Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 3-А-Т-16 от 29 ноября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ИП <...>

Муниципальное  предприятие

г. Абакана «Водоканал»

Директору

В.Н. Кузнецову

655003, Республика Хакасия,

г. Абакан, ул. Катерная, 38.

34-32-96, 34-32-97

vodokanal_abakan@mail.ru

 

Госкомтарифэнерго Хакасии

655017, г. Абакан, ул. Ленина, 67, а/я 728,

rek@r-19.ru

 

Администрация г. Абакана

655017, г. Абакан, ул. Щетинкина, 10

факс: (3902) 22-45-36

infotdel@inbox.ru

dgaz-abakan@mail.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-А-Т-16

                                                                       г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  14 ноября 2016 года

В полном объеме решение изготовлено  16 ноября 2016 года    

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:

Широкова О.В. –  заместитель руководителя управления;

Члены комиссии:

Исакова Е.А. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

 

 

Мальцева С.В. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

Кворум имеется, комиссия правомочна принимать решения.

При участии:

Представителя МП г. Абакана «Водоканал», <...>;

Представителя МП  г. Абакана «Водоканал» <...>.

В  отсутствие представителя Заявителя, уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом;

В отсутствие представителя Администрации г. Абакана;  представителя Госкомтарифэнерго Хакасии, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Заявлений, ходатайств, возражений о рассмотрении дела в отсутствие  представителей, не явившихся в заседание комиссии, отводов членов комиссии от лиц, участвующих в рассмотрении дела, до рассмотрения дела не поступало.

Комиссия, рассмотрев дело № 3-А-Т-16, возбужденное по признакам нарушения  МП г. Абакана «Водоканал» пункта 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в создании необоснованного препятствования  доступу хозяйствующим субъектам (в частности Заявителя)  на товарный рынок оказания услуг водоснабжения, водоотведения  при заключении договоров подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения,

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения настоящего дела  явилось поступление в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также – Управление, Хакасское УФАС России) заявления ИП  <...> (далее также – ИП, Заявитель) (вх. № 6058 от 03.11.2015),  указывающее на наличие в действиях МП г. Абакана «Водоканал» (далее также – МП «Водоканал», Предприятие) признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также дополнение к заявлению (вх. № 6584 от 30.11.2015).

Приказом Хакасского УФАС России от 02 февраля 2016 года № 21 в отношении МП г. Абакана «Водоканал» возбуждено дело № 3-А-Т-16 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 3-А-Т-16 о нарушении антимонопольного законодательства к  рассмотрению от 17.02.2016 (№ 05-871/ЕИ)  установлены выявленные признаки нарушения  антимонопольного законодательства, фактические и иные  обстоятельства, свидетельствующие об их наличии, истребована информация, необходимая в целях полного и всестороннего рассмотрения дела.   Определением от 16.03.2016 (исх. № 05-1477/ЕИ), а также Определением от 14.04.2016 (исх. № 05-2153/ЕИ) рассмотрение дела отложено, в том числе  в связи с  необходимостью получения дополнительных доказательств, а также в целях предоставления ранее не представленной информации.

Определением от 11.05.2016 (исх. № 05-2796/ЕИ) продлен срок рассмотрения дела, рассмотрение дела отложено. Также определениями  от 22.06.2016 (исх. № 05-3527/ЕИ), от 24.08.2016 (исх. № 05-5773/ЕИ) рассмотрение дела отложено,  истребована необходимая для рассмотрения дела информация.

Руководствуясь положениями части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в заседании 07.10.2016 Комиссия антимонопольного органа приняла Заключение об обстоятельствах дела № 3-А-Т-16 и в соответствии с положениями  пункта 3 части 1.1 статьи 47, части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции определением от 07.10.2016 рассмотрение дела отложено, дело назначено к рассмотрению на 14.11.2016.

Письменных пояснений, доводов, в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела лицами, участвующими в рассмотрении дела, не представлено. Согласно пояснений представителей Ответчика в ходе заседания  Комиссии 14.11.2016 дополнительных материалов, возражений, доказательств по обстоятельствам, изложенным в заключении об обстоятельствах дела  не имеется.

В соответствии с заявлением в адрес антимонопольного органа  в ответ на заявление ИП от 21.07.2015 № 33 в адрес Заявителя от МП «Водоканал» поступили договоры о подключении (технологическом   присоединении), в том числе договор № 220В/512. Ввиду несогласия с условиями  договора о подключении к централизованной системе водоснабжения ИП в адрес Предприятия были направлены  письма о пересмотре условий договора в части размера платы за подключение, намерении самостоятельно осуществлять строительство сетей водоснабжения и водоотведения с последующей передачей их в муниципальную собственность, в ответ на которые МП «Водоканал»  направлено письмо, содержащее информацию о последствиях не подписания договоров в тридцатидневный срок (от 22.10.2015 № 3459). Кроме того, согласно заявлению, в действиях МП «Водоканал» имеются признаки нарушения   действующего   законодательства путем выдачи незаконных  договоров о  подключении (технологическом присоединении), поскольку при подготовке проекта договора МП «Водоканал» не исполнило требования Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) и Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также – Постановление № 406), размер платы за данное подключение должен быть установлен органом регулирования тарифов в индивидуальном порядке, при этом необходимо  учитывать, что в точке  подключения (между ВК-054 и ВК-053) имеется техническая возможность произвести подключение объекта без проведения работ на существующей системе водоснабжения и водоотведения.

В ходе рассмотрения дела Заявителем уточнены требования в части правомерности включения в состав общей подключаемой нагрузки и соответственно расчет платы за подключение объемов нагрузки  систем  пожаротушения  (внутреннее и  автоматическое пожаротушение).

Кроме того в связи с направлением и заключением договора  на водоотведение разногласия касаются определения условий и заключения договора  водоснабжения подключаемого объекта Заявителя.

В соответствии с изложенными в заявлении требованиями Заявитель просит признать обжалуемые действия противоречащими требованиям ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции,  выдать МП «Водоканал» предписание о прекращении злоупотребления доминирующим положением, совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности в соответствии со ст. 14.31 КоАП РФ.

Согласно доводам Ответчика при подготовке в августе 2015 г. проекта договора о подключении к системе централизованного водоснабжения Предприятием не был учтен п. 2 письма ФСТ России от 04.08.2014 № СЗ-8458/5. 

В инвестиционной программе Предприятия ранее  предусматривалось  мероприятие, позволяющее обеспечить запрашиваемой нагрузкой подключаемый объект  Заявителя: «ПИР и    строительство закольцовки водовода по ул. Некрасова в  границах ул. Чертыгашева-Крылова Д630мм, протяженностью 1243,14 пм», вместе с тем инвестиционная программа прекратила свое действие 31.12.2015, указанное мероприятие не выполнено,   вследствие чего подключение рассматриваемого объекта возможно при условии реконструкции водопроводной сети Д200мм по ул. Чертыгашева в границах ул. Володарского-Ивана Ярыгина.

С учетом длительности согласования спорных условий договора, лишь в декабре 2015 г. МП «Водоканал» обратилось в  Госкомтарифэнерго  Хакасии с заявлением об  установлении платы за подключение объекта по ул. Некрасова, 29 к сетям водоснабжения в индивидуальном порядке.

Первоначально Предприятием принято некорректное техническое решение по подключению к одной точке подключения на ул. Чертыгашева. 

Нагрузка на пожаротушение является составной частью общей подключаемой нагрузки, определяемой для расчета платы за подключение. Необходимость учета нагрузки на пожаротушение в общей  подключаемой нагрузке  по водоснабжению следует в том числе из содержания пп. «е» п. 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, п. 116 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ от 27.12.2013 № 1746-э, п. 96 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства  РФ от 13.05.2013 № 406.     

Из представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

Согласно Протоколу результатов аукциона № 9 от 02.04.2013, проводимого ДГАЗ г. Абакана, победителем аукциона по лоту № 1 признан Индивидуальный предприниматель <...>. Предметом данного лота являлось продажа в собственность земельного участка по ул. <...>, назначение - под строительство торгово-развлекательного центра.

Одним из условий застройки участка, является присоединение его к сетям инженерно-технического обеспечения и в том числе к сетям водоснабжения и водоотведения.

Согласно указанному  протоколу  результатов аукциона № 9 от 02.04.2013, в том числе максимальная подключаемая нагрузка, точка подключения, информация о плате за подключение (технологическое присоединение) определены в технических условиях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, выданных в соответствии с положениями Градостроительного кодекса (ст. 48) и Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 (далее также – Правила № 83): Технические условия на водоснабжение от 30.10.2012 № 79 и Технические условия на водоотведение от 30.10.2012 № 68.

Указанные технические условия выданы МП «Водоканал» на основании запроса ДГАЗ Администрации г. Абакана от 04.10.2012 на выдачу технических условий и информации о плате за подключение (в запросе в том числе определены соответствующие параметры подключаемого объекта – торгово-развлекательный центр, и планируемая величина необходимой подключаемой нагрузки – по водоснабжению 14,52 м3/сутки; по водоотведению  20,30 м3/сутки).  Срок  действия технических условий – в рамках инвестиционной программы  главы г. Абакана до 2015 г.

24.09.2013 (исх. № 60)  МП «Водоканал» на основании запроса ИП от 03.09.2013 выданы Технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального  строительства (Торогово-развлекательный центр) к водопроводным сетям.  Предварительный объем водопотребления 39,57 м3/сут. Возможная точка подключения (технологического присоединения) с  предварительной нагрузкой – проектируемый колодец между ВК-054 и ВК-053 на водопроводе Д200мм по ул. Чертыгашева. Срок действия ТУ – 2 года с даты их выдачи.

02.07.2015 в адрес МП «Водоканал» ИП  было направлено заявление о подключении Торгово-развлекательного центра, расположенного по адресу: <...>, к сетям инженерно-технического обеспечения. Данное заявление с приложенными к нему документами было получено МП «Водоканал» 02.07.2015 входящий № 1247.   Согласно заявлению общая подключаемая нагрузка:  водоснабжение 39,57 м3/сутки; водоотведение 39,57 м3/сутки.

Планируемая дата ввода  объекта – 03.02.2016.

13.07.2015   ИП <...> получила отказ МП «Водоканал» в принятии документов к рассмотрению (письмо МП «Водоканал» от 10.07.2015 исх. № 2158), в связи с несоответствием представленного баланса водопотребления  и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений.

21.07.2015   ИП <...>  повторно направила заявление о подключении исх. № 33 в адрес МП «Водоканал».

На заявление о подключении от 21.07.2015 исх. № 33 в адрес ИП <...> поступили договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения от 12.08.2015 № 220 В/512 и № 220К/512к.

В  соответствии с договором № 220 В/512 размер нагрузки объекта составляет 512,605 м3/сутки. Плата за подключение определена в размере 16 451 372,43 рублей (с НДС). Размер платы определен исходя из размера подключаемой нагрузки и тарифа, установленного приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 29.05.2013 № 78-п (приложение № 4 к проекту договора).

Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 29.05.2013 № 78-п утверждены тарифы на подключение к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения города Абакана. В соответствии с п. 5 Приказа тарифы подлежат пересмотру после вступления в силу методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения  (приказ ФСТ России от 27.12.2013 № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» вступил в силу с 16.03.2014).

Сведений о пересмотре тарифов, утвержденных приказом № 78-п от 29.05.2013 (в соответствии с п. 5 приказа), после вступления в силу Методических указаний, не представлено.

Срок подключения объекта определен 03.02.2016, выполняемые сторонами мероприятия – в приложении № 2 к  Договору.

Приложением № 1 –  Технические условия на подключение (срок их действия установлен на период действия Договора)  определена точка подключения: ВК-проектируемая на границе земельного  участка от водопроводной сети Д200мм между ВК-054 и ВК-053.

Из состава мероприятий, предусмотренных приложением № 2 к Договору № 220В/512, следует, что Предприятие выполняет мероприятия инвестиционной программы МП «Водоканал» по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2011-2015 гг., строительство наружных сетей водопровода до границы земельного участка торгово-развлекательного комплекса; состав выполняемых мероприятий: изыскательские работы, разработка ПСД, экспертиза проекта,   строительство сети водопровода до границы земельного участка объекта заказчика, осуществление технического надзора за  строительством сетей Заказчика и подписание актов на скрытые  работы, заключение договора на оказание услуг по водоснабжению.

В приложении № 2 к Договору не  указано конкретного перечня фактически осуществляемых организацией ВКХ мероприятий инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения  и водоотведения (в том числе по  увеличению мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, реконструкции, модернизации существующих объектов).

31.08.2015, 03.09.2015 ИП обратилась в адрес МП «Водоканал» по вопросу предоставления  пояснений по расчету нагрузки, указанной в  договоре о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, а также о намерении самостоятельно   осуществлять  строительство сетей водоснабжения и водоотведения с последующей их передачей в муниципальную собственность.

Из ответа МП «Водоканал» на указанные обращения ИП (№ 30, № 31, № 32) письмом от 08.09.2015 № 2972 Предприятие со ссылкой на положения п. 96 раздела XII Правил № 406 сообщило, что поскольку осуществляется строительство торгово-развлекательного центра (общественное здание) в  соответствии с п. 4.1.1 СП10 12130 2009 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний  противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», нагрузка по  водоснабжению здания рассчитана по данным, представленной из проектной документации в соответствии с требованиями пп. «е» п. 90 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее также – Правила № 644, Правила водоснабжения).

Также Предприятие указанным письмом сообщило, что в г. Абакане действует утвержденная Инвестиционная программа  по развитию централизованных систем холодного водоснабжения и  водоотведения,  объект ИП строится на территории, в которой область действия программы распространяется, утверждены тарифы по подключению к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения. Предприятие является исполнителем  данной программы, поэтому после подписания  договоров о подключении, которые  являются публичными, ИП необходимо внести плату за подключение (технологическое присоединение). Наружные сети водопровода и канализации от точек подключения на сетях МП до границ земельного участка построит Предприятие.

23.09.2015, 30.10.2015, 26.11.2015 Заявителем повторно заявлено о  необходимости пересмотра  договоров в части порядка установления платы за подключение (в нарушение п. 85 Постановления Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»).

23.09.2015   ИП направила в адрес МП «Водоканал» письмо от исх. № 38, в котором повторно настаивала на пересмотре договоров, в части размера платы за подключение и уведомила, что договоры к письму МП «Водоканал» от 08.09.2015 исх. № 2972 приложены не были.

Согласно письму МП «Водоканал» № 3459 от 22.10.2015 аналогичного по содержанию письму 08.09.2015 исх. № 2972, с приложением  договоров о подключении (технологическом присоединении), ИП дополнительно проинформирована о том, что в случае не подписания в 30-дневный срок со дня получения от организации ВКХ подписанного договора о подключении либо предложения об изменении представленного проекта договора в части, не противоречащей Закону о водоснабжении, Правил водоснабжения и условиям типового договора, организация ВКХ вправе отказаться от подписания договора о подключении, увеличить срок осуществления подключения, предусмотренный договором.

30.10.2015   ИП направила в адрес МП «Водоканал» письмо № 42 с несогласием с условиями договоров в части порядка установления размера платы за подключение (в нарушение п. 85 Постановления Правительства РФ № 406 от 13.05.2013 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (индивидуальный размер платы за  подключение).

Ответом от 17.11.2015 № 3988 МП «Водоканал» повторно указал, что в  проектах договоров нет условий, противоречащих действующему законодательству, оснований для внесения   изменений в договоры не имеется.

На указанное письмо ИП в адрес  Предприятия направлено письмо от 26.11.2015  № 46 «Протокол разногласий № 4», в котором, в том числе   еще раз указала на необходимость установления индивидуального размера платы за подключение в рассматриваемом случае, поскольку величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки превышает 10 м3/час.  Кроме того, ИП  также указала, что  срок ввода объекта в эксплуатацию определен 03.02.2016, анализируя сроки  строительства, сроки подготовки проектов  договоров, создается угроза срыва сроков ввода объекта в эксплуатацию.

Из пояснений МП «Водоканал» в адрес Хакасского УФАС России (письмо от 04.12.2015 № 4213) следует, что размер подключаемой нагрузки определен в соответствии с пп. «е» п. 90 Правил холодного водоснабжения (на основании баланса  водопотребления и водоотведения,  содержащего информацию об общей подключаемой нагрузке, в  том числе объемы на пожаротушение). При этом нагрузка на наружное пожаротушение Предприятием не учитывалась,  поскольку наружное   пожаротушение обеспечивается из сетей централизованной системы водоснабжения города через  пожарные гидранты.

При  решении вопроса об установлении  индивидуальной платы за подключение МП «Водоканал» не был учтен п. 2 Информационного письма ФСТ от 04.08.2014 № СЗ-8458/5, поскольку из нагрузки, указанной в представленном ИП проекте, следует, что услуги по водоснабжению и водоотведению будут  осуществляться с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, не превышающей 300 кв. см.

04.12.2015 МП «Водоканал» обратилось в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии с заявлением об установлении индивидуального размера платы за подключение (технологическое присоединение) объекта Заявителя. Согласно  пояснениям Предприятия в расчет индивидуальной платы не включены расходы заявителя на создание  водопроводных сетей и объектов на них от существующей сети централизованной системы холодного  водоснабжения до объекта  капитального   строительства заявителя, в связи с изъявлением заявителем желания построить  указанный участок сети за счет собственных средств.

Из  представленных МП «Водоканал»  приложений к обращению в адрес регулирующего органа (вх. № 138 от 15.01.2016) следует:

МП «Водоканал» представлен баланс водопотребления и водоотведения по объекту, согласно которому часовая нагрузка водопотребления (без пожаротушения) составляет  11,6 м3. Нагрузка на пожаротушение: внутреннее пожаротушение (пожарные краны) – 49,68 м3/ч (149,04 м3/с); автоматическое пожаротушение – 308 м3/ч (324,0 м3/с). Заявленная  общая нагрузка по водоснабжению - 512,605 м3/с.

Согласно предварительному расчету платы за подключение для подключения  объекта необходимо  проведение  реконструкции водопровода по ул. Чертыгашева в  границах ул. Володарского-И.Ярыгина (увеличение диаметра водопроводной сети Д200мм на 355 мм),  которую необходимо выполнить для увеличения мощности (пропускной способности) централизованной системы водоснабжения,  протяженностью 1288 пм, включая подготовительные работы благоустройство, строительство сети до границ земельного участка, включая ПИР и расходы по уплате налога на  прибыть и т.д. (сметная стоимость объекта  по расчетам Предприятия составила 42008930,75 (без НДС)). С учетом доли подключаемой нагрузки ИП в расчетном расходе с учетом подключенных нагрузок (51,31 %)  предварительный размер платы за подключение объекта  ИП   по расчету  Предприятия составил 21 554 782,37 руб. (без НДС).

Ранее (при  подготовке и   направлении проекта договора о   подключении № 220В/512 от 12.08.2015) такие мероприятия  по реконструкции указанного участка сетей водоснабжения в составе и перечне мероприятий для подключения объекта не предусматривались.

Как следует из пояснений МП «Водоканал» от 29.04.2016 № 1384 (вх. № 2253) Предприятием в адрес ДГАЗ Администрации г. Абакан был сделан запрос о наличии коридора по ул. Некрасова (предоставления земельного участка под строительство линейного объекта – водопроводной сети d200 в точке подключения в районе ул. Кирова и ул. Некрасова, со стороны торгового комплекса «Поляна»). В соответствии с ответом Департамента (от 22.04.2016 № 2668) в рамках реализации «Проекта планировки II жилого района города Абакана», утвержденного  Постановлением Главы города Абакана № 2220 от 14.11.2012, земельный участок,  расположенный вдоль ул. Некрасова, предназначен для перспективной прокладки магистральных инженерных сетей, обеспечивающих жилой район «Арбан». Коридор для дополнительной параллельной трассы, еще одного водопровода по ул. Некрасова в границах ул. Чертыгашева-Кирова, отсутствует.

29.04.2016 в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии от МП «Водоканал» поступил новый вариант расчета платы за подключение с изменением схемы прокладки трубопровода и стоимости работ (письмо Госкомтарифэнерго Хакасии от 04.05.2016 № ГКТЭ-1152/П (вх. № 2333 от 05.05.2016).

В соответствии с  представленным расчетом Предприятием  предусмотрены следующие мероприятия по  водоснабжению, включаемые в расчет платы за подключение, в том числе строительно-монтажные работы по реконструкции водопроводной сети Д200мм по ул. Чертыгашева в границах ул. Володарского-Некрасова с увеличением диаметра до 355мм и восстановление нарушенного благоустройства  территории при реконструкции; строительно-монтажные работы по строительству водопроводной сети Д355мм по ул. Некрасова в границах ВК-105 (Д355мм) ул. Чертыгашева до существующей камеры ПГ-8 на проектируемом водопроводе (Д530мм) ул. Кирова и   восстановление нарушенного благоустройства при реконструкции.

В соответствии с письмом АО «Сибводоканалпроект» от 19.05.2016 № 144э соответствующие   наружные сети водопровода и водоотведения II жилого района г. Абакан (в том числе участок от колодца ВК105 до колодца ВК13 на ул. Кирова), диаметры трубопроводов определены на основании гидравлического расчета межквартальных распределительных сетей I и II очереди жилого района и  обеспечивают  пропуск 100 % расчетного  расхода с учетом расхода на  пожар в случае аварии на одном из участков кольцевой сети и подачу  транзитных расходов на 8 и 9  микрорайоны.

Согласно письму Госкомтарифэнерго Хакасии от 16.06.2016 № ГКТЭ-1688/РК (вх. № 3194 от 20.06.2016)  15.06.2016 от МП «Водоканал» (исх. № 2204 от 15.06.2016) поступил новый вариант расчета платы за подключение (реконструкция  водопровода по ул.  Чертыгашева в границах ул. Володарского-Некрасова с увеличением диаметра до 355 мм, а также строительство водопровода диаметром 630 мм по ул. Некрасова).

08.07.2016 (исх. № 31) ИП сообщила МП «Водоканал», что в связи с тем, что по состоянию на 08.07.2016  законный договор о подключении (технологическом  присоединении) к централизованной системе водоснабжения в адрес ИП так и не поступил, ИП отзывает ранее поданную заявку о подключении от 21.07.2015 № 33. Также ИП в адрес МП «Водоканал» подано заявление о подключении от 01.07.2016 № 29 с приложением баланса водопотребления с общей подключаемой нагрузкой на водоснабжение 39,57 м3/сут.,  наружное пожаротушение 30 л/с. 

Между ИП и МП «Водоканал» заключен договор № 220В/469 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 27.07.2016,  предметом которого является выполнение  действий по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с техническими  условиями на подключение (технологическое присоединение) объекта  согласно приложению № 1 подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, с заявленной нагрузкой в точке подключения 39,565 м3/сут., сроком подключения объекта до 21.02.2017; перечнем  мероприятий по подключению согласно приложению № 2 к договору.

Подключение объекта планируется от ВК-1 (на границе участка Заявителя) до ВК-2 (проект) между ВК-054 и ВК-053 по ул. Чертыгашева. С учетом  заявленной подключаемой нагрузки объекта  достаточно 1 ввода.

Согласно пояснениям в заседании комиссии 24.08.2016 денежные средства в счет оплаты за  подключение направляются на выполнение   мероприятий по развитию сетей водоснабжения в жилом районе Арбан.

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленную информацию, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, сферой  его применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В  соответствии с частью  1 статьи 10 Закона о защите конкуренции  запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей. В числе запретов указанной нормы Закона  защите конкуренции, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (п. 9 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частями 1, 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Предприятию в хозяйственное ведение администрацией г. Абакана переданы соответствующие объекты централизованного водоснабжения и водоотведения муниципального образования (в том числе водопроводные и канализационные сети, цех по обеззараживанию воды, здания КНС, здание водозаборной насосной станции, повысительная насосная станция, лаборатория и др).

В силу статей 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры оказываются хозяйствующими субъектами в состоянии естественной монополии.

В хозяйственном ведении МП «Водоканал» находятся:

- централизованные системы водоснабжения города Абакана;

- централизованные системы водоснабжения микрорайона Нижняя Согра;

- централизованные системы водоснабжения микрорайона Верхняя Согра;

- централизованные системы водоснабжения разъезда и железнодорожной станции «Подсиний».

Постановлением Администрации г. Абакана от 08.12.2014 № 2532 МП «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения города Абакана, централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения жилого района Нижняя Согра, централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения жилого района Верхняя Согра, централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения разъезда и железнодорожной станции Подсиний.

Приказом от 20.03.2015 № 434-э МП г. Абакана «Водоканал» включено в Реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием  централизованных систем, систем коммунальной  инфраструктуры, раздел «Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры», номер <...> .В.3. 

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  МП г. Абакана «Водоканал» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на товарном рынке водоснабжения г. Абакан (включая услуги по подключению (технологическому присоединению) к сетям (инфраструктуре) субъекта естественной монополии), в географических границах централизованной системы водоснабжения г. Абакана в период 2015 г. - по настоящее время.

Доказательств того, что положение Предприятия на данном  товарном рынке не может быть признано доминирующим, в материалы дела не представлено.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении).

Статьей 3 данного закона определены цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению; открытость деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение.

Законом о водоснабжении, в том числе установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе порядок обращения с заявлением, порядок заключения договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядок действий организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе рассмотрения заявления и заключения договора, порядок определения платы за подключение (технологическое присоединение).

В соответствии  с положениями статьи 18 Закона о водоснабжении подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 18 Закона о водоснабжении).

В соответствии с ч. 13 ст. 18 Закона о водоснабжении плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае  если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации (п. 85 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения), предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается (ч. 14. ст. 18 Закона о водоснабжении).  

Разделом X Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406 (Основы ценообразования, Правила № 406), в частности пп. 81-85 установлены особенности определения платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения (водоотведения).

В  частности тариф на подключение (технологическое присоединение) включает в себя ставку тарифа за подключаемую (технологически присоединяемую) нагрузку и ставку тарифа за расстояние от точки подключения (технологического присоединения) объекта заявителя до точки подключения водопроводных и (или) канализационных сетей к объектам централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

В отношении заявителей, величина подключаемой (присоединяемой) нагрузки объектов которых превышает 10 куб. метров в час (осуществляется с использованием создаваемых сетей водоснабжения и (или) водоотведения с площадью поперечного сечения трубопровода, превышающей 300 кв. сантиметров (предельный уровень нагрузки), размер платы за подключение устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально с учетом расходов на увеличение мощности (пропускной способности) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходов на реконструкцию и (или) модернизацию существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Требования к величине нагрузки указаны в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 90 Правил № 644 для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства данные об общей подключаемой нагрузке с приложением баланса водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования, в том числе на пожаротушение, периодические нужды, заполнение и опорожнение бассейнов, прием поверхностных сточных вод.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 95 указанных Правил в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения должны быть указаны требования по обеспечению соблюдения условий пожарной безопасности и подаче расчетных расходов холодной воды для пожаротушения.

Таким образом, по мнению Комиссии, в договоре должен согласовываться размер нагрузки объекта, который обязана обеспечить организация водопроводно-канализационного хозяйства в точках подключения (технологического присоединения) с учетом целей использования холодной воды и распределением объемов подключаемой нагрузки по целям использования. При этом цель использования обусловлена не только постоянными, но и периодическими нуждами, включая пожаротушение.

Как следует из материалов дела и в частности пояснений МП «Водоканал» (письмо от 14.03.2016 № 866, вх. № 1171), при  подготовке проекта договора в августе 2015 расчет платы за подключение  объекта был определен на основании приказа  Госкомтарифэнерго Хакасии от 29.05.2013 № 78-п. Доказательств совершения необходимых действий в целях установления тарифов, соответствующих ч. 13 ст. 18 Закона о водоснабжении, раздела X Основ ценообразования,  пересмотре тарифов, утвержденных приказом № 78-п от 29.05.2013 (в соответствии с п. 5 приказа) в материалы дела  не представлено.

Согласно доводам Ответчика в момент подготовки проекта договора действовала Инвестиционная программа  Предприятия «Развитие систем  водоснабжения и водоотведения на 2011-2015 годы», включающая мероприятие «ПИР и строительство закольцовки водовода по ул. Некрасова в границах ул. Чертыгашева-Крылова Д 630 мм., протяженностью 1243,14 пм.», реализация которого позволила бы без  выполнения реконструкции водопроводной сети по ул. Чертыгашева обеспечить запрашиваемой нагрузкой объект ИП.

Однако, учитывая длительность согласования спорных условий договора, лишь в декабре 2015 г. МП «Водоканал» обратилось в Госкомтарифэнерго Хакасии с заявлением об установлении платы за подключение в индивидуальном порядке.   

Аналогичная позиция МП «Водоканал»  содержится также в  ответе Предприятия  на  запрос Госкомтарифэнерго Хакасии (ГКТЭ-554/РК от 09.03.2016), письмо № 793 от 10.03.2016 в части  наличия оснований для реконструкции сети по ул. Чертыгашева (кроме того, МП «Водоканал»  направило новый расчет индивидуальной платы исходя из сметной стоимости реконструкции с указанием доли расходов ИП в 52,23 % от общей стоимости  реконструкции).

Комиссия не может согласиться с данным  доводом  МП «Водоканал», поскольку обязанность соответствующего обращения за установлением платы за   подключение  в орган регулирования не может быть поставлена в зависимость от состава  мероприятий и срока действия  инвестиционной программы регулируемой  организации, а также сроков согласования  условий заключаемого договора, поскольку  нормами отраслевого законодательство императивно установлена обязанность такого обращения за установлением размера платы в индивидуальном порядке при превышении  объема  запрашиваемой заявителем нагрузки установленного  предельного уровня нагрузки, определенного в частности в виде числового значения.

Как следует из пояснений Предприятия (вх. № 1171 от 14.03.2016) инвестиционная программа прекратила свое действие 31.12.2015,  указанное мероприятие инвестиционной программы (закольцовка водовода по ул. Некрасова) не выполнено, вследствие чего  подключение объекта возможно при условии реконструкции водопроводной сети по ул. Чертыгашева в  соответствии со  Схемой водоснабжения МО г. Абакан на период до 2025 г., позволяющей обеспечить бесперебойное  водоснабжение центральной части города с учетом  обозначенной  перспективы застройки и прогноза спроса на услуги водоснабжения.

Вместе  с тем, в том числе при подготовке проекта договора от 12.08.2015 № 220В/512, с учетом срока действия инвестиционной программы,  МП «Водоканал»  указывало срок подключения объекта в  феврале 2016 г.; согласно п. 2 проекта договора организация ВКХ от границы земельного участка заявителя, в том числе осуществляет мероприятия инвестиционной программы  МП «Водоканал» «Развитие систем водоснабжения и водоотведения на 2011-2015 годы»,  при этом подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке подключения (определена Предприятием как ВК-проектируемая  на границе земельного участка от водопроводной сети Д200мм между ВК-054 и ВК-053 (ул. Чертыгашева)), при этом мероприятие инвестиционной программы  (п. 1.3) предусматривало строительство водовода по ул. Некрасова (объекты магистральных сетей водоснабжения).

При этом ранее (при  подготовке и   направлении проекта договора о   подключении № 220В/512 от 12.08.2015) мероприятия  по реконструкции участка сетей водоснабжения  по ул. Чертыгашева в составе и перечне мероприятий для подключения объекта не предусматривались, необходимость их проведения не устанавливалась, об отсутствии  технической возможности, либо наличии такой технической возможности при условии включения соответствующих мероприятий по устранению технических  ограничений в инвестпрограмму не заявлялось, в приложении № 2 к Договору указаны «мероприятия Инвестиционной программы МП «Водоканал» по развитию систем водоснабжения  и водоотведения на 2011-2015» (без указания наименования выполняемых МП «Водоканал» мероприятий),  сама  Инвестиционная программа, утвержденная решением Абаканского городского Совета депутатов от 14.02.2011 № 315 (в ред. от 27.11.2012 № 478) с указанного времени не пересматривалась, регулирующим органом (как это установлено Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения») не утверждалась. 

Также не может быть принят довод МП «Водоканал» об отложении  срока заключения договора о подключении ввиду отсутствия установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения (письмо МП «Водоканал» от 14.03.2016 № 866), поскольку, в том числе отсутствие установленных тарифов не препятствовало направлению в адрес ИП проектов договоров в августе 2015 года, в том числе договора № 220В/512 с соответствующими условиями о размере платы за подключение и перечнем мероприятий.  

Согласно информации, представленной МП «Водоканал» в письме от 11.04.2016 № 1144 (вх. № 1803), 27.10.2015 Предприятие направило в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии для утверждения согласованную Администрацией г. Абакан инвестиционную программу по развитию систем водоснабжения и водоотведения на 2016-2020 годы.

Согласно  разработанному МП «Водоканал» проекту  инвестиционной  программы, в том числе в подраздел 1 программы (п. 1.14.3) включены     мероприятия «ПИР по строительству сети водопровода от  точки подключения до границы земельного участка торгово-развлекательных центров по адресам:», в том числе ул. Некрасова, 29, с указанием подключаемой мощности объекта 39,565 м3/сут., с диаметром сетей 2Д100.  В подраздел 2 программы включены  также  мероприятия (п. 2.3) по   строительству сети водоводов диам. 630 мм (по ул. Некрасова в границах ул. Чертыгашева и ул. Крылова, по ул. Кирова в границах ул. Некрасова и ул. Итыгина, по ул. Итыгина в границах ул. Кирова и ул. Крылова) с обоснованием «развитие  сетей, подключение новых объектов», а также строительство системы внутриквартального водоснабжения 2-го жилого района (АРБАН) в целях развития сетей водоснабжения и водоотведения.  Мероприятий в части  указанной МП «Водоканал» реконструкции сети водоснабжения по ул. Чертыгашева в границах ул. Володарского и ул. Некрасова проект программы не содержит.

Письмом от 09.11.2015 № ГКТЭ-3241/П указанная инвестиционная программа возвращена на доработку, в том числе в связи с несоответствием указанного МП «Водоканал» источника финансирования (плата за подключение) ряда мероприятий  содержанию мероприятий и (или) целям их  реализации.

Согласно протоколу внепланового  технического совета по вопросу подключения <...> к сетям водоснабжения от 26.04.2016 № 5 Предприятием в 2012 г. по запросу ДГАЗ были выданы ТУ на присоединение к сетям водоснабжения с точкой подключения: ВК-проектируемый на участке водопровода по ул. Некрасова. По  запросу ИП в  2013 году с заявленной нагрузкой по водоснабжению в 39,57 м3/сут. были выданы ТУ  на  присоединение к сетям водоснабжения с точкой подключения: ВК-проектируемый на участке  водопровода между ВК-053 и ВК-054 по ул. Чертыгашева.

По решению Технического совета МП «Водоканал» ранее принятое техническое решение откорректировано,  водоснабжение объекта Заявителя определено от двух независимых  источников системы водоснабжения: первая  точка подключения – от водопроводной сети Д200мм по ул. Чертыгашева при условии ее реконструкции в границах ул. Володарского и Некрасова; вторая точка подключения – в ВК-проектируемом на проектируемой  водопроводной сети Д355мм от ВК-105 ул. Чертыгашева до существующей камеры ПГ-8 на проектируемом водопроводе ул. Кирова, для чего требуется строительство участка L420 пм. Необходимость наличия двух независимых источников подключения (в соответствии с требованиями пожарной безопасности, СП 30.13330.2012) определена МП «Водоканал» исходя из представленного Заявителем в адрес Предприятия Сводного плана инженерных сетей Торгово-развлекательного комплекса (проект 408-13-ГП), согласно пояснениям Предприятия, а также из указанного протокола № 5 от 26.04.2016  проектные материалы представлены в адрес МП «Водоканал»  еще при подаче заявки о подключении.

В соответствии с представленным письмом МП «Водоканал» от 28.04.2016 № 1386  обоснованием, водоснабжение объекта капитального строительства <...>  предусматривается от двух независимых   источников системы водоснабжения.

В целях устранения дефицита мощностей сетей, а также для поддержания гидравлического режима системы водоснабжения в центральной части города и для подключаемого объекта необходимо выполнить реконструкцию участка водопроводной сети по ул. Чертыгашева в границах ул. Володарского-Некрасова (L657пм). Обеспечить второй независимый ввод для подключения  указанного объекта в 2016 году возможно при условии  строительства участка водопроводной сети Д355мм (L420пм) по ул. Некрасова в границах ул. Чертыгашева (ВК-105) и до существующей  камеры ПГ-8 на проектируемом водопроводе ул. Кирова.

При этом согласно ранее указанному  ответу ДГАЗ Администрации г. Абакана от 22.04.2016 № 2668 коридор для  строительства дополнительной трассы, еще одного водопровода по ул. Некрасова в границах ул. Чертыгашева-Кирова  отсутствует,  данный земельный участок предназначен для прокладки магистральных инженерных сетей. Ранее в том числе в  проекте направленного  договора  о  подключении к централизованным системам холодного водоснабжения наличие двух независимых источников не предусматривалось (в то время как проектные материалы представлены в МП «Водоканал» при подаче заявки о подключении).

Описанными действиями МП «Водоканал» (в том числе путем произвольного определения перечня необходимых мероприятий в целях подключения объекта, неоднократного необоснованного их изменения; порядка определения платы за подключение в нарушение установленных законом требований;  отсутствием своевременного надлежащего обращения в адрес регулирующего органа, в том числе  для установления тарифа за подключение в соответствии  с требованиями ч. 13 ст. 18 Закона о водоснабжении)  создается необоснованное препятствование  доступу хозяйствующим субъектам (в частности ИП <...>)  на товарный рынок оказания услуг водоснабжения, водоотведения (поскольку подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является необходимым условием и неотъемлемой составляющей для осуществления  водоснабжения, водоотведения посредством заключения соответствующих видов договоров.   

Результатом указанных действий явился, в том числе отзыв первоначально поданной заявки о подключении объекта Заявителя, необходимость принятия нового технического решения по подключаемому объекту. В соответствии с пояснениями представителя Заявителя в заседании комиссии 24.08.2016 Заявитель был вынужден подать новую заявку без учета нагрузки на внутреннее пожаротушение с  изменением проекта в указанной части в  связи  с тем, что длительное время  разногласия не  урегулированы, плата за подключение не  установлена, законный договор о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения в адрес Заявителя не поступил.  В связи с указанными обстоятельствами  Заявитель вынужден нести дополнительные расходы (изменение проекта; скважина, насосное оборудование и т.д.).

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России на основании имеющихся в деле доказательств приходит к выводу о том, что действия МП «Водоканал» являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, приводят к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности,  Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях МП г. Абакана «Водоканал» нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 Закона о защите  конкуренции.

При этом в соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства»  в отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

С учетом материалов настоящего дела, отзывом ИП первоначально поданной заявки о подключении объекта Заявителя, принятием Заявителем нового технического решения по подключаемому объекту и как следствие изменения условий  и заключением соответствующего договора о подключении, обращением за установлением платы за подключение комиссия приходит к выводу об отсутствии необходимости выдачи предписания.

Учитывая изложенное, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьей 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать положение МП г. Абакана «Водоканал» на товарном рынке водоснабжения г. Абакан (включая услуги по подключению (технологическому присоединению) к сетям (инфраструктуре) субъекта естественной монополии), в географических границах централизованной системы водоснабжения г. Абакана в период 2015 г. - по настоящее время доминирующим.

2. Признать действия МП г. Абакана «Водоканал» (в том числе путем произвольного определения перечня необходимых мероприятий в целях подключения объекта, неоднократного необоснованного их изменения; порядка определения платы за подключение в нарушение установленных законом требований;  отсутствием своевременного надлежащего обращения в адрес регулирующего органа, в том числе  для установления тарифа за подключение в соответствии  с требованиями ч. 13 ст. 18 Закона о водоснабжении) нарушающими пункт 9 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание по делу не выдавать.

 

Председатель Комиссии

                         О.В. Широкова

 

 

Члены Комиссии

 

                                         Е.А. Исакова

 

                                         С.В. Мальцева

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны