Решение №019/06/67-203/2020 Решение по жалобе № 019/06/67-203/2020 от 10 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственному заказчику – Государственному учреждению – региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия и его комиссии

655017 Республика Хакасия, г. Абакан,

ул. Вокзальная, 7А

papazyan@ro19.fss.ru

 

Заявителю – ООО «ЮНИВОКС»

300013, г.Тула, ул. Болдина, д.47, лит.Б

Jurist@viraprom.ru

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Извещение № 0280100000220000049

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/06/67-203/2020

 

«10» апреля 2020 г.                                                                             г. Абакан

 

     На основании Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 02.04.2020г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)», руководствуясь Письмом ФАС России от 03.04.2020г. № ИА/27903/20 «О дистанционном рассмотрении жалоб, проведения внеплановых проверок, рассмотрения обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков»,

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии -

<…>, руководителя управления;

Членов комиссии:

<…>, начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

<…>, ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии посредством мессенджера WhatsApp представителя Государственного заказчика — Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее — Заказчик, ГУ - РО ФСС РФ по РХ):

- <…>, на основании доверенности от 20.01.2020 года № 16;

в отсутствии представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Юнивокс» (далее – ООО «Юнивокс», Заявитель, податель жалобы), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу № 019/06/67-203/2020 ООО «ЮНИВОКС» на действия заказчика – ГУ - РО ФСС РФ по РХ при проведении электронного аукциона на поставку устройств для автоматического открывания дверей с кнопкой активации для маломобильных групп населения с целью создания доступной среды для нужд Регионального отделения (закупка №0280100000220000049), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 01.04.2020 года входящий № 1967 поступила жалоба ООО «ЮНИВОКС» на действия комиссии заказчика – ГУ - РО ФСС РФ по РХ при проведении электронного аукциона на поставку устройств для автоматического открывания дверей с кнопкой активации для маломобильных групп населения с целью создания доступной среды для нужд Регионального отделения (закупка №0280100000220000049).

В своей жалобе заявитель указывает, что единая комиссия заказчика неправомерно отказала в допуске ООО «Юнивокс» на участие в вышеуказанном электронном аукционе.

На основании чего, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя), провести внеплановую проверку, привлечь виновных лиц к административной ответственности.

Представитель Заказчика не согласился с доводами жалобы, представив в материалы дела пояснения и запрашиваемые документы (вх. № 2173 от 08.04.2020 года), а также устно озвучив свои возражения.

 

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

13.03.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, аукционная документация, проект контракта) о проведении электронного аукциона на поставку устройств для автоматического открывания дверей с кнопкой активации для маломобильных групп населения с целью создания доступной среды для нужд Регионального отделения (закупка №0280100000220000049).

Документация об аукционе в электронной форме утверждена Заместителем управляющего ГУ - РО ФСС РФ по РХ <…>.

Начальная (максимальная) цена контракта 400 700, 86 рублей.

Дата и время начала подачи заявок 13.03.2020 09:53.

Дата и время окончания подачи заявок 25.03.2020 10:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 27.03.2020.

Дата проведения аукциона в электронной форме 30.03.2020.

Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.03.2020 №0280100000220000049-0 на участие в электронном аукционе поступило 8 (восемь) заявок.

Единая комиссия Заказчика рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и приняла следующее решение:

- участников с идентификационными номерами заявок 107078999, 107094213, 107123052 допустить к участию в электронном аукционе и признать участниками аукциона;

- участникам с идентификационными номерами 107059657, 107118839, 107119949, 107120440, 107122419 отказать в допуске к участию в аукционе, в виду несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а именно заявки не соответствует информации, представленной в соответствии с подпунктом б) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и установленным требованиям пункта 28 Раздела I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации об электронном аукционе, Разделу III «Описание объекта закупки», подпункту б) пункта 2 части 1 раздела IV «Инструкции по заполнению заявки участником аукциона». В первой части заявки участники закупки предоставили показатели к поставке товара, не соответствующие   установленным требованиям Раздела III «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе, а именно по характеристике «Вес отрываемой двери должен быть: от 100 до 120 кг.»

Согласно Протокола проведения электронного аукциона от 06.04.2020 №0280100000220000049-2 в электронном аукционе приняли участие два участника.

Согласно Протокола подведения итогов электронного аукциона от 07.04.2020 №0280100000220000049-2-1 единая комиссия, рассмотрела вторые части заявок и документы участников аукциона на предмет их соответствия требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, и приняла решение о соответствии требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе участников с идентификационными номерами 107094213, 107123052.

На основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе и в соответствии с частью 10 статьи 69 Закона о контрактной системе контракт заключается с участником – ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ПАРК ХАУС», который предложил наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в электронном аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.

 

При принятии решения Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия руководствуется следующим.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе закрепляет, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

В Разделе III «Описание объекта закупки» заказчиком в том числе указана следующая характеристика:

«Вес открываемой двери должен быть: от 100 до 120 кг»

При этом Заявителем в первой части заявки указано:

«Вес открываемой двери: 120 кг (максимальный показатель, также допускается установка на двери с наименьшим весом)»

Однако, как пояснил представитель Заказчика, при оценке вышеуказанной характеристики участниками закупки, единая комиссия руководствовалась пунктом 2 Инструкции по заполнению заявки участником Аукциона (Раздел IV аукционной документации), в котором сказано, что «Показатели, в отношении которых заказчиком не установлены значения в таблице настоящего раздела «Показатели, в отношении которых установлены максимальные и (или) минимальные значения» не могут изменятся, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений, устанавливающие конкретные функционально-технические характеристики».

Комиссия антимонопольного органа, проанализировав Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 26.03.2020 №0280100000220000049-0, аукционную документацию, а также заявку подателя жалобы, предоставленную оператором электронной площадки на рассмотрение жалобы, приходит к выводу, что единой комиссией Заказчика при рассмотрении первых частей заявок участников закупки правомерно на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе было принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику ООО «Юнивокс», поскольку подателем жалобы по характеристике «Вес открываемой двери» предложен максимальный показатель 120 кг, тогда как согласно Инструкции по заполнению заявки участником Аукциона следовало указать значение показателя без каких-либо изменений, то есть в полном соответствии с указанным Заказчиком - «Вес открываемой двери должен быть: от 100 до 120 кг».

Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что комиссия Заказчика в силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Комиссия не вправе руководствоваться внутренними убеждениями и «выходить за рамки» утвержденной Заказчиком документации.

Таким образом, на основании вышеизложенного, довод Заявителя о неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе не нашел своего подтверждения, что дает основание признать жалобу необоснованной.

В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 019/06/67-203/2020 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлено следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

 Согласно письма ФАС России от 01.07.2016 года № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», в целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

Таким образом, заказчик при разработке документации об аукционе должен чётко и однозначно сформулировать все её условия, в том числе корректно и однозначно прописать положения инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Документация о проведении закупки не должна содержать возможность её вариативного понимания, соответственно, – субъективного толкования предложений, указанных в заявках участников, комиссией уполномоченного органа.

Условия документации об аукционе должны содержать ясные и чёткие требования, не допускающие неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник закупки, подающий заявку на право участия в аукционе, при решении вопроса об участии в аукционе имел чёткое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям должен соответствовать поставляемый товар, предлагаемая работа, услуга.

Из изложенного следует, что в целях исключения субъективного усмотрения при разрешении вопроса о допуске участников к участию в электронном аукционе, а также недопустимости злоупотребления правом заказчику надлежит максимально чётко и конкретно сформулировать свои требования относительно объекта закупки и требования к описанию такого объекта участниками закупки в своих заявках.

Вместе с тем, комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что положения инструкции рассматриваемой аукционной документации не содержат чётких и конкретных требований по заполнению заявки в виду следующего.

В аукционной документации заказчиком в Разделе IV «Инструкция по заполнению заявки участником аукциона» указано следующее:

«В соответствии с разделом III «Описание объекта закупки» Документации об Аукционе, необходимо указать: Показатели, в отношении которых установлены максимальные и (или) минимальные значения:

Наименование

Значение

1

Вес устройства,кг:

Одно значение

3

Мощность двигателя,Вт:

Одно значение

4

Минимальная  ширина открываемой двери,мм:

Одно значение

5

Максимальная ширина открываемой двери,мм:

Одно значение

6

Угол открывания двери, градусов:

Одно значение

2) Показатели, в отношении которых заказчиком не установлены значения в таблице настоящего раздела «Показатели, в отношении которых установлены максимальные и (или) минимальные значения» не могут изменятся, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений, устанавливающие конкретные функционально-технические характеристики.»

При этом, в Таблице № 1 ГОСТа Р 56177-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства закрывания дверей (доводчики). Технические условия» установлены классы доводчиков, к которым установлен определенный вес открываемой двери (масса дверного полотна):

Класс доводчика

Рекомендуемая максимальная ширина дверного полотна, мм

Масса дверного полотна, кг

1

Менее 750

20

2

850

40

3

950

60

4

1100

80

5

1250

100

6

1400

120

7

1600

160

 

Таким образом, указанная Заказчиком характеристика «Вес открываемой двери должен быть: от 100 до 120 кг», предполагает, что к поставке может быть предложен доводчик 5 класса (где вес открываемой двери 100 кг.) либо доводчик 6 класса (где вес открываемой двери 120 кг.).

Следовательно, в силу вышеуказанных положений ГОСТа 56177-2014, значение такого показателя как «Вес открываемой двери» является конкретным и подлежит указанию в виде одного значения.

На основании изложенного, положение Инструкции по заполнению заявки об указании значения показателя «Вес открываемой двери» без каких-либо изменений, то есть в полном соответствии с указанным Заказчиком (от 100 до 120 кг), является некорректным и противоречащим ГОСТу 56177-2014.

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о том, что требования Заказчика допускают неоднозначное толкование, имеется возможность вариативного понимания положений Инструкции.

Так, из восьми поданных на участие в электронном аукционе заявок – пять были признаны несоответствующими, поскольку участники руководствовались требованиями ГОСТа, указав конкретное значение веса открываемой двери, а единая комиссия Заказчика была вынуждена субъективно истолковать предложения участников, поскольку в силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе обязана проверять первые части заявок на участие в электронном аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией, то есть в том числе руководствоваться положениями Инструкции по заполнению заявки, которая требовала от участников указать показатель и его значение в полном соответствии с указанным Заказчиком.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части пункта 2 части 1 статьи 64, частей 1, 3 статьи 66, частей 2, 4, 5 статьи 67, пункта 1 части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

РЕШИЛА:

 

    1. Признать жалобу № 019/06/67-203/2020 ООО «ЮНИВОКС» на действия комиссия заказчика - ГУ - РО ФСС РФ по РХ при проведении электронного аукциона на поставку устройств для автоматического открывания дверей с кнопкой активации для маломобильных групп населения с целью создания доступной среды для нужд Регионального отделения (закупка №0280100000220000049) необоснованной.
    2. Признать государственного заказчика – ГУ - РО ФСС РФ по РХ нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
    3. Государственному заказчику - ГУ - РО ФСС РФ по РХ и его комиссии, а также оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
    4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны