Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела № 4-А-16 от 23 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>

<…>, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>

<…>, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>

<…>, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>

<…>, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

Заинтересованному лицу –

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска

Советский мкр., д. 1, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 4-А-16

 

21 марта 2016 года                                                                                     г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А., руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:                 

Темерева Т.В., заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы – отсутствует;

Тукачева А.А., главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Марова О.О., ведущий специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

Кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

в присутствии:

представителя ответчика – от индивидуального предпринимателя <…> по доверенности от 11.02.2016 г. № 19 АА 0347273, выданной на срок 5 лет, <…>,

ответчика – индивидуального предпринимателя <…> (представлен паспорт),

ответчика – индивидуального предпринимателя <…> (представлено водительское удостоверение № 1904 903837),

ответчика – индивидуального предпринимателя <…> (представлен паспорт),

представителя заинтересованного лица – от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска по доверенности от 09.07.2015 г., выданной на срок до 31.12.2016 г., <…>,

 

слушателя <…>,

слушателя <…>,

слушателя <…>,

слушателя <…>,

 

рассмотрев материалы дела № 4-А-15, возбужденного по признакам нарушения индивидуальными предпринимателями <…>, <…>, <…>, <…> пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению цены на маршрутах г. Саяногорска в размере 18 рублей и повышении стоимости проезда на одну и ту же величину (с 15 рублей до 18 рублей) с 01.02.2016 г.

 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела явилось обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

  В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступила информация из Администрации муниципального образования г. Саяногорск (от 10.02.2016 г., вх. № 604) об увеличении стоимости проезда и провоза багажа с 15 рублей до 18 рублей на коммерческих автобусах г. Саяногорска у ИП <…> (маршрут № 1), ИП <…> (маршрут № 4), ИП <…> (маршрут № 4), ИП <…> (маршруты № 2 и 2а) с 01.02.2016 года.

  Необходимо отметить, что о повышении стоимости проезда по муниципальным маршрутам Администрации г. Саяногорска стало известно из уведомлений ИП <…> и ИП <…>, которые поступили в Комитет по ЖКХ и Т г. Саяногорска 29.01.2016 года, другие перевозчики уведомлений не направляли.

  ИП <…> и ИП <…> 01.02 2016 года Комитетом по ЖКХ и Т г. Саяногорска был дан ответ, в котором они предупреждались о недопустимости нарушения правового акта Республики Хакасия, которым утверждены тарифы на пассажирские перевозки.

  Правовое регулирование отношений, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – № 259-ФЗ, Устав автомобильного транспорта). Согласно части 1 статьи 1 № 259-ФЗ отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Устав автомобильного транспорта в соответствии с частью 2 статьи 1 определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В силу пункта 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта под маршрутом регулярных перевозок понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются на рынке перевозок внутригородских и пригородных регулярных пассажирских, кроме железнодорожных. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - ОК 034-2007 данный вид деятельно­сти обозначен как деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (код ОКВЭД ОК 029-2001 – 60.21.1).

Рынок перевозок междугородных регулярных пассажирских автобусами (автомобилями), подчиняющихся расписанию, является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой.

По смыслу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции индивидуальные предприниматели <…>, <…>, <…>, <…>  являются конкурентами. Так, в соответствии с Выписками из ЕГРИП по состоянию на 11.02.2016 года видом деятельности (основным или дополнительным) вышеуказанных индивидуальных предпринимателей является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

  В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции  признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В рассматриваемом случае соглашение индивидуальных предпринимателей о повышении в нарушение антимонопольного законодательства (дата повышения; размер повышения) стоимости проезда и провоза багажа выразилось в предсказуемом индивидуальном поведении формально независимых хозяйствующих субъектов, определяющем цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.

Соглашение предполагает наличие скоординированных и направленных действий хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

  На основании вышеизложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Приказом от 16.02.2016 года № 32 возбудило дело.

Определением о назначении дела № 4-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.02.2016 года рассмотрение дела назначено на 21.03.2016 года.

 

На заседании комиссии представитель ИП <…> – <…> пояснил следующее.

         <…> представил в материалы настоящего дела транспортную схему г. Саяногорска с указанием маршрутов № 1, 2 и 4. Пояснил, что маршрут № 2 является пригородным, маршруты № 1 и № 4 – внутримуниципальными. Транспортная сетка и пассажиропоток у указанных маршрутов различные. В связи с чем, ответчики по настоящему делу не являются конкурентами между собой. С 01.01.2016 года ИП <…> на маршруте № 4 пассажирские перевозки не осуществляет. Это связано с отсутствием субсидирования со стороны Администрации г. Саяногорска.      

         <…> представил в материалы дела расчет расходов на возмещение затрат в связи с оказанием услуг по пассажироперевозкам за 12 месяцев 2014 года. В декабре 2015 года по инициативе Администрации г. Саяногорска было созвано совещание, на котором в присутствии индивидуальных предпринимателей заместителем главы Администрации г. Саяногорска <…> и и.о. руководителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска <…> было рекомендовано повысить стоимость проезда и провоза багажа до 18 рублей по г. Саяногорску. На данном совещании пассажироперевозчики были поставлены перед выбором – либо уходить с рынка, либо получать субсидии из городского бюджета. Поскольку Администрация г. Саяногорска отказалась от субсидирования, то единственным способом получения денежных средств перевозчиком явилось повышение тарифа с 15 до 18 рублей. Все перевозчики, несмотря на убытки, сохранили для льготников цену проезда в размере 15 рублей. <…> осуществляет пассажирские перевозки по маршруту № 2 «Саяногорск-Черемушки». В г. Саяногорске цена проезда составляет 18 рублей с 01.02.2016 г. Вне черты г. Саяногорска – 40 рублей, поскольку маршрут является пригородным и в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от 08.07.2014 № 309 «Об установлении предельных (максимальных) тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по внутримуниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Республики Хакасия и внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 11.06.2009 № 263 «О государственном регулировании тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования» стоимость проезда и провоза багажа рассчитывается исходя из тарифа для пригородного сообщения (1,36 за пассажиро-километр). Таким образом, стоимость проезда и провоза багажа должна составлять не более 50 рублей.

Если рассматривать февраль 2016 года, то ИП <…> имел убытки по маршруту № 2, в марте 2016 года расходы и доходы предпринимателя были примерно равными, в дальнейшем планируется превышение доходов над расходами, учитывая увеличение пассажиропотока, связанное с сезонностью пассажирских перевозок.

Представитель ИП <…> пояснил, что повышение стоимости проезда и провоза багажа с 01.02.2016 г. с 15 до 18 рублей на маршруте № 2 в г. Саяногорске является обоснованным. Конкретную норму закона, разрешающую ИП <…>действовать подобным образом, указать затруднился.

Сообщение об отсутствии субсидировании поступило из Администрации г. Саяногорска в конце декабря 2015 года. В связи с чем, ИП <…> не обращался в Комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия с заявлением о пересмотре тарифов. В 2014 году обращений в Комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия с заявлением о пересмотре тарифов от ИП <…> не было, поскольку затраты перевозчика субсидировали.

На совещаниях в Администрации г. Саяногорска, проводимых совместно с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пассажирские перевозки в г. Саяногорске, представителями Администрации г. Саяногорска было указано, что все маршруты, кроме маршрута № 9, будут признаны маршрутами с нерегулируемыми тарифами. Следовательно, индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно регулировать стоимость проезда и провоза багажа на всех маршрутах, кроме маршрута № 9.

 

На заседании комиссии ИП <…> пояснил следующее.

ИП <…> осуществляет пассажирские перевозки на маршруте № 1 в г. Саяногорске единолично. Индивидуальные предприниматели, привлеченные к рассмотрению в настоящем деле, в качестве ответчиков, не являются моими конкурентами. Убытки в январе 2016 года составили 14 тысяч 165 рублей (цена за проезд в размере 15 рублей). С 01.02.2016 г. прибыль составила 778 рублей (цена за проезд в размере 18 рублей). То есть предпринимателем не выгодно осуществлять пассажирские перевозки за 15 рублей. Пояснил, что размер повышения цены за проезд был обговорен в Администрации г. Саяногорска на совещаниях, проводимых совместно с индивидуальными предпринимателями.

 

На заседании комиссии ИП <…> пояснил следующее.

ИП <…> осуществляет пассажирские перевозки на маршруте № 4 в г. Саяногорске. Указанные пассажирские перевозки ИП <…> и ИП <…> осуществляют по просьбе Администрации г. Саяногорска, в связи с тем, что ИП <…> отказался от осуществления пассажирских перевозок по маршруту № 4 из-за отсутствия субсидирования. Вышеназванные ответчики по делу конкурентами ИП <…> не являются. Перевозки льготных категорий граждан осуществляются по 15 рублей (до 31.03.2016 г.). Дата повышения стоимости проезда и провоза багажа (01 февраля 2016 года) связана с субсидированием льготной категории граждан (договоры на январь, февраль-март 2016 года). На сегодняшний день цена проезда на коммерческом маршруте составляет 18 рублей. Указанная стоимость проезда и провоза багажа была предложена Администрацией г. Саяногорска на совещании, проведенном в конце декабря 2015 года и была повышена с 01.02.2016 г.

ИП <…> и ИП <…> уведомляли Администрацию г. Саяногорска о повышении цены за проезд в г. Саяногорске.

Конкретную норму закона, разрешающую ИП <…>, действовать подобным образом, указать затруднился.

Карты маршрута и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок у ИП <…> отсутствуют.

Маршрут № 4 был продлен и сейчас располагается за пределами г. Саяногорска (4 остановки). 

В Комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия с заявлением о пересмотре тарифов ИП <…> не обращался.

 

На заседании комиссии ИП <…> пояснил следующее.

Повышение стоимости проезда и провоза багажа с 01.02.2016 г. связано с повышением стоимости ГСМ, иных расходов перевозчиков. Размер повышения (18 рублей) был предложен Администрацией г. Саяногорска в конце декабря 2015 года.

Конкретную норму закона, разрешающую ИП <…>, действовать подобным образом, указать затруднился.

Кроме того, указал на осуществление нелегальных пассажирских перевозок, в том числе по маршруту № 4.

 

         Представитель заинтересованного лица <…> пояснил следующее.

В Комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия с заявлением о пересмотре тарифов индивидуальные предприниматели не обращались.

         Кроме того, в Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска перевозчики с заявлением об изменении маршрутов также не обращались.

         Рекомендаций Администрация г. Саяногорска в части цены за проезд в размере 18 рублей, ином размере не давала. Повышать тарифы возможно только после получения свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, которые в настоящий момент у индивидуальных предпринимателей отсутствуют.  Карты маршрутов будут выданы до 10.04.2016 г. До июля 2016 года перевозчикам будут выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. В конце 2016 года на право осуществления пассажирских перевозок по регулируемому маршруту № 9 будут проведены торги в соответствии с Законом о контрактной системе. В настоящий момент в г. Саяногорске реестры маршрутов не разработаны.

         Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска были подготовлены ответы (ИП <…> и ИП <…>) о невозможности повышения стоимости проезда и провоза багажа до выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

ИП <…> прекратил осуществлять пассажирские перевозки на маршруте № 4 в связи с окончанием срока действия договора (31.12.2015 г.).

Пояснил, что решением Совета депутатов г. Саяногорска срок по договору на осуществление пассажирских перевозок был продлен на 2016 год, причем ИП <…> и ИП <…> (распределение расписаний между двумя предпринимателями).

Что-либо пояснить по совещанию, проведенному в декабре 2015 года, затруднился.

         В феврале 2016 года в Администрацию г. Саяногорска поступили обращения от индивидуальных предпринимателей о выдаче карт маршрутов и свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок. Как уже отмечалось выше, карты маршрутов будут выданы до 10.04.2016 г. До июля 2016 года перевозчикам будут выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Что-либо пояснить на вопрос представителя ИП <…> – <…> о сокращении числа рейсов на маршрутах г. Саяногорска в связи с прекращением пассажирских перевозок ИП <…>, затруднился.

Указал, что Администрацией г. Саяногорска был принят документ планирования пассажирских перевозок (Постановление № 1169 от 21.12.2015 г.), в соответствии с которым определены сроки проведения конкурсных процедур на право осуществления пассажирских перевозок.

 

Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства считает невозможным рассмотреть дело № 4-А-16 в данном заседании, так как имеются основания для отложения рассмотрения дела.

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями статьи 47 Закона о защите конкуренции, комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Отложить рассмотрение дела № 4-А-16.
  2. Назначить дело № 4-А-16 на 26 апреля 2016 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, д. 3, кабинет 309.
  3. Ответчикам – индивидуальным предпринимателям <…>, <…>, <…>, <…> представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 20 апреля 2016 года следующую информацию и документы:

-  выданы ли индивидуальным предпринимателям карты маршрутов и свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок (в случае положительного ответа – указать дату выдачи документов и приложить соответствующие копии);

- письменные пояснения по факту единовременного (с 01.02.2016 г.) установления цены проезда на маршрутах г. Саяногорска в размере 18 рублей (со ссылками на нормы права),

          - распоряжения (приказы), утвердившие стоимость проезда в размере 18 рублей,

         - письменные пояснения относительно того, что отсутствие карт маршрутов и свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок у предпринимателей не запрещает перевозчику самостоятельно устанавливать стоимость проезда и провоза багажа (со ссылками на нормы права),

         - причины необращения в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия с заявлением о пересмотре тарифов,

         - схемы рассматриваемых маршрутов пассажирских перевозок с указанием всех конечных и промежуточных остановок,

         - иные документы и пояснения (по усмотрению).

         6. Заинтересованному лицу – Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 20 апреля 2016 года следующую информацию и документы:

         - схемы рассматриваемых маршрутов пассажирских перевозок с указанием всех конечных и промежуточных остановок,

         - протоколы совещаний, проводимых совместно с пассажироперевозчиками, за период декабрь 2015 года – текущий период 2016 года,

         - письменные пояснения (со ссылками на нормы права) относительно бездействия Комитета в части неутверждения реестра маршрутов г. Саяногорска (в соответствии с положениями статья 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

         - письменные пояснения (со ссылками на нормы права) относительно правомерности заключения дополнительных соглашений к договорам на осуществление пассажирских перевозок по автобусным маршрутам муниципального образования г. Саяногорск с ИП <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…> (изменился срок действия договора);

         - письменные пояснения (со ссылками на нормы права) относительно непроведения торгов на право осуществления пассажирских перевозок после истечения срока действия договора с ИП <…>, <…>, <…>, <…>, <…>, <…>,

         - письменные пояснения (со ссылками на нормы права) в части правомерности распределения расписаний по маршруту № 4 (ранее пассажирские перевозки осуществлял ИП <…>) между индивидуальными предпринимателями ИП <…> и ИП <…> без проведения конкурсных процедур и предоставлению преимуществ именно ИП <…> и ИП <…>,

         - копии нормативных правовых документов муниципального образования, принятых во исполнение требований Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,

         - письменные пояснения относительно распределения пассажиропотока по рассматриваемым маршрутам пассажирских перевозок,

         - письменные пояснения (со ссылками на нормы права) в части того, что  до 10 апреля 2016 года пассажироперевозчикам будут выданы карты маршрутов, с июля 2016 года – свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, и, соответственно, после вышеуказанных действий хозяйствующие субъекты будут иметь возможность самостоятельно устанавливать стоимость проезда и провоза багажа,

         - иные документы и пояснения (по усмотрению).

Явка лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства (их представителей с доверенностями на участие в рассмотрении дела, оформленных надлежащим образом), обязательна.

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 

 

Председатель комиссии

К.А. Лебедева

 

Члены комиссии:                                   (отсутствует)

Т.В. Темерева

 

А.А. Тукачева

 

О.О. Марова

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны