Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении административного наказания по ... от 23 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Главе крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуальному предпринимателю

<…>

 

<…>, г. Абакан, Республика Хакасия, 655007

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 39-А-17-АП

об административном правонарушении

 

20.10.2017 года                                                                              г. Абакан

         Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы <…>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 39-А-17-АП, возбужденного в отношении должностного лица – Главы крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуального предпринимателя <…>:

1. паспорт <...> <…>,

2. Место регистрации: <…>,

3. Дата рождения: <…> года,

4. Место рождения: <…> Красноярского края,

5. Место работы, занимаемая должность: глава крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуальный предприниматель,

6. ИНН: <…>,

         в отсутствии <…>, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,

         квалифицируемого по части 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, разъяснены (см. ниже),

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ),

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 5 статьи 25.5 КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

         Основанием для возбуждения дела № 16-А-17 послужили следующие обстоятельства.

Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) из СМИ стало известно об обращении Прокурора Республики Хакасия в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуальному предпринимателю <…>, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуальному предпринимателю <…>, к главе крестьянского (фермерского) хозяйства <…> о признании недействительным в силу ничтожности договора купли-продажи земельного участка от 07.10.2014, заключенного администрацией Белоярского сельсовета и главой крестьянского (фермерского) хозяйства <…> в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:04:010303:1075, о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде обязания главы крестьянского  (фермерского)  хозяйства  <…>  вернуть муниципальному  образованию  Белоярский сельсовет  Алтайского  района  Республики Хакасия  37  земельных   участков  с  кадастровыми  № 19:04:010303:2502, № 19:04:010303:2505,  № 19:04:010303:2506,  № 19:04:010303:2509 – № 19:04:010303:2518, № 19:04:010303:2521, № 19:04:010303:2524 – № 19:04:010303:2529, № 19:04:010303:2544 – № 19:04:010303:2548,  № 19:04:010303:2559,  № 19:04:010303:2571,  № 19:04:010303:2572, № 19:04:010303:2575,  № 19:04:010303:2596 – № 19:04:010303:2601,  № 19:04:010303:2603, № 19:04:010303:3181, о  взыскании  с  главы  крестьянского  (фермерского)  хозяйства  <…> в пользу муниципального образования Белоярский сельсовет Алтайского района Республики Хакасия денежных средств в размере 29 012 руб. 53 коп., об истребовании из незаконного владения индивидуального предпринимателя <…> в пользу муниципального образования Белоярский сельсовет 22 земельных  участков с  кадастровыми № 19:04:010303:2530 – № 19:04:010303:2538, № 19:04:010303:2540 – № 19:04:010303:2543, № 19:04:010303:2560 – № 19:04:010303:2568, об  истребовании  из  незаконного  владения индивидуального  предпринимателя <…> в пользу муниципального образования Белоярский сельсовет земельного участка с кадастровым номером 19:04:010303:2604 площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: РХ, Алтайский район, д. Кайбалы, ул. Минусинская, 131.

Получив ответы на запросы из Прокуратуры Республики Хакасия и СУ СК России по Республике Хакасия, Хакасское УФАС России усмотрело признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и главы крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуального предпринимателя <…>, в связи с чем приказом от 25.05.2017 № 106 возбудило дело по признакам нарушения положений статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении и реализации соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в части заключения между Администрацией Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и главой крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуальным предпринимателем <…> договора купли-продажи земельного участка от 07.10.2014 в нарушение требований действующего законодательства.

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

04.03.2011 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Алтайского района и <…> заключен договор аренды № 10 земельного участка с кадастровым номером 19:04:010303:1075, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, поле 8-11 км левее автомобильной дороги «Абакан - Саяногорск», площадью 193525 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

Земельный участок с кадастровым номером 19:04:010303:1075 сформирован и поставлен на кадастровый учет 16.10.2008.

На основании постановления администрации Алтайского района от 18.04.2012 № 248 земельный участок с кадастровым номером 19:04:010303:1075 передан в собственность муниципального образования Белоярский сельсовет, 05.07.2012 зарегистрировано право собственности.

06.07.2012 к договору аренды от 04.03.2011 № 10 заключено дополнительное соглашение, арендодателем по договору определена администрация Белоярского сельсовета.

30.09.2014 <…> обратился в администрацию Белоярского сельсовета с заявлением о предоставлении на основании договора аренды № 10 от 04.03.2011 и дополнительного соглашения от 06.07.2012 в собственность путем выкупа земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, поле 8-11 км левее автомобильной дороги «Абакан - Саяногорск», площадью 193525 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения.

06.10.2014 администрацией Белоярского сельсовета принято постановление № 214 о продаже <…> на основании его заявления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, поле 8-11 км левее автомобильной дороги «Абакан - Саяногорск», площадью 193525 кв.м., из категории земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства.

07.10.2014 администрацией Белоярского сельсовета и <…> заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 19:04:010303:1075, стоимостью 83373 руб.

В пункте 1.2 договора указано, что земельный участок приобретается покупателем в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», что также подтверждено в ответе администрации Белоярского сельсовета от 30.11.2016 № 1464.

Право собственности <…> на земельный участок с кадастровым номером 19:04:010303:1075 зарегистрировано 21.01.2015 (свидетельство о государственной регистрации права 19АА 680520).

Согласно Генеральному плану Белоярского сельсовета, утвержденному решением Совета депутатов Белоярского сельсовета от 12.12.2012 № 79, земельный участок с кадастровым номером 19:04:0103036:1075 расположен в границах населенного пункта д. Кайбалы. Правилами землепользования и застройки, утвержденными решением Совета депутатов Белоярского сельсовета от 29.12.2012 № 92, установлен вид разрешенного использования земельного участка – для сельскохозяйственного производства (ответ администрации Алтайского района от 08.12.2016 № 3224, схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 19:04:0103036:1075 относительно Генерального плана Белоярского сельсовета, относительно Карты градостроительного зонирования Белоярского сельсовета).

Решения Совета депутатов Белоярского сельсовета от 12.12.2012 № 79, от 29.12.2012 № 92 опубликованы в газете «Сельская правда» от 17.01.2013 № 7.

Сведения о границах населенного пункта д. Кайбалы в Государственный кадастр недвижимости внесены 19.04.2013. О внесении в ГКН сведений об изменении категории земельного участка с кадастровым номером 19:04:0103036:1075 с «земель сельскохозяйственного назначения» на «земли населенных пунктов» администрация Белоярского сельсовета проинформирована Филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по РХ письмом от 22.08.2013 № 7854.

Включение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в черту населенного пункта является переводом из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов (ст.ст. 83, 84 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 5, 7, 8, 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»).

Таким образом, на дату обращения <…> с заявлением в администрацию сельсовета (30.09.2014) и дату заключения договора купли-продажи (07.10.2014), земельный участок с кадастровым номером 19:04:010303:1075 находился в границах населенного пункта д. Кайбалы, относился к землям населенных пунктов. В полученном <…> свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 21.01.2015 19АА 680520 также указано, что земельный участок относится к категории земель населенных пунктов.

Исследовав материалы дела № 16-А-17 о нарушении антимонопольного законодательства, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия пришла к выводу об установлении в действиях Администрации Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и главы крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуального предпринимателя <…> нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции на основании следующих доказательств.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Земельным кодексом РФ установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории. К числу самостоятельных категорий отнесены, в том числе, земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов (подпункты 1 и 2 пункта 1).

В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, в т.ч. сельскохозяйственного использования (пункт 1 статьи 85 Земельного кодекса).

В соответствии с пунктом 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что данный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в действовавшей на дату заключения сделки редакции) переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Таким образом, Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулирует исключительно правовой режим и оборот земель сельскохозяйственного назначения, правила оборота земель населенных пунктов, относящихся к виду разрешенного использования для сельскохозяйственного назначения, не устанавливает, следовательно, земельный участок с кадастровым номером 19:04:010303:1075 не мог быть отчужден в льготном порядке, установленном пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, устанавливался действующей в период заключения договора купли-продажи статьей 34 Земельного кодекса РФ.

Согласно пункту 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом. Органы местного самоуправления обязаны обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

При этом принятие решения о передаче земельных участков в собственность допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления.

В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков, такие земельные участки предоставляются на торгах (конкурсах, аукционах).

Следовательно, опубликование сообщения о передаваемых земельных участках в средствах массовой информации является обязательной процедурой, по итогам которой орган местного самоуправления определяет дальнейший порядок предоставления земельного участка.

Администрацией Белоярского сельсовета информирование населения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 19:04:010303:1075 в собственность не осуществлялось (ответ администрации Белоярского сельсовета от 30.11.2016 № 1464).

Таким образом, при предоставлении <…> в собственность земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов, нарушены требования ст. 34 Земельного кодекса РФ, ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельный участок продан без обеспечения эффективности, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, в качестве объекта продажи выступил земельный участок, не относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, а относящийся к категории земель населенных пунктов.

В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Установленные Земельным кодексом РФ принципы предоставления земельных участков, правила их оборота с учетом категории земель и видов разрешенного использования, требования закона об информировании населения об отчуждении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обеспечивают эффективное использование публичной собственности, гарантируют справедливое и открытое распределение таких земель, направлены на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данные правила направлены на обеспечение справедливого баланса между интересами всех лиц, желающих приобрести в собственность или аренду земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.11.2010 № 1549-0-0).

Иное толкование положений закона направлено на установление необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим и противоречит приведенным выше принципам (определение Верховного Суда РФ от 18.05.2015 по делу № А35-8391/2013, определение Верховного Суда РФ от 20.11.2014 по делу № А32-12847/2013).

Невыполнение органом местного самоуправления правил распоряжения земельными участками влечет не только нарушение закона, но и публичных интересов, в целях соблюдения которых установлены названные правила, исключает возможность эффективного распоряжения земельными участками, чем нарушает экономические интересы муниципального образования Алтайского района, Белоярского сельсовета, нарушает интересы неопределенного круга лиц, лишает их возможности приобрести право на земельный участок на равных условиях, необоснованно создает приоритеты (преимущества) для главы крестьянского (фермерского) <…> на получение прав в отношении данного земельного участка.

Нарушение         условий прозрачности и открытости процедуры предоставления земельных участков не соответствует также требованиям законодательства о противодействии коррупции. В числе основных принципов противодействия коррупции законодательство устанавливает законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции (пункты 2, 3, 6 статьи 3, пункт 14 статьи 7 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения.

Правила оборота земельных участков, принципы публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков обязательны для соблюдения органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами, которые обязаны осуществлять свои полномочия в интересах населения муниципального образования.

Выкуп земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов под видом земель категории сельскохозяйственного назначения, направлен на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления в собственность земельных участков населенных пунктов (ст. 34 Земельного кодекса РФ), в том числе процедуры информирования, обеспечивающей справедливое, открытое и эффективное распределение объектов публичной собственности.

Договор купли-продажи земельного участка от 07.10.2014, заключенный администрацией Белоярского сельсовета и <…> в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:04:0103036:1075, нарушает требования ст. 34 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в действующей редакции), посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности.

Постановление администрации Белоярского сельсовета от 06.10.2014 № 214 о предоставлении <…> в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером 19:04:010303:1075 не соответствует требованиям названного земельного законодательства.

В результате заключения договора купли-продажи земельного участка от 07.10.2014 <…> в собственность получен земельный участок с кадастровым номером 19:04:010303:1075, площадью 193525 кв.м., на счет администрации Белоярского сельсовета поступили денежные средства в размере 83373 руб. (платежное поручение от 08.10.2014 № 329).

25.05.2015 земельный участок с кадастровым номером 19:04:0103036:1075 снят с кадастрового учета в связи его разделом, в результате которого образовано 104 земельных участков (кадастровая выписка о земельном участке от 24.11.2016 № 1900/16-164582).

Из 104 образованных земельных участков право собственности <…> зарегистрировано в отношении 37 участков, общей площадью 100580 кв.м., с кадастровыми номерами:  № 19:04:010303:2502, № 19:04:010303:2505,  № 19:04:010303:2506,  № 19:04:010303:2509 – № 19:04:010303:2518, № 19:04:010303:2521, № 19:04:010303:2524 – № 19:04:010303:2529, № 19:04:010303:2544 – № 19:04:010303:2548,  № 19:04:010303:2559,  № 19:04:010303:2571,  № 19:04:010303:2572, № 19:04:010303:2575,  № 19:04:010303:2596 – № 19:04:010303:2601,  № 19:04:010303:2603, № 19:04:010303:3181 (выписки из ЕГРП).

По договорам дарения от 09.06.2015 <…> передано главе крестьянского (фермерского) хозяйства <…> 22 земельных участка, общей площадью 24346 кв.м., с кадастровыми номерами: № 19:04:010303:2530 –№ 19:04:010303:2538, № 19:04:010303:2540 – № 19:04:010303:2543, № 19:04:010303:2560 – № 19:04:010303:2568.

Право собственности <…> зарегистрировано (выписки из ЕГРП).

По договору дарения от 11.11.2015 <…> главе крестьянского (фермерского) хозяйства <…> передан 1 земельный участок площадью 1000 кв.м, с кадастровым номером 19:04:010303:2604. Право собственности <…> зарегистрировано (выписка из ЕГРП).

В отношении 44 земельных участков, общей площадью 67471 кв.м., заключены договоры купли-продажи (индивидуальным предпринимателям отчуждено 4 земельных участка, гражданам - 40).

В соответствии с решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.07.2017 по делу № А74-3100/2017 договор купли-продажи земельного участка от 07.10.2014, заключенный между Администрацией Белоярского сельсовета и главой КФХ <…> в отношении земельного участка с кадастровым номером 19:04:010303:1075 признан недействительным в силу его ничтожности.

Об умысле со стороны ИП <…> свидетельствуют процессуальные документы, представленные СУ СК России по Республике Хакасия (постановление о возбуждении уголовного дела № 823123 от 10.10.2016 в отношении Главы Белоярского сельсовета Алтайского района <…>, постановление о привлечении в качестве обвиняемого от 10.10.2016, протокол допроса свидетеля от 10.04.2017).

Особо следует обратить внимание на фактические обстоятельства дела, изложенные в процессуальных документах, а именно Глава Белоярского сельсовета <…> получил от главы КФХ <…> через посредника <…> взятку в виде имущества стоимостью 437 520 рублей за незаконное отчуждение земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, поле 8-11 км левее автомобильной дороги «Абакан - Саяногорск», площадью 193525 кв.м. с кадастровым номером 19:04:010303:1075 по заниженной стоимости <…>.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию не допускается.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В силу пункта 7 статьи 4 вышеназванного Закона под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В соответствии с положениями статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1) повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Рассматриваемые действия Администрации Белоярского сельсовета и ИП <…> приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Таким образом, в действиях Администрации Белоярского сельсовета и ИП <…> имеются признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Ввиду того, что на момент принятия настоящего решения спорный договор купли-продажи земельного участка от 07.10.2014 признан недействительным в силу ничтожности, применены последствия недействительности сделки, спорный земельный участок, с учетом его раздела, истребован из незаконного владения ИП <…>,  ИП <…> в пользу муниципального образования Белоярский сельсовет (решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 26.07.2017 по делу № А74-3100/2017), у Комиссии Хакасского УФАС России отсутствовали основания для выдачи обязательного для исполнения предписания.

Таким образом, Комиссия Хакасского УФАС России признала Администрацию Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и главу крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуального предпринимателя <…> нарушившими положения статьи 16 Закона о защите конкуренции в части заключения и реализации соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно заключения между Администрацией Белоярского сельсовета Алтайского района Республики Хакасия и главой крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуальным предпринимателем <…> договора купли-продажи земельного участка от 07.10.2014 в нарушение требований действующего законодательства.

Указанное правонарушение образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо участие в нем, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от одной сотой до пяти сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - от двух тысячных до двух сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном 14.32 Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Согласно статье 23.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях территориальные антимонопольные органы уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения не установлено иное.

Одним из лиц, заключивших антиконкурентное соглашение, является глава крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуальный предприниматель <…>.

В связи с чем, в адрес <…> было направлено уведомление о составлении протокола от 04.09.2017 года.

05 октября 2017 года заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия – начальником отдела антимонопольного законодательства и рекламы <…> в отсутствии главы крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуального предпринимателя <…>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте составления протокола, был составлен протокол № 39-А-17-АП об административном правонарушении по части 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностным лицом, составившим протокол, права и законные интересы <…> не нарушены. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение привлекаемого лица обо всех процессуальных действиях управления, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.

По существу протокола об административном правонарушении пояснений представлено не было.

Состав административного правонарушения, а также вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается материалами дела.

Лицо, совершившее административное правонарушение: <…>, глава крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуальный предприниматель.

Статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: часть 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Время совершения административного правонарушения: 07.10.2014.

Место совершения административного правонарушения: с. Белый Яр, Алтайский район, Республика Хакасия.

Всесторонне и полно исследовав материалы дела об административном правонарушении, имеющие значение для принятия решения, прихожу к выводу, что совершено виновное административное правонарушение.

Срок давности привлечения <…> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица (личность виновного, его имущественное положение), обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

С учетом ранее изложенного, а также всех обстоятельств дела, учитывая характер совершенного административного правонарушения, считаю назначение административного наказания в размере 15 000 рублей справедливым и соразмерным.

Руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Признать Главу крестьянского (фермерского) хозяйства – индивидуального предпринимателя <…> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей 00 копеек.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно Приказу Федеральной антимонопольной службы от 18.02.2014 года № 103/14 «Об осуществлении Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации и территориальными органами ФАС России бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере защиты конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополий и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемых федеральными органами государственной власти оплачивается в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

ID плательщика 4190105658527.

ИНН 1901021801, КПП 190101001

УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России),

р/с 40101810200000010001, ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан,

БИК 049514001,

Код ОКТМО 95 605 410,

Код бюджетной классификации 161 1 16 02010 01 6000 140 – «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

В поле назначения платежа после основания, указать «в соответствии с частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу 8 (3902) 22-62-55.

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1, а также частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Постановление по делу об административном правонарушении выдано 20.10.2017 года, вступает в законную силу с 31.10.2017 года в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Заместитель руководителя управления –

начальник отдела антимонопольного

законодательства и рекламы                                                <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны