Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административн... от 25 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

e-mail: mrsk@mrsks.ru 

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

e-mail: post@ab.mrsks.ru

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 38-Т-15-АП

 

20 января 2016 года                                                                                 г. Абакан

 

Я, Широкова Ольга Владимировна, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 38-Т-15-АП, возбужденного в отношении юридического лица – ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) (далее также Общество, МРСК Сибири);

ОАО «МРСК Сибири» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска, дата регистрации 04.07.2005; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия <...> .07.2015 ОАО «МРСК Сибири» внесены изменения в учредительные документы, в части наименования юридического лица, согласно Выписке из ЕГРЮЛ полным наименованием организации является: Публичное акционерное общество  «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», сокращенным: ПАО «МРСК Сибири», о чем  10.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись, содержащая указанные сведения (ГРН 2152468396463);

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1052460054327;

юридический адрес: 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144а;

ИНН 2460069527,

квалифицируемом по части 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

В  отсутствие законного представителя  ПАО «МРСК Сибири», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении (уведомление о вручении регистрируемого почтового отправления № 65501793297297, почтовое отправление вручено 07.12.2015).

В присутствии: защитника общества <…>;

Надлежащее уведомление подтверждается почтовым уведомлением  о вручении РПО (№ 65501793297297), кроме того копия определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 38-Т-15-АП вручена представителю ПАО «МРСК Сибири», <…> под  роспись 02.12.2015.

При рассмотрении дела  представителем ПАО «МРСК Сибири» заявлено ходатайство,  представленное в виде письменного документа от 19.01.2016 (вх. № 212 от 20.01.2016) о снижении административного штрафа ввиду наличия исключительных обстоятельств, связанных с обстоятельствами, изложенными в указанном документе.

Отводов и иных ходатайств от ПАО «МРСК Сибири» не поступало.

 

права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, разъяснены (см. ниже),

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ),

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 5 статьи 25.5 КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

По результатам рассмотрения дела № 11-А-Т-15, возбужденного по заявлению  ОАО «Хакасэнергосбыт» (вх. № 732 от 10.02.2015), Комиссией Хакасского УФАС России принято решение от 16.10.2015, согласно которому положение, занимаемое ОАО «МРСК Сибири» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (уровень напряжения НН) в границах объектов электросетевого хозяйства Общества, расположенных на территории МО г. Черногорск, эксплуатация и обслуживание которых осуществляется Черногорским  районом электрических сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», в период 2013 г. - 9 месяцев 2015 г.  признано доминирующим; действия (бездействие) ПАО «МРСК Сибири» при оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) потребителям г. Черногорска (ул. Оросительная, пер. Ташебинский) в части не обеспечения передачи электрической энергии указанным потребителям надлежащего качества, не принятия необходимых и достаточных мер по обеспечению значений показателей качества электрической энергии установленным требованиям,  признаны нарушающими  часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Хакасского УФАС России при принятии  данного решения исходила из следующего.

Согласно  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно выводам Комиссии по рассмотрению дела № 11-А-Т-15  (стр. 12-13 решения) в силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ПАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

Федеральным законом от  26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики,  основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии.

В соответствии со статьей 2 Закона об электроэнергетике законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.

Положениями части 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

В том числе одним из общих принципов организации экономических отношений и основой государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией являются надежная схема энергоснабжения и выполнение всех требований правил технической эксплуатации электростанций и сетей (часть 2 ст. 38 Закона об электроэнергетике).

В силу пункта 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности) в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании подпунктов «а», «г» пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа) при исполнении договора сетевая организация обязана обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам; в порядке и сроки, установленные договором, информировать потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) об аварийных ситуациях в электрических сетях, ремонтных и профилактических работах, влияющих на исполнение обязательств по договору.

В силу п. 3 Правил недискриминационного доступа сетевая организация при оказании услуг по передаче электрической энергии обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 № 186 утверждены Единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций (далее – Единые стандарты), которые устанавливают требования к обслуживанию сетевыми организациями лиц, являющихся потребителями услуг сетевых организаций по передаче электрической энергии, в том числе обслуживаемых гарантирующим поставщиком.

В целях оказания услуг по передаче электрической энергии сетевая организация при обслуживании потребителей осуществляет, в том числе  контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации; проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации (пп. «м», «о» п. 3 Единых стандартов).

В части 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.

Приказом Росстандарта от 22.07.2013 № 400-ст введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013  Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения, которым установлены обязательные к применению требования к качеству поставляемой электроэнергии.

До 1 июля 2014 г.  показатели и нормы качества электрической энергии в  системах электроснабжения общего назначения устанавливались в соответствии с ГОСТом 13109-97.

Стандартом  установлены  показатели и нормы  качества электрической  энергии в  точках передачи электрической  энергии (точка электрической сети, находящаяся на линии  раздела  объектов  электроэнергетики между владельцами по признаку  собственности или владения на ином предусмотренном законами основании, определенная в процессе технологического присоединения), в том числе положительные и отрицательные отклонения напряжения.

В соответствии с требованиями  к качеству коммунальных услуг (согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354) одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю является качество предоставляемых коммунальных услуг, соответствующее установленным требованиям, в частности в  отношении электроснабжения  обязательным является  постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонение напряжения и (или) частоты электрического тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

По смыслу приведенных норм законодателем предусмотрено право потребителей получать электрическую энергию, качество которой соответствует действующим федеральным стандартам. Указанное право потребителя порождает корреспондирующую обязанность субъектов розничного рынка электроэнергетики поставлять потребителю электрическую энергию надлежащего качества.

В силу положений заключенного договора оказания услуг по передаче электрической  энергии с гарантирующим поставщиком обеспечение значения показателей качества электроэнергии согласно ГОСТу на границе балансовой принадлежности является обязанностью Сетевой организации, равно как и обязанность направлять заказчику в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения жалоб и заявлений от потребителей мотивированные ответы по вопросам качества передачи электрической энергии и мощности.  Неисполнение указанных обязанностей также  находится в зоне ответственности Сетевой организации.

ПАО «МРСК Сибири» как сетевая организация несет ответственность за передачу электроэнергии и обеспечение условий ее передачи в рамках установленных обязательственных отношений с потребителями, в пределах своей ответственности отвечает перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Уровень напряжения является фактором, обуславливающим нормальную и безопасную работу бытовых электроприборов, что, в свою очередь, приводит к обеспечению возможности использования объекта недвижимости (жилого дома) по назначению.

Как следует из материалов дела электроснабжение рассматриваемых потребителей осуществляется через объекты электросетевого хозяйства, находящегося на балансе  филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»: ВЛ-0,4 кВ от КТП 30-08-51, ул. Станционная, 43; ВЛ-0,4 кВ от КТП 30-08-56, ул. Станционная, 1; ТП 30-08-56, «ул. Станционная № 1»; ТП 30-08-56 «ул. Станционная 43».  

Качество электрической энергии, поставляемой жителям домов, расположенных по ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска, не соответствует нормативным требованиям. В адрес гарантирующего поставщика неоднократно поступали жалобы жителей указанных улиц г. Черногорска на низкий  уровень напряжения в электрической сети.

Такие жалобы поступили в адрес ОАО «Хакасэнергосбыт» 21.01.2015 (<…>), в соответствии с которой потребитель требует принять меры на улучшение качества поставляемой электрической энергии, в настоящее время напряжение в электрической сети составляет 160-180В.

10.02.2015 в адрес ОАО «Хакасэнергосбыт» поступили коллективные обращения граждан с жалобами на низкий уровень напряжения, в том числе по ул. Оросительная (от жителей домов №№ <…>) от 08.02.2015; по пер. Ташебинский (от жителей домов <…>) от 08.02.2015. Согласно указанным обращениям напряжение составляет 170-180 В в дневное время, в вечерние часы 130-160 В. Из обращений также следует, что жалобы на низкий уровень напряжения ранее также направлялись указанными  жителями, в  том числе в период 2009 г.

В 2013 году в адрес ОАО «Хакасэнергосбыт» вновь поступило обращение потребителя с ул. Оросительная,  по которому гарантирующий поставщик обратился в адрес сетевой организации с требованием рассмотреть претензию и провести в точке коммерческого контроля проверку  соответствия значений показателей качества электрической энергии установленным требованиям, а также представить не позднее 18.04.2013 протокол испытания электрической энергии с заключением о соответствии или несоответствии результатов измерений установленным нормам, а также принять необходимые меры по приведению показателей качества электроэнергии требованиям ГОСТ и информацию по указанным мерам направить  гарантирующему поставщику (письмо от 09.04.2013 № 3061).

Письмом от 18.04.2013 филиал сообщил, что для улучшения качества электроснабжения потребителя и поддержания уровня напряжения в  соответствии с нормативными требованиями 18.04.2013 персоналом Черногорского РЭС на ТП 30-08-51 были проведены мероприятия по перераспределению нагрузок по фазам.

Из материалов дела следует, что причина снижения уровня напряжения  связана  с техническим состоянием линий электропередачи (ВЛ-0,4кВ), указанные обстоятельства ранее выявлены при проведении совместных с гарантирующим поставщиком обследований объектов  электросетевого хозяйства в период 2009-2010 гг.

Материалы дела свидетельствуют о необеспечении сетевой организацией показателей качества передаваемой указанным потребителям электрической энергии законодательно установленным требованиям, в том числе факты поставки электрической энергии ненадлежащего качества потребителям г. Черногорска (ул. Оросительная, пер. Ташебинский) выявлены в период с 2009 г., 2010 г., в 2013 г., а также в  период 2015 года. В течение указанного периода времени потребители, жилые объекты которых расположены в границах рассматриваемых улиц г. Черногорска  неоднократно обращались с жалобами на несоответствие качества передаваемой электрической энергии законодательно установленным требованиям.

Факт ненадлежащего качества электроэнергии подтверждается результатами испытаний, проведенных в  2009-2010 гг., при  этом  мероприятия по  реконструкции сетей  по настоящее время не проводились, документального подтверждения проведения ремонтных работ в отношении рассматриваемых  объектов, направленных на обеспечение их надежной работы в материалы дела не представлено. 

Согласно  материалам дела № 11-А-Т-15  в ходе его рассмотрения, по мнению Общества, представлены исчерпывающие доказательства совершения Сетевой организацией необходимых действий в целях приведения показателей качества электрической энергии установленным требованиям (согласно материалам дела в перечне таких мероприятий – перераспределение нагрузки и разработка технического задания). При этом  согласно  информации Сетевой организации (в том числе письма от 13.04.2015 № 1.7/29/1705-исх;  от 07.07.2015 № 1.7/29/3614-исх; от 29.07.2015 № 1.7/1.7/4077-исх) произведено перераспределение нагрузки (подтверждается нарядом 203): переключение двух домов <…> ул. Оросительная на другую менее загруженную фазу,  доказательств  проведения  мероприятий в отношении иных потребителей в материалы дела не представлено.

Обусловленность некачественного электроснабжения техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства подтверждается материалами дела и пояснениями Ответчика.  Проблема некачественного электроснабжения активно  проявилась с 2009 г., в том  числе в  период 2010 г. Сетевой организацией признана  необходимость проведения  мероприятий по реконструкции  сетей.

При этом согласно  требованиям к технической эксплуатации, в том числе электрических сетей (приказ Минэнерго России от 19.06.2003 № 229), работники энергообъектов обязаны, в том числе поддерживать качество отпускаемой энергии - нормированную частоту и напряжение электрического тока, организовывать расследование нарушений в эксплуатации оборудования и сооружений, вести учет технологических нарушений в работе оборудования (п. 1.1.7 Правил).

При эксплуатации воздушных линий электропередачи должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы (п. 5.7.1). При техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа (п. 5.7.5).

Необходимые мероприятия, направленные на поддержание качества электроэнергии должны проводиться именно на объектах электросетевого оборудования, которые находятся в сфере контроля сетевой компании - ПАО «МРСК Сибири».

Согласно доводам Ответчика срок давности рассмотрения дела о нарушении  антимонопольного законодательства по обращениям 2009-2010 гг. истек. Однако проблема  некачественного электроснабжения  по  рассматриваемым объектам электрических сетей не устранена  и в период 2013, в 2015 гг.

В течение длительного периода времени сетевой организацией не осуществлено необходимых и достаточных действий для обеспечения передачи в точках поставки потребителей  электрической энергии надлежащего качества, что свидетельствует о злоупотреблении ПАО «МРСК Сибири» доминирующим положением при оказании услуг по передаче электрической энергии.   

В материалах дела отсутствуют доказательства, что принимаемые Сетевой организацией меры, совершаемые действия привели к нормализации  уровня напряжения и устранению причин обращения потребителей с жалобами на поставку электрической энергии ненадлежащего качества. Отсутствие в какой-либо период таких обращений потребителей не является подтверждением нормализации ситуации и устранения причин, влекущих жалобы потребителей.  Кроме того, материалы дела свидетельствуют об обратном, некачественное электроснабжение установлено и в период 2009 г., 2010 г., 2013 г., неоднократные обращения (от тех же потребителей) поступили  и в период 2015 г.  

Также актами обследования, составленными работниками Сетевой организации, подтверждается, что качество электрической энергии у потребителей, проживающих в рассматриваемом районе г. Черногорска, остается ненадлежащим и не соответствует установленным законом требованиям.

В обоснование причин невыполнения необходимых мероприятий Общество ссылается на   отсутствие финансовых  возможностей. Вместе с тем, приведенное обстоятельство не может являться доказательством допустимости бездействия сетевой организации, правомерности неисполнения обязанности, установленной законом и договором оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенным с гарантирующим поставщиком. При этом Сетевая организация получает  плату за услуги по передаче электрической энергии, в том числе  указанным потребителям, как за услуги по передаче электрической энергии надлежащего качества,   в том числе за период 2009-2014 гг.

Кроме того, как следует из материалов дела, выполнить необходимые мероприятия, направленные на приведение качества оказываемых услуг  по передаче электрической энергии в соответствие требованиям ГОСТ, Общество планировало еще в 2010 году (письмо от 22.10.2009 № 1.7/05/1422).   

Неудовлетворительное состояние линий электропередачи установлено еще в период 2009-2010 гг., в том числе признание необходимости проведения реконструкции электрических сетей подтверждается материалами дела (в том числе письма от 29.04.2009 № 1.7/05/686; от 22.10.2009 № 1.7/05/1422, Служебная записка № 1.7/51/1279-СЗ от 27.02.2015; пояснения представителей Ответчика  в заседании по делу  08.07.2015, 02.10.2015). При этом Сетевой организацией в течение длительного времени указанная реконструкция не осуществлена.

Как следует из информации Госкомтарифэнерго Хакасии (письмо от 03.08.2015 № ГКТЭ-2166/П) выполнение мероприятий по реконструкции и строительству электрических сетей 10/0,4кВ в г. Черногорске (ул. Оросительная, пер. Ташебинский) в период с 2010 по 2014 гг. утвержденными инвестиционными программами  не предусматривалось, предложений о включении таких мероприятий в инвестиционные программы в указанный период от филиала в адрес регулирующего органа не поступало. В инвестиционной программе филиала (приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 17.05.2013 № 55-п) на 2015-2016 гг. предусматривались мероприятия только по реконструкции ВЛ-0,4 кВ от ТП 30-08-51 ул. Оросительная, при этом в настоящее время указанные мероприятия в инвестиционной программе отсутствуют. Ответчиком в материалы дела не представлено документального подтверждения совершения необходимых действий по включению в инвестиционные программы мероприятий по рассматриваемым объектам и наличия таких мероприятий в скорректированной инвестиционной программе.   

Документального подтверждения, доказательств того, что снижение качества поставляемой электрической энергии потребителям ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска, обусловлено действиями самих потребителей, в  том числе  согласно одному из доводов Ответчика – превышением  фактической мощности над разрешенной, либо фактами бездоговорного, безучетного электропотребления –  материалы дела не содержат, таких доказательств Сетевой организацией не представлено. Указанные потребители относятся к категории граждан, использующих электрическую энергию для бытовых нужд. В том числе пропускная способность электрической сети Сетевой организации должна обеспечивать  возможность использования максимальной мощности до 15 кВт включительно, что подтверждается также представленным в материалы дела Сетевой организацией техническим заданием.

Общество является собственником объектов электросетевого хозяйства  (трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи), с использованием которых осуществлялась передача электрической энергии рассматриваемым  потребителям.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

При этом в силу п. 167 Основных положений, условий заключенного  Договора (п. 3.12) обязанностью Сетевой является, в том числе  выявление фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии, осуществление контроля за подключением потребителей к сетям Сетевой организации в целях исключения таких фактов.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Комиссия установила, что рассматриваемые действия (бездействие)  ПАО «МРСК Сибири» свидетельствуют о выходе общества за допустимые пределы осуществления своих гражданских прав, поскольку такими действиями на потребителей налагаются неразумные ограничения, ставятся необоснованные условия реализации своих прав на качественное электроснабжение.

В том числе действия Ответчика приводят к нарушению прав гарантирующего поставщика электрической энергии, являющегося потребителем услуг по передаче электрической энергии в интересах обслуживаемых им потребителей электрической энергии.

Согласно материалам дела на многочисленные неоднократные обращения гарантирующего поставщика в адрес Ответчика по вопросам обеспечения качества передаваемой электрической энергии Сетевой организацией мотивированных ответов по вопросам качества передачи электрической энергии и мощности не предоставлено, что в свою очередь препятствует рассмотрению соответствующих обращений потребителей, ответственность  перед которыми гарантирующий поставщик несет по заключенным договорам электроснабжения.

При этом контроль показателей качества электрической энергии в точках присоединения энергопринимающих установок потребителя электрической энергии к электрическим сетям сетевой организации; проведение контрольных, внеочередных и иных замеров потокораспределения, нагрузок и уровней напряжения на объектах потребителя и объектах электросетевого хозяйства сетевой организации являются обязанностью Сетевой организации.

Документального подтверждения направления Ответчиком гарантирующему поставщику мотивированных ответов по вопросам качества электрической энергии материалы дела не содержат.

Рассматриваемые действия ПАО «МРСК Сибири», связанные с необеспечением  передачи электрической энергии надлежащего качества жителям ул. Оросительная, пер. Ташебинский г. Черногорска  образуют состав нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Исследовав материалы дела, комиссия управления пришла к выводу о том, что в действиях Ответчика установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Допущенное ПАО «МРСК Сибири»  правонарушение образует состав административного правонарушения,  предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса.

Согласно части 1 статьи 23.48, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ территориальные антимонопольные органы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей  14.31 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и совершение  действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении явилось решение Комиссии Хакасского УФАС России по делу № 11-А-Т-15 от 16.10.2015.

Статьей 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела ІІ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, 02 декабря 2015 года руководителем Хакасского УФАС России Лебедевой К.А. составлен протокол № 38-Т-15-АП об административном правонарушении в отношении юридического лица ПАО «МРСК Сибири» по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в присутствии представителя ПАО «МРСК Сибири» <…>.

О возбуждении дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом уведомлением о составлении протокола от 13.11.2015 № 05-7508/ЕИ (№ 65501792299902  вручено 23.11.2015, также копия уведомления вручена представителю Общества, <…>, 16.11.2015).

Копия протокола об административном правонарушении № 38-Т-15-АП от 02.12.2015 и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 38-Т-15-АП от 02.12.2015 получена представителем ПАО «МРСК Сибири», присутствующим при составлении протокола; а также направлена по юридическому адресу Общества заказным почтовым отправлением (вручено 07.12.2015, № 65501793297297).

Таким образом, юридическое лицо надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя  указанные в  настоящей статье вопросы, в том числе относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, правильно ли  составлен протокол и оформлены материалы дела, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.31 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе:  руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители структурных подразделений федерального антимонопольного органа, их заместители, за исключением дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.3, 14.9, 14.31, частью 1 статьи 14.31.2, статьями 14.32, 14.33 настоящего Кодекса;  руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители  (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).

Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.

Должностным лицом, составившим протокол, права и законные интересы ПАО «МРСК Сибири» не нарушены. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение привлекаемого лица обо всех процессуальных действиях управления, обстоятельств, исключающих производство по данному делу не имеется.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

По смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица.

Материалами дела установлено, что допущенное ПАО «МРСК Сибири» нарушение не обусловлено объективными, не зависящими от Общества причинами. У сетевой организации имелась возможность соблюдения требований действующего законодательства в сфере электроэнергетики, возможность не допускать совершения противоправных действий (возможность принятия своевременных и достаточных мер в целях недопущения ущемления интересов потребителей услуг по передаче электрической энергии).   

ПАО «МРСК Сибири» в материалы дела не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности их соблюдения.  Также материалами дела не подтвержден факт принятия ПАО «МРСК Сибири» исчерпывающих мер, направленных на соблюдение установленных требований, предотвращение допущенного правонарушения. Доказательств невозможности соблюдения Обществом таких требований в силу чрезвычайных  событий и обстоятельств, которые оно не могло  предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в  материалах дела не имеется.

Таким образом, у ПАО «МРСК Сибири» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу о наличии вины Общества в совершении данного административного правонарушения, состав административного правонарушения, а также вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается материалами дела.

Лицо, совершившее административное правонарушение: ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».

Событие административного правонарушения: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом (субъектом естественных монополий) действий при оказании услуг по передаче электрической энергии (мощности) потребителям г. Черногорска (ул. Оросительная, пер. Ташебинский), признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, в части не обеспечения передачи электрической энергии надлежащего качества, не принятия необходимых и достаточных мер по обеспечению значений показателей качества электрической энергии установленным требованиям.

Время совершения административного правонарушения: действия (бездействие) в период  2013 г. – 2015 г.

Место совершения административного правонарушения: Республика Хакасия, место осуществления деятельности филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго».

Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В адрес Управления, во исполнение определения от 02.12.2015  08.12.2015 (вх. № 6768) филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» предоставлены письменные пояснения от 08.12.2015 № 1.7/29/7021-исх, из содержания которых следует, что сумма  выручки, полученной филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» за период 2014 года, от оказания услуг по передаче электрической энергии (низкое напряжение) от ТП 30-08-56 составила: по физическим лицам 445106,09 руб. без НДС; от ТП 30-08-51 составила: по физическим лицам 341260,04 руб. без НДС.

Сумма выручки, полученной филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» за период 2014 года, от оказания услуг по передаче электрической энергии (низкое напряжение) от ТП 30-08-56 составила: по юридическим лицам 19143,38 руб. без НДС; от ТП 30-08-51 составила: по юридическим лицам  438349,03 руб. без НДС.

Сумма выручки, полученной филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» за  период 2014 года, от оказания услуг по передачи электрической энергии (низкое напряжение) на территории Черногорска по уровню напряжения 0,4кВ составляет: по физическим лицам 7655198,46 руб. без НДС; по юридическим лицам 359043779,41 руб. без НДС. 

Также указанные пояснения содержат информацию относительно определения географических границ  товарного рынка.

Вместе с тем административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в соответствующих пределах и в рассматриваемом случае определяется размером  суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, при этом выводы относительно определения доминирующего положения Общества и проведенного анализа состояния конкуренции (в том числе  в части определения географических границ  товарного  рынка) подлежат отражению и содержатся в решении антимонопольного органа, послужившем основанием для возбуждения данного дела, и не подлежат установлению в рамках дела об административном правонарушении.

08.12.2015 в Управление также поступили документы, представленные письмом от 07.12.2015 № 1.7/29/7000-исх (вх. № 6769), в том числе которым представлены бухгалтерский  баланс Общества по состоянию на 31.12.2014, отчет о финансовых  результатах за период январь-декабрь 2014, макет  бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах за аналогичный период по филиалу «Хакасэнерго».

Кроме того, на рассмотрении настоящего дела, представителем ПАО «МРСК Сибири», <…> было заявлено ходатайство (представлено в письменном виде, вх. № 212 от 20.01.2016) со ссылкой на положения статьи 4.1 КоАП РФ и постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-п о снижении размера административного штрафа ниже низшего предела, исходя из следующих обстоятельств: Общество находится в затруднительном финансовом положении вследствие наличия задолженности ОАО «Хакасэнергосбыт» перед ПАО «МРСК Сибири» в размере 1051485915,05 руб.,  в связи с чем, в настоящее время Общество несет дополнительные издержки  по обслуживанию  кредитных средств.  Также Общество указало, что ПАО «МРСК Сибири» ежемесячно обращается в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковыми заявлениями о взыскании задолженности с ОАО «Хакасэнергосбыт» по передаче электрической энергии, вместе с тем дела за 2015 год приостанавливаются.

Из анализа отчета о финансовых результатах за январь-сентябрь 2015 года ПАО «МРСК Сибири» понесло убытки в размере 1998981 млн. рублей. Со ссылкой  на представленные финансовые документы Общество  заявляет о затруднительном финансовом положении ПАО «МРСК Сибири».

Также в качестве исключительного обстоятельства Обществом указано, что в результате массового пожара 12.04.2015  было повреждено и утрачено имущество ПАО «МРСК Сибири» на предварительную сумму 42072 млн. рублей, что повлекло за собой несение Обществом незапланированных расходов на восстановление и строительство  объектов электросетевого хозяйства.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена санкция, которая предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ установлен порядок расчета указанного административного штрафа.

Расчет административного штрафа произведен  на основании предоставленных Обществом данных о сумме выручки для расчета административного штрафа (согласно определению от 02.12.2015).

Согласно представленной информации сумма выручки филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (низкое напряжение, на территории Черногорска) от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2014 год, предшествующий году выявления административного правонарушения, составила 366698977,87 рублей.

Общая выручка по филиалу ПАО «МРСК Сибири» - Хакасэнерго за 2014 год представлена согласно Макету отчета о финансовых результатах и составила 4599897348,15 рублей. Согласно пояснениям представителя Общества  данная  сумма указана без НДС.

Минимальный размер административного штрафа (три тысячные размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение) составляет 1100096,93 рублей.

Максимальный размер административного штрафа (три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение) составляет 11000969,34 рублей.

Одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров составляет 91997946,96  рублей.

Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 1237609,05 рублей.

Базовый штраф, рассчитываемый как сумма минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 6050533,13 рублей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении представителем Общества заявлено о наличии следующих смягчающих административную ответственность обстоятельств:

1. Оказание лицом, совершившим административное правонарушение содействия антимонопольному органу в  установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении.

2. Обществом в дальнейшей работе учитывается результат рассмотрения дела  № 11-А-Т-15.

3. Обществом предпринимаются необходимые меры по недопущению  нарушений при оказании услуг по передаче электрической энергии.

4. Материальное положение Общества.

Считаю возможным учесть указанные обстоятельства в качестве смягчающих административную ответственность при назначении административного наказания.

Иных смягчающих  обстоятельств не установлено, Обществом об их наличии не заявлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении данного дела не установлено.

Обстоятельства, предусмотренные пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, отсутствуют.

С учетом наличия четырех смягчающих обстоятельств размер базового штрафа подлежит уменьшению на 4950436,2 рублей 1237609,05×4).

Базовый штраф 6050533,13 рублей подлежит уменьшению на 4950436,2 рублей, итого: 1100096,93 рублей (равен минимальному размеру административного штрафа, предусмотренного за данное административное правонарушение).

Исключительные обстоятельства, свидетельствующие о наличии по настоящему делу предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ признаков малозначительности совершенного административного правонарушения не установлены, об их наличии Обществом не заявлено.

В соответствии с частью 3.2 статья 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Согласно произведенному расчету размер административного штрафа за совершенное правонарушение с учетом четырех смягчающих обстоятельств  равен 1100096,93 рублей и равняется минимальному размеру административного штрафа, предусмотренного за данное административное правонарушение.

С учетом  материалов дела, прихожу к выводу, что указанный размер назначенного Обществу по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ административного штрафа, является чрезмерным. Исследовав  представленные  доказательства, считаю, что  имеются  исключительные  обстоятельства,  свидетельствующие  о  том,  что  совокупный минимальный размер административного штрафа не позволяет в данном случае в полной мере учесть финансовое положение общества и тем самым обеспечить назначение ему справедливого и соразмерного административного наказания.

Правовая позиция, изложенная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П закреплена  законодателем  в  части  3.2  статьи  4.1  КоАП  РФ. С учетом  совокупности  обстоятельств данного дела (наличие значительной суммы кредиторской задолженности, превышающей дебиторскую  задолженность, несение непредвиденных затрат в связи с произошедшей в Республике Хакасия чрезвычайной ситуацией, а также иных  имеющих  значение  для  дела  существенных обстоятельств), считаю, что в данном деле имеется совокупность обстоятельств, подтверждающая исключительность рассматриваемой ситуации, и необходимости применения положений части 3.2 стати 4.1 КоАП РФ.

Исходя  из  конституционных  принципов  дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному правонарушению, с учетом положений части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ считаю возможным снизить размер административного штрафа до 550 048 рублей 47 копеек.

Наказание в виде штрафа в указанном размере отвечает принципам  разумности  и  справедливости, соответствует  тяжести  совершенного правонарушения  (с  учётом  характера  совершенного  правонарушения  и  защищаемого общественного интереса), находится в пределах, обозначенных в части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.

С учетом ранее изложенного, а также всех обстоятельств дела считаю назначение административного наказания в указанном размере справедливым и соразмерным.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.31, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ПАО «МРСК Сибири» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к ПАО «МРСК Сибири» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 550 048 рублей 47 копеек (пятьсот пятьдесят тысяч сорок восемь рублей 47 копеек).

 Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

Должник: ПАО «МРСК Сибири».

Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана 21 января 2016 года.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную в силу 04 февраля 2016 года.

Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 2 лет со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Сумму штрафа необходимо уплатить в федеральный бюджет: ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКТМО 95701000, код бюджетной классификации 16111602010016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

ID плательщика: 22460069527246001001

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до пятнадцати суток.

Согласно части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

 

Заместитель

руководителя управления                                                         О.В. Широкова

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны