Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 22-А-17 от 18 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчики:

1. ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок»

ул. Ильи Мухачева, 266, 17, г. Бийск, Алтайский край, Российская Федерация, 659333

 

2. ООО «Сибпромторг»

ул. Яминская, 1, г. Бийск, Алтайский край, Российская Федерация, 659318

 

3. ООО «Алтайторг»

ул. Яминская, 1, г. Бийск, Алтайский край, Российская Федерация, 659318

 

4. ООО «Организационный правовой центр «Тендер»

ул. Дзержинского, д. 4А, г. Кемерово, Кемеровская область, Российская Федерация, 650000

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 22-А-17

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 11 декабря 2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 декабря 2017 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…>., заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                 

<…>, главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

<…>, ведущий специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

<…>, специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения дела,

 

рассмотрев дело № 22-А-17, возбужденное по признакам нарушения

 

  1. ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Сибпромторг» и ООО «Алтайторг» пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которое привело к поддержанию начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинской мебели (закупка № 0380200000116002211);

         2)      ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которое привело к поддержанию начальной (максимальной) цены контракта на поставку кроватей и столиков для отделения новорожденных детей (закупка № 0817200000316002374);

         3)      ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которое привело к поддержанию начальной (максимальной) цены контракта на поставку оборудования на объект «Перинатальный центр», г. Сочи (закупка № 0318200063916000659),

 

УСТАНОВИЛА:

   Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

         Отделом антимонопольного законодательства и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия был проведен мониторинг за действиями хозяйствующих субъектов в ходе участия в торгах.

         Усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасское УФАС России 04.07.2017 возбудило дело № 22-А-17 по признакам нарушения ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок» (ул. Ильи Мухачева, 266, 17, г. Бийск, Алтайский край, Российская Федерация, 659333), ООО «Сибпромторг» (ул. Яминская, 1, г. Бийск, Алтайский край, Российская Федерация, 659318) и ООО «Алтайторг» (ул. Яминская, 1, г. Бийск, Алтайский край, Российская Федерация, 659318) пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которое привело к поддержанию начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинской мебели (закупка № 0380200000116002211).

         Определением о назначении дела № 22-А-17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 04.07.2017 года рассмотрение дела назначено на 10.08.2017 года.

         Определением об отложении рассмотрения дела № 22-А-17 от 10.08.2017 года рассмотрение дело отложено на 19.09.2017 года в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено ООО «Организационный правовой центр «Тендер» (ул. Дзержинского, д. 4А, г. Кемерово, Кемеровская область, Российская Федерация, 650000), запрошены письменные пояснения относительно участия ответчиков в закупках № 0817200000316002374 на поставку кроватей и столиков для отделения новорожденных детей (Алтайский край); № 0318200063916000659 на поставку оборудования на объект: «Перинатальный центр», г. Сочи» (Диваны) (Краснодарский край).

         Определением об отложении и продлении срока рассмотрения дела № 22-А-17 от 19.09.2017 года рассмотрение дела отложено на 30.10.2017 года.    30.11.2017 Комиссией Хакасского УФАС России было принято заключение об обстоятельствах дела, рассмотрение дела было отложено на 11.12.2017.

         До заседания комиссии Хакасского УФАС России от ООО «Алтайторг» поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела, в котором директор Общества указал на следующее.

         По электронному аукциону № 0380200000116002211 не мог быть нарушен пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку действия ответчиков не привели к поддержанию цен на торгах, при этом электронные аукционы не являются торгами. ООО «Алтайторг» предложило ценовое предложение 1 423 682 рубля, вело себя добросовестно, никакой выгоды из аукциона извлечено не было. Разница между ценовыми предложениями ООО «Алтайторг» и АО «Елатомский приборный завод», которого антимонопольный орган считает добросовестным участником, составила менее 1 %, что указывает на реальность предложения цены ООО «Алтайторг».

         По аукциону № 0817200000316002374 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю вынесено решение, в соответствии с которым ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» признаны нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции путем заключения устного соглашения и участия в нем, приводящего к поддержанию цен при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0817200000316002374. Указанное решение признано законным и обоснованным в арбитражных судах двух инстанций (дело № А03-19328/2016).

         По электронному аукциону № 0318200063916000659 не мог быть нарушен пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, поскольку действия ответчиков не привели к поддержанию цен на торгах, при этом электронные аукционы не являются торгами. ООО «Алтайторг» предложило ценовое предложение 1 038 000 рублей, вело себя добросовестно, могло исполнить контракты и поставить необходимый по условиям контрактов товар.

         Кроме того, антимонопольному органу следует разграничивать заключение соглашения от совершения согласованных действий.

        

         Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

30.05.2016 года в открытом аукционе в электронной форме № 0380200000116002211 на поставку медицинской мебели (начальная максимальная цена контракта – 1 768 321 рублей 90 копеек) принимало участие 5 участников. Заказчик – ГБУЗ РХ «Республиканская клиническая офтальмологическая больница имени Н.М. Одежкина». Результаты аукциона отражены в таблице ниже.

Наименование участника

Торги (цена, время предложения)

Рассмотрение 2 частей заявок

Заключение контракта

IP адрес

адрес

1

ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок»

689 645,60 рублей

07:58

отказ в допуске

-

Заявка – 31.43.217.10

Ценовое предложение -78.109.129.62

 

2

ООО «Сибпромторг»

778 061,69 рублей

07:58

отказ в допуске

-

Заявка - 78.109.129.62

Ценовое предложение -78.109.129.62

ул. Яминская, 1, г. Бийск, Алтайский край, Российская Федерация, 659318

3

ООО «Алтайторг»

1 423 680 рублей

08:18

отказ в допуске

-

Заявка - 78.109.129.62

Ценовое предложение -78.109.129.62

ул. Яминская, 1, г. Бийск, Алтайский край, Российская Федерация, 659318

4

АО «Елатомский приборный завод»

1 423 682,90 рублей

08:08

допуск

заключен контракт

 

 

5

<…>

1 653 964,89 рублей

07:57

отказ в допуске

-

 

 

Участник АО «ЕПЗ» сделал предложение о цене контракта 1 759 480 рублей 29 копеек, далее свое ценовое предложение сделал <…> в сумме 1 750 638 рублей 68 копеек. После чего участники ООО «Сибпромторг» и ООО «ИСК «Маркетинг Закупок» поочередно снижали цену контракта до 689 645 рублей 60 копеек (ниже начальной (максимальной) цены контракта на 61 %). После чего АО «ЕПЗ» сделало предложение по цене контракта 1 423 682 рубля 90 копеек. Далее ООО «Алтайторг» сделало последнее предложение по цене контракта в сумме 1 423 680 рублей 00 копеек.

По итогам рассмотрения вторых частей заявок заявки участников ООО «ИСК «Маркетинг Закупок», ООО «Сибпромторг», ООО «Алтайторг» и <…> не допущены к заключению контракта.

Контракт заключен с АО «Елатомский приборный завод».

В ходе участия в торгах № 0380200000116002211 участники торгов ООО «Сибпромторг» и ООО «Алтайторг» осуществляли на электронной торговой площадке ООО «РТС-Тендер» действия по подаче заявок 19.05.2016 года (время: 14 часов 16 минут) и 20.05.2016 года (время: 03 часа 46 минут), соответственно с одного ip-адреса 78.109.129.62.

В ходе участия в торгах № 0380200000116002211 участники торгов ООО «ИСК «Маркетинг Закупок», ООО «Сибпромторг» и ООО «Алтайторг» осуществляли на электронной торговой площадке ООО «РТС-Тендер» действия по предложению о снижении начальной (максимальной) цены контракта 30.05.2016 года (период времени с 07 часов 57 минут по 08 часов 18 минут) с одного ip-адреса 78.109.129.62.

Кроме того, у участников торгов ООО «Сибпромторг» и ООО «Алтайторг» одинаковые юридические и почтовые адреса: ул. Яминская, 1, г. Бийск, Алтайский край, Российская Федерация, 659318.

 

В ходе рассмотрения данного дела антимонопольным органом выявлено аналогичное поведение ответчиков в других открытых аукционах в электронной форме.

22.04.2016 года в открытом аукционе в электронной форме № 0817200000316002374 на поставку кроватей и столиков для отделения новорожденных детей (начальная максимальная цена контракта – 3 208 000 рублей 00 копеек) принимало участие 6 участников. Заказчик – Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детская городская клиническая больница № 7», г. Барнаул. Результаты аукциона отражены в таблице ниже.

 

Наименование участника

Торги (цена, время предложения)

Рассмотрение 2 частей заявок

Заключение контракта

IP адрес

1

Общество с ограниченной ответственностью «Организационный правовой центр «Тендер»

433 080,00 рублей

07:26

отказ в допуске

-

Заявка – 31.43.217.10

Ценовое предложение -193.34.160.63

2

ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок»

593 480,00рублей

07:26

отказ в допуске

-

Заявка – 31.43.217.10

Ценовое предложение -78.109.129.62

3

ООО «Алтайторг»

2 200 000,00 рублей

07:46

допуск

заключен контракт

Заявка – 78.109.129.62

Ценовое предложение -

78.109.129.62

4

ООО «Инвесткредитсервис»

2 285 000,00 рублей

07:46

допуск

-

37.23.189.225

5

ООО «АлтайМедпоставка»

2 287 000,00 рублей

07:46

отказ в допуске

-

109.202.9.115

6

 

ООО «Медицинская Компания «Восточный Альянс»

2 341 840,00 рублей, 07:26

допуск

-

80.71.180.160

         Сначала участник ООО «Алтайторг» сделало ценовое предложение в сумме 3 191 960 рублей 00 копеек. После чего участники Общество с ограниченной ответственностью «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок» поочередно снижали цену контракта до 433 080 рублей 00 копеек и до 593 480 рублей 00 копеек соответственно (ниже начальной (максимальной) цены контракта на 81-86 %).

         ООО «Медицинская Компания «Восточный Альянс» сделало предложение о цене контракта 2 341 840 рублей 00 копеек, далее свое ценовое предложение сделали ООО «Инвесткредитсервис» в сумме 2 285 000 рублей 00 копеек, ООО «АлтайМедпоставка» в сумме 2 287 000 рублей 00 копеек, затем ООО «Алтайторг» сделало последнее предложение о цене контракта в сумме 2 200 000 рублей 00 копеек.

         По итогам рассмотрения вторых частей заявок заявки участников ООО «ИСК «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «АлтайМедпоставка» не допущены к заключению контракта.

Контракт заключен с ООО «Алтайторг».

В ходе участия в торгах № 0817200000316002374 участники торгов Общество с ограниченной ответственностью «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок» осуществляли на электронной торговой площадке ООО «РТС-Тендер» действия по подаче заявок 15.04.2016 года (время: 09 часов 23 минуты) и 15.04.2016 года (время: 10 часа 18 минут), соответственно с одного ip-адреса 31.43.217.10.

В ходе участия в торгах № 0817200000316002374 участники торгов ООО «ИСК «Маркетинг Закупок» и ООО «Алтайторг» осуществляли на электронной торговой площадке ООО «РТС-Тендер» действия по предложению о снижении начальной (максимальной) цены контракта 22.04.2016 года (период времени с 07 часов 25 минут по 07 часов 46 минут) с одного ip-адреса 78.109.129.62.

 

29.04.2016 года в открытом аукционе в электронной форме № 0318200063916000659 на поставку оборудования на объект «Перинатальный центр», г. Сочи» (Диваны) (начальная максимальная цена контракта – 1 038 286 рублей 00 копеек) принимало участие 4 участника. Заказчик – Государственное казенное учреждение «Главное управление строительства Краснодарского края». Результаты аукциона отражены в таблице ниже.

Наименование участника

Торги (цена, время предложения)

Рассмотрение 2 частей заявок

Заключение контракта

IP адрес

1

ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок»

415 314,40 рублей

09:06

отказ в допуске

-

Заявка – 31.43.217.10

Ценовое предложение -

78.109.129.62

2

Общество с ограниченной ответственностью «Организационный правовой центр «Тендер»

467 228,70рублей

09:06

отказ в допуске

-

Заявка – 31.43.217.10

Ценовое предложение -78.109.129.62

3

<…>

825 437,37 рублей

09:06

допуск

заключен контракт

188.162.166.133

4

ООО «Алтайторг»

1 038 000,00 рублей

09:26

допуск

-

Заявка – 78.109.129.62

Ценовое предложение -

78.109.129.62

         Участники Общество с ограниченной ответственностью «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок» поочередно снижали цену контракта до 467 228 рублей 70 копеек и до 467 228 рублей 70 копеек соответственно (ниже начальной (максимальной) цены контракта на 55-60 %).

         <…> сделала ценовое предложение в сумме 825 437 рублей 37 копеек, ООО «Алтайторг» сделало ценовое предложение о цене контракта в сумме 1 038 000 рублей 00 копеек.

         По итогам рассмотрения вторых частей заявок заявки участников ООО «ИСК «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» не допущены к заключению контракта.

Контракт заключен с <…>.

В ходе участия в торгах № 0318200063916000659 участники торгов ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» осуществляли на электронной торговой площадке ООО «РТС-Тендер» действия по подаче заявок 20.04.2016 года (время: 08 часов 28 минут) и 20.04.2016 (время: 08 часов 43 минуты), соответственно с одного ip-адреса 31.43.217.10.

В ходе участия в торгах № 0318200063916000659 участники торгов ООО «ИСК «Маркетинг Закупок», Общество с ограниченной ответственностью «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» осуществляли на электронной торговой площадке ООО «РТС-Тендер» действия по предложению о снижении начальной (максимальной) цены контракта 29.04.2016 года (период времени с 09 часов 05 минут по 09 часов 26 минут) с одного ip-адреса 78.109.129.62.

Таким образом, несмотря на тот факт, что ценовое предложение Общества с ограниченной ответственностью «Организационный правовой центр «Тендер» в аукционе № 0817200000316002374 подавалось с ip-адреса  193.34.160.63, на признаки картельного соглашения между ответчиками указывает факт подачи заявок в аукционе № 0318200063916000659 ООО «Организационный правовой центр «Тендер» наряду с ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок» с одного ip-адреса 31.43.217.10, а также действия ООО «Организационный правовой центр «Тендер» по предложению о снижении начальной (максимальной) цены контракта в аукционе № 0318200063916000659 наряду с ООО «ИСК «Маркетинг Закупок» и ООО «Алтайторг» с одного ip-адреса 78.109.129.62.

 

Подача заявок (по закупке № 0380200000116002211) и ценовых предложений (по трем рассматриваемым закупкам) в рассматриваемых электронных аукционах осуществлялась с одного ip-адреса 78.109.129.62, который зарегистрирован за <…>.

Какую-либо информацию о взаимодействии каждого из хозяйствующих субъектов с Ивановым Н.А. ответчики в антимонопольный орган не представили.

 

Таким образом,

  1. ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Сибпромторг» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0380200000116002211),
  2. ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0817200000316002374),
  3. ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0318200063916000659),

действовали в рамках заключенного соглашения, направленного на поддержание цен на торгах Республики Хакасия, Алтайского края и Краснодарского края. Признаки нарушения антимонопольного законодательства (пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции) усматриваются на территории, подведомственной трем территориальным органам.

В соответствии с положениями пункта 1.4.3 Правил передачи антимонопольным органом заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства на рассмотрение в другой антимонопольный орган, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 01.08.2007 года № 244, передача антимонопольным органом заявлений, материалов, дел осуществляется, если в ходе рассмотрения заявления, материалов или в ходе рассмотрения дела будет установлено, что нарушение антимонопольного законодательства совершено на территории деятельности двух и более территориальных органов.

В этом случае заявление, материалы, дело направляются соответствующими территориальными органами в ФАС России для решения вопроса о рассмотрении этого заявления, материалов, дела.

ФАС России письмом от 12.07.2017 года (исх. № АЦ/47497/17) наделила Хакасское УФАС России полномочиями по рассмотрению дела № 22-А-17.

17.08.2017 (вх. № 1069) Алтайское краевое УФАС России сообщило, что решением от 05.10.2016 № 14-ФАС22-АМ/07-16 хозяйствующие субъекты: ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» признаны нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в заключении устного соглашения и участия в нем, приводящего к поддержанию цен при проведении электронного аукциона в электронной форме (закупка № 0817200000316002374). Данное решение было обжаловано в арбитражный суд (дело № А03-19328/2016), признано соответствующим Закону о защите конкуренции.

        

Исследовав материалы дела № 22-А-17 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях:

1) ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Сибпромторг» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0380200000116002211), 

2)      ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0318200063916000659) признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции на основании следующих доказательств.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Согласно пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством РФ.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

По пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции квалифицируются действия участников торгов, которые достигли соглашения с целью повлиять на цену товара, определяемую по итогам торгов. Эти соглашения могут быть самыми различными, начиная от соглашения не участвовать в торгах и заканчивая соглашением о повышении цены только до определенного уровня. Главным квалифицирующим признаком такого соглашения является его реальная или потенциальная возможность повлиять на цену на торгах.

Для квалификации соглашения по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не важно, состоялись ли торги, а также были ли участники соглашения участниками состоявшихся торгов. Более того, не важно и то, были ли торги объявлены в принципе. Если участники соглашения из каких-либо источников узнали, что будут проводиться торги, заключили запрещенное пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции соглашение, а торги так и не были объявлены, заключенное ими соглашение тем не менее будет картельным соглашением в силу рассматриваемых положений Закона.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию по такого рода делам, описаны в одном из дел, где суды указали, что квалификация поведения хозяйствующих субъектов как противоправных действий по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции предполагает установление таких факторов, как намеренное поведение каждого хозяйствующего субъекта определенным образом для достижения заранее оговоренной участниками аукциона цели; причинно-следственная связь между действиями участников аукциона и поддержанием цены на торгах; соответствие результата действий интересам каждого хозяйствующего субъекта и одновременно их заведомая осведомленность о будущих действиях друг друга, а также взаимная обусловленность действий участников аукциона при отсутствии внешних обстоятельств, спровоцировавших синхронное поведение участников рынка (Постановление ФАС СКО от 13 ноября 2013 года по делу № А63-8072/2011).

Использование участниками торгов единой инфраструктуры для подачи заявок на участие в торгах (использование единого IP-адреса, одной учетной записи) подтверждает наличие картельного соглашения, направленного на манипуляцию ценами на торгах (Постановление ВС РФ от 16 ноября 2015 года № 305-АД15-12805 по делу № А40-188369/2014). Правильность этого вывода подкрепляется рядом других дел (Определения ВС РФ от 26 января 2016 года № 305-КГ15-18076 по делу № А40-145628/2014, от 12 января 2016 года № 305-КГ15-17250 по делу № А40-143188/2014, Постановление АС МО от 2 марта 2016 года № Ф05-20183/2015 по делу № А40-64318/15).

Следует также отметить, что подготовленные ответчиками письменные пояснения на процессуальные документы Хакасского УФАС России, носят одинаковый характер, как по оформлению, так и по структуре ответа.

Таким образом, анализируя поведение конкурентов - участников аукционов № 0380200000116002211, № 0817200000316002374, № 0318200063916000659 можно сделать вывод о скоординированной единой стратегии поведения

  1. ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Сибпромторг» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0380200000116002211),
  2. ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0318200063916000659), которые отказались от честной конкурентной борьбы.

Действия данных хозяйствующих субъектов содержат признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции при участии в открытых аукционах в электронной форме № 0380200000116002211, № 0318200063916000659 в части заключения соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, приводящие к ограничению конкуренции и к поддержанию цен на торгах.

 

Рассмотрев возражения ООО «Алтайторг» на заключение об обстоятельствах дела, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о их несостоятельности на основании следующего.

  Анализируя реестр ценовых предложений рассматриваемых аукционов, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о том, что поведение  участников: 

- ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Сибпромторг» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0380200000116002211),

- ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0318200063916000659), свидетельствует о согласованности их действий, в  результате  которых  происходит  немотивированное  снижение  за  короткий промежуток времени начальной цены контракта до экономически нецелесообразной,  без  намерения  в  последующем заключить государственный контракт что, тем самым, создаёт преимущество для ООО «Алтайторг» в заключении контракта  по  предложенной  им  цене (несмотря на нереализацию выбранной стратегии поведения), предложенная ООО «Алтайторг» цена незначительно отличается от начальной цены контракта.

  Отличие соглашения от согласованных действий в том, что в последних отсутствует признак согласованности воли. Если будет доказано, что лицо, совершая действие, рассчитывает на то, что другое лицо совершит аналогичное действие, а другое лицо совершает встречное действие в силу действия первого лица, то налицо соглашение, а не согласованные действия. Если же первое лицо совершает действие, не рассчитывая на то, что встречное действие будет совершено другим лицом, либо не знает, какое конкретно действие будет совершено другим лицом, то такие действия должны считаться согласованными действиями, а не соглашением. В рассматриваемом случае имело место именно заключение картельного соглашения, что подтверждается доказательствами, представленными в материалы настоящего дела.

         Кроме этого, отклонение вторых частей заявок двух участников, активно снижавших цену, по одним и тем же основаниям не может являться обычным совпадением. Ответчики ранее принимали участие в электронных аукционах и признавались победителями – данный факт свидетельствует о знании хозяйствующими субъектами действующего законодательства о контрактной системе, следовательно, участники аукционов знакомы и с порядком подготовки, и с порядком подачи заявок на участие в закупках.

         ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок» и ООО «Сибпромторг» (закупка № 0380200000116002211), а также ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок» и ООО «Организационный правовой центр «Тендер» (закупка № 0318200063916000659) заявляли невыгодные для себя ценовые предложения с точки зрения извлечения прибыли и не смогли подтвердить возможность поставки товара по предлагаемой цене. Кроме того, указанные участники намеренно подготовили заявки с нарушением действующего законодательства с целью признания вторых частей заявок несоответствующими в пользу ООО «Алтайторг».

         Пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции не содержит ссылки на обязанность антимонопольного органа доказывать факт получения хозяйствующими субъектами-конкурентами материальной выгоды от совершения запрещенных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона действий.

 

         При участии 29.04.2016 года в открытом аукционе в электронной форме № 0318200063916000659 на поставку оборудования на объект «Перинатальный центр», г. Сочи» (Диваны) (начальная максимальная цена контракта – 1 038 286 рублей 00 копеек) в открытом аукционе принимало участие 4 участника.

         При участии 30.05.2016 года в открытом аукционе в электронной форме № 0380200000116002211 на поставку медицинской мебели (начальная максимальная цена контракта – 1 768 321 рублей 90 копеек) в открытом аукционе принимало участие 5 участников.

         Период исследования товарного рынка определим периодом с 29.04.2016 года по настоящее время.

            Нарушение антимонопольного законодательства рассматривается на рынке по поставке медицинской мебели и оборудования (Диваны).

 

  Поддержание цен на торгах предполагает такие действия участников, которые приводят к заключению контракта по цене, максимально приближенной к начальной цене аукциона, и возможно в тех случаях, когда соответствующая договоренность достигнута между всеми участниками аукциона или введением в заблуждения добросовестных участников аукциона, которые в сговоре не участвуют.

  В материалы настоящего дела не представлены доказательства и обоснованные доводы, свидетельствующие о наличии объективных причин нетипичного поведения ответчиков в ходе торгов.

  Позиция антимонопольного органа подтверждается сложившейся судебной практикой (например, Постановление Третьего Арбитражного Апелляционного суда от 03.02.2017 года по делу № А74-10053/2016, Постановление Третьего Арбитражного Апелляционного суда от 16.03.2017 года по делу № А74-10239/2016).

Таким образом, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях:

1) ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Сибпромторг» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0380200000116002211), 

2)      ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок», ООО «Организационный правовой центр «Тендер» и ООО «Алтайторг» (закупка № 0318200063916000659) факта нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в ходе участия в торгах.

Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения итоги электронных аукционов подведены, у Комиссии Хакасского УФАС России отсутствуют основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок» (ИНН 2204028992, ОГРН 1062204045507), ООО «Сибпромторг» (ИНН 2204067053, ОГРН 1132204006857) и ООО «Алтайторг» (ИНН 2204043341, ОГРН 1092204001581) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которое привело к поддержанию начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинской мебели (закупка № 0380200000116002211).
  2. Признать ООО «Информационно-справочная компания «Маркетинг Закупок» (ИНН 2204028992, ОГРН 1062204045507), ООО «Организационный правовой центр «Тендер» (ИНН 4205182817, ОГРН 10942050143100 и ООО «Алтайторг» (ИНН 2204043341, ОГРН 1092204001581) нарушившими пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции в части заключения соглашения между хозяйствующими субъектами – конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, которое привело к поддержанию начальной (максимальной) цены контракта на поставку оборудования на объект «Перинатальный центр», г. Сочи (закупка № 0318200063916000659).
  3. Предписание по настоящему делу не выдавать.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны