана и закрепленные на праве хозяйственного ведения за муниципальным предприятием г. Абакана «Абаканские тепловые сети». Имущество передано Арендатору для обеспечения теплоснабжения и горячего водоснабжения населения и  организаций в границах городского округа г. Абакан. Границы зоны деятельности ООО «ЮСТК» установлены по отпайкам тепловых сетей от магистральных тепловых сетей Абаканской ТЭЦ до потребителей, а также котельные с тепловыми сетями до потребителей.

Постановлением Администрации города Абакана от 30.09.2014 № 1934 «Об утверждении схемы теплоснабжения муниципального образования город  Абакан на период до 2030 года» утверждена Схема теплоснабжения города Абакан, учитывающая. Статус единой теплоснабжающей организации присвоен Открытому акционерному обществу «Енисейская ТГК (ТГК-13)» в лице филиала «Абаканская ТЭЦ».

В период с 01.09.2014 в связи с передачей в аренду объектов инфраструктуры и присвоением  Абаканской ТЭЦ  статуса ЕТО (с 30.09.2014) изменилась схема договорных отношений: все договоры теплоснабжения с конечными  потребителями заключаются Абаканской ТЭЦ (филиал ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)»), ООО «ЮСТК» с 01.09.2014 переданы объекты теплоснабжения (котельные и внутриквартальные  тепловые сети, ранее принадлежащие МП «АТС»), предприятие является также производителем тепловой энергии на указанных котельных, оказывает услуги по передаче тепловой энергии,  реализует произведенную тепловую энергию только ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)», которое в свою очередь осуществляет теплоснабжение конечных потребителей.

В соответствии с Выпиской из ЕГРЮЛ Ответчика ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» является единственным учредителем ООО «ЮСТК» с долей 100%, соответственно, указанные хозяйствующие субъекты входят в одну группу лиц в силу требований статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Основным видом деятельности ООО «ЮСТК» является передача пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительными - деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, распределение воды, оптовая торговля электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 18.12.2014 № 113-т для ООО «Южно-Сибирская теплосетевая компания» установлены на 2015 год тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающей организацией, владеющей источниками тепловой энергии, на которых производится теплоноситель; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

 

ИП <…> а зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем 11.05.2010 в ЕГРИП внесена запись,  ОГРНИП <…>.

Согласно протоколу результатов аукциона № 9 от 02.04.2013, проводимого ДГАЗ Абакана, победителем аукциона по лоту № 1 признана ИП <…> Предметом данного лота являлась продажа в собственность земельного участка по ул. Некрасова, 29 в г. Абакане, площадью 6813,0 кв. м, кадастровый номер <...> :01:020103:2870, назначение под строительство торгово-развлекательно центра.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано 27.06.2013, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № 19-19-01/048/2013-244, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 19 АА № 536416.

Одним из условий застройки участка, является присоединение его к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе к сетям теплоснабжения.

Согласно пункта 8 извещения о проведении аукциона были выданы технические условия на подключение к сетям от 26.07.2012 № 31 (далее ТУ № 31). В ТУ № 31 указано, что присоединение возможно через квартальную тепловую сеть от ТК4 по ул. Советской. Пунктом 9 ТУ № 31 предусмотрены прочие условия присоединения, в том числе указаны варианты присоединения, и установлено, что технические условия действительны при условии согласования с владельцем тепловой сети 2ДУ – 150 мм ООО «Кузбасс Капитал Инвест». Пунктом 10 ТУ № 31 также предусмотрено согласование точки присоединения с собственником тепловой сети ООО «Кузбасс Капитал Инвест».

Срок действия ТУ № 31 был установлен до 26.07.2014. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.

        17.02.2015 ИП <…>  обратилась в адрес ООО «ЮСТК» с заявлением о получении технических условий подключения или информации о плате за подключение (исх. № 4), заявление с приложенными к нему документами было получено ООО «ЮСТК» 17.02.2015 вх. № 296.

16.03.2015 исх. № 5.1/5/1460 ООО «ЮСТК» ответило на заявление ИП <…>, сообщив следующее. Подключение объекта к системам теплоснабжения с тепловой нагрузкой 0,983 Гкал/ч технически возможно от тепловой сети 2д159 мм, идущей на Торгово-деловой центр, расположенный по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова 31; подключение Объекта в иной точке технически невозможно; в соответствии с абз. 4 п. 4 Правил подключения к системам теплоснабжения № 307 от 16.04.2012, если подключение объекта возможно через тепловые сети, принадлежащие лицам, не оказывающим услуги по передаче тепловой энергии и не осуществляющим продажу тепловой энергии, то заключение договора о подключении осуществляется теплоснабжающей или теплосетевой организацией (исполнителем) после получения согласия указанных лиц на подключение объекта через принадлежащие им тепловые сети или источники тепловой энергии. В адрес КМЭ администрации г. Абакана направлен запрос о предоставлении информации о законном правообладателе тепловой сети. Таким образом, заявление ИП <…> будет рассмотрено после уточнения информации о правообладателе тепловой сети.

При этом, 05.03.2015 ООО «ЮСТК» обратилось в КМЭ г. Абакана с письмом о статусе (передаче в муниципальную собственность или признания права собственности за иным лицом) бесхозяйной тепловой сети от ТК в районе жилого дома по ул. Некрасова, 25 до торгового центра по ул. Некрасова, 31, переданной ООО «ЮСТК» на техническое обслуживание и содержание согласно распоряжения КМЭ г. Абакана от 15.10.2014.

На указанный запрос ООО «ЮСТК» КМЭ г. Абакана сообщило (письмо от 13.03.2015 № 718), что распоряжением КМЭ от 23.01.2015 № 42 указанная тепловая сеть исключена из перечня бесхозяйных тепловых сетей в связи с обращением ООО «Кузбасс Капитал Инвест». 

03.04.2015 ООО «ЮСТК» в адрес ООО «Кузбасс Капитал Инвест» по э/почте было направлено письмо исх. № 5-1/5/570 о выдаче ТУ с приложением проекта технических условий.

В материалах дела имеется ответ ООО «Кузбасс Капитал Инвест» на указанное письмо ООО «ЮСТК» (представлено КМЭ администрации г. Абакан), в котором ООО «Кузбасс Капитал Инвест» сообщило о готовности рассмотреть возможность выдачи ИП <…> технических условий; с этой целью ООО «Кузбасс Капитал Инвест» просило организовать трехстороннюю встречу для переговоров. 

19.05.2015 исх. № 5.1/4/1057 ООО «ЮСТК» направило в адрес КМЭ администрации г. Абакана письмо с просьбой предоставить документы, подтверждающие право собственности ООО «Кузбасс Капитал Инвест» на тепловую сеть, на данное письмо КМЭ г. Абакана ответило 27.05.2015 исх. № 1255, что документы, подтверждающие право собственности ООО «Кузбасс Капитал Инвест» на тепловую сеть, отсутствуют.

27.05.2015 ООО «ЮСТК» подготовило и направило ИП <…> технические условия и информации о плате за подключение № 82 (далее ТУ № 82). В ТУ № 82 указана точка подключения ТК-1 (сущ.), которая утверждена актуализацией схемы теплоснабжения и которая обслуживается ООО «ЮСТК».

ИП <…> не согласилась с выданными ТУ № 82, о чем сообщила в ООО «ЮСТК» письмом № 12 от 05.06.2015. ИП <…> указывает, что ТУ № 82 не соответствуют Правилам определения и предоставления технических условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 83 от 13.02.2006, а также, что точка подключения в ТУ № 82  от 27.05.2015 (ТК-1) не соответствует точке подключения, указанной в ТУ № 31 от 26.07.2012. В связи с чем, ИП <…> просит выдать новые ТУ. 

В ответ на письмо <…> от 05.06.2015 ООО «ЮСТК» направило письмо от 22.06.2015 № 5.1/4/1267, в котором сообщило, что не вправе подключать от точки, обозначенной в ТУ № 31 от 26.07.2012, поскольку не установлен законный правообладатель тепловой сети, поэтому выданы ТУ № 82 от 27.05.2015 с указанными в них параметрами, в том числе, ближайшая точка подключения – ТК-1. Также со ссылкой на п. 10 Правил № 83 ООО «ЮСТК» сообщило индивидуальном предпринимателю об изменении параметров ранее выданных технических условий, срок действия которых истек.

Относительно принадлежности рассматриваемого участка тепловой сети из имеющихся в материалах дела документов комиссией установлено следующее.

Распоряжением КМЭ администрации г. Абакана от 15.10.2014 № 562 тепловая сеть от ТК в районе жилого дома по ул. Некрасова, 25 до торгового центра по ул. Некрасова,31 передана на техническое обслуживание и содержание ООО «ЮСТК». Ранее распоряжением КМЭ администрации г. Абакана от 09.12.2013 № 622 данная тепловая сеть была передана на техническое обслуживание МП г. Абакана «Абаканские тепловые сети».

В связи с обращением ООО «Кузбасс Капитал Инвест» в адрес администрации г. Абакана распоряжением КМЭ администрации г. Абакана № 42 от 23.01.2015 тепловая сеть от ТК в районе жилого дома по ул. Некрасова, 25 до торгового центра по ул. Некрасова, 31 исключена из перечня имущества, переданного на техническое обслуживание ООО «ЮСТК». О данном факте КМЭ администрации г. Абакана было сообщено в адрес ООО «ЮСТК» (письмо от 13.03.2015 № 718).

При этом КМЭ администрации г. Абакана обращался в адрес ООО «Кузбасс Капитал Инвест» о предоставлении документов, подтверждающих право собственности на спорный участок сети (письма от 25.05.2015 № 1254 и от 14.07.2015 № 1734).

 ООО «Кузбасс Капитал Инвест» на указанные письма КМЭ администрации г. Абакана направило письмо № 998 от 11.08.2015, в котором сообщило о том, что с целью функционального обеспечения торгово-делового центра, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, 31, были построены объекты: система электроснабжения, водоснабжения, канализация и тепловая сеть. Актом раздела границ (балансовой принадлежности) от 02.03.2009 (приложение № 3 к договору от 02.03.2009 № 2345 на поставку и использование тепловой энергии в горячей воде) подтверждается, что тепловая сеть, идущая к торгово-деловому центру, является собственностью ООО «Кузбасс Капитал Инвест».

   

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц,

Следовательно, для установления в действиях ООО «ЮСТК» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо, чтобы общество занимало доминирующее положение на товарном рынке и совершало действия, которые ущемляют или могут ущемлять интересы других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статьей 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, учитывая осуществление ООО «ЮСТК» естественно-монопольного вида деятельности по передаче тепловой энергии, комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу, что ООО «ЮСТК» занимает доминирующее положение на товарном рынке передачи тепловой энергии в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей.

Правовые основы деятельности ООО «ЮСТК» определяются Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), регулирующим отношения в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя.

Частью 1 статьи 14 Закона о теплоснабжении установлено, что подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Учитывая положения статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 13.02.2006 № 83 утвердило Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее Правила № 83).

Правила № 83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.

Пунктом 6 Правил № 83 установлено, что в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.

Если правообладатель земельного участка не имеет сведений об организации, выдающей технические условия, он обращается в орган местного самоуправления с запросом о представлении сведений о такой организации, а орган местного самоуправления представляет в течение 2 рабочих дней с даты обращения сведения о соответствующей организации, включая наименование, юридический и фактический адреса.

Комиссией установлено, что Заявитель, руководствуясь указанной нормой, направил в ООО «ЮСТК» заявку № 4 от 17.02.2015 о выдаче технических условий с приложением всех необходимых документов.

Комиссия соглашается с пояснениями ИП Кошкиной Е.А. о том, что абзац 2 пункта 6 Правил № 83 к рассматриваемым правоотношениям не применим, поскольку Заявителю было известно о том, что ООО «ЮСТК» является  организацией, выдающей технические условия, информация о передаче сетей теплоснабжения в ООО «ЮСТК» является открытой.

В соответствии пунктом 9 Правил № 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «ЮСТК» на заявление ИП <…> от 17.02.2015 выдало технические условия только 27.05.2015, то есть в нарушение пункта 9 Правил № 83 спустя более чем 3 месяца после подачи заявления индивидуальным предпринимателем.

Комиссия Хакасского УФАС России, оценивая довод Ответчика о том, что ИП <…> должна была обратиться за выдачей технических условий в ООО «Кузбасс Капитал Инвест» как основному абоненту, а основной абонент по согласованию с ресурсоснабжающей организацией мог бы выдать технические условия на подключение капитального объекта строительства ИП <…>, находит его несостоятельным, исходя из следующего.

  Согласно пункту 17 Правил № 83 в случае если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения. По соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация.

Исходя из смысла пункта 17 Правил № 83 технические условия на подключение к сетям теплоснабжения выдаются основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией только в том случае, если подключение объекта капитального строительства возможно исключительно к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании основному абоненту, то есть если имеется единственно возможная точка подключения с тепловым сетям.

Вместе с тем, в рассматриваемой ситуации возможность подключения объекта ИП <…> в другой точке, отличной от указанной в ТУ № 31 от 26.07.2012, имеется, что подтверждается выданными ООО «ЮСТК» техническими условиями от 27.05.2015 ТУ № 82, в которых указана точка подключения – ТК-1.

Комиссия Хакасского УФАС России считает не основанной на законе позицию Ответчика о том, что на момент обращения ИП Кошкиной Е.А. с заявлением о выдаче технических условий объект капитального строительства отсутствовал в схеме теплоснабжения г. Абакана, а точка подключения ТК-1 определена только после актуализации схемы теплоснабжения постановлением администрации г. Абакана № 1023 от 15.05.2015, в связи с чем ТУ № 82 с существующей точкой ТК-1 были выданы только после актуализации схемы теплоснабжения.

Пунктом 13 Правил № 83 установлено, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует:

при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса;

при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.

Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения.

Таким образом, отсутствие в схеме теплоснабжения объекта капитального строительства не является основанием для отказа в выдаче технических условий.

Комиссия также отмечает, что ссылка Ответчика на положения Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 несостоятельна, так как указанные Правила определяют порядок подключения теплопотребляющих установок, тепловых сетей и источников тепловой энергии к системам теплоснабжения, а не выдачу технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, то есть в данной ситуации Правила № 307 не применимы.

Кроме того, комиссия учитывает, что письмо ООО «ЮСТК» от 16.03.2015 в адрес ИП <…> о том, что ее заявление о получении технических условий подключения или информации о плате будет рассмотрено после уточнения информации о законном правообладателем тепловой сети, нельзя расценивать как ответ на заявление № 4 от 17.02.2015, поскольку Правилами № 83 продление либо приостановление сроков рассмотрения заявления о выдаче технических условий не предусмотрено.  

Также в ходе рассмотрения дела № 15-А-Т-15 комиссией управления установлено, что подавая заявление о выдаче технических условий, ИП <…> не указывала конкретную точку подключения к тепловым сетям, так как заявитель не располагает такими сведениями с учетом истечения срока ранее выданных технических условий от 26.07.2012, следовательно, обращаясь к ООО «ЮСТК», индивидуальный предприниматель планирует получить технические условия на подключение строящегося объекта к тепловой сети ООО «ЮСТК». Ответчик в своих письменных пояснениях от 26.08.2015 соглашается, что положениями Правил № 83 не предусмотрено обязанности заявителя по указанию точки присоединения, так как возможная точка подключения определяется эксплуатирующей организацией с учетом возможности подключения к уже существующим системам теплоснабжения.

Учитывая изложенное, ООО «ЮСТК», руководствуясь пунктом 9 Правил № 83, было обязано рассмотреть заявление ИП <…> от 17.02.2015 № 4 и определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в срок до 10 марта 2015 года. Вместе с тем, указанный срок ООО «ЮСТК» нарушен.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, оценив пояснения сторон, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что ООО «ЮСТК» злоупотребило своим доминирующим положением на товарном рынке передачи тепловой энергии в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей, так как неправомерные действия ООО «ЮСТК» по нарушению сроков предоставления технических условий привели или могли привести к ущемлению интересов Заявителя, право ИП <…>. на своевременное получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к системам теплоснабжения было нарушено.

Как следует из Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, оценив поведение Ответчика, комиссия управления пришла к выводу о том, что в действиях ООО «ЮСТК» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

С учетом материалов настоящего дела, а именно выдачи ИП <…> 27.05.2015 технических условий, комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО «ЮСТК» предписания.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства может быть прекращено в связи добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

Учитывая, что 27.05.2015 ИП <…> были выданы технические условия на подключение к системам теплоснабжения, комиссия Хакасского УФАС России считает, что имеются основания для прекращения рассмотрения дела в отношении ООО «ЮСТК» в связи с добровольным устранением совершенного нарушения антимонопольного законодательства.

   

Руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции, комиссия управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение ООО «ЮСТК» на рынке передачи тепловой энергии в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей в период с 01.09.2014 по настоящее время доминирующим.
  2. Признать ООО «ЮСТК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части нарушения сроков выдачи технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения по заявлению ИП <…> от 17.02.2015.
  3. Предписание по делу не выдавать.
  4. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением ООО «ЮСТК» нарушения антимонопольного законодательства.  

 

 

Председатель Комиссии

 

                                  

                                  К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

(отсутствует)           Т.В. Темерева

 

                                  Е.А. Исакова

 

                                                 С.В. Мальцева

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны