Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 4-Р-16 от 18 мая 2016 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Ответчику – Индивидуальному предпринимателю <…>
|
РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ 4-Р-16
Резолютивная часть решения оглашена 18.04.2016 г. Абакан
В полном объеме решение изготовлено 19.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в составе:
Председатель Комиссии: |
Темерева Т.В. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы; |
Члены Комиссии: |
Тукачева А.А. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления; Марова О.О. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы; Морозов К.И. – специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы управления;
|
рассмотрев дело № 4-Р-16, возбужденное в отношении Индивидуального предпринимателя <…> Вячеслава Николаевича по признакам нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося в распространении рекламы (баннер, установленный на заборе по адресу г. Абакан, ул. Советская, д. 205) следующего содержания: «На фоне плаката изображена девушка в латексном обтягивающем костюме рядом с ней инструмент (предположительно дрель или перфоратор) в следующем контексте: Я ДАЛА ТВОЕМУ СОСЕДУ, (далее шрифт меньшего размера) скидку при первой покупке свыше 1500 р. ХОЧЕШЬ И ТЕБЕ ДАМ? МАГАЗИН для НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН (указатель на направление магазина) ЭЛЕКТРОТЕХ; адрес: ул. Игарская, д. 10 «Д».
В присутствии лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП <…>
УСТАНОВИЛА:
В ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России) мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлено распространение ИП <…> рекламы (баннер, установленный на заборе по адресу г. Абакан, ул. Советская, д. 205) следующего содержания: «На фоне плаката изображена девушка в латексном обтягивающем костюме рядом с ней инструмент (предположительно дрель или перфоратор) в следующем контексте: Я ДАЛА ТВОЕМУ СОСЕДУ, (далее шрифт меньшего размера) скидку при первой покупке свыше 1500 р. ХОЧЕШЬ И ТЕБЕ ДАМ? МАГАЗИН для НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН (указатель на направление магазина) ЭЛЕКТРОТЕХ; адрес: ул. Игарская, д. 10 «Д»» (далее – реклама).
Хакасским УФАС России был направлен запрос ИП <…> от 14.03.2016 (исх. № 04-1352) о предоставлении в антимонопольный орган документов и сведений относительно вышеуказанной рекламы, макет вышеуказанной рекламы, а также письменные пояснения по поводу размещения вышеуказанной рекламы.
На данный запрос поступил ответ от 17.03.2016 (вх. № 1267), в котором изложено, что макет вышеуказанной рекламы изготовлен, утвержден и в готовом виде (в виде баннера) размещен лично ИП <…> Также представлен договор аренды рекламного места, заключенного с ООО ТД «ТеплоБум», на размещение рекламы и квитанция об оплате по данному договору.
Вышеуказанная реклама имеет признаки нарушения части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
Согласно части 6 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
В Письме ФАС России от 29.04.2013 № АД/17355/13 «О порядке применения части 6 статьи 5 Закона о рекламе» указано, что к непристойным образам, сравнениям, выражениям могут быть отнесены такие слова и изображения, которые нарушают общепринятые нормы и принципы поведения в обществе с точки зрения морали и нравственности. К оскорбительным образам, сравнениям и выражениям - слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.
Изображение и открытая демонстрация обнаженного женского тела нарушают традиционно сложившиеся в обществе нравственные нормы, так как в российском обществе не существует традиций демонстрации обнаженного тела, кроме того, такая демонстрация является неприличной и оскорбительной, поскольку противоречит правилам приличия, нормам общественной морали и нравственности, умаляет достоинство женщины.
Совокупность всех элементов зрительного и текстового воздействия на потребителя рекламы свидетельствует о том, что используемое в рекламе изображение девушки в латексном обтягивающем костюме при наличии текста двусмысленного содержания является непристойным и оскорбительным и, следовательно, содержит признаки нарушения части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 6 статьи 5 несет рекламодатель, рекламодателем является ИП <…>
Исходя из вышеизложенного ИП <…> является рекламодателем вышеуказанной рекламы.
Определением от 21.03.2016 года (исх. № 04-1594/КМ) возбуждено производство по делу № 4-Р-16 в отношении ИП <…> Рассмотрение дела назначено на 18 апреля 2016 года.
В назначенное время ответчик, явился на рассмотрение дела и пояснил следующее.
При размещении данной рекламы ИП <…> не думал, что данная реклама может нести неэтичный характер. ИП <…> подтвердил, что текст в рекламе несет в себе двусмысленное значение на фоне изображенной девушки и согласился с тем, что данная реклама является неэтичной.
ИП <…> является рекламодателем рассматриваемой ненадлежащей рекламы, указанное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами:
- фотоснимком уголка потребителя магазина «Электротех», где указано, что ИП <…> осуществляет предпринимательскую деятельность в данном магазине;
- договором аренды нежилого помещения от 11.01.2016 года, расположенного по адресу, указанному в рассматриваемой рекламе;
- актом-приема передачи от 11.01.2016 года, где изложено, что ИП <…> принял часть нежилого помещения общей площадью 66,8 кв.м., для использования под магазин, расположенного по адресу, указанному в рассматриваемой рекламе;
- договором аренды рекламного места от 20.01.2016 года, заключенного между ИП <…> (рекламодателем) и ООО ТД «ТеплоБум» (рекламорпспространителем), в соответствии с которым арендодатель (ООО «ТеплоБум») обязуется предоставить рекламное место, представляющее собой часть забора, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Советская, д. 205, площадью 9.18 кв. м;
- актом приема-передачи рекламного места от 20.01.2016 года, заключенного между ИП <…> и ООО «ТеплоБум»;
- утвержденным ИП <…> макетом рекламы;
- квитанциями об оплате по договору за размещение рекламы от 21 января 2016 года и от 17 февраля 2016 года.
Также в письменных пояснениях, ИП <…> указывает, что не знал о том, что размещенная вышеуказанная реклама, является ненадлежащей. Кроме того, на заседании комиссии ИП <…> согласился с тем, что распространяемая им реклама является ненадлежащей и сообщил, что данная реклама уже демонтирована.
Комиссия Хакасского УФАС России, рассмотрев материалы дела, пришла к выводу, что реклама магазина «Электротех», размещенная по адресу: г. Абакан, ул. Советская, д. 205, является ненадлежащей и нарушающей часть 6 статьи 5 Закона о рекламе, так как совокупность всех элементов зрительного и текстового воздействия на потребителя рекламы свидетельствует о том, что используемое в рекламе изображение женского тела в латексном обтягивающем костюме является непристойным и оскорбительным. Выводы комиссии Хакасского УФАС России подтверждаются имеющимися документами в деле.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в настоящее время рассматриваемая реклама не распространяется, то комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания об устранении нарушения законодательства о рекламе.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу следующего содержания: «Я ДАЛА ТВОЕМУ СОСЕДУ, (далее шрифт меньшего размера) скидку при первой покупке свыше 1500 р. ХОЧЕШЬ И ТЕБЕ ДАМ? МАГАЗИН для НАСТОЯЩИХ МУЖЧИН (указатель на направление магазина) ЭЛЕКТРОТЕХ; адрес: ул. Игарская, д. 10 «Д», содержащую непристойное изображение, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 6 статьи 5 Закона о рекламе.
2. Выдать ИП <…> предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 19 апреля 2016 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии: |
Т.В. Темерева
|
Члены Комиссии: |
А.А. Тукачева
О.О. Марова
К.И. Морозов |