Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 17-А-15 от 12 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик: Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

«…»

 

Заинтересованные лица:

1. ООО «Научно-Инновационная Компания «Авангард»

«…»

«…»

2. ООО «СП ФПБ-Абакан»

«…»

3. ООО «Спектр-Сервис»

«…»

4. ООО «Акмейз»

«…»

5. ООО «Сервис – Бест А»

«…»

 

Лицо, располагающее сведениями: ГКУ РХ «Противопожарная служба»

«…»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 17-А-15

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 06 октября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       Лебедева К.А. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:                   Тукачева А.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Чиж Д.А. - главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Марова О.О. – специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует, в связи с участием в судебном заседании Абаканского городского суда Республики Хакасия),

в присутствии:

1) представителя ответчика – Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности по Республике Хакасия «…» по доверенности от 03.03.2015 года № 199-06-13, выданной сроком на один год;

2) представителя ООО «Спектр-Сервис» «…» по доверенности от 25.05.2015 года б/н, выданной сроком на один год;

3) представителя ГКУ РХ «Противопожарная служба» «…» по доверенности от 21.08.2015 года № 55, выданной сроком на один год;

4) генерального директора ООО «Акмейз» «…» на основании Приказа ООО «Акмейз» от 14.12.2012 года № 6;

5) представителя ООО «НИК «Авангард» «…» по доверенности от 13.10.2014 года,

рассмотрев материалы дела № 17-А-15, возбужденного по признакам нарушения Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действия (бездействие), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части предоставления хозяйствующим субъектам возможности осуществления обслуживания систем мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей,

УСТАНОВИЛА:

19.11.2014 года (входящий № 6677) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление ООО «Спектр-Сервис» о незаконных действиях ООО «НИК «Авангард» и Главного управления МЧС России по Республике Хакасия, нарушающих нормы антимонопольного законодательства. Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по результатам рассмотрения заявления ООО «Спектр-Сервис» приняло решение об отказе ООО «Спектр-Сервис» в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Главного управления МЧС России по Республике Хакасия и ООО «НИК «Авангард».

Вместе с тем, при анализе запрошенных документов и сведений, антимонопольный орган усмотрел признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) Управления ГО, ЧС и ПБ Республики Хакасия, на основании чего Приказом от 24.02.2015 года № 76 возбудило дело в отношении Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действия (бездействие), которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части предоставления хозяйствующим субъектам возможности осуществления обслуживания систем мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей.

Определением от 24.02.2015 года рассмотрение настоящего дела было назначено на 26.03.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 17-А-15 от 26.03.2015 года рассмотрение дела отложено на 23.04.2015 года. К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «НИК «Авангард».

Определением об отложении рассмотрения дела № 17-А-15 от 23.04.2015 года рассмотрение дела отложено на 26.05.2015 года. К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц привлечены: ООО «СП ФПБ-Абакан», ООО «Спектр-Сервис», ООО «Акмейз».

Определением о продлении срока рассмотрения и об отложении рассмотрения дела № 17-А-15 от 26.05.2015 года рассмотрение дела отложено на 23.06.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 17-А-15 от 23.06.2015 года рассмотрение дела отложено на 16.07.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 17-А-15 от 16.07.2015 года рассмотрение дела отложено на 24.08.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 17-А-15 от 24.08.2015 года рассмотрение дела отложено на 29.09.2015 года.

В своих пояснениях от 26.12.2014 года № 1199-10-03 и от 12.02.2015 года № 129-06-13 (входящий от 29.12.2014 года № 8020 и входящий от 13.02.2015 года № 802 соответственно) Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия указало, что обслуживание установленного оборудования по государственному контракту от 25.06.2010 года № 0004 и подключение объектов защиты к данным системам проводится организациями, указанными в таблице ниже, самостоятельно.

 

Таблица. Сведения о наличии в пожарных частях ГКУ РХ «Противопожарная служба» систем мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров, к программно-аппаратному комплексу систем мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей

 

Наименование подразделения

Наименование организации, проводящей обслуживание данной системы

Периодичность проверки

Последняя дата проведения мероприятия по обслуживанию системы

Исправность системы ( в данный момент)

Количество объектов защиты, подключенных к данной системе

ПЧ № 41

ОПС РХ № 4

СП ФПБ «Абакан»

ежемесячно

21.02.2014

не исправна

27

ООО «НИК Авангард»

не обслуживается

сведения отсутствуют

не исправна

сведения отсутствуют

ПЧ № 51

ОПС РХ № 5

ООО «НИК Авангард»

онлайн, и в телефонном режиме по мере возникновения неисправностей

сведения отсутствуют

исправна

6

ПЧ № 61

ОПС РХ № 6

ООО «НИК Авангард»

не проверяется

2011 год

не исправна

3

ПЧ № 62

ОПС РХ № 6

ООО «НИК Авангард»

ежемесячно

14.06.2013

исправна

17

ПЧ № 71

ОПС РХ № 7

ООО «Акмейз»

1 раз в месяц

17.11.2014

исправна

56

ПЧ № 81

ОПС РХ № 8

ООО «НИК Авангард»

2 раза в год

октябрь 2014

не исправна

27

ПЧ № 91

ОПС РХ № 9

ООО «НИК Авангард»

сведения отсутствуют

02.05.2012

исправна

33

ПЧ № 101

ОПС РХ № 10

ООО «НИК Авангард»

не установлена

проверка осуществляется путем удаленного доступа, личное присутствие оператора не обязательно

исправна

81

ПЧ № 103

ОПС РХ № 10

ООО «НИК Авангард»

не установлена

проверка осуществляется путем удаленного доступа, личное присутствие оператора не обязательно

исправна

22

ПЧ № 111

ОПС РХ № 11

ООО «НИК Авангард»

по мере необходимости

сведения отсутствуют

исправна

14

 

Документации по данному оборудованию нет, за исключением журнала технического обслуживания системы, установленной в с. Аскиз. В настоящее время часть из установленных систем неисправна.

В комплект оборудования данных систем входит: монитор, системный блок, центральная мониторинговая станция (GSM канал), источник резервного электропитания, клавиатура, мышь, колонки. Мониторинг данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружения с массовым пребыванием людей осуществляется путем выработки тревожного сообщения системами мониторинга, установленных на пунктах связи пожарных частей ГКУ РХ «Противопожарная служба».

Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия не обладает сведениями, на каком основании в настоящее время обслуживание систем мониторинга осуществляется указанными организациями (ООО «СП ФПБ-Абакан», ООО «Акмейз» и ООО «НИК-Авангард». Торги на проведение обслуживания систем мониторинга не проводились.

В письме от 21.04.2015 года № 401-06-13 (входящий № 2330) Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия поясняет следующее. Согласно Федеральному закону от 10.07.2012 года № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» внесено изменение в часть 7 статьи 83 названного закона, вступающее в силу с 13.07.2014 года, согласно которой системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях с классом функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Системы мониторинга «Контакт GSM», установленные в соответствии с государственным контрактом от 25.06.2010 года № 0004, не отвечают указанным требованиям в части дублирования сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации, к тому же оборудование морально и технически устарело.

В пояснениях ООО «Акмейз» от 26.05.2015 года № 10 (входящий № 2962) общество указало, что между Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия и обществом отсутствуют договорные отношения. Обслуживание системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров осуществлялось ООО «Акмейз» методом удаленного контроля его исправного состояния на безвозмездной основе. С 2015 года в связи с рекомендацией ГУ МЧС России о замене системы «Контакт – GSM» на ПАК «Стрелец – Мониторинг», наблюдение за системой мониторинга «Контакт – GSM» не производится.

26.05.2015 года директор ООО «Акмейз», директор ООО «СП ФПБ-Абакан» и представитель ООО «Спектр-Сервис» указали, что хотели бы иметь доступ к оборудованию, закупленному по государственному контракту № 0004.

18.06.2015 года (входящий № 3318) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили пояснения ГКУ РХ «Противопожарная служба» от 18.06.2015 года № 562-06-10, в которых указано, что из пояснений работников учреждения, часть из которых основаны на личных наблюдениях и не имеют документального подтверждения следует: в 2014 году обслуживание систем мониторинга находящихся в пожарных частях ГКУ РХ «Противопожарная служба» осуществляли ООО «НИК-Авангард», ООО «СП ФПБ-Абакан» и ООО «Акмейз». В 2015 году обслуживание данных систем не проводилось, за исключением одной из систем, находящейся в ПЧ № 41 (с. Аскиз), обслуживаемой ООО «СП ФПБ-Абакан». Сведениями о том, закуплено ли это оборудование по государственному контракту от 25.06.2010 года № 0004 или иначе, кто является его собственником, существуют ли договоры на оборудование данных систем между собственниками оборудования и обслуживающими организациями ГКУ РХ «Противопожарная служба» не обладает.

ООО «НИК «Авангард» пояснил, что общество не проводит обслуживание системы мониторинга, обработки и передаче данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров в подразделениях пожарных частей ГКУ РХ «Противопожарная служба» (письмо от 16.06.2015 года № 057 (входящий от 18.06.2015 года № 3322)).

На заседании комиссии 23.06.2015 года представителем ответчика приобщен к материалам дела Протокол № 1 рабочего совещания при начальнике Управления по ГО, ЧС и ПБ Республики Хакасия Н.И. Старкове от 05.06.2015 года с повесткой дня: о недопущении ограничения конкуренции на рынке обслуживания систем пожарного мониторинга, а также обеспечения доступа к ним организаций, имеющих соответствующую лицензию.

08.07.2015 года (входящий № 3728) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили дополнения к пояснениям Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия от 08.07.2015 года № 839-06-13, в которых управление указало, что ему не известно об обслуживании системы указанными хозяйствующими субъектами в настоящее время. Элементы системы пожарного мониторинга, смонтированные по государственному контракту от 25.06.2010 года № 0004, установленные в пожарных частях ГКУ РХ «Противопожарная служба», отключены, так как данная система не соответствует требованиям части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности и часть оборудования неисправна. С момента отключения элементов системы тревожный сигнал о пожаре с объекта защиты на пульт пожарной охраны может передаваться посредством телефонной связи или через диспетчера вневедомственной охраны.

На заседании комиссии 16.07.2015 года представителем Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия приобщен к материалам дела № 17-А-15 Протокол № 2 рабочего совещания в Управлении по ГО, ЧС и ПБ Республики Хакасия от 03.07.2015 года с повесткой дня: о приобретении для нужд Республики Хакасия современного программно-аппаратного комплекса пожарного мониторинга (ПАК «Стрелец-Мониторинг» или аналог), рассмотрение возможности восстановления работоспособности и приведения в соответствие современным техническим требованиям ПАК-мониторинг, установленного ООО «Спектр-Сервис» по государственному контракту от 25.06.2010 года № 0004.

На заседании комиссии 16.07.2015 года ООО «Спектр – Сервис» письменно пояснило, что обществу известно, что ООО «НИК Авангард» продолжает осуществлять деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с использованием оборудования программно-аппаратного комплекса системы мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, которое является собственностью Главного управления МЧС России по Республике Хакасия.

Так, например, по состоянию на декабрь 2014 года ООО «НИК Авангард» продолжало осуществлять деятельность по производству работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в отношении ГАУ РХ «Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя», ГБУ РХ «Социальная гостиница».

Кроме того в соответствии с пунктом 7 статьи 83 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях с классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации. В то же время из объяснений ООО «НИК Авангард» и имеющихся материалов дела усматривается прямое нарушение указанного закона, выражающееся в том, что согласно пояснений общества, оно обслуживает оконечные устройства (организации, в которых установлены системы пожарной сигнализации), при этом сигнал передаются не в автоматическом режиме как это указано в законе, а посредством использования сотрудников организации в телефонном режиме оповещения, что является грубым нарушением и напрямую запрещено Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

24.07.2015 года (входящий № 4019) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило письмо Правительства Республики Хакасия от 21.07.2015 года № ВК-1706, в которых указано следующее.

В рамках государственного контракта от 25.06.2010 года № 0004 элементы ПАК-мониторинг установлены в 13 подразделениях Государственной противопожарной службы в Республике Хакасия: в подразделениях федеральной противопожарной службы и в подразделениях ГКУ РХ «Противопожарная служба».

В рамках указанного контракта также были установлены объектовые станции в 40 учреждениях социального значения с массовым пребыванием людей, республиканского и муниципального уровня.

По сведениям Главного управления МЧС России по Республике Хакасия элементы ПАК-мониторинг, установленные в подразделениях федеральной противопожарной службы, с декабря 2013 года не эксплуатируются по причине неисправности оборудования и отсутствия обслуживания уполномоченной организацией.

По сведениям Управления по ГО, ЧС и ПБ Республики Хакасия элементы ПАК-мониторинг, установленные в подразделениях ГКУ РХ «Противопожарная служба», в январе 2015 года отключены, как не соответствующие требованиям части 7 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», при этом часть оборудования неисправна.

Техническое обслуживание элементов ПАК-мониторинг с января 2015 года не осуществляется, за исключением собственной системы ООО «СП ФПБ-Абакан», установленной в ПЧ № 41 ОПС РХ № 4 (с. Аскиз).

Оборудование ПАК-мониторинг на балансе не числится ни в Управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, в подведомственных ему учреждениях, ни в Главном управлении МЧС России по Республике Хакасия, в связи с тем, что ООО «Спектр-Сервис» не представило установочные акты, подтверждающие монтаж оборудования ПАК-мониторинг в подразделениях пожарной охраны и оборудования объектовых станций.

В целях выявления фактического наличия, технического состояния и постановки на балансовый учет Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия ПАК-мониторинг, в ближайшее время управлением будет проведена инвентаризация соответствующего оборудования, установленного в подразделениях Государственной противопожарной службы в Республике Хакасия и в соответствующих учреждениях социального значения.

В случае установления технической невозможности модернизировать ПАК-мониторинг в целях приведения в соответствие современным техническим требованиям, оборудование будет списано с учета.

Правительством Республики Хакасия будет проработан вопрос о поэтапном оснащении подразделений ГКУ РХ «Противопожарная служба» современным оборудованием пожарного мониторинга.

14.08.2015 года (входящий № 4401) в адрес антимонопольного органа поступили пояснения ответчика, в которых он указывает, что согласно рекомендательному решению, принятому в рамках заседания рабочего совещания в управлении (Протокол от 03.07.2015 года № 2) ответчиком направлено письмо в Управление надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Хакасия по вопросу возможности дальнейшего использования ПАК-мониторинг до приобретения современного программно-аппаратного комплекса пожарного мониторинга.

Совещание с представителями исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, в ведении которых находятся учреждения социального назначения с массовым пребыванием людей, планируется провести после завершения инвентаризации указанного оборудования.

В письме Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 28.07.2015 года № 3400-2-1-13 указано, что ПАК «Контакт GSM» не соответствует требованиям, предъявляемым к подобного рода комплексам, и его применение является нарушением законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности.

В своем письме от 21.09.2015 года № 1234-06-13 (входящий № 5200) Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия сообщило, что инвентаризация оборудования ПАК-мониторинг, установленного в рамках государственного контракта № 0004, проведена только в пожарных частях и на объектах защиты в городе Саяногорске, Черногорске и Усть-Абаканском районе (1 объект). Совещание с представителями исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, в ведении которых находятся учреждения социального назначения с массовым пребыванием людей, планируется провести после завершения инвентаризации указанного оборудования. Решение о проведении торгов на разработку проектно-сметной документации для определения стоимости покупки и установки программно-аппаратного комплекса пожарного мониторинга, отвечающего требованиям  Технического регламента, будет принято после проведения инвентаризации оборудования ПАК-мониторинг и установления компетентными должностными лицами технической возможности его модернизировать в целях приведения в соответствие современным техническим требованиям.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле № 17-А-15 и установила следующее.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 16.02.2010 года № 66 утверждено Положение об Управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия (далее – Положение об управлении).

В силу пункта 1.1 Положения об управлении Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по выполнению мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, организации тушения пожаров и обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Хакасия.

Согласно пункту 2.3.2 Положения об управлении в полномочия Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия в области пожарной безопасности входит организация выполнения и осуществления мер пожарной безопасности.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Статьей 5 Закона Республики Хакасия от 28.06.2006 года № 34-ЗРХ «О пожарной безопасности» к полномочиям противопожарной службы Республики Хакасия относятся, в том числе организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности в пределах ее компетенции.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии с положениями частей 1 и 3 статьи 5 Технического регламента каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Статьей 83 Технического регламента обозначены требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации. Так, частью 7 предусмотрено, что системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 – с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.

Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в соответствии с частью 1 статьи 91 Технического регламента оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности. Автоматические установки пожарной сигнализации, пожаротушения должны быть оборудованы источниками бесперебойного электропитания.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.12.2009 года № 743 принят на снабжение в системе МЧС России программно-аппаратный комплекс системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, в том числе в высотных зданиях (ПАК «Стрелец-Мониторинг»).

Приказом Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия от 05.12.2011 года № 486 утвержден перечень зданий и помещений, расположенных на территории Республики Хакасия, которые целесообразно оборудовать пожарной автоматикой с передачей сигнала о пожаре по радиотелекоммуникационной системе на центральный узел связи «01» государственной противопожарной службы, в который вошло 744 объекта.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.

Следовательно, объектовые станции могут монтироваться и обслуживаться любой специализированной лицензированной организацией, с заключением договоров на эксплуатационно-техническое обслуживание систем пожарной сигнализации на объектах защиты.

Однако по причине высокой стоимости, а также сложностей в адаптации указанного комплекса в Сибирском регионе, на территории Республики Хакасия было принято решение о внедрении аналогичного оборудования. Поскольку законодательно требования к системе мониторинга не обозначены, была внедрена самостоятельная система мониторинга передачи данных о возгораниях. Данная система была смонтирована ООО «Спектр-Сервис» на основании проведенного открытого аукциона № ОА/10-000219 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по монтажу программно-аппаратного комплекса системы мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей.

По результатам проведенного аукциона 25.06.2010 года между Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия и ООО «Спектр-Сервис» заключен государственный контракт от 25.06.2010 года № 0004.

По данному контракту ООО «Спектр-Сервис» приняло на себя обязательства по монтажу программно-аппаратного комплекса системы мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружения с массовым пребыванием людей.

В разделе 9 государственного контракта от 25.06.2010 года № 0004 указано следующее:

- гарантийный срок на выполняемые по настоящему контракту работы составляет 5 лет со дня ввода объекта в эксплуатацию (пункт 9.3 контракта);

- сервисное обслуживание оборудования должно составлять не менее 3 лет на территории Республики Хакасия (пункт 9.6 контракта);

- подрядчик должен гарантировать в течении трех лет бесплатное техническое обслуживание объединенной системы оперативного диспетчерского управления с использованием своих материалов и инструментов (пункт 9.7 контракта).

Смонтированная ООО «Спектр-Сервис» система мониторинга полностью соответствовала требованиям, определенным Техническим заданием аукционной документации и подтверждается Актом о приемке выполненных работ от 23.07.2010 года.

Элементы ПАК-мониторинг установлены в 12 подразделениях Государственной противопожарной службы в Республике Хакасия:

1) в подразделениях федеральной противопожарной службы:

3ПЧС ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике Хакасия» (г. Абакан);

4 ПЧ ФГКУ «2 отряд ФПС по Республике Хакасия» (г. Черногорск);

6 ПЧ ФГКУ «3 отряд ФПС по Республике Хакасия» (г. Саяногорск);

2) в подразделениях ГКУ РХ «Противопожарная служба»:

ПЧ № 41 ОПС РХ № 4 (с. Аскиз);

ПЧ № 51 ОПС РХ № 5 (р.п. Копьево);

ПЧ № 61 ОПС РХ № 6 (с. Таштып);

ПЧ № 62 ОПС РХ № 7 (с. Шира);

ПЧ № 81 ОПС РХ № 8 (с. Белый Яр);

ПЧ № 91 ОПС РХ № 9 (с. Бея);

ПЧ № 101 ОПС РХ № 10 (р.п. Усть-Абакан);

ПЧ № 103 ОПС РХ № 10 (г. Сорск);

ПЧ № 111 ОПС РХ № 11 (с. Боград).

В рамках указанного контракта также были установлены объектовые станции в 40 учреждениях социального значения с массовым пребыванием людей, республиканского и муниципального уровня городов: Абакан (8), Черногорск (5), Саяногорск (4); районы: Алтайский (2), Аскизский (5), Бейский (4), Боградский (1), Орджоникидзевский (2), Таштыпский (4), Усть-Абаканский (3), Ширинский (2).

Таким образом, государственный контракт от 25.06.2010 года № 0004 заключен Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия как уполномоченным органом исполнительной власти республики в рамках предоставленных полномочий, в целях обеспечения пожарной безопасности, для организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности в соответствующей части.

13.01.2012 года между Главным управлением МЧС России по Республике Хакасия (благополучатель) и ООО «НИК «Авангард» (благотворитель) заключен договор о благотворительной деятельности от 13.01.2012 года. Предмет договора – в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 11.081995 года № 135 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Главное управление МЧС России по Республике Хакасия обязуется осуществить благотворительное пожертвование в формах:

- безвозмездного наделения благополучателя правом владения и пользования (без права распоряжения) движимым имуществом (оборудование), с целью организации приема сигналов от объектов хозорганов, подключенных к ПАК «Стрелец-Мониторинг», о пожарах и других нештатных ситуациях;

- безвозмездного оказания благополучателю услуги по эксплуатационно-техническому обслуживанию оборудования согласно графика проведения технического обслуживания и по вызову благополучателя.

Решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по делу № 40-А-13 от 02.12.2013 года Главное управление МЧС России по Республике Хакасия и ООО «НИК «Авангард» признаны нарушившими положения пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, в части заключения Договора о благотворительной деятельности от 13.01.2012 года, которое привело к ограничению доступа на товарный рынок по монтажу и техническому обслуживанию оборудования с целью организации приема сигналов от объектов, подключенных к мониторинговой станции, о пожарах и других нештатных ситуациях иных хозяйствующих субъектов. На основании принятого решения было выдано предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем совершения действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего в срок до 20 декабря 2013 года принять меры к прекращению ограничивающего конкуренцию соглашения (Договор о благотворительной деятельности от 13.01.2012 года), нарушающего антимонопольное законодательство.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.07.2014 года по делу № А74-1254/2014 (Постановлением Третьего Арбитражного Апелляционного суда от 06.10.2014 года по тому же делу) решение антимонопольного органа по делу № 40-А-13 признано соответствующим Закону о защите конкуренции, а в удовлетворении заявления ООО «НИК «Авангард» о признании незаконным решения отказано.

В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

В силу положений статьи 5 Закона о размещении заказов под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также - контракты), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.

В соответствии с нормами части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе: определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).

Согласно положениям статьи 3 Закона о закупках в соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно, в том числе для: выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Таким образом, согласно нормам приведенных федеральных законов, действовавших в рассматриваемый период времени (с даты заключения государственного контракта и по настоящее время) обслуживание оборудования, закупленного Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия, является государственной нуждой и должно обеспечиваться в соответствии с действующим законодательством.

Размещение заказов на выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков должно осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством (Закон о размещении заказов, Закон о закупках), что требует от заказчиков совершить законные действия по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов путем конкурентных процедур либо путем выбора (конкурентным способом) исполнителя, который будет осуществлять работы на безвозмездной основе.

Исходя из материалов дела оборудование, закупленное ответчиком – Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия по государственному контракту № 0004, с даты окончания срока сервисного обслуживания ООО «Спектр-Сервис» (не менее 3-х лет по государственному контракту № 0004) – 3 квартал 2013 года должно было обслуживаться хозяйствующим субъектом, выбранным заказчиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, то есть путем проведения конкурентных процедур.

Организация таких процедур в соответствии с законодательством Российской Федерации о проведении закупочных процедур способствует соблюдению принципов открытости, прозрачности информации в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Вместе с тем, каких-либо конкурентных процедур по отбору хозяйствующих субъектов для обслуживания оборудования, закупленного по государственному контракту № 0004, с 3 квартала 2013 года по настоящее время Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия не проводило (в том числе и соответствующие торги). Договоры с какими-либо хозяйствующими субъектами – лицензиатами на право обслуживания закупленного оборудования не заключались. Данные действия ответчика привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, так как возможность доступа на рассматриваемый товарный рынок, в том числе и возможность обслуживания оборудования, предоставлена ответчиком только отдельным хозяйствующим субъектам (ООО «НИК «Авангард», ООО «Акмейз») на основании следующего.

1) Элементы ПАК-мониторинг, установленные в подразделениях федеральной противопожарной службы, только с декабря 2013 года не эксплуатируются по причине неисправности оборудования и отсутствия обслуживания уполномоченной организацией (и во исполнение Предписания по делу № 40-А-13 о нарушении антимонопольного законодательства). А по данным ФГКУ «3 отряд ФПС по РХ» (г. Саяногорск) мониторинговая станция отключена ООО «НИК «Авангард» с декабря 2014 года.

До декабря 2013 года данное оборудование эксплуатировалось и обслуживалось ООО «НИК «Авангард» по антиконкурентному соглашению – Договору о благотворительной деятельности от 13.01.2012 года. В это время Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия не провело открытым, гласным, законным способом процедур по отбору хозяйствующего субъекта с целью выполнения таких работ, оказания соответствующих услуг.

Тогда как согласно государственному контракту от 25.06.2010 года № 0004 рассматриваемые работы должен был осуществлять ООО «Спектр-Сервис» в течение трех лет (до 25.06.2013 года).

2) Элементы ПАК-мониторинг, установленные в подразделениях ГКУ РХ «Противопожарная служба» отключены только в январе 2015 года, как не соответствующие требованиям части 7 статьи 83 Технического регламента. Техническое обслуживание элементов ПАК-мониторинг перестало осуществляться также только с января 2015 года.

При этом требования указанной нормы Технического регламента вступили в законную силу с 14.07.2014 года, а значит с этого времени ПАК «Контакт-GSM» уже должен был быть отключен, но продолжал работать и обслуживаться, осуществлял передачу сигнала о пожаре в подразделения пожарной охраны.

3) Контроль за работой установленных объектовых станций в 40 учреждениях социального значения с массовым пребыванием людей Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия не осуществляло.

Материалами дела (в том числе данные частичной инвентаризации, проведенной ответчиком) также подтверждено, что у ряда учреждений вообще отсутствует часть оборудования элементов ПАК-мониторинга (например, МБС(К)ОУ «Усть-Абаканская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида») или не устанавливались вовсе (например, МОУ «Детский дом «Золотая рыбка» (г. Черногорск)). Однако согласно государственному контракту № 0004 на данных объектах такое оборудования устанавливаться было должно.

У части учреждений социального значения с массовым пребыванием людей установленное в рамках государственного контракта № 0004 оборудование имеется частично. Причины такого частичного наличия оборудования ответчиком не устанавливались и комиссии антимонопольного органа не пояснены.

Вместе с тем, не зная о том, что ПАК-мониторинг с 14.07.2014 года не соответствует требованиям Технического регламента, и отключены с декабря 2013 года и января 2015 года, должностные лица учреждений социального значения с массовым пребыванием людей ежегодно заключали возмездные договоры / контракты на эксплуатационно-техническое сопровождение объектовой станции «Контакт-GSM» - системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров; на техническое наблюдение за состоянием системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров.

Например:

- ГБУ РХ «Республиканский дом-интернат для умственно отсталых детей «Теремок» заключало такие договоры с ООО «НИК «Авангард» 27.12.2013 года (срок договора с 01.01.2014 года по 31.07.2014 года); 08.08.2014 года (срок договора с 01.08.2014 года по 31.12.2014 года); 01.01.2015 года (срок договора с 01.01.2015 года по 28.02.2015 года);

- МКОУ «Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» заключило 01.01.2015 года договор с ООО «НИК «Авангард»;

- МБОУ «Чарковская средняя общеобразовательная школа – интернат» заключило договор с ООО «НИК «Авангард» от 31.12.2014 года сроком до 31.12.2015 года;

- ГБС(К)ОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 3, 4 видов» - договор от 30.12.2014 года сроком до 31.12.2015 года. В одностороннем порядке ООО «НИК «Авангард» расторг данный договор.

- МБОУ «Усть-Чульская средняя общеобразовательная школа им. М.Е. Кильчичакова» - договор с ООО «НИК «Авангард» от 01.09.2014 года сроком до 31.08.2015 года.

- ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия – интернат им. Н.Ф. Катанова» - договор с ООО «НИК «Авангард», действует с 01.01.2014 года по 01.03.2015 года (досрочно расторгнут);

- ГАУ РХ «Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя» - договор с ООО «НИК «Авангард» с 01.01.2014 года по настоящее время;

- МБО школа – интернат «Аскизский лицей – интернат им. М.И. Чебодаева» - договоры с ООО «НИК «Авангард» с 01.01.2014 года по 31.08.2015 года, но досрочно расторгнут по инициативе общества с 01.01.2015 года;

- ГБОУ РХ «Детский дом «Малышок» - заключен договор с ООО «НИК «Авангард» на 2014 год;

- ГБС(К)ОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов» - договор с ООО «НИК «Авангард» с 01.01.2014 года по настоящее время;

- ГБУЗ РХ «Копьевская районная больница» - договор с ООО «Акмейз» на 2014 – 2015 годы.

Таким образом, в настоящее время учреждения до сих пор заключают возмездные договоры на обслуживание объектовых станций «Контакт-GSM», тогда как сигналы не передаются, передаются с нарушением требований Технического регламента. Соответствующую работу с учреждениями Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия не проводило, что также влияет на безопасность граждан и необоснованное расходование бюджетных средств.

4) Контроль за работой установленных элементов ПАК-мониторинг в подразделениях Государственной противопожарной службы в Республике Хакасия Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия не осуществляло.

Так, по данным частичной инвентаризации, проведенной ответчиком, часть оборудования элементов ПАК-мониторинг в подразделениях противопожарных служб отсутствует.

5) Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия как исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, осуществляющий функции, в том числе по организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности, и заказчик по государственному контракту № 0004, бездействовал, не выполнял свои полномочия в области пожарной безопасности, а именно не контролировал работу оборудования программно-аппаратного комплекса системы мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружения с массовым пребыванием людей. О данном обстоятельстве свидетельствуют материалы рассматриваемого дела, в том числе письменные пояснения ответчика об отсутствии у него сведений о наличии оборудования, его элементов, о работе закупленного оборудования и т.п.

6) Не смотря на пояснения ответчика по делу, сигналы по данным соответствующих учреждений от объектовых станций проходят, в том числе в Администрацию Алтайского района Дежурному ЕДДС (от МКОУ «Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»), на пульт подразделения пожарной охраны с. Аскиз ПЧС ОПС РХ № 4 (от МБОУ «Усть-Чульская средняя общеобразовательная школа им. М.Е. Кильчичакова»), на пульт подразделения пожарной охраны ФГКУ «2 отряд ФПС по РХ» «Пожарная часть № 4 в г. Черногорске» (от ГАУ РХ «Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя»), в 3 пожарную спасательную часть (от ГБС(К)ОУ РХ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат I, II видов»), на пульт Пожарной части № 71 Ширинского района (от ГБУЗ РХ «Копьевская районная больница»).

А в отдельных учреждения (в том числе ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия им. Н.Ф. Катанова», ГАУ РХ «Черногорский реабилитационно-оздоровительный центр для ветеранов, инвалидов и семей с детьми имени А.И. Лебедя») сигнал поступает на пульт диспетчера ООО «НИК «Авангард», а потом (как пояснил представитель общества на заседании комиссии антимонопольного органа, а также усматривается из писем указанных учреждений), соответствующая информация передается работниками общества в пожарную часть, что прямо запрещено положениями Технического регламента, учитывая и тот факт, что все опрашиваемые учреждения указали, что новое оборудование не устанавливалось, а установленное оборудование по государственному контракту № 0004 не модернизировалось.

7) По информации ГКУ РХ «Противопожарная служба» (приведенная таблица выше настоящего решения) ООО «НИК «Авангард» и ООО «Акмейз» являются организациями, осуществляющими обслуживание системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров, к программно-аппаратному комплексу систем мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей. Обслуживание установленного оборудования и подключение объектов защиты к данным системам проводится организациями:

- ООО «СП ФПБ-Абакан» в ПЧ № 41 ОПС РХ № 4;

- ООО «Акмейз» в ПЧ № 71 ОПС РХ № 7;

- ООО «НИК «Авангард» в ПЧ № 41 ОПС РХ № 4, ПЧ № 51 ОПС РХ № 5, ПЧ № 61 ОПС РХ № 6, ПЧ № 62 ОПС РХ № 6, ПЧ № 81 ОПС РХ № 8, ПЧ № 91 ОПС РХ № 9, ПЧ № 101 ОПС РХ № 10, ПЧ № 103 ОПС РХ № 10 и ПЧ № 111 ОПС РХ № 11.

По данным ГКУ РХ «Противопожарная служба» сигналы по системам мониторинга последний раз поступали: ОПС РХ № 6 – 02.08.2013 года, ОПС РХ № 10 – 30.11.2013 года.

ООО «СП ФПБ-Абакан» осуществляет обслуживание собственного оборудования.

ГКУ «РХ «Противопожарная служба» в рамках рассмотрения дела также указало, что готово допустить к обслуживанию систем любых лиц, имеющих на это право по указанию Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия или собственника(ов) данного оборудования.

8) В соответствии с письмом Главного управления МЧС России по Республике Хакасия от 28.07.2015 года № 3400-2-1-13 ПАК «Контакт GSM» не имеет документального подтверждения соответствия требованиям пожарной безопасности, что является нарушением части 4 статьи 145 Технического регламента. Помимо этого, ПАК «Контакт GSM» осуществляет передачу сигнала о пожаре в подразделениях пожарной охраны посредством оператора сотовой связи, то есть за счет посредника – транслирующей организации, что так же не соответствует требованиям Технического регламента, предъявляемым к подобного рода комплексам.

Требование, изложенное в части 7 статьи 83 Технического регламента (о дублировании сигнала о пожаре в зданиях на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации), вступило в законную силу 14.07.2014 года, в связи с чем с этого периода времени лица, допустившие настоящее нарушение требований пожарной безопасности должны привлекаться к административной ответственности.

В соответствии с Протоколом заседания координационного совета МЧС России от 19.06.2014 года № 2 было принято решение о необходимости предусмотреть в работе надзорных органов МЧС России переходный период при вступлении в силу части 7 статьи 83 Технического регламента до 01.01.2015 года. В этот период предлагалось не применять мер по привлечению к административной ответственности лиц, допустивших нарушение требований пожарной безопасности, установленных частью 7 статьи 83 Технического регламента к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из-за сложившегося бездействия Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия (в том числе по не провидению разъяснительной работы с учреждениями) учреждения с массовым пребыванием людей продолжают заключать возмездные договоры на обслуживание на эксплуатационно-техническое сопровождение объектовой станции «Контакт-GSM»; на техническое наблюдение за состоянием системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров, тогда как такие объектовые станции не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

9) Из пояснений Главного управления МЧС России по Республике Хакасия элементы ПАК-мониторинг, установленные в подразделениях федеральной противопожарной службы, с декабря 2013 года не эксплуатируются по причине отсутствия обслуживания уполномоченной организацией.

Таким образом, Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия как приобретатель данного оборудования по государственному контракту № 0004 бездействовало и не представляло конкурентной возможности хозяйствующим субъектам – лицензиатам для осуществления обслуживания систем мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках крупных пожаров в сложных зданиях с массовым пребыванием людей.

10) Косвенно подтверждает вменяемое нарушение по делу и сам ответчик ввиду следующего.

В период рассмотрения настоящего дела № 17-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия:

- проведено два рабочих совещания (05.06.2015 года и 03.07.2015 года), принятые решения по которым на даты вынесения решения не выполнены.

- проведена частичная инвентаризация в пожарных частях и на объектах защиты. На даты вынесения решения по делу инвентаризация ответчиком в полном объеме не проведена.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 17-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 7 статьи 4 вышеназванного Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

По смыслу статьи 15 Закона о защите конкуренции нормативно установленный запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, и распространяется, прежде всего, на их акты и действия в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов.

Закрепленные приведенной нормой запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2011 года № 14686/10, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Как разъяснено в пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», при рассмотрении дел о признании недействующими или недействительными актов названных органов, о признании незаконными их действий (бездействия) по заявлениям антимонопольного органа, поданным в связи с нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, арбитражные суды должны учитывать следующее: если антимонопольным органом доказано, что акты, действия (бездействие) приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а соответствующим органом не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая данному органу принять оспариваемый акт, осуществить действия (бездействие), заявленные требования подлежат удовлетворению.

Таким образом, действительные либо возможные негативные последствия для конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке) имеют квалифицирующее значение и подлежат доказыванию антимонопольным органом.

Согласно статье 8 Закона о закупках в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов (статья 13 Закона о закупках).

Понятие государственные нужды раскрывалось в части 1 статьи 3 Закона о размещении заказов (действовавшего до 01.01.2014 года) и понималось как обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений. По смыслу Закона о закупках, регулирующего отношения в сфере закупок с 01.01.2014 года, понятие муниципальной нужды не изменилось и в настоящее время понимается аналогичным образом.

В соответствии с положениями Положения об Управлении по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия ответчик организует выполнение и осуществление мер пожарной безопасности.

Обязательства исполнительного органа государственной власти исполняются за счет средств соответствующего бюджета.

Поскольку выполнение и осуществление мер пожарной безопасности является потребностью органа государственной власти, данные работы следует признать государственной нуждой, в связи с чем, при использовании бюджетных средств, направленных на оплату соответствующих работ обязательным условием является применение положений Закона о размещении заказов, Закона о закупках.

Комиссия антимонопольного органа установила, что деятельность Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия по выполнению работ в области пожарной безопасности в части организации осуществления обслуживания оборудования, закупленного по государственному контракту № 0004 - систем мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей была направлена на обеспечение потребностей в работах, необходимых для решения органом власти своих полномочий, что не соотносится с основными принципами и целями Закона о размещении заказов, Закона о закупках, направленного на обеспечение конкуренции на товарных рынках.

Нарушение антимонопольного законодательства рассматривается на рынке по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно по монтажу и техническому обслуживанию оборудования с целью организации приема сигналов от объектов, подключенных к мониторинговой станции, о пожарах и других нештатных ситуациях. Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 года № 17, данный вид деятельности обозначен как Услуги в области охраны общественного порядка и безопасности (код 7523000), Услуги, связанные с противопожарной защитой (код 7523040).

Географическими границами рынка является Республика Хакасия.

Рынок по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно по монтажу и техническому обслуживанию оборудования с целью организации приема сигналов от объектов, подключенных к мониторинговой станции, о пожарах и других нештатных ситуациях является высоконкурентным, что подтверждается количеством хозяйствующих субъектов, имеющих соответствующие лицензии.

По смыслу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции достаточным основанием для вывода о нарушении установленного в ней антимонопольного запрета является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции определены по тем основаниям, что иные хозяйствующие субъекты, имевшие возможность претендовать на обслуживание систем мониторинга (в том числе ООО «Спектр-Сервис), были лишены законной возможности претендовать на осуществление деятельности на рассматриваемом товарном рынке. Также установлено, что с 3 квартала 2013 года по настоящее время Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия не предоставляло хозяйствующим субъектам конкурентной возможности для осуществления обслуживания систем мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей.

Материалами дела установлены факты ограничения конкуренции на данном рынке путем нарушения прав третьих лиц (иных хозяйствующих субъектов – лицензиатов). Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия препятствовало законному, гласному, конкурентному обслуживанию систем мониторинга обработки и передачи данных, в том числе путем не организации обслуживания закупленного оборудования по государственному контракту № 0004, не проведения соответствующих собраний со всеми лицензиатами, не предложения заключить с ними договоры на такое обслуживание, не соблюдения открытой процедуры оповещения хозяйствующих субъектов – лицензиатов о возможности осуществления обслуживания оборудования.

Таким образом, материалами настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства доказано, что действия (бездействие) Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Вместе с тем ответчиком не указана конкретная норма федерального закона, разрешившая ему осуществить спорные действия (бездействие).

На основании вышеизложенного в действиях Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия содержатся нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части предоставления хозяйствующим субъектам возможности осуществления обслуживания систем мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей.

Указанные выше обстоятельства являются основанием для выдачи Управлению по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия предписания о прекращении указанного выше нарушения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

По мнению комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия действиями, направленными на обеспечение конкуренции в рассматриваемом деле должны быть:

1) инвентаризация оборудования, закупленного по государственному контракту от 25.06.2010 года № 0004 с целью установления его наличия и сохранности. В подтверждение такой инвентаризации представляются инвентаризационные описи и т.п.

2) проведение совещаний с представителями исполнительных органов власти Республики Хакасия, в ведении которых находятся учреждения социального назначения с массовым пребыванием людей с целью разъяснения:

- целесообразности заключения договоров / контрактов на эксплуатационно-техническое сопровождение объектовой станции «Контакт-GSM» - системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров; на техническое наблюдение за состоянием системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров;

- исправной / неисправной работы, дальнейшей эксплуатации объектов станций «Контакт-GSM» в соответствии с требованиями норм законодательства Российской Федерации.

3) решение вопроса о перспективе целесообразности дальнейшей эксплуатации систем мониторинга, установленных в рамках государственного контракта от 25.06.2010 года № 0004.

4) установление технической возможности модернизировать закупленное оборудование по государственному контракту № 0004 в целях приведения его в соответствие современным техническим требованиям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5) организация и проведение конкурентных процедур с целью предоставления хозяйствующим субъектам возможности осуществления обслуживания систем мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, которые не приведут и не смогут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (в случае положительных результатов работы по пунктам 3 и 4 настоящего перечня).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия нарушившим положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части предоставления хозяйствующим субъектам возможности осуществления обслуживания систем мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей.

2. Выдать Управлению по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель комиссии

 

 

К.А. Лебедева

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

А.А. Тукачева

 

 

 

 

 

 

 

Д.А. Чиж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Управлению по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия

а/я 713, пр. Ленина, 67, г. Абакан, 655017

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 17-А-15

06 октября 2015 года                                                                                   г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       Лебедева К.А. –  руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:                   Тукачева А.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Чиж Д.А. - ведущий специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Марова О.О. – специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует, в связи с участием в судебном заседании Абаканского городского суда Республики Хакасия,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06 октября 2015 года по делу № 17-А-15 о нарушении Управлением по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Управлению по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем совершения действий направленных на обеспечение конкуренции, а именно в срок до 20 декабря 2015 года организовать и провести следующую работу по недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно по монтажу и техническому обслуживанию оборудования систем мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей на территории Республики Хакасия, для чего:

1) провести инвентаризацию оборудования, закупленного по государственному контракту от 25.06.2010 года № 0004 с целью установления его наличия и сохранности.

2) проведение совещаний с представителями исполнительных органов власти Республики Хакасия, в ведении которых находятся учреждения социального назначения с массовым пребыванием людей с целью разъяснения:

- целесообразности заключения договоров / контрактов на эксплуатационно-техническое сопровождение объектовой станции «Контакт-GSM» - системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров; на техническое наблюдение за состоянием системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах развития крупных пожаров;

- исправной / неисправной работы, дальнейшей эксплуатации объектов станций «Контакт-GSM» в соответствии с требованиями норм законодательства Российской Федерации.

3) решение вопроса о перспективе целесообразности дальнейшей эксплуатации систем мониторинга, установленных в рамках государственного контракта от 25.06.2010 года № 0004.

4) установление технической возможности модернизировать закупленное оборудование по государственному контракту № 0004 в целях приведения его в соответствие современным техническим требованиям в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5) организация и проведение конкурентных процедур с целью предоставления хозяйствующим субъектам возможности осуществления обслуживания систем мониторинга обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах, рисках крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей, которые не приведут и не смогут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (в случае положительных результатов работы по пунктам 3 и 4 настоящего перечня)

  1. О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не позднее 5 дней со дня его выполнения.

 

Председатель комиссии

              

К.А. Лебедева

 

 

 

Члены комиссии:

 

А.А. Тукачева

 

 

 

 

 

Д.А. Чиж

 

 

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны