Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении производства по делу об админи... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ГУП РХ «Хакресводоканал»

655100, Республика Хакасия, пгт. Усть-Абакан, ул. Коммунальная, 1),

а/я 468, г. Абакан,

Республика Хакасия, 655003

e-mail: hrvk@hakresvod.ru

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о прекращении производства

по делу об административном правонарушении № 16-Т-15-АП

 

18 сентября 2015 года                                                                                     г. Абакан

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России), Широкова Ольга Владимировна рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 16-Т-15-АП, возбужденного в отношении  юридического лица – Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия «Хакресводоканал»  (далее - ГУП РХ «Хакресводоканал»),

Государственное унитарное предприятие Республики Хакасия «Хакресводоканал» 26.05.2000  зарегистрировано в качестве юридического лица Усть – Абаканской регистрационной палатой за № 54, о чем 10.09.2002 МИФНС № 3 по Республике Хакасия в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1021900850597.

юридический адрес: 655100, Республика Хакасия, пгт. Усть-Абакан, ул. Коммунальная, 1;

ИНН  1901001202,                                                                                            

квалифицируемом  по части 1 статьи 14,31 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

В  отсутствие законного представителя  ГУП РХ «Хакресводоканал», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается уведомлением о вручении  почтового отправления  (уведомление о  назначении времени и места рассмотрения административного дела от 28.08.2015 №  05-5504/СМ, № 65501789305906 вручено (03.09.2015), кроме того копия определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 16-Т-15-АП вручена представителю ГУП РХ «Хакресводоканал. <…> под роспись 14.09.2015.

 В присутствии представителя (защитника) ГУП РХ «Хакресводоканал», <…>,  действующей на основании доверенности от 16.07.2015 № 52/15.

Ходатайств и отводов от ГУП РХ «Хакресводоканал»,  не поступало

 

права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, разъяснены (см. ниже),

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ),

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 5 статьи 25.5 КоАП РФ),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - управление, Хакасское УФАС России) 23.05.2014  поступили материалы прокуратуры г. Черногорска, указывающие на признаки нарушения  Государственным унитарным предприятием  Республики Хакасия  «Хакресводоканал» антимонопольного законодательства. В материалах прокуратуры представлено заявление, <…> свидетельство о регистрации прав собственности на земельный участок  и жилой дом, расположенный по адресу г. Черногорск, ул. Энтузиастов, дом 24, акт проверки водоснабжения и благоустройства указанного жилого дома, представление прокуратуры г. Черногорска об устранении нарушений федерального законодательства.

 Согласно представленных материалов 16.04.2014  в прокуратуру г. Черногорска поступило обращение <…> по поводу необоснованного взимания платы за оказание услуг по откачке сточных вод из накопительной емкости жилого дома,  расположенного по адресу г. Черногорск, ул. Энтузиастов, дом 24. По указанному обращению прокуратурой г. Черногорска была проведена проверка ГУП РХ «Хакресводоканал»,  по результатам которой установлено, что договор на водоснабжение и водоотведение между <…> и  ГУП РХ «Хакресводоканал» по состоянию на 24.07.2014 не заключен  и коммунальная услуга водоотведение ГУП РХ «Хакресводоканал» <…> не оказывалась, однако плата за названную услугу с потребителя взымалась.  Указанные действия ГУП РХ «Хакресводоканал», в части необоснованного взимания платы за услугу водоотведения нарушают <…>

Приказом Хакасского УФАС России от 05.08.2014 № 413 по признакам нарушения ГУП РХ «Хакресводоканал» (655100, Республика Хакасия, пгт. Усть-Абакан, ул. Коммунальная, 1) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закона о защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 61-А-Т-14.

По результатам рассмотрения названного дела Комиссией Хакасского УФАС России принято решение № 61-А-Т-14 от 23.09.2014, согласно которому положение ГУП РХ «Хакресводоканал», занимаемое на товарном рынке водоотведения в географических границах города Черногорска, признано доминирующим, действия (бездействие) ГУП РХ «Хакресводоканал», выразившиеся в необоснованном  взимании платы за оказание услуг по откачке сточных вод из накопительной емкости жилого дома, расположенного по адресу  г. Черногорск, ул. Энтузиастов, дом 24, признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия Хакасского УФАС России при принятии  данного решения исходила из следующего.

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснаб­жении и водоотведении»  водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием центра­лизованной системы водоотведения (канализации).

Согласно подпункту  «в» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), под водоотведением понимается отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в много­квартирном доме, а также из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Согласно Общероссийским классификаторам видов экономической деятельности ОК 029-2001 и ОК 029-2007 удаление и обработка сточных вод включены в группировку видов деятельности по коду 90.00.1. Приложения классификаторов содержат подробное описание, что включает в себя указанная группировка - отвод бытовых сточных вод через канализационную сеть или другими способами, их обработку и удаление (ОК 029-2001) сбор и отвод бытовых сточных вод (в том числе индивидуальных пользователей), а также дождевой воды, через канализационные сети, коллекторы, перевозку цистернами и другими транспортными средствами для перевозки отходов, их обработку и удаление. Из приведенных положений ОКВЭД следует, что деятельность по сбору и от­воду сточных вод осуществляется через канализационные сети либо путем пере­возки цистернами или другими транспортными средствами, в том числе в ре­зультате очистки выгребных ям, отстойников и септиков.

 Из вышеизложенного следует, что коммунальная услуга водоотведения заключается в отведении сточных вод от жилого помещения по внутридомовым канализационным сетям в систему коммунальной канализации, в том числе  в накопительные емкости (септики), перекачке и транспортировке сточных вод как  посредством технологического процесса, обеспечивающего прием сточных вод с последующей передачей их на очистные сооружения канализации, так и  посредством специализированных автомашин, которые откачивают сточные воды из специальных емкостей - «септиков» с последующей их транспортировкой на очистные сооружения.

      В соответствии  с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации  плата за коммунальные услуги включа­ет в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабже­ние, газоснабжение, отопление.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 Правил № 354 состав предоставляемых потреби­телю коммунальных услуг определяется в зависимости от степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.

Согласно пункту 2 Правил № 354 степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома - качественная характеристика многоквартирного дома или жилого дома, определяемая наличием и составом внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем.

Также пунктом 3 Правил № 354 предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг по­требителю осуществляется на основании возмездного договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

ГУП РХ «Хакресводоканал»  взымало  с <…> плату за услугу водоотведение, которая фактически организацией не оказывалась, а соответственно и не должна была предъявляться к оплате. Договор на оказание услуг по водоснабжению и водоотведению между<…>  и  ГУП РХ «Хакресводоканал» по состоянию на 24.07.2014 не заключен. Как уже отмечалось выше, коммунальная услуга водоотведения включает в себя процесс отведения сточных вод из жилого помещения в накопительную емкость, откачку и транспортировку сточных вод специализированным транспортом на очистные сооружения, а не только сброс сточных вод в системы канализации ГУП РХ «Хакресводоканал» из накопительных емкостей жилых домов,  посредством привлечения специализированных машин индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют откачку и транспортировку сточных вод за отдельную плату.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Для квалификации совершенного ГУП РХ «Хакресводоканал» действия (бездействия) в качестве указанного правонарушения и подтверждения его состава необходимо,  чтобы предприятие занимало доминирующее положение на соответствующем товарном рынке и результатом его действий (бездействия) явилось наступление одного из перечисленных в части 1  статьи 10  Закона последствий,  а именно:  недопущения,  ограничения,  устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Согласно части 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Хакасским УФАС России установлено, что доля ГУП РХ «Хакресводоканал» на рынке водоотведения в географических границах города Черногорска превышает пятьдесят процентов, то есть положение предприятия в описанных географических границах является доминирующим, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета. Доказательств того, что положение ГУП РХ «Хакресводоканал» на товарном рынке водоотведения не может быть признано доминирующим, не представлено.

Кроме того, в своих письменных пояснениях ответчик подтверждает, что является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим в границах г. Черногорска  деятельность по оказанию услуг водоотведения, а значит занимает на данном товарном рынке доминирующее положение.

Установление доминирующего положения хозяйствующего субъекта производится с учетом его доли на рынке определенного товара. При этом доля признается, если не доказано иное, равной указанной в реестре хозяйствующих субъектов (абзац 3 пункта 13 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

ГУП РХ «Хакресводоканал» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке свыше 35% (http://reestr.fas.gov.ru/welcome/showreg/51). Согласно данным реестра доля Предприятия на рынке водоотведения в географических границах города Черногорска  превышает 65%.

Таким образом, ГУП РХ «Хакресводоканал» занимает доминирующее положение на товарном рынке водоотведения сточных вод в географических границах города Черногорска.

Необоснованное взимание ГУП РХ «Хакресводоканал»  платы за откачку сточных вод из накопительной емкости жилого дома, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Энтузиастов, 24, в данном случае расценивается Комиссией, как использование ГУП РХ «Хакресводоканал»    своих прав в нарушение прав и интересов Ососкова А.М., с превышением допустимых пределов осуществления гражданских прав.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 61-А-Т-14 пришла к выводу, что в указанных действиях ГУП РХ «Хакресводоканал»    установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что отражено в решении по делу № 61-А-Т-14 от 23.09.2014 исх. № 05-7135/СМ.

Согласно части 1 статьи 23.48, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ территориальные антимонопольные органы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и совершение  действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении явилось решение Комиссии Хакасского УФАС России по делу № 61-А-Т-14 от 23.09.2014, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статьей 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела ІІ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, 14 сентября июля 2015 года заместитель руководителя Хакасского УФАС России Широковой О.В. составлен протокол № 16-Т-15-АП об административном правонарушении в отношении юридического лица ГУП РХ «Хакресводоканал» по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в присутствии представителя ГУП РХ «Хакресводоканал» <…> по доверенности от 16.07.2015 № 52/15.

О возбуждении дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом уведомлением о составлении протокола от 28.08.2015 (исх. № 05-5504/СМ), надлежащее уведомление подтверждается  почтовым уведомлением  о вручении почтового отправления № 65501789305906 (вручено  03.09.2015)

Копия протокола об административном правонарушении № 16-Т-15-АП от 14.09.2015 и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 16-Т-15-АП от 14.09.2015 получена представителем ГУП РХ «Хакресводоканал» <…>., присутствующим при составлении протокола; а также направлена по юридическому адресу предприятия заказным почтовым отправлением.

Таким образом, юридическое лицо надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.31 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).

Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.

Должностным лицом, составившим протокол, права и законные интересы ГУП РХ «Хакресводоканал» не нарушены. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение привлекаемого лица обо всех процессуальных действиях управления, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.

В адрес Управления ГУП РХ «Хакресводоканал» предоставлены письменные пояснения, из содержания которых следует, что в настоящее время предприятие находиться в нелегком финансовом положении, обращено взыскание  на денежные средства находящиеся на всех расчетных счетах предприятия, что подтверждается постановлением судебного пристава - исполнителя  от 26.09.2014 и справки обслуживающих банков, в которых даны сведения об имеющейся картотеке, по указанной причине, взыскание  столь значительной суммы штрафа затруднит экономическое состояние предприятия.  Также ГУП РХ «Хакресводоканал» указало, что   не имеет возможности самостоятельно увеличить  свои доходы путем повышения цены на  предоставляемые коммунальные услуги, поскольку цены (тарифы) на водоотведение регулируются действующим законодательством, а устанавливаемые Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия тарифы не обеспечивают реальные затраты предприятия.  В том числе, в своих пояснениях ГУП РХ «Хакресводоканал» просит  рассмотреть возможность освобождения  от административной ответственности, предусмотренной статьей 2.9 КоАП РФ. Кроме того, при рассмотрении материалов настоящего дела ГУП РХ «Хакресводоканал» просит обратить внимание  на добровольное устранение установленного нарушения действующего законодательства (произведен перерасчет начисленной  <…>. платы за услугу водоотведение, что подтверждается  данными счетов за коммунальные услуги за май-июль 2014 года),  до момента возбуждения дела № 61-А-Т-14 о нарушении антимонопольного законодательства. Также ГУП РХ «Хакресводоканал» указывает, что допущенные нарушения не повлекли за собой негативные последствия, не причинили вред общественным отношениям. Кроме того, предприятие пояснило, что  сумма начисленной платы за услугу по откачке сточных вод из накопительной емкости  жилого дома, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Энтузиастов, 24 в период  с 30.01.2013 по 30.04.2014 составила 254 рубля 83 копейки, в связи с чем, предприятие не нанесло потребителю значительного материального ущерба. Кроме того, предприятие указало, что в настоящее время данная услуга к оплате. <…>  не предъявляется.

 Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

В  силу требований части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом установлена административная ответственность. Частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия ГУП РХ «Хакресводоканал» всех зависящих от  него мер по  недопущению совершения противоправных действий (необоснованное начисление платы за коммунальные услуги  <…>.) в адрес Управления не представлено.  Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности надлежащего выполнения ГУП РХ «Хакресводоканал» своих обязанностей, не установлено.

Состав административного правонарушения объективно подтверждается материалами административного дела, которым установлено, что совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, а также подтверждается вина лица, привлекаемого к административной ответственности.

Вместе с тем, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием (статья 2.9 КоАП РФ).

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Учитывая имущественное положение ГУП РХ «Хакресводоканал», добровольное устранение выявленного нарушения, а также  принимая во внимание отсутствие данных  о причинении вреда третьим лицам и доказательств пренебрежительного отношения предприятия  к исполнению своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством,  совершенное деяние, формально содержащее признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, вместе с тем размер вреда и тяжесть наступивших последствий не представляет какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям, вследствие чего, совершенное правонарушение может быть квалифицировано как малозначительное.

В соответствии с изложенным, исходя из принципов справедливости и соразмерности, предполагающих, в том числе дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя считаю, что в данном случае совершенное обществом административное правонарушение, административная ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, является малозначительным.

На основании вышеизложенного и  руководствуясь статьями 2.9,  23.48, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

дело об административном правонарушении № 16-Т-15-АП прекратить на основании статьи 2.9 КоАП в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Заместитель руководителя управления                                         О.В. Широкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны