Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 28-А-Т-15 от 19 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<..>

Республика Хакасия, г. Абакан,

ул. Лермонтова, д.20

655016

Факс: (3902) 29-77-52

 

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

Факс: +7 (391) 274-41-25

e-mail: mrsk@mrsks.ru

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

e-mail: post@ab.mrsks.ru

 

Филиал  ОАО «СО ЕЭС» Хакасское  РДУ

655001, Россия, Республика Хакасия, г. Абакан,

ул. Торосова, д.4А

Факс: +7 (3902) 24-03-16

E-mail: rdu@khak.so-ups.ru

 

Председателю Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия

А.В. Варлакову

Ленина ул., 67, а/я 728, г. Абакан, Республика Хакасия, 655019

электронная почта: rek@r-19.ru

 

Филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Сибири

660099, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, 117 
факс.: (3912) 65-95-00
E-mail: adm@sibmes.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 28-А-Т-15

Резолютивная часть решения оглашена  09.12.2015                                 г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 23.12.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Широкова Ольга Владимировна –  заместитель руководителя  управления

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий

 

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

 

При участии:

      - представителя ООО  «Разрез Аршановский» на основании доверенности от 14.10.2015 № 206;

      -  представителя на <…> основании доверенности от 14.10.2015 № 207;

      - представителя филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» <…> на основании доверенности от 07.07.2015 № 66/81;

      - представителя <…> на основании доверенности № 2 от 25.04.2015;

      -  представителя <…> на основании доверенности от 17.04.2015 № 2-301;

      - представителя Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее – Госкомтарифэнерго Хакасии)    <…> на основании доверенности № 2 от 14.01.2015;

в отсутствие представителя  Филиала ПАО  «ФСК ЕЭС» - МЭС Сибири» уведомленного  о месте и времени рассмотрения настоящего дела надлежащим образом (уведомление о вручении почтового отправления  № 65501792297281);

до рассмотрения настоящего дела по существу заявлений, ходатайств  лиц, участвующих в рассмотрении дела, не имеется.

Комиссия, рассмотрев дело № 28-А-Т-15, возбужденное по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири»  пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

        

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Управление, Хакасское УФАС России) 07 июля 2015 года (вх. № 3679) поступило заявление ООО «Разрез Аршановский» (далее – Общество, Заявитель), указывающее на признаки нарушения филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (далее – сетевая организация, ПАО «МРСК Сибири»), антимонопольного законодательства, в части  уклонения от  заключения договора об осуществлении технологического присоединения и выдачи  технических условий на технологическое присоединение электроустановки ПС-110/6кВ, ВЛ-110кВ.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (часть 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).

Хакасским УФАС России 11.08.2015 ПАО «МРСК Сибири» было  выдано предупреждение  о прекращении действий  (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства,  для чего в срок до 31.08.2015 направить в адрес ООО «Разрез Аршановский» проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, в 2360 м. на юг от с. Аршаново, расположенного в горном отводе «Аршановский I Бейского каменного месторождения в Республике Хакасия» (земельный участок с кадастровым № 19:04:070402:69), а также технические условия в соответствии с заявкой ООО «Разрез Аршановский»  от 21.02.2014  и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила № 861, Правила технологического присоединения).

         Однако данное предупреждение сетевой организацией исполнено не было. Основанием  неисполнения предупреждения от 11.08.2015 в установленный срок, согласно пояснениям  ПАО «МРСК Сибири»  от 27.08.2015 (вх. № 4646)   послужило следующее.

 В соответствии с пунктом 25 Правил № 861 технические условия ПАО «МРСК Сибири»  на технологическое присоединение по заявке, поданной ООО «Разрез Аршановский», должны содержать требования к  усилению существующей электрической  сети вышестоящей (смежной) сетевой организации – филиала ПАО «ФСК ЕЭС»  - МЭС  Сибири»,  которые возможно определить и включить  в технические условия ПАО «МРСК Сибири», только при условии заключения договора о технологическом присоединении с ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Сибири. 

Названный договор по состоянию на 26.08.2015 не заключен,  по указанной причине, информация о необходимости усиления сетей  филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Сибири отсутствует, что в свою очередь не позволяет ПАО «МРСК Сибири»  подготовить и направить в адрес ООО «Разрез Аршановский» технические условия, соответствующие действующему законодательству.

Кроме того, сетевая организация указала, что схема приема мощности  энергопринимающих  устройств ООО «Разрез Аршановский», разработанная ПАО «МРСК Сибири»  предполагает  выполнение мероприятий  по реконструкции (строительство) со стороны Общества, не предусмотренных  инвестиционной программой  ПАО «МРСК Сибири».

В силу части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

По   результатам рассмотрения представленных в адрес Управления документов и пояснений приказом Хакасского УФАС России от  02 сентября 2015 № 298 возбуждено дело № 28-А-Т-15 по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» пункта 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции), выразившегося в уклонении  от заключения договора о технологическом присоединении энергопринимающих объектов ООО «Разрез Аршановский», путем нарушения сроков рассмотрения заявки об осуществлении технологического присоединения объектов ООО «Разрез Аршановский».

Определением от 16.09.2015 (исх. № 05-5949/СМ от 16.07.2015) дело назначено к рассмотрению на 15.09.2015. Однако в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела № 28-А-Т-15 лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах и  получения дополнительных документов, рассмотрение дела было отложено до 28.10.2015. Определением от 28.10.2015 рассмотрение настоящего дела  также было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных документов и сведений.

На заседании Комиссии 15.09.2015 представитель ООО «Разрез Аршановский» <…> изложил причины, послужившие основанием для обращения в Хакасское УФАС России,   указав на наличие  в действиях (бездействии)  филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» нарушений Правил № 861, так как  указанные действия (бездействие) привели к ущемлению прав ООО «Разрез Аршановский» и возникновению ущерба,  связанного прежде всего с увеличением себестоимости производства продукции, а также   отсутствием возможности  развивать инфраструктуру, что в свою очередь повлекло за собой невозможность реализации соответствующих социальных программ в регионе. 

Кроме того, заявитель указал, что какая-либо переписка по данному вопросу отсутствует, уведомления или иные информационные письма по поводу рассматриваемого технологического присоединения  в адрес ООО «Разрез Аршановский» от ПАО «МРСК Сибири» не поступали. Вместе с тем, представитель ООО «Разрез Аршановский»  <…> указал, что технические условия на технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири»  по индивидуальному проекту (для объектов ООО «Разрез Аршановский»), согласованные  филиалом ОАО «СО ЕЭС» Хакасское РДУ (далее - Хакасское РДУ, системный оператор) были  получены в сетевой организации 18.08.2014, однако  по неизвестной причине, договор об осуществлении технологического присоединения в отношении заявленных ООО «Разрез Аршановсский» объектов в адрес Общества по настоящее время не направлен.

Также представитель Общества <…> пояснил, что в целях обоснованности  установления  сетевой организацией факта отсутствия технической возможности по критериям, указанным в  подпунктах «а» - «в»  пункта 28 Правил № 861 в орган  федерального  государственного энергетического надзора  для получения  заключения  о наличии (отсутствии) технической возможности технологического присоединения  сетевой организацией ООО «Разрез Аршановский» не обращалось.

 Относительно ущерба, причиненного ООО «Разрез Аршановский» действиями (бездействием) ПАО «МРСК Сибири»  <…>затруднился назвать размер такого ущерба  в связи с необходимостью детального анализа соответствующих документов.

На заседании комиссии 09.12.2015 представитель ПАО «МРСК Сибири» <…> подтвердила ранее представленные пояснения и указала, что причиной нарушения сроков направления в адрес ООО «Разрез Аршановский» проекта договора об осуществлении технологического присоединения и соответствующих технических условий послужило отсутствие необходимых сведений и документов, которые должны  были быть приложены к заявке. В данном случае, Заявителем не был представлен договор  аренды земельных участков, заключенный  между  Муниципальным образованием Усть-Абаканский район и ООО «Разрез Аршановский», предметом которого является строительство объектов электросетевого хозяйства (ВЛ 110кВ от существующей  ПС 110 кВ «Райково»  до вновь проектируемой  ПС 110/6кВ «Разрез Аршановский»).  Названный договор был направлен в сетевую организацию  только 01.12.2014,  по указанной причине обратиться в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение объектов ООО «Разрез Аршановский»  до 25.01.2014  ПАО «МРСК Сибири» не имело возможности.  

Также <…> пояснила, что 21.10.2015 Технические условия на технологическое присоединения  объектов ООО «Разрез Аршановский» согласованы системным оператором, однако ведется работа по согласованию и подписанию договора  об осуществлении технологического присоединения между ПАО «МРСК Сибири» и  ПАО «ФСЕ ЕЭС» - МЭС Сибири. По поводу того, какой проект договора ТП и  Технические условия в данный момент согласовываются ПАО «МРСК Сибири» <…> сообщила, что названные документы были направлены ПАО « ФСК ЕЭС» - МЭС Сибири  в адрес  сетевой организации на основании заявки от 27.07.2015.  

Кроме того, представитель ПАО «МРСК Сибири»   указала, что с целью утверждения платы  за технологическое присоединение по индивидуальному проекту ООО «Разрез Аршановский» ПАО «МРСК Сибири» сформирован  пакет документов, который  направлен в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии 10.11.2015.   Относительно направления в адрес Заявителя соответствующих уведомлений о процедуре и сроках рассмотрения заявки на технологическое присоединение <…> пояснила, что документы,  подтверждающие соответствующую переписку между ООО «Разрез Аршановский» и ПАО «МРСК Сибири» на момент рассмотрения настоящего дела отсутствуют.

<…> указала, что соответствующий проект договора и  Технические условия будут  направлены в адрес Заявителя после установления Госкомтарифэнерго Хакасии платы за данное технологическое присоединение, иных причин, препятствующих  направлению названного договора и ТУ в настоящее время не имеется.

Присутствующий на заседании представитель  филиала  ПАО «СО ЕЭС» Хакасское РДУ» <…> В. подтвердил  сведения, содержащиеся в  представленных в адрес Управления документах и указал, что в настоящее время технические условия на технологическое присоединения  объектов ООО «Разрез Аршановский» системным оператором согласованы, в том числе 04.09.2015 согласованы  технические условия на технологическое присоединение объектов ПАО «МРСК Сибири» к электрическим сетям ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Сибири с увеличением перетока мощности по ВЛ 110 кВ Абакан- районная-Райково с отпайкой на ПС Абаканская (С-98) и ВЛ 110 кВ Лукъяновская-Означенное с отпайкой (С-324).

В ходе рассмотрения дела представитель Госкомтарифэнерго Хакасии  <…>. пояснил, что первоначально заявление об установлении  индивидуального размера платы за технологическое присоединение  объектов ООО «Разрез Аршановский» к электрическим сетям сетевой организации поступило в регулирующий орган  30.12.2014, к данному заявлению были приложены  Технические условия  на технологическое присоединение к электрическим сетям  ПАО «МРСК Сибири»  по индивидуальному проекту, согласованные  Хакасским РДУ 18.08.2014.

По итогам рассмотрения данного заявления 16.06.2015 Госкомтарифэнерго Хакасии в адрес ПАО «МРСК Сибири» был направлен проект решения  по вопросу установления платы  за технологическое присоединение   объектов ООО «Разрез Аршановский». Установленная плата, согласно проекту приказа Госкомтарифэнерго Хакасии была утверждена в размере 6,90 тыс. рублей. Вместе с тем, 24.06.2015 в адрес   регулирующего органа ПАО «МРСК Сибири» было направлено письмо, с просьбой приостановить рассмотрение заявления от 25.12.214, в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов. Указанные действия сетевой организации, по мнению. <…> свидетельствуют о том, что плата за технологическое присоединения в размере 6,90 тыс. рублей не устроила ПАО «МРСК Сибири» и  сетевая организация, возможно,   рассматривала иные варианты технического решения  данного вопроса, в том числе в целях уменьшения затрат.

Относительно вопроса о нарушении срока установления платы за данное технологическое присоединение, допущенное со стороны Госкомтарифэнерго Хакасии,  <…>. пояснил, что  согласно представленного ПАО «МРСК Сибири» расчета  необходимой  валовой выручки  по технологическому присоединению объектов ООО «Разрез Аршановский», а также   калькуляции стоимости   мероприятий осуществляемых при  данном технологическом присоединении,  расходы на строительство  объектов электросетевого хозяйства – от существующих  объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих объектов и (или) объектов электроэнергетики  составили 86 981,09 тыс. рублей, по указанной причине,   проверка обоснованности заявленных расходов потребовала  значительных временных затрат.

Также. <…>сообщил, что 10.11.2015 в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии   поступило заявление об установлении  индивидуального размера платы за технологическое присоединение  объектов ООО «Разрез Аршановский» к электрическим сетям  филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», вместе с заявлением сетевой организацией представлены Технические условия, согласованные  Хакасским РДУ  21.10.2015.

При этом представитель Госкомтарифэнерго Хакасии пояснил, что не располагает информацией о дате заседания правления Госкомтарифэнерго Хакасии по вопросу установления платы  за вышеназванное технологическое присоединение.

 

Из пояснений лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, имеющихся в материалах дела информации и документов, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела № 28-А-Т-15 установлены следующие обстоятельства.

21.02.2014 (№ 39) ООО «Разрез Аршановский» (далее Общество, заявитель) обратилось в филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»  с заявкой на технологическое присоединение, в соответствии  с которой ООО «Разрез Аршановский» просит выдать технические условия и заключить договор на технологическое присоединение к сетям филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго». Согласно заявке планируется увеличение присоединенной мощности на 18 Мвт (первый этап: строительство  ВЛ-110кВ и ПС 110/6кв с одним трансформатором 1600 кВА; второй этап: от ОРУ-110кВ ПС «Райково»  строительство ВЛ-110кВ и установка второго трансформатора 16000 кВА), кроме того, Общество просит  аннулировать ранее поданную заявку, так как строительство ВЛ-110кВ и ПС 110/6 будет осуществлять самостоятельно. В сетевую организацию заявка поступила 21.02.2010 (вх. № 1.7/772-вх.).

  После направления вышеуказанной заявки от ПАО «МРСК Сибири» в адрес ООО «Разрез Аршановский» не поступало информационных писем, касающихся данного технологического присоединения, в том числе о необходимости предоставления дополнительных  документов, предусмотренных  пунктом 10 Правил технологического присоединения.

15.04.2014 (1/19/765-исх.) ПАО «МРСК Сибири» в адрес филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - МЭС Сибири (далее -  ПАО «ФСК ЕЭС», вышестоящая сетевая организация) направлена заявка на технологическое присоединение  новой ПС 110/6 кВ, ВЛ 110кВ ООО «Разрез Аршановский».

17.04.2014 в адрес ПАО «МРСК Сибири» смежной сетевой организацией был направлен ответ  (№ М2/6/1189) о принятии в работу указанной заявки.

22.04.2015 в адрес Хакасского РДУ сопроводительным письмом  филиала ПАО «ФСК ЕЭС»  от 17.04.2015 № М2/6/1188 поступил на согласование проект  технических условий (далее - ТУ) на вышеуказанное  технологическое присоединение.

 По результатам рассмотрения проекта  названных ТУ  Хакасским РДУ 08.05.2014 в адрес ПАО «ФСК ЕЭС»  направлено письмо  № Р61-б-II-119-842 о наличии замечаний к проекту.

12.05.2014 письмом  ПАО «ФСК ЕЭС»  № М2/44/1485 в адрес Хакасского РДУ повторно поступило обращение о рассмотрении проекта ТУ в первоначальной редакции, без учета замечаний системного оператора.

14.05.2014  проект ТУ ПАО «ФСК ЕЭС»  согласован Хакасским РДУ  и направлен в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» сопроводительным письмом  № 61-б-II-19-868.

27.05.2014 сопроводительным письмом № М2/6/1452 в адрес ПАО «МРСК Сибири»  был направлен подписанный со стороны  ПАО «ФСК ЕЭС» проект  договора об осуществлении технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства ПАО «МРСК Сибири», связанного с увеличением перетока мощности на 18 Мвт по ВЛ 110 кВ С-98, С-324.

01.07.2014 в адрес Хакасского РДУ  письмом филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (№ 1.7/19/2591-исх. от 27.06.2014) поступил на согласование проект технических условий на технологическое  присоединение новой ПС 110/6 кВ  ООО «Разрез Аршановский».

По результатам  рассмотрения указанного проекта ТУ 14.07.2014 системным оператором в адрес  филиала направлено письмо № 61-б-II-1220  о наличии замечаний  к проекту ТУ.

14.08.2014 сопроводительным письмом  ПАО «МРСК Сибири» от 08.08.2014 № 1.7/19/3182-исх. в Хакасское РДУ повторно поступил проект  ТУ, в котором  были учтены  замечания системного оператора и внесены соответствующие изменения.

18.08.2014  вышеуказанный проект  ТУ согласован Хакасским РДУ и  19.08.2014 направлен в адрес ПАО «МРСК Сибири» (письмо № Р61-бII-19-1433).

Уведомление об увеличении срока  направления заполненного и подписанного сетевой организацией проекта договора  и дате его завершения в соответствии с пунктом 15 Правил № 861 в адрес ООО «Разрез Аршановский» сетевой организацией не направлялось.

 25.12.2014  (№1.7 /19.2/5407-исх.)  филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» обращается в Госкомтарифэнерго Хакасии за установлением платы за технологическое присоединение. Уведомление  в адрес ООО «Разрез Аршановский»  о направлении заявления об установлении платы в соответствии с пунктом 30.2 Правил № 861  ПАО «МРСК Сибири»  также не направлялось.

06.03.2015 (№ М2/44/709)  ПАО «ФСК ЕЭС» направляет в адрес ПАО «МРСК Сибири» письмо об отзыве оферты договора и аннулирования заявки от 15.04.2014, в связи с тем, что по состоянию на указанную дату подписанный со стороны ПАО «МРСК Сибири» проект договора  в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» не поступал, кроме того  в данном письме  ПАО «ФСК ЕЭС» также сообщает, что по состоянию на 06.03.2015 ПАО «ФСК ЕЭС»  не располагает  информацией  о наличии у ПАО «МРСК Сибири»   намерения осуществить  реализацию мероприятий, отраженных в технических условиях, согласованных Хакасским РДУ 14.05.2015 и направленных вместе с проектом договора в адрес ПАО «МРСК Сибири».

19.03.2015  ПАО «МРСК Сибири»  в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии  направлено письмо (1,7/19.2/1200-исх.) из содержания которого следует, что по состоянию на 18.03.2015 утвержденного тарифа по заявлению от 25.12.2014  филиалом ПАО «МРСК Сибири»  - «Хакасэнерго» не получено, в данном письме ПАО «МРСК Сибири» также просит  дать пояснения, на какой стадии  находится  утверждение  размера платы за технологическое присоединение ПС 110кВ ООО «Разрез Аршановский».

14.05.2015 ПАО  «МРСК Сибири» вновь обращается в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии с просьбой  утвердить индивидуальный размер платы за технологическое присоединение ООО «Разрез Аршановский», согласно ранее направленного заявления.

08.06.2015 Госкомтарифэнерго направляет в адрес ПАО «МРСК Сибири» письмо  (№ ГКТЭ-1607/П), в котором сообщает, что 19.06.2015 состоится  заседание Правления  по вопросу утверждения  платы за технологическое присоединение ПС 110 кВ ООО «Разрез Аршановский» 19.06.2015.

16.06.2015 (письмо № ГКТЭ-1685/П), в соответствии с пунктом 25 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения)  цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением  Правительства Российской Федерации  от 29.12.2011 № 1178, Госкомтарифэнерго Хакасии  в адрес ПАО «МРСК Сибири» был направлен проект  решения  по вопросу утверждения платы за технологическое присоединение ПС 110 кВ ООО «Разрез Аршановский».

24.06.2015  в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии ПАО «МРСК Сибири» направлено информационное письмо (№ 11.7/19.1/3308 –исх.)  с просьбой  приостановить  рассмотрение заявления на утверждение  платы за технологическое  присоединение ПС 110 кВ ООО «Разрез Аршановский» в связи с необходимостью предоставления дополнительных документов.

25.06.2015 (письмо № ГКТЭ-1793/П),   Госкомтарифэнерго Хакасии сообщило ПАО «МРСК Сибири» о продлении рассмотрения заявления на утверждение  платы за технологическое  присоединение ПС 110 кВ ООО «Разрез Аршановский», кроме того в данном письме регулирующий орган просит ПАО «МРСК Сибири» предоставить  дополнительные документы, упомянутые сетевой организацией в письме № 11.7/19.1/3308 –исх. от 25.06.2015. 

 10.07.2015 в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии поступил ответ ПАО «МРСК Сибири» (№ 1.7/1.7/3687-исх. от 09.07.2015), в котором сообщается  о том, что документы, имеющие значение  для рассмотрения заявления находятся в стадии обработки, по итогам которой в кратчайшие сроки будут направлены в регулирующий орган, однако в материалах настоящего дела не представлено доказательств направления таких документов.

Как следует из материалов дела, в период с 27.07.2015 по 04.09.2015  возобновляется подготовка и согласование технических условий и проекта договора об осуществлении технологического присоединения   (в отношении объектов ООО «Разрез Аршановский») между  ПАО «МРСК Сибири»  и ПАО «ФСК ЕЭС», а также ПАО «ФСК ЕЭС»  и Хакасским РДУ.

Так 27.07.2015 ПАО «МРСК Сибири» в адрес ПАО «ФСК ЕЭС»  направлена заявка об осуществлении технологического присоединения в связи с увеличением перетока мощности  на 18 МВт (для возможности  технологического присоединения энергопринимающих устройств ООО «Разрез Аршановский).

04.08.2015 ПАО «ФСК ЕЭС» сообщает ПАО «МРСК Сибири» о принятиии данной заявки в работу (письмо от 04.08.2015 № М2/26/388).

10.08.2015 в Хакасское РДУ  поступило письмо ПАО «ФСК ЕЭС»  от 06.08.2015 (№ М2/26/416) с просьбой  о рассмотрении и согласовании проекта ТУ, а также с указанием считать недействительными ТУ, согласованных Хакасским РДУ 14.05.2015, в связи с отзывом  оферты договора об осуществлении технологического присоединения ПАО «ФСК ЕЭС».

После корректировки несоответствия  максимальной мощности энергопринимающих устройств в заявке  на технологическое присоединение от 27.07.2015 с максимальной мощностью, указанной  в проекте ТУ на ТП, разработанных  ПАО «ФСК ЕЭС» (переписка  в период с 25.08.2015 по 02.09.2015),  04.09.2015  Хакасским РДУ письмом № 04-б3-II-19-5090 в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» направляются согласованные системным оператором ТУ.

10.09.2015  ПАО «ФСК ЕЭС»  в адрес ПАО «МРСК Сибири» был направлен подписанный со стороны смежной сетевой организации проект договора № 29/15-ТП-М2 и ТУ, согласованные Хакасским РДУ 04.09.2015.

В соответствии  с пояснениями представителя ПАО «МРСК Сибири» Доможаковой Т.В.  в заседании комиссии 09.12.2015,  названный проект договора до настоящего времени находится на рассмотрении ПАО «МРСК Сибири».  Вместе с тем, письма ПАО «ФСК ЕЭС» по поводу отзыва оферты договора и аннулирования заявки от 27.07.2015, согласно пункта 15 Правил № 861, до 09.12.2015 в адрес  ПАО «МРСК Сибири» не поступало.

Также <…> сообщила, что после получения от ПАО «ФСК «ЕЭС» согласованных Хакасским РДУ 04.09.2015 ТУ, ПАО «МРСК Сибири»  письмом от 25.09.2015 № 1/05/4316-исх., обратилось в адрес Хакасского РДУ  с просьбой о рассмотрении и согласовании проекта Технических условий,  скорректированного в связи с  изменением планируемых мероприятий и  точек присоединения.  В названном письме сетевая организация также указала, что проект ТУ, согласованный Хакасским РДУ 18.08.2014, следует считать недействительным.

В процессе согласования данных ТУ в период с 25.09.2015 по 20.10.2015 в проект ТУ были внесены следующие изменения: исключено мероприятие по строительству  нового РП  для данного технологического присоединения, в связи с отсутствием необходимости такого строительства. По итогам согласования и корректировки рассматриваемых ТУ,  21.10.2015  Хакасским РДУ письмом № 04-б3-II-19-6096 в адрес ПАО «МРСК Сибири» были направлены согласованные системным оператором ТУ.

Согласно  представленным ПАО «МРСК Сибири» документам  (письмо № 1.7/29/6569-исх. от 20.11.2015) после получения согласованных 21.10.2015 Хакасским РДУ Технических условий, в целях установления индивидуального размера платы  за технологическое присоединение  энергопринимающих объектов ООО «Разрез Аршановский»  к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» 10.11.2015 в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии направлен соответствующий пакет документов.

Кроме того, на заседании Комиссии  представитель ПАО «МРСК Сибири» указала, что на момент рассмотрения дела Общество не располагает информацией о дате заседания правления Госкомтарифэнерго Хакасии по вопросу установления платы  за вышеназванное технологическое присоединение.

Таким образом, Комиссией установлено, что по состоянию на 09.12.2015 в адрес ООО «Разрез Аршановский»  подписанный со стороны ПАО «МРСК Сибири» проект договора и ТУ не направлен,  также в материалах дела отсутствуют сведения о направлении в адрес ПАО «ФСК ЕЭС»  проекта договора  № 29/15-ТП-М2, подписанного  со стороны сетевой организации.

Исследовав представленную информацию, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, сферой  его применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Согласно  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается  комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее также Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Указанный договор является публичным и обязательным для сетевой организации. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ПАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ПАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 24.1.58., в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Согласно уставу ПАО «МРСК Сибири», основными целями деятельности Общества являются:

- получение обществом прибыли;

- осуществление эффективного и надежного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса;

- обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии).

В соответствии с пунктом 3.2 устава ПАО «МРСК Сибири» осуществляет, в том числе,  следующие виды экономической деятельности:

- оказание услуг по передаче электрической энергии;

- оперативно-технологическое управление;

- оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ПАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В соответствии  с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220, ред. от 30.01.2015) Управлением подготовлен Обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.

ПАО «МРСК Сибири»  не представлено в антимонопольный орган доказательств, а также доводов в подтверждение того, что его положение не может быть признано доминирующим; Общество не возражало, что занимаемое им положение является  доминирующим на рассматриваемом товарном рынке.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов  по производству электрической энергии,  а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, установлены порядок  и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Пунктом 3 названных Правил установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении  любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Согласно пункта 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 861 сетевая организация обязана направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора  в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение тридцати дней со дня получения заявки, а при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил  – уведомить об этом заявителя в течение шести рабочих дней со дня получения заявки и направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение тридцати дней со дня получения недостающих сведений.

При сложном характере технологического присоединения (при присоединении объектов по производству электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт), указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором (абзац 6 пункта 15 Правил № 861).

Согласно пункту 21 Правил технологического присоединения сетевая организация в целях подготовки технических условий: в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору. В свою очередь, системный оператор в течение пятнадцати дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и согласовывает технические условия на технологическое присоединение в отношении  присоединяемых объектов  по производству  электрической энергии, максимальная  мощность которых превышает 5 МВт.

Согласно пункту 30.1 Правил технологического присоединения в случае, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, сетевая организация в тридцатидневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по  индивидуальному проекту. К заявлению об установлении платы помимо прочего  прилагаются индивидуальные технические условия, согласованные с  системным оператором.

Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы

В случае если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления, срок утверждения платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. При этом указанный срок не может превышать 45 рабочих дней (пункт 30.3. Правил № 861).

В соответствии с пунктом  30.4 Правил № 861 сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.

В силу пункта 30.5 Правил № 861 в случае, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо осуществление строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства и при этом сетевой организации необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией.

 Пунктом 41 Правил № 861 закреплена обязанность сетевой организации на подачу заявки на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в случаях, если:

- максимальная мощность энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, превышает значения максимальной мощности, согласованной сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций;

- сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее сетям, и объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее сетевым объектам, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных техническими регламентами или иными обязательными требованиями;

- для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость усиления электрической сети смежных сетевых организаций и (или) установки нового оборудования на принадлежащих таким лицам энергопринимающих устройствах и (или) генерирующих объектах.

В соответствии с пояснениями ПАО «МРСК Сибири» от 26.08.2015 (№ 1.7/29/4622-исх.) для подготовки проекта договора и технических условий на технологическое присоединение  объектов ООО «Разрез Аршановский»  Обществу необходимо было согласовать проект технических условий в Хакасском РДУ, направить заявку на  технологическое присоединение в вышестоящую сетевую организацию, а также направить пакет документов в Госкомтарифэнерго Хакасии для установления размера платы за технологическое присоединение.

Положениями пункта 15 Правилам технологического присоединения установлено, что  сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, при присоединении по индивидуальному проекту  - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение; а в случае уведомления заявителя об отсутствии необходимых сведений – в течение тридцати дней со дня получения таких сведений; при сложном характере технологического присоединения указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором, при этом заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. Подписанный со стороны сетевой организации проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, направляются в таком случае не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором. Также пунктом 21 Правил № 861 предусмотрены действия сетевой организации в целях подготовки технических условий;  пунктом 30.1 названных Правил предусмотрены сроки обращения в уполномоченный орган с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение, кроме того пунктом 30.5 Правил № 861 предусмотрено, что срок направления заявителю проекта  договора и соответствующих технических условий  продлевается на срок, установленный  для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией (в случае если для осуществления технологического присоединения  энергопринимающих объектов заявителя  сетевой организации необходимо подать  заявку в вышестоящую сетевую организацию).

Вместе с тем, в материалах дела не представлено доказательств надлежащего рассмотрения заявки ООО «Разрез Аршановский» в соответствии  с  требованиями Правил технологического присоединения, в том числе в части направления копии заявки ООО «Разрез Аршановский» системному оператору (в течение 5 рабочих дней с даты ее поступления), о подготовке и направлении проекта технических условий на согласование системному оператору; об уведомлении заявителя об увеличении срока направления проекта договора на срок согласования ТУ с системным оператором; об обращении с заявлением в уполномоченный орган в целях утверждения платы за технологическое присоединение, совершения иных действий во исполнение поступившей в адрес сетевой организации заявки ООО «Разрез Аршановский».

Согласно материалам дела в адрес филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» 21.02.2014 (исх. № 39) поступила  заявка  ООО «Разрез Аршановский» на технологическое присоединение к электрическим сетям сетевой организации, связанное  с увеличением  присоединенной мощности на 18 Мвт (первый этап: строительство  ВЛ-110кВ и ПС 110/6кв с одним трансформатором 1600 кВА; второй этап: от ОРУ-110кВ ПС «Райково»  строительство ВЛ-110кВ и установка второго трансформатора 16000 кВА).

На заседании комиссии 09.12.2015 представитель ПАО «МРСК Сибири» <…> указала, что вместе с заявкой ООО «Разрез Аршановский» не были представлены необходимые документы, а именно, договор  аренды земельных участков, предметом которого является  строительство  объектов электросетевого хозяйства (ВЛ-110кВ от существующей ПС 110кВ «Райково» до вновь проектируемой ПС 110/6кВ  «Разрез Аршановский»), что в свою очередь послужило  причиной  увеличения срока (до 25.12.2014) направления соответствующих документов ООО «Разрез Аршановский»  в регулирующий орган.

Комиссия отклоняет данный довод ответчика, так как пунктом 15 Правил  № 861 предусмотрено, что об отсутствии  необходимых сведений и документов заявитель должен быть  уведомлен сетевой организацией   в 6-дневный срок с даты получения заявки, при этом  материалы дела не содержат доказательств направления сетевой организацией такого уведомления  (писем, либо замечаний ПАО «МРСК Сибири» по поводу представленных вместе с заявкой  документов, в адрес ООО «Разрез Аршановский» не поступало).

Пунктом 15 Правил № 861  также предусмотрены обязанность и срок уведомления заявителя о ходе рассмотрения заявки на осуществление технологического присоединения (при увеличении срока направления проекта договора по инициативе сетевой организации на срок согласования технических условий с системным оператором). В таком случае заявитель уведомляется об увеличении срока и о дате его завершения.

Как уже было изложено, заявка  и  проект  технических условий  на технологическое присоединение  объектов ООО «Разрез Аршановский» представлена в адрес ПАО «МРСК Сибири» 21.02.2014, при этом копия указанной заявки была направлена  системному оператору только 01.07.2014, т.е.  за пределами установленного законодательством 5 дневного срока.

После корректировки  данных ТУ и внесения соответствующих изменений, согласованные Хакасским РДУ технические условия  на технологическое присоединение электроустановок ООО «Разрез Аршановский» поступили в адрес  сетевой организации 20.08.2014.

При этом ООО «Разрез Аршановский»  не было уведомлено об увеличении тридцатидневного срока направления проекта договора в связи с необходимостью согласования технических условий с системным оператором, а также о дате завершения согласования, что является нарушением пункта 15 Правил № 861.

Согласно положениям пункта 17 Правил № 861 размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.01.2003 № 08 «О передаче полномочий по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Хакасия» уполномоченным органом в данной сфере является Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии).

Исходя из имеющихся в материалах дела документов,  до 25.12.2014 ПАО «МРСК Сибири» за установлением размера платы за  технологическое присоединение энергопринимающих объектов ООО «Разрез Аршановский» в регулирующий орган  не обращалось, вместе с тем срок  направления таких документов, согласно пункта 30.1 Правил № 861, не может превышать 30 дней.

Кроме того, ПАО «МРСК Сибири» не уведомило ООО «Разрез Аршановский» о направлении в Госкомтарифэнерго Хакасии  заявления об установлении  размера платы за технологическое присоединение, что является нарушением пункта 30.2 Правил технологического присоединения.

Согласно имеющейся в материалах настоящего дела переписке между Госкомтарифэнерго Хакасии и ПАО «МРСК Сибири»,    размер платы за технологическое присоединение энергоустановок ООО «Разрез Аршановский»  на основании заявления от 25.12.2014 установлен не был, в связи с тем, что 24.06.2015 сетевая организация обратилась с просьбой о приостановлении  рассмотрения  указанного заявления в связи с необходимостью предоставления в регулирующий орган дополнительных документов, которые впоследствии так и не были представлены сетевой организацией.

Учитывая изложенное, проект договора  с приложением решения уполномоченного органа об утверждении   размера платы за  технологическое присоединение  в установленный срок (не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения) в адрес ООО «Разрез Аршановский» так и не  был направлен.

Относительно обязанности подать соответствующую заявку в вышестоящую сетевую организацию (в данном случае ПАО «ФСК ЕЭС»), следует отметить, что как следует из материалов  настоящего дела заявка на  технологическое присоединение (для возможности ТП  объектов ООО «Разрез Аршановский») в вышестоящую сетевую организацию была направлена ПАО «МРСК Сибири»  15.04.2014(письмо № 1/19/765-исх).

Согласно пояснениям ПАО «МРСК Сибири», технологическое присоединение  по заявке, поданной ООО «Разрез Аршановский», должно содержать  требования к усилению  существующей  электрической сети вышестоящей (смежной) сетевой организации, которые возможно определить и включить в технические условия  ПАО «МРСК Сибири», только при условии заключения договора  о технологическом  присоединении с ОАО «ФСК ЕЭС», вместе с тем,  проекты  договоров о технологическом присоединении (№ 20/14-ТП-М2,  № 29/15-ТП-М2), направленные в адрес ПАО «МРСК Сибири»  на основании заявок  от 15.04.2015 и  от 27.07.2015 не содержат условий, которыми предусмотрена необходимость  усиления существующей сети сетевой организации, а также условий в части строительства и реконструкции  сетей смежной сетевой организации.

Процесс  подготовки проекта договора и согласования технических условий  ПАО «МРСК Сибири» (в отношении  объектов ООО «Разрез Аршановский») происходил до 27.05.2014 (письмом  ПАО «ФСК ЕЭС» от 27.05.2014 № М2/61452 в адрес ПАО «МРСК Сибири» был направлен проект договора № 20/14-ТП-М2), однако данный процесс завершен не был, так как проект договора об осуществлении технологического присоединения, подписанный  со стороны ПАО «МРСК Сибири» в адрес  вышестоящей сетевой организации не возвращался, о чем свидетельствует письмо ПАО «ФСК ЕЭС»  от 06.03.2015 (№ М2/44/709) об отзыве оферты договора и аннулирования заявки, поданной ПАО «МРСК Сибири» 15.04.2014.

По какой причине указанный договор не был подписан и направлен ПАО «МРСК Сибири»  в адрес ПАО «ФСК ЕЭС», представитель ПАО «МРСК Сибири» <…> пояснить затруднилась.

Вместе с тем, как следует из материалов дела,  в период с 27.07.2015 по 04.09.2015 процесс  подготовки проекта договора и согласования технических условий  ПАО «МРСК Сибири» (в отношении  объектов ООО «Разрез Аршановский»)  с ПАО «ФСК ЕЭС» возобновляется, в том числе согласование  данных ТУ с  Хакасским РДУ.

По завершению данного согласования подписанный со стороны ПАО «ФСК ЕЭС» проект договор об осуществлении технологического присоединения № 29/15-ТП-М2, вновь направляется  в адрес ПАО «МРСК Сибири» 10.09.2015, однако согласно пояснениям <…>по состоянию на 09.12.2015 данный проект договора со стороны ПАО «МРСК Сибири» не подписан и находится в стадии согласования.

При этом соответствующих информационных писем о продлении срока направления ООО «Разрез Аршановский» соответствующего проекта договора и ТУ, на срок,  установленный для заключения  договора  с вышестоящей организацией в адрес ООО «Разрез Аршановский»  ПАО «МРСК Сибири» так и не было направлено.

Одновременно, ПАО «МРСК Сибири» обращается в Хакасское РДУ с просьбой согласовать  ТУ объектов ООО «Разрез Аршановский».  Соответствующие действия сетевой организации продолжаются до 21.10.2015, когда  по итогам корректировки (в период с 25.09.2015 по 10.10.2015),  согласованные Хакасским РДУ ТУ ООО «Разрез Аршановский» направлены в адрес ПАО «МРСК Сибири».

После получения названных  технических условий, согласованных Хакасским РДУ ПАО «МРСК Сибири» в очередной раз обращается в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих объектов ООО «Разрез Аршановский» (заявление от 10.11.2015).

Учитывая изложенное, размер платы за технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства ООО «Разрез Аршановский» к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» до настоящего времени не утвержден, соответственно проект договора  с приложением решения уполномоченного органа об утверждении  размера платы за  технологическое присоединение  в адрес ООО «Разрез Аршановский» сетевой организацией не направлен, что свидетельствует о нарушении ПАО «МРСК Сибири»  Правил технологического присоединения.

Согласно пояснениям представителя  ПАО «МРСК Сибири» в заседании комиссии 09.12.2015, сетевой организацией предпринимались все необходимые действия для заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих объектов ООО «Разрез Аршановский», доказательством указанных действий, по мнению<…>.,  являются представленные в материалах дела документы.

Комиссия не может согласиться  с данной  позицией сетевой организации,  в связи  с тем,  что в данном случае,  действия (бездействие) ПАО «МРСК Сибири», в том числе нарушение сроков направления заявки на технологическое присоединение системному оператору в целях подготовки технических условий;  порядка, сроков подготовки и направления на согласование системному оператору технических условий;  нарушение сроков обращения в орган регулирования за установлением  размера платы за осуществление технологического  присоединения, - привели к затягиванию процедуры направления ООО «Разрез Аршановский» соответствующего проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, что в свою очередь свидетельствует о нарушении ПАО «МРСК Сибири» порядка и сроков  заключения с ООО «Разрез Аршановский»  договора об осуществлении технологического присоединения.

В ходе рассмотрения дела Комиссией Хакасского УФАС России положение ПАО «МРСК Сибири» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах  объектов электросетевого хозяйства электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ПАО «МРСК Сибири» и расположенных на территории, эксплуатация  и обслуживание которых  осуществляется Белоярским РЭС, признано доминирующим.

В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона  о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Поскольку действия (бездействие) ПАО «МРСК Сибири», выразившееся в нарушении порядка и сроков направления соответствующего проекта договора об осуществлении технологическому присоединению объектов электросетевого хозяйства  ООО «Разрез Аршановский», ущемляют интересы заявителя, ограничивают доступ заявителя к услугам по передаче электрической энергии,  а также создают препятствие для заключения договора энергоснабжения и потребления электрической энергии на законных основаниях, то данные действия ПАО «МРСК Сибири» следует квалифицировать как злоупотребление доминирующим положением.

Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, Комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях (бездействии) ПАО «МРСК Сибири»  установлен факт нарушения  пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктов 15, 21, 30.1, 30.2, 30.4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Доказательств объективной невозможности выполнения сетевой организацией   действий по рассмотрению, согласованию и направлению  соответствующего проекта договора об осуществлении технологического присоединения объектов ООО «Разрез Аршановский» к электрическим сетям в установленный срок ПАО  «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» не представило. Такие действия свидетельствуют о выходе ПАО «МРСК Сибири» за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, поскольку границы возможного поведения для Сетевой организации в данном случае установлены Правилами № 861.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Исследовав материалы настоящего дела, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» предписания для  принятия мер по направлению проекта договора об осуществлении технологического присоединения ООО «Разрез Аршановский» в соответствии с положениями Правил № 861.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Учитывая изложенное, комиссия Управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать положение ПАО «МРСК Сибири» на рынке оказания услуг

по передаче электрической энергии (уровень напряжения  ВН) в границах объектов электросетевого хозяйства Общества, расположенных на территории Республики Хакасия, Алтайский район, эксплуатация и обслуживание которых осуществляется Белоярским районом электрических сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», в  период  с  февраля 2014 г.  по декабрь 2015 г. доминирующим.

          2. Признать действия (бездействие)  ПАО «МРСК Сибири»  при рассмотрении заявки о заключении договора  технологического присоединения ООО «Разрез Аршановский» нарушившими пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также  пункты 15, 21, 30.1, 30.2, 30.4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

3. Выдать ПАО «МРСК Сибири» предписание о прекращении

злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, для чего  направить в адрес ООО «Разрез Аршановский» подписанный со стороны ПАО «МРСК Сибири» проект договора на технологическое присоединение и технические условия, являющиеся неотьемлемым приложением   к этому договору  не позднее  3 рабочих дней  со дня вступления в силу решения  Госкомтарифэнерго Хакасии  об утверждении платы за данное технологическое присоединение.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии:                      

О.В. Широкова

 

Т.В. Темерева

 

 

 

 

                                                                    

 Е.А. Исакова

 

 С.В. Мальцева

Связанные организации

Связанные организации не указаны