Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 36-Т от 14 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1.Организатору торгов - Министерству транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия                                                        

ул. Вяткина 3, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017         

                                                  

2. Индивидуальному предпринимателю

«К»

 

3. Индивидуальному предпринимателю

«С»

 

4. Индивидуальному предпринимателю

«Л»

 

5. Индивидуальному предпринимателю

«Х»

 

6. Индивидуальному предпринимателю

«Кр»

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 36-Т

08.06.2017                                                                                                   г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - комиссия Хакасского УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов

при участии сторон:

1. Организатора торгов – Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия (далее – Минтранс Хакасии)

2. Заявителя - Индивидуального предпринимателя «К» (далее - ИП «К»):

3. Заинтересованного лица – Индивидуального предпринимателя «С» (далее – ИП «С»):

4. Заинтересованного лица – Индивидуального предпринимателя «Л» (далее – ИП «Л»):

5. Заинтересованного лица – Индивидуального предпринимателя «Х» (далее - ИП «Х»):

6. Заинтересованного лица – Индивидуального предпринимателя «Кр» (далее - ИП «Кр»):

7. В качестве слушателя:

- «,,,»,      

рассмотрев жалобу № 36-Т ИП «К» на действия  заказчика – Минтранса Хакасии при проведении открытого конкурса среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчика, в связи с государственным регулированием тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан № 01-2017 (лоты № 1, 3, 7),  в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

на рассмотрении жалобы велась аудиозапись,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия  24.05.2017 года  вх. № 3342 поступила жалоба от ИП «К» на действия  заказчика – Минтранса Хакасии при проведении открытого конкурса среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчика, в связи с государственным регулированием тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан № 01-2017 (лоты № 1, 3, 7).

В своей жалобе заявитель указывает, что Приложением № 2 к конкурсной документации установлены Критерии оценки и сопоставления заявок. Среди прочего, они содержат:

- пункт 2. Соблюдение лицензионных условий: за каждое нарушение условий лицензирования, установленное решением суда (за 12 месяцев до объявления конкурса) – 1 балл;

- пункт 3.1. За расторжение по инициативе Заказчика договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, заключенного по результатам проведенного конкурса или уклонение победителя от подписания договора по итогам конкурса (за 36 месяцев до объявления конкурса) - 5 баллов.

После вскрытия конвертов подателю жалобы стало известно, что Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2016 N 55-АПГ16-5 признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу аналогичные пункты критериев Порядка проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок автомобильным транспортом общего пользования по городским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам, утверждённого Решением Совета депутатов г. Абакана от 22.12.2015 № 296. В виду чего, заявитель полагает, что утверждённые Минтрансом РХ критерии также являются незаконными по основаниям, указанным Верховным Судом России.

На основании изложенного, заявитель просит:

- приостановить проведение конкурса по лотам 1, 3, 7 до рассмотрения жалобы по существу;

- признать жалобу обоснованной, отменив проведение конкурса по лотам 1, 3, 7 по незаконным критериям.

        На рассмотрении жалобы по существу, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также устно добавил, что организатором торгов был нарушен Порядок принятия конкурсных заявок, поскольку, как видно их журнала регистрации таких заявок, несколько конвертов с заявками на участие в конкурсе были поданы одним и тем же лицом, что, по мнению подателя жалобы, недопустимо и является существенным нарушением со стороны организатора торгов - Минтраса Хакасии.

29.05.2017г. № 3461 поступил пакет документов от организатора торгов, в том числе письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указано следующее.

В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) перевозки частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования этого Федерального закона.

Предметом рассматриваемого открытого конкурса, объявленного Минтрансом Хакасии, является право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчика, в связи с государственным регулированием тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан.

Критерии конкурсного отбора, предусмотренные Законом № 220-ФЗ, относятся к открытому конкурсу на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок.

        Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель организатора торгов поддержал доводы, указанные в пояснениях к жалобе, а также устно добавил, что Порядком проведения открытых конкурсов, утвержденным Приказом Минтранса Хакасии от 01.04.2015 № 180-П-46, не запрещено на этапе подачи конкурсных заявок принимать несколько заявок на участие в конкурсе от одного и того же лица. Доводы подателя жалобы являются несостоятельными, по мнению представителя Минтраса Хакассии, и основания для признания жалобы обоснованной – отсутствуют.

Представители заинтересованных лиц – участников конкурса по лотам № 1, 3, 7 на рассмотрении жалобы по существу также выразили свою позицию по существу спора.

Так, присутствующий представитель ИП «С» обратил внимание комиссии антимонопольного органа на часть 10 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, а также на нарушение порядка приема и регистрации заявок, сообщив, что информация о проведении открытого конкурса была размещена на официальном сайте организатором торгов в 11:17, а первая заявка на участие в конкурсе была зарегистрирована  в 11:21.

В материалы дела представителем ИП «С» также представлено решение Верховного суда Республики Хакасия от 24.03.2017 года по гражданскому делу, согласно которого такой критерий оценки конкурсных заявок как «возраст транспортного средства» признан судом незаконным.

Таким образом, представитель ИП «С» считает, что организатором торгов нарушено антимонопольное законодательство, в том числе поскольку установленные в конкурсной документации критерии оценки и сопоставления заявок не соответствуют Закону № 220-ФЗ.

Представитель индивидуальных предпринимателей ИП «Л», ИП «х». ИП «Кр» представил письменные возражения по доводам жалобы, которые поддержал на заседании комиссии в полном объеме, обратив внимание комиссии на тот факт, что в  Апелляционном  Определении  Верховного  Суда  РФ  от 28.11.2016  г.  №55-АПГ16-5  указано,  что  Суд  первой  инстанции  правомерно признал  несостоятельным утверждение  административного истца о том,  что оспариваемые  правовые  предписания  противоречат  Федеральному  закону  от 26  июля  2006  года  №135-Ф3  «О  защите  конкуренции»,  поскольку оспариваемые  нормы  не  нарушают  прав  заявителя  на  осуществление предпринимательской деятельности, не препятствуют в принятии им участия в  отборе  перевозчиков,  не  ограничивают  количество  потенциальных участников  конкурса  и  не  создают  для  кого-либо  из  них  необоснованных преимуществ  или дискриминационных условий.

 

Согласно пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы

на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

На основании Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия», Приказом Минтранса Хакасии от 01.04.2015 г. № 180-П-46 «О порядке проведения открытых конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок» утвержден Порядок проведения конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок (далее - Порядок).

В связи с чем, жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункта 2 раздела II Порядка, функции организатора конкурса осуществляет Минтранс Хакасии.

На основании пункта 3 раздела II Порядка организатор конкурса:

а) осуществляет размещение на официальном портале, определенном Правительством Республики Хакасия, извещения о проведении конкурса;

б) определяет дату, время начала и окончания приема заявок и место подачи заявок на участие в конкурсе (далее - заявки);

в) определяет дату, время и место проведения осмотра транспортного средства;

г) осуществляет сбор и регистрацию заявок;

д) разрабатывает конкурсную документацию;

е) определяет количество баллов по каждому из критериев конкурсного отбора перевозчиков;

е1) определяет дату, время и место вскрытия конвертов с заявками;

ж) разъясняет конкурсную документацию;

з) направляет запросы в компетентные органы, учреждения и иные организации;

и) осуществляет размещение на официальном сайте, определенном Правительством Республики Хакасия, результатов конкурса.

На основании Распоряжения Министра Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Хакасия от 13.04.2017 года № 180-14-Р «О проведении открытого конкурса среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчиков, в связи с государственным регулированием тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан № 01-2017» Минтрансом Хакасии 17.04.2017 года объявлен и размещен (на официальном сайте, определенном Правительством Республики Хакасия www.r-19.ru) открытый конкурс среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчиков, в связи с государственным регулированием тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан № 01-2017.

Дата и место окончания подачи заявок: в 10-00 (местное время) 17.05.2017 г. по адресу Заказчика каб. 208.

Дата и время вскрытия конвертов: 17.05.2017 г. в 10-00 по адресу Заказчика каб.208.

Дата рассмотрения заявок: до 01.06.2017 г. по адресу Заказчика.

Дата оценки и сопоставления заявок: до 07.06.2017 г. по адресу Заказчика.

Дата и время проведения осмотра транспортного средства: 14.06.2017 г. в 10-00.

Согласно Протокола №1 вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе 01-2017, участниками по лотам № 1, 3, 7 определены:

Участники конкурса по ЛОТУ № 1:

Индивидуальный предприниматель «Кр»;

Индивидуальный предприниматель «К».

Участники конкурса по ЛОТУ № 3:

Индивидуальный предприниматель «Х»;

Индивидуальный предприниматель «К».

Участники конкурса по ЛОТУ № 7:

Индивидуальный предприниматель «Л»;

Индивидуальный предприниматель «С»;

Индивидуальный предприниматель «К».

 

По доводу заявителя о незаконности критериев оценки и сопоставления заявок (пункты 2 и 3.1), указанных в конкурсной документации № 01-2017.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье - заявитель).

Согласно части 1 статьи 11 Закона Республики Хакасия от 16.11.2009 № 126-ЗРХ «Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Республики Хакасия» в обязательные критерии конкурсного отбора перевозчиков включаются:

1) наличие соответствующих транспортных средств;

3) соблюдение лицензионных условий;

4) опыт и итоги работы перевозчика, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения.

В свою очередь, приложением № 2 Порядка, принятого во исполнение закона республики и утвержденного Приказом Минтранса Хакасии от 01.04.2015 г. № 180-П-46, установлены в том числе следующие критерии конкурсного отбора участников конкурса:

Наименование и содержание критериев

Количество баллов

2. Соблюдение лицензионных условий:

за каждое нарушение условий лицензирования, установленное решением суда (за 12 месяцев до объявления конкурса)

-1

3. Опыт и итоги работы перевозчика, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения

3.1. За расторжение по инициативе заказчика договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, заключенного по результатам проведенного конкурса, или уклонение победителя от подписания договора по итогам конкурса (за 36 месяцев до объявления конкурса)

-5

 

При этом, комиссией антимонопольного органа установлено, и сторонами не оспаривается, что в пунктах 2 и 3.1 приложения № 2 конкурсной документации № 01-2017 установлены критерии оценки и сопоставления заявок аналогичные критериям оценки и сопоставления заявок, которые указаны в Порядке, утвержденном Приказом Минтранса Хакасии от 01.04.2015 г. № 180-П-46.

Таким образом, порядок проведения торгов (открытый конкурс № 01-2017) соответствует установленному нормативно правовым актом (Приказ Минтранса Хакасии от 01.04.2015 г. № 180-П-46) Порядку проведения конкурсов среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок.

Следовательно, с учетом части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, оснований для признания организатора торгов нарушившим нормы Закона, в рамках рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции – не имеется.

Однако, пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. Закрепленные в данной норме запреты распространяются, прежде всего, на акты и действия органов власти в сфере публично-правовых отношений в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных (волевых) инструментов. Статьей 17 указанного закона также запрещается организатору при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений совершать такие действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Комиссия Хакасского УФАС России усматривает в действиях (бездействии) организатора торгов – Минтраса Хакасии признаки нарушения статьи 15 и статьи 17 Закона о защите конкуренции, в том числе с учетом части 10 статьи 39 Закона № 220-ФЗ, в связи с чем, материалы жалобы будут переданы в отдел антимонопольного законодательства и рекламы для рассмотрения доводов, указанных в жалобе, в порядке, предусмотренном главой 9 Закона о защите конкуренции.

 

По доводу заявителя о нарушении порядка приема и регистрации конкурсных заявок.

Пунктами 4-7 раздела VI конкурсной документации предусмотрено следующее:

4. Организатор конкурса регистрирует поступившие на конкурс конверты с заявками в журнале регистрации заявок с указанием даты и времени их поступления, а также указывает дату и время их поступления на конверте.

5. Информация, содержащаяся в заявке, может быть использована только для проведения конкурса и не подлежит разглашению.

6. По требованию соискателя конкурса, подавшего конверт с заявкой, организатор конкурса выдает расписку в получении конверта с заявкой с указанием даты и времени его получения.

Комиссия антимонопольного органа проанализировала журнал регистрации заявок (где указаны даты и время поступления заявок), конверты с заявочными материалами участников (на которых также указаны даты и время поступления заявок), а также расписки в получении конвертов, выданные организатором торгов участникам при подаче ими заявок, и установила следующее:

№ лота

Участник

Дата и время подачи заявки

№ в журнале регистрации

1

ИП Кр.

17.04.2017 11:21

01

ИП К

16.05.2017 16:14

12

3

ИП Х

17.04.2017 11:35

03

ИП К

16.04.2017 16:12

11

7

ИП Л

17.04.2017 11:23

02

ИП С

20.04.2017 14:57

07

ИП К

16.05.2017 16:16

13

 

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанной информации, комиссией Хакасского УФАС России не установлено нарушение порядка подачи и приема конкурсных заявок на участие в открытом конкурсе № 01-2017. Неоспоримых доказательств подачи нескольких заявок одним и тем же лицом (при отсутствии у такого лица доверенности) подателем жалобы либо иными представителями участников торгов на рассмотрение жалобы – не представлено. Комиссия также принимает во внимание наличие у ИП «Кр» надлежащим образом оформленной доверенности на представление интересов и ведение дел ИП «Л».

На основании вышеизложенного, доводы жалобы не подтвердились, что дает основание признать жалобу необоснованной.

        В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

        Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного подпунктом а) пункта 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На основании вышеизложенного и в соответствии с положениями статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу № 36-Т ИП «К» на действия  заказчика – Минтранса Хакасии при проведении открытого конкурса среди перевозчиков на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по межмуниципальным автобусным маршрутам регулярных перевозок, затраты на предоставление транспортных услуг по которым не могут быть компенсированы доходами перевозчика, в связи с государственным регулированием тарифов и предоставлением льгот отдельным категориям граждан № 01-2017 (лоты № 1, 3, 7) необоснованной.

2. Передать материалы жалобы в отдел антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России в целях установления наличия (отсутствия) признаков нарушения статьи 15 и статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в действии (бездействии) организатора торгов.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны