Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 3-А-Т-15 от 20 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «Энерго-Сервисная компания»

Директору <…>

ул. Советская, 94, г. Черногорск, 655158

 

ООО «Фирма «Илона»

Директору <…>

ул. Вяткина, 61, г. Абакан, 655017

 

ООО «Хакасский ТЭК»

Директору <…>

ул. Красноярский тракт, д. 05, а/я 125, г. Черногорск, 655158

 

ООО «Хакасский ТЭК Дом»

ул. Калинина, д. 24, кв. 106, а/я 125, г. Черногорск, 655163

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-А-Т-15

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 21.04.2015

В полном объеме решение изготовлено 07.05.2015

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

при участии:

- представителей ООО «Энерго-Сервисная Компания» (далее ООО «ЭСКО»): директора <…> (приказ о назначении № 1-2013 от 01.09.2013),  <…> на основании доверенности б/н от 30.03.2015;

- представителя ООО «Фирма «Илона» <…> на основании доверенности б/н от 25.03.2015;

- представителя ООО «Хакасский ТЭК» <…> на основании доверенности № 03-2015 от 12.01.2015;

 - представителя ООО «Хакасский ТЭК Дом» <…> на основании доверенности № б/н-2015 от 24.03.2015,

рассмотрев дело № 3-А-Т-15, возбужденное по признакам нарушения ООО «Хакасский ТЭК» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

26.11.2014 в адрес Хакасского УФАС России поступило заявление ООО «ЭСКО», а также 11.02.2015 заявление потребителя тепловой энергии - ООО «Фирма «Илона» (далее Заявители), в которых указывается на уклонение ООО «Хакасский ТЭК» от выполнения своей обязанности как теплоснабжающей организации по ежегодному допуску узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию.

Усмотрев в указанных действиях ООО «Хакасский ТЭК» признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 78 от 26.02.2015 было возбуждено дело № 3-А-Т-15 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Определением от 26.02.2015 дело назначено к рассмотрению на 30.03.2015, к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Хакасский ТЭК Дом». Определением от 30.03.2015 рассмотрение дела было отложено на 21.04.2014 в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

На заседаниях комиссии представитель ООО «ЭСКО» подтвердил доводы заявления и дополнений к заявлению и пояснил следующее.

 27.10.2014 в адрес ООО «Хакасский ТЭК» была подана заявка с просьбой принять в эксплуатацию узлы учета перечисленных в ней потребителей с приложением всех документов, предусмотренных пунктом 64 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 (далее Правила № 1034). Однако по некоторым потребителям, в частности ИП <…> ООО «Фирма «Илона», ООО «Диана», узлы учета тепловой энергии не приняты до настоящего времени, выставляются счета по оплате за тепловую энергию по нормативам. А часть потребителей расторгли договоры на техническое обслуживание приборов учета с ООО «ЭСКО», заключив аналогичные договоры с ООО «Хакасский ТЭК Дом», после чего узлы учета данных потребителей были приняты в эксплуатацию, и расчет за потребленную тепловую энергию производился по показаниям приборов учета.

Представитель ООО «Фирма «Илона» на заседании комиссии также сослался на позицию, изложенную в заявлении общества, указал, что до настоящего времени узел учета не принят в эксплуатацию, счета по нормативам в 5 – 6 раз превышает плату, если бы она была рассчитана по показаниям прибора учета.

Кроме того, дополнительно представитель ООО «Фирма «Илона» сообщил комиссии об уклонении ООО «Хакасский ТЭК» от согласования проекта узла учета, представив подтверждающие документы.

 

Согласно письменным пояснениям ООО «Хакасский ТЭК» вх. № 7890 от 23.12.2014, нарушения сроков допуска узлов учета тепловой энергии потребителей допущено не было, тем потребителям, узлы учета которых были приняты в эксплуатацию, начисление платы за потребленную энергию производится по приборам учета с начала отопительного периода. Акты ввода в эксплуатацию узлов учета были составлены в соответствии с пунктами 66, 72 Правил № 1034.

Относительно не принятия в эксплуатацию и до настоящего времени узлов учета потребителей ИП <…>, ООО «Фирма «Илона», ООО «Диана», общество письменных пояснений не представило, присутствующий на заседаниях комиссии представитель по данному факту пояснений не дал. Также представитель ООО «Хакасский ТЭК» затруднился пояснить по факту не согласования проекта узла учета тепловой энергии потребителя ООО «Фирма «Илона».   

 

Из пояснений лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, имеющихся в материалах дела информации и доказательств, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению настоящего дела установлено следующее.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Хакасский ТЭК» общество осуществляет следующие виды деятельности: основной – производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными; дополнительные – разборка и снос зданий, производство строительных и земляных работ, монтаж зданий и сооружений из сборных конструкций, деятельность по обеспечению работоспособности котельных, деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от 17.12.2014 № 112-т и от 23.01.2015 № 7-т "О тарифах в сфере теплоснабжения для ООО "Хакасский ТЭК" на 2015 год" для ООО «Хакасский ТЭК» утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность) и на теплоноситель и горячую воду на 2015 год соответственно.

Договором аренды № 714 от 01.09.2004 Комитет по управлению имуществом г. Черногорска передал ООО «Хакасский ТЭК» во временное владение  и пользование имущество: тепловые и магистральные сети города Черногорска, а также иное оборудование тепловых сетей.

Учитывая виды деятельности ООО «Хакасский ТЭК», а также владение источниками тепловой энергии и тепловыми сетями, ООО «Хакасский ТЭК» является теплоснабжающей организацией на территории г. Черногорска.

ООО «Хакасский ТЭК» с потребителями заключены договоры теплоснабжения в горячей воде, предметом названных договоров является обязанность энергоснабжающей организации подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, и обязанность абонента принять и оплатить тепловую энергию и сетевую воду в объеме, сроки и на условиях, предусмотренных договором.

Хакасским УФАС России с учетом специфики осуществляемых обществом видов деятельности, наличия и использования присоединенной сети, наличия единого тарифа на производство и передачу тепловой энергии, наличие заключенных с абонентами договоров, а также того обстоятельства, что в состав осуществляемого ответчиком вида деятельности в качестве части комплексного рынка входит осуществление естественно-монопольного вида деятельности (передача тепловой энергии) установлено, что ООО «Хакасский ТЭК» на рынке теплоснабжения в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей в рассматриваемый период времени занимает доминирующее положение, что отражено в заключении соответствующего аналитического отчета.

 

15 марта 2013 года между ООО «Хакасский ТЭК» (Принципал) и ООО «Хакасский ТЭК Дом» (Агент) заключен агентский договор № 145. Предметом агентского договора является обязанность Агента от своего имени и за свой счет совершать следующие действия:

- по приемке узлов учета тепловой энергии, а также приборов учета горячей воды в эксплуатацию у лиц, которые являются абонентами Принципала по теплоснабжению и горячему водоснабжению, а также предоставлению коммунальных услуг;

- по участию в гидравлических испытаниях систем отопления, узлов учета тепловой энергии, теплообменников;

- по участию в промывке систем отопления;

- по снятию показаний приборов учета и передаче Принципалу в течение 3 календарных дней с момента снятия;

- по проверке правильности работы узлов учета тепловой энергии, приборов учета, сохранности пломб на приборах учета, узлах учета тепловой энергии.

За совершение указанных действий Принципал выплачивает Агенту вознаграждение в размере 50000 рублей ежемесячно.

Согласно представленной Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Хакасский ТЭК Дом» зарегистрировано в качестве юридического лица 14.03.2013, Уставом перечислены виды деятельности общества, в числе прочих также: оказание услуг населению, юридическим лицам по обслуживанию жилого фонда, обслуживанию, монтажу, ремонту систем теплоснабжения, водоснабжения, канализации, электроснабжения, систем учета тепловой энергии.

ООО «Хакасский ТЭК Дом» доверенностями уполномочило физических лиц, которые  являются работниками (метрологами) ООО «Хакасский ТЭК Дом» представлять интересы общества в отношениях с физическими и юридическими лицами при приемке узлов учета тепловой энергии, а также приборов учета горячей воды в эксплуатацию, по участию в гидравлических испытаниях систем отопления, узлов учета тепловой энергии, теплообменника, по участию в промывке систем отопления, по снятию показаний приборов учета, по проверке правильности работы узлов учета тепловой энергии, приборов учета, сохранности пломб на приборах учета тепловой энергии, узлах учета тепловой энергии. В связи с этим им предоставляются права участвовать в указанных выше работах и видах деятельности.     

 

I.  Заявителем ООО «ЭСКО» заключены договоры с заказчиками – потребителями тепловой энергии на выполнение работ по техническому обслуживанию приборов учета тепловой энергии и промывку системы отопления (в материалах дела имеются заключенные договоры с ООО «Проект» от 14.10.2011 № 2/2011, с МБУ «Районный дом культуры «Дружба» от 20.12.2013 № 97/2013, с МБУ «Дом культуры им. Ю.А. Гагарина» от 20.12.2013 № 98/2013, с ОАО «Сбербанк России» от 01.04.2012 № 17/2012, ФГУП «Почта России» от 01.11.2013 № 55/2013, с ИП Тропин В.Ю. от 02.10.2012 № 68/2012, с ООО «Фирма «Илона» от 01.04.2012 № 20/2012 и другие аналогичные договоры).

Согласно пункту 2.1 договоров на техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии  ООО «ЭСКО» обязано оказывать заказчику следующие услуги:

- техническое обслуживание приборов учета тепловой энергии;

- организацию поверки (предъявление приборов учета тепловой энергии на государственную метропологическую поверку в сроки, установленные в технической документации, а также по требованию Заказчика);

- выполнять аварийные заявки заказчика в течение 72 часов с момента поступления;

- производить снятие показаний в период с 20 по 25 числа текущего месяца за исключением выходных и праздничных дней;

- произвести сдачу приборов учета тепловой энергии энергоснабжающей организации по акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя;

- перенос данных о суточных параметрах теплоснабжения с вычислителя на компьютер;

- обработка, подготовка и распечатка отчетов о суточных параметрах теплоснабжения на принтере;

- передача энергоснабжающей организации отчетов о суточных параметрах теплоснабжения за отчетный период;

- по заявке заказчика предоставление имеющихся архивных данных часовых и суточных параметров теплоснабжения;

- передача отчетов о суточных параметрах теплоснабжения заказчику за отчетный период.

Таким образом, договорами, заключенными ООО «ЭСКО» с потребителями тепловой энергии, предусмотрена обязанность обслуживающей организации произвести сдачу приборов учета тепловой энергии энергоснабжающей организации по акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя.

Во исполнение названных договоров, в связи с началом отопительного периода, письмом от 06.10.2014 исх. № 82 ООО «ЭСКО» обратилось в ООО «Хакасский ТЭК» с просьбой направить метролога для повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию потребителей тепловой энергии по  списку.

27.10.2014 в ООО «Хакасский ТЭК» было направлено повторное письмо исх. № 85 в ООО «Хакасский ТЭК» с просьбой допустить приборы учета потребителей в эксплуатацию, при этом были приложены все документы, предусмотренные пунктом 64 Правил № 1034.

Письмами № 86 от 27.10.2014 и № 89 от 19.11.2014 ООО «ЭСКО» в адрес теплоснабжающей организации были направлены показания приборов учета тепловой энергии по потребителям, с которыми заключены договоры на техническое обслуживание приборов учета.

Однако, не смотря на представленные в полном объеме документы, узлы учета потребителей в установленный десятидневный срок не были приняты в эксплуатацию, соответственно, расчет с потребителями производился по нормативу, а не показаниям приборов учета.

Это послужило основанием для расторжения со стороны потребителей тепловой энергии договоров на техническое обслуживание приборов учета с ООО «ЭСКО», о чем свидетельствуют письма ООО «Россиянка», ИП <…>.

Некоторые потребители тепловой энергии из списка, представленного ООО «ЭСКО», заключили договор на техническое обслуживание узлов учета с ООО «Хакасский ТЭК Дом», после чего узлы учета были приняты в эксплуатацию. В материалы дела ответчиком представлены акты повторного допуска узлов учета тепловой энергии в эксплуатацию, из анализа которых комиссией установлено следующее.

Так, по потребителю МБОУ «Усть-Абаканская СОШ» актом от 23.10.2014 установлено, что отсутствует техническая документация на узлы учета, установленные на объектах абонента, узлы учета тепловой энергии потребителя МБОУ «Усть-Абаканская СОШ» не допущены в эксплуатацию, а 01.11.2014 узлы учета приняты в эксплуатацию представителями ООО «Хакасский ТЭК Дом».

По потребителю Управление образования администрации Усть-Абаканского района 23.10.2014 составлен акт о том, что узел учета не соответствует проекту, термометры, манометры не поверены; актом от 01.11.2014 узел учета принят в эксплуатацию представителями ООО «Хакасский ТЭК Дом» без замечаний.

Потребитель   ИП Минченков С.Н. акт от 06.11.2014 о том, что узел учета не соответствует проекту, отсутствуют техусловия, а 12.11.2014 принят в эксплуатацию метрологом ООО «Хакасский ТЭК Дом».

Потребитель МБУ «РДК «Дружба» акт от 10.11.2014, что узел учета не соответствует проекту, акт от 03.12.2014 принят в эксплуатацию с 29.09.2014  метрологом ООО «Хакасский ТЭК Дом».

Потребитель МБУК «Усть-Абаканская ЦБС» - акт от 10.11.2014: узел учета не соответствует тех.документации, термометры и манометры не поверены, изоляция отсутствует; акт от 03.12.2014 принят в эксплуатацию с 29.09.2014  метрологом ООО «Хакасский ТЭК Дом».

Потребитель ИП <…> (магазин «Каскад») – акт от 06.11.2014: узел учета не окрашен, нет теплоизоляции, актом от 10.11.2014 принят в эксплуатацию без замечаний с 15.10.2014 метрологом ООО «Хакасский ТЭК Дом».

Потребитель ИП <…> – акт от 11.11.2014 составлен о том, что отсутствует оригинал согласованного проекта, нет окраски, изоляции, акт от 01.12.2014 принят без замечаний метрологом ООО «Хакасский ТЭК Дом».

Потребитель ООО «Рикос» - акт от 05.11.2014: не предоставлен оригинал техдокументации на узел, 15.12.2014 принят в эксплуатацию метрологом ООО «Хакасский ТЭК Дом».

 

По некоторым потребителям, в частности заявителю ООО «Фирма «Илона», ООО «Диана», ИП <…> узлы учета тепловой энергии не приняты до сих пор.

Так по потребителю ООО «Фирма «Илона» все документы, необходимые для допуска узла учета в эксплуатацию и предусмотренные в п. 64 Правил № 1034, предоставлены обслуживающей организацией ООО «ЭСКО» письмом от 27.10.2014 (ООО «Хакасский ТЭК получено 27.10.2014), в указанном письме имеется перечень приложенных документов, в том числе, проект узла учета (заверенная копия), паспорт узла учета, который включает и свидетельства о поверке приборов учета. 

Вместе с тем, представители ООО «Хакасский ТЭК» при обследовании 05.11.2014 объекта, расположенного по адресу ул. Советская 96 (наименование потребителя в акте не указано), указали в акте, что техническая документация (оригинал) не предоставлена, средства измерения не поверены.

До настоящего времени узел учета потребителя ООО «Фирма «Илона» не допущен в эксплуатацию, в связи с чем расчет за тепловую энергию производится не по показаниям прибора учета, а по нормативу, что в несколько раз больше, чем суммы за фактически потребленные ресурсы.

 

По потребителю ООО «Диана» (магазин «Эконом») ООО «ЭСКО» письмом от 31.10.2014 № 88 (вх. № ООО «Хакасский ТЭК» 4377 от 04.11.2014) повторно направило все документы, необходимые для допуска узла учета в эксплуатацию и предусмотренные в п. 64 Правил № 1034.

  В акте от 11.11.2014 представитель теплоснабжающей организации указал, что отсутствует согласованный проект, нет окраски, теплоизоляции, термометры и манометры не поверены. Отчеты о суточных параметрах теплоснабжения у ООО «Диана» за октябрь, ноябрь 2014 года не принимались, о чем свидетельствуют письма ООО «Хакасский ТЭК» от 2973 от 06.11.2014 и 3110 от 26.11.2014, расчеты производились по договорным объемам.

 

Письмом от 16.12.2014 исх. № 96 ООО «ЭСКО» направило в адрес ООО «Хакасский ТЭК» проект узла учета и паспорт учета тепловой энергии потребителя ИП <…> В.М. и просило направить специалиста для допуска данного узла учета в эксплуатацию (вх. ООО «Хакасский ТЭК» от 16.12.2014). 

Однако данная заявка оставлена без рассмотрения, в установленный законодательно срок осмотр узла учета ИП <…> не был выполнен, акт о допуске узла учета в эксплуатацию либо о недопуске с указанием выявленных нарушений составлен не был.

 

II. 18.11.2014 письмом № 45 ООО «Фирма «Илона» обратилось в ООО «Хакасский ТЭК» для согласования проекта узла учета тепловой энергии и теплоносителя в магазине «1000 мелочей» в г. Черногорске, ул. Советская, 96.

Письмом № 3300 от 09.12.2014 ООО «Хакасский ТЭК» сообщило ООО «Фирма «Илона», что предоставленная документация на узел учета не может быть согласована, так как не выполнены требования пункта 44 Правил № 1034.

ООО «Фирма «Илона» выполнило корректировку проекта, о чем сообщило в ООО «Хакасский ТЭК» письмом № 51 от 24.12.2014.

Письмом № 3425 от 26.12.2014 теплоснабжающая организация ответила ООО  «Фирма «Илона», что проект необходимо пронумеровать по количеству страниц, прошнуровать и скрепить печатью. Кроме того, ООО «Хакасский ТЭК» указало, что не предъявлен оригинал технических условий, выданных теплоснабжающей организацией.

11.02.2015 ООО «Фирма «Илона» вновь направило в ООО «Хакасский ТЭК» проект узла учета (оригинал в 2 экземплярах) для согласования, получено ООО «Хакасский ТЭК» 11.02.2015.

Однако до настоящего времени проект узла учета ООО «Фирма «Илона» не согласован теплоснабжающей организацией.

  

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

I.   Минтопэнерго РФ были утверждены Правила учета тепловой энергии и теплоносителя от 12.09.1995 № Вк-4936 (действовали до издания Приказа Минэнерго России от 27.11.2014 № 871, вступившего в силу с 24.01.2015).

В соответствии с пунктом 7.1 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя № Вк-4936 допуск в эксплуатацию узлов учета потребителя осуществляется представителем энергоснабжающей организации в присутствии представителя потребителя, о чем составляется соответствующий акт. Акт составляет в 2-х экземплярах, один из которых получает представитель потребителя, а второй - представитель энергоснабжающей организации.

Перед каждым отопительным сезоном осуществляется проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации, о чем составляется соответствующий акт (пункт 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя № Вк-4936).

Согласно пункту 7.5 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя № Вк-4936 узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя. Учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию.

Пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя № Вк-4936 предусмотрено, что вызов потребителем представителя энергоснабжающей организации для оформления допуска узла учета потребителя осуществляется не менее чем за 5 дней до предполагаемого дня оформления узла учета, а решение о допуске в эксплуатацию должно быть принято не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки потребителем.

Также Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 утверждены Правила, которые устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

В соответствии с пунктом 73 Правил № 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 62 Правил № 1034 ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе:

а) представитель теплоснабжающей организации;

б) представитель потребителя;

в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.

Комиссия создается владельцем узла учета (пункт 63 Правил № 1034).

Согласно пункту 64 Правил № 1034 для ввода узла учета в эксплуатацию владелец узла учета представляет комиссии проект узла учета, согласованный с теплоснабжающей организацией, выдавшей технические условия и паспорт узла учета или проект паспорта, который включает в себя:

а) схему трубопроводов (начиная от границы балансовой принадлежности) с указанием протяженности и диаметров трубопроводов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, грязевиков, спускников и перемычек между трубопроводами;

б) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;

в) базу данных настроечных параметров, вводимую в измерительный блок или тепловычислитель;

г) схему пломбирования средств измерений и оборудования, входящего в состав узла учета, исключающую несанкционированные действия, нарушающие достоверность коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя;

д) почасовые (суточные) ведомости непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток).

 

Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за 10 рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию (пункт 65 Правил № 1034).

В силу пункта 68 Правил № 1034 акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. При подписании акта о вводе в эксплуатацию узла учета, узел учета пломбируется представителем теплоснабжающей организации, акт утверждается руководителем.

Таким образом, учитывая положения названных Правил, при предоставлении всех документов, предусмотренных пунктом 64 Правил № 1034, теплоснабжающая организация обязана принять решение о допуске в эксплуатацию узлов учета потребителей, указанных в заявке ООО «ЭСКО» не позднее чем через 10 дней с момента подачи заявки.

Однако как было установлено комиссией, несмотря на получение ООО «Хакасский ТЭК» всех необходимых документов и сведений по потребителю ООО «Фирма «Илона» 27.10.2014, по потребителю ООО «Диана» 04.11.2014, по потребителю ИП <…>16.12.2014, до настоящего времени узлы учета данных абонентов не введены в эксплуатацию, что является нарушением сроков допуска узла учета потребителя, установленных пунктом 7.6 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя № Вк-4936, а также пункта 73 Правил № 1034.

 Комиссия Хакасского УФАС России считает необоснованными замечания теплоснабжающей организации, указанные в актах от 05.11.2014 (ООО «Фирма «Илона») и от 11.11.2014 (ООО «Диана»), о том, что отсутствует проект на узел учета тепловой энергии, а также не поверены средства измерения, так как из сопроводительных писем ООО «ЭСКО» о допуске узлов учета следует, что указанные документы были предоставлены в адрес теплоснабжающей организации.

 

II. Пунктом 49 Правил № 1034 установлено, что проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета.

В соответствии с пунктом 44 Правил № 1034 проект узла учета содержит:

а) копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения;

б) план подключения потребителя к тепловой сети;

в) принципиальную схему теплового пункта с узлом учета;

г) план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок;

д) электрические и монтажные схемы подключения приборов учета;

е) настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы);

ж) схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил;

з) формулы расчета тепловой энергии, теплоносителя;

и) расход теплоносителя по теплопотребляющим установкам по часам суток в зимний и летний периоды;

к) для узлов учета в зданиях (дополнительно) - таблицу суточных и месячных расходов тепловой энергии по теплопотребляющим установкам;

л) формы отчетных ведомостей показаний приборов учета;

м) монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления;

н) спецификацию применяемого оборудования и материалов.

В силу пункта 50 Правил № 1034 потребитель направляет на согласование в теплоснабжающую (теплосетевую) организацию копию проекта узла учета. В случае несоответствия проекта узла учета положениям пункта 44 настоящих Правил теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в течение 5 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета направить потребителю уведомление о представлении недостающих документов (сведений).

В этом случае срок поступления проекта узла учета на согласование определяется с даты представления доработанного проекта.

Пунктом 51 Правил № 1034 установлено, что теплоснабжающая (теплосетевая) организация не вправе отказаться от согласования проекта узла учета в случае его соответствия пункту 44 настоящих Правил. В случае непредоставления сведений о согласовании или замечаний к проекту узла учета в течение 15 рабочих дней со дня получения копии проекта узла учета проект считается согласованным.

Таким образом, обязанность теплоснабжающей организации по согласованию проекта на узел учета тепловой энергии установлена пунктом 51 Правил № 1034.

Комиссия Хакасского УФАС России полагает, что ООО «Хакасский ТЭК», необоснованно уклоняется от установленной законом обязанности по согласованию узлов учета тепловой энергии, исходя из следующего.

Отвечая 09.12.2014 на первую заявку ООО «Фирма «Илона» от 18.11.2014, ООО «Хакасский ТЭК» нарушило срок, установленный пунктом 50 Правил № 1034. Так как в случае если ООО «Фирма «Илона» предоставило проект узла учета, не соответствующий пункту 44 Правил № 1034, то ООО «Хакасский ТЭК» должно было дать ответ не позднее 5 рабочих дней, то есть до 25.11.2014.

Как было указано ранее в настоящем решении, исполнив требования ООО «Хакасский ТЭК», ООО «Фирма «Илона» 24.12.2014 направило исправленный проект, где по каждому из подпунктов пункта 44 Правил № 1034 дало свои пояснения. Однако теплоснабжающая организация потребовала пронумеровать проект по количеству страниц, прошнуровать и скрепить печатью, а также указала, что не предъявлен оригинал технических условий, выданных теплоснабжающей организацией.

Комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что пункт 44 Правил № 1034 не содержит подобных требований, следовательно, они являются избыточными, и ООО «Хакасский ТЭК» необоснованно уклоняется от своей обязанности по согласованию проекта узла учета, установленного на объекте потребителя ООО «Фирма «Илона».

Как установлено из документов и пояснений сторон, проект узла учета ООО «Фирма «Илона» до настоящего времени не согласован.   

 

 Принципы недопустимости использования своих прав в нарушение прав других лиц, а также недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию, установлены статьями 17, 34 Конституции Российской Федерации.

Статьей 10 Гражданского кодекса РФ также не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Как указано ранее в настоящем решении, комиссией Хакасского УФАС России установлено, что ООО «Хакасский ТЭК» на рынке теплоснабжения в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей занимает доминирующее положение.

Действия ООО «Хакасский ТЭК», описанные в настоящем решении и выразившиеся в: уклонении от допуска узлов учета потребителей ООО «Фирма «Илона», ООО «Диана», ИП <…>; уклонении от обязанности по согласованию проекта узла учета тепловой энергии потребителя ООО «Фирма «Илона» являются злоупотреблением своим доминирующим положением на рынке теплоснабжения в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей.

Общество, уклоняясь от допуска узлов учета указанных потребителей в эксплуатацию и не составляя акт ввода в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии, фактически препятствует ведению расчетов за полученную тепловую энергию по приборам учета тепловой энергии. Комиссия  считает, что результатом таких действий является или может являться ущемление интересов потребителей, которые оплачивая тепловую энергию по договорным объемам, несут большие затраты, чем если бы платили за фактически потребленную тепловую энергию по показаниям приборов учета; а также обслуживающей организации ООО «ЭСКО», с которой были расторгнуты договоры на техническое обслуживание приборов учета по причине не сдачи в эксплуатацию узлов учета, о чем свидетельствуют письма ООО «Россиянка» от 21.11.2014 и ИП <…> А.П. от 21.11.2014.

Такое поведение свидетельствует о выходе ООО «Хакасский ТЭК» за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, поскольку границы возможного поведения для теплоснабжающей организации установлены в Законе о теплоснабжении, в Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя, Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.

Как следует из Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, оценив поведение ООО «Хакасский ТЭК», комиссия управления пришла к выводу о том, что в описанных действиях ООО «Хакасский ТЭК», установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

С учетом материалов настоящего дела комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Хакасский ТЭК» предписания.   

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Учитывая изложенное, комиссия управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать положение ООО «Хакасский ТЭК» на рынке теплоснабжения в географических границах эксплуатируемых тепловых сетей доминирующим.
  2. Признать ООО «Хакасский ТЭК» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части уклонения от допуска узлов учета потребителей ООО «Фирма «Илона», ООО «Диана», ИП <…>; уклонения от обязанности по согласованию проектов узлов учета тепловой энергии ООО «Фирма «Илона».
  3. Выдать ООО «Хакасский ТЭК» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, для чего:

а) в течение пяти рабочих дней с момента получения решения и предписания исполнить обязанность, предусмотренную пунктом 73 Правил № 1034, и провести проверку готовности узла учета потребителей ООО «Фирма «Илона», ООО «Диана», ИП <…>, составив акт периодической проверки узла учета;

б) до 22.05.2015 предпринять меры по согласованию проекта узла учета тепловой энергии потребителя ООО «Фирма «Илона» (магазин «1000 мелочей», расположенный по адресу: г. Черногорск, пр. Советская, 96).

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

  

                                                                                                               ООО «Хакасский ТЭК»

Директору <…>

ул. Красноярский тракт, д. 05, а/я 125, г. Черногорск, 655158

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №  3-А-Т-15

 

07 мая 2015 года                                                                                  г. Абакан

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на  основании своего решения от 07 мая 2015 года по  делу № 3-А-Т-15 о нарушении ООО «Хакасский ТЭК» (юридический адрес: 655158, г. Черногорск, ул. Красноярский тракт, 05) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «Хакасский ТЭК» прекратить злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг теплоснабжения, для чего необходимо совершить следующие действия:

а) в течение пяти рабочих дней с момента получения решения и предписания по делу № 3-А-Т-15 исполнить обязанность, предусмотренную пунктом 73 Правил № 1034, и провести проверку готовности узла учета потребителей ООО «Фирма «Илона», ООО «Диана», ИП <…>, составив акт периодической проверки узла учета;

б) до 22.05.2015 предпринять меры по согласованию проекта узла учета тепловой энергии потребителя ООО «Фирма «Илона» (магазин «1000 мелочей», расположенный по адресу: г. Черногорск, пр. Советская, 96).   

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Хакасское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены комиссии

 

 

К.А. Лебедева

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

С.В. Мальцева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны