Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 32-Р-16 от 9 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО «ЛОМБАРД №1»

ул. Ломоносова, д. 14, корп. «А»,

г. Абакан, 655011

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 32-Р-16

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 02.12.2016                           г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 05.12.2016

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:

Председатель Комиссии:

... – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены Комиссии:

 

 

         

..., главный специалист-эксперт

отдела антимонопольного законодательства и

рекламы;

... – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий (отсутствует);

... – специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

 

рассмотрев дело № 32-Р-16, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард № 1» (далее – ООО «Ломбард № 1») по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении ООО «Ломбард № 1» рекламы, размещенной в виде баннера на торцевой стороне здания, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Кати Перекрещенко, д. 7 следующего содержания: «Ломбард №1 сеть ломбардов ХУдЕЕТЕ без денег? Выручим! Деньги под залог золота! 0 % первый займ бесплатно для всех заходите к нам на Торговая, 14, т. <…>, изображена девушка».

в присутствии представителя ООО «Ломбард № 1» - <…> (далее – <…>), действующего на основании доверенности № 1 от 20.09.2016 года,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлено распространение рекламы в виде баннера, размещенного на торцевой стороне здания, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Кати Перекрещенко, д. 7, следующего содержания: «Ломбард №1 сеть ломбардов ХУдЕЕТЕ без денег? Выручим! Деньги под залог золота! 0 % первый займ бесплатно для всех заходите к нам на Торговая, 14, т. <…>, изображена девушка» (далее – реклама).

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Данная информация полностью подпадает под понятие – реклама, так как имеет все признаки, характеризующие данное понятие.

Хакасским УФАС России был направлен запрос (исх. № 04-6096/КМ от 06.09.2016 г.) директору ООО «Ломбард №1» о предоставлении информации по размещению вышеуказанной рекламы.

21.09.2016 (вх. № 5110) поступил ответ, в котором представлены следующие документы:

- копия договора № 21/06 от 01.05.2016 г. аренды стационарных средств наружной рекламы, заключенный между ИП <…> и ООО «Ломбард № 1»;

- копия акта приема-передачи металлоконструкции по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. К. Перекрещенко, д. 7. Сроки аренды конструкции с 01.05.2016 г. по 01.04.2017 г. Монтаж-демонтаж 12000 руб. Аренда в месяц 15000 руб. (приложение № 1 к договору № 21/06 от 01.05.2016 г. аренды стационарных средств наружной рекламы);

- копия акта № 39 от 31.08.2016 г. выполненных работ аренды металлоконструкции 6x12 м., г. Абакан, ул. К. Перекрещенко, д. 7, с 01.05. по 31.08.2016 г., монтажа баннера;

- копия договора оказания услуг № 11-пз от 01.05.2016 г., заключенный между ООО «Спектрум» и ООО «Ломбард № 1» на выполнение работ по изготовлению рекламной продукции;

- копия счета на сумму 14598 руб.;

- копия макета спорной рекламы, согласованная с представителем ООО «Ломбард № 1» <…>;

- копия доверенности № 1 от 20.09.2016 г., выданная директором ООО «Ломбард № 1» <…> <…> на представление интересов в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

Хакасским УФАС России был проведен опрос по данной рекламе, из 57 опрошенных респондентов, 100 % считают, что реклама, распространенная ООО «Ломбард № 1», является неэтичной.

Изучив имеющиеся материалы, Хакасское УФАС России усмотрело признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

        Определением от 09.11.2016 г. возбуждено дело № 32-Р-16 по признакам нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе в отношении ООО «Ломбард  №1», рассмотрение дела назначено на 02.12.2016 г.

В назначенное время заседания комиссии явился представитель ООО «Ломбард № 1» <…>, который поддержал свои письменные пояснения, представленные в антимонопольный орган 21.09.2016 г. (вх. № 5110), из которых следует, что использование в рекламной компании красивой девушки в костюме, обусловлено применением эффективных маркетинговых инструментов для привлечения внимания и создания положительного образа в рекламной кампании. Использование фразы «ХУдЕЕТЕ без денег» с буквой «д» меньшего размера, чем остальные используемые буквы в данной фразе, обусловлено применением эффективных маркетинговых инструментов для привлечения внимания в рекламной кампании. Применение данного образа и данного выражения, вызвано необходимостью привлечь внимание потенциальной целевой аудитории на существующий контент в рамках цензуры с помощью данного рекламного баннера с целью продвижения предлагаемых услуг ломбарда.

Кроме того, <…> пояснил, что ООО «Ломбард № 1» не считает, что в спорной рекламе нет нарушения, вместе с тем Общество не признает себя виновным по факту выявленного нарушения по размещению рекламы.

Выслушав и проанализировав пояснения представителя Общества, изучив представленные материалы, комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускается.

Законодатель, определяя рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, установил определенные ограничения для рекламодателей, а именно недопустимость использования в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений (часть 6 статьи 5 Закона о рекламе).

Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов

Согласно Письму ФАС России от 29.04.2013 N АД/17355/13 "О порядке применения части 6 статьи 5 Закона о рекламе к бранным словам относятся нецензурные слова, а также к таким словам, по мнению специалистов ФАС России, могут быть отнесены слова и выражения, которые используются в качестве ругательств или оскорбления.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

По мнению Хакасского УФАС России в рассматриваемой рекламе используется обсценное (нецензурное, непристойное) слово, употребляемое в ненормативной лексике, не допустимое в литературной речи, являющееся непристойным, которое воспринимается как оскорбительное.

Используемая в слове «Худеете» маленькая буква «д» указывает на скрытый контекст и может восприниматься потребителем, как обсценное (нецензурное, непристойное) слово. В рассматриваемом случае имеет место использование скрытого бранного слова, легко считываемого потребителем, что подтверждает проведенный Хакасским УФАС России опрос относительно данной рекламы.

Исходя из положений п. 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона" О рекламе" по делам о привлечении лиц к ответственности за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе в скрытом контексте используется обсценное (нецензурное, непристойное) слово.

В нарушение требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе рассматриваемая реклама содержит непристойное бранное слово, о чем свидетельствует также мнение опрошенных респондентов.

Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе, ответственность за нарушение части 6 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

На основании имеющихся материалов в деле, рекламодателем является ООО «Ломбард №1».

Поскольку в материалах дела имеются доказательства того, что в настоящее время ненадлежащая реклама не размещается, то комиссия не усматривает оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Ломбард №1 сеть ломбардов ХУдЕЕТЕ без денег? Выручим! Деньги под залог золота! 0 % первый займ бесплатно для всех заходите к нам на Торговая, 14, т. <…>, изображена девушка», распространенную ООО «Ломбард № 1» на баннере, расположенном на торцевой стороне здания по адресу: г. Абакан, ул. Кати Перекрещенко, д. 7, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.

2.  Предписание ООО «Ломбард № 1» не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии:

    ...

 

 

Члены Комиссии:                              

 

 

    ..

 

 

    ...

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны