Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 19-А-17 от 28 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

Администрация Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия

ул. Пролетарская, д. 77, с. Коммунар, Ширинский район, Республика Хакасия, 655211

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 19-А-17

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 27. 07.2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       <…> – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   <…> – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует);

<…> – ведущий специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               <…>, специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

 

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

в присутствии главы  Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия <…> (Постановление о регистрации избранного главы Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия  № 137/913-3 от 18 сентября 2015 года), рассмотрев дело № 19-А-17, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части проведения открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущественного комплекса муниципального образования; заключения Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов теплоснабжения от 05.08.2016 года, Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоснабжения от 05.08.2016 года, Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоотведения от 05.08.2016 года не по концессионным соглашениям,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 14.10.2016 года поступила информация о заключении между Администрацией Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республик Хакасия и ООО «ТепловыеСети» следующих договоров:

- Договор аренды муниципального имущественного комплекса – объектов теплоснабжения от 05.08.2016 года;

- Договор аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоснабжения от 05.08.2016 года;

- Договор аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоотведения от 05.08.2016 года.

Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

В соответствии с частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 года № 275-ФЗ, действующей с 05.01.2016 года) предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Учитывая изложенное, в связи с наличием в указанных действиях Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства – положений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с указанным предупреждением Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия необходимо было в срок до 26.12.2016 года принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при передаче муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, совершив действия по передаче указанного имущества по концессионным соглашениям, в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении, Закона о теплоснабжении, Закона о защите конкуренции.

19.12.2016 года (входящий № 6944) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило письмо Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 19.12.2016 года № 663, в котором администрация просит продлить срок, указанный в предупреждении.

В соответствии с положениями части 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Руководствуясь указанной нормой, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия письмом от 21.12.2016 года (исходящий № 04-9947/АТ) продлило срок выполнения Предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 16.11.2016 года (исходящий № 04-8009/АТ) для устранения нарушений части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и установило новый срок для выполнения действий, указанных в предупреждении – до 30 мая 2017 года.

05.06.2017 года (входящий № 3673) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило письмо Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия от 02.06.2017 года № 276, в котором администрация указывает, что имущественный комплекс по концессионному соглашению не передавался.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 07.06.2017 года № 119 возбуждено дело № 19-А-17 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 19-А-17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 07.06.2017 года рассмотрение дела назначено на 03.07.2017 года.

03.07.2017 года (входящий № 4532) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили пояснения Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, указывающие на то, что концессионные соглашения не могут быть заключены при отсутствии необходимых правоустанавливающих документов на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в селе Коммунар. В связи с чем в настоящее время в Арбитражном суде Республики Хакасия принято к производству дело № А74-7795/2017 «О признании прав собственности на объекты ЖКХ администрацией  Коммунаровского сельсовета». С 05.08.2016 на спорные объекты ЖКХ заключен договор аренды с ресурс снабжающей организацией ООО «ТепловыеСети» сроком на три года. Также сообщается, что на все имущество муниципального образования и администрацию наложен арест судебными приставами-исполнителями. В случае получения прав собственности на объекты ЖКХ, данное имущество так же попадает под ограничения и дальнейшую реализацию судебными приставами.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В случае принятия заключения об обстоятельствах дела, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению (положения части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

03.07.2017 года комиссия антимонопольного органа приняла Заключение об обстоятельствах дела № 19-А-17.

Положениями пункта 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции установлено, что комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела.

Определением об отложении рассмотрения дела № 19-А-17 от 07.06.2017 года рассмотрение дела отложено на 26.07.2017 года.

26.07.2017 года (входящий № 5313) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили пояснения Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, в которых администрация указывает, что 24.07.2017 года в Арбитражный суд Республики Хакасия направлены Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока и Исковое заявление о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства в селе Коммунар за муниципальным образованием Коммунаровский сельсовет.

Основываясь на материалах дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.

24.06.2016 года на официальном сайте torgi.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущественного комплекса муниципального образования.

По результатам проведенных торгов с единственным участником ООО «ТепловыеСети» заключены следующие договоры:

- Договор аренды муниципального имущественного комплекса – объектов теплоснабжения от 05.08.2016 года;

- Договор аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоснабжения от 05.08.2016 года;

- Договор аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоотведения от 05.08.2016 года.

Срок действия указанных договоров составляет три года (до 05.08.2019 года)

Согласно информации Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района от 28.10.2016 года № 589 спорные объекты водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения были введены в эксплуатацию более пяти лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса.

Исследовав пояснения лиц, участвующих в деле № 19-А-17 о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В соответствии с положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

С момента официального опубликования (08.05.2013 год) Федерального закона от 07.05.2013 года № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) и статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении).

В соответствии с частью 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных Законом о водоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 Закона о водоснабжении.

Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных Законом о теплоснабжении особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случае передачи прав на такие объекты.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если все объекты теплоснабжения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае – только концессионное соглашение.

При этом согласно части 33 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договор аренды объекта теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный с нарушением требований, установленных частью 3 или 23 статьи 28.1 Закона, является ничтожным.

Аналогичные требования содержатся в части 3 и 33 статьи 41.1 Закона о водоснабжении.

Согласно пункту 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Пунктом 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Таким образом, договор аренды, заключенный с нарушением требований части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении и части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в том числе путем предоставления муниципальной преференции, является ничтожным и считается недействительным с момента его заключения.

На основании изложенного, Администрация Коммунаровского сельсовета Ширинского района, руководствуясь указанными нормами законодательства, должна была заключить концессионные соглашения в отношении рассматриваемых объектов теплоснабжения и объектов водоснабжения.

Таким образом, в действиях Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия имеются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части проведения открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущественного комплекса муниципального образования; заключения Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов теплоснабжения от 05.08.2016 года, Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоснабжения от 05.08.2016 года, Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоотведения от 05.08.2016 года не по концессионным соглашениям.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции (подпункт 1 пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт г пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Проанализировав пояснения ответчика, комиссия антимонопольного органа установила, что имеются основания для выдачи Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия предписания.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать Администрацию Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия нарушившей положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, в части совершения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части проведения открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущественного комплекса муниципального образования; заключения Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов теплоснабжения от 05.08.2016 года, Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоснабжения от 05.08.2016 года, Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоотведения от 05.08.2016 года не по концессионным соглашениям.

2. Выдать Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего: до 1 июня 2018 года, для чего принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при передаче муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, совершив действия по передаче указанного имущества по концессионным соглашениям, в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении, Закона о теплоснабжении, Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель комиссии:                                                      <…>

Члены комиссии:                                                                  <…>

                                                

                                                        <…>

        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Администрация Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия

 

ул. Пролетарская, д. 77, с. Коммунар, Ширинский район, Республика Хакасия, 655211

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 19-А-17

 

27 июля 2017 года                                                                                     г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       <…> – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует);

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               <…> – специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 27 июля 2017 года по делу № 19-А-17 о нарушении Администрацией Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ул. Пролетарская, д. 77, с. Коммунар, Ширинский район, Республика Хакасия, 655211) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части проведения открытого конкурса на право заключения договоров аренды муниципального имущественного комплекса муниципального образования; заключения Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов теплоснабжения от 05.08.2016 года, Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоснабжения от 05.08.2016 года, Договора аренды муниципального имущественного комплекса – объектов водоотведения от 05.08.2016 года не по концессионным соглашениям,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики прекратить нарушение антимонопольного законодательства, а именно в срок до 01 июня 2018 года принять меры, направленные на обеспечение конкуренции при передаче муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, совершив действия по передаче указанного имущества по концессионным соглашениям, в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении, Закона о теплоснабжении, Закона о защите конкуренции.
  2. О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в течение 30 дней с момента получения настоящего предписания с документами, подтверждающими прекращение нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель комиссии

              

<…>

 

 

 

Члены комиссии:

 

<…>

 

 

 

 

 

 

<…>

 

 

 

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны