Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 23-А-Т-15 от 1 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<...>

655017, Республика Хакасия,

г. Абакан,

 

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

 Факс: +7 (391) 274-41-25

e-mail: mrsk@mrsks.ru

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

e-mail: post@ab.mrsks.ru

 

ОАО «Хакасэнергосбыт»

ул. Крылова, д. 41а, г. Абакан, 655017.

priem@khakensb.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 23-А-Т-15

                                                                                                                   г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 11 августа 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 25 августа 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Широкова О.В. – заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

 

В отсутствие члена комиссии Темеревой Т.В.,  кворум имеется, комиссия правомочна  рассматривать  настоящее дело;

В отсутствие заявителя <…>,  уведомленной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего дела; до рассмотрения дела по существу в адрес Хакасского УФАС России поступило устное ходатайство <…>  о рассмотрении дела в ее отсутствие;

При участии представителя ОАО «МРСК Сибири»  <…> на основании  доверенности № 19/60 от 28.05.2015;

В отсутствие представителя ОАО «Хакасэнергосбыт» надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела;

До рассмотрения дела по существу от  представителя Ответчика поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 17.07.2015, в соответствии с которой внесены изменения в учредительные документы в части наименования юридического лица; согласно Выписке полным наименованием организации является: Публичное акционерное общество  «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», сокращенным: ПАО «МРСК Сибири», о чем  10.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись, содержащая указанные сведения (ГРН 2152468396463); а также  копии заявления от 01.08.2013 о расторжении договора.

Иных заявлений, ходатайств  лиц, участвующих в рассмотрении дела, не имеется, также не имеется возражений о рассмотрении дела в отсутствие представителей Заявителя и третьего лица;

рассмотрев дело № 23-А-Т-15, возбужденное по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также – Управление, Хакасское УФАС России) поступило заявление  <…> (вх. № 3032 от 01.06.2015) о наличии в действиях (бездействии) ОАО «МРСК Сибири» в лице филиала «Хакасэнерго» (далее также – Общество, Сетевая организация) при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: <…>, признаков нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения поступивших в адрес Хакасского УФАС России документов и материалов приказом Хакасского УФАС России от 16.07.2015 № 241 возбуждено дело о нарушении  антимонопольного законодательства в отношении ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) в лице филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (655017, г. Абакан, ул. Пушкина, 74) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 22 июля 2015 года  исх. № 05-4769/ЕИ дело назначено к рассмотрению на 11 августа 2015 года.

Согласно доводам Заявителя обязательства Сетевой организацией по договору технологического присоединения в установленный срок, а также на момент обращения с заявлением в адрес Хакасского УФАС России не исполнены, неоднократные устные и письменные обращения в адрес Сетевой организации результатов не дали. Заявителем 28.01.2015 заключен договор энергоснабжения на основании полученных от ОАО «МРСК Сибири» актов о технологическом присоединении. Вместе с тем подача электрической энергии не осуществлена по причине неготовности линий электропередач.    Действиями Сетевой организации, в том числе по затягиванию сроков подключения нарушены законные права и интересы Заявителя, проживающего по указанному адресу с июня 2014 года.

В соответствии с пояснениями Ответчика (в том числе письмо от 16.07.2015 № 1.7/29/3840-исх)  процедура технологического присоединения в рамках договора  от 21.11.2014 № 20.1900.4130.14,  предусмотренная п. 7 Правил технологического присоединения, полностью выполнена филиалом «Хакасэнерго», что подтверждается соответствующими актами, составленными в ходе осуществления технологического присоединения, в том числе акт допуска прибора учета  в эксплуатацию, акт об осуществлении технологического присоединения от 09.06.2015. Согласно пояснений в ходе заседания комиссии нарушений Правил технологического присоединения, а также нарушения антимонопольного законодательства в действиях Ответчика не имеется.   

Согласно пояснениям ОАО «Хакасэнергосбыт» с Заявителем  заключен договор энергоснабжения. Документы, подтверждающие технологическое присоединение, были представлены в адрес гарантирующего поставщика в январе 2015 года Заявителем в составе заявления на заключение договора энергоснабжения, дополнительно по результатам проведенной 19.06.2015 проверки  наличия электроснабжения токоприемников жилого дома по адресу: <…>, установлено, что электроснабжение токоприемников данного жилого дома на указанную дату отсутствует.    

Из полученных в ходе рассмотрения заявления документов и информации,   представленных в материалы дела документов и пояснений, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела № 23-А-Т-15 установлены следующие обстоятельства.

Заявитель является собственником земельного участка, <…>. Указанный земельный участок приобретен Заявителем <…> с заключенным договором об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 22.04.2013 № 20.1900.1281.13. Согласно материалам дела на указанном земельном участке осуществлено строительство жилого дома.

В отношении электроустановки жилого дома, расположенной по адресу: <…>, ранее заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 22.04.2013 № 20.1900.1281.13. Договор заключен с прежним собственником, <…> в отношении энергопринимающих устройств по форме договора для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

В соответствии с условиями  договора № 20.1900.1281.13 размер платы за технологическое присоединение составляет 4165,34 руб. (приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 16.05.2011 № 30-п). Приложением к Договору являются Заявка на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (приложение № 1); Технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (приложение № 2).

29.04.2013 Заявителем по договору об осуществлении технологического присоединения № 20.1900.1281.13 в полном объеме произведена оплата на счет Сетевой организации.

Согласно выданным <…> техническим условиям точка подключения будет определена после выполнения проектирования, основным источником питания  является ПС № 27 110/10кВ «Ташеба-Сельская», ф. 27-08. Техническими условиями  (п. 10 ТУ) со стороны Сетевой организации предусмотрено выполнение обязательств по строительству сетей ВЛИ-10кВ, ВЛИ-0,4кВ, установке ТП-10/0,4кВ в целях осуществления техприсоединения, в том числе объектов, расположенных по <...>и др.

В соответствии с  представленными документами указанный договор заключен не позднее 29.04.2013. Договором от 22.04.2013 № 20.1900.1281.13 предусмотрено выполнение мероприятий по технологическому присоединению в течение 12 месяцев со дня заключения настоящего договора.

Указанные документы (договор об осуществлении технологического присоединения № 20.1900.1281.13 от 22.04.2013 с приложениями № 1 и № 2, копии документов об оплате по данному Договору) представлены в адрес Управления <…> с заявлением о нарушении  антимонопольного законодательства.

08.07.2014 Заявителем <…> в адрес ОАО «МРСК Сибири» подано заявление (вх. № 1.7/197-фл от 08.07.2014). В указанном  обращении в адрес Сетевой организации с указанием на основание перехода права собственности на земельный участок и ранее заключенный договор об осуществлении технологического присоединения  от 22.04.2013, Заявитель  просит сообщить в письменном виде о сроках  установки бетонных опор по <…>, а также о сроках  осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.

На указанное обращение филиалом «Хакасэнерго» подготовлен «Ответ на жалобу» (письмо от 14.07.2014 № 1.7/29/2774-исх), в соответствии с которым ОАО «МРСК Сибири» указало на отсутствие  договорных отношений между филиалом и <…>  Письмом от 14.07.2014 № 1.7/19/2774-исх. Заявителю предложено представить документы на земельный участок, расположенный по адресу <…>. Кроме того, в случае, если <…> является собственником земельного участка, указано на необходимость расторжения договора № 20.1900.1281.13 от 22.04.2013 на основании письменного заявления от <…> и заключить новый договор на технологическое присоединение данного участка.

21.11.2014 между ОАО «МРСК Сибири» и Заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от № 20.1900.4130.14.

В соответствии с договором сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (электроустановки на земельном участке), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики) с учетом следующих характеристик:

- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;

- категория надежности третья;

- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ;

- ранее присоединенная в точке присоединения, указанной в пункте 3 настоящего договора, мощность отсутствует.

Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения электроустановки на земельном участке, расположенной: <…>.

Точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (п. 3 Договора). Технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении. Срок действия технических условий  составляет два года со дня заключения настоящего договора (п. 4).

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 5 договора).

В соответствии с  Договором (п. 6) Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему  Договору, в том числе по выполнению возложенных на Сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в технических условиях;  в течение 3 (трех) рабочих дней со дня уведомления Заявителем Сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя; не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего Договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии  Заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их Заявителю. 

Размер платы за технологическое присоединение определен сетевой  организацией в соответствии  с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 27.12.2013 № 312-п и составляет 550,0 руб.  (пункт 10 договора).

Согласно перечню приложений к Договору, приложением к договору об осуществлении технологического присоединения № 20.1900.4130.14 является приложение № 1 «Технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств».

Пунктом 7 Технических условий определено, что точка подключения к сети 0,4 кВ будет определена после выполнения проектирования (п. 7 ТУ); основным источником  питания является ПС № 27 110/10/6кВ «Ташеба-Сельская», ф. 27-09, яч. 09.

Согласно п. 10 технических условий сетевая организация  осуществляет  строительство сетей до границ участка заявителя в соответствии с пунктом 25.1 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Заявитель согласно п. 11 осуществляет монтаж электрооборудования в границах своего участка, в том числе вводного провода (кабеля); в части учета электрической энергии: тип, место установки прибора учета выполнить в соответствии  с п.п. 137, 138, 144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.  

Подписанный Заявителем экземпляр договора об осуществлении технологического присоединения № 20.1900.4130.14 передан Сетевой организации 21.11.2014 (письмо ОАО «МРСК Сибири» от 29.06.2015 № 1.7/29/3411-исх).  В эту же дату Заявителем на счет ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»  произведена оплата по договору № 20.1900.4130.14.

28.01.2015 в адрес ОАО «Хакасэнергосбыт» поступило заявление <…>(вх. № 1055) о заключении договора на электроснабжение частного дома,  расположенного по адресу: <…>. К  заявлению приложены соответствующие документы о технологическом присоединении: копия договора об осуществлении технологического присоединения к  электрическим сетям с приложением № 1 «Технические условия» № 20.1900.4130.14 от 21.11.2014; копия Акта о выполнении технических условий от 13.01.2015; копия  Акта разграничения границ балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 13.01.2015; копия Акта осмотра (обследования) электроустановки от 13.01.2015; копия подписанного сторонами Акта об осуществлении технологического присоединения б/н и даты.

Согласно Акту о выполнении технических условий от 13.01.2015 в ходе проверки  выполнения п. 11 Технических условий  к Договору № 20.1900.4130.14 произведено рассмотрение технического отчета б/н от 05.12.2014, выданного ЭТЛ ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», произведен осмотр (обследование) электроустановок  с составлением соответствующего акта от 13.01.2015, по результатам проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями (этапом технических условий) выполнены.

В соответствии с копией Акта разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон от 13.01.2015 на границе балансовой принадлежности и в эксплуатационной ответственности   ОАО «МРСК Сибири» находится ТП № 27-09-38/250 кВА, РУ-0,4 кВ, отходящая ВЛИ-0,4кВ ф. №3 от РУ-0,4 кВ ТП № 27-09-38 проводом СИП2 L=155 м., до опоры № 6, включая саму опору, точка раздела установлена по присоединению зажимов проводов на оп. № 6. Согласно Акту об осуществлении технологического присоединения Сетевая организация оказала заявителю услугу по технологическому присоединению по договору № 20.1900.4130.14 от 21.11.2014 в полном объеме.

Согласно заключению по результатам осмотра (обследования) электроустановки земельного участка <…> (Акт осмотра от 13.01.2015) технические условия выполнены в полном объеме, учет выполнен в ВРУ-0,4кВ на опоре, объект к включению готов.

Между ОАО «Хакасэнергосбыт» и <…> 28.01.2015 заключен договор энергоснабжения № 1031112740 с гражданином-потребителем коммунальных услуг электроснабжения (для собственников домовладений), в соответствии  с условиями которого Ресурсоснабжающая организация обязалась подавать Потребителю электрическую энергию, а также через привлеченных третьих лиц  оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, в целях обеспечения Потребителя  коммунальной услугой электроснабжения.

После заключения договора энергоснабжения, руководствуясь пунктами 3.31, 6.4 Договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности № 188/01 от 01.01.2008, направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» соответствующее уведомление № А-348 от 02.02.2015 на подключение энергоснабжения вновь вводимого объекта гражданина-потребителя (уведомление принято в 13-46 час. 02.02.2015). Согласно условиям договора № 188/01 подключение объекта осуществляется в течение 24 часов с момента передачи заявки.

На основании заявления <…> в адрес ОАО «Хакасэнергосбыт» от 01.06.2015   по вопросу отсутствия электроснабжения жилого дома и ущемления прав Заявителя 08.06.2015 ОАО «Хакасэнергосбыт» в адрес Сетевой организации направлено письмо (исх. № 7875 от 08.06.2015) «О нарушении условий договора» и длительного невыполнения уведомления № А-348 от 02.02.2015 с требованием принять меры по подключению электроснабжения токоприемников жилого дома, расположенного по адресу <…>.

На указанное обращение от ОАО «МРСК Сибири» в адрес гарантирующего поставщика поступило письмо от 11.06.2015 № 1.7/19/3061-исх «О подключении <…>», в соответствии с которым для электроснабжения жилого дома по указанному адресу были построены электросетевые объекты 0,4-10кВ. На 15.06.2015 согласовано отключение ЛЭП-10кВ ф. 27-09, принадлежащего МП «АЭС», для присоединения вновь построенных отпайки  ЛЭП-10кВ и ТП-10-0,4кВ и опробования объектов на напряжении холостого хода на протяжении 72 часов. Согласно названному письму после проведения проверки, 18.06.2015 на электроустановки жилого дома <…> будет подано напряжение.    

Как следует из материалов дела (в том числе письмо ОАО «МРСК Сибири» от 29.06.2015 № 1.7/29/3411-исх) Сетевой организацией на основании рабочего проекта осуществлено строительство сетей 10/0,4 кВ, в целях осуществления технологического присоединения в том числе энергопринимающих устройств Заявителя (а  также иных заявителей, объекты которых расположены по <…>, г. Абакан), согласно указанному письму по состоянию на 26.06.2015 строительство указанной сети осуществлено. В соответствии с представленными разрешительными документами  Енисейского управления Ростехнадзора проект строительства сетей ВЛЗ-10кВ, ВЛИ-0,4кВ, <…> (№ 113-14) разработан на основании  технического задания, утвержденного приказом филиала «Хакасэнерго» от 23.01.2014.

19.06.2015 ОАО «МРСК Сибири» в адрес ОАО «Хакасэнергосбыт» направлено письмо  № 1.7/22/3199-исх «О внесении  изменений в договор оказания услуг по передаче электрической энергии 188/01» в связи с выполнением технологического присоединения двух КТП-10/0,4кВ  мощностью 250кВА каждая (г. Абакан, ул. Прибрежная, ул. Ираиды Барашковой) для электроснабжения жилых домов.

Дополнительно 19.06.2015 ОАО «Хакасэнергосбыт» проведена проверка наличия электроснабжения токоприемников жилого дома по адресу: <…> (письмо ОАО «Хакасэнергосбыт» от 25.06.2015 № 8663). Согласно Акту обследования от 19.06.2015 по состоянию на 14-20 час. 19.06.2015 электроснабжение токоприемников жилого дома указанного потребителя отсутствует.

16.07.2015 в адрес Управления поступила дополнительная информация от Заявителя, согласно которой 07.07.2015 Сетевая организация исполнила свои обязательства и подключила жилой дом заявителя к электрическим сетям, согласно заявлению претензий к ОАО «МРСК Сибири» Заявитель не имеет.

В соответствии  с информацией, представленной ОАО «Хакасэнергосбыт» (письмо от 05.08.2015 № 10756) прибор учета потребителя допущен в эксплуатацию Сетевой организацией на основании соответствующего Акта 07.07.2015 в присутствии потребителя, с указанной даты токоприемники жилого дома подключены к электрической сети.

Согласно письму Госкомтарифэнерго Хакасии от 01.04.2015 № ГКТЭ-762/П  в тарифе филиала «Хакасэнерго»  на 2015 год  предусмотрены средства в размере 164 млн. рублей, предназначенные для компенсации сетевой организации затрат, связанных со строительством электросетевых объектов для технологического присоединения льготных категорий потребителей на территории Республики Хакасия.

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленную информацию, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, сферой  его применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается  комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее также Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Указанный договор является публичным и обязательным для сетевой организации. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 24.1.58. Приказом от 19.12.1997 № 127/8 ОАО «Хакасэнерго» включено в указанный раздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, регистрационный номер <...> .1.1. Постановлением Государственного комитета по тарифам РХ № 18 от 27.03.2008 года филиал ОАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» включено в раздел III «Услуги по передаче и распределению электрической энергии» Реестра энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

 В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ПАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В соответствии  с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220, ред. от 30.01.2015) Управлением подготовлен Обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов  по производству электрической энергии,  а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения, Правила № 861), установлены порядок  и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

В соответствии с  пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Указанным пунктом Правил технологического присоединения на Сетевую организацию возложена  обязанность независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения, в том числе заявителя, указанного в п. 14 настоящих Правил, обратившегося в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, заключить договор об осуществлении технологического присоединения, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

С учетом указанных, в том числе в заявке об осуществлении технологического присоединения характеристик, Заявитель относится к категории, указанной в п. 14 Правил технологического присоединения. 

Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения, началом которой является подача заявки об осуществлении технологического присоединения.

Разделом VIII Правил технологического присоединения предусмотрена процедура восстановления и переоформления документов о технологическом присоединении.

В соответствии с п. 59 Правил Заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств (далее - лицо, обратившееся с заявлением о переоформлении документов) вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов, в том числе в случае переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

Сетевая организация не позднее 7 дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает в период действия договора дубликаты ранее выданных технических условий, а в случае смены собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств - технические условия, оформленные на нового собственника (законного владельца) ранее присоединенных энергопринимающих устройств (п. 67 Правил).

Как следует из материалов дела ранее в отношении электроустановки жилого дома, расположенной по адресу: <…>, уже был заключен договор об осуществлении технологического присоединения от 22.04.2013 № 20.1900.1281.13. Договор заключен с прежним собственником, <…> (физические лица, до 15 кВт), со сроком исполнения 12 месяцев со дня заключения договора.

Техническими условиями по договору № 20.1900.1281.13 предусмотрено строительство сетей, установка ТП в целях осуществления техприсоединения, в том числе объектов, расположенных по <…> и т.д. Срок по договору об осуществлении технологического присоединения от 22.04.2013 № 20.1900.1281.13 истек 22.04.2014.

Сетевой организацией мероприятия по технологическому присоединению по договору 20.1900.1281.13 от 22.14.2013  не выполнены, и как указывает  ОАО «МРСК Сибири» не проводились в связи со сменой собственника земельного участка (письмо ОАО «МРСК Сибири» от 29.06.2015 № 1.7/29/3411-исх). 

<...> обращалась в адрес ОАО «МРСК Сибири» с  жалобой на действия сетевой организации  по неосуществлению технологического присоединения (вх. № 1.7/197-фл от 08.07.2014), в том числе с указанием на основание перехода права собственности на земельный участок и ранее заключенный договор об осуществлении технологического присоединения  от 22.04.2013.

В то же время Сетевой организацией в письме от 14.07.2014 указано на необходимость расторжения прежнего договора об осуществлении технологического присоединения с <…> на основании его письменного заявления, и заключения нового договора техприсоединения (договор технологического присоединения с <…> от 21.11.2014) с установлением  нового срока осуществления мероприятий (в течение 6 месяцев), что в свою очередь привело к ущемлению интересов потребителя, увеличению (затягиванию) сроков доступа потребителя к электрическим сетям.

Сетевой организацией в ходе рассмотрения дела заявлен довод о расторжении договора об осуществлении технологического присоединения от 22.04.2013 № 20.1900.1281.13 на основании заявления от 01.08.2013,  представленного в заседании Комиссии 11.08.2015.

Вместе с тем, Комиссия  критически оценивает представленное заявление от 01.08.2013, довод Ответчика о расторжении договора № 20.1900.1281.13 в 2013 году опровергается материалами дела.  В материалы дела  Ответчиком  не  представлено доказательств  такого расторжения договора об осуществлении технологического присоединения № 20.1900.1281.13,  представленное заявление таким доказательством не является. Указанный довод в том числе опровергается содержанием письма ОАО «МРСК Сибири» на запрос Управления (№ 05-3892/ЕИ от 10.06.2015) от 29.06.2015 № 1.7/29/3411-исх, в соответствии с которым мероприятия по договору от 22.04.2013 не проводились со сменой собственника и указанием на срок действия выданных технических условий, а также заявлением <…>  в адрес Сетевой организации от 08.07.2014 (вх. № 1.7/197-фл) и содержанием ответа Сетевой организации на жалобу Заявителя (письмо ОАО «МРСК Сибири» от 14.07.2014 № 1.7/19/2774-исх), в котором Общество указывает на необходимость расторжения прежнего договора технологического присоединения и заключение нового договора с новым собственником.

При этом согласно Закону об электроэнергетике, плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению (ст. 26 Закона об электроэнергетике). В рассматриваемом случае плата за техприсоединение объекта, расположенного по адресу <…>, внесена как <…>, так и <…> Доказательств расторжения договора от 22.04.2013 и возврата  платы за  технологическое присоединение в  отсутствие мероприятий по технологическому присоединению Ответчиком в материалы дела не представлено.

Согласно  материалам дела проект строительства сетей ВЛЗ-10кВ, ВЛИ-0,4кВ, г. Абакан, <…> (№ 113-14) разработан на основании  технического задания, утвержденного приказом филиала «Хакасэнерго» от 23.01.2014, до заключения договора об осуществлении технологического присоединения с Заявителем, что также опровергает довод Ответчика о не проведении мероприятий по технологическому присоединению, в том числе в отношении объектов потребителей, расположенных <…>. При этом  приложением к договору  технологического присоединения от 21.11.2014 № 20.1900.4130.14   является лишь приложение № 1 «Технические  условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств», в то время как по всем иным договорам об осуществлении  технологического присоединения  таким приложением является Заявка на технологическое присоединение, что в свою очередь подтверждает вывод о фактическом переоформлении договорных отношений  по технологическому присоединению в отношении рассматриваемых энергопринимающих устройств Заявителя (<…>) с установлением нового срока осуществления технологического присоединения.

Кроме того, с учетом даты заключения договора с <…> срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 21.05.2015.

Как следует из заявления <…> от 01.06.2015 в адрес Управления, а также информации, предоставленной ОАО «Хакасэнергосбыт» (вх. от 29.06.2015 № 3490), 19.06.2015 ОАО «Хакасэнергосбыт» произведена проверка наличия энергоснабжения токоприемников жилого дома по адресу: <…>, в результате которой установлено, что электроснабжение токоприемников данного жилого дома отсутствует.

При этом между ОАО «Хакасэнергосбыт» и <…> 28.01.2015 заключен договор энергоснабжения № 1031112740.

При заключении данного договора соответствующие документы, подтверждающие технологическое присоединение, были представлены Заявителем в составе заявления на заключение договора энергоснабжения. Как указал ОАО «Хакасэнергосбыт» Сетевой организацией в адрес ОАО «Хакасэнергосбыт» документы о технологическом присоединении не предоставлялись.

Тем самым ОАО «МРСК Сибири» допущено нарушение п. 15(1), а также п. 19(1) Правил технологического присоединения, в соответствии с которыми  на Сетевую организацию возложена обязанность по направлению в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копию подписанного с заявителем договора и копии документов заявителя, предусмотренных пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, имеющихся у сетевой организации на дату направления (п. 15(1)); а также обязанность по направлению не позднее 2 рабочих дней со дня их подписания соответствующих актов, завершающих процедуру технологического присоединения (п. 19(1) Правил).

Вместе с тем в материалы дела Ответчиком не представлено доказательств соблюдения установленных Правилами требований и совершения предписанных действий Сетевой организацией.

Указанные действия по передаче копий документов в адрес соответствующего субъекта розничного рынка в соответствии  с Правилами технологического присоединения, а также Основными положениями, подлежат исполнению Сетевой организацией и не должны быть переложены на потребителя.

Согласно положениям п. 19 Правил технологического присоединения по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляются соответствующие акты. При этом запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими правилами. 

В соответствии  с пояснениями Ответчика (письмо от 16.07.2015 № 1.7/29/3840-исх) процедура технологического присоединения в рамках договора с  Заявителем, предусмотренная пунктом 7 Правил технологического присоединения, полностью выполнена филиалом.   

В то же время пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения. Из подпунктов «г.2», «д» пункта 7 Правил  технологического присоединения, пункта 34 Основных положений следует, что целью договора об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям является обеспечение энергоснабжения потребителя, так как процедура технологического присоединения  должна оканчиваться фактической подачей (приемом) напряжения и мощности и составлением документов, предоставление которых необходимо для заключения  договора энергоснабжения.

В соответствии  с подпунктом ж) пункта 18  Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению, в том числе, включают в себя осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). Лишь по  окончании всех мероприятий по технологическому присоединению составляются соответствующие акты, в том числе акт об осуществлении технологического присоединения, АРБП.

Вместе  с тем в рассматриваемом случае Акты составлены и датированы 13.01.2015 до выполнения Сетевой организацией всех необходимых мероприятий по  технологическому присоединению и в отсутствие фактического приема (подачи) напряжения и мощности, осуществляемого путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

Нормы действующего законодательства, в том числе п. 3, п. 16 Правил технологического присоединения обязывают сетевую организацию соблюдать установленный порядок и сроки технологического присоединения.

Согласно пп. «б» п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению  исчисляется со дня заключения договора и не может превышать:

в случаях осуществления технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, при этом расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности и от сетевой организации не требуется выполнение работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, включенных (подлежащих включению) в инвестиционные программы сетевых организаций (в том числе смежных сетевых организаций), и (или) объектов по производству электрической энергии, за исключением работ по строительству объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики:

4 месяца - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 670 кВт включительно;

в иных случаях:

6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

Мероприятия согласно Договору с Заявителем и выданным техническим условиям должны были быть выполнены ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» до 21.05.2015.

Вместе с тем, указанные мероприятия, обеспечивающие возможность осуществления технологического присоединения объектов Заявителя в установленный договором и законодательством срок  не выполнены, что подтверждается материалами дела, в том числе заявлением <…>. от 01.06.2015 в адрес Хакасского УФАС России; письмом ОАО «МРСК Сибири» от 11.06.2015 № 1.7/19/3061-исх; актом обследования от 19.06.2015 ОАО «Хакасэнергосбыт»; заявлением <…> в ОАО «Хакасэнергосбыт» от 01.06.2015; письмом ОАО «МРСК Сибири» от 29.06.2015 № 1.7/29/3411-исх; письмом ОАО «Хакасэнергосбыт» от 05.08.2015 № 10756; письмом Заявителя от 16.07.2015 в адрес Управления.

В соответствии с положениями Правил технологического присоединения и согласно условиям Договора  Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на Сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению, а также осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя  к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить соответствующие документы о технологическом присоединении с соблюдением срока, установленного пунктом 5 Договора. Такой срок по договору № 20.1900.4130.14 истек 21.05.2015.

С учетом изложенного комиссия приходит к выводу, что Обществом также нарушен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, что является нарушением пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения.

Документального подтверждения совершения Сетевой организацией необходимых в целях своевременного осуществления мероприятий по технологическому  присоединению действий Ответчиком в материалы дела не представлено. Как следует из материалов дела такие мероприятия по технологическому присоединению выполнены сетевой организацией за пределами срока, установленного пп. «б» пункта 16 Правил № 861 и договором № 20.1900.4130.14 (в том числе письмо от 11.06.2015 № 1.7/19.1/3061-исх).

Нарушение сроков, гарантированных Правилами технологического присоединения, ущемляет права лиц, обратившихся в сетевую организацию на своевременное подключение к электрическим сетям.

Действия Общества в нарушение Правил технологического присоединения  ущемляют права и законные интересы Заявителя, ставят перед ним необоснованные условия реализации права на доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии по сравнению с условиями, предусмотренными Правилами № 861.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, путем совершения указанных действий злоупотребило своим доминирующим положением, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При этом для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц  (абзац 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Описанные действия свидетельствуют о выходе  ПАО «МРСК Сибири» за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, поскольку границы возможного поведения для сетевой организации в данном случае установлены действующим законодательством в сфере электроэнергетики, в том числе Правилами № 861.

Доказательств принятия всех зависящих от Общества мер по своевременному и надлежащему совершению необходимых действий (принятии мер)  по технологическому присоединению, наличия объективных причин нарушения порядка и сроков, установленных Правилами технологического присоединения,  Обществом не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.

Исследовав материалы дела, комиссия управления пришла к выводу о том, что в действиях ПАО «МРСК Сибири» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России с учетом обстоятельств дела  и подключении токоприемников жилого дома Заявителя к электрической сети (письмо ОАО «Хакасэнергосбыт» от 05.08.2015; письмо Заявителя от 16.07.2015)  принимает решение предписание не выдавать.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ПАО «МРСК Сибири» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (уровень напряжения НН) в границах объектов электросетевого хозяйства Общества, расположенных на территории МО г. Абакан, эксплуатация и обслуживание которых осуществляется Усть-Абаканским районом электрических сетей филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», доминирующим.

2. Признать действия (бездействие) ПАО «МРСК Сибири» в  нарушение части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике в части нарушения порядка и сроков  осуществления технологического присоединения в целях электроснабжения  электроустановок, расположенных по адресу: <…>; в нарушение Правил технологического присоединения (в т.ч. п. 7, п. 15(1), пп. «б» п. 16)  в части нарушения установленной процедуры технологического присоединения; требовании заключения нового договора технологического присоединения с установлением нового срока осуществления технологического присоединения; несоблюдения требований Правил технологического присоединения о направлении подписанного с Заявителем договора № 20.1900.4130.14 от 21.11.2014 и копий документов Заявителя в адрес гарантирующего поставщика; несоблюдении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов <…>,  нарушающими  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание ПАО «МРСК Сибири» не выдавать.

4. Передать материалы дела должностному лицу Хакасского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства.

 

      Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель Комиссии

 

О.В. Широкова

 

Члены Комиссии                                    (отсутствует)

 

Т.В. Темерева

 

 Е.А. Исакова

 

 С.В. Мальцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны