Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 16-А-16 от 7 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

ООО Негосударственное учреждение здравоохранения Диагностический центр «Медиком»

«…»

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Карпов и К»

«…»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 16-А-16

                                                                                                                    г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 06.04.2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 06.04.2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

«…»;

Члены комиссии:

«…»;

 

«…»;

«…»,

в присутствии:

1) «…», директора ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» на основании Приказа ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» от 25.05.2016 года № 76;

2) «…», представителя ООО «Карпов и К» на основании доверенности от 14.02.2017 года № 18 (доверенность действительна по 31.12.2017 года),

рассмотрев дело № 16-А-16, возбужденного по признакам нарушения ООО Негосударственное учреждение здравоохранения Диагностический центр «Медиком» положений пункта 2 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в совершении акта недобросовестной конкуренции, в части введения в заблуждение в отношении возможности приобретения товара на определенных условиях, в данном случае введения в заблуждение в отношении возможности оказания услуг при участии в аукционе № 0380200000115006321 на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы жалобы № 18/КС ООО «Карпов и К» на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский клинический родильный дом» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра (закупка № 0380200000115006321).

В ходе рассмотрения данных материалов антимонопольный орган пришел к выводу, что действия ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» являются признаками недобросовестной конкуренцией и нарушают положения пункта 2 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении акта недобросовестной конкуренции при участии в электронном аукционе № 0380200000115006321, в части введения в заблуждение в отношении возможности оказания услуг при участии в аукционе на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в указанных действиях ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 2 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции 06.04.2016 года выдало обществу Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исходящий № 04-1888/АТ) - пункта 2 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, для чего принять меры, по недопущению недобросовестной конкуренции при участии в закупках на проведение медицинских осмотров, совершив действия: при участии в закупках руководствоваться положениями законодательства Российской Федерации, положениями лицензии ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» и настоящим предупреждением антимонопольного органа.

Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо было совершить в срок до 27 июня 2016 года. О выполнении предупреждения необходимо было сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, то есть не позднее 30 июня 2016 года, предоставив перечень торгов, в которых участвовало в период с даты получения настоящего предупреждения по 27.06.2016 года ООО НУЗ Д./ц. «Медиком», с указанием уникальных номеров закупок и с приложением копии лицензии общества, действовавшей в период участия соответствующих торгов.

В соответствии с положениями части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

28.06.2016 года (входящий № 3432) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило письмо ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» от 28.06.2016 года № 160 об исполнении предупреждения № 04-1888/АТ.

Проанализировав представленную обществом информацию, антимонопольный орган установил, что ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» не выполнило Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 06.04.2016 года № 04-1888/АТ. При участии в закупках № 0380200000116001405, № 0180300000216000349, № 0380200000116002393, № 0380200000116002431 и № 0380100005516000026 общество не руководствовалось положениями законодательства Российской Федерации, положениями лицензии ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» и предупреждением антимонопольного органа от 06.04.2016 года, а именно принимал участие в закупках, где местом оказания услуг была установлена территория г. Абакана, тогда как ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» не вправе осуществлять медицинскую деятельность по проведению медицинских осмотров по адресу, не указанному в лицензии в качестве места осуществления указанного вида деятельности, до внесения данного адреса в соответствующую лицензию путем ее переоформления.

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения (положения части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

На основании изложенного следует, что в действиях ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» имеются признаки нарушения положений пункта 2 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении акта недобросовестной конкуренции при участии в электронном аукционе № 0380200000115006321 по проведению периодического медицинского осмотра, в части введения в заблуждение в отношении возможности приобретения товара на определенных условиях, в данном случае введения в заблуждение в отношении возможности оказания услуг при участии в аукционе на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра.

В связи с чем, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Приказом от 30.06.2016 года № 164 возбуждено дело № 16-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 16-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 30.06.2016 года рассмотрение дела назначено на 04.08.2016 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 16-А-16 от 04.08.2016 года рассмотрение дела отложено на 14.09.2016 года.

07.09.2016 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили заявления ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» о признании решений по делам № 73-А-15 и № 75-А-15 антимонопольного органа незаконными.

Определением о принятии заявления к производству, подготовке дела к судебному разбирательству, о назначении предварительного судебного заседания, о привлечении к участию в деле третьих лиц, о возврате государственной пошлины от 12.09.2016 года по делу № А74-11066/2016 заявление ООО НУЗ д./Ц. «Медиком» принято и возбуждено производство по делу (дело № 75-А-15). Предварительное судебное заседание назначено на 15 часов 30 минут 04.10.2016 года.

Определением об оставлении заявления без движения от 12.09.2016 года по делу № А74-11065/2016 заявление ООО НУЗ д./Ц. «Медиком» оставлено без движения (дело № 73-А-15).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 47 Закона о защите конкуренции комиссия может приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае и на срок рассмотрения антимонопольным органом, судом, органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о приостановлении рассмотрения дела № 16-А-16 от 14.09.2016 года рассмотрение дела № 16-А-16 приостановлено на срок рассмотрения судом другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.11.2016 года по делу № А74-11066/2016 в удовлетворении заявления ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» о признании незаконным решения антимонопольного органа от 11.08.2016 года по делу № 75-А-15 отказано, в связи с его соответствием Закону о защите конкуренции.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30.11.2016 года по делу № А74-11065/2016 в удовлетворении заявления ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» о признании незаконным решения антимонопольного органа от 11.08.2016 года по делу № 73-А-15 отказано, в связи с его соответствием Закону о защите конкуренции.

Апелляционные жалобы на решения суда могли быть поданы в Третий арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента их принятия.

Сведений об обжаловании ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» Решений Арбитражного суда Республики Хакасия у Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не имеется.

Решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.11.2016 года и от 30.11.2016 года по делам № А74-11066/2016 и № А74-11065/2016 (соответственно) вступили в законную силу.

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав материалы дела № 16-А-16, пришла к выводу о необходимости возобновить рассмотрение дела № 16-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о возобновлении рассмотрения дела № 16-А-16 от 03.02.2017 года рассмотрение дела возобновлено и назначено к рассмотрению на 09.03.2017 года.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению (положения части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

09.03.2017 года комиссия антимонопольного органа приняла Заключение об обстоятельствах дела № 16-А-16.

Положениями пункта 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции установлено, что комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела.

Определением об отложении рассмотрения дела № 16-А-16 от 09.03.2017 года рассмотрение дела отложено на 06.04.2017 года.

В ходе рассмотрения дела № 16-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства лицами, участвующими в деле, представлены следующие письменные пояснения.

22.02.2017 года (входящий № 1085) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили пояснения ООО «Карпов и К», в которых указано, что при осуществлении медицинской деятельности необходимо иметь разрешительный документ – лицензию.

Доводы ответчика об отсутствии необходимости получения такой лицензии ООО «Карпов и К» считает необоснованными, поскольку в силу требований действующего законодательства лицензиат вправе осуществлять только ту деятельность, которая предусмотрена лицензией. В связи с чем, неурегулированность на законодательном уровне вопроса о лицензировании медицинской деятельности с использованием мобильного комплекса медицинского обслуживания населения не дает ответчику право на осуществление такой деятельности по адресу, не указанному в лицензии.

Кроме того имеются письма Росздравнадзора Республики Хакасия, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ, в которых говорится о том, что проведение медицинских осмотров (предварительных, периодических) в передвижных лечебно-диагностических комплексах не обеспечивает выполнения приказа № 302н в полном объеме.

Исходя из положений полученной лицензии ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» от 26.09.2016 года использование передвижных медицинских комплексов возможно с 26.09.2016 года, с момента внесения данных комплексов в лицензию общества.

В своих пояснениях от 28.02.2017 года № 125 (входящий от 01.03.2017 года № 1249) ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» не согласно с вменяемым нарушением по следующим обстоятельствам.

ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» имело лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе, на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров. Во исполнение контракта на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра № У-82-РД/2016 была оказана услуга по медосмотру работников ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом» в передвижном мобильном комплексе. Согласно письму Росздавнадзора от 10.01.2014 года № 03-79/14, получение дополнительной лицензии на осуществление медицинской деятельности с применением мобильного комплекса медицинского обслуживания населения не требуется и законодательно не урегулировано.

Ввиду того, что оказанная услуга медицинского осмотра с использованием ПМК в силу пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» не относится к медицинской помощи, а относится к медицинским осмотрам, неправомерно вменяется нарушение Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.

В свою очередь п. 7. Требований (утв. Приказом МЗРФ от 11.03.2013 года №121н) к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно­противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз не определено в каких условиях (амбулатория, стационар, дневной стационар, или передвижные медицинские комплексы и т.д.) могут проводиться работы (услуги).

В п. 7 Требований указано: При проведении медицинских осмотров, медицинсю освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): 1) при проведении медицинских осмотров по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам (предполетным, послеполетным), медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным), медицинским осмотрам профилактическим и т.д.

В Приложении № 1 к Лицензии ЛО-19-01-000769 от 23.01.2015 года и в Приложении № 2, к Лицензии № ЛО-19-01-000800 от 15.04.2015 года выданных ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» указано, при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): При проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим); Условия по проведению медосмотров не определены.

Это свидетельствует о том, что проведение периодических медицинских осмотров в ПМК не запрещено законодательно на всей территории субъекта.

Оказанные услуги ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» осуществлены в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»), не запрещающем осуществление медицинских осмотров с использование передвижных медицинских комплексов, которые являются медицинскими изделиями.

В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно правилам государственной регистрации медицинских изделий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.

Документом, подтверждающим факт регистрации, является действующее регистрационное удостоверение, выданное Министерством здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации.

Медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурой классификацией медицинских изделий, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий»

В номенклатурной классификации под пунктом 2.8 указано - «Комплексы передвижные медицинские».

Следовательно, передвижные медицинские комплексы являются медицинскими изделиями и подлежат обязательной регистрации в Росздравнадзоре и сертификации в системе ГОСТ.

Наличие регистрационного удостоверения и сертификата соответствия позволяют осуществлять медицинскую деятельность с использованием ПМК, в рамках имеющейся у медицинского учреждения лицензии.

Министерство здравоохранения Республики Хакасия в соответствии Федеральным законом от 21 ноября 2011г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 4.5 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Хакасия (утв. Постановление Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 № 260), имеет полномочия по лицензированию медицинской деятельности. На территории Республики Хакасии, как субъекта Российской Федерации лицензированием медицинской деятельности занимается только этот орган, что подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 25.01.2017г. № 01 и-178/17 «По вопросу взаимодействия с Роспотребнадзором при лицензировании медицинской деятельности».

Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Республики Хакасия на обращения ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» (письмо от 02.12.15г. №309, 06.07.2016г. №173, от 26.01.3017г. №67, от 28.12.2015г. №17-8/3102633-40856, от 30.12.2015г. №8604-09, от. 15.07.2016 № 4903-09, от 15.02.2017г. №1214-09) 000 НУЗ Д./ц. «Медиком» в соответствии с лицензией от 15.04.2015г. № ЛО -19-01-000800 имело право осуществлять медицинскую деятельность по адресам, указанным в лицензии, а также в передвижных медицинских комплексах на базе транспортных средств.

В подтверждение своей позиции Министерство здравоохранения Республики Хакасия ссылается на то, что в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под местом осуществления лицензируемого вида деятельности понимается объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные.

Под указанное определение полностью подпадает мобильный медицинский комплекс, который является иным объектом и имеет данные, позволяющие его идентифицировать (например, идентификационный номер (VIN)).

С учетом того, что мобильный медицинский комплекс не имеет адреса, ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» в соответствии с лицензией от 15.04.2015 года № ЛО-19-01-000800 имело право осуществлять медицинскую деятельность по адресам, указанным в лицензии, а также в передвижных медицинских комплексах на базе транспортных средств, которые:

  • принадлежат лицензиату на праве собственности или ином законном основании, имеют почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные, при обязательном соответствии этих объектов установленным требованиям;
  • оснащены принадлежащими лицензиату на праве собственности или ином законном основании медицинскими изделиями (оборудованием, аппаратами, приборами, инструментами), необходимыми для осуществления медицинской деятельности, и зарегистрированными в установленном порядке.

Осуществление медицинской деятельности в иных местах неправомерно.

На основании изложенного, ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» имеет право осуществлять медицинскую деятельность по проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических), по адресам, указанным в лицензии, а также в передвижных медицинских комплексах на базе транспортных средств, которые соответствуют лицензионным требованиям, указанным в п..4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 года № 29.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с Законом, приоритет интересов пациента при оказании медицинского осмотра, проводился путем организации медицинской услуги с учетом рационального использования его рабочего времени и приближенности к месту работы. Периодический медосмотр проводился согласно утвержденному Графику в установленные сроки, в рамках законодательных требований.

Оказанная услуга не повлекла за собой негативных последствий. В адрес ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» не поступало жалобы на качество оказанной услуги со стороны заказчика ГБУЗ РХ «РКРД». Претензий со стороны Минздрава Республики Хакасия, как контролирующего органа за исполнением лицензионных требований на качество оказываемых медицинских работ (услуг) в передвижных медицинских комплексах по Республике Хакасия к ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» не предъявлялось.

Ответчик считает, что жалоба ООО «Карпов и К» не обоснована и не подлежит удовлетворению. В действиях ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» не имелось признаков нарушения положений пункта 2 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, так как совершая участие в электронном аукционе № 038020000011500321 по проведению периодического медицинского осмотра работникам ГБУЗ РХ «РКРД» не вводил в заблуждение в отношении возможности приобретения товара на определенных условиях, в данном случае введение в заблуждение в отношении возможности оказания услуг при участии в аукционе на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра.

Вопрос о правомерности проведения выездных медицинских осмотров в передвижных медицинских комплексах необходимо решать на уровне Минздрава Республики Хакасия, в компетенции которого полномочия, по лицензированию отдельных видов деятельности, в том числе медицинской.

Мобильные медицинские комплексы создаются специально для осуществления медицинской деятельности вне места нахождения медицинской организации. И при условии их соответствия требованиям законодательства оказание в таких комплексах медицинских услуг вполне обосновано.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле № 16-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства и установила следующее.

30.12.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра (номер закупки 0380200000115006321).

Заказчик – ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом».

Уполномоченный орган – Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия.

Начальная (максимальная) цена контракта: 972 505 рублей 33 копейки. Источник финансирования закупки: средства фонда обязательного медицинского страхования.

Место оказания услуги: расположение врачебной комиссии и диагностических лабораторий исполнителя в пределах Республики Хакасия, г. Абакан.

Срок (период) оказания услуги: в течение 45 (сорока пяти) рабочих дней с даты подписания контракта проведение периодического медицинского осмотра (в течение которых исполнитель обязан выделить и согласовать с заказчиком определенное время для приема врачебной комиссий, лабораториями и кабинетом функциональной диагностики только работников заказчика, и провести периодический медицинский осмотр). В течение 30 календарных дней с момента окончания проведения периодического осмотра, исполнитель выдает заключение по результатам периодического медицинского осмотра, паспорта здоровья и санитарные книжки.

Согласно положениям Технического задания (часть 7 «Описание объекта закупки» Документации об аукционе) осмотр должен проводиться в соответствии с пунктом 2.5.2 Приложения № 1 Приказа от 12.04.2011 года № 302н.

В пункте 18 «Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки» Информационной карты аукциона в электронной форме Аукционной документации открытого аукциона в электронной форме указан необходимый документ: лицензия на осуществление медицинского деятельности (медицинским осмотрам (предварительным, периодическим)).

Согласно Протоколу проведения электронного аукциона от 25.01.2016 года поступили следующие предложения о цене контракта от участников электронного аукциона:

- номер заявки 1 – предложенная цена 695 341 рубль 12 копеек;

- номер заявки 2 – предложенная цена 700 203 рубля 65 копеек.

Согласно Протоколу подведения итогов электронного аукциона от 26.01.2016 года комиссия по осуществлению закупок рассмотрела вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документации об аукционе, и приняла следующее решение:

- номер заявки 1 – ООО Негосударственное Учреждение Здравоохранения Диагностический центр «Медиком» (далее – ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком») – соответствует требованиям установленным документацией об аукционе в электронной форме;

- номер заявки 2 – ООО «Карпов и К» - соответствует требованиям установленным документацией об аукционе в электронной форме.

Победителем электронного аукциона признано ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком».

15.02.2016 года между ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом» и ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» заключен Контракт на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра № У-82-РД/2016. В пункте 2.5 данного Контракта указано следующее место оказания услуг: расположение врачебной комиссии и диагностических лабораторий исполнителя: Республика Хакасия, г. Абакан, на базе передвижного медицинского комплекса на территории земельного участка заказчика.

В Лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») победителя торгов ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» от 23.01.2015 года № ЛО-19-01-000769 обозначены следующие лицензионные места на право проведения медицинских осмотров (предварительных, периодических):

- 655150, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Линейная, д. 251 А, литер А;

- 655796, Республика Хакасия, Бейский район, 10 км. Восточнее села Кирба, промплощадка разреза «Чалпан», литер АА1А2, кабинеты № 4, № 14, № 16;

- 655137, Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 4 км юго-восточнее деревни Курганная, промплощадка ОАО «Шахта Хакасская», литер А, 1 этаж, кабинеты №№ 1 – 10;

- 655650, Республика Хакасия, Алтайский район, село Белый Яр, ОАО «Разрез Изыхский», литер А2, 1 этаж, комнаты №№ 71 – 85;

- 655162, Республика Хакасия, г. Черногорск, промзона Черногорского угольного разреза, обогатительная фабрика, лит. В24;

- 655162, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Автомобильная, 5, лит. А1;

- 655162, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, № 26, литер А3, помещение 1Н;

- 655137, Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, промплощадка ООО «Черногорская угольная компания», в 6 км Юго-западнее д. Курганная, литер А4.

Из пояснений ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом» от 30.03.2016 года № 266 (входящий от 29.03.2016 года № 1547) установлено, что медицинский осмотр производился на базе передвижного медицинского комплекса на территории земельного участка ГБУЗ РХ «РКРД».

На основании изложенного победитель торгов ООО НУЗ д./ц. «Медиком» осуществило медицинскую деятельность по проведению медицинских осмотров по адресу, не указанному в его лицензии в качестве места осуществления указанного вида деятельности. В лицензии общества вообще не указан ни один из адресов города Абакана, где ООО НУЗ Д./ц. могло бы проводить медицинские осмотры.

Изучив пояснения лиц, участвующих в деле № 16-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон о лицензировании) медицинская деятельность подлежит лицензированию (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

В перечень работ, относящихся к медицинской деятельности, входят, в том числе и медицинские осмотры (предварительные, периодические) (Приложение к Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее - Положение)).

В силу части 1 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Пунктом 28 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (Приложение № 3 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда») предусмотрено, что для прохождения периодического осмотра работник обязан прибыть в медицинскую организацию в день, установленный календарным планом.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закона о лицензировании местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее - место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. В лицензии на осуществление медицинской деятельности должен быть указан конкретный адрес места осуществления лицензируемого вида медицинской деятельности.

В пункте 8 Положения установлено, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, необходимо переоформить лицензию. В заявлении на переоформление указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах), и необходимые документы представляются в государственный орган, осуществляющий выдачу лицензий. Фактически при выезде бригады медицинских работников для проведения периодических осмотров работников заказчика по адресу, не указанному в лицензии, нарушаются требования законодательства, которые могут привести к административному штрафу, установленному частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части 2 статьи 18 Закона о лицензировании до переоформления лицензии лицензиат (организация, оказывающая медицинские услуги) вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии.

Из анализа вышеуказанных норм права следует, что организация не вправе осуществлять медицинскую деятельность по проведению медицинских осмотров по адресу, не указанному в лицензии в качестве места осуществления указанного вида деятельности, до внесения данного адреса в соответствующую лицензию путем ее переоформления.

Аналогичные выводы содержатся в судебной практике (например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 года по делу № А74-6240/2013, Решение Костромского УФАС России от 28.10.2013 года № 12-10-115/670).

В Письмах Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.06.2015 года № 24-1-2032176, Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия от 18.12.2015 года № 1011/15, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 19.01.2016 года № 03-1171/16 также указано, что медицинская деятельность осуществляется только по адресу, указанному в приложении к лицензии на ее осуществление.

В связи с вышеизложенным медицинская организация может предоставлять медицинские услуги, указанные в лицензии, только по адресу или адресам, установленным в этом документе.

В Лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») победителя торгов ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» от 23.01.2015 года № ЛО-19-01-000769 обозначены следующие лицензионные места на право проведения медицинских осмотров (предварительных, периодических):

- 655150, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Линейная, д. 251 А, литер А;

- 655796, Республика Хакасия, Бейский район, 10 км. Восточнее села Кирба, промплощадка разреза «Чалпан», литер АА1А2, кабинеты № 4, № 14, № 16;

- 655137, Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, 4 км юго-восточнее деревни Курганная, промплощадка ОАО «Шахта Хакасская», литер А, 1 этаж, кабинеты №№ 1 – 10;

- 655650, Республика Хакасия, Алтайский район, село Белый Яр, ОАО «Разрез Изыхский», литер А2, 1 этаж, комнаты №№ 71 – 85;

- 655162, Республика Хакасия, г. Черногорск, промзона Черногорского угольного разреза, обогатительная фабрика, лит. В24;

- 655162, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Автомобильная, 5, лит. А1;

- 655162, Республика Хакасия, г. Черногорск, ул. Советская, № 26, литер А3, помещение 1Н;

- 655137, Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, промплощадка ООО «Черногорская угольная компания», в 6 км Юго-западнее д. Курганная, литер А4.

Из пояснений ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом» от 30.03.2016 года № 266 (входящий от 29.03.2016 года № 1547) установлено, что медицинский осмотр производился на базе передвижного медицинского комплекса на территории земельного участка ГБУЗ РХ «РКРД».

На основании изложенного победитель торгов ООО НУЗ д./ц. «Медиком» осуществило медицинскую деятельность по проведению медицинских осмотров по адресу, не указанному в его лицензии в качестве места осуществления указанного вида деятельности. В лицензии общества вообще не указан ни один из адресов города Абакана, где ООО НУЗ Д./ц. могло бы проводить медицинские осмотры.

Письмом от 18.12.2015 года № 1011/15 Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия указал, что ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» для проведения выездного медицинского обслуживания населения может использовать специализированный автотранспорт, оснащенный медицинским оборудованием, в соответствии с заявленными видами работ (услуг) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по данным работам (услугам), составляющих медицинскую деятельность по адресу места нахождения юридического лица или его обособленного структурного подразделения.

При этом лицензирование площадок, на которые планируется выезд мобильных медицинских бригад, не требуется при условии осуществления медицинской деятельности в специализированном автотранспорте, зарегистрированном, как изделие медицинского назначения в установленном порядке.

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Хакасия установил, что согласно представленным ООО НУЗ д./ц. «Медиком» документам на медицинские изделия укомплектованность Комплекса медицинского передвижного лечебно-диагностического необходимыми медицинскими изделиями не соответствует заявленным видам работ (услуг), а именно проведению медицинских осмотров (предварительных, периодических).

Таким образом, ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» не имеет право проводить медицинские осмотры в г. Абакане, а значит, общество не могло принимать участие в электронном аукционе № 0380200000115006321, а исполнение обществом контракта не соответствуют условиям документации.

Позиция комиссии антимонопольного органа также подтверждается сложившейся судебной практикой (например, Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 28.11.2016 года по делу № А74-11066/2016, Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30.11.2016 года по делу № А74-11065/2016).

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 7 статьи 4 вышеназванного Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Из приведенной нормы следует, что для квалификации совершенного деяния в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава в действиях конкретного лица необходимо, чтобы лицо, совершившее данное деяние, обладало признаком хозяйствующего субъекта; его действия противоречили законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности; совершенные действия причинили или могли причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другого хозяйствующего субъекта.

Недобросовестная конкуренция представляет собой одну из форм злоупотребления правом, выражающуюся в противоправном поведении субъекта рыночных отношений, который посредством недозволенных законом или противоречащих обычаям делового оборота форм реализации своего субъективного права создает помехи в осуществлении его конкурентами своих предпринимательских прав или наносит ущерб потребителям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе в отношении количества товара, предлагаемого к продаже, наличия такого товара на рынке, возможности его приобретения на определенных условиях, фактического размера спроса на такой товар.

Под товаром понимается объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (положения статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Как видно из материалов дела, ООО «Карпов и К» и ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» осуществляют деятельность на одном товарном рынке (оказание услуг по проведению медицинских осмотров), то есть являются хозяйствующими субъектами - конкурентами.

ООО «Карпов и К» имеет Лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») от 24.10.2014 года № ЛО-1901-000743.

ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» имеет Лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») от 23.01.2015 года № ЛО-19-01-000769.

Таким образом, ООО «Карпов и К» и ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» являются хозяйствующими субъектами – конкурентами на рынке медицинской деятельности.

Указанные действия ООО НУЗ Д./ц. «Медиком» были направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности перед конкурентами, что также подтверждается материалами дела.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что рассматриваемые действия ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» могли причинить убытки ООО «Карпов и К».

По смыслу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции действия хозяйствующего субъекта признаются недобросовестной конкуренций не только в случае причинения убытков, но и в случае угрозы наступления таких последствий.

Таким образом, действия ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» обладают всеми необходимыми признаками для квалификации их в качестве акта недобросовестной конкуренции.

Исходя из изложенного, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия считает, что данные действия ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» являются недобросовестной конкуренцией и нарушают положения пункта 2 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в совершении акта недобросовестной конкуренции при участии в электронном аукционе № 0380200000115006321, в части введения в заблуждение в отношении возможности приобретения товара на определенных условиях, в данном случае введения в заблуждение в отношении возможности оказания услуг при участии в электронном аукционе № 0380200000115006321 на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра.

В силу статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, исследовав материалы дела № 16-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства, принимает решение об отсутствии необходимости выдачи ответчику предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства, так как в настоящее время общество действует на основании Лицензии от 26.09.2016 года.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 14.2, частью 1 статьи 39, статьями 39.1, 41, 48, 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» нарушившим пункт 2 статьи 14.2 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части совершении акта недобросовестной конкуренции, а именно введение в заблуждение в отношении возможности приобретения товара на определенных условиях, в данном случае введения в заблуждение в отношении возможности оказания услуг при участии в аукционе № 0380200000115006321 на оказание услуг по проведению периодического медицинского осмотра.

2. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства ООО НУЗ Д./Ц. «Медиком» не выдавать.

3. Передать материалы дела № 16-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии

«…»

 

Члены комиссии

 

«…»

 

«…»

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны