Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 27-А-Т-15 от 29 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

Факс: +7 (391) 274-41-25

e-mail: mrsk@mrsks.ru

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

e-mail: post@ab.mrsks.ru

 

ОАО «Хакасэнергосбыт»

ул. Крылова, д. 41а, г. Абакан, 655017.

priem@khakensb.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 27-А-Т-15

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 27 октября 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

В отсутствие члена комиссии Темеревой Т.В.,  кворум имеется, комиссия правомочна  рассматривать  настоящее дело;

При участии:

Заявителя <…>,

Представителя ПАО «МРСК Сибири», <…>;

Представителя ОАО «Хакасэнергосбыт», <…>;

до  рассмотрения дела по существу заявлений, ходатайств  лиц, участвующих в рассмотрении дела, не имеется.

рассмотрев дело № 27-А-Т-15, возбужденное по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также – Хакасское УФАС России, Управление) поступило заявление <…> (далее также  - Заявитель) (вх. № 4221 от 05.08.2015), указывающие на признаки нарушения ПАО «МРСК Сибири» (далее также – Сетевая организация, Ответчик) антимонопольного законодательства при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям сетевой организации.

По результатам рассмотрения поступившего заявления и полученных в ходе его рассмотрения документов  приказом Хакасского УФАС России от 31 августа 2015 года № 291 в отношении ПАО «МРСК Сибири» возбуждено дело № 27-А-Т-15 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Определением от 31 августа 2015 года (исх. № 05-5555/ЕИ) дело назначено к рассмотрению, истребована информация, необходимая в целях полного и всестороннего рассмотрения дела. Определением от 17.09.2015 (№ 05-6045/ЕИ) рассмотрение  дела отложено в связи с необходимостью получения информации,  ранее не   представленной Ответчиком, дело назначено к рассмотрению на 13.10.2015.

Согласно доводам, изложенным в заявлении по заключенному с Ответчиком договору № 20.1900.338.14 от 18.02.2014 Сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя (электроустановок на земельном участке), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств.  Срок выполнения мероприятий по данному технологическому присоединению равен 6 месяцам. Заявителем все условия по технологическому присоединению выполнены, заключен договор энергоснабжения с ОАО «Хакасэнергосбыт», вместе с тем подача электрической энергии, в том числе на дату обращения Заявителя в адрес Хакасского УФАС России, не осуществлена.   Согласно изложенным в заявлении требованиям Заявитель просит  разобраться в сложившейся ситуации с не осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с информацией, предоставленной ОАО «Хакасэнергосбыт», с гражданином-потребителем на основании его заявления и приложенных к нему документов  17.02.2015 заключен договор энергоснабжения, открыт финансово-лицевой счет. Уведомление на подключение энергоснабжения вновь вводимого объекта гражданина-потребителя было направлено гарантирующим поставщиком в адрес Ответчика 10.02.2015, которое должно быть выполнено сетевой организацией в течение 24 часов с момента его получения. По состоянию на 17.08.2015 электроснабжение токоприемников данного земельного участка отсутствовало.

В соответствии с пояснениями Ответчика филиалом совершены необходимые в целях осуществления технологического присоединения объектов Заявителя действия, процедура технологического присоединения, предусмотренная п. 7 Правил технологического присоединения, полностью выполнена филиалом «Хакасэнерго», 07.09.2015 осуществлена подача напряжения (мощности) на объекты Заявителя, составлены документы о технологическом присоединении.  Согласно доводам Ответчика ущемление прав Заявителя отсутствует, поскольку самим Заявителем нарушен срок  осуществления своих обязательств по договору технологического присоединения, в адрес Сетевой организации письменное заявление от Заявителя поступило только 15.06.2015 без приложения документов, предусмотренных пунктом 85 Правил технологического присоединения. Таким образом нарушения антимонопольного законодательства, согласно доводам Ответчика, в его действиях не имелось.

Из полученных в ходе рассмотрения заявления документов и информации,   представленных в материалы дела документов и пояснений, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела № 27-А-Т-15 установлены следующие обстоятельства.

Заявитель является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под садоводство и огородничество, общая площадь 1500 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: <…>.

04.02.2014 <…> в адрес сетевой организации подана заявка об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации.  Указанная заявка оформлена по форме заявки на технологическое присоединение  энергопринимающих устройств физического лица, максимальной мощностью до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной мощности в данной точке присоединения энрегопринимающих устройств) и свыше 15 кВт для бытовых и иных нужд по одному источнику энергоснабжения (п. 14 Правил технологического присоединения, утвержденных Правительством РФ от 27.12.2004 № 861) (СО 6.569/0). 

В том числе на основании указанной заявки между ОАО «МРСК Сибири» и Заявителем заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 18.02.2014 № 20.1900.338.14.

В соответствии с договором сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (электроустановки на земельном участке), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом следующих характеристик:

- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;

- категория надежности третья;

- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0,4 кВ;

- ранее присоединенная в точке присоединения, указанной в пункте 3 настоящего договора, мощность отсутствует.

Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего   договора.

Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения электроустановки на земельном участке, расположенной: <…>.

Точка присоединения указана в технических условиях для присоединения к электрическим сетям и располагается на расстоянии 25 метров от границы участка заявителя, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя (п. 3 Договора). Согласно п. 4  Договора технические условия являются неотъемлемой частью настоящего договора и приведены в приложении. Срок действия технических условий два года со дня заключения настоящего договора.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 5 договора).

Размер платы за технологическое присоединение определен сетевой  организацией в соответствии  с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 27.12.2013 № 312-п и составляет 550,0 руб.  (пункт 10 договора).

В соответствии с  Договором (п. 6) Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему  Договору, в том числе по выполнению возложенных на Сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства Заявителя, указанные в технических условиях;  в течение 3 (трех) рабочих дней со дня уведомления Заявителем Сетевой организации о выполнении им технических условий осуществить проверку выполнения технических условий Заявителем, провести с участием Заявителя осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств Заявителя; не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня проведения осмотра (обследования), с соблюдением срока, установленного пунктом 5 настоящего Договора, осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям, фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить при участии  Заявителя акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности, акт об осуществлении технологического присоединения и направить их Заявителю. 

Приложением к   договору № 20.1900.338.14 являются технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (от 18.02.2014).

Пунктом 7 Технических условий определено, что точка подключения к сети 0,4 кВ будет определена после выполнения проектирования; основным источником  питания является ПС № 30 110/10/6кВ «Рассвет», ф. 11-21, яч. 11-21.

Согласно п. 10 Технических условий сетевая организация осуществляет: строительство сетей до границ участка заявителя в соответствии с пунктом 25.1 постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Заявитель согласно п. 11 осуществляет монтаж электрооборудования в границах своего участка, в том числе вводного провода (кабеля); в части учета электрической энергии: тип, место установки прибора учета выполнить в соответствии  с п.п. 137, 138, 144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.  

Данные технические условия подписаны Заявителем 18.02.2015. Согласно отметке на экземпляре Договора, второй экземпляр передан Сетевой организации Заявителем 20.02.2014.  26.02.2014 Заявителем произведена оплата по договору технологического присоединения.

Согласно  предоставленной письмом от 15.09.2015 (№ 1.7/29/5094-исх)   информации, в рамках исполнения обязательств по Договору филиалом выполнены следующие мероприятия.

Разработана проектная документация по строительству сетей 10/0,4кВ для электроснабжения льготных потребителей. В материалы дела представлена выкопировка из рабочей документации, проект 045-14-ПЗ «Строительство сетей 10/0,4кВ для электроснабжения льготных потребителей, <…>.

Согласно материалам дела проект разработан проектной группой филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и утвержден приказом филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» № 1.7/90-ПСД от 01.07.2014.

Решение о разработке рабочей документации принято на основании договоров на технологическое присоединение льготных потребителей №№ 20.1900.744.14; 20.1900.732.14; 20.1900.1403.14; 20.1900.367.14; 20.1900.260.14; 20.1900.258.14; 20.1900.338.14; 20.1900.321.14; 20.1900.637.14.

Согласно характеристикам сооружаемого объекта длина трассы ВЛЗ-10кВ – 3 м.; длина трассы ВЛИ-0,4кВ (от ТП «Новая») – 808 м.; длина трассы ВЛИ-0,4кВ (ф. 5 от существующей ТП № 11-21-01 (проект №0129-13) – 716 м.  Указанным проектом электроснабжения предусмотрено,  в  том числе строительство отпайки ВЛЗ-10кВ от существующей опоры № 61 (ф. 11-21) до проектируемой подстанции ТП «Новая» - 400кВА/10/0,4кВ;   установка КТП «Новая»; строительство 2-х фидеров ВЛИ-0,4кВ вновь устанавливаемой КТП до границ участков заявителей; строительство 1-го фидера ВЛИ-0,4кВ существующей ТП№ 11-21-01/250кВА/10/0,4кВ (проект №0129-13) до границ участков заявителей). В соответствии с представленным проектом электроснабжение участка  Заявителя предусматривается от ТП «Новая», ф. 1.

Сетевой организацией осуществлено строительство сетей в соответствии  с проектом.  25.12.2014 в адрес Енисейского управления Ростехнадзора по Республике Хакасия направлено заявление о проведении осмотра и выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки (№ 14/45/581). На основании указанного Заявления и Акта осмотра электроустановки № 18/52/002 от 19.01.2015 Енисейским управлением Ростехнадзора по Республики Хакасия выдано разрешение № 18/52/002 от 19.01.2015, согласно заключению электроустановка  соответствует техническим  условиям, требованиям  проектной документации, нормативно-техническим документам и допускается в эксплуатацию. Срок действия разрешения до 19.04.2015. Если в течение указанного срока электроустановка не  будет подключена к сети, ее  осмотр  осуществляется повторно.

04.02.2015 Заявителем в адрес ОАО «Хакасэнергосбыт» подано заявление о заключении договора на электроснабжение  электроустановок земельного участка, расположенного по адресу: <…>. К указанному заявлению Заявителем, в том числе  прилагались  копии документов о технологическом присоединении, в частности: договор № 20.1900.338.14,  соответствующие акты (акт осмотра (обследования) электроустановки от 04.02.2015; акт о выполнении технических условий от 04.02.2015; акт об осуществлении технологического присоединения б/н и даты; акт разграничения границ балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности  сторон от 04.02.2015). 

Согласно акту осмотра (обследования) электроустановки от 04.02.2015 по результатам осмотра установлено, что  технические условия выполнены в полном объеме, учет выполнен в ВРУ-0,4кВ на опоре, объект к включению готов; В соответствии с Актом о выполнении технических условий от 04.02.2015 проведена проверка выполнения <…> технических условий к договору  № 20.1900.338.14,  в ходе проведения проверки рассмотрено выполнение п. 11 технических условий к Договору, произведено рассмотрение технического отчета от 19.01.2015, выданного ЭТЛ ООО «Энергосервис», по итогам проверки установлено, что мероприятия, предусмотренные техническими условиями (этапом технических условий), выполнены;  согласно Акту об осуществлении технологического присоединения б/н и даты  Сетевая организация оказала Заявителю услугу по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) в соответствии с мероприятиями  по договору № 20.1900.338.14 от 18.02.2014 в полном объеме, выполненными по техническим условиям (приложение № 2 к договору № 20.1900.338.14 от 18.02.2014); в соответствии  с Актом разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 04.02.2015 на границе балансовой принадлежности и в эксплуатационной ответственности ОАО «МРСК Сибири» находится ТП № 11-21-54/250кВА, РУ-0,4кВ. Отходящая ВЛИ-0,4кВ ф. № 1 от РУ-0,4кВ ТП № 11-21-54 до опоры № 13 проводом СИП2 3×70+1×70+1×25 L=405м., включая саму опору; границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности установлены  по присоединению зажимов проводов на оп. № 13 ВЛИ-0,4 кВ ф. №1 ТП №11-21-54/250кВА.

На основании представленных документов гарантирующим поставщиком с Заявителем заключен  договор энергоснабжения с гражданином-потребителем коммунальных услуг электроснабжения № 1030777280 от 17.02.2015, в соответствии  с условиями которого ОАО «Хакасэнергосбыт» обязалось подавать Потребителю электрическую энергию, а также через привлеченных третьих лиц  оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, в целях обеспечения Потребителя  коммунальной услугой электроснабжения.

После заключения договора энергоснабжения, руководствуясь пунктами 3.31, 6.4 Договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности № 188/01 от 01.01.2008, ОАО «Хакасэнергосбыт» направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» соответствующее уведомление № А-421 от 10.02.2015 на подключение энергоснабжения вновь вводимого объекта гражданина-потребителя (уведомление принято в 14-35 час. 10.02.2015). Согласно условиям договора № 188/01 подключение объекта осуществляется в течение 24 часов с момента передачи заявки.

В  срок, необходимый для исполнения уведомления ОАО «Хакасэнергосбыт» (24 часа с момента получения) Сетевой организацией обязательства по осуществлению технологического присоединения объектов Заявителя не исполнены, подача электрической  энергии не осуществлена. Согласно пояснениям представителей ОАО «Хакасэнергосбыт» никаких действий от Сетевой организации на уведомление  А-421 не последовало,  информации в адрес гарантирующего поставщика не поступало. Доказательств совершения необходимых действий Сетевой организацией в  материалы дела не представлено.

В связи с невыполнением условий по технологическому присоединению, отсутствием фактического приема (подачи) напряжения (мощности), 15.06.2015 Заявитель письменно обратилась в ОАО «МРСК Сибири» с заявлением по вопросу отсутствия подачи напряжения в сети (получено Сетевой организацией 15.06.2015).

На указанное обращение ОАО «МРСК Сибири» направлен ответ от 02.07.2015 № 1.7/236/2552-исх «О выполнении мероприятий»,  согласно которому необходимые мероприятия (установка КТП-10/0,4кВ, строительство ВЛ-10кВ, ВЛ-0,4кВ) выполнены, получено разрешение на ввод электроустановок от Ростехнадзора. Несмотря на перечисленные в письме трудности (восстановительные работы после стихийных пожаров апреля 2015 г., неплатежи ОАО «Хакасэнергосбыт»), подача напряжения планируется к 10.07.2015. 

17.08.2015 ОАО «Хакасэнергосбыт» проведена проверка наличия электроснабжения токоприемников земельного участка по адресу: <…>, в результате которой установлено, что электроснабжение токоприемников данного земельного участка отсутствует (акт обследования от 17.08.2015).

03.09.2015 Заявитель с  письменной жалобой вновь обращается в Сетевую организацию (обращение через интернет-приемную),  согласно которому фактическая подача напряжения (мощности) до настоящего времени не осуществлена, чем ущемляются интересы Заявителя.  

Как следует из ответа Сетевой организации на данное обращение о  невыполнении   мероприятий по технологическому присоединению (письмо филиала от 09.09.2015 № 1.7/1.7/4980-исх), мероприятия по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям  филиала выполнены 07.09.2015, акт допуска прибора учета в эксплуатацию выдан 08.09.2015, филиал благодарит за обращение и надеется на понимание и дальнейшее  сотрудничество.

В соответствии с представленной письмом филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от 15.09.2015 (№ 1.7/29/5094-исх) информацией 03.06.2015 между ПАО «МРСК Сибири» и  Заявителем подписан акт об осуществлении технологического присоединения; 08.09.2015 подписан акт № Ф 07-03-930 допуска прибора учета в эксплуатацию.

Согласно информации, предоставленной ОАО «Хакасэнергосбыт» (от 16.09.2015 № 12533), Заявителем в адрес гарантирующего поставщика представлены сведения о том, что токоприемники данного жилого дома подключены к электрической сети 07.09.2015. 

Из пояснений представителя Ответчика в заседании комиссии 17.09.2015 относительно причин столь длительного не осуществления технологического присоединения следует, что такими причинами явились внутренние необходимые к соблюдению процедуры,  в том числе приказы о вводе объектов в эксплуатацию, восстановительные работы.

Как следует из информации, предоставленной Ответчиком (от 15.09.2015 № 1.7/29/5094-исх; от 09.10.2015 № 1.7/29/5687-исх), а также пояснений представителя в заседании комиссии 13.10.2015,  в инвестиционной программе филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 11.09.2014 № 8-П) предусмотрены мероприятия, соответствующие этапы работ по строительству (реконструкции) объектов электросетевого хозяйства, в целях осуществления технологического присоединения, в том числе рассматриваемых потребителей:  объем финансирования на «строительство отпайки ВЛ-10кВ от ф. 11-21 для электроснабжения льготных потребителей <…>, в том числе 2КТП»  в размере 12,940 млн. рублей, а также объем финансирования на «строительство сетей для ТП льготных потребителей» в размере 129,778 млн. рублей. Указанный объем финансирования отнесен на период 2014 г.   

Дополнительно в тарифе филиала на 2015 год  (согласно письму Госкомтарифэнерго Хакасии от 01.04.2015 № ГКТЭ-762/П)  предусмотрены средства в размере 164 млн. рублей, предназначенные для компенсации сетевой организации затрат, связанных со строительством электросетевых объектов для технологического присоединения льготных категорий потребителей на территории Республики Хакасия.

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленную информацию, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, сферой  его применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается  комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее также Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Указанный договор является публичным и обязательным для сетевой организации. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 24.1.58. Приказом от 19.12.1997 № 127/8 ОАО «Хакасэнерго» включено в указанный раздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, регистрационный номер <...> .1.1.

Согласно уставу ПАО «МРСК Сибири» (утвержден решением годового общего собрания акционеров 15 июня 2011 года, протокол № 6) основными целями деятельности Общества являются:

- получение обществом прибыли;

- осуществление эффективного и надежного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса;

- обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии).

В соответствии с пунктом 3.2 устава ПАО «МРСК Сибири» осуществляет, в том числе,  следующие виды экономической деятельности:

- оказание услуг по передаче электрической энергии;

- оперативно-технологическое управление;

- оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ПАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В соответствии  с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220, ред. от 30.01.2015) Управлением подготовлен Обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов  по производству электрической энергии,  а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения, Правила № 861), установлены порядок  и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

В соответствии с  пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Указанным пунктом Правил технологического присоединения на Сетевую организацию возложена  обязанность независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения, в том числе заявителя, указанного в п. 14 настоящих Правил, обратившегося в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, заключить договор об осуществлении технологического присоединения, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

С учетом указанных, в том числе в заявке об осуществлении технологического присоединения характеристик, Заявитель относится к категории, указанной в п. 14 Правил технологического присоединения. 

Пунктом 7 Правил № 861 установлена процедура технологического присоединения, оканчивающаяся составлением соответствующих актов.

Как следует из материалов дела между  гарантирующим поставщиком и Заявителем на основании его заявления и прилагаемых к нему документов (в том числе документов о технологическом присоединении), заключен договор энергоснабжения от 17.02.2015, открыт финансово-лицевой счет № 1030777280.  Договор энергоснабжения заключен на основании, в том числе представленных Заявителем актов, составленных и подписанных Сетевой организацией (акт осмотра (обследования) электроустановки от 04.02.2015; акт о выполнении технических условий от 04.02.2015; акт об осуществлении технологического присоединения б/н и даты; акт разграничения границ балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности  сторон от 04.02.2015) (далее также – Акты).  Указанные Акты представлены Заявителем в адрес гарантирующего поставщика 04.02.2015. 

Пунктом 18 Правил технологического  присоединения  определен перечень  мероприятий по технологическому присоединению, в том числе проверка выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (пп. «д» п. 18 Правил); осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено") (пп. «ж» п. 18).

Результатом указанных мероприятий является фактический прием (подача)  напряжения  и мощности (пп. «г.2» п. 7 Правил технологического присоединения).

Лишь по  окончании всех мероприятий по технологическому присоединению составляются соответствующие акты, в том числе акт об осуществлении технологического присоединения, акт разграничения границ балансовой принадлежности, акт разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон (пп. «д» п. 7; п. 19 Правил). Такие Акты в  соответствии  с п. 36 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) являются документами,  подтверждающими технологическое присоединение в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства.

Вместе с тем в рассматриваемом случае Акты составлены и датированы 04.02.2015 в отсутствие фактического приема (подачи) напряжения и мощности, осуществляемого путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»), до завершения процедуры технологического присоединения объектов Заявителя, Сетевой организацией мероприятия по технологическому присоединению на момент составления Актов не выполнены. Также Ответчиком в нарушение  требований Правил № 861 (в условиях составления Актов) не проведена процедура допуска прибора учета Заявителя в эксплуатацию. При этом согласно Актам Ответчиком  проведена проверка выполнения Заявителем технических условий к Договору, рассмотрен соответствующий технический отчет от 19.01.2015, произведен осмотр (обследование) электроустановок, составлен соответствующий акт, зафиксировано наличие установленного на опоре прибора учета, по результатам проведенной проверки установлено выполнение Заявителем технических условий  в полном объеме (объект к включению готов).

Согласно письму филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от 15.09.2015 (№ 1.7/29/5094-исх) акт об осуществлении технологического присоединения подписан сторонами 03.06.2015. Вместе с тем  материалами дела подтверждается составление и подписание указанного акта 04.02.2015, совместно с иными актами, составленными в указанную дату, включая акт разграничения границ балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон. При этом в том числе по состоянию на 03.06.2015 технологическое присоединение  не осуществлено, фактический прием (подача) напряжения и мощности на объекте отсутствует.

Документы, направление которых Сетевой организацией предусмотрено пунктами 15(1) и 19(1) Правил технологического присоединения, в адрес гарантирующего поставщика в соответствии  с Правилами № 861 Ответчиком  не направлялись.

Тем самым ОАО «МРСК Сибири» допущено нарушение п. 15(1), а также п. 19(1) Правил технологического присоединения, в соответствии с которыми  на Сетевую организацию возложена обязанность по направлению в адрес субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) в отношении энергопринимающих устройств, технологическое присоединение которых осуществляется, копию подписанного с заявителем договора и копии документов заявителя, предусмотренных пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, имеющихся у сетевой организации на дату направления (п. 15(1)); а также обязанность по направлению не позднее 2 рабочих дней со дня их подписания соответствующих актов, завершающих процедуру технологического присоединения (п. 19(1) Правил).

Указанные действия по передаче копий документов в адрес соответствующего субъекта розничного рынка в соответствии  с Правилами технологического присоединения, а также Основными положениями, являются обязанностью Сетевой организации и не должны быть переложены на потребителя.

Согласно доводам Ответчика п. 15(1) Правил не может  распространяться на данный Договор, поскольку договор заключен 18.02.2014, а  соответствующий пункт Правил технологического присоединения вступил в законную силу 20.02.2014, и в заявке от 04.02.2014 не указан субъект розничного рынка.

Комиссией данный довод Ответчика отклонен, поскольку согласно  материалам дела Договор заключен 20.02.2014, согласно  редакции Правил технологического присоединения от 10.02.2014, вступившей в законную силу  20.02.2014, с указанной даты Сетевая организация обязана в срок не позднее 2 рабочих дней с даты заключения договора совершить предписанные указанным пунктом Правил действия. Заявка (приложение № 1 к договору технологического присоединения) оформлена и заполнена заявителем в соответствии со стандартом ОАО «МРСК Сибири» СО 6.569/0; заявитель – физическое лицо (потребляющее электрическую энергию для собственных, бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности), такие заявители приобретают электрическую энергию путем заключения договоров энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (п. 69, п. 71 ОПФРР).

В соответствии с представленными Ответчиком документами (от 15.09.2015 № 1.7/29/5094-исх) акт разграничения границ балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон, а также акт об осуществлении технологического присоединения направлены в адрес гарантирующего поставщика только 15.09.2015 (составлены и подписаны 04.02.2015, срок для исполнения обязанности в соответствии с п. 19(1) Правил – не позднее 2 рабочих дней со дня подписания).

При этом Заявителем с гарантирующим поставщиком заключен  договор энергоснабжения, в том числе в заявлении в адрес Сетевой организации (получено Ответчиком 15.06.2015) Заявителем указано на заключение договора энергоснабжения с ОАО «Хакасэнергосбыт».

При соблюдении установленной процедуры технологического присоединения, исполнении обязанностей в соответствии с п.п. 15(1), 19(1) Правил технологического присоединения и заключения договора энергоснабжения до завершения процедуры технологического присоединения   (согласно п. 28 Основных положений) с даты подписания сетевой организацией и потребителем акта о технологическом присоединении соответствующих энергопринимающих устройств осуществляется исполнение обязательств гарантирующего поставщика по заключенному договору энергоснабжения.

ОАО «Хакасэнергосбыт», руководствуясь пунктами 3.31, 6.4. договора оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности № 188/01 от 01.01.2008, заключенного с Сетевой организацией в интересах обслуживаемых им потребителей,  направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» соответствующее уведомление № А421 от 10.02.2015 на подключение энергоснабжения вновь вводимого объекта гражданина-потребителя, которое должно быть выполнено сетевой организацией в течение 24-х часов с момента его получения.

Вместе с тем подача электрической энергии на энергопринимающие устройства Заявителя не осуществлена, что подтверждается материалами дела.

Акты по результатам технологического присоединения  составлены и датированы 04.02.2015. Однако как на указанную дату, а также в  срок, необходимый для исполнения уведомления ОАО «Хакасэнергосбыт»  (24 часа с момента получения, получено в 14-35 час. 10.02.2015) Сетевой организацией обязательства по осуществлению технологического присоединения объектов Заявителя не исполнены, подача электрической  энергии не осуществлена. Никаких действий от Сетевой организации на уведомление  А-421 не последовало,  информации в адрес гарантирующего поставщика не направлено. Доказательств совершения необходимых действий Сетевой организацией в  материалы дела не представлено.

15.06.2015 (а также 03.09.2015) Заявитель обратился в адрес Сетевой организации с заявлением по вопросу отсутствия подачи напряжения в сети. Согласно ответу Сетевой организации на обращение от 15.06.2015  (от 02.07.2015 № 1.7/236/2552-исх) необходимые мероприятия (установка КТП-10/0,4кВ, строительство ВЛ-10кВ, ВЛ-0,4кВ) выполнены, получено разрешение на ввод электроустановок от Ростехнадзора,  подача напряжения в электроустановки планируется к 10.07.2015. 

Вместе с  тем  согласно материалам дела подача электрической  энергии на  объекты Заявителя   осуществлена  только 07.09.2015 (акт обследования ОАО «Хакасэнергосбыт» от 17.08.2015; заявление <...> от 03.09.2015; письмо филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от 09.09.2015 № 1.7/1.7/4980-исх), при этом акт допуска прибора учета в эксплуатацию составлен и выдан  потребителю 08.09.2015.

С учетом даты заключения договора № 20.1900.338.14 срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению истек 20.08.2014.

Согласно утвержденной инвестиционной программе ввод в эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства в целях осуществления данного технологического присоединения  предусмотрен в 2014 г., соответствующий объем финансирования учтен в затратах Сетевой организации на период 2014 г.

Вместе с тем, указанные мероприятия, обеспечивающие возможность осуществления технологического присоединения объектов Заявителя в установленный договором и законодательством срок  не выполнены.

В соответствии с положениями Правил технологического присоединения и согласно условиям Договора  Сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на Сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению, а также осуществить фактическое присоединение энергопринимающих устройств Заявителя  к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности, составить соответствующие документы о технологическом присоединении с соблюдением срока, установленного пунктом 5 Договора. Такой срок по договору № 20.1900.338.14 истек 20.08.2014.

С учетом изложенного комиссия приходит к выводу, что Обществом  также допущено нарушение Правил технологического присоединения (пп. «б» п. 16) в части сроков осуществления мероприятий  по технологическому присоединению.

Согласно доводам Ответчика  нарушения антимонопольного  законодательства в действиях Сетевой организации не имеется в связи с  отсутствием ущемления прав Заявителя, так как заявителем нарушен срок осуществления своих обязательств по Договору, кроме того Заявителем в адрес Сетевой организации не представлено уведомления о выполнении Заявителем технических условий  с приложением документов, указанных в п. 85 Правил технологического присоединения. 

Комиссия в ходе рассмотрения дела приходит к выводу о несостоятельности указанных доводов ввиду следующего.

Из подпунктов «г.2», «д» пункта 7 Правил  технологического присоединения, пункта 34 Основных положений следует, что целью договора об осуществлении  технологического присоединения к электрическим сетям является обеспечение энергоснабжения потребителя, так как процедура технологического присоединения  должна оканчиваться фактической подачей (приемом) напряжения и мощности и составлением соответствующих Актов.

Такие документы составлены и подписаны Сетевой организацией 04.02.2015, согласно информации Сетевой организации (от 09.10.2015 № 1.7/29/5687-исх) основанием для составления Актов является технический отчет от 19.01.2015, согласно составленным Актам   представленные в ходе осмотра электроустановки  документы рассмотрены,  согласно заключению по результатам осмотра Заявителем в полном объеме выполнены технические условия. При этом в  отношении заявителей, указанных в п. 14 Правил технологического присоединения (к которым также относится Заявитель по настоящему делу),  предусмотрено предоставление документов, указанных в пп. «а» п. 85 Правил технологического присоединения.    

Таким образом, не может быть признан обоснованным довод Ответчика о не уведомлении Заявителем Сетевой организации. Невозможность завершения процедуры  технологического присоединения и осуществления фактического приема (подачи) напряжения и мощности на объект Заявителя является следствием действий (бездействия) Сетевой  организации и в рассматриваемых обстоятельствах не может быть поставлена в зависимость от действий, совершаемых Заявителем.

При этом ни одно из писем Сетевой организации в адрес Заявителя не мотивирует нарушение сроков технологического присоединения отсутствием уведомления Заявителя  о выполнении им своей части Технических условий, какие-либо претензии в адрес Заявителя Сетевой организацией не направлялись. Из материалов дела не следует, что невыполнение обязательств со стороны Общества было обусловлено действиями (бездействием) Заявителя.

Кроме того, действия Заявителя по выполнению возложенных на него мероприятий по Договору не являются основанием для нарушения Сетевой организацией установленного Правилами № 861 и Договором срока и не свидетельствуют о возможности неисполнения в срок мероприятий по технологическому присоединению со стороны Сетевой организации. Нормы действующего законодательства, в том числе п. 3, п. 16 Правил технологического присоединения обязывают сетевую организацию соблюдать установленный порядок и сроки технологического присоединения.

Также согласно условиям Договора (п. 7 приложения № 1 к Договору) точка присоединения (вводные распределительные устройства, линии электропередачи, базовые подстанции, генераторы): точка подключения к сети 0,4 кВ будет  определена после выполнения проектирования. При этом на заявителя возложена обязанность по осуществлению монтажа электрооборудования в границах своего участка в соответствии  с п. 25.1 Правил технологического присоединения.

Согласно пп. «а» п. 25 (1) Правил № 861 в технических условиях для заявителей, предусмотренных в том числе п. 14 настоящих Правил должны быть указаны точки присоединения. Вместе с тем точка подключения к сети 0,4 кВ Ответчиком в нарушение пп. «а» п. 25(1) Правил № 861 не определена (согласно Техническим условиям будет определена после проектирования). В материалы дела Ответчиком не представлено доказательств направления Заявителю информации, содержащей сведения относительно определенной точки подключения к сети 0,4 кВ, в том числе после  утверждения проекта (045-14). Кроме того как ранее было отмечено договор энергоснабжения может быть заключен до завершения процедуры технологического присоединения при наличии заключенного в соответствии  с Правилами № 861 договора об осуществлении технологического присоединения, точка поставки (согласно п. 40 Основных положений) является  существенным условием договора энергоснабжения; до составления в установленном порядке акта разграничения балансовой принадлежности (п. 2 Основных положений) точка поставки  располагается в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.

Перечисленные действия Общества в нарушение Правил технологического присоединения  (нарушение  установленного порядка технологического присоединения к электрическим сетям, не исполнение обязанности по направлению копии заключенного договора об осуществлении технологического присоединения и документов Заявителя в адрес гарантирующего поставщика,   не исполнение сетевой организацией в установленный срок мероприятий, предусмотренных Договором, точка присоединения, подключения к сетям сетевой организации в технических условиях не определена) ущемляют права и законные интересы Заявителя, ставят перед ним необоснованные условия реализации права на доступ к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии по сравнению с условиями, предусмотренными Правилами № 861.

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», занимая доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии, путем совершения указанных действий злоупотребило своим доминирующим положением, что свидетельствует о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При этом для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц  (абзац 2 пункта 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 года № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»).

Описанные действия свидетельствуют о выходе ПАО «МРСК Сибири» за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, поскольку границы возможного поведения для сетевой организации в данном случае установлены Правилами № 861.

Из пояснений представителя Ответчика в заседании комиссии 17.09.2015 относительно причин столь длительного не осуществления технологического присоединения следует, что такими причинами явились внутренние необходимые к соблюдению процедуры,  в том числе приказы о вводе объектов в эксплуатацию, восстановительные работы.

Доказательств принятия всех зависящих от Общества мер по своевременному и надлежащему совершению необходимых действий (принятии мер)  по технологическому присоединению  (в том числе в период с момента получения разрешения Енисейского управления Ростехнадзора 19.01.2015 до момента осуществления подачи напряжения 07.09.2015), наличия объективных причин нарушения порядка и сроков, установленных Правилами технологического присоединения,  Обществом не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.

Исследовав материалы дела, комиссия управления пришла к выводу о том, что в действиях ПАО «МРСК Сибири» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Разрешая в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции вопрос о необходимости выдачи предписания, комиссия Хакасского УФАС России с учетом обстоятельств дела  и подключении на момент вынесения настоящего решения токоприемников жилого дома Заявителя к электрической сети,  принимает решение предписание не выдавать, вследствие чего имеются основания для прекращения рассмотрения дела.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей 48, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать положение ПАО «МРСК Сибири» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (уровень напряжения НН) в границах объектов электросетевого хозяйства Общества, расположенных на территории Усть-Абаканского района, эксплуатация и обслуживание которых осуществляется Усть-Абаканским районом электрических сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», в  период 2014 г. – 9 месяцев 2015 г. доминирующим.

2. Признать действия (бездействие) ПАО «МРСК Сибири» при осуществлении технологического присоединения в целях электроснабжения электроустановки на земельном участке, расположенной по адресу: <…>, в нарушение Правил технологического присоединения (п. 7, п. 15(1), пп. «б» п. 16, п. 18, п. 19, п. 19(1), пп. «а» п. 25(1)), в части нарушения порядка технологического присоединения к электрическим сетям, несоблюдения требований Правил технологического присоединения о направлении подписанного с Заявителем договора № 20.1900.338.14 и копий документов Заявителя в адрес гарантирующего поставщика; несоблюдении сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению объектов Заявителя; отсутствия указания, определения в Технических условиях точки присоединения, точки подключения к сети 0,4 кВ, нарушающими  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Прекратить рассмотрение дела № 27-А-Т-15 в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

4. Предписание ПАО «МРСК Сибири» не выдавать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель Комиссии

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии                                    (отсутствует)

 

Т.В. Темерева

 

 Е.А. Исакова

 

 С.В. Мальцева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны