Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 279/КС от 26 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. Заказчику –

Федеральному государственному унитарному предприятию                          «Черногорское»

ул. Мира, д. 18, с. Солнечное, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия, 655137

 

 

2. Обществу с ограниченной ответственностью «САВИТУР-Аудит»

ул.Малышева, д.36, оф.601, г.Екатеринбург, 620014

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 279/КС

 

«25» октября 2016 г.                                                                                  г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю  закупок,

при участии со стороны:

1. Заказчика - Федерального государственного унитарного предприятия «Черногорское» (далее - ФГУП «Черногорское»)

4. В отсутствии заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «САВИТУР-Аудит» (далее – ООО «САВИТУР-Аудит»), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу № 279/КС ООО «САВИТУР-Аудит» на действия заказчика – ФГУП «Черногорское» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательной аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Черногорское» за 2016, 2017, 2018 год (закупка № 0580100000116000001), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,

 

                                                 УСТАНОВИЛА: 

 

 В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 18.10.2016 года входящий № 5731 поступила жалоба ООО «САВИТУР-Аудит» на действия заказчика – ФГУП «Черногорское» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательной аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Черногорское» за 2016, 2017, 2018 год (закупка № 0580100000116000001).

В жалобе ООО «САВИТУР-Аудит» указывает на следующие нарушения.

1. В извещении указано, что «Объект закупки: Оказание услуг по обязательной аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Черногорское» за 2016, 2017, 2018 год».

Такое наименование, по мнению заявителя, является ошибочным, так как не существует бухгалтерской (финансовой) отчетности за три года. Существует только годовая отчетность, а не трехлетняя, и аудиторская проверка в рамках ФЗ-307 с выдачей аудиторского заключения осуществляется по итогам годовой отчетности. Если бы проводилась проверка трех уже сданных отчетностей за три предыдущих года, то предмет был бы понятным, определенным. В данном случае на момент проверки не имеется будущих отчетностей, то есть не имеется определенного предмета проверки с указанием полного объема работ. В извещении обязательно должен быть указан правильный, полный объем выполняемых работ. В случае неверного изложения предмета и объема закупки конкурс подлежит отмене.

2. Заявитель считает, что указание в предмете договора на необходимость проверки трех разных отчетностей за 2016, за 2017, и за 2018, означает, что закупка должна быть разбита на три самостоятельных лота. То есть каждая отчетность должна быть самостоятельным предметом закупки, договора.

По итогам аудиторской проверки именно за один отчетный год, согласно требованиям законодательства и согласно самой конкурсной документации, исполнитель полностью завершает самостоятельный, отдельный объем работы, а именно пишет письменный отчет и выдает аудиторское заключение.

Проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности за следующие года являются самостоятельными и проводятся на основании новой отчетности и новых первичных документов проверяемого предприятия. Общей отчетности «2016, 2017, и 2018 годов» не существует, соответственно предмет проверки за три года также не существует.

Податель жалобы отмечает, что в следующий годовой отчетный период предприятие заказчика может ликвидироваться, обанкротиться, лишившись финансирования и смысла в закупке услуги аудиторской проверки, а также реорганизоваться путем слияния или разделения, создав ситуацию, при которой объективно невозможно проведение аудиторской проверки уже не существующего предприятия. При этом участник «многолетнего» аудита несет дополнительные затраты (в том числе по многолетней оплате обеспечения контракта), которые окажутся излишними в случае, если организация утратит необходимость в проведении аудита.  Такое нарушение является препятствием в предпринимательской деятельности, прямо нарушает имущественные  права потенциальных участников.

Законодатель действительно устанавливает право проводить закупку аудита раз в несколько лет, то есть дает возможность провести проверку за предыдущие отчетные периоды нескольких лет в один этап. Однако, ежегодные самостоятельные «этапы» не должны признаваться однократной проверкой, и законодатель не дает права объединять несколько будущих самостоятельных проверок за разные отчетные года в единый лот.

3. В извещении указано, что «Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: Аудит за 2016 год - до 30 марта 2017 года; Аудит за 2017 год - до 30 марта 2018 года; Аудит за 2018 год - до 30 марта 2019 года».

Во всех этапах указана только фраза «до 30 марта…», то есть отсутствует дата начала оказания услуг, таким образом, не определено существенное условие договора о моменте выхода на проверку и предоставления документов для проверки, моменте начала проверки. Фактически, отсутствует точный определенный срок оказания услуг.

Согласно пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок «В извещении об осуществлении закупки должна содержаться… информация…сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг».

Вышеуказанные нарушения, по мнению заявителя, являются существенными, нарушают права ООО «САВИТУР-Аудит», как потенциального участника конкурса, так и права неограниченного круга лиц, имеющих право на выполнение работ по договору.

На основании вышеизложенного, заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, приостановить проведение процедуры открытого конкурса до рассмотрения жалобы по существу, а также признать жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» обоснованной и обязать ФГУП «Черногорское» исправить имеющиеся нарушения.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 20.10.2016 года входящий № 5825 поступил пакет документов от заказчика, а также письменные пояснения по доводам жалобы (входящий № 5864 от 21.10.2016 года), в которых указано следующее.

1. Конкурсная документация разработана в соответствии с Законом о контрактной системе в сфере закупок, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следовательно, и в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

- Согласно части 2 статьи 5 Федерального закона № 307-ФЗ «Обязательный аудит проводится ежегодно».

- Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ «Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса».

- Согласно пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан разместить «Краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки»

- Согласно Раздела 15 «Описание объекта закупки» конкурсной документации определен также срок оказания услуг, а именно:

Аудит за 2016 год - до 30 марта 2017 года;

Аудит за 2017 год - до 30 марта 2018 года;

Аудит за 2018 год - до 30 марта 2019 года;

Учитывая вышеизложенные доводы, заказчик делает вывод, что наименование объекта закупки «Оказание услуг по обязательной аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Черногорское» за 2016, 2017, 2018 год» полностью соответствует фактическим потребностям заказчика в аудите отчетности за 2016, в аудите отчетности за 2017, в аудите отчетности за 2018 год.

Согласно приведенной выше норме закона (пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок), заказчик обязан разместить «Краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки». Понятие «аудит за 2016, 2017, 2018 год» полностью раскрывается в конкурсной документации и в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности». У заказчика нет обязанности в описании объекта закупки цитировать положения норм закона, регулирующего сам объект закупки.

Довод жалобы ООО «САВИТУР-Аудит» в части ссылки на неправильное  указание срока оказания услуг, заказчик считает несостоятельным, поскольку срок завершения работ указан заказчиком как в извещении, так и в конкурсной документации, проекте договора. Следовательно, нарушений в части определения срока оказания услуг заказчиком не допущено.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика поддержал доводы, указанные в письменных пояснениях, и просил признать жалобу ООО «САВИТУР-Аудит» необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у заказчика – ФГУП «Черногорское» документы и информация о размещении вышеуказанной закупки  представлены на рассмотрение жалобы № 279/КС в полном объеме.

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

23.09.2016  года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, конкурсная документация)  о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательной аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Черногорское» за 2016, 2017, 2018 год (закупка № 0580100000116000001).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет  450 000 рублей 00 копеек.

Конкурсная документация утверждена 21.09.2016 года И.о. директора ФГУП «Черногорское».

 

Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по обязательной аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Черногорское» за 2016, 2017, 2018 год.

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности).

Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным (часть 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности).

Порядок проведения открытого конкурса определен статьями 48 - 55 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в соответствии с которым, заказчик – ФГУП «Черногорское» сообщил информацию о закупке неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса и конкурсной документации (закупка № 0580100000116000001).

При этом заказчиком соблюдены требования к описанию объекта закупки в соответствии с нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок и Закона об оценочной деятельности, положения которых также не запрещают заказчикам проводить закупку по обязательному аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на несколько лет вперед (2016, 2017, 2018 год).

Извещением о проведении открытого конкурса № 0580100000116000001 и конкурсной документацией не предусмотрено обеспечение исполнения контракта, в связи с чем, у участника не может возникнуть дополнительных затрат в данной части.

Также, принимая во внимание, что оплата оказанных услуг производится после выдачи аудиторского заключения и подписания акта об оказании услуг, то есть ежегодно, комиссия антимонопольного органа полагает, что на участника не возлагается каких-либо дополнительных затрат, связанных с трехлетним исполнением контракта.

Кроме того, в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе Законом о контрактной системе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшего жалобу на соответствующие действия (бездействия) заказчика.

Заявителем - ООО «САВИТУР-Аудит» не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы (в том числе о запрете на проведение закупки по аудиту на будущий период и связанных с этим дополнительных затратах), а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, первые два довода заявителя не нашли своего подтверждения, и признаны комиссией антимонопольного органа необоснованными.

По доводу заявителя об отсутствии срока оказания услуг (в части начала проведения проверки, то есть сроке представления заказчиком документов, для аудиторской проверки).

Согласно пункта 2 статья 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 2 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

В силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации к договору возмездного оказания услуг применяются общие положения о подряде.

Частью 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.

Таким образом, существенным условием договора подряда в соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, а значит и договора оказания услуг, является условие о сроках (начального и конечного) выполнения работы, оказания услуги.

В извещении о проведении открытого конкурса № 0580100000116000001, в конкурсной документации (в том числе в проекте контракта) предусмотрены следующие сроки оказания услуг:

Аудит за 2016 год - до 30 марта 2017 года;

Аудит за 2017 год - до 30 марта 2018 года;

Аудит за 2018 год - до 30 марта 2019 года.

При этом заказчиком не указан срок начала оказания услуг, то есть срок, когда исполнителю будут представлены все необходимые документы для начала проведения аудиторской проверки.

Комиссия антимонопольного органа полагает, что потенциальному участнику закупки необходимо обладать информацией о начальном сроке оказания услуг, чтобы, в том числе предусмотреть возможность оказания услуг в установленные сроки (до 30 марта) и принять решение о целесообразности своего участия в данной закупке.

Таким образом, заказчик – ФГУП «Черногорское» нарушил пункт 2 статьи 42 Закона о  контрактной системе в сфере закупок, в части не указания в конкурсной документации существенных условий контракта (начального срока оказания услуг).

На основании вышеизложенного, в ходе рассмотрения жалобы по существу, один из доводов заявителя – ООО «САВИТУР-Аудит» нашел свое подтверждение, что дает основание признать жалобу частично обоснованной.

В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 279/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

 

В результате проведения внеплановой проверки выявлены следующие нарушения.

1. Согласно пункта 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

В пункте 13 информационной карты конкурсной документации заказчиком установлены единые требования к участникам закупки, в соответствии с пунктами 1, 3-5, 7, 9, 10 части 1 и части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, в Извещении о проведении открытого конкурса № 0580100000116000001 не указаны требования к участникам закупки по пунктам 3-5, 7, 9, 10 части 1 и части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также не указан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают пункт 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

2. Согласно пункта 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

В пункте 11 информационной карты конкурсной документации заказчиком указаны условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, выполняемых иностранными лицами в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок: в соответствии с пунктом 5 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» запрещено выполнение работ на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Вместе с тем, в Извещении о проведении открытого конкурса № 0580100000116000001 не указаны условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, что является со стороны заказчика нарушением пункта 8 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

3. В требованиях к содержанию конкурсной заявки (пункт 15 информационной карты) установлены документы, подтверждающие соответствие участника конкурса (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, или заверенные копии этих документов: Декларация о непринадлежности участника конкурса к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики (декларация предоставляется в произвольной форме.

Вместе с тем, согласно совместного письма Министерства экономиче-ского развития Российской Федерации от 28.04.2016 № 12589-ЕЕ/Д28и и Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2016 № АЦ/28993/16 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о запрете осуществления закупок работ, услуг, выполняемых организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики», соответствие участника закупки установленным в документации о закупке требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2015 года № 1457 подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписке (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).

Дополнительного представления участником закупки в составе заявки прочих документов, в том числе декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, не требуется.

Частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов и информации, не допускается.

В нарушение части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком установлено требование к участнику закупки о представлении в конкурсной заявке декларации о том, что он не является организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

 

4. Пунктом 8 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе (часть 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

В пункте 16 информационной карты конкурсной документации указано:

Даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации:

дата начала: 23.09.2016г.

дата окончания: 19.10.2016г.

Дата окончания срока подачи участниками открытого конкурса запросов о даче разъяснений положений конкурсной документации: 18.10.2016г.

Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что заказчиком установлен срок окончания подачи заявок: 20.10.2016г. То есть, если участник подаст запрос на разъяснение конкурсной документации 14.10.2016г. (за пять дней до даты окончания срока подачи заявок), то заказчик обязан представить ответ такому участнику 17.10.2016г. - 18.10.2016г. (в течение двух рабочих дней с даты поступления запроса). Следовательно, датой окончания срока представления разъяснений положений конкурсной документации следует считать 18.10.2016 года.

Таким образом, заказчиком указана неверная дата окончания предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации, что является нарушением части 7 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

5. Согласно части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.

В нарушение части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в установленные сроки (20.10.2016г. в 10:00) конкурсная комиссия не осуществила вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе № 0580100000116000001, что также не оспаривалось представителем заказчика, присутствующим на рассмотрении жалобы по существу.

Таким образом, вышеуказанные действия (бездействия) комиссии заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку нарушен порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, предусмотренный Законом о контрактной системе в сфере закупок.

 

6. Согласно части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе в сфере закупок, протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе ведется конкурсной комиссией, подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии непосредственно после вскрытия таких конвертов и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола, размещается в единой информационной системе.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе отсутствует, на официальном сайте ЕИС в сфере закупок не размещен, что является нарушением части 7 статьи 52 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 

7. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

В извещении о проведении открытого конкурса № 0580100000116000001, а также в части 9 конкурсной документации указано, что обеспечение исполнение договора не требуется на основании части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.

Представитель заказчика на рассмотрении жалобы по существу также подтвердил, что заказчику – ФГУП «Черногорское» не требуется обеспечение исполнения договора.

Вместе с тем, в проекте контракта содержится часть 7 «Обеспечение исполнения договора». Таким образом, фактически, предполагается заключение договора на условиях, не предусмотренных извещением о проведении открытого конкурса и положениями конкурсной документации, что является со стороны заказчика нарушением части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

8. Согласно части 2 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения открытого конкурса по нескольким лотам - проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие об ответствен-ности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).

Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

На основании вышеизложенного, учитывая, что Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено внесение изменений в положения проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке, а также то, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, комиссия антимонопольного органа полагает, что заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Следовательно, поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 450 000,00 рублей, в проекте контракта необходимо предусмотреть размер штрафных санкций для заказчика, предусмотренный подпунктом а) пункта 5 Правил, то есть 2,5% , а также размер штрафных санкций для исполнителя, предусмотренный подпунктом а) пункта 4 Правил, то есть 10%

В нарушение части 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик – ФГУП «Черногорское» не включил в проект договора на оказание аудиторских услуг условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (в соответствии с частями 5, 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 № 1063).

 

 

9. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что положения проекта договора на оказание аудиторских услуг не содержат информации о сроках осуществления заказчиком приемки оказанных услуг в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным договором, что говорит о нарушении со стороны заказчика требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

Согласно пункта 3.35 Административного регламента,  в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом  2  части 22 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 1, 5, 8 и 13 статьи 34, пункт 2 статьи 42, пункты 2 и 8 части 3 статьи 49, часть 7 статьи 50, часть 5 статьи 51, части 1 и 7 статьи 52, части 3 статьи 96, части 15 статьи 99, части 9 статьи 105, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

РЕШИЛА:

 

 1. Признать жалобу № 279/КС ООО «САВИТУР-Аудит» на действия заказчика – ФГУП «Черногорское» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательной аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Черногорское» за 2016, 2017, 2018 год (закупка № 0580100000116000001) частично обоснованной.

2. Признать заказчика – ФГУП «Черногорское» нарушившим части 1, 5, 8 и 13 статьи 34, пункт 2 статьи 42, пункты 2 и 8 части 3 статьи 49, часть 7 статьи 50, часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

3. Признать комиссию заказчика – ФГУП «Черногорское» нарушившей части 1 и 7 статьи 52 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

4. Заказчику – ФГУП «Черногорское» выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.

5. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

 

  1. Заказчику –

Федеральному государственному унитарному предприятию                          «Черногорское»

ул. Мира, д. 18, с. Солнечное, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия, 655137

 

 

2. Обществу с ограниченной ответственностью «САВИТУР-Аудит»

ул.Малышева, д.36, оф.601, г.Екатеринбург, 620014

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства

о контрактной системе по жалобе № 279/КС

 

«25» октября 2016 г.                                                                                  г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю  закупок,

на основании решения от 25.10.2016 года по жалобе № 279/КС                          ООО «САВИТУР-Аудит» на действия заказчика – ФГУП «Черногорское» при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательной аудиторской проверке финансовой (бухгалтерской) отчетности ФГУП «Черногорское» за 2016, 2017, 2018 год (закупка № 0580100000116000001), в соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере  закупок),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Заказчику – ФГУП «Черногорское» и его комиссии устранить нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, для чего:

    

а) вернуть участникам закупки заявки, поданные на участие в открытом конкурсе № 0580100000116000001;

 

б) привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Хакасского УФАС России по жалобе № 279/КС от 25.10.2016г. (в том числе назначить новую дату и время окончания подачи заявок; дату и время вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам; дату рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе), а также разместить соответствующую документацию на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru;

 

в) заказчику и его комиссии осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Хакасского УФАС России по жалобе № 279/КС от 25.10.2016г.

 

  1. Заказчику – ФГУП «Черногорское» в срок до 18.11.2016 года исполнить настоящее предписание и представить в Хакасское УФАС России письменное подтверждение исполнения настоящего предписания с приложением соответствующих документов.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны