Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 31-А-15 от 4 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчику – индивидуальному предпринимателю <…>

<…>, г. Абакан, Республика Хакасия, 655018

<…>, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

Заявителю –

индивидуальному предпринимателю

<…>

<…>, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

Заинтересованному лицу –

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия

Вяткина ул., д. 3, г. Абакан,

Республика Хакасия, 655017

 

Лицу, располагающему сведениями –

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия – территориальной отдел государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия

Пушкина ул., д. 44, г. Абакан,
Республика Хакасия, 655012

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 31-А-15

г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 03 декабря 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А., руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:                  

Темерева Т.В., заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;  

Алехина М.А., главный специалист–эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;  

Марова О.О., специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует).

 

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

в присутствии:

  1. заявителя – индивидуального предпринимателя <…>;
  2. от заинтересованного лица – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия по доверенности от 26.11.2015 г. № 180-2167-АЕ <…>,
  3. от ответчика – индивидуального предпринимателя <…> по доверенности от 25.06.2015 г. № 19 АА 032 0079, выданной сроком на десять лет, <…>,

в отсутствии лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах – Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия – территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия,

надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 

рассмотрев дело № 31-А-15, возбужденное по признакам нарушения индивидуальным предпринимателем <…> части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальному пригородному автобусному маршруту регулярных перевозок  «г. Абакан – аал Сапоговский» с нарушением действующего законодательства, требований добропорядочности, разумности и справедливости,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступило заявление индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, заявитель), указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, ответчик) в части осуществления пассажирских перевозок по межмуниципальному пригородному автобусному маршруту регулярных перевозок «г. Абакан – аал Сапоговский» с нарушением действующего законодательства, требований добропорядочности, разумности и справедливости.

Хакасское УФАС России, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны индивидуального предпринимателя <…> приказом от 29.04.2015 № 155 возбудило дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальному пригородному автобусному маршруту регулярных перевозок «г. Абакан – аал Сапоговский» с нарушением действующего законодательства, требований добропорядочности, разумности и справедливости

Определением от 29.04.2015 рассмотрение дела было назначено на 18.05.2015 г.

Определениями от 18.05.2015, 10.06.2015, 23.06.2015, 03.07.2015, 06.07.2015, 12.08.2015, 24.08.2015, 02.10.2015 рассмотрение настоящего дела откладывалось в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

 

На заседаниях комиссии лица, участвующие в деле, пояснили следующее.

Заявитель, его представитель указали, что в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Согласно требованиям Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» организация пассажирских перевозок основывается на следующих основных принципах, в том числе осуществление пассажирских перевозок на основе заключаемых с перевозчиками независимо от их форм собственности договоров на осуществление пассажирских перевозок. Указанным законом определен порядок проведения конкурсного отбора среди пассажироперевозчиков. Перевозчик при осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальной маршрутной сети обязан осуществлять пассажирские перевозки на установленных маршрутах и обеспечивать соблюдение утвержденных расписаний, путей следования транспортных средств общего пользования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Хакасия и условиями заключенных договоров на осуществление пассажирских перевозок.

В декабре 2012 года между ИП <…> и Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Минтранс Хакасии) был заключен договор на право осуществления перевозки пассажиров по маршруту № 101 МТ «г. Абакан – аал Сапоговский». ИП <…> утверждено маршрутное расписание на межмуниципальном пригородном автобусном маршруте № 101 МТ «Абакан – аал Сапоговский».

Начиная с 13.04.2015 г. и до конца июня 2015 года на данном маршруте без утвержденного расписания осуществляла перевозку пассажиров индивидуальный предприниматель <…>, тем самым препятствуя осуществлению предпринимательской деятельности ИП <…> и причиняя последней значительные убытки.

Осуществление пассажирских перевозок ИП <…> подтверждается:

              - вывеской на автобусе с информацией «Абакан-Сапогово» 101 УПК-Сапогово,

              - указанием на стоимость проезда и провоза багажа в автобусе: Абакан от УПК до Сапогово (Абакан-Сапогово, по городу, 10 микрорайон, Ташеба, Сапогово-Абакан).

О том, что маршруты совпадают, свидетельствуют следующие факты:

             - начальный и конечные остановочные пункты совпадают, то есть выезд из Абакана и прибытие в аал Сапогово,

             - промежуточные пункты, указанные ИП <…>, а именно по городу, 10 микр-н, Ташеба проходят по тем же улицам, по которым осуществляется перевозка пассажиров по утвержденному маршрутному расписанию ИП <…>.

Маршрут начинался (до внесения дополнений) с остановки УПК                    г. Абакан, далее маршрут проходит по ул. Пушкина, в дальнейшем по ул. Аскизской (у <…> этот промежуток маршрута обозначен «по городу»),

             - в дальнейшем до Сапогово существует единственная трасса - Аскизский тракт до перекрестка Сапогово-Сахарный.

Поэтому все промежуточные пункты, указанные ИП <…>, например, Ташеба, расположены по движению маршрута, так как другой дороги до Сапогово нет.

По названию аал Сапоговский и Сапогово указано на следующее:

             - сельское поселение Сапоговское образовано в 1890 году,

             - значение слово «аал» – это поселение. При обозначении указанного поселения употребляется как термин Сапогов (аал), Сапоговское поселение.

Поэтому маршрут МТ №101 МТ от Абакана до поселения Сапоговское, назван «Абакан – аал Сапоговский».

Указание «аал Сапоговский» в маршрутном расписании, утвержденном Минтрансом Хакасии для ИП <…> и указание на маршрут ИП <…> Сапогово – это указание одного и того же населенного пункта, расположенного в Республике Хакасия.

Заказные перевозки ИП <…> не осуществлялись (отсутствовала табличка «Заказной»), что подтверждается фотографиями и видеоматериалами, представленными в Хакасское УФАС России. Кроме того, факт того, что ИП <…> осуществляет перевозки по тому же маршруту, который утвержден Минтрансом Хакасии ИП <…>, подтверждают видеоматериалы, согласно которым автобус ИП <…> осуществлял перевозку пассажиров перед автобусом ИП <…>.

ИП <…> не входит в реестр перевозчиков, утвержденный Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, и, следовательно, не может осуществлять пассажирские перевозки на указанном маршруте.

Перевозчик может разработать маршрут, но согласовать этот маршрут может только Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия.

После появления в г. Абакане социально значимого объекта – сельскохозяйственного рынка – Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия была изменена схема указанного маршрута, что не противоречит нормам действующего законодательства.

 

Представитель ответчика – <…> пояснила, что деятельность ИП <…> до продажи транспортных средств, передачи их арендодателю является законной, поскольку, имея лицензию, не нарушая правила дорожного движения, пассажироперевозчик может осуществлять свою деятельность на основании утвержденного им расписания.

ИП <…> имеет право осуществлять заказные перевозки (наличие заказа-наряда, табличка «Заказной» на транспортном средстве).

В материалах дела не имеется доказательств нарушения требований Закона о защите конкуренции. Препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности ИП <…> не чинились.

Исходя из представленных в материалы дела документов, автобусный маршрут ИП <…> имеет номер «101 МТ», у ИП <…> – «101». Промежуточные остановки в расписании ИП <…> не указаны, ИП <…> осуществляла перевозку по маршруту со следующими остановками «г. Абакан, 10 ж/район, Ташеба, аал Сапогов».

Кроме того, ИП <…> не исполняет договорные обязательства, поскольку ею установлена разная стоимость проезда до промежуточных остановок, которые в расписании ИП <…> отсутствуют. Поэтому в данном случае никаких убытков ИП <…> действиями ИП <…> причинено не было. Билетно-учетные листы ИП <…>, представленные в материалы дела, имеют исправления, поэтому не могут служить надлежащими доказательствами по настоящему делу. ИП <…> не ездит по тому маршрутному расписанию, которое было утверждено по результатам конкурса. В расписание, утвержденное Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, вносились изменения в части остановочных пунктов, что недопустимо и не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку указанные изменения должны быть внесены после прохождения определенной процедуры.

У Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия не имеется нормативного обоснования внесения изменения в техническое задание конкурсной документации в части корректировки схемы маршрута. Договор, заключенный по результатам конкурсного отбора с ИП <…>, является частью конкурсной документации и изменению не подлежит. Изменив начальный остановочный пункт (с УПК на Сельскохозяйственный рынок), Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия как заказчик должно было провести конкурсный отбор вторично. Схема маршрута № 101 МТ, представленная в материалы дела Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, не совпадает со схемой движения маршрута № 101 ИП <…>. Из этого следует, что маршрут, по которому осуществляла пассажирские перевозки ИП <…>, не совпадает с маршрутом ИП <…>.

Таким образом, в действиях ИП <…> отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

         Для квалификации действий в качестве недобросовестной конкуренции необходимо наличие одного законного конкурента и другого конкурента – хозяйствующего субъекта, работающего на незаконных основаниях, а также того факта, что действия незаконного конкурента нарушают права добросовестного перевозчика. В данном случае, отсутствие Приказа Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, подтверждающего оптимизацию маршрутной сети, изменение маршрута ИП <…>, свидетельствует о том, что указанный индивидуальный предприниматель работает вне закона.

Также <…> пояснила, что решение Абаканского городского суда от 20.08.2015 по делу № 2-6207/2015 Верховным Судом Республики Хакасия оставлено без изменения, жалоба защитника <…> – <…> без удовлетворения (со слов представителя ответчика).

В решении Абаканского городского суда деятельность индивидуального предпринимателя <…> по осуществлению регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту № 101 МТ «г. Абакан – аал Сапоговский» признана незаконной.

В настоящий момент ИП <…> деятельность по указанному маршруту не осуществляет.

При проведении конкурса, маршрут № 101 МТ имел наименование «г. Абакан – аал Сапоговский». Путь следования маршрута ИП <…> – УПК – Кр.Абаканец – аал Сапоговский. Маршрут ИП <…> не совпадает более, чем на 50 процентов с маршрутом ИП <…>.

Кроме того, как уже было отмечено выше, в процессе выполнения договорных отношений схема движения ИП <…> была изменена.

В соответствии с билетно-учетным листом ИП <…> от 14.04.2015 г. расстояние между начальным и конечным остановочными пунктами составляет 18,9 км. Согласно Постановлению Правительства от 08.07.2014 № 309 «Об установлении предельных (максимальных) тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по внутримуниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Республики Хакасия и внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 № 263 «О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования» тариф установлен в размере 1,39 руб. за 1 километр. Следовательно, стоимость проезда и провоза багажа ИП <…> завышена в несколько раз (33 рубля). В период времени осуществления пассажирских перевозок ИП <…> наряду с ИП <…> стоимость проезда и провоза багажа у ИП <…> была приведена в соответствии с действующим законодательством – 25 рублей, что и предполагает появление убытков у ИП <…>.

Указала, что 22.10.2015 между Минтрансом Хакасии и ИП <…> было подписано дополнительное соглашение к договору от 28.12.2012 № 376-12 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному автобусному маршруту регулярных перевозок.

 

На заседаниях комиссии представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия пояснила, что в соответствии с распоряжением Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 29.10.2012 № 180-74-Р был проведен открытый конкурс среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок 20-2012. Лотом № 1 по данному конкурсу был автобусный маршрут № 101 МТ «г. Абакан - аал Сапоговский». Победителем конкурса по данному лоту 24.12.2012 признана ИП <…>, с которой был заключен договор об оказании услуг по пассажирским перевозкам, утверждены расписание и схема маршрута от г. Абакана до аала Сапогов.

21.03.2014 Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и администрации муниципального образования г. Абакан было дано поручение № ПР-11п проработать организацию пассажирских автобусных перевозок по маршрутам, обеспечивающим транспортную доступность населения Республики Хакасия до сельскохозяйственного рынка г. Абакана (п. 1 Перечня).

Согласно и. 2.41 Постановления Правительства Республики Хакасия от 13 июля 2010 года № 347 одним из оснований для изменения маршрута регулярных перевозок является оптимизация пассажирских перевозок.

Во исполнение указанного Поручения, при наличии предусмотренного нормативно-правовым актом основания, после согласования с органами ГИБДД и УКХиТ г. Абакана 15.04.2014 сторонами договора (Минтрансом Хакасии и ИП <…>) были внесены изменения в расписание и схему движения маршрута №101 МТ по пути следования по г. Абакану.

05.09.2014 Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия было дано поручение № ПР-59п проработать вопрос по запуску маршрута, удобного для населения; для примера Главой приведены остановочные пункты «Полярка», «УПК», «Почта», «Сельскохозяйственный рынок», «Преображенский собор» (п. 9 Перечня).

Во исполнение данного поручения Минтрансом Хакасии в районе сельскохозяйственного рынка обустроен заездной остановочный карман и установлен павильон автобусной остановки.

Таким образом, изменение схемы и расписания движения автобусного маршрута № 101 МТ «г. Абакан - аал Сапоговский» было произведено в 2014 г. в связи с исполнением поручений Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия с целью оптимизации пассажирских перевозок, а именно удовлетворения потребностей сельхозтоваропроизводителей и населения, с привязкой расписания к времени прибытия автобусов, следующих с дачных массивов.

После изменения схемы маршрута необходимости в проведении конкурсных процедур не имелось.

Указанный маршрут относится к межмуниципальным пригородным автобусным маршрутам. Маршрут остается тем же самым, независимо от названия «аал Сапогов» либо «аал Сапоговский». За несколько минут до автобуса ИП <…> ИП <…> без наличия разрешительных документов осуществляла пассажирские перевозки именно по указанному маршруту.

Одним из остановочных пунктов (помимо г. Абакана) автобусного маршрута № 101 МТ «г. Абакан – аал Сапоговский» является населенный пункт аал Сапогов. Данное обстоятельство подтверждается, в частности, расписанием движения маршрутного автобуса пригородного сообщения. Схема автобусного маршрута согласована с Администрацией г. Абакана. Изначально был утвержден маршрут «г. Абакан (от УПК) – аал Сапоговский», остановка «Сельскохозяйственный рынок» появилась в расписании движения с 10.04.2014. Доводы ответчика относительно разной стоимости проезда не имеют отношения к предмету рассмотрения настоящего дела.

Указала, что подписание дополнительного соглашения между Минтрансом Хакасии и ИП <…> было связано с уточнением наименования маршрута.

Кроме того, пояснила, что независимо от номера маршрута, деятельность ИП <…> является незаконной.

 

Основываясь на материалах дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление от индивидуального предпринимателя <…> – транспортное средство ПАЗ 32054, Т 529 ЕТ 19 (заявление от 14.04.2015 вх. № 2185) на действия индивидуального предпринимателя <…> (транспортное средство АЕ 245 19), осуществляющей пассажирские перевозки в нарушение требований Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» – маршрут № 101 МТ «г. Абакан – аал Сапоговский» (подтверждающие документы: фотографии, представленные заявителем); обращение продублировано – поступило из Прокуратуры г. Абакана от 22.04.2015 вх. № 2360.

Проанализировав поступившую в заявлении информацию, а также документы, представленные в материалы дела, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришло к выводу о том, что факт осуществления пассажирских перевозок индивидуальным предпринимателем <…> по межмуниципальному пригородному автобусному маршруту регулярных перевозок  «г. Абакан – аал Сапоговский» подтверждается решением Абаканского городского суда Республики Хакасия  от 20.08.2015 по делу № 2-6207/2015 (оставлено без изменения Верховным Судом Республики Хакасия), видеозаписями, представленными ООО «Видеоканал-Абакан», заявителем, актами проверки соблюдения условий перевозок на маршруте № 101 МТ «г. Абакан – аал Сапоговский» от 15.04.2015, 23.04.2015, 24.04.2015, 07.05.2015, 12.05.2015, 22.05.2015, составленными сотрудниками Минтранса Хакасии, актами осмотра транспортного средства от 15.04.2015, 22.04.2015, 22.05.2015 составленные сотрудником Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия – территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, протоколами об административном правонарушении от 20.04.2015 КЯК № 014132, от 23.04.2015 КЯК № 014107, актом Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия – территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия о результатах осмотра автотранспортного средства от 22.04.2015.

Факт осуществления пассажирских перевозок индивидуальным предпринимателем <…> по указанному маршруту с марта по июнь 2015 года не оспаривается ответчиком.

 

На момент возникновения правоотношений между Минтрансом Хакасии и ИП <…> в целях повышения уровня безопасности и качества пассажирских перевозок, обеспечения добросовестной конкуренции между перевозчиками Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 15.03.2012 № 180-П-37 действовал Порядок проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок (далее – Порядок).

Порядок определял правила и условия проведения открытых конкурсов на право заключить договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок (далее – конкурс).

Функции организатора конкурса осуществляло Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее - организатор конкурса).

В соответствии с пунктом 5 раздела IX Порядка победителем конкурса признается участник конкурса, заявке которого присвоен первый номер и предложивший наилучшие условия по осуществлению перевозок пассажиров и багажа. По результатам проведенного конкурса с победителем заключается договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному автобусному маршруту регулярных перевозок.

28.12.2012 по результатам открытого конкурса № 20-2012, в соответствии с протоколом № 3 от 24.12.2012 «оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе № 20-2012» с индивидуальным предпринимателем <…> заключен договор № 376-12 на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному автобусному маршруту регулярных перевозок сроком действия с 28.12.2012 г. до 28.12.2017 г.

Предметом указанного договора является оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на межмуниципальном пригородном автобусном маршруте № 101 МТ «г. Абакан – аал Сапоговский».

В соответствии с пунктом 2.2 указанного договора, Перевозчик осуществляет работу автобуса по утвержденному Заказчиком расписанию, являющемуся неотъемлемой частью Договора, то есть по графику, устанавливающему время и интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств с остановочного пункта.

По сведениям, представленным заявителем, а также в соответствии с документами, имеющимися в материалах дела, индивидуальный предприниматель <…>, о чем свидетельствует вывеска на автобусах, не имея утвержденного расписания, Договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному автобусному маршруту регулярных перевозок, осуществляла пассажирские перевозки по маршруту № 101 МТ «г. Абакан – аал Сапоговский» на транспортном средстве  ПАЗ 32054 АЕ 245 19.

По информации, поступившей из УГИБДД МВД по Республике Хакасия транспортное средство ПАЗ 32054 АЕ 245 19 принадлежало ИП <…>.

Таким образом, <…> не состоит в договорных отношениях с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и не имеет утвержденного графика (расписания) движения транспортных средств на 2015 год.

Тем не менее, с момента начала осуществления проверок работы пассажирского автотранспорта (апрель-май 2015 года) на линии фиксировались автобусы, которые выпускались на маршруты с табличкой перевозчика – «<…>» и использовались для регулярных пассажирских перевозок (наличие табличек с указанием маршрута и стоимости проезда), а именно зафиксировано следующее транспортное средство ПАЗ 32054 АЕ 245 19, что подтверждается решением Абаканского городского суда Республики Хакасия  от 20.08.2015 по делу № 2-6207/2015 (оставлено без изменения Верховным Судом Республики Хакасия), видеозаписями, представленными ООО «Видеоканал-Абакан», заявителем, актами проверки соблюдения условий перевозок на маршруте № 101 МТ                   «г. Абакан – аал Сапоговский» от 15.04.2015, 23.04.2015, 24.04.2015, 07.05.2015, 12.05.2015, 22.05.2015, актами осмотра транспортного средства от 15.04.2015, 22.04.2015, 22.05.2015, составленными сотрудником Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия – территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, протоколами об административном правонарушении от 20.04.2015 КЯК № 014132, от 23.04.2015 КЯК № 014107, актом Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия – территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия о результатах осмотра автотранспортного средства от 22.04.2015.

         Так, например, должностными лицами территориального отдела по Республике Хакасия Межрегионального УГАДН по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия были зафиксированы персональные данные водителя автобуса, указано, что рабочее маршрутное расписание подписано предпринимателем <…>, что подтверждается фотоснимками расписания движения автобуса, путевого листа, схемой маршрута, размещенной в автобусе (табличка «Заказной» отсутствует).

                 

Исследовав пояснения лиц, участвующих в деле № 31-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе организация транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Согласно требованиям Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» (далее – Закон № 126-ЗРХ) организация пассажирских перевозок основывается на следующих основных принципах, в том числе осуществление пассажирских перевозок на основе заключаемых с перевозчиками независимо от их форм собственности договоров на осуществление пассажирских перевозок. Указанным законом определен порядок проведения конкурсного отбора среди пассажироперевозчиков. Перевозчик при осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальной маршрутной сети обязан осуществлять пассажирские перевозки на установленных маршрутах и обеспечивать соблюдение утвержденных расписаний, путей следования транспортных средств общего пользования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Хакасия и условиями заключенных договоров на осуществление пассажирских перевозок.

Вышеуказанный Закон № 126-ЗРХ не допускает возможность осуществления пассажирских перевозок на установленных маршрутах без процедуры конкурсного отбора перевозчиком, без заключения указанного договора и без утвержденных расписаний.

Комиссией Хакасского УФАС России установлено, что <…> не состоит в договорных отношениях с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия и не имеет утвержденного графика (расписания) движения транспортных средств на 2015 год.

Антимонопольное законодательство Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

Целями Закона о защите конкуренции в силу части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции являются, в том числе защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Под конкуренцией согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимается любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В силу статьи 5 Гражданского Кодекса Российской Федерации под обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в Индивидуальный предприниматель <…> и индивидуальный предприниматель <…> в соответствии с выписками из ЕГРИП по состоянию на 23.04.2015 г., 24.04.2015 г. осуществляют деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (код ОКВЭД ОК 029-2001 – 60.21.1), следовательно, осуществляют деятельность на одном товарном рынке.

Установлено, что <…> зарегистрирована 15.08.2006 г. в МИФНС России № 1 по Республике Хакасия в качестве индивидуального предпринимателя, ей 06.09.2006 г. выдан лицензия № АСС-19-1970 на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, вид работ (услуг) – регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.

         На заседании комиссии представителем ответчика не оспаривалось, что <…> в 2015 году осуществляла регулярные пассажирские перевозки по межмуниципальному пригородному автобусному маршруту регулярных перевозок  «г. Абакан – аал Сапоговский» без утвержденного Минтрансом Хакасии расписания и без заключения договора на осуществление коммерческих пассажирских перевозок.

         Статьей 14 Закона о защите конкуренции установлен запрет на недобросовестную конкуренцию.

         Приведенный в данной норме закона перечень нарушений не является исчерпывающим.

По смыслу части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции при отсутствии доказательств совершения действий, прямо не предусмотренных названной нормой, квалификация деяния в качестве недобросовестной конкуренции возможна лишь при наличии всех ее признаков, сформулированных в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В силу пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» перевозки пассажиров и багажа подразделяются на регулярные перевозки; перевозки по заказам; перевозки легковыми такси.

Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта» и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112 (далее – Правила № 112), установлены требования, предъявляемые к регулярным перевозкам.

  Правила осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа установлены в главе 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта». В соответствии со статьей 19 данного Закона регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.

В соответствии с разделом II «Регулярные перевозки» Правил № 112 регулярные перевозки осуществляются по расписаниям. Расписание содержит интервалы отправления транспортных средств, в том числе по периодам времени суток, или временной график отправления транспортных средств от остановочного пункта. Проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Законом Республики Хакасия от 16.11.2009 N 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» предусмотрено, что привлечение перевозчиков к выполнению пассажирских перевозок по маршрутам регулярных перевозок осуществляется на основании договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному автобусному маршруту. 

Достоверно установлено, что <…> не состоит в договорных отношениях с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия.

Таким образом, ИП <…> осуществляет предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением действующего законодательства.

Более того, действия ИП <…> противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, а именно индивидуальный предприниматель не могла не знать о наличии на рынке правомерно действующего конкурента.

Следовательно, поведение ИП <…> имело целью получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности за счет нарушения правил конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

Учитывая, что предпринимательская деятельность предполагает получение прибыли, действия ИП <…> обоснованно подлежат квалификации как недобросовестная конкуренция, поскольку перевозка пассажиров осуществляемая без участия в конкурсе и без заключения договора с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, поставила ИП <…> в преимущественное положение перед иным лицом – добросовестным перевозчиком, осуществляющим перевозки пассажиров в соответствии с разрешительными документами и на основании утвержденных расписаний. 

Установлено, что в рассматриваемом периоде уменьшился пассажиропоток, явно сократилось количество проданных билетов, а, соответственно, снизилась и выручка, полученная добросовестным перевозчиком от осуществляемой деятельности по перевозке пассажиров.

Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по рассматриваемому маршруту является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено.

Так, например, в соответствии с договором № 376-12 от 28.12.2012 время отправления из г. Абакана у ИП <…> составляет 10 часов 20 минут. В соответствии с актом  осмотра транспортного средства от 22.05.2015, составленным сотрудником Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Красноярскому краю, Республике Тыва и Республике Хакасия – территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Хакасия, время отправления с остановочного пункта г. Абакан (УПК) у ИП <…> составляет 10 часов 14 минут. Из чего следует, что транспортное средство ИП <…> отправлялось раньше, чем транспортное средство ИП <…>. Таким образом, ИП <…> чинились препятствия при осуществлении деятельности ИП <…>.

Незаконное изъятие части пассажиров ИП <…> приводит (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект - конкурент, работающий на законных основаниях по заключенным договорам, лишается этих пассажиров и несет (может нести) определенные убытки.

Так, действиями ИП <…> заявителю были причинены следующие убытки (в подтверждение указанных расчетов в адрес Хакасского УФАС России представлены билетно-учетные листы ИП <…>) – сумма причиненных убытков с 27.04.2015 г. по 10.06.2015 г. составляет 144 639 рублей 90 копеек.

         Таким образом, установив наличие всех необходимых признаков недобросовестной конкуренции, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о нарушении ИП <…> части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

Более того, в соответствии с решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20.08.2015 г. по делу № 2-6207/2015 исковые требования Прокурора города Абакана в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю <…> о понуждении совершить определенные действия удовлетворены частично. Деятельность индивидуального предпринимателя <…> по осуществлению регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту № 101 МТ «г. Абакан – аал Сапоговский», признана незаконной. Суд обязал индивидуального предпринимателя <…> прекратить осуществление указанной незаконной деятельности.

Комиссия Хакасского УФАС России не может признать заслуживающим внимание довод представителя ответчика в части того, что хозяйствующий субъект может осуществлять деятельность, имея лицензию, не вступая в договорные отношения с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, 13 июля 2015 года принят Федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Данным Законом введены единообразные правила и условия допуска перевозчиков к осуществлению перевозок, включая регулярные перевозки пассажиров по межмуниципальным маршрутам, иные, чем были предусмотрены Законом № 126-ЗРХ (действует на момент рассмотрения спорных правоотношений).

Федеральный закон № 220-ФЗ вступил в силу с 14.07.2015 и предусматривает постепенный переход к новым условиям регулирования в течение 180 дней со дня вступления его в законную силу.

После вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ порядок допуска перевозчиков к регулярным автомобильным перевозкам пассажиров по межмуниципальным маршрутам путем заключения договоров и утверждения расписаний не применяется.

В связи с чем, в решении Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20.08.2015 г. по делу № 2-6207/2015 указано, что ИП <…> не имела ко дню вступления в силу Федерального закона № 220-ФЗ договора с Минтрансом Хакасии на соответствующие пассажирские перевозки и утвержденного расписания по маршруту № 101 МТ, а по правилам переходного периода, предусмотренным статьей 39 Федерального закона № 220-ФЗ, допуск к перевозкам не получила, она не вправе продолжать данную незаконную деятельность.

Кроме того, в соответствии с представленными Минтрансом Хакасии фотоснимками, видеоматериалами, представленными заявителем и ООО «Видеоканал-Абакан», табличка «Заказной» на транспортном средстве ИП <…> отсутствовала.

Также осуществление пассажирских перевозок именно по маршруту № 101 МТ ИП <…> установлено в решении Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20.08.2015 г. по делу № 2-6207/2015, вступившим в законную силу, и, следовательно, презюмируется антимонопольным органом.

Доводы представителя ответчика относительно изменения схемы маршрута заявителю, разной величины стоимости проезда и провоза багажа у ИП <…> не имеют отношения к предмету рассмотрения настоящего дела и признаются Комиссией Хакасского УФАС России несостоятельными.

 

Проанализировав материалы дела, рассмотрев представленные сторонами по делу, документы и материалы, исследовав доводы и возражения сторон, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия считает, что действия индивидуального предпринимателя <…> нарушают требования части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции); выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, а именно о прекращении недобросовестной конкуренции (подпункт г) пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Поскольку комиссией установлено и заявителем не оспаривается, что в настоящий момент ИП <…> не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров на указанном маршруте, основания для выдачи ответчику предписания отсутствуют.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

 

  1. Признать действия индивидуального предпринимателя <…> нарушившими часть 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции в части осуществлении пассажирских перевозок по межмуниципальному пригородному автобусному маршруту регулярных перевозок  «г. Абакан – аал Сапоговский» с нарушением действующего законодательства, требований добропорядочности, разумности и справедливости.
  2. Предписание по настоящему делу не выдавать.

 

 

Председатель комиссии                                                       К.А. Лебедева

 

Члены комиссии                                                                   Т.В. Темерева

                                              

                                                  М.А. Алехина

 

                 (отсутствует)          О.О. Марова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны