Решение №9-А-18 РЕШЕНИЕ по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного за... от 15 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчикам

Управлению имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия

Рабочая ул., д. 9, пгт. Усть-Абакан, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия, 655100

 

ИП <…>

<…>, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655150

 

Представителю ИП <…> – <…>

<…>, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655150

 

Заинтересованному лицу

ООО «ШАГ»

К. Маркса ул., д. 4, г. Абакан, Республика Хакасия, 655000

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 9-А-18

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 05 марта 2019 года.

В полном объеме решение изготовлено 15 марта 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       <…> – врио руководителя управления;

Члены комиссии:                   <…> – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…>– главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               <…> – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы,

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

в присутствии представителя ответчика – от ИП <…> адвокат <…> по доверенности 19 АА 0489203 от 27.02.2018, выданной сроком на два года,

 

присутствии представителя ответчика – от Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…> по доверенности б/н от 05.03.2019, выданной срок до 31.12.2019,

 

в отсутствии заинтересованного лица, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 

рассмотрев дело № 9-А-18, возбужденное по признакам нарушения Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и индивидуальным предпринимателем <…> пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения между заказчиком и ИП <…>, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…> при проведении торгов на право приобретения квартир для детей-сирот (закупки № № 0380300019615000029, 0380300019615000030, 0380300019615000031, 0380300019616000010, 0380300019616000011, 0380300019616000012, 0380300019616000014, 0380300019616000015, 0380300019616000016, 0380300019616000017, 0380300019616000018, 0380300019616000019, 0380300019616000020, 0380300019616000021, 0380300019616000022, 0380300019616000024, 0380300019616000025, 0380300019616000027, 0380300019616000026, 0380300019616000028, 0380300019616000023, 0380300019616000032, 0380300019616000033, 0380300019616000034),

 

УСТАНОВИЛА:

  

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

В период 2015-2016 гг.. Управлением имущественных отношений Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район были проведены в том числе 24 закупки (№№ 0380300019615000029, 0380300019615000030, 0380300019615000031, 0380300019616000010, 0380300019616000011, 0380300019616000012, 0380300019616000014, 0380300019616000015, 0380300019616000016, 0380300019616000017, 0380300019616000018, 0380300019616000019, 0380300019616000020, 0380300019616000021, 0380300019616000022, 0380300019616000024, 0380300019616000025, 0380300019616000027, 0380300019616000026, 0380300019616000028, 0380300019616000023, 0380300019616000032, 0380300019616000033, 0380300019616000034) на приобретение квартир для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (далее – квартиры для детей-сирот).

Победителем аукционов определено ООО «Шаг» (по доверенности в интересах ИП <…>):

- подавшее единственную заявку на участие в открытых аукционах №№ 0380300019615000029, 0380300019615000030, 0380300019615000031; 0380300019616000019, 0380300019616000020, 0380300019616000021, 0380300019616000022, 0380300019616000024, 0380300019616000025, 0380300019616000027,

- выигравшее торги в открытых аукционах №№ 0380300019616000010, 0380300019616000011, 0380300019616000012, 0380300019616000014, 0380300019616000015, 0380300019616000016, 0380300019616000017, 0380300019616000018, 0380300019616000026, 0380300019616000028, 0380300019616000023, 0380300019616000032, 0380300019616000033, 0380300019616000034.

Проанализировав указанные закупки, Хакасское УФАС России усмотрело в действиях Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и индивидуального предпринимателя <…> признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между заказчиком и ИП <…>, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…> при проведении торгов на право приобретения квартир для детей-сирот (закупки № № 0380300019615000029, 0380300019615000030, 0380300019615000031, 0380300019616000010, 0380300019616000011, 0380300019616000012, 0380300019616000014, 0380300019616000015, 0380300019616000016, 0380300019616000017, 0380300019616000018, 0380300019616000019, 0380300019616000020, 0380300019616000021, 0380300019616000022, 0380300019616000024, 0380300019616000025, 0380300019616000027, 0380300019616000026, 0380300019616000028, 0380300019616000023, 0380300019616000032, 0380300019616000033, 0380300019616000034). В связи с чем, Приказом от 12.02.2018 № 23 было возбуждено настоящее дело.

  Определением о назначении дела № 9-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.02.2018 рассмотрение дела назначено на 05.03.2018.

Определением об отложении рассмотрения дела от 05.03.2018 рассмотрение дела было отложено на 05.04.2018.

  Определением от 05.04.2018 рассмотрение дела было приостановлено до рассмотрения органами предварительного следствия другого дела, имеющего значение для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства

Определением от 16.11.2018 рассмотрение дела было возобновлено.

Определением об отложении рассмотрения дела от 14.12.2018 рассмотрение дела было отложено на 29.01.2019.

29.01.2019 проведен анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке.

29.01.2019 года принято заключение об обстоятельствах дела, рассмотрение дела отложено на 25.02.2019 года.

Определением об отложении рассмотрения дела от 25.02.2019 удовлетворено ходатайство представителя ИП <…> <…> об отложении рассмотрения дела, рассмотрение дела было отложено на 05.03.2019.

 

На заседании комиссии представитель ответчика ИП <…> – <…> поддержал доводы, изложенные в возражениях на заключение об обстоятельствах дела от 20.02.2019 (вх. № 951), выразил несогласие с заключением об обстоятельствах дела и пояснил следующее.

  Обвинительное заключение, положенное в основу заключения об обстоятельствах дела, не может быть признано допустимым доказательством в деле, возбужденном по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Также указал, что <…> заявила в судебном заседании о фальсификации ее показаний на допросе. Показания ИП <…> «вырваны» из контекста и не свидетельствуют о наличии признаков антимонопольного законодательства в действиях ответчиков.

  Заявил ходатайства о запросе аудиофайлов в органе предварительного следствия, вызове <…>, <…>, ИП <…> в качестве свидетелей.

 

  Представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в пояснениях от 20.02.2019 (вх. № 962). На вопрос члена Комиссии Хакасского УФАС России к требованиям к жилым помещениям на сегодняшний момент, пояснила, что управлением покупается новое жилье. При этом затруднилась ответить, почему в 2016 году год постройки был указан – не ранее 1986 года, несмотря на требования к покупке преимущественно нового жилья.

 

  Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

В период 2015-2016 гг.. Управлением имущественных отношений Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район были проведены в том числе 24 закупки (№№ 0380300019615000029, 0380300019615000030, 0380300019615000031, 0380300019616000010, 0380300019616000011, 0380300019616000012, 0380300019616000014, 0380300019616000015, 0380300019616000016, 0380300019616000017, 0380300019616000018, 0380300019616000019, 0380300019616000020, 0380300019616000021, 0380300019616000022, 0380300019616000024, 0380300019616000025, 0380300019616000027, 0380300019616000026, 0380300019616000028, 0380300019616000023, 0380300019616000032, 0380300019616000033, 0380300019616000034) на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Победителем аукционов определено ООО «Шаг» (по доверенности в интересах ИП <…>):

- подавшее единственную заявку на участие в открытых аукционах №№ 0380300019615000029, 0380300019615000030, 0380300019615000031; 0380300019616000019, 0380300019616000020, 0380300019616000021, 0380300019616000022, 0380300019616000024, 0380300019616000025, 0380300019616000027,

- выигравшее торги в открытых аукционах №№ 0380300019616000010 (участник – <…>), 0380300019616000011 (участник – <…>), 0380300019616000012 (участники – <…>, ООО «Росторг»), 0380300019616000014 (участники – ИП <…>, <…>), 0380300019616000015 (участники – ООО «Росторг», <…>), 0380300019616000016 (участники – ООО «Росторг», <…>.), 0380300019616000017 (участники – ООО «Росторг», <…>), 0380300019616000018 (участник – ООО «Росторг»), 0380300019616000026 (участник – ИП <…>), 0380300019616000028 (участник – ИП <…>),  0380300019616000023 (участник – ИП <…>), 0380300019616000032 (участник – ООО «Росторг»), 0380300019616000033 (участники – ООО «Росторг», ИП <…>), 0380300019616000034 (участник – <…>).

Указанные аукционы проводились в рамках региональной и федеральной программ «Социальная поддержка граждан», утвержденных 13.11.2013 Постановлением Правительства Республики Хакасия и 15.04.2014 Постановлением Правительства Российской Федерации, соответственно.

По информации, представленной Следственным управлением Следственного Комитета России по Республике Хакасия (далее – СУ СК России по Республике Хакасия), Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район в лице руководителя <…> в целях обеспечения победы на аукционах, проведенных для определения продавца жилых помещений, предоставленных впоследствии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, завысило начальную максимальную цену контрактов, организовало внесение изменений в технические задания аукционной документации, которые позволили ИП <…> (фактически её бывшему супругу <…>) посредством ООО «Шаг» принять участие в проводимых электронных аукционах, одержать в них победу, а в дальнейшем заключить муниципальные контракты по продаже Управлению имущественных отношений Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район квартир по завышенной стоимости на общую сумму не менее 7 977 019, 34 руб.

Как было установлено Хакасским УФАС России из анализа аукционных документаций №№ 0380300019615000029, 0380300019615000030, 0380300019615000031 предлагаемая к покупке квартира должна находиться в границах р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе; квартира должна находиться в кирпичном, деревянном или панельном доме.

Причем, как следует из документов, представленных СУ СК России по Республике Хакасия, указание о внесении изменений в технические задания аукционных документаций относительно места нахождения квартир (добавлен Черногорский городской округ) давались специалисту управления – <…> непосредственно <…>.

До проведения закупок №№ 0380300019615000029, 0380300019615000030, 0380300019615000031 предлагаемая к покупке квартира должна была находиться в границах населенных пунктов Усть-Абаканского района. Об этом свидетельствует анализ закупок, проводимых в 2015 году Управлением имущественных отношений Администрации муниципального образования Усть-Абаканский район (закупки №№ 0380300019615000018, 0380300019615000022 и др.).

В дальнейшем аукционные документации по закупкам №№ 0380300019616000010, 0380300019616000011, 0380300019616000012, 0380300019616000014, 0380300019616000015, 0380300019616000016, 0380300019616000017, 0380300019616000018, 0380300019616000019, 0380300019616000020, 0380300019616000021, 0380300019616000022, 0380300019616000024, 0380300019616000025, 0380300019616000027, 0380300019616000026, 0380300019616000028, 0380300019616000023, 0380300019616000032, 0380300019616000033, 0380300019616000034 претерпели изменения: квартира должна находиться в кирпичном или панельном доме; год постройки жилого помещения (квартиры) не ранее 1986 года.

Как следует из материалов дела, указание о внесении изменений в технические задания аукционных документаций относительно установления года постройки дома не старше 1986 года, а также об исключении возможности приобретения квартиры в доме деревянной постройки и с деревянными окнами давались специалисту управления – <…> непосредственно <…> в целях устранения конкуренции.

После того, как ИП <…> продала все свои квартиры, расположенные в р.п. Пригорск, д. 8, в аналогичных закупках было изменено техническое задание к аукционной документации. Например, в закупке № 0380300019616000035 предлагаемая к покупке квартира должна находиться в границах р.п. Усть-Абакан; год постройки жилого помещения (квартиры) не ранее 1966 года.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ состояния конкуренции проводится в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции (Приказ ФАС России от 28.04.2010 года № 220).

Закупки № № 0380300019615000029, 0380300019615000030, 0380300019615000031 исключены из проводимого анализа ввиду истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции.

15.03.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000010).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена руководителем Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 137 024, 00.

15.03.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000011).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена руководителем Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 137 024, 00.

15.03.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000012).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена руководителем Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 137 024, 00.

15.03.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000014).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена руководителем Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 137 024, 00.

16.03.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000015).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена руководителем Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 137 024, 00.

16.03.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000016).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена руководителем Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 137 024, 00.

16.03.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000017).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена руководителем Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 137 024, 00.

16.03.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000018).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена руководителем Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 137 024, 00.

29.04.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе. (закупка № 0380300019616000019).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

29.04.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000020).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

29.04.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000021).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

29.04.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000022).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

29.04.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000024).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

29.04.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000025).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

29.04.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000027).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

29.04.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000026).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

29.04.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000028).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

29.04.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение однокомнатной благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000023).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

06.05.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000032).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия Ч<…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

06.05.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000033).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

06.05.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной площадке в сети интернет ЗАО «Сбербанк-АСТ» заказчиком – Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия размещена информация о проведении электронного аукциона на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе (закупка № 0380300019616000034).

Документация о проведении электронного аукциона утверждена заместителем руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта: 1 164 456 ,00.

Учитывая изложенное, период исследования товарного рынка определим периодом с 15.03.2016 года по настоящее время.

Электронные аукционы проводились на приобретение благоустроенной квартиры для детей-сирот в р.п. Усть-Абакан или в Черногорском городском округе.

 

Исследовав материалы дела № 9-А-18 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и индивидуального предпринимателя <…> нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции на основании следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции – сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 14.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 296 от 15.04.2014 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», предусмотрено выделение субсидий органам государственной власти субъектов Российской Федерации на приобретение жилых помещений для детей-сирот. 

В соответствии с Законом Республики Хакасия № 121-ЗРХ от 17.12.2014 «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и Законом Республики Хакасия № 115-ЗРХ от 21.12.2015 «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», субсидии федерального бюджета, в том числе на приобретение жилья детям-сиротам, являются доходом республиканского бюджета Республики Хакасия (далее – республиканский бюджет).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных  образований Республики Хакасия государственными полномочиями по   решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон № 85-ЗРХ), органы местного самоуправления Республики Хакасия, в том числе администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона № 85-ЗРХ, осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной  поддержки  детей-сирот предусматривает предоставление указанной категории граждан жилых   помещений, если они не реализовали   принадлежащее   им   право   на   обеспечение  жилыми помещениями. В соответствии со статьей 1.1 Закона № 85-ЗРХ, в  целях  предоставления  жилых помещений детям-сиротам, органы местного самоуправления формируют специализированный жилищный фонд для указанной категории граждан; приобретают в муниципальную собственность жилые помещения путём осуществления закупки жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 85-ЗРХ, на осуществление переданных государственных полномочий,  указанных  в статье 1 Закона № 85-ЗРХ, органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета.

В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона № 85-ЗРХ, средства на реализацию государственных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы не по назначению.

В соответствии с Постановлением Главы Усть-Абаканского района                    № 1904-п от 20.11.2013 «О создании уполномоченного органа Усть-Абаканского района, осуществляющего государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам», Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района наделено правом уполномоченного органа Усть-Абаканского района предоставлять жилые помещения вышеуказанной категории граждан при наличии к тому оснований, предусмотренных Законом Республики Хакасия № 107-ЗРХ от 10.12.2012 «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». 

Следовательно, Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района уполномочено осуществлять закупки жилых помещений для нужд детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно требованиям части 1 статьи 17 и части 3 статьи 18 Закона о контрактной системе, исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов, заказчиками формируются планы закупок и планы-графики. При формировании плана-графика подлежат обоснованию начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 Закона о контрактной системе, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

Статьей 24 (ч.1,2,4) Закона о контрактной системе предусмотрены конкурентные способы определения поставщиков, в том числе – аукцион в электронной форме как способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором. В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система (далее – ЕИС), которая содержит информацию о закупках, об исполнении контрактов (ст. 4 Закона о контрактной системе). Информация, содержащаяся в ЕИС, размещается на официальном сайте. Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 23.12.2015 №1414 «О порядке функционирования ЕИС в сфере закупок» официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru.

В соответствии с частью 1 статьи 63, пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в ЕИС. Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки, условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Описание объекта закупки согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе должно носить объективный характер, в котором указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Федеральным законодательством не установлены форма и наименование документа, в котором должно содержаться описание объекта закупки. Вместе с тем таким документом при проведении закупок является техническое задание (далее – ТЗ), разрабатываемое заказчиком на конкретную закупку в целом и содержащее требования заказчика к объекту закупки, описание объекта закупки, объем закупаемых товаров.

Законом Республики Хакасия от 21.12.2015 № 115-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» (приложение 16 таблица 13) распределено субвенций Усть-Абаканскому району на осуществление государственных полномочий по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на обеспечение жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на 2016 год в размере 11170,0 тыс. руб., из них 5 620,0 тыс. руб. средства федерального бюджета, 5 550, 0 тыс. руб. средства республиканского бюджета.

Лимиты бюджетных обязательств доведены до заказчика в начале 2016 года.

Представители организатора торгов в части одномоментного объявления закупок по спорному предмету (15.03.2016 – на 4 квартиры, 16.03.2016 – на 4 квартиры, 29.04.2016 – на 10 квартир, 06.05.2016 – на 3 квартиры) что-либо пояснить затруднились. Указанное свидетельствует об осведомленности заказчика о наличии нескольких квартир, соответствующих требованиям аукционной документации, у определенного участника торгов.

Из протокола допроса свидетеля <…>, начальника отдела недвижимости ООО «Шаг», от 20.10.2017 следует, что при участии в спорных торгах <…> понимала, что в аукционных документациях указывались требования, обеспечивающие победу в торгах ИП <…>, а именно квартиры, предложенные к продаже ИП <…>, «пройдут» аукцион, поскольку в техническом задании указывались требования к году постройки (не ранее 1986 г.), а остальные дома, в которых организатор торгов мог бы приобрести квартиры под это техническое задание были построены либо ранее 1980 гг., либо это было новое жилье (долевое строительство). В Черногорске тоже некоторые дома подходили под указанное техническое задание, но там не было такого объема квартир. Также при проведении некоторых аукционов, сроки подготовки документов к аукциону не позволяли подготовить пакет документов на аналогичное количество квартир, а именно: осуществить поиск квартир в необходимом количестве и отвечающим требованиям технического задания к аукциону, собрать полный пакет документов для участия в аукционах, подготовить полный пакет документов для участия в аукционе.

Выводы о создании преимущественных условий для участия в торгах ИП <…> следуют также из протокола допроса свидетеля ИП <…> (участвовала в торгах наряду с ООО «Шаг») от 10.07.2018, а именно ИП <…> поясняет, что аукционы в 2015-2016 гг. «проводились под конкретного поставщика».

Также выводы о заключении между Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и опосредованно индивидуальным предпринимателем <…> антиконкурентного соглашения подтверждены в обвинительном заключении по обвинению <…> (бывший супруг ИП <…>) в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159, частью 1 статьи 222, частью 1 статьи 222 УК РФ, а именно указано, что руководитель Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…> обеспечил <…> (опосредованно ИП <…>) возможность участвовать в электронных аукционах с целью реализации принадлежавших ему квартир №№ 8, 9, 9а, 15, 16, 16а, 22, 23, 23а, 29, 30, 30а, 36, 37, 37а, 43, 44, 44а, 50, 51, 51а, 57, 58, 58а, расположенных в доме по адресу: Республика Хакасия, г. Черногорск, р.п. Пригорск, д. 8, с учетом их низкой рыночной стоимости создал видимость соблюдения установленной процедуры закупки квартир в конкурентной борьбе, а в действительности – преимущественные условия для <…>, ограничивающие конкуренцию, позволяющие ему реализовать данные квартиры по завышенной стоимости.

Действия Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия по созданию преимущественных условий участия в торгах для ИП <…> подтверждаются проведенным Хакасским УФАС России анализом торгов в спорный период, поведением участников торгов, а также результатами торгов.

Таким образом, действиями по внесению в аукционную документацию изменений под предлогом повышения эффективности реализации программных мероприятий за счет увеличения территории закупаемых жилых помещений для детей-сирот и их качества путем приобретения квартир в более новых и прочных домах, создана видимость соблюдения установленной процедуры муниципальной закупки в конкурентной борьбе, а в действительности такие действия ограничивали конкуренцию, создавали для ИП <…> преимущественные условия, обеспечившие ей возможность участвовать в электронных аукционах посредством ООО «Шаг» с целью реализации принадлежавших ей квартир.

Рассмотрев доводы ответчиков о несогласии с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о их несостоятельности на основании следующего.

Относительно довода о завышении НМЦК по спорным закупкам Комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что материалы для проведения проверки торгов в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» направлены в Управление финансов и экономики администрации Усть-Абаканского района, для рассмотрения в рамках предоставленных полномочий.

Следовательно, доводы относительно завышения (незавышения) НМЦК не являются предметом рассмотрения настоящего дела.

Относительно довода о невозможности использования материалов (в том числе обвинительного заключения) уголовного дела, возбужденного в отношении <…>, бывшего супруга ИП <…>, в настоящем деле Комиссия пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями части 1 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции под доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимаются сведения о фактах, которые получены в установленном настоящим Федеральным законом порядке и на основании которых комиссия устанавливает наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства, обоснованность доводов лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для полного и всестороннего рассмотрения дела.

В качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства допускаются письменные доказательства и вещественные доказательства, пояснения лиц, участвующих в деле, пояснения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, заключения экспертов, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы (часть 3 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции).

Письменными доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения дела, акты, договоры, справки, переписка, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой, графической записи, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, изготовления копий электронных носителей информации либо иным позволяющим установить достоверность документа способом. К письменным доказательствам также относятся результаты анализа состояния конкуренции, проведенного в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом (часть 4 статьи 45.1 Закона о защите конкуренции).

Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России полагает, что в силу положений статьи 45.1 Закона о защите конкуренции материалы и сведения, полученные от правоохранительных органов, могут являться доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

Комиссия Хакасского УФАС России признаёт правомерным использование антимонопольным органом материалов уголовного дела, учитывая наличие заключённого между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой Соглашения от 03.10.2013 № 208-796-12/09-45 о взаимодействии.  Получение антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства материалов уголовного дела и использование содержащихся в них сведений не противоречит закону.

Кроме этого, позиция антимонопольного органа по использованию  материалов уголовного  дела,  несмотря  на  то,  имеется  или  нет  судебный  акт  по  уголовному  делу, подтверждается судебными актами, в которых суды принимали в качестве доказательств материалы  и  сведения, полученные  от  правоохранительных органов из материалов уголовных дел.

В соответствии с действующим постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.2014 № 3159/14 в силу части 4 статьи 69 АПК РФ одним из оснований, освобождающих от доказывания, является вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу, который обязателен для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом. Вместе с тем другие доказательства, полученные в уголовно-процессуальном порядке, могут быть использованы в арбитражном процессе для установления наличия или отсутствия обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, при условии их относимости и допустимости (часть 1 статьи 64, статьи 67 и 68 АПК РФ).

Аналогичная правовая позиция приведена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 01.03.2011 № 273-0-0.

Следовательно, антимонопольные органы вправе получать материалы уголовных дел, в том числе содержащие результаты оперативно-розыскной деятельности.

Таким образом, полученные в рамках дела № 9-А-18 документы соответствуют положениям статей 39, 45.1 Закона о защите конкуренции и являются доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства.

 

В свою очередь, пояснения, изложенные в протоколах допросов, подтверждаются иными доказательствами, имеющимися в материалах дела № 9-А-18, в том числе анализ проведенных торгов.

Как было отмечено выше, закупки № № 0380300019615000029, 0380300019615000030, 0380300019615000031 исключены из проводимого анализа ввиду истечения срока давности, предусмотренного статьей 41.1 Закона о защите конкуренции. Рассматриваемые торги 2016 года подпадают под действие пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (вступила в силу с 5 января 2016 года с принятием Федерального закона № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Стоит отметить, что до принятия указанной поправки и введения запрета на заключение соглашений между организаторами (заказчиками) и участниками торгов в диспозицию статьи 17 Закона о защите конкуренции рассматриваемые действия квалифицировались как нарушение статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Несостоятельными следует признать доводы ответчика о том, что оспариваемые требования к объекту закупки не создают преимущества кому-либо и не могут ограничивать доступ к участию в закупке.

Причины установления в требованиях аукционной документации года постройки жилого помещения – 1986 года – ничем не обусловлены и не подтверждены. Причины необъявления торгов на приобретение жилых помещений более поздних годов постройки не установлены. Наоборот, после реализации всех квартир ИП <…> год постройки дома был изменен – до 1966 года. Из указанного можно сделать вывод о том, что организатор торгов не исходил из целей приобретения жилья более высокого качества, поскольку в течение 2016 года требования аукционной документации менялись исходя не из потребностей заказчика, а по причине установления таких требований, которые отвечали бы интересам ИП <…>, создавали для неё преимущественные условия участия в торгах.

В части доводов ответчиков о наличии иных победителей торгов при тех же условиях технического задания Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Квалификация действий организатора торгов и участника торгов при их проведении по пункту 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, а именно: ограничение конкуренции (угроза ограничения) и (или) создание преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде ограничения конкуренции (угрозы ограничения) и (или) создания преимущественных условий для каких-либо участников.

При этом сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет "per se").

Данный вывод следует также и из пункта 10.9 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, согласно которому по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в сокращенном объеме и включает:

а) определение временного интервала исследования;

б) определение предмета торгов;

в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах.

В данном случае заключение соглашения между заказчиком и ИП <…> могло привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…> при проведении торгов на право приобретения квартир для детей-сирот (закупки № № 0380300019616000010, 0380300019616000011, 0380300019616000012, 0380300019616000014, 0380300019616000015, 0380300019616000016, 0380300019616000017, 0380300019616000018, 0380300019616000019, 0380300019616000020, 0380300019616000021, 0380300019616000022, 0380300019616000024, 0380300019616000025, 0380300019616000027, 0380300019616000026, 0380300019616000028, 0380300019616000023, 0380300019616000032, 0380300019616000033, 0380300019616000034).

Факты проведения некоторых торгов в отсутствие руководителя Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия <…> ввиду различных причин не свидетельствуют об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства в действиях организатора торгов, поскольку такая антиконкурентная договоренность могла возникнуть задолго до проведения процедуры торгов, что и было подтверждено в обвинительном заключении по обвинению <…> в совершении преступлений, предусмотренных частью 4 статьи 159, частью 1 статьи 222, частью 1 статьи 222 УК РФ.

На основании вышеизложенного, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о том, что в действиях Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и индивидуального предпринимателя <…> усматривается нарушение  пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в заключении соглашения между заказчиком и ИП <…>, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…> при проведении торгов на право приобретения квартир для детей-сирот (закупки № № 0380300019616000010, 0380300019616000011, 0380300019616000012, 0380300019616000014, 0380300019616000015, 0380300019616000016, 0380300019616000017, 0380300019616000018, 0380300019616000019, 0380300019616000020, 0380300019616000021, 0380300019616000022, 0380300019616000024, 0380300019616000025, 0380300019616000027, 0380300019616000026, 0380300019616000028, 0380300019616000023, 0380300019616000032, 0380300019616000033, 0380300019616000034).

Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения контракты по спорным закупкам исполнены, у Комиссии Хакасского УФАС России отсутствовали основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 45 Закона о защите конкуренции на заседании комиссии заслушиваются и обсуждаются ходатайства, принимаются по ним решения, которые должны быть отражены в протоколе заседания.

На заседании комиссии представитель ИП <…><…> заявил ходатайства о запросе аудиофайлов в органе предварительного следствия, вызове <…>, <…>, ИП <…> в качестве свидетелей.

Как установлено Комиссией Хакасского УФАС России, в материалах дела № 9-А-18 имеются письменные пояснения <…>, <…>, ИП <…>. Кроме того, <…> присутствовала на заседаниях комиссии 05.03.2018, 05.04.2018, 14.12.2018 в качестве представителя ООО «Шаг», давала письменные и устные пояснения по существу дела. В связи с этим, у комиссии отсутствуют основания для удовлетворения заявленного ходатайства о вызове <…>, <…>, ИП <…> в качестве лиц, участвующих в деле.

Относительно ходатайства о запросе аудиофайлов в органе предварительного следствия Комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о том, что в материалах дела имеются письменные доказательства (протоколы допросов, иные документы), которые допускаются в качестве доказательств по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Следовательно, у Комиссии Хакасского УФАС России отсутствуют основания для удовлетворения ходатайства представителя ответчика о запросе аудиофайлов в органе предварительного следствия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Отказать в удовлетворении ходатайств представителя ИП <…> – <…>.
  2. Признать Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия и индивидуального предпринимателя <…> нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в части заключения соглашения между заказчиком и ИП <…>, которое приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для ИП <…> при проведении торгов на право приобретения квартир для детей-сирот (закупки № № 0380300019616000010, 0380300019616000011, 0380300019616000012, 0380300019616000014, 0380300019616000015, 0380300019616000016, 0380300019616000017, 0380300019616000018, 0380300019616000019, 0380300019616000020, 0380300019616000021, 0380300019616000022, 0380300019616000024, 0380300019616000025, 0380300019616000027, 0380300019616000026, 0380300019616000028, 0380300019616000023, 0380300019616000032, 0380300019616000033, 0380300019616000034).
  3.  Предписание по настоящему делу не выдавать.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены комиссии:

 

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

 

              

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения и предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны