Решение №019/01/16-76/2020 Решение по делу № 019/01/16-76/2020 от 12 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчикам

Администрация Бейского района Республики Хакасия

ул. Площадь Советов, 20, с. Бея, Бейский район, Республика Хакасия, 655770

 

Управление образования Администрации Бейского района

ул. Площадь Советов, д. 21, с. Бея, Бейский район, Республика Хакасия, 655770

 

Комитет по управлению имуществом Бейского района Администрации Бейского района

ул. Горького, д. 2, с. Бея, Бейский район, Республика Хакасия, 655770

 

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ул. Крылова, д. 72, г. Абакан, Республика Хакасия, 655019

 

ООО «Тасхыл»

ул. Красноармейская, д. 97Д, с. Аскиз, Аскизский район, Республика Хакасия, 655700

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 019/01/16-76/2020

Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2020 года.             г. Абакан

В полном объеме решение изготовлено 12 ноября 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:                

<…>

 

 

Члены комиссии:

                                                

                                                  

<…>

                                        

 

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

рассмотрела материалы дела № 019/01/16-76/2020, возбужденного по признакам нарушения Администрацией Бейского района (далее – Администрация), Управлением образования Администрации Бейского района (далее – Управление образования), Комитетом по управлению имуществом Бейского района (далее - Комитет), Министерством образования и науки Республики Хакасия (далее - Министерство) и обществом с ограниченной ответственностью «Тасхыл» (далее – ООО «Тасхыл», Общество) пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении соглашения между Администрацией, Управлением, Комитетом, Министерством и Обществом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов,

в отсутствии представителя Администрации Бейского района, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии представителя Управления образования Администрации Бейского района, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

в отсутствии представителя Комитета по управлению имуществом Бейского района, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

в присутствии представителя Министерства образования и науки Республики Хакасия адвоката <…>,

в отсутствии представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Тасхыл», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Приказом Хакасского УФАС России от 06.02.2020 № 12 в отношении Администрации Бейского района и ООО «Тасхыл» возбуждено дело № 019/01/16-76/2020 по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.02.2020 г. о назначении дела № 019/01/16-76/2020 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению дело назначено к рассмотрению на 03 марта 2020 года.

26.02.2020 г. (вх. № 1142) от Администрации Бейского района поступили копии учредительных документов и копии запрашиваемых документов.

02.03.2020 (вх. № 1263) также поступили письменные пояснения с приложением документов Администрации, исходя из которых следует, что в Решении Совета депутатов Бейского района № 203 от 02.12.2019 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 24.12.2018 № 119 «О местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов» предусмотрены лимиты для приобретения нежилого здания в с. Табат. Данные бюджетные ассигнования были предусмотрены у КУМИ Бейского района.

Определением об отложении рассмотрения дела №019/01/16-76/2020 от 02.03.2020 г. к рассмотрению дела также в качестве ответчиков были привлечены: Министерство образования и науки Республики Хакасия, Управление образования Администрации Бейского района Республики Хакасия, Комитет по управлению имуществом Бейского района.

В соответствии с вышеуказанным определением от Министерства образования и науки Республики Хакасия 01.04.2020 г. (№ 1967, № 1974) поступили письменные пояснения с приложением копий запрашиваемых документов.

Определением от 06.04.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-76/2020 рассмотрение дела отложено на 02.06.2020 г.

09.04.2020 (вх. № 2202) поступили письменные пояснения с приложением документов Комитета по управлению имуществом Бейского района.

Во исполнение вышеуказанного определения 27.04.2020 (вх. № 2716) от Управления образования Администрации Бейского района поступили письменные пояснения с приложением документов.

22.05.2020 (вх. № 3424) от Комитета по управлению имуществом Республики Хакасия поступили письменные пояснения с приложением уставных документов.

25.05.2020 (вх. № 3501) поступили письменные пояснения с приложением документов Министерства образования и науки Республики Хакасия.

25.04.2020 (вх. № 3498) поступили письменные пояснения Администрации Бейского района. Администрация поддержала свои доводы, изложенные ранее в письменных пояснениях, а также представила копии коммерческих предложений, поступивших от ООО «Тасхыл», ООО «Зенит», ООО «Основа», о наличии нежилых зданий в с. Табат для детского сада.

Определением от 02.06.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-76/2020 рассмотрение дела отложено на 14.07.2020 г.

14.07.2020 (вх. № 6082) поступили письменные пояснения Комитета по управлению имуществом Бейского района относительно технической ошибки в аукционной документации на заключение договора аренды земельного участка.

Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-76/2020 от 14.07.2020 г., в связи с необходимостью получения дополнительных пояснений, рассмотрение дело отложено на 12.08.2020 г.

16.07.2020 (вх. № 6179) поступил неполный пакет документов ООО «Тасхыл», запрашиваемый антимонопольным органом.

Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-76/2020 от 12.08.2020 г., в связи с необходимостью получения дополнительных пояснений, рассмотрение дело отложено на 08.09.2020 г.

01.09.2020 г. (вх. № 8100) поступили письменные пояснения Министерства образования и науки Республики Хакасия с указанием сумм расчета субсидий для приобретения спорного нежилого здания.

08.09.2020 (вх. № 8395) в адрес антимонопольного органа поступила копия договора безвозмездного дарения, заключенного между ООО «Тасхыл» и МБДОУ «Табатский детский сад «Ветерок».

10.09.2020 г. в соответствии с запросом Хакасского УФА России от 09.09.2020 (исх. № 04-9083/АМ) поступили письменные пояснения Комитета по управлению имуществом Бейского района.

14.09.2020 (вх. № 9033) поступили письменные пояснения Министерства образования и науки Республики Хакасия.

Определением об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-76/2020 от 14.09.2020 г., в связи с необходимостью получения дополнительных пояснений, рассмотрение дело отложено на 12.10.2020 г.

02.10.2020 г. (вх. № 9895) поступили письменные пояснения Администрации Бейского района относительно выкупа спорного детского сада.

12.10.2020 г. проведен анализ конкурентной среды на товарном рынке по строительству и продаже собственных нежилых зданий и помещений.

12.10.2020 антимонопольным органом принято Заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16-76/2020.

Определением от 12.10.2020 г. об отложении рассмотрения дела № 019/01/16-76/2020 рассмотрение дела отложено на 11.11.2020 г.

02.11.2020 (вх. № 10684) от Администрации Бейского района поступили возражения на заключение об обстоятельствах дела № 019/01/16-76/2020, исходя из которых следует, что сокращения числа участников закупки заказчиком не допущено по причине отсутствия на территории Табатского сельсовета иного нежилого здания, которое могло быть использовано для размещения в нем специального учреждения.

На сегодняшний день нежилое здание для размещения детского сада в с. Табат является достроенным и находится на стадии получения лицензии на образовательную деятельность. 

Также Администрация Бейского района считает, что представленные справки прослушивания телефонограммы телефонных разговоров Главы Бейского района <…> являются не допустимыми.

Кроме того, Администрация поясняет, что разговор, состоявшейся между <…> и <…>, относится к подписанию контракта на строительство здания «Зональный детский сад на 80 мест в д. Новокурск Бейского района».

В связи с чем, Администрация Бейского района полагает, что в действиях Администрации, Управления образования, Комитета по управлению имуществом отсутствуют признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

11.11.2020 г. на заседании Комиссии антимонопольного органа представитель Министерства образования и науки по Республики Хакасия пояснил, что Министерство с доводами Хакасского УФАС России не согласно, излагать свою позицию отказался.

Также представитель пояснил, что органы местного самоуправления в адрес Министерства за дополнительным финансированием, связанным с вводом в эксплуатацию и функционированием детского сада в с. Табат, не обращались.

 

Из анализа представленных документов и сведений комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установлены следующие фактические и иные обстоятельства дела.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Министерства просвещения от 26.04.2019 № 214 «О контроле и мониторинге хода реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» Департамент управления имущественным комплексом и конкурсных процедур совместно с ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» обязуется обеспечить контроль и мониторинг хода реализации мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет и от 1,5 до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография».

Из пояснений Министерства образования и науки Республики Хакасия установлено, что 07.08.2019 из Министерства просвещения Российской Федерации в Правительство Республики Хакасия поступило информационное письмо, в котором в рамках подготовки мер, связанных с высвобождением средств у отдельных субъектов Российской Федерации, не начавших строительство отдельных объектов по состоянию на 10.08.2019, Минпросвещения России просило предоставить информацию о готовности к освоению в 2019 году дополнительных объемов иных межбюджетных трансфертов при условии ввода объектов дошкольных организаций в эксплуатацию в 2019 году.

08.08.2019 г. Министерство образования и науки Республики Хакасия направило ответ на вышеуказанный запрос, согласно которому Республика Хакасия в 2019 г. отказывается от дополнительных объемов средств. Причиной отказа явилось то, что до окончания 2019 г. не представлялось возможным освоить высвободившиеся средства от других регионов именно на строительство.

Несмотря на то, что Министерством образования и науки Республики Хакасия официально был направлен отказ, в начале августа 2019 года руководителем «Дирекции «Школа 2025» <…> проведено совещание с Главой Республики Хакасия – Председателем Правительства республики Хакасия <…> относительно мероприятий, направленных на строительство и выкуп дошкольных образовательных организаций, за счет дополнительного предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных на создание мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет.

По итогам встречи было принято решение о том, что Республика Хакасия примет участие в освоении в 2019 году дополнительных объемов иных межбюджетных трансфертов при условии ввода объектов дошкольных организаций в эксплуатацию в 2019 году.

В связи с чем, 09.08.2019 Министерством образования и науки Республики Хакасия было проведено совещание с представителями муниципальных образований относительно возможности участия в реализации вышеуказанной федеральной субсидии, для выкупа нежилых зданий под детские сады на территории муниципальных образований для создания дополнительных мест для детей в возрасте до 3 лет.

После анализа полученной информации, в сентябре 2019 года Министерством образования и науки Республики Хакасия было направлено письмо ФГБУ «Дирекция «Школа-2025» с предварительной информацией о потребностях региона в детских садах и указанием перечня предполагаемых объектов.

Согласно письму Министерства от 19.09.2019 № 100-5991 выкуп зданий и помещений у инвесторов будет осуществлен до 20.12.2019, а также представлен перечень планируемых для строительства объектов, это детский сад на 25 мест в с. Аскиз Аскизского района, детский сад на 45 мест в аале Катанов Аскизского района, детский сад на 45 мест в аале Сапогов Усть-Абаканского района, детский сад на 45 мест в д. Чапаево Усть-Абаканского района.

Вместе с тем, 02.10.2019 в Министерство просвещения Российской Федерации за № ВК-М-2296 направлено письмо за подписью Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия Коновалова В.О. уже с утвержденным перечнем объектов для выкупа, в который вошли детский сад на 45 мест в аале Катанов Аскизского района, детский сад на 25 мест на первом этаже многоквартирного трехэтажного дома в с. Аскиз Аскизского района, детский сад на 45 мест в с. Табат Бейского района, детский сад на 45 мест в с. Арбаты Таштыпского района.

Информация о потребности участия муниципального образования в реализации данного мероприятия поступила в Министерство образования и науки Республики Хакасия от ряда муниципальных учреждений, в том числе от Управления образования Администрации Бейского района Республики Хакасия за № 1033 от 16.09.2019 о рассмотрении вопроса о включении в программу по капитальному ремонту детских садов Бейского района, в том числе и детского сада в с. Табат.

Исходя из пояснений Министерства образования и науки Республики Хакасия, в Таштыпском, Бейском и Аскизском районах в обозначенных населенных пунктах не было готовых помещений под выкуп. В Министерство от муниципальных образований поступила информация о том, что в рамках реализации вышеуказанных мероприятий во всех населенных пунктах будут построены новые здания, предназначенные для выкупа под детские сады.

Вместе с тем, Министерством, а также органами местного самоуправления вышеуказанные письма в адрес антимонопольного органа не представлены.

18.10.2019 г. в газете «Саянская заря» было опубликовано извещение о проведении аукциона по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бесйкий район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120 А, а также на официальном сайте torgi.gov.ru. Аукцион признан несостоявшимся ввиду единственной заявки на участие, поданной 15.11.2019 г. ООО «Тасхыл». 

29.11.2019 г. между Комитетом по управлению имуществом и ООО «Тасхыл» заключен договор № 97/19 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка.

02.12.2019 г. Решением совета депутатов Бейского района № 203 «О внесении изменений в решение Совета депутатов Бейского района Республики Хакасия от 24.12.2018 № 119 «О местном бюджете муниципального образования Бейский район на 2019 год и на плановый период 2020-2021 годов» предусмотрены лимиты для приобретение нежилого здания в с. Табат. Данные бюджетные ассигнования были предусмотрены у Комитета по управлению имуществом Бейского района (далее - КУМИ Бейского района).

05.12.2019 г. объявлен электронный аукцион на приобретение нежилого здания для размещения детского сада в с. Табат, цена контракта - 31 000 000 руб. Дата проведения аукциона 17.12.2019, аукцион признан несостоявшимся, ввиду отсутствия заявок.

Согласно уведомлению от 16.12.2019 №15.1.8 в бюджет муниципального образования Бейского района доведена субсидия из республиканского бюджета на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет в сумме 30 811 723 руб. 81 коп.

16.12.2019 г. на официальном сайте муниципального образования Бейский район было размещено информационное сообщение о намерении приема предложений  Администрацией о приобретении в муниципальную собственность нежилого здания, на количество мест не менее 45 для создания дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, расположенного: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат.

20.12.2019 г. от ООО «Тасхыл» поступило коммерческое предложение о продаже нежилого здания, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120А, общей площадью 462,4 кв.м. Стоимость здания составляла 31 122 066,00 руб.

Кроме того, от ООО «Основа» поступило коммерческое предложение о готовности продать нежилое здание в с. Табат, площадью 430 кв.м, стоимостью 31 125 001,9 руб., а также ООО «Зенит» представлено коммерческое предложение о наличии нежилого помещения общей площадью 445 кв.м, стоимость которого составляла 31 122 003,2 руб.

10.12.2019 г. Администрацией Бейского района ООО «Тасхыл» выдано разрешение на строительство спорного объекта.

23.12.2019 г. ООО «Тасхыл» выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию построенного одноэтажного нежилого здания по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120А.

23.12.2019 г. из Администрации Бейского района в Министерство образования и науки Республики Хакасия поступили заявки на финансирование субсидии из республиканского и федерального бюджетов на обеспечение мероприятий по созданию дополнительных мест для дошкольного образования.

23.12.2019  между Министерством образования и науки Республики Хакасия и Администрацией Бейского района заключено Соглашение № 95612000-1-2019-008 «О предоставлении субсидии из бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования Бейского район на финансовое обеспечение мероприятий по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования».

25.12.2019 между Министерством образования и науки Республики Хакасия и Администрацией Бейского района заключено Соглашение № 37 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия на создание дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования на 2019 год.

26.12.2019 г. между Управлением образования администрации Бейского района и ООО «Тасхыл» заключен муниципальный контракт № 1533 на приобретение нежилого здания для размещения детского сада в с. Табат Бейского района, цена контракта составила 31 123 023,81 руб.

Муниципальный контракт заключен в соответствии с пунктом 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Также 26.12.2019 между сторонами подписан акт приема-передачи спорного нежилого здания.

Платежными поручениями № 98720 от 30.12.2019 года на сумму 18 023,81 рублей, № 989333 от 30.12.2019 года на сумму 29 327 619,04 рублей, № 96716 от 30.12.2019       года на сумму 1 777 390,96 рублей Управлением образования администрации Бейского района зачислены денежные средства на счет ООО «Тасхыл».

Согласно вышеуказанному контракту и акту приема-передачи Управление образования Администрации Бейского района приобрело у ООО «Тасхыл» нежилое здание с внутренними отделочными работами и коммуникациями, без оснащения здания (отсутствовала мебель, посуда, мягкий инвентарь, бытовая техника, оборудование площадки и т.д.).

Оснащение помещения детского сада в с. Табат произведено в соответствии с договором безвозмездного дарения № 1/2020 от 26.03.2020, заключенного между ООО «Тасхыл» и МБДОУ «Табатский детский сад «Ветерок».

Право собственности ООО «Тасхыл» на объект недвижимости нежилого здания под детский сад на 45 мест, по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120А, общей площадью 462,4 кв.м зарегистрировано 25.12.2019 г.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Конституции Российской Федерации экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не допускается.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 1 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции целями настоящего федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

В силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

Согласно пункту 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

          В соответствии со статьей 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) выбирает заказчик.

На основании части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 названного Федерального закона.

          Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда возможно осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Пунктом 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае заключение контракта, предметом которого является приобретение для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, определенных в соответствии с решением о подготовке и реализации бюджетных инвестиций или о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в целях приобретения объектов недвижимого имущества в государственную или муниципальную собственность, принятым в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

Таким образом, согласно требованиям пункта 31 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракт без проведения конкурентных процедур может быть заключен только в отношении здания, существующего в качестве объекта недвижимости на момент заключения контракта. Возможность приобретения у единственного поставщика незаконченного строительством объекта, будущей вещи (вещи, подлежащей возведению) данная норма не предусматривает.

Исходя из представленных пояснений муниципальных учреждений на момент заключения муниципального контракта характеристики построенного здания полностью соответствовали техническому заданию и градостроительному законодательству.

Вместе с тем, в ходе проведенной 21.01.2020 выездной проверки Федерального казначейства, Прокуратуры Бейского района совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия установлено, что строительство вышеуказанного объекта фактически не завершено, оно не соответствует техническому плану и по факту является незавершенным строительством объектом.

Визуальным осмотром здания установлено, что во время обследования проводятся строительные работы: территория не зонирована, не благоустроена, не ограждена, отсутствует подключение к инженерным сетям (водоснабжение, канализация, теплоснабжение) и оборудование во всех помещениях; не выполнена внутренняя отделка, не проведен монтаж осветительных приборов, что является нарушением требований глав 3, 5, 6, 7, 8, 9 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г № 26.

По результатам проведенной проверки Федеральным казначейством установлено следующее: в нарушение требований, предусмотренных пунктом 5.1.7 муниципального контракта от 26.12.2019 № 1533 ООО «Тасхыл» не предоставило Управлению образования администрации Бейского района Республика Хакасии технический и (или) кадастровый паспорт помещения; применены на эвакуационных выходах двери из горючих материалов; установлены двери эвакуационных выходов, имеющих запоры, препятствующие их свободному открыванию изнутри без ключа; при устройстве кровли использованы деревянные конструкции с классом пожарной опасности ниже КО - не осуществлена обработка деревянных конструкций огне-биозащитными составами; при строительстве объекта для дошкольного образовательного учреждения высота потолка в тамбуре для входа обслуживающего персонала менее 2,7 м; не обеспечено наличие двух рассредоточенных эвакуационных выходов из каждой групповой ячейки; в помещениях пожароопасных технических помещений (кладовые для хранения белья, электрощитовой, узла управления) применены двери с пределом огнестойкости менее EI 30; на путях эвакуации устроен порожек (короб, закрывающий трубы системы отопления); в помещениях для отопительных приборов и трубопроводов не предусмотрено защитное ограждение; при устройстве утепления перекрытия тамбуров не применена пароизоляция; при приемке поверхностей, оклеенных обоями допущены воздушные пузыри, замятины, отслоения и доклейки; при установке металлических конструкций не применены материалы, снижающие агрессивное воздействие и не применены защитные покрытия конструкций, обеспечивающие стойкость к среде эксплуатации; допущено изменение уклона водоотводящего трубопровода; не обеспечен отвод канализационных газов из зоны пребывания людей; при изготовлении лестничных площадок и ступеней применена гладка, сталь, вместо сплошной рифленой стали для площадок и штампованных элементов или просечной стали для ступеней.

Кроме того, Федеральным казначейством установлено, что в нарушение требований, предусмотренных пунктом 2.1 Муниципального контракта от 26.12.2019 № 1533 объектом контроля принято по акту приема-передачи нежилое здание, не соответствующее требованиям пунктов 6, 7, 8, 11, 12, 16 Технического задания к вышеуказанному контракту на сумму 31 123 023,81 рублей.

В нарушение требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, были существенно изменены условия Муниципального контракта - уменьшен объем, предусмотренный техническим заданием на 20,43 кв.м, на сумму 1 631 431,23 рубля (сумма нарушения учтена в пункте 1.1 Итоговых выводов).

Таким образом, на дату заключения спорного муниципального контракта от 26.12.2019 предметом контракта являлось не нежилое здание, а объект незавершенного строительства, который фактически не существовал на день заключения контракта и по своим характеристикам нежилым зданием не являлся.

Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.

Пунктом 6 части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходим, в том числе и акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в пункте 1 части 5 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора).

Разрешение на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства от 23.12.2019 № 19-RU 19503000-08-2019 Администрацией Бейского района выдано ООО «Тасхыл» в отношении здания детского сада на 45 мест по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120А, строительство которого на дату выдачи разрешения в полном объеме не завершено. Таким образом, в данном случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдано ООО «Тасхыл» в нарушение требований части 1, пункта 6 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, с целью легализации данного объекта в качестве существующего здания для осуществления его закупки для муниципальных нужд без проведения конкурентных процедур.

Выводы антимонопольного органа подтверждаются решениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.08.2020 по делу №А74-5301/2020, от 28.08.2020 по делу №А74-5302/2020, постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда по делу № А74-5302/2020 (резолютивная часть от 10.11.2020).

Таким образом, довод Администрации о том, что нежилое здание ведено в эксплуатацию и зарегистрировано правомерно является необоснованным.

Как указано выше, договор аренды на земельный участок, расположенный по адресу: Республика Хакасия, Бейского район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120А, заключен между ООО «Тасхыл» и Комитетом по управлению имуществом лишь 29.11.2019.

Вместе с тем, в материалах уголовного дела четвертого следственного отдела второго управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республики Хакасия №12002950001000002 имеются объяснения заведующей МБДОУ «Табатский детский сад «Ветерок» <…>, согласно которым в сентябре 2019 г. Глава Бейского района <…> находился на территории с. Табат с целью выбора земельного участка под строительство детского сада. Также заведующая пояснила, что строительство спорного нежилого здания началось в октябре 2019 г. Согласно представленным объяснениям на конец декабря 2019 г. были построены стены здания, потолочные и напольные перекрытия. Крыша, окна и входные двери отсутствовали.

Также в материалах вышеуказанного уголовного дела содержится копия протокола допроса свидетеля - директора ООО «Статус» из содержания которого следует, что примерно в сентябре 2019 г. директор ООО «Тасхыл» обратился с предложением строительства детского сада в с. Табат Бейского района, сумма контракта составила 29 000 000 руб. Директор ООО «Тасхыл». также предложил произвести расчёт строительства данного нежилого помещения. Согласно подсчётам директора ООО «Статус» сумма составила 12 000 000 руб., в связи с чем, директор ООО «Статус» согласился на совместное строительство спорного детского сада.  

27 сентября 2019 г. директор ООО «Статус», директор ООО «Тасхыл», глава Бейского района <…> осуществляли поиск земельного участка под строительство детского сада в с. Табат, по результатам которого <…> предложил построить детский сад на земельном участке, который распложён рядом с имеющимся детским садом.

Примерно в конце сентября в начале октября 2019 г. <…> и представителей строительных организаций ООО «Тасхыл» и ООО «Статус» пригласили в Министерство образования и науки Республики Хакасия по вопросу строительства детского сада в с. Табат. Разговор состоялся в присутствии Министра образования и науки Республики Хакасия <…> и первого заместителя Министра <…>

<…> узнала у <…> о наличии земельного участка под строительство детского сада, а также пояснила, что на строительство спорного объекта выделено 29 000 000 руб., строительство необходимо завершить к 25 декабря 2019 г.

После встречи в Министерстве образования и науки Республики Хакасия началось строительство нежилого помещения в с. Табат.

Кроме того, в материалах дела имеется Справка прослушивания фонограммы.

Согласно представленной фонограмме 25.10.2019 г. состоялся разговор между Главой Бейского района <…> и генеральным директором ООО «Тасхыл» <…>, следующего содержания:

<…><…><…>

Таким образом, на момент проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120А, уже велись строительные работы ООО «Тасхыл».   

Кроме того, исходя из представленных телефонограммам, следует, что Администрация Бейского района оказывала давление на подписание муниципального контракта на выкуп нежилого помещения под детский сад в с. Табат, так 06.11.2019 между Главой Бейского района <…> и заместителем Главы <…> состоялся телефонный разговор:

<…><…><…>

Как было указано ранее Администрацией, телефонный разговор между Главой Бейского района <…> и заместителем Главы <…> состоялся относительно подписания муниципального контракта на строительство здания «Зональный детский сад на 80 мест в д. Новокурск Бейского района». С данным доводом антимонопольный орган согласен, поскольку из содержания разговора невозможно установить объект строительства. Вместе с тем, в действиях Администрации усматривается нарушение антимонопольного законодательства исходя из совокупности иных собранных доказательств.

Также, исходя из сведений и документов, представленных в антимонопольный орган, следует, что техническое задание на приобретение нежилого помещения для нужд детского сада в с. Табат, полностью соответствовало строящемуся нежилому помещению ООО «Тасхыл» по адресу: Республика Хакасия, Бейский район, с. Табат, ул. Ленина, д. 120А.

Данный факт также подтверждается телефонограммой, находящейся в материалах уголовного дела.

 Так, между <…> и <…> 02.12.2019 г. состоялся телефонный разговор следующего содержания:

<…><…><…>

Вместе с тем, как уже выше указывалось, 29.11.2019 между Комитетом управления имуществом и ООО «Тасхыл» заключен договор аренды земельного участка под строительство спорного детского сада. 

Кроме того, необходимо отметить, что письмом ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия от 11.09.2020 (исх. № 20314-17-20) Хакасскому УФАС России разрешено приобщить к материалам дела № 019/01/16-76/2020 справку о проведении ОРМ «Прослушивание телефонных переговоров» «Снятие информации с технических каналов связи» следующих абонентов: <…>, <…>, <…>, <…>, <…>.

Таким образом, довод Администрации относительно недопустимости представления вышеуказанной справки является несостоятельным.

Исходя из вышеизложенного следует, что ООО «Тасхыл» заблаговременно было известно о необходимости приобретения муниципальному учреждению нежилого помещения для нужд детского сада, поскольку ранее, до принятия решения о необходимости выкупа здания для нужд детского сада в с. Табат, Обществом в данном населенном пункте строительные работы не велись. Строительство нежилого помещения началось только после совместного разговора между представителями Министерства образования и науки Республики Хакасия, Главы Бейского района и представителями строительных организаций.

Также, необходимо отметить, что Хакасским УФАС России в адрес строительных организаций были направлены запросы относительно готовности организаций, при проведении конкурентных процедур на строительство или продажу готовых нежилых помещений для нужд детских садов участвовать в данных торгах.

В свою очередь, от ООО «Атриум» поступил ответ, согласно которому Общество готово было участвовать в торгах на строительство или продажу нежилого здания под детский сад в с. Табат.

Также ООО «Атриум» полагает, что поскольку конкурентная процедура заказчиком не была соблюдена, то нарушены права ООО «Атриум» и других участников, круг которых не определён.

ООО «Квартирный вопрос» также выразило свое желание участвовать в торгах на строительство нежилого помещения для нужд детского сада в с. Табат.

Таким образом, последовательность установленных по делу обстоятельств, предшествующих заключению контракта, свидетельствует о том, что ООО «Тасхыл» изначально было определено в качестве единственного продавца не построенного на момент заключения муниципального контракта здания детского сада, в связи с чем, Обществу предоставлены условия для строительства объекта для муниципальных нужд в обход конкурентных процедур, ограничен доступ на рынок по оказанию услуг по строительству детского сада иных хозяйствующих субъектов, что подтверждается письмами ООО «Атриум» и ООО «Квартирный вопрос».

Следовательно, довод Администрации Бейского района относительно того, что заключение муниципального контракта на приобретение нежилого здания под детский сад в с. Табат с ООО «Тасхыл» не привело к сокращению числа хозяйствующих субъектов является необоснованным.

Муниципальный контракт фактически заключался не для приобретения, а для строительства здания в нарушение требований частей 1, 2 статьи 24, пункта 31 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Осуществление закупки без соблюдения установленной законом конкурентной процедуры исключает возможность участия потенциальных претендентов в аукционе на заключение контракта, посягает на публичные интересы в сфере закупок, ограничивает конкуренцию. Согласно выраженной в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правовой позиции посягающей на публичные интересы является, в том числе сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом.

Исходя из вышеизложенного Хакасское УФАС России считает, что действиями ответчиков нарушены требования антимонопольного законодательства в части заключения антиконкурентного соглашения выразившегося в следующем:

в действиях Администрации Бейского района: в выборе главой Бейского района <…>, земельного участка под строительство детского сада в сентябре 2019 г., то есть до проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под детский сад; в оперативной выдаче разрешительных документов на строительство и ввод в эксплуатацию нежилого здания под детский сад, в свою очередь, разрешение ввода в эксплуатацию выдано в нарушение требований  градостроительного законодательства; проведении постоянных встреч и переговоров относительно строительства спорного нежилого помещения с директором ООО «Тасхыл» <…> до проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под строительство детского сада в с. Табат и до подписания муниципального контракта; проведении совместной встречи  с представителями строительных организаций ООО «Тасхыл» и ООО «Статус»  в Министерстве образования и науки Республики Хакасия по вопросу строительства детского сада в с. Табат; указании изменения предмета договора с продажи на аренду земельного участка под строительство детского сада, при том что первоначально аукцион проводился именно на продажу спорного земельного участка; понуждении в подключении трансформатора ООО «Тасхыл» к электрощиту детского сада «Ветерок» (старого помещения); в составлении технического задания к муниципальному контракту в соответствии  с техническими параметрами здания, строящегося, на тот момент, ООО «Тасхыл»;

в действиях Комитета по управлению имуществом Бейского района: в предоставлении земельного участка ООО «Тасхыл» для осуществления строительства детского сада в с. Табат без проведения торгов; проведении аукциона на продажу земельного участка для строительства детского сада; изменении предмета договора аренды земельного участка;

в действиях Управления образования Администрации Бейского района: в заключении муниципального контракта между Управлением образования Администрации и ООО «Тасхыл» на приобретение нежилого помещения в с. Табат под детский сад, которое не соответствовало требованиям технического задания;  подписании акта приема-передачи, несмотря на то, что помещение не отвечало требованиям технического задания и по факту являлось незавершенным строительством объектом (данный факт подтверждается актами проверок Прокуратуры Бейского района совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия и Федерального казначейства);

в действиях ООО «Тасхыл»: в строительстве детского сада до заключения договора аренды земельного участка, продаже нежилого помещения под детский сад как незавершенного строительством объекта; проведении постоянных встреч с Главой Бейского района <…> относительно строительства детского сада до проведения аукциона на право заключения договора на аренду земельного участка и до размещения объявления о необходимости приобретения нежилого здания под детский сад в с. Табат; передаче в Управление образования Технического задания, которое соответствовало техническому заданию, являющемуся приложением к муниципальному контракту;

в действиях Министерства образования и науки Республики Хакасия: направлении 02.10.2019 письма в Министерство просвещения РФ, за подписью Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия, о готовности Республики Хакасия в освоении дополнительных субсидий, выделенных на выкуп нежилых зданий под детские сады. В своем письме Министерство гарантировало, что помещения для нужд детского сада будут готовы к 20 декабря 2019; проведении в конце сентября в начале октября 2019 г. встречи с Главой Бейского района и директорами строительных организаций ООО «Тасхыл» И ООО «Статус» по вопросу строительства детского сада в с. Табат. 

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в том числе вопрос о направлении материалов в правоохранительные органы, об обращении в суд, о направлении предложений и рекомендаций в государственные органы или органы местного самоуправления.

Комиссией Хакасского УФАС России не выявлены основания для выдачи Администрации Бейского района, Управлению образования администрации Бейского района, Комитету по управлению имуществом Бейского района, Министерству образования и науки Республики Хакасия, ООО «Тасхыл» предписаний об устранении нарушения антимонопольного законодательства, в связи с завершением его реализации.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, 50 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Администрацию Бейского района (ИНН 1906005105), Управление образования администрации Бейского района (ИНН 1906005218), Комитет по управлению имуществом Бейского района (ИНН 1906005088), Министерство образования и науки Республики Хакасия (ИНН 1901022065), общество с ограниченной ответственностью «Тасхыл» (ИНН 1902028334) нарушившими пункт 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения между Администрацией, Управлением, Комитетом, Министерством и Обществом, которое приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

2. Предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства по факту запрещённого соглашения ответчикам не выдавать в связи с завершением его реализации.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения в отношении виновных лиц дел об административном правонарушении, предусмотренных статьей 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Председатель комиссии                                      

 

 

  <…>

Члены комиссии:                                                           

                                                                              

  <…>

 

 

 

   <…>

                                                                                

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд Республики Хакасия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны