Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 39-А-15 от 18 апреля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Прокуратура Ширинского района

«…»

 

Ответчик:

Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия

«…»

 

Заинтересованное лицо:

ОАО «Хакасэнергосбыт»

«…»

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 39-А-15

                                                                                                                     г. Абакан

Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2016 года.

В полном объеме решение изготовлено 15.04.2016 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       Темерева Т.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                   Тукачева А.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Марова О.О. – ведущий специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

                                               Морозов К.И. – специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует,

в присутствии на заседании «…», главы Администрации Борцовского сельсовета;

рассмотрев дело № 39-А-15 по признакам нарушения Администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статьи 19 и статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части заключения Договора аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры Администрации Борцовского сельсовета от 01.07.2015 года № 4/07/15 без организации и проведения торгов,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили материалы Прокуратуры Ширинского района от 07.08.2015 года исходящий № 7-12-2015 (входящий № 4255) о незаконных действиях Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, выразившихся в передаче муниципального имущества по Договору аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры Администрации Борцовского сельсовета от 01.07.2015 года № 4/07/15 в ООО «Тепло-Водо-Ресурс» без проведения конкурса на право заключения такого договора.

В результате рассмотрения материалов, установив в действиях Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия признаки нарушения антимонопольного законодательства, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Приказом от 12.08.2015 года № 265 возбудило дело № 39-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением о назначении дела № 39-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 12.08.2015 года рассмотрение дела назначено на 11.09.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 39-А-15 от 11.09.2015 года рассмотрение дела отложено на 21.10.2015 года.

Определением об отложении рассмотрения дела № 39-А-15 от 21.10.2015 года рассмотрение дела отложено на 19.01.2016 года. Указанным определением ОАО «Хакасэнергосбыт» привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В связи с наличием в действиях Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции», Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало 19.01.2016 года Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Действия в соответствии с настоящим предупреждением необходимо было совершить в срок до 21.03.2016 года. О выполнении предупреждения сообщить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, то есть не позднее 24.03.2016 года.

Комиссия антимонопольного органа Определением об отложении рассмотрения дела № 39-А-15 от 19.01.2016 года отложила рассмотрение дела на 25.03.2016 года.

22.03.2016 года (входящий № 1365) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступили пояснения Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, свидетельствующие о невыполнении предупреждения антимонопольного органа.

В соответствии с положениями статьи 48.1 Закона о защите конкуренции 25.03.2016 года комиссией антимонопольного органа принято Заключение об обстоятельствах дела № 39-А-15.

Определением об отложении рассмотрения дела № 39-А-15 от 25.03.2016 года рассмотрение дела отложено на 15.04.2016 года.

Основываясь на материалах дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила следующее.

Постановлением Администрации Борцовского сельсовета от 27.07.2015 года № 61 глава Борцовского сельсовета А.П. Базылев постановил: предоставить в аренду без проведения торгов муниципального имущества в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования Борцовский сельсовет на 1 год с 01.07.2015 года по 30.06.2016 года, обществу с ограниченной ответственностью «Тепло-Водо-Ресурс» в целях и начать отопительный сезон 2015 / 2016 год без срыва; заключить с ООО «Тепло-Водо-Ресурс» договор аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры.

01.07.2015 года между Администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (арендодатель) и ООО «Тепло-Водо-Ресурс» (арендатор) заключен Договор аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры Администрации Борцовского сельсовета № 4/07/15.

По данному договору арендодатель передал, а арендатор принимает во временное пользование имущество – объекты коммунальной инфраструктуры – теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности Администрации Борцовского сельсовета в целях оказания услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, в соответствии с приложением к договору (пункт 1.1 Договора от 01.07.2015 года № 4/07/15).

Договор от 01.07.2015 года № 4/07/15 заключен на срок с 01.07.2015 года по 30.06.2016 года.

В своих пояснениях от 03.08.2015 года № 314 Администрация Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия указала, что конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры не проводился, так как ООО «Фирма Ригор» и ООО «Вис» отказались быть ресурсоснабжающей организацией.

Исследовав пояснения лиц, участвующих в деле № 39-А-15 о нарушении антимонопольного законодательства, проанализировав материалы дела, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к следующим выводам.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции

Положениями статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции предусмотрены случаи для государственной или муниципальной преференции и порядок их предоставления.

В соответствии с положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно положениям части 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.

В силу части 6 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Как установлено комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в ходе рассмотрения настоящего дела, торги на право заключения Договора аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры администрации Борцовского сельсовета от 01.07.2015 года № 4/07/15 Администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия не проводились.

Передача государственного или муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к государственному или муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести данные права в отношении государственного или муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества лиц и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

Законодательством о защите конкуренции установлен запрет органам местного самоуправления передавать муниципальное имущество отдельным хозяйствующим субъектам без проведения торгов либо без осуществления иных публичных процедур, при соблюдении которых иные потенциальные участники рынка имеют равную возможность реализовать право на получение такого имущества. Нарушение такого запрета может приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Пункт 9 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусматривает возможность заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров в порядке, установленном главой 5 Закона о защите конкуренции.

Главой 5 Закона о защите конкуренции регламентировано предоставление государственных и муниципальных преференций.

Государственные или муниципальные преференции – это предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий (пункт 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции предоставление государственных или муниципальных преференций должно соответствовать целям, определенным указанной статьей Закона о защите конкуренции, и их предоставление не должно приводить к устранению или недопущению конкуренции.

Частью 3 статьи 20 Закона о защите конкуренции установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 данной статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа.

Комиссией антимонопольного органа по рассмотрению настоящего дела установлено, что в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Администрация Борцовского сельсовета обращалась с заявлением о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в виде передачи в аренду муниципального имущества ООО «Теплоресурс» в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия приняло Решение от 15.06.2015 года № 16-15-П об отказе в предоставлении муниципальной преференции ООО «Теплоресурс» в виде передачи в аренду без проведения торгов муниципального имущества в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения на период с 01.06.2015 года по 31.05.2016 года, так как ее предоставление может привести к устранению или недопущению конкуренции.

Следовательно, Администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия при передаче в аренду ООО «Тепло-Водо-Ресурс» муниципального имущества по Договору аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры администрации Борцовского сельсовета от 01.07.2015 года № 4/07/15 на основании Постановления Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района от 27.07.2015 года № 61 нарушен порядок предоставления муниципальной преференции, установленный главой 5 Закона о защите конкуренции, не соблюден.

В соответствии с нормами пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе, запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

По доводу Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия об изучении рынка и запросе их участников о желании заключить договор аренды, антимонопольный орган считает, что законодательно не предусмотрено такой формы выявления хозяйствующих субъектов, желающих участвовать в конкурсных процедурах на право заключения договоров аренды муниципального имущества, как направление запросов. Положениями части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции прямо предусмотрено, что заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Кроме того перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на данном рынке не ограничен только двумя указанными администрацией организациями.

Учитывая изложенное, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу, что издание Администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Постановления от 27.07.2015 года № 61, заключение Администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Договора аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры администрации Борцовского сельсовета от 01.07.2015 года № 4/07/15, и передача на основании Акта приема-передачи имущества, направлено на получение ООО «Тепло-Водо-Ресурс» прав пользования в отношении муниципального имущества, переданного без проведения аукциона или конкурса, и свидетельствует о предоставлении названному лицу преимущества перед другими хозяйствующими субъектами, что недопустимо в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и нарушает требования части 1 статьи 17.1, статей 19 – 20 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с положениями статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям обязательные для исполнения предписания, в том числе, о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства, в том числе о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданских прав, переданных в качестве государственной или муниципальной преференции (подпункт 1 пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции (подпункт г пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции).

Поскольку комиссией установлено, что имущество согласно Договору аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры администрации Борцовского сельсовета от 01.07.2015 года № 4/07/15 передано Администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия ООО «Тепло-Водо-Ресурс» для организации функционирования коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования Борцовского сельсовета в нарушение статей 15, 17.1, 19 – 20 Закона о защите конкуренции, то имеются основания для выдачи Администрации Борцовского сельсовета предписания.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49, 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия нарушившей пункт 7 части 1 статьи 15, часть 1 статьи 17.1, статьи 19 и 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в части принятия акта, осуществления действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции – заключение с ООО «Тепло-Водо-Ресурс» Договора аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры администрации Борцовского сельсовета от 01.07.2015 года № 4/07/15 без организации и проведения установленной законодательством процедуры торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно, без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции.

  1. Выдать Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, для чего: до 01 октября 2016 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции провести конкурсные процедуры по передаче муниципального имущества (являющееся предметом Договора аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры администрации Борцовского сельсовета от 01.07.2015 года № 4/07/15).

 

Председатель комиссии                                                       Т.В. Темерева

Члены комиссии                                                                   А.А. Тукачева

                                               О.О. Марова

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия

«…»

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 39-А-15

15 апреля 2016 года                                                                                   г. Абакан

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Темерева Т.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:

Тукачева А.А. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Марова О.О. – ведущий специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Морозов К.И. – специалист – эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании решения от 15.04.2016 года по делу № 39-А-15 о нарушении Администрацией Борцовского сельсовета пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19 и 20 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1, статей 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в принятии акта, осуществлении действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции – заключение с ООО «Тепло-Водо-Ресурс» Договора аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры администрации Борцовского сельсовета от 01.07.2015 года № 4/07/15 без организации и проведения установленной законодательством процедуры торгов и в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции, а именно, без предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции, для чего: до 01 октября 2016 года совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, в соответствии с требованиями статьи 17.1 Закона о защите конкуренции провести конкурсные процедуры по передаче муниципального имущества (являющееся предметом Договора аренды муниципального имущественного комплекса объектов коммунальной инфраструктуры администрации Борцовского сельсовета от 01.07.2015 года № 4/07/15).

2. О выполнении настоящего предписания сообщить Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия не позднее пяти дней со дня его выполнения, предоставив надлежащим образом заверенные копии подтверждающих документов.

 

 

Председатель комиссии

 

Т.В. Темерева

 

Члены комиссии  

 

 

 

А.А. Тукачева

 

О.О. Марова

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны