Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 15-Р-16 от 29 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору

ООО «ЛОМБАРД ЮМ»

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 15-Р-16

 

Резолютивная часть решения оглашена 20.07.2016                           г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 25.07.2016

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

«…» – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены Комиссии:

 

 

         

«…» – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления (отсутствует);

«…» – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

«…»  – специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;

 

 

рассмотрев дело № 15-Р-16, возбужденное по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард ЮМ» (далее – ООО «Ломбард ЮМ») по факту размещения обществом рекламы на билбордах по адресам: г. Абакан перекресток улиц Щетинкина – Пушкина со стороны магазина «Командор», г. Абакан перекресток улиц Щетинкина – Кирова со стороны дома, расположенного по адресу г. Абакан, ул. Щетинкина 29, следующего содержания:

       «Ломбард ЮМ. Деньги на вес золота от 0.13 %. Ювелирный мир …».

       В присутствии представителя ООО «Ломбард ЮМ» - <…> (далее – <…>.), действующего на основании доверенности от 07.07.2016 года б/н,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе выявлено распространение наружной рекламы, размещенной по адресам: г. Абакан перекресток улиц Щетинкина – Пушкина со стороны магазина «Командор» (06.05.2016 года), г. Абакан перекресток улиц Щетинкина – Кирова со стороны дома, расположенного по адресу г. Абакан, ул. Щетинкина 29 (30.04.2016 года), следующего содержания:

«Ломбард ЮМ. Деньги на вес золота от 0.13 %. Ювелирный мир …» (далее - реклама).

16.05.2016 г. Хакасским УФАС России был проведен мониторинг интернет-сайта http://www.ювелирмир.рф, обслуживаемый ООО «Ломбард ЮМ». Согласно данному мониторингу, установлено, что рекламируемый займ предоставляется на льготных условиях, которые предоставляются только постоянным заемщикам данного ломбарда или постоянным клиентам салонов «Ювелирный мир». Рассматриваемый займ имеет условия его приобретения такие как: процентная ставка 0,13 % в день, сумма займа от 100 000 рублей, минимальный срок пользования займом 25 дней.

В связи с этим, Хакасским УФАС России установлено, что существенными условиями рекламируемой ООО «Ломбард ЮМ» финансовой услуги являются: сумма от 100 000 рублей; срок займа от 25 дней; процентная ставка от 0,13% в день.

Хакасским УФАС России был направлен запрос (от 16.05.2016 исх. № 04-2831/КМ) директору ООО «Ломбард ЮМ» о предоставлении информации по размещению вышеуказанной рекламы. В установленный антимонопольным органом срок был получен ответ (от 27.05.2016 вх. № 2748), в котором представлены следующие документы:

-  копия устава предприятия, копия выписки из ЕГРЮЛ;

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

-  копия макета, утвержденного директором ООО «Ломбард ЮМ»;

- договор от 31.03.2016 г. № 0122-16 возмездного оказания услуг, заключенный между ООО «Ломбард ЮМ» и ООО РА «Джем»;

- приложение № 1 к данному договору, в котором указаны: адрес размещения рекламы (г. Абакан, перекресток улиц Пушкина – Щетинкина), сумма за размещение рекламы (20 000 тысяч рублей), дата размещения рекламы с 01.04.2016 по 30.06.2016 гг.;

- платежное поручение от 18.04.2016 г. № 408 оплата за размещение рекламного плаката по счету № 302 от 05.05.2016 г. сумма 38 000 тысяч рублей.

01.06.2016 г. в адрес Хакасского УФАС России, посредством электронной почты, поступили недостающие документы такие как: счет № 302 от 05.04.2016 г., выставленный ООО РА «Джем» покупателю ООО «Ломбард ЮМ», в котором указана цена за размещение двух рассматриваемых реклам за апрель 2016 г., и сумма оплаты за апрель 2016 г., которая составляет 38 000 тысяч рублей; также имеется приложение № 2 к вышеуказанному договору возмездного оказания услуг, где указан адрес размещения рекламы (ул. г. Абакан, Щетинкина д.29), сумма за размещение рекламы (18 000 тысяч рублей), дата размещения рекламы с 01.04.2016 по 30.06.2016 гг.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 несет рекламодатель.

На основании имеющихся материалов в деле, рекламодателем является ООО «Ломбард ЮМ».

Определением от 28.06.2016 г. возбуждено дело 15-Р-16 по признакам нарушения Закона о рекламе в отношении ООО «Ломбард ЮМ», рассмотрение дела назначено на 20.07.2016 г.

На заседании комиссии 20.07.2016 г. представитель ответчика – <…> относительно возбужденного дела пояснил следующее.

Доводы и обстоятельства, изложенные в определении о возбуждении, представитель ООО «Ломбард ЮМ» не оспаривал. <…> пояснил, что отсутствие в рекламе существенной информации объясняется непониманием и не знанием Закона о рекламе со стороны рекламодателя. Вместе с тем <…> сообщил, что обе рекламные конструкции были демонтированы еще до возбуждения настоящего дела. Конструкция, размещенная 01.04.2016 года по адресу г. Абакан, ул. Щетинкина 29, демонтирована 01.05.2016 года. Конструкция, размещенная 01.04.2016 года на перекрестке улиц Щетинкина – Пушкина со стороны магазина «Командор», демонтирована 16.06.2016 года. В связи с отсутствием в рекламе существенных условий займов за весь период физического нахождения рекламных конструкций со стороны рекламодателя не было ни одного случая отказа по выдаче займа. Таким образом, представитель ответчика согласился с вменяемым нарушением рекламного законодательства, вместе с тем обратил внимание комиссии на то, что Общество не преследовало цель исказить смысл информации и ввести в заблуждение потребителей рекламы.

Кроме того, <…> предоставил письменные пояснения, из которых следует, что реклама демонтирована в вышеуказанные даты, что подтверждается приложенными к пояснениям письмами рекламного агентства «Джем».

Изучив материалы дела, оценив пояснения представителя ООО «Ломбард ЮМ», комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на билбордах по адресам: г. Абакан перекресток улиц Щетинкина – Пушкина со стороны магазина «Командор», г. Абакан перекресток улиц Щетинкина – Кирова со стороны дома, расположенного по адресу г. Абакан, ул. Щетинкина 29, следующего содержания: «Ломбард ЮМ. Деньги на вес золота от 0.13 %. Ювелирный мир …» полностью подпадает под понятие «реклама», так как имеет все признаки, характеризующие данное понятие.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Рассматриваемая реклама продвигает финансовую услугу - займ, предоставляемую ООО «Ломбард ЮМ».

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

Сведения о сроках займа, условиях погашения, о процентной ставке за пользование рекламируемой услугой, влияющие на окончательную сумму доходов (расходов) потребителя, воспользовавшегося предложением Общества, являются существенной информацией, необходимой потребителю для принятия осознанного решения.

 

Таким образом, стоимость рекламировавшейся финансовой услуги - займа для заемщика (потребителя услуги) объективно не могла складываться только из указанной в рекламе одной составляющей: процентной ставки.

Поскольку указанная информация является существенной, выявленные Хакасским УФАС России 16.05.2016 г. в ходе мониторинга интернет-сайта «http://www.ювелирмир.рф» условия предоставления займа могут повлиять на сумму расходов; отсутствие данной информации в рекламе способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В размещенной Обществом рекламной информации указана процентная ставка займа в размере от 0,13%, каких-либо иных сведений об услуге, которые могут повлиять на сумму доходов (расходов) клиента, в рекламе не содержится.

Поскольку распространяемая ООО «Ломбард ЮМ» реклама финансовой услуги (займа) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

На основании вышеизложенного Комиссия Хакасского УФАС России, рассмотрев материалы дела и оценив пояснения представителя Ответчика, приходит к выводу, что рассматриваемая реклама ООО «Ломбард ЮМ» размещена с нарушением части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства того, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется, то комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Ломбард ЮМ. Деньги на вес золота от 0.13 %. Ювелирный мир …», распространенную ООО «Ломбард ЮМ», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

2.  Предписание ООО «Ломбард ЮМ» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

«…»

 

 

Члены Комиссии:

«…»

 

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны