Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 24-Р-16 от 9 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Абаканский городской ломбард»

ул. Некрасова, д. 23, пом. 73Н,

г. Абакан, Республика Хакасия, 655004

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 24-Р-16

 

Резолютивная часть решения оглашена 24.11.2016                           г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 29.11.2016

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

... – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены Комиссии:

 

 

         

... – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;

... – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий (отсутствует);

... – специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;

 

 

рассмотрев дело № 24-Р-16, возбужденное в отношении ООО «Абаканский городской ломбард» по признакам нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении ООО «Абаканский городской ломбард» рекламы в виде баннера, размещенного на фасаде «Ломбард ночной», находящегося по адресу г. Абакан, ул. Некрасова, 23, пом. 73 Н, следующего содержания: «Ломбард. Скупка. Комиссионка. Постоянным клиентам самая высокая оценка. Самый низкий процент (от 2% в месяц). *Предложение не является публичной афертой. Подробности спрашивайте у работников ломбарда».

В отсутствии представителя ООО «Абаканский городской ломбард», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия мониторинга от 26.07.2016 года наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлено распространение рекламы в виде баннера, размещенного на фасаде «Ломбард ночной» по адресу г. Абакан, ул. Некрасова, 23, следующего содержания:

«Ломбард. Скупка. Комиссионка. Постоянным клиентам самая высокая оценка. Самый низкий процент (от 2% в месяц). *Предложение не является публичной афертой. Подробности спрашивайте у работников ломбарда» (далее – реклама).

Хакасским УФАС России был направлен запрос (от 24.03.2016 исх. № 04-1633/КМ) директору ООО «Абаканский городской ломбард» о предоставлении информации по размещению вышеуказанной рекламы. В установленный антимонопольным органом срок был получен ответ (от 18.08.2016 вх. № 4467) в котором представлены следующие документы:

- выписка из ЕГРЮЛ ООО «Абаканский городской ломбард» от 22.03.2011 года;

- Устав Общества;

- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (ОГРН: 1111901001080);

- проект рекламной конструкции, разработанный ООО «Проектное бюро Ф-ПРОЕКТ»;

- письменные пояснения о том, что документы на изготовление и размещение спорной рекламы в связи с давностью утеряны и предоставлены быть не могут, а также о замене спорной рекламы. Кроме того, ООО «Абаканский городской ломбард» в своих объяснениях поясняет, что на спорной рекламе утверждение «самая высокая оценка, самый низкий процент» относится к постоянным клиентам «Ломбарда ночной», а не среди ломбардов в городе.

Изучив полученные материалы, Хакасское УФАС России усмотрело признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Определением от 29.08.2016 г. возбуждено дело № 24-Р-16 по признакам нарушения Закона о рекламе в отношении ООО «Абаканский городской ломбард», рассмотрение дела назначено на 27.09.2016 г.

Хакасским УФАС России был направлен запрос директору ООО «Проектное бюро «Ф-Проект» (исх. № 04-5974/КМ от 31.08.2016 г.) о предоставлении информации по размещению вышеуказанной рекламы. В установленный антимонопольным органом срок был получен ответ (вх. № 4868 от 08.09.2016 г.), в котором представлена информация, из содержания которой следует, что конструкция рекламной вывески, расположенной на стене здания по ул. Некрасова, 23, офис 37 Н в г. Абакане, не создает дополнительную нагрузку на существующее здание и не влияет на несущую способность здания. Договора на незначительные объекты, не влияющие на несущую способность сооружений свыше 5 лет не сохраняются.

На заседание комиссии 27.09.2016 г. представитель ООО «Абаканский городской ломбард» не явился.

Определением от 27.09.2016 года рассмотрение дела № 24-Р-15 отложено на 28 октября 2016 года. Также данным определением у ООО «Абаканский городской ломбард» были истребованы документы и сведения.

В установленный антимонопольным органом срок ООО «Абаканский городской ломбард» были представлены пояснения, из содержания которых следует, что рекламная вывеска никогда не принадлежала Обществу, ранее она принадлежала ООО «Помощь бизнесу», о чем было выдано разрешение Администрацией г. Абакана за номером 5885. В настоящее время данная вывеска принадлежит <…> (далее – <…>), как собственнику помещения по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, 23, пом. 73 Н. Заказом проекта, изготовлением и размещением занимался <…>, данные документы на изготовление и размещение рекламы в связи с давностью утеряны и предоставлены быть не могут. В спорной рекламе говорится о том, что утверждение «самая высокая оценка, самый низкий процент» относится к постоянным клиентам ломбарда и комиссионного магазина, а не к ломбардам и комиссионным магазинам города. Кроме того, Общество указывает в своих пояснениях указывает, что спорная реклама в настоящее время заменена.

К своим пояснениям ООО «Абаканский городской ломбард» приложило следующие документы:

- копию свидетельства серии 19 № 000771379 от 22.12.2008 г. о внесении <…> в ЕГРИП (ОГРНИП 408190135701748);

- реквизиты на имя <…> (без подписи);

-  копию разрешения № 5885 департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана на установку рекламной конструкции на территории г. Абакана, из содержания которого следует, что владельцем рекламной конструкции является общество с ограниченной ответственностью «Помощь бизнесу» (далее – ООО «Помощь бизнесу». Юридический адрес ООО «Помощь бизнесу» Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Некрасова, 23-37Н. Место установки рекламной конструкции ул. Некрасова, 23. Рекламная конструкция следующего содержания: «ООО «Помощь бизнесу» бизнес планы пакет документов на гранты, субсидии юридические услуги …». Площадь информационного поля рекламной конструкции 6 кв.м. Срок действия разрешения: с 27.12.2011 г. до 27.12.2014 г. Рекламная конструкция не может эксплуатироваться без размещенного на ней рекламного изображения. Требования к рекламной конструкции: 1 монтаж рекламной конструкции проводится в соответствии с проектной документацией, согласно согласованному эскизу. 2 Рекламная конструкция не должна являться источником шума, вибрации. 3 Без подсвета;

- копию архитектурно-строительных чертежей конструкции рекламной вывески, расположенной на стене здания по ул. Некрасова, 23, оф. 73Н в г. Абакане, подписанных директором ООО «Ф-ПРОЕКТ»;

- копия пояснительной записки ООО Ф-ПРОЕКТ» к конструкции рекламной вывески, расположенной на стене здания по ул. Некрасова, 23, оф. 37Н;

- копию свидетельства серии 19 АА № 560093 от 03.10.2013 г. о государственной регистрации <…> права собственности нежилого помещения, общей площадью 48 кв.м., на 1 этаже по адресу: г. Абакан, ул. Некрасова, д. 23, пом. 37Н. Документ-основание возникновения на право собственности – договор дарения нежилого помещения от 20.06.2013 г.

На заседание комиссии 28.10.2016 г. представитель ООО «Абаканский городской ломбард» не явился.

Определением от 28.10.2016 года рассмотрение дела № 24-Р-15 отложено на 24.11.2016 г.

24.11.2016 г. на заседание Комиссии представитель ООО «Абаканский городской ломбард» также не явился, каких-либо ходатайств об отложении рассмотрения дела не представлено.

Изучив имеющиеся материалы, комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная информация полностью подпадает под понятие – реклама, так как имеет все признаки вышеуказанных понятий.

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов: "самый", "дешевле", "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. В рассматриваемой рекламе «постоянным клиентам самая высокая оценка, самый низкий процент».

Согласно словарю Ожегова С.И. слово «самый» - при прилагательном образует его превосходную степень, а при существительном указывает на крайнюю степень количества или качества. С. хороший. С. модный. Самая малость. Самые пустяки.

Так как в выражении «постоянным клиентам самая высокая оценка, самый низкий процент» не указано среди каких организаций действует данное утверждение, то можно предположить, что при осуществлении займа ООО «Абаканский городской ломбард» оценивает имущество клиентов выше (дороже), выдает сумму займа под процент, который будет ниже, чем у постоянных клиентов других ломбардов независимо от места нахождения организации.

Таким образом, выражение «постоянным клиентам самая высокая оценка, самый низкий процент» не имеет конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Данная реклама содержит признаки нарушения пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе, согласно которому недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Рассматриваемая реклама заведомо вводит потребителя в заблуждение, так как не имеет конкретных критериев, по которым было бы возможно установить факт достоверности рекламы, тем самым нарушая часть 7 статьи 5 Закона о рекламе.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Также в размещенной Обществом рекламной информации, имеется следующее утверждение «от 2 % в месяц» каких-либо иных сведений о рекламируемой финансовой услуге в рекламе не содержится.

Рассматриваемая реклама также содержит признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, который гласит о том, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Закон о ломбардах) существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

Согласно пункта 28 Постановления пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара. Однако при этом он должен соблюдать обязательные требования, предъявляемые Законом о рекламе к рекламе, в частности о включении в рекламу предупреждающих надписей, обязательных сведений или условий оказания услуг. При этом оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

Таким образом, стоимость рекламировавшейся финансовой услуги - займа для заемщика (потребителя услуги) объективно не могла складываться только из указанной в рекламе одной составляющей: процентной ставки.

Так как вышеуказанная информация является существенной, то отсутствие данной информации в рекламе способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о ломбардах, ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Из содержания данной нормы следует, что осуществлять деятельность ломбарда имеет право только юридическое лицо.

Доводы директора ООО «Абаканский городской ломбард» <…> о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является он, как индивидуальный предприниматель являются несостоятельными, поскольку спорная реклама размещена в интересах ломбарда, а не индивидуального предпринимателя.

Кроме того, Комиссия отклоняет доводы ООО «Абаканский городской ломбард», что баннер со спорной рекламой ранее принадлежал ООО «Помощь бизнесу» по следующим основаниям.

Согласно пояснениям ООО «Абаканский городской ломбард», баннер со спорной рекламой никогда не принадлежал Обществу, а принадлежал ООО «Помощь бизнесу» согласно разрешению Администрации г. Абакана № 5885. Вместе с тем, из содержания представленной ООО «Абаканский городской ломбард» копии разрешения № 5885 от 23.12.2011 г. департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана следует, что при получении ООО «Помощь бизнесу» разрешения на установку рекламной конструкции содержание рекламной конструкция по ул. Некрасова, 23 в г. Абакане было следующим: «ООО «ПОМОЩЬ БИЗНЕСУ» бизнес планы пакет документов на гранты, субсидии юридические услуги …».

Из сведений ЕГРЮЛ с сайта ФНС России следует, что ООО «Помощь бизнесу» деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества  не осуществляло.

Таким образом, доводы ООО «Абаканский городской ломбард» о том, что баннер со спорной рекламой ранее принадлежал ООО «Помощь бизнесу», не соответствует действительности.

Комиссия Хакасского УФАС России, рассмотрев материалы дела и оценив представленные пояснения представителя Ответчика, приходят к выводу, что рассматриваемая реклама размещена с нарушением пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства того, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется, то комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Ломбард. Скупка. Комиссионка. Постоянным клиентам самая высокая оценка. Самый низкий процент (от 2% в месяц). *Предложение не является публичной афертой. Подробности спрашивайте у работников ломбарда», распространенную ООО «Абаканский городской ломбард» в виде баннера, размещенного на фасаде «Ломбард ночной», находящегося по адресу г. Абакан, ул. Некрасова, 23, пом. 73 Н, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 1 части 3 статьи 5, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе.

2. Предписание ООО «Абаканский городской ломбард» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии:

...

 

Члены Комиссии:                             

 

 

...

 

...

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны