Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 28-А-16 от 7 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок»

«…»

 

Заинтересованное лицо:

ООО «Строительно-монтажное управление – 24»

«…»

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 28-А-16

                                                                                                                 г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 28.02.2017 года.

В полном объеме решение изготовлено 06.03.2017 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии: .... – заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:              .... – главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует;

                                          .... – ведущий специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

... – специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

в присутствии представителя ответчика ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» «…», на основании доверенности от 10.01.2017 года № 2,

в отсутствии представителя заинтересованного лица ООО «Строительно-монтажное управление – 24», уведомленного о месте и времени рассмотрения дела № 28-А-16 надлежащим образом,

рассмотрев материалы дела № 28-А-16, возбужденного по признакам нарушения Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в части установления объекта закупки, его описания при проведении электронного аукциона на оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов (закупка № 0380200000115006268),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы жалобы № 07/КС ООО «СМУ-24» на действия уполномоченного органа – Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика – ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов (закупка № 0380200000115006268), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного уполномоченного органа и заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок).

По результатам анализа материалов, в рассматриваемых действиях ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» установлены признаки нарушения положений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в части установления объект закупки, его описания при проведении электронного аукциона на оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов (закупка № 0380200000115006268). В связи с чем, Приказом от 30.11.2016 года № 327 возбуждено дело № 28-А-16.

Определением о назначении дела № 28-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 30.11.2016 года рассмотрение дела назначено на 24.01.2017 года.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

24.01.2017 года комиссия антимонопольного органа приняла Заключение об обстоятельствах дела № 28-А-16.

В случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению (положения части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

Определением об отложении рассмотрения дела № 28-А-16 от 24.01.2017 года рассмотрение дела отложено на 28.02.2017 года.

24.01.2017 года (входящий № 292) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили пояснения ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок», в которых учреждение не согласно с вменяемым нарушением Закона о защите конкуренции и поясняет следующее.

В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 53999-2010. Услуги бытовые. Услуги крематориев. Общие технические условия настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к услугам крематориев и методам их контроля, а также требования безопасности и охраны окружающей среды при оказании этих услуг. Настоящий стандарт предназначен для организаций независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей (далее - исполнителей), оказывающих услуги по кремации.

В соответствии с п. 3.2. 3.2 данного ГОСТа кремируемый объект: Сжигаемый материальный объект. Примечание - К кремируемым объектам относят человеческие останки в гробах, в других емкостях или без них, останки после эксгумации, органические отходы классов А, Б и биологические отходы.

В соответствии с п. 4.3.7 по типу кремируемых объектов крематории подразделяют на:

- крематории для предания огню человеческих останков;

- крематории для животных;

- крематории для сжигания органических отходов классов А, Б и биологических отходов.

В настоящее время в России имеется двадцать крематориев в семнадцати городах: по два в Москве (Митинский, Хованский) и её пригороде Балашихе (Николо-Архангельский, Носовихинский), Санкт-Петербурге, Артёме, Владивостоке, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Новороссийске, Новосибирске, Норильске, Ростове-на-Дону, Сургуте, Челябинске, Туле191, Хабаровске1101, Барнауле (самый недавний из введённых в строй крематориев, открылся в 2015 году1111). В большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах выбирают родственники в среднем не более 15 - 20 % умерших). Наибольший процент - в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50 - 70 % всех умерших)1121. Самый большой крематорий - Николо-Архангельский крематорий в Москве - оборудован семью двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года.

В техническом задании установлена следующая периодичность забора биологических отходов для захоронения - два раза в месяц по предварительным заявкам, в течение 24 часов с момента подачи заявки.

Таким образом, для забора биологических отходов в течение 24 часов с момента подачи заявки крематорий Исполнителя должен находиться в транспортной доступности до заказчика автомобильным транспортом за 24 соответственно.

Из имеющихся в Российской Федерации крематориев данному критерию отвечают лишь два крематория, находящиеся в городе Новокузнецке и городе Новосибирске.

Из собранной информации с официальных сайтов данных крематориев, а также путем телефонных звонков установлено, что данные крематории оказывают услуги лишь по кремации человеческих останков, а медицинские биологические отходы не сжигаются.

Таким образом, по мнению ответчика, в действиях ГКУ РХ «Центр закупок» отсутствуют действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия рассмотрела представленные материалы, заслушала доводы, возражения и пояснения лиц, участвующих в деле № 28-А-16 и установила следующее.

28.12.2015 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена информация (извещение, аукционная документация, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов (закупка № 0380200000115006268).

Заказчиком электронного аукциона является ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом».

Заявка № 35632 на размещение закупки на оказание услуг по захоронению биологических медицинских отходов подписана главным врачом ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом» «…», а также проверена и утверждена должностным лицом Центра закупок. Документация об аукционе № 0380200000115006268 утверждена и.о. Министра «…».

Начальная (максимальная) цена контракта 281 616 рублей 00 копеек.

Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 15.01.2016 года № 0380200000115006268-1 установлено, что заявка единственного участника «…» признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об аукционе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 28.12.2015 №0380200000115006268, пункту 1 Информационной карты аукционной документации, информации, размещенной на ООС, объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов.

В описании объекта закупки (часть 7 аукционной документации) указано следующее.

Периодичность забора биологических отходов для захоронения - два раза в месяц по предварительным заявкам, в течение 24 часов с момента подачи заявки.

Общий объем оказываемых услуг - 24 места (заказа) для захоронения биологических отходов, под объемом отходов понимается необходимое для укладки отходов количество ящиков для захоронений, из расчета не более 90 кг отходов в один ящик для захоронения.

Прием биологических отходов для захоронения производится по местонахождению Заказчика: г. Абакан, ул. Чертыгашева, 63, подвал, с 16.00 до17.00.

Исполнитель обязан:

1.        Осуществить вынос и погрузку отходов, упакованных заказчиком.

2.        Оформить заказ и доставить биологические отходы до места захоронения.

3.        Захоронить отходы на специально отведенном участке кладбища, предназначенном  под захоронение биологических отходов.

Услуги должны оказываться с соблюдением техники безопасности, санитарно-эпидемиологических правил и норм, мероприятий по экологической безопасности.

В разъяснениях положений документации об электронном аукционе от 12.01.2016 № РД2 по вопросу о том, по какой причине заказчиком в качестве метода обезвреживания медицинских биологических отходов указано именно захоронение, разъяснено, что СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами», утвержденный Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), допускает два вида утилизации: кремация и захоронение, поэтому заказчик вправе самостоятельно определить тот вид утилизации, который считает наиболее целесообразным. Также указано, что в связи с отсутствием крематориев на территории Республики Хакасия, у заказчика возникла бы объективная невозможность обоснования НМЦК на оказание услуг по кремации медицинских биологических отходов.

Решением от 21.01.2016 года по жалобе № 07/КС жалоба ООО «СМУ-24» на действия уполномоченного органа – Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, государственного заказчика – ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом» при проведении электронного аукциона на оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов (закупка № 0380200000115006268) признана обоснованной. Государственный заказчик - ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом», ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Государственному заказчику - ГБУЗ РХ «Республиканский клинический родильный дом», уполномоченному органу - Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок путем аннулирования размещения закупки № 0380200000115006268.

21.01.2016 года поступила информация об исполнении предписания.

ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия о признании незаконным решения от 21.01.2016 года по жалобе № 07/КС и недействительным предписания от 21.01.2016 года по жалобе № 07/КС.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.08.2016 года по делу № А74-4434/2016 ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным в части решения от 21.01.2016 года по жалобе № 07/КС и недействительным в части предписания от 21.01.2016 года по жалобе № 07/КС, в связи с их соответствием Закону о контрактной системы. Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 года по делу № А74-4434/2016 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.08.2016 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

22.12.2016 года должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в отношении руководителя ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» «…» вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу № 191-ГЗ-16 об административном правонарушении, в соответствии с которым он подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей 00 копеек.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле № 28-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Нормами части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт); особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Согласно положениям статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Закона о контрактной системе).

На основании изложенного нормы Закона о контрактной системе направлены на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, они запрещают заказчикам и их должностным лицам, а также участникам закупок совершать действия, которые противоречат требованиям действующего законодательства и приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частями 1, 2, 4 и 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015 года № 579 «Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Хакасия» утвержден Порядок взаимодействия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок», заказчиками (далее – Порядок).

Согласно пунктам 2.1.1 и 2.1.3 Порядка, заказчик:

2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.

2.1.3. Подает заявку на размещение закупки по форме, утвержденной Министерством, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения «Автоматизированная информационная система «Государственный Заказ Республики Хакасия», заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.

Согласно пунктам 2.2.2 и 2.2.6 Порядка, Мингосзакуп Хакасии:

2.2.2. На основании заявок, утвержденных Учреждением, формирует, утверждает и размещает конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).

2.2.6. Осуществляет иные полномочия, установленные Законом о контрактной системе в сфере закупок, за исключением полномочий по обоснованию закупок, выбору способа определения поставщика, описанию объекта закупки, определению начальной (максимальной) цены контракта, установлению требований к участникам закупки о соответствии лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, определению условий проекта контракта и подписанию контракта.

Согласно пунктам 2.3.2, 2.3.3 и 2.3.6 Порядка, Учреждение - Центр закупок:

2.3.2. Проверяет описание объекта закупки, включенное в заявку, определение начальной максимальной цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), проверяет на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе.

2.3.3. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения таковых в неизменном виде в документацию о закупке.

2.3.6. В порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, представляет в Министерство разъяснения положений документации.

Нарушение антимонопольного законодательства рассматривается на рынке по оказанию услуг по захоронению медицинских биологических отходов. Согласно ОК 034-2007 (КПЕС 2002) Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 года № 329-ст) соответствующий код – 90.02.13.120 Услуги по захоронению или запахиванию отходов.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Строительно-монтажное управление – 24» дополнительными видами деятельности являются, в том числе сбор отходов, обработка и утилизация отходов.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приходит к выводу о нарушении ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в части установления объекта закупки, его описания при проведении электронного аукциона на оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов (закупка № 0380200000115006268) на основании следующего.

СанПиНом 2.1.7.2790-10 установлены обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

Указанные санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами (пункты 1.2 и 1.3).

Согласно пункту 2.1 СанПиНа 2.1.7.2790-10, медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):

Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).

Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.

Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.

Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.

Класс Д - радиоактивные отходы.

Представитель заказчика на рассмотрении жалобы по существу пояснял, что объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов (патологоанатомические и органические операционные отходы), которые относятся к классу Б.

В пункте 4.18 СанПиНа 2.1.7.2790-10 указано, что патологоанатомические и органические операционные отходы класса Б (органы, ткани и так далее) подлежат кремации (сжиганию) или захоронению на кладбищах в специальных могилах на специально отведенном участке кладбища в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Обеззараживание таких отходов не требуется.

На основании вышеизложенного следует, что законодательством Российской Федерации установлено, что утилизировать медицинские биологические отходы класса Б возможно посредством двух методов: кремации либо путем захоронения на кладбищах в специальных могилах на специально отведенном участке кладбища.

Исходя из положений аукционной документации, заказчик не предъявляет каких-либо требований к месту оказания услуг, в документации об электронном аукционе указано лишь место приема биологических отходов для захоронения (местонахождение заказчика).

При таких обстоятельствах, с учетом положений СанПиНа 2.1.7.2790-10 и того факта, что на участие в электронном аукционе (закупка № 0380200000115006268) была подана лишь одна заявка на участие в таком аукционе, комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что указанный заказчиком и утвержденный ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» объект закупки, а также его описание, влекут за собой ограничение количества потенциальных участников закупки (например, подателя жалобы).

ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» нарушает нормы пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Фактически, указав объект закупки как оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов, заказчик лишает права участвовать в закупке лиц (например, подателя жалобы – ООО «СМУ-24»), оказывающих услуги по утилизации медицинских биологических отходов методом кремации.

Указанные нарушения, по мнению комиссии антимонопольного органа, ограничивают конкуренцию путем необоснованного сужения круга возможных участников аукциона и нарушают положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Данный вывод подтвержден Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 19.08.2016 года по делу № А74-4434/2016 и Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01.12.2016 года по делу № А74-4434/2016.

По заявленным доводам ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» комиссией антимонопольного органа дана надлежащая оценка по вышеуказанным обстоятельствам. Доводы ответчика не подтверждаются материалами дела, основаны на неверном толковании законодательства Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приходит к выводу, что в действиях ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» имеются нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в осуществлении действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в части установления объекта закупки, его описания при проведении электронного аукциона на оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов (закупка № 0380200000115006268).

В силу статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства изготавливается одновременно с решением. Копия предписания немедленно направляется или вручается лицу, которому предписывается совершить определенные решением действия.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия решила предписание по делу ответчику не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Закона защите конкуренции, комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» нарушившим часть 1 статью 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части осуществления действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно в установлении объекта закупки, его описании при проведении электронного аукциона на оказание услуг по захоронению медицинских биологических отходов (закупка № 0380200000115006268).
  2. Предписание по делу ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» не выдавать.

 

 

Председатель комиссии:                                             ...

 

Члены комиссии:                                                        ...

                                                                                    

                                                                                     ...

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны