Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 307/КС от 9 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

  1. Муниципальному заказчику –              

Управлению жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-абаканского района Республики Хакасия

ул. Октябрьская, д.32, рп.Усть-Абакан, Республика Хакасия, 655100

 

2. Специализированной организации –            

МКУ «Усть-Абаканская районная правовая служба»

ул. Рабочая, д.9, рп.Усть-Абакан, Республика Хакасия, 655100

 

3.  Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Юридический департамент»

ул.Хакасская, д.73а, г.Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 307/КС

 

«07» декабря 2016 г.                                                                                  г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю  закупок, при участии со стороны:

1. Заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства и строительства администрации Усть-абаканского района Республики Хакасия (далее – Управление ЖКХ и строительства администрации Усть-абаканского района)

2. Заявителя – Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Юридический департамент» (далее – МОО «Юридический департамент»)

3. В отсутствии специализированной организации – Муниципального казенного учреждения «Усть-Абаканская районная правовая служба» (далее - МКУ «Усть-Абаканская районная правовая служба»), уведомленной надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу № 307/КС МОО «Юридический департамент» на действия заказчика - Управление ЖКХ и строительства администрации Усть-абаканского района при проведении электронного аукциона на поставку угля каменного марки ДСШ 0-13, с доставкой до склада: РХ, Усть-Абаканский район, с. Зеленое, ул. Садовая,  1а,  с целью формирования аварийного запаса угольного топлива в соответствии с характеристиками, указанными в техническом задании. Для субъектов малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций (закупка № 0380300023816000033), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанных уполномоченного органа, заказчика, учреждения, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,

 

                                                 УСТАНОВИЛА:

 

 В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 30.11.2016 года входящий № 6587 поступила жалоба МОО «Юридический департамент» на действия заказчика - Управление ЖКХ и строительства администрации Усть-абаканского района при проведении электронного аукциона на поставку угля каменного марки ДСШ 0-13, с доставкой до склада: РХ, Усть-Абаканский район, с. Зеленое, ул. Садовая,  1а,  с целью формирования аварийного запаса угольного топлива в соответствии с характеристиками, указанными в техническом задании. Для субъектов малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций (закупка № 0380300023816000033).

Заявитель считает, что в аукционной документации указано излишнее требование к товару (углю), что может ограничить возможность участникам закупки предоставить надлежащее предложение в составе первой части заявки. В техническом задании уполномоченным органом установлены требования к потребительским свойствам и техническим характеристикам товара, а именно сера 0,42 %.

Податель жалобы отмечает, что при формировании технического задания заказчик вправе самостоятельно определять функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, удовлетворяющие его потребности. В то же время, описание объекта закупки должно носить объективный характер и быть мотивированным, основанным на реальных потребностях заказчика.

Частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена обязанность участников закупки предоставлять в первой части заявки конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе. Однако необходимость предоставления заказчику данных сведений должна быть обоснована, считает заявитель.

Управлением ЖКХ и строительства администрации Усть-абаканского района не представлены доказательства, свидетельствующие о необходимости установления конкретных показателей угля (таких как «сера 0,42 %») не обоснована потребность заказчика в соответствующей характеристике товара и их влияние на качество угля.

Таким образом, податель жалобы делает вывод о том, что установление соответствующего требования к товару (углю) затрудняет возможность предоставление участниками достоверных сведений о показателях, поскольку по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели (химический состав), установленные при лабораторном испытании, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии угля.

Заявитель считает, что установленные требования к товару приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации.

На основании вышеизложенного, МОО «Юридический департамент» просит приостановить размещение заказа до рассмотрения жалобы по существу, провести внеплановую проверку и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заявителя поддержал вышеуказанные доводы, и просил признать жалобу обоснованной.

02.12.2016 года вх. № 6640 в адрес Хакасского УФАС России поступил пакет документов от заказчика - Управления ЖКХ и строительства администрации Усть-абаканского района, в том числе письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указано, что поскольку уголь - это сложнейшее органоминеральное образование, обладающее разнообразными свойствами, то главными его характеристиками, как объекта закупки, являются качество и безопасность товара. А наличие массовой доли общей серы в составе каменного угля является одним из обязательных показателей качества, характеризующего безопасность угольного топлива, в соответствии с ГОСТом Р 51591-2000 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования». При этом пункт 3.3 названного ГОСТа определяет, что нормы по указанным показателям устанавливают в документах на конкретную продукцию отдельных предприятий, но они не должны превышать значений, предусмотренных данным стандартом.

В связи с тем, что спорная закупка имеет социально значимый характер и угольное топливо приобретается с целью формирования аварийного запаса для предотвращения чрезвычайной ситуации, связанной с нарушением теплоснабжения населения отдельными котельными, действующими в рп.Усть-Абакан, п.Расцвет и с.Зеленое, то и характеристики угольного топлива формировались на основании требований и технических данных названных котельных (предоставлялись ресурсоснабжающими организациями), а также согласно сертификата качества угольного топлива, предоставленного                  ООО «СУЭК-Хакасия».

Заказчик поясняет, что для участия в электронном аукционе поступило две заявки, оба участника согласились с условиями аукционной документации, каких-либо запросов по разъяснению аукционной документации, в том числе технического задания и конкретных характеристик предмета закупки, не поступало.

Кроме того, на заседании комиссии, представителями заказчика представлены копии писем ресурсоснабжающих организаций: ООО «ТеплоВодоКанал Усть-Абакан» (пгт.Усть-Абакан), ООО «Прогресс-Сервис» (с.Зелёное), ООО «Хорс» (п.Расцвет), в которых указана просьба при приобретении угля марки ДСШ учитывать такие качественные характеристики угля, как зольность на сухой основе средне предельное 19-23, а также сера на сухой основой средне предельное 0,42%, в связи с конструктивными элементами котельного оборудования, установленного на предприятиях тепловой энергии.

В целом, представители заказчика поддержали доводы, указанные в письменных пояснениях, и просили признать жалобу МОО «Юридический департамент» необоснованной.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у заказчика документы и информация о размещении вышеуказанной закупки  представлены на рассмотрение жалобы № 307/КС в полном объеме.

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

24.11.2016 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена информация (извещение, аукционная документация, расчет НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставку угля каменного марки ДСШ 0-13, с доставкой до склада: РХ, Усть-Абаканский район, с. Зеленое, ул. Садовая,  1а,  с целью формирования аварийного запаса угольного топлива в соответствии с характеристиками, указанными в техническом задании. Для субъектов малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций (закупка № 0380300023816000033).

Заказчиком электронного аукциона является Управление ЖКХ и строительства администрации Усть-абаканского района.

Документация об аукционе № 0380300023816000033 утверждена И.о. руководителя Управления ЖКХ и строительства администрации Усть-абаканского района 29.11.2016 года.

Начальная (максимальная) цена контракта  1 010 102,00 рублей.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе в сфере закупок. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

На заседании комиссии Хакасского УФАС России представитель заказчика пояснил, что указанные в техническом задании аукционной документации требования к качественным характеристикам поставляемого угля (сера = 0,42%) обусловлены в первую очередь потребностями заказчика, связанными с конструктивными элементами котельного оборудования, установленного на предприятиях тепловой энергии.

Заказчик вправе определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, поскольку в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.

В письменных пояснениях заказчика указано, что при описании объекта закупки использовался ГОСТ 51591-2000.

Вместе с тем, ГОСТ 51591-2000. «Межгосударственный стандарт. Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования» отменен с 1 января 2016 года в связи с принятием и введением в действие ГОСТа 32464-2013 «Межгосударственный стандарт. Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования», который распространяется на группу однородной продукции - бурые, каменные угли и антрацит, а также продукты их обогащения и рассортировки и устанавливает показатели качества, характеризующие безопасность продукции и подлежащие обязательному включению в документацию, по которой изготовляется продукция.

Показатели качества, характеризующие безопасность угольной продукции, приведены в таблице 1 ГОСТ 32464-2013 «Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования». При этом, согласно пункта 3.3 ГОСТа 32464-2013, нормы по указанным показателям устанавливают в документах на конкретную продукцию отдельных предприятий, но они не должны превышать значений, предусмотренных стандартом.

В таблице 1 ГОСТ Р 32464-2013 в том числе указано, что Массовая доля общей серы, %, не более:

- обогащенный уголь: 2,80

- необогащенный рассортированный уголь: 3,00

- рядовой уголь, промпродукт, отсев, шлам: 4,50.

Таким образом, показатель серы, указанный в техническом задании аукционной документации (сера – 0,42 %) не противоречит требованиям государственного стандарта, положениям статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок и обусловлен потребностью заказчика.

В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.

Доводы заявителя, изложенные в жалобе, документально не подтверждены, основаны на неверном толковании норм Закона о контрактной системе в сфере закупок, в виду чего, у комиссии антимонопольного органа отсутствуют основания полагать, что установленные заказчиком требования к поставляемому товару не позволяют гарантировать существование конкурентной среды при осуществлении рассматриваемой закупки.

На основании изложенного, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о том, что аукционная документация разработана в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок, исходя из потребностей заказчика.

Таким образом, доводы заявителя не нашли своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.

В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 307/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

 Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В ходе проведения внеплановой проверки размещения закупки нарушений не установлено.

В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 5 статьи 24, пункта 1 части 1 статьи 64, пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 15 статьи 99, части 9 статьи 105, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.30, 3.33 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

РЕШИЛА:

 

       1. Признать жалобу № 307/КС МОО «Юридический департамент» на действия заказчика - Управление ЖКХ и строительства администрации Усть-абаканского района при проведении электронного аукциона на поставку угля каменного марки ДСШ 0-13, с доставкой до склада: РХ, Усть-Абаканский район, с. Зеленое, ул. Садовая,  1а,  с целью формирования аварийного запаса угольного топлива в соответствии с характеристиками, указанными в техническом задании. Для субъектов малого предпринимательства социально ориентированных некоммерческих организаций (закупка № 0380300023816000033) необоснованной.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:      

Члены комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны