Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 20-А-Т-15 от 27 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

ул. Ботаническая, , г. Абакан, 655017

 

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 20-А-Т-15

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 21 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

 

При участии:

Представителя заявителя <…> – <…>, действующего на основании доверенности б/н от 10.07.2015,  

Представителя Ответчика <…>, действующей на основании доверенности № 19/60 от 28.05.2015,

рассмотрев дело № 20-А-Т-15, возбужденное по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также – Управление, Хакасское УФАС России) 01.06.2015 поступило заявление <…> на неправомерные действия филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» в части нарушения сроков технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств потребителя, расположенных по адресу: г. Абакан, ул. Двадцать третья, д..

По результатам рассмотрения поступивших в адрес Хакасского УФАС России заявления <…>, а также документов и пояснений филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от 23.06.2015 № 1.7/29/3249-исх. (вх. № 3399 от 23.06.2015) приказом Хакасского УФАС России от 01.07.2015 № 222 возбуждено дело о нарушении  антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) в лице филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (655017, г. Абакан, ул. Пушкина, 74) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 01.07.2015 дело назначено к рассмотрению на 10 августа 2015 года.

Согласно доводам представителя Заявителя, озвученным на заседании комиссии, обязательства Сетевой организацией по договору технологического присоединения ни в установленный срок, ни до настоящего времени не исполнены. Заявителем мероприятия по договору были выполнены в апреле 2015 года, о чем была уведомлена сетевая организация.  Представитель заявителя пояснил, что со стороны <…> мероприятия по договору были бы выполнены и ранее, однако отсутствовали опоры, соответственно не было возможности установить прибор учета.  Представитель заявителя полагает, что действиями Сетевой организации по затягиванию сроков подключения нарушены законные права и интересы Заявителя.

В соответствии с пояснениями Ответчика, представленными в материалы дела, филиалом в рамках исполнения мероприятий по договору № 20.1900.1006.14 от 14.04.2014 были выполнены следующие мероприятия: разработан рабочий проект по строительству сетей 0,4 кВ, и осуществлено строительство сетей 0,4 кВ. Для окончания работ необходимо было установить КТП, но специалисты Общества были задействованы в восстановительных работах поврежденных в результате пожаров 12.04.2015 электроустановок.

Основными причинами неисполнения в срок договора № 20.1900.1006.14 от 14.04.2014 явилось: невыполнение заявителем технических условий в срок, установленный договором; отсутствие финансовых возможностей у филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» по причине неоплаты ОАО «Хакасэнергосбыт» платежей за услуги по передаче электрической энергии. В письменных пояснениях Общество указало, что настоящее время подготовлен пакет документов для получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, планируемая дата подачи напряжения на энергопринимающие объекты – август 2015 года.

На заседании комиссии представитель Ответчика ходатайствовала о приобщении документов, которые свидетельствуют об изменении наименования Общества с Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ОАО «МРСК Сибири» на Публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (ПАО «МРСК Сибири»). Кроме того, к материалам дела было приобщено заявление о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки от 31.07.2015, которое было получено Енисейским управлением Ростехнадзора 07.08.2015. Указанные документы приобщены к материалам дела.

        

         Из пояснений Общества, имеющихся в материалах дела информации и документов, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела № 20-А-Т-15 установлены следующие обстоятельства.

Заявитель является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия,  г. Абакан, ул. Двадцать третья, .

03.04.2014 <…> в адрес сетевой организации подана заявка об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.  Указанная заявка оформлена по форме заявки на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физического лица, максимальной мощностью до 15 кВт включительно и свыше 15 кВт для бытовых и иных нужд по одному источнику энергоснабжения (пункт 14 Правил технологического присоединения, утвержденных Правительством РФ от 27.12.2004 № 861) (СО 6.569/0). 

Согласно заявке технологическому присоединению подлежат энергопринимающие устройства дома, местонахождение объекта, планируемого к присоединению: РХ, г. Абакан, ул. Двадцать третья, д. . Ввод в эксплуатацию – август 2014 года.  

По результатам рассмотрения указанной заявки ОАО «МРСК Сибири» подготовлен и представлен заявителю проект договора № 20.1900.1006.14, подписанный со стороны сетевой организации 14.04.2014, а со стороны заявителя 07.05.2014.

        Пунктом 1 указанного договора предусмотрено, что Сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (электроустановки земельного участка), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:

-  максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 (кВт);

-     категория надежности третья;

- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 (кВ);

-    ранее присоединенная в точке присоединения, указанной в пункте 3 настоящего договора, мощность отсутствует.

       Согласно пункту 2 договора технологическое присоединение необходимо для электроснабжения электроустановок на земельном участке, расположенного по адресу: РХ, г. Абакан, Двадцать третья, .

        Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, согласно пункта 5 договора составляет 6 месяцев со дня заключения договора.

Размер платы за технологическое присоединение определен сетевой  организацией в соответствии  с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 27.12.2013 № 312-п и составляет 550 рублей  (пункт 10 договора).

Согласно пункта 3 Договора точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям  и располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты Заявителя.

Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении.

 В соответствии с  Договором (пункт 6) Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему  Договору, в том числе по выполнению возложенных на Сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в технических условиях;  в течение 3 (трех) рабочих дней со дня уведомления Заявителем Сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя; не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего Договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии  Заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их Заявителю.

А заявитель обязуется: надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе, по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка; после выполнения мероприятий по технологическому присоединению в пределах границ участка заявителя уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий; принять участие в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств сетевой организацией; после осуществления сетевой организацией фактического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям, фактического приема (подачи) напряжения и мощности подписать акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения либо представить мотивированный отказ от подписания в течение 2 рабочих дней со дня получения указанных актов от сетевой организации; надлежащим образом исполнять указанные в разделе III договора обязательства по оплате расходов на технологическое присоединение; уведомить сетевую организацию о направлении заявок в иные сетевые организации (пункт 8 договора).

Приложением к Договору являются Технические условия для присоединения к электрическим сетям.

Пунктом 7 Технических условий определено, что точка подключения к сети 0,4 кВ будет определена после выполнения проектирования. Основным  источником питания определена ПС № 97 110/10 кВ «Юго-Западная», ф. 97-01, яч. 97-01.

Согласно пункту 10 Технических условий сетевая организация осуществляет: строительство сетей до границ участка заявителя в соответствии с пунктом 25.1 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Заявитель согласно пункту 11 осуществляет монтаж электрооборудования в границах своего участка, в том числе вводного провода (кабеля); в части учета электрической энергии: тип, место установки прибора учета выполнить в соответствии  с п.п. 137, 138, 144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.  

Договор с Техническими условиями подписан Заявителем и передан Сетевой организации 07.05.2014, что подтверждается отметкой о его поступлении в Сетевую организацию.

Таким образом, учитывая положения договора № 20.1900.1006.14, срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 07 ноября 2014 года. Однако в установленный договором и законодательством срок сетевая организация свои обязательства по выполнению мероприятий по выполнению технологического присоединения не исполнила.

В сентябре 2014 года Сетевой организацией разработана и утверждена рабочая документация «Строительство сетей 0,4 кВ для энергоснабжения льготного потребителя, г. Абакан, ул. Двадцать третья,»  проектно-сметная документация (проект 119-14).

Согласно проекту предусмотрено строительство участка одноцепной воздушной линии электропередач напряжением 0,4 кВ от РУ-0,4 кВ трансформаторной подстанции КТП 10/0,4 кВ до проектируемой опоры № 9, расположенной возле участка № 14 по ул. Двадцать третья.

В соответствии с представленными актами выполненных работ от 28.02.2015 и от 31.03.2015 по строительству сетей 10/0,4 кВ для электроснабжения льготных потребителей по адресу: г. Абакан, ул. Двадцать третья, , подписанными представителями Усть-Абаканского РЭС и исполнителем работ – Строительно-монтажный участок ДИиКС, выполнено строительство ВЛИ 0,4 кВ, в том числе установка железобетонных опор ВЛ 0,38 кВ с траверсами без приставок, установка разрядников с помощью механизма, подвеска изолированных проводов и др.

Заявитель в свою очередь, исполняя условия договора технологического присоединения, выполнил монтаж электрооборудования в границах своего участка и установил прибор учета, о чем свидетельствует Технический отчет, утвержденный начальником ЭТЛ ООО «Энергосервис» от 28.04.2015 (испытания проводились 26.04.2015).

29 апреля 2015 заявитель <…> уведомила сетевую организацию о выполнении ей мероприятий по договору № 20.1900.1006.14 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, предоставив копии технического отчета на подключение электроустановки 0,4 кВ жилого дома по ул. Двадцать третьей, д.  в г. Абакане. Данное обстоятельство подтверждается представленной ОАО «МРСК Сибири» в материалы дела распечаткой из Автоматизированной системы учета Общества.     

Согласно предоставленному в материалы дела акту допуска прибора учета в эксплуатацию от 14.06.2015 начальником УТЭЭ Усть-Абаканского РЭС в присутствии потребителя <…> в отсутствие представителя гарантирующего поставщика был произведен осмотр прибора учета НЕВА 303150, установленного на опоре № 8, и принято решение о допуске прибора учета в эксплуатацию в качестве расчетного.

07 августа 2015 года Ответчик обратился в Енисейское управление Ростехнадзора с заявлением о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки, датированным 31 июля 2015 года. Согласно указанному заявлению ПАО «МРСК Сибири» просит произвести проверку документации, осмотр электроустановки и выдать разрешение на допуск в эксплуатацию объекта: «Строительство сетей 10/0,4 кВ для электроснабжения льготных потребителей, г. Абакан, ул. Двадцать вторая, ул. Двадцать третья,».    

 

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленную информацию, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, сферой  его применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается  комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее также Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Указанный договор является публичным и обязательным для сетевой организации. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 24.1.58. Приказом от 19.12.1997 № 127/8 ОАО «Хакасэнерго» включено в указанный раздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, регистрационный номер <...> .1.1. Постановлением Государственного комитета по тарифам РХ № 18 от 27.03.2008 года филиал ОАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» включено в раздел III «Услуги по передаче и распределению электрической энергии» Реестра энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

 В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ОАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В соответствии  с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220, ред. от 30.01.2015) Управлением подготовлен Обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов  по производству электрической энергии,  а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения, Правила № 861), установлены порядок  и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

В соответствии с  пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Указанным пунктом Правил технологического присоединения на Сетевую организацию возложена  обязанность независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения, в том числе заявителя, указанного в пункте 14 настоящих Правил, обратившегося в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, заключить договор об осуществлении технологического присоединения, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

С учетом указанных, в том числе в заявке об осуществлении технологического присоединения характеристик, Заявитель относится к категории, указанной в пункте 14 Правил технологического присоединения. 

Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения:

а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, реконструкцию энергопринимающих устройств и увеличение объема максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр (увеличение) величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;

б) заключение договора;

в) выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором;

г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя, за исключением объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно, и объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил. Указанные исключения не распространяются на случаи технологического присоединения объектов сетевых организаций;

г.1) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено");

г.2) фактический прием (подача) напряжения и мощности, осуществляемый путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");

д) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме, акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме, акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).

Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению  исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

в иных случаях:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

<…> относится к категории заявителей, указанных в пункте 14 Правил технологического присоединения, таким образом, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению  составляет 6 месяцев, что соответствует также и условиям договора № 20.1900.1006.14, следовательно, мероприятия согласно техническим условиям (строительство сетей до границ участка заявителя) должны были быть выполнены Ответчиком до 07.11.2014.

Вместе с тем, указанные мероприятия, обеспечивающие возможность осуществления технологического присоединения объектов Заявителя в установленный договором и законодательством срок, а также на момент принятия решения не выполнены, что подтверждается материалами дела:

- заявлением  <…> . от 01.06.2015;

- актами выполненных работ по строительству сетей 10/0,4 кВ для электроснабжения льготных потребителей по адресу: ул. Двадцать третья, от 28.02.2015 и 31.03.2015;

- заявлением № 18/45/376 от 31.07.2015 о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки, направленным в Енисейское управление Ростехнадзора 07.08.2015;

- письменными пояснениями Ответчика, представленными в материалами дела от 23.06.2015 и от 05.08.2015.

 

Комиссия считает несостоятельными доводы Общества о том, что одной из причин нарушения сроков исполнения договора технологического присоединения является невыполнение Заявителем технических условий в срок, предусмотренный договором № 20.1900.1006.14 от 14.04.2014.

Как следует из материалов дела (актов выполненных работ от 28.02.2015 и 31.03.2015) мероприятия по строительству сетей 10/0,4 кВ выполнены сетевой организацией за пределами срока, установленного пп. «б» пункта 16 Правил № 861 и договором № 20.1900.1006.14. Невыполнение мероприятий в границах участка Заявителя, предусмотренных пунктом 11 технических условий, со стороны <…> не могло повлиять на исполнение мероприятий сетевой организацией.

Кроме того, согласно условиям Договора (пункт 7 технических условий) точка присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы): точка подключения к сети 0,4 кВ будет  определена после выполнения проектирования. При этом на заявителя возложена обязанность по осуществлению монтажа электрооборудования в границах своего участка в соответствии  с пунктом 25.1 Правил технологического присоединения.

Согласно пп. «а» п. 25.1 Правил № 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных в том числе пунктом 14 настоящих Правил должны быть указаны точки присоединения. Вместе с тем точка подключения к сети 0,4 кВ Ответчиком в нарушение указанного пункта Правил № 861 не определена (согласно Техническим условиям будет определена после проектирования). В материалы дела Ответчиком не представлено доказательств направления Заявителю информации, содержащей сведения относительно определенной точки подключения к сети 0,4 кВ, в том числе после  утверждения проекта (119-14).

Как пояснил представитель <…> в ходе рассмотрения дела, у Заявителя отсутствовала возможность выполнения мероприятий в части учета электрической энергии, так как сетевой организацией не было осуществлено строительство электрических сетей и опор.

Кроме того, комиссия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 6 договора № 20.1900.1006.14 сетевая организация в течение 3 (трех) рабочих дней со дня уведомления Заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя.

Заявитель уведомил Ответчика о выполнении им технических условий 29.04.2015, однако осмотр присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя составлен только 14.06.2015, о чем свидетельствует акт допуска прибора учета <…> После уведомления Заявителем о выполнении мероприятий, осуществление которых является обязанностью заявителя (29.04.2015), сетевая организация только 07.08.2015 обратилась в Енисейское управление Ростехнадзора за получением разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки.

Из подпунктов «г.2», «д» пункта 7 Правил  технологического присоединения, пункта 34 Основных положений следует, что целью договора об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям является обеспечение энергоснабжения потребителя, так как процедура технологического присоединения  должна заканчиваться фактической подачей (приемом) напряжения и мощности и составлением документов, предоставление которых необходимо для заключения договора энергоснабжения.

Таким образом, невозможность завершения процедуры  технологического присоединения и осуществления фактического приема (подачи) напряжения и мощности на объект Заявителя является следствием действий (бездействия) Сетевой  организации и в рассматриваемых обстоятельствах не может быть поставлена в зависимость от действий, совершаемых Заявителем. Из материалов дела не следует, что невыполнение обязательств со стороны Общества было обусловлено действиями (бездействием) Заявителя.

Действия Заявителя по выполнению с нарушением срока возложенных на него мероприятий по Договору не являются основанием для нарушения Сетевой организацией установленного Правилами № 861 и Договором срока и не свидетельствуют о возможности неисполнения в срок мероприятий по технологическому присоединению со стороны сетевой организации. Нормы действующего законодательства, в том числе пункты 3, 16 Правил № 861 обязывают именно сетевую организацию соблюдать установленный порядок и сроки технологического присоединения.

С учетом изложенного комиссия приходит к выводу, что Обществом нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору № 20.1900.1006.14, что является нарушением пп. «б» пункта 16 Правил технологического присоединения.

Нарушение сроков, гарантированных Правилами технологического присоединения, ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию, на своевременное подключение к электрическим сетям.

Действия Общества в нарушение Правил технологического присоединения  ущемляют права и законные интересы Заявителя, ставят перед ним необоснованные условия реализации права на доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии по сравнению с условиями, предусмотренными Правилами № 861.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, путем совершения указанных действий злоупотребило своим доминирующим положением, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При этом для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц  (абзац 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Описанные действия свидетельствуют о выходе ОАО «МРСК Сибири» за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, поскольку границы возможного поведения для сетевой организации в данном случае установлены Правилами № 861.

Доказательств принятия всех зависящих от Общества мер по своевременному и надлежащему совершению необходимых действий (принятии мер)  по технологическому присоединению, наличия объективных причин нарушения порядка и сроков, установленных Правилами технологического присоединения,  Обществом не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.

Исследовав материалы дела, комиссия управления пришла к выводу о том, что в действиях ПАО «МРСК Сибири» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

          Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о выдаче предписания, комиссия управления пришла к выводу о необходимости выдачи ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» предписания о принятии мер по осуществлению фактического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств <…>, фактического приема (подачу) напряжения и мощности, составления соответствующих актов. 

 

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ПАО «МРСК Сибири» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (уровень напряжения НН) в границах объектов электросетевого хозяйства Общества, расположенных на территории Усть-Абаканского района, эксплуатация и обслуживание которых осуществляется Усть-Абаканским районом электрических сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», доминирующим.

2. Признать действия ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации энергопринимающих объектов <…>, противоречащими подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать ПАО «МРСК Сибири» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением, для чего Обществу в срок до 30 сентября 2015 года принять меры для осуществления фактического присоединения энергопринимающих устройств <…>, фактического приема (подачу) напряжения и мощности, составления соответствующих актов.

 

      Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №  20-А-Т-15

 

21 августа 2015 года                                                                                         г. Абакан

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального  закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на  основании решения по делу № 20-А-Т-15 от 21 августа 2015 года  о нарушении ПАО «МРСК Сибири» (юридический адрес: 660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) в лице филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»    (655000,  Республика  Хакасия,  г. Абакан,   ул.  Пушкина,  74) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

            ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» прекратить злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии, для чего в срок до 30 сентября 2015 года принять меры для осуществления фактического присоединения энергопринимающих устройств <…>, расположенных по адресу: РХ, г. Абакан, ул. Двадцать третья, , осуществить фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии <…> акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения.

 

О выполнении настоящего предписания сообщить управлению не
позднее пяти дней
со дня его выполнения, предоставив надлежащим
образом заверенные копии подтверждающих документов.

Предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в
течение трех месяцев со дня его выдачи в Арбитражный суд Республики
Хакасия.

 

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены комиссии

 

                                                             

 

               К.А. Лебедева

 

Т.В. Темерева

 

 Е.А. Исакова

 

 

 

 

 

                                                                

 

 

 

     

С.В. Мальцева

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны