Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела № 4-А-16 от 5 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

Ответчику –

индивидуальному предпринимателю

<…>, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

Заинтересованному лицу –

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска

Советский мкр., д. 1, г. Саяногорск, Республика Хакасия, 655600

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 4-А-16

 

26 апреля 2016 года                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:       Лебедева К.А. – руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:                   Темерева Т.В. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

                                               Тукачева А.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует);

Марова О.О. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

 

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

рассмотрев дело № 4-А-16 по признакам нарушения индивидуальными предпринимателями <…>, <…>, <…>, <…> пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в заключении и реализации соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, которое привело к установлению цены на маршрутах г. Саяногорска в размере 18 рублей и повышении стоимости проезда на одну и ту же величину (с 15 рублей до 18 рублей) с 01.02.2016 г.,

в присутствии:

представителя ответчика – от индивидуального предпринимателя <…> по доверенности от 11.02.2016 г. № 19 АА 0347273, выданной на срок 5 лет, <…>,

ответчика – индивидуального предпринимателя <…>,

ответчика – индивидуального предпринимателя <…>,

представителя заинтересованного лица – от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска по доверенности от 09.07.2015 г., выданной на срок до 31.12.2016 г., <…>,

слушателя <…>,

слушателя <…>,

слушателя <…>,

 

в отсутствии ответчика – индивидуального предпринимателя <…>, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

  Основанием для возбуждения дела явилось обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

  В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) поступила информация из Администрации муниципального образования г. Саяногорск (от 10.02.2016 г., вх. № 604) об увеличении стоимости проезда и провоза багажа с 15 рублей до 18 рублей на коммерческих автобусах г. Саяногорска у ИП <…> (маршрут № 1), ИП <…> (маршрут № 4), ИП <…> (маршрут № 4), ИП <…> (маршруты № 2 и 2а) с 01.02.2016 года.

  Необходимо отметить, что о повышении стоимости проезда по муниципальным маршрутам Администрации г. Саяногорска стало известно из уведомлений ИП <…> и ИП <…>, которые поступили в Комитет по ЖКХ и Т г. Саяногорска 29.01.2016 года, другие перевозчики уведомлений не направляли.

  ИП <…> и ИП <…> 01.02 2016 года Комитетом по ЖКХ и Т г. Саяногорска был дан ответ, в котором они предупреждались о недопустимости нарушения правового акта Республики Хакасия, которым утверждены тарифы на пассажирские перевозки.

  Правовое регулирование отношений, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – № 259-ФЗ, Устав автомобильного транспорта). Согласно части 1 статьи 1 № 259-ФЗ отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Устав автомобильного транспорта в соответствии с частью 2 статьи 1 определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов соответственно автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями, в том числе с использованием автомобильных прицепов, автомобильных полуприцепов (далее также - транспортные средства), а также общие условия предоставления услуг пассажирам, фрахтователям, грузоотправителям, грузополучателям, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур.

В силу пункта 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта под маршрутом регулярных перевозок понимается предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке. В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта под перевозчиком понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу.

Нарушения антимонопольного законодательства рассматриваются на рынке перевозок внутригородских и пригородных регулярных пассажирских, кроме железнодорожных. Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности - ОК 034-2007 данный вид деятельно­сти обозначен как деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию (код ОКВЭД ОК 029-2001 – 60.21.1).

Рынок перевозок междугородных регулярных пассажирских автобусами (автомобилями), подчиняющихся расписанию, является высококонкурентным, что подтверждается антимонопольной и арбитражной практикой.

По смыслу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции индивидуальные предприниматели <…>, <…>, <…>, <…> являются конкурентами. Так, в соответствии с Выписками из ЕГРИП по состоянию на 11.02.2016 года видом деятельности (основным или дополнительным) вышеуказанных индивидуальных предпринимателей является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

  В силу пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции  признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В рассматриваемом случае соглашение индивидуальных предпринимателей о повышении в нарушение антимонопольного законодательства (дата повышения; размер повышения) стоимости проезда и провоза багажа выразилось в предсказуемом индивидуальном поведении формально независимых хозяйствующих субъектов, определяющем цель их действий и причину выбора каждым из них модели поведения на товарном рынке.

Соглашение предполагает наличие скоординированных и направленных действий хозяйствующих субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка.

  На основании вышеизложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Приказом от 16.02.2016 года № 32 возбудило дело.

Определением о назначении дела № 4-А-16 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 16.02.2016 года рассмотрение дела назначено на 21.03.2016 года.

  Определением от 21.03.2016 года рассмотрение настоящего дела было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

 

На заседании комиссии представитель ИП <…> – <…> пояснил следующее.

         С 11 января 2016 года начался второй этап вступления в силу положений Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлено понятие регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

  Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки с применением тарифов, установленными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд.

  Под регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

  В развитие положений федерального законодательства Советом депутатов муниципального образования город Саяногорск принято решение № 67 от 24.12.2015 «Об утверждении положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Саяногорск».

  Регулированию Администрацией города Саяногорска подлежат только те тарифы, которые устанавливаются в отношении перевозчиков, действующих на основании муниципального контракта.

  Иные перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки без муниципального контракта и за счет собственных средств, оказывают услуги по перевозке с применением тарифов, установленных самостоятельно.

  Таким образом, в системе действующего законодательства предусмотрено право перевозчиков, действующих на регулярных муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам самостоятельно устанавливать и изменять (повышать либо понижать) тарифы.

  Дополнительное соглашение, заключенное между Комитетом по ЖКХ и транспорту Администрации г. Саяногорска и ИП <…>, в соответствии с которым был продлен срок действия договора с индивидуальным предпринимателем, имеет особую правовую природу.

  Отказ от субсидирования пассажироперевозчика органами местного самоуправления фактически означает, что маршруты регулярных перевозок такого предпринимателя будут подпадать под понятие регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

         ИП <…> осуществляются перевозки, в том числе льготных категорий граждан.

         В настоящий момент стоимость проезда и провоза багажа у ИП <…> составляет 18 рублей.

        

На заседании комиссии ИП <…> пояснил следующее.

Поддержал доводы, изложенные ранее, указал, что перевозки льготных категорий граждан осуществлялись по 15 рублей (до 31.03.2016 г.). На сегодняшний день цена проезда на коммерческом маршруте составляет 18 рублей.

         Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит положений о том, что изменение тарифа пассажироперевозчиком поставлено в зависимость от наличия у него свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

 

На заседании комиссии ИП <…> пояснил следующее.

Поддержал доводы, изложенные ранее, указал, что перевозки льготных категорий граждан осуществлялись по 15 рублей (до 31.03.2016 г.). На сегодняшний день цена проезда на коммерческом маршруте составляет 18 рублей.

 

         Представитель заинтересованного лица <…> пояснил следующее.

          Комитет по ЖКХ и транспорту г. Саяногорска, являясь организатором транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании г. Саяногорск, организовал проверку поступивших от перевозчиков сведений и принял решение о включении этих сведений в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок в г. Саяногорске, утвердив данный реестр приказом от 16.12.2015 № 183. Комитет 18.12.2015 разместил на официальном сайте Администрации муниципального образования г. Саяногорск указанные сведения о маршрутах регулярных перевозок. Рассматриваемые действия выполнены Комитетом в соответствии с требованиями части 2 статьи 39 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

         Об указании в реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании г. Саяногорск в качестве вида регулярных перевозок «городских и пригородных маршрутов», вместо регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам пояснил следующее. В конце апреля 2016 года в указанный реестр будут внесены соответствующие изменения в части установления регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам как видов регулярных перевозок.

         В муниципальном образовании город Саяногорск решением Совета депутатов г. Саяногорск от 07.07.2015 № 39 был утвержден порядок проведения конкурса на право заключения договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории муниципального образования г. Саяногорск, конкурс планировалось провести в октябре 2015 года. Однако 14.07.2015 был официально опубликован Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 39 которого вступила в силу со дня официального опубликования.

         Согласно данной статье хозяйствующим субъектам, которые после дня официального опубликования Закона № 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки, неоплачиваемые за счет местных бюджетов по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, предоставлялось право на получение свидетельств на осуществление регулярных перевозок и карт маршрутов регулярных перевозок без конкурсных процедур.

  Частью 10 статьи 39 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что в течение ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями настоящего Федерального закона. До приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

         Поэтому с учетом того, что до проведения конкурса на основании порядка, утвержденного решением Совета депутатов г. Саяногорск от 07.07.2015 № 39, уже поступили сведения от перевозчиков для включения в реестр, а также на основании того, что проведение конкурса противоречит статье 39 Закона № 220-ФЗ, конкурс в октябре 2015 года не проводился.

         Совет депутатов муниципального образования г. Саяногорск с целью закрепления обязательств перевозчиков перед органом местного самоуправления на переходный период, статьей 13 решения № 67 от 24.12.2015 «Об утверждении положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в муниципальном образовании город Саяногорск» предоставил право на осуществление регулярных перевозок по маршрутам регулярных перевозок муниципального образования город Саяногорск перевозчикам, сведения о которых внесены в реестр маршрутов регулярных перевозок. Данное право предоставил продление действия договоров путем заключения Комитетом дополнительных соглашений на срок (до 15.07.2016 г.) с учетом положений частей 3 и 9 статьи 39 Закона № 220-ФЗ.

         На сегодняшний день карты маршрутов пассажироперевозчикам выданы.

         Указал, что в настоящий момент все регулярные перевозки в г. Саяногорске осуществляются по нерегулируемым тарифам. После внесения изменений в реестр маршрутов все маршруты регулярных перевозок, кроме маршрута № 9, будут признаны маршрутами по нерегулируемым тарифам.

         Часть 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ предусматривает, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

         Следовательно, право на установление стоимости проезда самими перевозчиками начинается со дня начала действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, а не карт маршрутов (ч. 1 ст. 21 Закона № 220-ФЗ).

         Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска были подготовлены ответы (ИП <…> и ИП <…>) о невозможности повышения стоимости проезда и провоза багажа до выдачи свидетельств об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

         До 15.07.2016 года (срок действия карт маршрутов) будут выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и новые карты соответствующих маршрутов регулярных перевозок на срок 5 лет (п. 2 ч. 4 ст. 39 Закона № 220-ФЗ).

 

  Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

  В случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению (положения части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции).

  26.04.2016 года комиссия антимонопольного органа приняла Заключение об обстоятельствах дела № 4-А-16.

  Положениями пункта 3 части 1.1 статьи 47 Закона о защите конкуренции установлено, что комиссия обязана отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае принятия заключения об обстоятельствах дела.

  В соответствии с частями 1.1 и 5 статьи 47 и частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

  1. Отложить рассмотрение дела № 4-А-16.
  2. Назначить рассмотрение дела № 4-А-16 на 03 июня 2016 года в 11 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, д. 3, кабинет 309.

3. Ответчикам – индивидуальным предпринимателям <…>, <…>, <…>, <…> представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 30 мая 2016 года следующую информацию и документы:

         - письменные пояснения по настоящему делу,

         - информацию о количестве перевезенных пассажиров с 01.02.2016 года по 30.05.2016 года включительно,

         - иные документы и пояснения (по усмотрению).

         4. Заинтересованному лицу – Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 30 мая 2016 года следующую информацию и документы:

         - письменные пояснения по настоящему делу,

         - копию дополнительного соглашения с ИП <…> сроком действия до 15.07.2016,

         - иные документы и пояснения (по усмотрению).

Явка лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства (их представителей с доверенностями на участие в рассмотрении дела, оформленных надлежащим образом), обязательна.

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 

 

Председатель комиссии

К.А. Лебедева

 

Члены комиссии:

 

                                                                           (отсутствует)

Т.В. Темерева

 

А.А. Тукачева

 

О.О. Марова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны