Решение б/н РЕШЕНИЕ № 35-А-15 от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчик:

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия

 

Заинтересованное лицо:

ИП //-//

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 № 35-А-15

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть оглашена 4 сентября 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 16 сентября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии: Лебедева К.А. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:              Чиж Д.А.  – главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);

Марова О.О. – специалист-эксперт отдела АЗР;

Тукачева А.А. – главный специалист-эксперт отдела АЗР;

в присутствии представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия, индивидуального предпринимателя //-//, рассмотрев дело № 35-А-15, возбужденное по признакам нарушения Минтрансом Хакасии части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии акта - Приказа Минтранса Хакасии от 01.04.2015 г. № 180-П-46 «О порядке проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок» (далее по тексту – Приказ № 180-П-46) и утверждённого им Порядка проведения конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок (далее по тексту – Порядок), который не отвечает принципам прозрачности и открытости торгов, не обеспечивает равную конкурентную борьбу между участниками, ограничивает конкуренцию и не соответствует действующему антимонопольному законодательству,

                                       

УСТАНОВИЛА:

 

В Хакасское УФАС России поступили жалобы предпринимателей //-// и ООО «Транс Сервис» на действия конкурсной комиссии Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия при проведении открытого конкурса среди перевозчиков на предоставление права осуществления коммерческих пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок № 01-2015 по лотам № 1, 2, 5, 6, 7, 11.

Указанные выше жалобы были рассмотрены в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, и касались необоснованного отклонения заявок заявителей жалоб в связи с отсутствием на автобусах данных лиц оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

По результатам рассмотрения вышеуказанных обращений предпринимателей //-// и ООО «Транс Сервис» отделом контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти установлено, что действующим законодательством исключено требование о наличии оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в связи с чем жалобы предпринимателей признаны обоснованными.

В связи с этим, Комиссией Хакасского УФАС принято решение признать данные жалобы обоснованными, Министерству выданы предписания об устранении нарушений законодательства.

Комиссией антимонопольного органа установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении Минтрансом Хакасия требования о наличии на транспортных средствах соискателей оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, которые не предусмотрены действующим законодательством, а также в не указании Министерством в конкурсной документации сроков обжалования решения конкурсной комиссии, что привело к возможности заключения договоров до истечения сроков обжалования.

Материалы дела по жалобам № 18-Т, 19-Т, 20-Т отделом контроля размещения государственного заказа и антимонопольного контроля органов власти переданы в отдел антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия дела о нарушении Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с этим, 20.05.2015г. в отношении Минтранса Хакасии возбуждено дело № 35-А-15 по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

На заседании комиссии 30.06.2015г. индивидуальным предпринимателем //-// заявлено устное ходатайство о привлечении данного предпринимателя к участию в деле № 35-А-15 в качестве заинтересованного лица. ИП //-// имеет лицензию на осуществление транспортных перевозок по пригородным маршрутным перевозкам и собирается участвовать в проводимых Минтрансом Хакассии открытых конкурсах на право осуществления маршрутных транспортных перевозок по межмуниципальным автобусным маршрутам, в связи с чем, рассматриваемые в настоящем деле обстоятельства могут повлиять на ее законные права и интересы.

Рассмотрев указанное выше ходатайство, комиссия пришла к выводу о необходимости его удовлетворения. Определением об отложении рассмотрения дела № 35-А-15 от 30.06.2015г. ИП //-// допущена Комиссией к участию в рассмотрении дела № 35-А-15 в качестве заинтересованного лица.

 

Заинтересованное лицо полагает, что рассматриваемый нормативный акт - Приказ Минтранса Хакасии от 01.04.2015г. № 180-П-46 содержит ограничивающие конкуренцию положения, в связи со следующим.

Согласно пункта 1 главы IV Порядка, конкурс считается объявленным со дня опубликования в официальном печатном издании – республиканской газете «Хакасия» и размещения на официальном сайте Правительства РХ извещения о проведении конкурса. В газете «Хакасия» публикуется извещение без конкурсной документации и без технического задания. В последние три года, в день опубликования извещения в 8:30 одни и те же перевозчики подают свои заявки раньше других. Таким образом, не ознакомившись с техническим заданием и документацией, часть перевозчиков первыми подает свои заявки. Данный факт, по мнению ИП //-//, объясняется тем, что ряд перевозчиков заключили договор с редакцией газеты «Хакасия», в соответствие с которым редакция накануне опубликования сообщает перевозчикам о таких извещениях. Публикуемое извещение содержит также и часть технического задания конкурса. При этом, само техническое задание публикуется на официальном сайте уже после извещения. В связи с этим, возникает ситуация, в соответствии с которой имея только газету «Хакасия» соискатель конкурса, может составить заявку до ознакомления с техническим заданием. В связи с этим, предприниматель полагает, что Минтрансу Хакасии следует ввести положение, предполагающее принятие заявок не со дня опубликования извещения, а в течении нескольких дней. Данные коррективы необходимы для того, чтобы перевозчики, местом жительства которых являются отдаленные от города Абакана населенные пункты, были в равных конкурентных условиях. Согласно пункта 1 и 2 главы V Порядка, техническое задание и конкурсная документация размещается организатором на официальном сайте. В связи с этим, предприниматель полагает, что заявки следует принимать с момента опубликования конкурсной документации и технического задания, для исключения возможности ограничения конкуренции. При этом, извещение на официальном сайте публикуется гораздо позже извещения в газете «Хакасия». Такой временной разбег позволяет отдельным хозяйствующим субъектам подавать заявки раньше других.

Согласно подпункта 8 пункта 2 главы VI Порядка, заявка должна содержать документы, подтверждающие оборудование транспортных средств специальными приспособлениями и устройствами для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения. При этом, критерии оценки не предусматривают оценку иного оборудования, помимо голосового информатора и внутрисалонного информационного табло. По мнению предпринимателя, поскольку Порядком предусмотрены любые приспособления, значит комиссия должна оценивать все имеющиеся приспособления для инвалидов соискателя конкурса. В случае, если в критериях оценки имеется четкое определение дополнительных критериев, то должен быть определен и конкретный перечень документов это подтверждающих. Положения Порядка в этой части лишают соискателей конкурса возможности оборудовать транспортное средство иными приспособлениями и устройствами, поскольку их наличие не оценивается конкурсной комиссией.

 ИП //-// просила комиссию обратить особое внимание на главу IX Порядка, регламентирующую порядок осмотра транспортного средства. Действующим законодательством органам власти запрещено обременять конкурсанта какими-либо дополнительными расходами. Для перевозчиков, которые находятся на достаточно отдаленном расстоянии от города Абакана, процедура предоставления транспортных средств связана с определенными расходами, к примеру такими как оплата топлива. Рассматриваемый Порядок не регулирует вопрос о том, кто, каким образом и когда должен предоставить транспортное средство для осмотра. В главу 9 не правомерно включены пункты 6, 7, 8 о принятии решения о допуске (не допуске) соискателя конкурса к участию в конкурсе и о признании соискателя участником конкурса или об отказе в допуске, потому что в главе 8 пункта 3 содержится закрытый перечень оснований отклонения заявок соискателей конкурса по результатам рассмотрения заявок. ИП //-// указала, что для перевозчиков, которые находятся на достаточно отдаленном расстоянии от города Абакана, процедура предоставления транспортных средств связана с определенными расходами, к примеру такими как оплата топлива. Перед проведением осмотра соискателю необходимо предоставить копию документа, подтверждающего прохождение технического осмотра транспортного средства. Транспортное средство проходит технический осмотр два раза в год. Штраф, за не прохождение технического осмотра транспортного средства - автобуса, составляет 50 000 рублей. Таким образом, прохождение или не прохождение технического осмотра не имеет отношения к открытому конкурсу, а прохождение такого осмотра влечет за собой дополнительные расходы для конкурсанта. Кроме того, указанным пунктом предусмотрена необходимость в предоставлении копии полиса ОСАГО. В случае, если транспортное средство не эксплуатируется, получение полиса ОСАГО с единственной целью поучаствовать в открытом конкурсе также влечет за собой дополнительные расходы для соискателя. Автобусы соискателей конкурса, занятые в день проведения осмотра транспортных средств на других маршрутах, вынуждены сходить с маршрутов и ехать на данный осмотр. Кроме того, осмотр проводится в порядке очереди, в зависимости от времени подачи заявок на конкурс. Данный факт способствует тому, что часть соискателей на осмотр не приезжают, в связи с чем их заявки отклоняются. Данный факт также способствует тому, что перевозки осуществляются на менее комфортабельных транспортных средствах, поскольку некоторые перевозчики считают невозможным срыв рейсов автобусов.

По мнению предпринимателя, пункт 6 главы X Порядка содержит прямое нарушение конкуренции среди перевозчиков на территории Республики Хакасия, поскольку ставит в неравное положение предпринимателей исходя из их местонахождения. Предприниматели, которые находятся в городе Абакане в любом случае могут подать заявку раньше других. Кроме того, извещение о проведении конкурса до предпринимателей, которые находятся в удаленных муниципальных образованиях, дойдет значительно позже чем до предпринимателей, находящихся в городе Абакане. По мнению предпринимателя, пункт 6 главы X рассматриваемого акта, которым регламентируются случаи равенства баллов, ограничивают конкуренцию, поскольку заявки необходимо принимать одновременно. В настоящее же время заявки Минтрансом Хакассии принимаются по очереди.

В Приложении № 3 к Порядку приведен примерный договор на право осуществления пассажирских перевозок. Пунктом 3.1.7 примерного договора установлена обязанность по первому требованию предоставлять Заказчику сведения, полученные с помощью системы ГЛОНАСС. При этом, обязанность в наличие такой системы Минтрансом Хакасии исключена. Следовательно, данный пункт также должен быть исключен и из договора. В пункте 7.3 Примерного договора указаны нормы КоАП РФ, за нарушения которых Заказчик вправе расторгнуть заключенный с перевозчиком договор. Предприниматель полагает, что такие нарушения ПДД как нарушение правил проезда перекрёстка и т.п. не зависят непосредственно от самого предпринимателя – перевозчика. Такие нарушения могут быть совершены исключительно водителем транспортного средства. Следовательно, ответственности за данные нарушения не может нести предприниматель – перевозчик. Нарушений ПДД каждым водителем у перевозчиков каждый месяц совершается по два-три. Как разъяснил Конституционный суд, орган власти всегда является сильной стороной договора, то есть той стороной которая не связана предпринимательской деятельностью и в отношении которой отсутствует возможность одностороннего отказа от исполнения договора.

 

Ответчик не согласился с вменяемым нарушением антимонопольного законодательства, считает, что дело подлежит прекращению в связи со следующими обстоятельствами.

20.04.2015г. в Приказ № 180-П-46 внесены соответствующие изменения, касающиеся необходимости наличия у участника торгов системы ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS. Пункты, регламентирующие наличие у конкурсанта системы ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS, и документов, подтверждающих обслуживание такой аппаратуры спутниковой навигации исключены. В части неустановления в конкурсной документации сроков обжалования решения конкурсной комиссии Приказом Минтранса Хакасии от 11.06.2015г. № 180-П-95 внесены изменения в Приказ Минтранса Хакасии от 01.04.2015г. № 180-П-46. В пункт 1 раздела XI слова «в течение трех рабочих дней» заменены словами «в течение пятнадцати рабочих дней». Приказ Минтранса Хакасии от 11.06.2015г. № 180-П-95 в период рассмотрения находится на регистрации в Правительстве Республики Хакасия. Таким образом, в настоящее время часть нарушений Минтрансом Хакасии устранены, и часть находится в стадии устранения. В соответствии с пунктом 6 раздела X Порядка в случае равенства баллов у двух и более участников конкурса победителем становится заявитель, подавший заявку на участие в конкурсе ранее. Признание победителем конкурса участника, раньше других подавшего заявку на участие в конкурсе - обычная практика законодательства о торгах. Такое положение необходимо для устранения неоднозначности, для принятия правомерного решения по конкретным показателям с учетом возможного наличия в сложившейся ситуации у кандидатов равных прочих условий. К примеру, аналогичные положения присутствуют в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, а также и в других федеральных и региональных нормативно-правовых актах, и рекомендациях Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, например, в статье 20 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ, пункте 16 Постановление Правительства Республики Хакасия от 18 сентября 2013 г. №516, пункте 95 Письма Федеральной антимонопольной службы от 2 апреля 2008 г. № ИА/7334. Граждане и организации, желающие участвовать в конкурсах, приобретают газеты и иные издания в то время, какое считают для себя подходящим. Если в период опубликования извещения лицо находится на значительном удалении от места выпуска периодического издания и желает принять участие в конкурсе, ему необходимо принять меры для того, чтобы выполнить все условия конкурса. К критериям оценки и сопоставления заявок относится наличие специальных приспособлений и устройств для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения. Минтрансом Хакасии учитываются приспособления, наиболее подходящие к предмету конкурса. При этом для участников конкурса в качестве обязательного не устанавливается требование о наличии указанных приспособлений и устройств. Отсутствие конкретного перечня документов не препятствует перевозчику предоставить любой документ, подтверждающий выполнение требований, указанных в конкурсной документации. Ссылка на то, что у перевозчика нет возможности оборудовать транспортное средство иными приспособлениями и устройствами по причине того, что они не оцениваются конкурсной комиссией, не состоятельна. Оценивание или неоценивание комиссией данного обстоятельства не препятствует перевозчику оборудовать транспортное средство. Представитель Ответчика относительно технического осмотра транспортного средства сообщил, что положения разделов VIII и IX Порядка не противоречат друг другу, т.к. посвящены различных пошаговым действиям в процессе проведения конкурса. Так, в процессе конкурса происходит подача и прием заявок, вскрытие конвертов с заявками, рассмотрение заявок, проверка документов в заявке, осмотр транспортного средства, присвоение заявкам номеров, заключение договора с победителем. Пункт 3 раздела VIII Порядка содержит основания отклонения заявок соискателей конкурса. При отсутствии таких оснований транспортное средство допускается к осмотру. Пункт 4 раздела IX Порядка содержит основания, при наличии которых соискатель не участвует в последующих мероприятиях конкурса. Таким образом, сначала допускается заявка соискателя, следующим шагом является осмотр транспортного средства. Решение о допуске или отклонении заявки оформляется протоколом комиссии, решение о допуске или отклонении соискателя к дальнейшему участию в конкурсе оформляется отдельным протоколом на основе акта осмотра транспортного средства. Положение проекта договора о предоставлении сведений, полученных с помощью аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS направлено на использование возможностей специальной аппаратуры. Если аппаратура установлена - представляется разумным ее использовать, контролировать и анализировать полученную информацию. В статье 310 ГК РФ указано, что если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне. При процедуре осмотра транспортного средства все соискатели конкурса поставлены в равные условия, сообщения о том, кто допущен до осмотра а кто нет заранее направляется соискателям. Представитель согласился с тем, что ряд положений рассматриваемого акта необходимо переформулировать. Однако по мнению Представителя отдельные положения акта, рассматриваемые комиссией, не ограничивают конкуренцию.

 

При рассмотрении настоящего дела, Комиссией установлены следующие обстоятельства.

На основании Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия», Приказом Минтранса Хакасии от 01.04.2015 г. № 180-П-46 «О порядке проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок» утвержден Порядок проведения конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок (далее - Порядок).

Согласно пунктов 2 и 3 главы I Порядка, данный порядок определяет правила и условия проведения открытых конкурсов на право заключения договора по осуществлению пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам и имеет цель повышения уровня безопасности и качества пассажирских перевозок, обеспечения добросовестной конкуренции между перевозчиками.

В соответствии с пунктом 1 главы IV Порядка, конкурс считается объявленным со дня опубликования в официальном печатном издании – республиканской газете «Хакасия» и размещения на официальном сайте Правительства Республики Хакасия извещения о проведении конкурса.

Согласно пункта 2 главы V Порядка, техническое задание размещается организатором конкурса одновременно с размещением извещения о проведении конкурса на официальном сайте, определенном Правительством Республики Хакасия. Предоставление технического задания до размещения на официальном сайте не допускается.

Пунктом 2 главы VI установлено, что Заявка на участие в конкурсе, а также документы в ее составе содержат:

1) сведения и документы о соискателе конкурса, подавшем заявку:

а) фирменное наименование, сведения об организационно-правовой форме, месте нахождения, руководителе, почтовый и юридический адрес (для юридического лица); фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства, согласие на обработку своих персональных данных (для индивидуального предпринимателя); номер контактного телефона, факса, адрес электронной почты;

б) копия документа, удостоверяющего личность соискателя конкурса и подтверждающего регистрацию по месту жительства (для индивидуального предпринимателя);

в) документ (копия документа), подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени соискателя конкурса (при необходимости);

2) копию лицензии соискателя конкурса на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек;

3) копии документов на право владения транспортными средствами, указанными в заявке на участие в конкурсе (копии паспортов транспортных средств, свидетельств о регистрации транспортных средств, договоров на пользование транспортными средствами по условиям лизинга, договоров аренды транспортных средств);

4) Копии документов, подтверждающих оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, и документов, подтверждающих обслуживание спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на транспортном средстве, с предоставлением копии действующего сертификата соответствия обслуживающей организации на момент подачи заявки;

5) копии документов, подтверждающих оснащение транспортных средств тахографом (для междугородных перевозок);

6) копии документов, подтверждающих оборудование транспортных средств ремнями безопасности (для междугородных перевозок);

7) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

8) документы, подтверждающие оборудование транспортных средств специальными приспособлениями и устройствами для перевозки инвалидов и других маломобильных групп населения (при наличии приспособлений и устройств).

Согласно пункта 4 главы VI Порядка, организатор конкурса регистрирует поступившие на конкурс конверты с заявками в журнале регистрации заявок с указанием даты и времени их поступления, а также указывает дату и время их поступления на конверте.

Согласно пункта 7 вышеуказанной главы, датой подачи заявки считается день подачи заявки с приложением всех предусмотренных конкурсной документацией документов в ее составе.

В соответствии с пунктом 3 главы VIII Порядка, основаниями отклонения заявок соискателей конкурса по результатам рассмотрения заявок являются:

1) несоответствие документов в составе заявки требованиям, установленным конкурсной документацией к соискателю конкурса;

2) невыполнение требований, установленных конкурсной документацией к оформлению соискателем конкурса заявки;

3) установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем конкурса в заявке.

Согласно пункта 4 указанной главы, на основании результатов рассмотрения заявок конкурсной комиссией принимается решение о допуске соискателя к осмотру транспортного средства или об отказе в допуске. Данное решение принимается на заседании конкурсной комиссии и оформляется протоколом рассмотрения заявок, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии.

В соответствии с пунктом 1 главы IX Порядка, конкурсная комиссия проводит осмотр транспортного средства на предмет соответствия требованиям, установленным к осуществлению перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении, в сроки, указанные в извещении о проведении конкурса. Срок осмотра транспортного средства не может превышать пяти рабочих дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок.

Пунктом 4 главы IX установлены основания отклонения в допуске к участию в конкурсе по результатам осмотра транспортного средства:

1) непредоставление транспортного средства для осмотра в установленное в извещении время;

2) установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем конкурса в заявке, и представленных транспортных средств;

3) предоставление транспортного средства, вместимость которого меньше установленной техническим заданием;

4) предоставление транспортного средства, класс которого не соответствует техническому заданию;

5) отсутствие аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS;

6) отсутствие тахографа (для междугородных перевозок);

7) отсутствие ремней безопасности (для междугородных перевозок).

Согласно пункта 6 главы IX Порядка, на основании результатов осмотра транспортного средства конкурсной комиссией принимается решение о допуске соискателя к участию в конкурсе и о признании соискателя участником конкурса или об отказе в допуске. Данное решение принимается на заседании конкурсной комиссии и оформляется протоколом осмотра транспортного средства, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии.

В соответствии с пунктом 8 главы IX Порядка, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям конкурсной документации (в конкурсе принял участие только один участник), а также если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям конкурсной документации, то с соискателем конкурса заключается договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок.

Согласно пункта 6 главы X, в случае равенства баллов у двух и более участников конкурса победителем становится заявитель, подавший заявку на участие в конкурсе ранее.

Приложением № 3 к Порядку служит примерный договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок.

Согласно пункта 3.1.7 примерного договора, перевозчик обязан по требованию представлять заказчику сведения, полученные с помощью аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Согласно представленной Минтрансом Хакасии информации о дате и времени подачи заявок на конкурсах 2012, 2013, 2014 и 2015 годов:

  • по маршруту № 511 – в конкурсе № 17-2012 и в конкурсе № 05-2014 заявку подало заявку одно и тоже лицо раньше других -Каширин Д.Н.;
  • по маршруту № 508 – в конкурсе № 17-2012 и в конкурсе № 05-2014 заявку подало заявку одно и тоже лицо раньше других -Каширин Д.Н.;
  • по маршруту № 539 –а – в конкурсе № 17-2012 и в конкурсе № 05-2014 заявку подало заявку одно и тоже лицо раньше других -Дамер С.П.;
  • по маршруту № 508 - в конкурсе № 17-2012 и в конкурсе № 05-2014 заявку подало заявку одно и тоже лицо раньше других - Каширин Д.Н.;
  • по маршруту № 505 - в конкурсе № 02-2013 и в конкурсе № 05-2014 заявку подало заявку одно и тоже лицо раньше других -Пихтин А.В.;
  • по маршруту № 509 - в конкурсе № 02-2013 и в конкурсе № 05-2014 заявку заявку подало заявку одно и тоже лицо раньше других - Быкасов Н.А.;
  • по маршруту № 549 – в конкурсе № 02-2013 и в конкурсе № 05-2014 заявку подало заявку одно и тоже лицо раньше других -Шустиков Г.Н.

 

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения и доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

Нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются на рынке межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - ОК 034-2007 данный вид деятельности обозначен как перевозки междугородные регулярные пассажирские автобусами, подчиняющиеся расписанию (код 60.21.41.110), Общероссийским классификатор видов экономической деятельности - ОК 029-2007 - междугородные автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию код (60.21.13). В то же время нормативными правовыми документами, указанными ниже рынок обозначен как рынок межмуниципальных пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования.

Успех предпринимательской деятельности на рассматриваемом рынке во многом зависит от того, как происходит распределение перевозчиков по маршрутам.

Рынок пассажирских перевозок на межмуниципальных автобусных маршрутах является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой рассмотрения дел, в том числе в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия в части несоблюдения требований по обеспечению конкуренции при входе хозяйствующих субъектов на данный товарный рынок.

Взаимоотношения органов власти (как организатора и ответственного лица) и лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров автобусами регулируются актами, принимаемыми на местном уровне (в границах муниципального образования).

При этом принимаемые акты в части организации конкурсного отбора хозяйствующих субъектов должны обеспечивать равную конкурентную борьбу между участниками.

В целях повышения уровня безопасности и качества пассажирских перевозок, обеспечения добросовестной конкуренции между перевозчиками, на основании Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия», Приказом Минтранса Хакасии от 01.04.2015 г. № 180-П-46 «О порядке проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок» утвержден Порядок проведения конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок.

В соответствии с пунктом 1 главы IV Порядка, конкурс считается объявленным со дня опубликования в официальном печатном издании – республиканской газете «Хакасия» и размещения на официальном сайте Правительства Республики Хакасия извещения о проведении конкурса.

По смыслу указанного пункта, опубликование на официальном сайте является альтернативой опубликования в официальном печатном издании. Перевозчик, который имеет намерение участвовать в конкурсе и подать заявку может быть извещен как через официальное печатное издание, так и через официальный сайт, определенный Правительством Республики Хакасия.

Поскольку иного в рассматриваемом Порядке не отмечено, из пункта 1 главы IV следует, что прием заявок на участие в конкурсе начинается именно с момента опубликования извещения.

Исходя из того, что Порядок не содержит положений о том, что в открытом конкурсе могут принимать участие только соискатели проживающие в городе Абакане, в открытом конкурсе может принимать участие субъект с любым местом жительства на территории РФ.

Минтранс Хакасии, в соответствии со своим служебным распорядком, начинает работу с 08 часов 30 минут. Следовательно, прием заявок на участие в конкурсе начинается с 08 часов 30 минут дня опубликования извещения о проводимом конкурсе.

При этом, вышеуказанная газета распространяется в городе Абакане с 8 часов утра, тогда как извещение на официальном сайте публикуется в значительно позднем промежутке времени, то есть как минимум с 08 часов 30 минут и по различный промежуток времени. Конкретное время опубликования извещения на официальном сайте рассматриваемым Порядком не установлена.

Следовательно перевозчики, местом жительства которых является город Абакан, могут получить извещение о конкурсе с 08 часов 00 минут, путем приобретения соответствующей газеты.

В свою очередь перевозчики, местом жительства которых является отличный от города Абакана населенный пункт не имеют как и саму возможность приобрести газету, так и возможность приобрести ее именно в 08 часов 00 минут.

Таким образом, получив газету «Хакасия» в 08 часов 00 минут в дату опубликования извещения, соискатели проживающие в городе Абакане имеют возможность сориентироваться, составить заявку в течении 20-30 минут и подать ее как ровно в 08 часов 30 минут, так и в близкое к данному времени время.

Соискатели, проживающие в ином населенном пункте, а также в населенном пункте, находящимся на значительном расстоянии от города Абакана, такой возможности лишены, поскольку им приходится ждать опубликования извещения на официальном сайте. При этом процедура составления заявки и ее доставка в населенный пункт, в котором находится Минтранс Хакасии, также занимает определенное количество времени.

Данный факт подтверждается анализом даты и времени подачи заявок соискателей по ранее проведенным конкурсам.

Как установлено Комиссией, по маршрутам №№ 511, 508, 539, 508, 505, 509 одно и тоже лицо подавало заявки раньше других соискателей (конкурсы № 17-2012, № 05-2014, № 02-2013).

Помимо прочего, в период 2013 года в Хакасское УФАС России и в органы Прокуратуры неоднократно обращалась ИП //-// с заявлениями об ограничении конкуренции Минтрансом Хакасии, которое выразилось в том, что отдельные соискатели подают свои заявки раньше других в связи с наличием договоренности между ними и редакцией газеты «Хакасия» о выдаче определенным лицам издания газеты с извещением раньше положенного времени, а также о том, что Минтрансом Хакасии извещение на официальном сайте публикуется через значительный промежуток времени после выхода в тираж газеты «Хакасия».

Таким образом, соискатели, проживающие в ином населенном пункте, лишаются возможности подачи заявки ранее либо одновременно с соискателями, проживающими в городе Абакане, по причине того, что извещение в газете «Хакасия» и на официальном сайте публикуются организатором конкурса не одновременно.

В связи с этим, Комиссия приходит к выводу о том, что организатором открытого конкурса ставятся в преимущественное положение соискатели конкурса, проживающие в городе Абакане. Соискатели конкурса, проживающие в ином населенном пункте либо на значительном расстоянии от города Абакана, напротив ставятся организатором конкурса в неравное и, следовательно, дискриминационное положение, что является одним из признаков ограничения конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Комиссия считает, что Минтрансу Хакасии как организатору торгов и органу власти, принявшим и разработавшим рассматриваемый нормативный акт, для исключения возможности ограничения конкуренции следует публиковать извещение в печатном издании и на официальном сайте одновременно, либо осуществлять прием заявок по истечении некоторого времени со дня опубликования или полностью отказаться от публикации в газете.

Кроме того, извещение, которое публикуется в газете «Хакасия» не содержит в себе конкурсную документацию и техническое задание, которые опубликовываются на официальном сайте вместе с извещением.

Перевозчики, которые ранее занимались пассажирскими перевозками на соответствующем маршруте уже наработали определенный опыт и знания относительно технических характеристик маршрута, о необходимых транспортных средствах и критериях оценки. Соответственно, данные перевозчики могут составить заявку без ознакомления с конкурсной документацией и техническим заданием.

Соискатели, которые не имеют достаточного опыта в пассажирских перевозках, перевозчики, которые ранее осуществляли городские перевозки, соискатели, проживающие на достаточном удалении, а также соискатели, которые впервые собираются войти на данный рынок, такой возможности лишены, поскольку не в силах подать заявку без ознакомления с конкурсной документацией и техническим заданием.

Как установлено выше, прием заявок на участие в конкурсе начинается с 08 часов 30 минут дня опубликования извещения о проводимом конкурсе.

Следовательно перевозчики, ранее осуществлявшие перевозки по определенному маршруту и выходу имеют возможность подать заявку раньше других участников.

Любые торги подразумевают состязательность его участников. В свою очередь, для обеспечения состязательности, необходимо обеспечить равные условия для любого участника торгов.

Отсутствие состязательности не способствует развитию качества пассажирских перевозок, удобства пассажиров, равным условиям входа на товарный рынок маршрутных пассажирских перевозок для всех хозяйствующих субъектов, способствует победе в конкурсе одних и тех же соискателей, что является признаком ограничения конкуренции.

В связи с этим, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемый нормативный акт в этой части способствует победе в конкурсе одних и тех же лиц и напротив, не способствует привлечению к участию в конкурсе новых перевозчиков.

Согласно пункта 2 главы VI Порядка, заявка на участие в конкурсе должна содержать, помимо прочего, копии документов, подтверждающих оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, и документов, подтверждающих обслуживание спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, установленной на транспортном средстве, с предоставлением копии действующего сертификата соответствия обслуживающей организации на момент подачи заявки.

Вместе с тем, пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» от 10.09.2009 N 720 установлено, что транспортные средства, включая специальные транспортные средства, категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения указанной аппаратурой.

Постановлением Правительства Российской Федерации «О признании утратившим силу некоторых решений правительства Российской Федерации» от 10.02.2015 г. № 109 утверждено, что Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств» от 10.09.2009 N 720 признано утратившим силу.

В связи с этим, в настоящее время отсутствует нормативная правовая база, обязывающая оснащать транспортные средства, используемые для коммерческих перевозок пассажиров аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Данная позиция подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 08 апреля 2014 г. № АКПИ14-40.

Таким образом, в Порядке проведения конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок утвержденном Приказом Минтранса Хакасии № 180-П-46 от 01.04.2015г. установлены требования, которые не предусмотрены действующим законодательством.

Приказом Минтранса Хакасии от 20.04.2015г. № 180-П-58 данный пункт исключен из рассматриваемого акта, что свидетельствует об устранении допущенного нарушения Ответчиком до принятия окончательного решения по делу.

Вместе с тем Комиссией установлено, что согласно пункта 3.1.7 примерного договора, который является Приложением № 3 рассматриваемого акта, перевозчик обязан по первому требованию представлять заказчику сведения, полученные с помощью аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

При этом, установленные пунктом 3.1.7 требования являются обязанностью перевозчика, с которым заключается договор по результатам открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок.

Как установлено выше, в настоящее время отсутствует нормативная правовая база, обязывающая оснащать транспортные средства, используемые для коммерческих перевозок пассажиров аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Таким образом, установление таких обязанностей перевозчикам не соответствует действующему законодательству, в связи с чем незаконно и является ограничением конкуренции.

Следовательно, Минтрансу Хакасии вышеуказанный пункт следует исключить из примерного договора, который является Приложением № 3 рассматриваемого нормативного акта.

В соответствии с пунктом 8  раздела IX Порядка, в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям конкурсной документации, а также если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям конкурсной документации, то с соискателем конкурса заключается договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок.

Пунктом 1 раздела X Порядка предусмотрено, что организатор конкурса в течении трех рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок передает победителю конкурса копию данного протокола и проект договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования.

Из правового анализа вышеуказанных норм Порядка следует, что в случае, если по результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям конкурсной документации, то с соискателем конкурса, в течении трех дней, заключается договор на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок.

Согласно пункта 9 раздела IX Порядка, при несогласии с решением конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе соискатель имеет право обжаловать решение конкурсной комиссии в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом, какого-либо конкретного порядка и сроков обжалования действий конкурсной комиссии на этапе оценки и сопоставления заявок, Порядок не предусматривает.

Согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, указанные выше положения Порядка приводят к возможности заключения договоров до истечения сроков на обжалование действий конкурсной комиссии.

07.04.2015г. и 16.04.2015г. Хакасским УФАС России рассмотрены жалобы № 18-Т, 19-Т, 20-Т, № 22-Т, поданные участниками проведенного Минтрансом Хакасии открытого конкурса в соответствии с рассматриваемым Порядком. Жалобы были рассмотрены в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, и касались необоснованного отклонения заявок заявителей жалоб в связи с отсутствием на автобусах данных лиц оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Комиссией при рассмотрении данных жалоб установлено, что действующим законодательством исключено требование о наличии оборудования спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в связи с чем жалобы предпринимателей признаны обоснованными.

Однако, до принятия окончательных решений по жалобам № 18-Т, 19-Т, 20-Т, № 22-Т Минтрансом Хакасии, в связи с тем, что какого-либо конкретного порядка и сроков обжалования действий конкурсной комиссии на этапе оценки и сопоставления заявок Порядок не предусматривает, уже были заключены соответствующие договоры с участниками, которые были признаны победителями.

Поскольку Минтрансом Хакасии договоры уже были заключены, возможность для пересмотра решения конкурсной комиссии отсутствовала. В тоже время, возможность расторжения уже заключенных договоров с победителями конкурса действующим законодательством предусмотрена только в судебном порядке, путем признания судом результатов торгов не действительными.

Хакасское УФАС России обратилось с соответствующими заявлениями в Арбитражный суд Республики Хакасия (дело № А74-7083/2015), однако окончательное судебное решение по настоящее время не принято. Кроме того, стороны по данному судебному делу в праве в дальнейшем заявлять апелляционную и кассационную жалобу, в связи с чем процесс признания торгов не действительными может занять достаточно длительное время.

При этом, все это время перевозчик, с которым был заключен договор, имеет возможность осуществлять коммерческую деятельность по перевозке пассажиров и получать определенную прибыль, что является ограничением конкурентных прав добросовестных участников открытого конкурса.

Согласно пояснением Представителя Ответчика, Приказом Минтранса Хакасии от 01.04.2015г. № 180-П-95 внесены изменения, касающиеся изменений приведенных выше положений и направленных на устранение возможности заключения договоров до истечения сроков на обжалование действий конкурсной комиссии.

Вместе с тем, по состоянию на момент вынесения настоящего решения необходимые изменения не внесены, пункт 8  раздела IX, пункт 1 раздела X, пункт 9 раздела IX присутствуют в рассматриваемом Порядке в неизмененном виде.

Следовательно, у Комиссии не имеется подтверждения добровольного устранения допущенного нарушения со стороны Ответчика на дату вынесения окончательного решения по делу № 35-А-15.

Рассматриваемый Порядок предусматривает такой этап проведения конкурса - как осмотр транспортного средства, который осуществляется после приема заявок и их рассмотрения. Согласно пункта 6 главы IX Порядка, на основании результатов осмотра транспортного средства конкурсной комиссией принимается решение о допуске соискателя к участию в конкурсе и о признании соискателя участником конкурса или об отказе в допуске. Данное решение принимается на заседании конкурсной комиссии и оформляется протоколом осмотра транспортного средства, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии.

Пунктом 4 главы IX установлены основания отклонения в допуске к участию в конкурсе по результатам осмотра транспортного средства:

1) непредоставление транспортного средства для осмотра в установленное в извещении время;

2) установление недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных соискателем конкурса в заявке, и представленных транспортных средств;

3) предоставление транспортного средства, вместимость которого меньше установленной техническим заданием;

4) предоставление транспортного средства, класс которого не соответствует техническому заданию;

5) отсутствие аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС и ГЛОНАСС/GPS;

6) отсутствие тахографа (для междугородных перевозок);

7) отсутствие ремней безопасности (для междугородных перевозок).

Согласно пункта 1 главы IX, конкурсная комиссия проводит осмотр транспортного средства на предмет соответствия требованиям, установленным к осуществлению перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении, в сроки, указанные в извещении о проведении конкурса. Срок осмотра транспортного средства не может превышать пяти рабочих дней с момента подписания протокола рассмотрения заявок.

Согласно пункта 6 главы IX Порядка, на основании результатов осмотра транспортного средства конкурсной комиссией принимается решение о допуске соискателя к участию в конкурсе и о признании соискателя участником конкурса или об отказе в допуске. Данное решение принимается на заседании конкурсной комиссии и оформляется протоколом осмотра транспортного средства, который ведется конкурсной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии.

Таким образом, из правового анализа указанных выше пункта 6 главы IX, пункта 1 главы IX и пункта 4 главы IX Порядка в совокупности следует, что уже принятая и допущенная к участию в конкурсе заявка соискателя может быть в дальнейшем отклонена по причине не прохождения осмотра транспортного средства.

Главой IX Порядка установлена обязанность соискателей конкурса в предоставлении транспортного средства для осмотра в городе Абакане. При этом, рассматриваемый нормативный акт не предусматривает иного порядка предоставления транспортного средства для соискателя, который имеет отличное от города Абакана место жительства. Выезд должностных лиц Минтранса Хакасии по месту нахождения транспортного средства также Порядком не предусматривается.

Для соискателей, которые находятся на достаточно отдаленном расстоянии от города Абакана, процедура предоставления транспортных средств связана с определенными расходами, к примеру такими как оплата топлива.

При этом, у соискателя нет уверенности в том, что данные расходы будут оправданы, поскольку нельзя исключать возможности победы в конкурсе иного лица.

Данные факты способствуют тому, что часть соискателей на осмотр не приезжают, в связи с чем, их заявки отклоняются, а часть соискателей не подает свои заявки на конкурс в связи с отсутствием уверенности что соответствующие расходы будут оправданы и восполнены.

Комиссия полагает, что этап проведения технического осмотра транспортного средства целесообразнее проводить после подведения итогов конкурса и выявления победителя, поскольку в таком случае соискатели конкурса будут заинтересованы в предоставлении транспортного средства.

Необходимость предоставления транспортных средств на осмотр всем соискателям открытого конкурса влечет для тех, кто впоследствии не станет победителем дополнительные затраты. Автобусы соискателей конкурса, занятые в день проведения осмотра транспортных средств на других маршрутах, вынуждены сходить с маршрутов и ехать на данный осмотр. При этом не каждый перевозчик готов сходить с маршрута без уверенности в оправданности и самоокупаемости таких действий. Кроме того, неосуществление перевозок является существенным нарушением соответствующих заключенных договоров перевозки и влечет такое последствие, как его расторжение.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что положение Порядка о необходимости предоставления транспортного средства к осмотру до определения победителя конкурса способствует ограничению количества хозяйствующих субъектов, заинтересованных в участии в открытом конкурсе, и соответственно ограничивает возможность выбора конкурсной комиссией наиболее лучших по характеристикам транспортных средств.

Комиссия полагает, что для исключения такого ограничения этап проведения технического осмотра транспортного средства следует проводить после подведения итогов конкурса. В случае, если транспортное средство победителя не пройдет осмотр, имеется возможность заключить договор с соискателями, заявкам которых присвоены второй и третий номер.

Комиссия не принимает довод Заинтересованного лица о том, что критерии оценки не предусматривают оценку иного оборудования, помимо голосового информатора и внутрисалонного информационного табло, о том, что конкурсная комиссия должна оценивать все имеющиеся приспособления для инвалидов соискателя конкурса, в связи со следующим.

Как правильно указал Представитель Ответчика, Минтрансом Хакасии учитываются приспособления, наиболее подходящие к предмету конкурса. Поскольку Минтранс Хакасии является организатором конкурса, исключительно в его ведении находятся полномочия по определению конкретных необходимых специальных приспособлений.

Ссылка на то, что у перевозчика нет возможности оборудовать транспортное средство иными приспособлениями и устройствами по причине того, что они не оцениваются конкурсной комиссией, не состоятельна, поскольку для участников конкурса в качестве обязательного не устанавливается требование о наличии иных кроме указанных в критериях приспособлений и устройств. Возможность оборудования транспортного средства иными приспособлениями и устройствами является правом соискателей а не обязанностью.

Комиссия критически относится к доводу Заинтересованного лица относительно возможности одностороннего расторжения договора за нарушение ПДД, поскольку по данному доводу доказательств ограничения конкуренции не было приведено и данные условия одинаковы для всех перевозчиков.

Кроме того, из текста примерного договора следует, что для расторжения договора в одностороннем порядке необходимо систематическое нарушение ПДД. Комиссия полагает, что систематическое нарушение водителем ПДД ставит в опасность пассажиров а также иных граждан РФ, в связи с чем такому водителю должно быть запрещено управлять источником повышенной опасности – автобусом. В свою очередь предприниматель-перевозчик, с которым заключен соответствующий договор, должен предпринимать все зависящие от него меры для не допущения нарушения водителями ПДД, с учетом того, что предприниматель фактически является их руководителем. В связи с этим, также отклоняется и довод Заинтересованного лица о том, что ответственность за данные нарушения не может нести предприниматель – перевозчик.

 

Обобщая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия принят акт – Приказ от 01.04.2015 г. № 180-П-46 «О порядке проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок» и утверждённый им Порядок проведения конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок который не способствует равной конкурентной борьбе среди участников соответствующих открытых конкурсов и ограничивает конкуренцию среди соискателей.

Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

На основании вышеизложенного, Комиссия считает установленным нарушение Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции); выдает в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, а именно о прекращении недобросовестной конкуренции (подпункт г) пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Поскольку по состоянию на сегодняшний день Приказ от 01.04.2015 г. № 180-П-46 «О порядке проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок» являются действующим, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Министерству транспорта и дорожного хозяйства предписания о внесении в него с учетом и в соответствии с настоящим решением необходимых изменений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в  части принятия акта - Приказа от 01.04.2015 г. № 180-П-46 «О порядке проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок» и утверждённого им Порядка проведения конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, который не способствует равной конкурентной борьбе среди участников соответствующих открытых конкурсов и ограничивает конкуренцию;
  2. Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия предписание о немедленном прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для чего, с учетом и в соответствии с настоящим решением внести в Приказ от 01.04.2015 г. № 180-П-46 «О порядке проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок» соответствующие изменения.

 

Председатель комиссии:                                                      К.А. Лебедева

 

Члены комиссии:                                                                  Д.А. Чиж

 

                                                                                                О.О. Марова

 

                                                                                                А.А. Тукачева

                                                                                 

                                                                                  

         Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны