Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 19-Р-16 от 29 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору

ООО МФО «СИБФОНДФИНАНС»

(…)

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 19-Р-16

 

Резолютивная часть решения оглашена 09.08.2016                           г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 11.08.2016

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

...– врио руководителя

управления;

 

Члены Комиссии:

 

 

         

.... – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;

... – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий (отсутствует);

... – специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;

 

 

рассмотрев дело № 19-Р-16, возбужденное по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в отношении Общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовая организация «Сибфондфинанс» (далее – ООО МФО «Сибфондфинанс») по факту размещения обществом рекламы в виде баннера, размещенного на заборе территории автовокзала слева от здания, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Тараса Шевченко, 62, следующего содержания: «НЗ. Надежный Займ. Самый низкий процент в регионе! Пенсионерам и официально трудоустроенным – 1%. Шевченко, 62», а также на окнах МФО «Надежный Займ», находящейся по адресу г. Абакан, ул. Тараса Шевченко, 62, плакатов идентичного содержания.

       В присутствии директора ООО МФО «Сибфондфинанс» - <…> (далее – <…>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения Хакасским УФАС России мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлено распространение рекламы в виде баннера, размещенного на заборе территории автовокзала слева от здания, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Тараса Шевченко, 62, следующего содержания: «НЗ. Надежный Займ. Самый низкий процент в регионе! Пенсионерам и официально трудоустроенным – 1%. Шевченко, 62», а также на окнах МФО «Надежный Займ», находящейся по адресу г. Абакан, ул. Тараса Шевченко, 62, плакатов идентичного содержания.

21.06.2016 (вх. № 3225) на запрос Хакасского УФАС России поступил ответ, в котором представлены следующие документы:

- копия устава предприятия, копия выписки из ЕГРЮЛ, копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица полное наименование которого указано как Общество с ограниченной ответственностью Микрофинансовая организация «СибФондФинанс» (ОГРН: 1151901004320), копия свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций (регистрационный номер <...> ), копия бухгалтерского баланса организации на 31.12.2016 г.;

- уведомление о номинировании в качестве лауреата Восьмой Ежегодной международной премии «Лучший налогоплательщик года - 2015», выданное Фондом содействия развитию предпринимательства 28.09.2015 года ООО «Управляющая компания Порядок»;

- копия договора безвозмездного пользования рекламной конструкцией № б/н от 10.01.2015 года, заключенный между ООО МФО «СибФондФинанс» и <…> (далее – <…>), приложение № 1 к данному договору, где <…> передает ООО МФО «СибФондФинанс» рекламную конструкцию (участок забора на территории автовокзала, расположенного по адресу г. Абакан, ул. Т. Шевченко, д. 62) общей площадью 27 кв.м.;

- Приказ № 7 о проведении рекламной акции «Пенсионерам и официально трудоустроенным – 1%» в целях эффективного продвижения услуг по предоставлению микрозаймов с 18.02.2016 г. по 31.07.2016 г.;

- фотография окна ООО МФО «СибФондФинанс», где на месте надписи «самый низкий процент в регионе» размещается надпись «Надежный Займ низкий процент «НЗ»», следующее окно осталось прежним: «Акция! Пенсионерам и официально трудоустроенным 1%»;

- фотография баннера ООО МФО «СибФондФинанс», где на месте надписи «самый низкий процент в регионе!», размещается надпись «низкий процент!», остальное содержимое баннера осталось прежним;

- счет на оплату № 37 от 19.02.2016 года, выставленный исполнителем ООО «Город Мастеров» (изготовителем рассматриваемого баннера) заказчику ООО МФО «СибФондФинанс» суммой 21 530 рублей, платежное поручение № 00007 от 26.02.2016 г. по счету № 37 за изготовление рекламы суммой 21 530 рублей;

- договор на рекламные услуги № 20.01.16/1 от 20.01.2016 года, заключенный между заказчиком ООО МФО «СибФондФинанс» и исполнителем ООО «Город Мастеров»;

- информация об условиях предоставления займа следующих финансовых организаций: ООО МФО «КСФ» (г. Новосибирск), ООО «МФО «Галактика 1» (г. Абакан), ООО МФО «Мини-маркет быстрых займов» (г. Абакан), ООО МФО «ИнтаймФинанс» (г. Ульяновск), ООО «МФО «Фаст Финанс Центр» (г. Москва), ООО МФО «Финансовый Центр ШиК» (г. Саяногорск), ООО МФО «Займер» (г. Кемерово);

- письменные пояснения, в которых изложено, что во всех представленных условиях предоставления займа вышеуказанными финансовыми организациями процент займа предлагается выше, чем у ООО МФО «СибФондФинанс», то есть более 1%.

Изучив полученные материалы, Хакасское УФАС России усмотрело признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе в отношении ООО МФО «Сибфондфинанс».

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 несет рекламодатель.

На основании имеющихся материалов в деле, рекламодателем является ООО МФО «СибФондФинанс».

Определением от 04.07.2016 г. возбуждено дело 19-Р-16 по признакам нарушения Закона о рекламе в отношении ООО МФО «Сибфондфинанс», рассмотрение дела назначено на 09.08.2016 г.

На заседании комиссии директор ООО МФО «Сибфондфинанс» – <…> относительно возбужденного дела пояснил следующее.

 Директор ООО МФО «Сибфондфинанс» подтвердил, что общество является рекламодателем данной рекламы. Рассматриваемая реклама, имеющая признаки нарушения, была изменена. В данный момент слово «самый» отсутствует в рекламе ООО МФО «Сибфондфинанс». Общество подали заявку в рекламное агентство на изменение второй части рекламного баннера. Также представитель общества указал, что до 12.08.2016 года он разместит рекламу в соответствии с Законом о рекламе.

Изучив материалы дела, оценив пояснения представителя ООО МФО «Сибфондфинанс», комиссия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Согласно пункту 3 статьи 3 Закона о рекламе товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Информация, размещенная на баннере и окнах организации по адресу: г. Абакан, ул. Тараса Шевченко, 62, следующего содержания: «НЗ. Надежный Займ. Самый низкий процент в регионе! Пенсионерам и официально трудоустроенным – 1%. Шевченко, 62», полностью подпадает под понятие «реклама», так как имеет все признаки, характеризующие данное понятие.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Рассматриваемая реклама продвигает финансовую услугу - займ, предоставляемую ООО МФО «СибФондФинанс».

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов: "самый", "дешевле", "лучший", "первый", "номер один", (список слов не ограничен) должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. В рассматриваемом случае в рекламе указано: «самый низкий процент в регионе».

Согласно словарю Ожегова С.И. слово «самый» - при прилагательном образует его превосходную степень, а при существительном указывает на крайнюю степень количества или качества. С. хороший. С. модный. Самая малость. Самые пустяки.

Так как в выражении «самый низкий процент в регионе» не указано: на кого распространяется данное утверждение, то можно предположить, что при осуществлении займа ООО МФО «СибФондФинанс» выдает сумму под самый низкий процент, чем у всех независимо от места нахождения организационной формы субъекта: будь то ломбард или любой другой субъект, уполномоченный на выдачу займа.

Таким образом выражение «самый низкий процент в регионе» не имеет конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В данном случае утверждение «самый низкий процент в регионе» заведомо вводит потребителя в заблуждение, так как не имеет конкретных критериев, по которым было бы возможно установить факт достоверности рекламы.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Также в размещенной Обществом рекламной информации, имеется следующее утверждение «пенсионерам и официально трудоустроенным – 1%;  каких-либо иных сведений о рекламируемой финансовой услуге в рекламе не содержится.

Сведения о возрасте заемщика, сроках займа, сумме займа, об условиях погашения, о процентной ставке за пользование рекламируемой услугой, влияющие на окончательную сумму доходов (расходов) потребителя, воспользовавшегося предложением Общества, являются существенной информацией, необходимой потребителю для принятия осознанного решения.

Данное обстоятельство подтверждается Правилами предоставления займов ООО МФО «Сибфондфинанс».

Таким образом, стоимость рекламировавшейся финансовой услуги - займа для заемщика (потребителя услуги) объективно не могла складываться только из указанной в рекламе одной составляющей: процентной ставки.

Поскольку указанная информация, выявленная в ходе рассмотрения настоящего дела является существенной, то вышеуказанные условия предоставления займа могут повлиять на сумму расходов; отсутствие данной информации в рекламе способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В размещенной Обществом рекламной информации указана процентная ставка займа в размере от 1 %, каких-либо иных сведений об услуге, которые могут повлиять на сумму доходов (расходов) клиента, в рекламе не содержится.

Поскольку распространяемая ООО МФО «Сибфондфинанс» реклама финансовой услуги (займа) направлена на формирование у потребителей желания ею воспользоваться, то существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

На основании вышеизложенного Комиссия Хакасского УФАС России, рассмотрев материалы дела и оценив пояснения представителя Ответчика, приходит к выводу, что рассматриваемая реклама ООО МФО «Сибфондфинанс» размещена с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в настоящее время ненадлежащая реклама не размещается, то у комиссии имеются основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «НЗ. Надежный Займ. Самый низкий процент в регионе! Пенсионерам и официально трудоустроенным – 1%. Шевченко, 62», распространенную ООО МФО «Сибфондфинанс», ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

2.  Выдать ООО МФО «Сибфондфинанс» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

...

 

 

Члены Комиссии:

...

 

...

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны