Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела № 3-А-16 от 5 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655158

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Абакан, Республика Хакасия, 655001

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Абакан, Республика Хакасия, 655016

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655162

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655154

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655154

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655154

 

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Абакан, Республика Хакасия, 655018

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Абакан, Республика Хакасия, 655014

 

Заинтересованному лицу –

Администрация г. Черногорска Республики Хакасия

Советская ул., д. 66, г. Черногорск, Республика Хакасия, 655150

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 3-А-16

 

29 апреля 2016 года                                                                                     г. Абакан

 

Комиссия Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А., руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:                  

Темерева Т.В., заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Тукачева А.А., главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует);

Марова О.О., ведущий специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

в присутствии:

представителя ответчика – от индивидуального предпринимателя <…> по доверенности от 05.10.2015 г. № 19 АА 0326052, выданной на срок десять лет, <…>;

представителя ответчика – от индивидуального предпринимателя <…>  по доверенности от 30.01.2015 г. № 19 АА 0291062, выданной на срок десять лет, <…>;

 

в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела,

 

рассмотрев материалы дела № 3-А-15, возбужденного по признакам нарушения индивидуальными предпринимателями <…>, <…>, <…>, <…>,  <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>  пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к привело к установлению цены на маршрутах г. Черногорска в размере 17 рублей и повышении стоимости проезда на одну и ту же величину (с 15 рублей до 17 рублей) с 01.02.2016 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  Основанием для возбуждения дела явилось обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

  Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) из средств массовой информации (http://www.вести-хакасия.рф/?mode=news&id=4695) стало известно, что в                   г. Черногорске Республики Хакасия с 01.02.2016 года увеличилась стоимость проезда и провоза багажа с 15 рублей до 17 рублей на коммерческих автобусах г. Черногорска.

  Для проверки указанной информации сотрудники Хакасского УФАС России совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по г. Черногорску, территориального отдела ГАДН по Республике Хакасия 04.02.2016 года провели мониторинг пассажирских перевозок в г. Черногорске, по результатам которого было установлено следующее.

<…> (маршруты № 6, 7), ИП <…> (маршруты № 6, 7), ИП <…> (маршрут № 7), ИП <…> (маршрут № 7), ИП <…> (маршрут № 10), ИП <…>, ИП <…> (маршрут № 7), ИП <…> (маршрут № 7), осуществляющие пассажирские перевозки в г. Черногорске, повысили стоимость проезда и провоза багажа с 01.02.2016 года до 17 рублей в силу различных причин (общее решение перевозчиков, повышение налогов, ГСМ и т.д.), что подтверждают акты мониторинга пассажирских перевозок на территории Республики Хакасия от 04.02.2016 года.

  Правовое регулирование отношений, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – № 259-ФЗ, Устав автомобильного транспорта). Согласно части 1 статьи 1 № 259-ФЗ отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Устав автомобильного транспорта в соответствии с частью 2 статьи 1 определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В силу пункта 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта под маршрутом регулярных перевозок понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются на рынке перевозок внутригородских и пригородных регулярных пассажирских, кроме железнодорожных. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - ОК 034-2007 данный вид деятельно­сти обозначен как деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (код ОКВЭД ОК 029-2001 – 60.21.1).

Рынок перевозок междугородных регулярных пассажирских автобусами (автомобилями), подчиняющихся расписанию, является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой.

По смыслу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции индивидуальные предприниматели <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> являются конкурентами. Так, в соответствии с Выписками из ЕГРИП по состоянию на 05.02.2016 года видом деятельности (основным или дополнительным) вышеуказанных индивидуальных предпринимателей является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

  В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В рассматриваемом случае соглашение индивидуальных предпринимателей о повышении в нарушение антимонопольного законодательства (дата повышения; размер повышения) стоимости проезда и провоза багажа выразилось в предсказуемом индивидуальном поведении формально независимых хозяйствующих субъектов, определяющем цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.

Соглашение предполагает наличие скоординированных и направленных действий хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

  На основании вышеизложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Приказом от 09.02.2016 года № 24 возбудило дело.

  Определением о назначении дела № 3-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 09.02.2016 года рассмотрение дела назначено на 11.03.2016 года.

  Определением об отложении рассмотрения дела от 11.03.2016 рассмотрение настоящего дела было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств на 29.04.2016. 

 

На заседании комиссии представитель ИП <…> – <…> пояснила следующее.

15 июля 2016 года был опубликован Федеральный Закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220). В соответствии со статьей 42 Закона № 220-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.  Среди статей, вступивших в законную силу, статья 3 и статья 39. Как следует из пункта 16 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ имеется два вида регулярных перевозок: «вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам». В статье 39 Закона № 220-ФЗ имеются четкие указания для всех участников, взаимодействующих на рынке пассажирских перевозок, как именно должна быть обеспечена реализации положений настоящего Федерального закона. В части 1 этой статьи сформулирован алгоритм действий перевозчика, причем совершить определенные действия перевозчик обязан был задолго до вступления в законную силу статей Закона № 220-ФЗ о виде перевозок, о реестре и так далее. В течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона. Такие сведения перевозчики города Черногорска подали своевременно. Далее действовать должны были органы, в компетенцию которых входит организация пассажирского обслуживания населения, в данном случае в границах МО г. Черногорск. По истечении тридцати дней ... и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона...

  1. организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;
  2. размещают на своих официальных сайтах ...сведения о маршрутах регулярных перевозок... действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

МО г. Черногорск пунктом 1 Постановления № 4303-П от 28.12.2015  утвердил Порядок организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Черногорск», кроме того, пунктом 1 Постановления № 4251-П от 23.12.2015 утверждено Положение о планировании регулярных перевозок в городе Черногорске на 2016 год, в статье 9 которого указано, что в связи с вступлением Федерального закона от 13.07.2015 года №220-ФЗ в силу со дня его официального опубликования 14.07.2015, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу, срок принятия решения Администрации МО г. Черногорска по виду регулярных перевозок на 2016 год не позднее 11 января 2016 года. Постановлением № 4308-П от 28.12.2015 в пункте 1 отмечено: утвердить вид регулярных перевозок пассажирского транспорта на 2016 год по нерегулируемым тарифам. Реестры маршрутов МО г. Черногорск опубликованы. Вид перевозок указан – регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам. В Законе № 220-ФЗ указано, что регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком. Мнение о том, что вид перевозок устанавливается картами маршрута регулярных перевозок и свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не состоятелен, потому что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок – документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Названный документ только подтверждает право и выдается он только после реализации пункта 3 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, потому что до истечения двухсот семидесяти дней... выдают юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов.... Свидетельство выдается только после истечения срока действия первых карт маршрутов. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии с установленной настоящим Федеральным законом компетенцией до окончания срока действия указанных в части 3 настоящей статьи карт выдают их владельцам свидетельство об осуществлении регулярных перевозок по данному маршруту и новые карты данного маршрута.

         Организация регулярных перевозок по регулируемым тарифам регламентирована статьей 14 Закона № 220-ФЗ. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.      Перевозки, которые осуществляют индивидуальные предприниматели в МО г. Черногорске, регламентируются статьей 17 Закона № 220-ФЗ «Организация регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам». Некоторые перевозчики, в том числе ИП <…>, предоставляют льготу по проезду гражданам, в соответствии с Законами РФ и РХ возмещение недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот, производится в соответствии со статьей 20 Закона № 220-ФЗ, где указано, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот. Следовательно, ошибочно утверждать, что оплата из бюджета за перевозку льготных категорий граждан автоматически подразумевает регулируемый тариф.

ИП <…> единолично осуществляет перевозку пассажиров по маршруту № 4а и № 104. Тариф им был установлен 15 января 2016 года приказом по предприятию.

Как следует из статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке. Правовые нормы Закона о защите конкуренции позволяют выделить существенные признаки соглашений или согласованных действий, наличие которых в поведении хозяйствующих субъектов при установлении антимонопольного нарушения должно быть обязательно доказано. Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме, а под согласованными действиями – действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них и образуют один механизм достижения хозяйствующими субъектами желаемого результата, подчиняются единым закономерностям, оба влекут негативные последствия для конкуренции. Установленный тариф ИП <…> экономически обоснованный, последнее поднятие тарифа было произведено в июле 2014 года.

 

На заседании комиссии представитель ИП <…> – <…> пояснила следующее.

  В статье 3 Закона № 220-ФЗ определено, кто понимается под участниками договора простого товарищества – юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, являющиеся сторонами договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), заключенного для осуществления регулярных перевозок в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

  В рамках Закона № 220-ФЗ договор простого товарищества немного иной, чем предусмотрено в положениях Гражданском Кодексе РФ.

  Цель простого товарищества в данном случае – это осуществление пассажирских перевозок на отдельно взятом маршруте № 7. Участники простого товарищества вправе по своему усмотрению устанавливать стоимость проезда и провоза багажа. В любом другом случае разные цены на проезд у участников простого товарищества нарушали бы права потребителей и не соответствовали целям и задачам договора простого товарищества. Стоимость проезда в размере 17 рублей в МО г. Черногорск является экономически обоснованной.

Таким образом, в действиях простого товарищества нет признаков сговора на отдельно взятом маршруте на территории г. Черногорска.

Имея карту маршрута и документ, подтверждающий вид регулярных перевозок, перевозчики могли осуществлять пассажирские перевозки по указанному маршруту, и, соответственно, повышать цену на проезд.

 

  В соответствии с пояснениями Администрации г. Черногорска от 01.04.2016 (вх. № 1646) индивидуальный предприниматель <…> не осуществляет предпринимательскую деятельность по пассажирским перевозкам в г. Черногорске, в том числе в период с 01.02.2016 по настоящее время.

  Как пояснил на заседании Комиссии Хакасского УФАС России от 11.03.2016 ИП <…>, автобус ПАЗ 320540, г/н <…> продан гражданину <…> 09.02.2015 г. по доверенности 19 АА № 0284150 от 09.02.2015 г.

  Согласно пояснениям <…> от 08.04.2016 (вх. № 1762) в день проведения мониторинга Хакасским УФАС России 04.02.2016 <…> выезжал на маршрут № 7 на транспортном средстве ПАЗ 320540, г/н <…> в качестве водителя на график № 16 предпринимателя <…>.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

В данном случае Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП <…> признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства считает невозможным рассмотреть дело № 3-А-16 в данном заседании, так как имеются основания для отложения рассмотрения дела.

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями статей 47, 48 Закона о защите конкуренции, комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела в отношении индивидуального предпринимателя <…> в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях.
  2. Отложить рассмотрение дела № 3-А-16.
  3. Назначить дело № 3-А-16 на 01 июня 2016 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, д. 3, кабинет 309.
  4. Ответчикам – индивидуальным предпринимателям <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 20 мая 2016 года следующую информацию и документы:

-  письменные пояснения по настоящему делу (при наличии),

         - иные документы и пояснения (по усмотрению).

         6. Заинтересованному лицу – Администрации г. Черногорска представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 20 мая 2016 года следующую информацию и документы:

         -        схемы рассматриваемых маршрутов пассажирских перевозок в МО г. Черногорск (№ 7, № 6, № 10, № 4а, № 1) с указанием всех конечных и промежуточных остановок (подготовить на 1 листе с указанием маршрутов разными цветами),

        - с какого времени повышена стоимость проезда и провоза багажа на маршрутах г. Черногорска (с приложением подтверждающих документов) у ИП <…> (по данным ИП <…> – с 15.01.2016, по сведениям мониторинга Хакасского УФАС России – с 01.02.2016),

        - осуществляет ли деятельность по осуществлению пассажирских перевозок в г. Черногорске ИП <…> (договор № 37 от 30.12.2013), в случае положительного ответа – с какого времени и на сколько повышена стоимость проезда и провоза багажа у ИП <…>,

         - иные документы и пояснения (по усмотрению).

 

Явка лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства (их представителей с доверенностями на участие в рассмотрении дела, оформленных надлежащим образом), обязательна.

 

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 

 

Председатель комиссии

К.А. Лебедева

 

Члены комиссии:        

 

                                                                       (отсутствует)                         

Т.В. Темерева

 

А.А. Тукачева

 

О.О. Марова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны