Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административн... от 30 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

e-mail: mrsk@mrsks.ru 

 

Филиал ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

e-mail: post@ab.mrsks.ru

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 4-Т-15-АП

 

26 июня 2015 года                                                                                 г. Абакан

 

Я, Лебедева Ксения Александровна, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 3-Т-14-АП, возбужденного в отношении юридического лица – ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) (далее также Общество, МРСК Сибири);

ОАО «МРСК Сибири» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска, дата регистрации 04.07.2005; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия <...> ;

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1052460054327;

юридический адрес: 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144а;

ИНН 2460069527,

квалифицируемом по части 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

В  отсутствие законного представителя  ОАО «МРСК Сибири», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

В присутствии: защитника общества ведущего юрисконсульта отдела правового обеспечения филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» <…> доверенность 19/30 от 28.05.2015;

 

Надлежащее уведомление подтверждается почтовым уведомлением  о вручении РПО (№ 65501786995131; вручено 05.06.2015), кроме того копия определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-Т-15-АП вручена представителю ОАО «МРСК Сибири» <…> под роспись 29.05.2015.

Ходатайств и отводов от ОАО «МРСК Сибири» не поступало.

 

права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, разъяснены (см. ниже),

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ),

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 5 статьи 25.5 КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Хакасское УФАС России 31.01.2014 поступило заявление <…>, указывающее на признаки нарушения ОАО «МРСК Сибири» (далее – общество) антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.1900.4634.13 невыгодных условий в части определения платы за технологическое присоединение (388659,90 рублей) и сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям (12 месяцев).

Усмотрев в действиях ОАО «МРСК Сибири» признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управлением были выданы два предупреждения от 27.02.2014 о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании в договор № 20.1900.4634.13 невыгодных условий о стоимости и сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, а именно:

- привести условие проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям о размере платы за технологическое присоединение в соответствие с абзацем 1 пункта 17 Правил технологического присоединения, и представить <…> новую редакцию проекта договора для подписания;

- привести условие проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям о сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствие с подпунктом «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, и представить <…> новую редакцию проекта договора для подписания.

Срок выполнения указанных предупреждений был установлен до 21 марта 2014 года, однако предупреждения не были исполнены.

В силу части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дел о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ОАО «МРСК Сибири», приказами № 143, 145 от 14.04.2014 возбуждены дела № 39-А-Т-14, 41-А-Т-14. Определением от 02.06.2014 комиссия Хакасского УФАС России, удовлетворяя ходатайство ОАО «МРСК Сибири», объединила дела № 39-А-Т-14, № 41-А-Т-14 в одно производство, объединенному делу присвоен № 39-А-Т-14.

По результатам рассмотрения дела № 39-А-Т-14 Комиссией Хакасского УФАС России принято решение № 39-А-Т-14 от 06.08.2014, согласно которому положение, занимаемое ОАО «МРСК Сибири» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири», расположенных на территории Республики Хакасия, признано доминирующим; ОАО «МРСК Сибири» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а также подпункт «б» пункта 16, пункт 17  Правил технологического присоединения.

Комиссия Хакасского УФАС России при принятии  данного решения исходила из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон о естественных монополиях) под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В силу пункта 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере услуг по передаче электрической энергии.

Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике  под услугой по передаче электрической энергии понимается  комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ОАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 24.1.58. Приказом от 19.12.1997 № 127/8 ОАО «Хакасэнерго» включено в указанный раздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, регистрационный номер <...> .1.1. Постановлением Государственного комитета по тарифам РХ № 18 от 27.03.2008 года филиал ОАО «МРСК-Сибири» - «Хакасэнерго» включено в раздел III «Услуги по передаче и распределению электрической энергии» Реестра энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.  Соответственно ОАО «МРСК Сибири», являющаяся сетевой организацией, оказывающей, в  том числе, услуги  по осуществлению мероприятий по технологическому  при соединению к электрическим сетям, является  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири».

ОАО «МРСК Сибири» не предоставило в антимонопольный орган доказательств, а также не привело доводов в подтверждение того, что его положение не может быть признано доминирующим; общество не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26  Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения действие данных Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

Названными Правилами установлено, что любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с Правилами. Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического  присоединения (пункты 3, 4 Правил технологического присоединения).

В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Условия о размере платы за технологическое присоединение, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики, и срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению являются существенными для договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (подпункты «б», «д» пункта 16 Правил технологического присоединения).

В соответствии с пп. «б» п. 16 Правил технологического присоединения  срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

При этом, для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом "б" пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию (пункт 8 Правил технологического присоединения).

Следовательно, для установления платы за технологическое присоединение в размере равном 550 рублей и определения срока осуществления мероприятий технологического присоединения одним из необходимых условий является расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Комиссия Хакасского УФАС России не согласилась с позицией ОАО «МРСК Сибири» о том, что эксплуатационная ответственность филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» осуществляется до опоры № 86, ф. 30-08, расстояние от которой до границы участка № 26, измеряемое по прямой линии составляет 560 м, от ВЛ-0,4 кВ ТП-30-08-236 оп. № 6 до границы участка № 26 составляет 434 м; собственник отпайки от ВЛ-10 кВ ф. 30-08 от опоры № 86 филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»  неизвестен, поэтому размер платы за технологическое присоединение по договору № 20.1900.4634.13 сетевой организацией определен правильно. 

Комиссия пришла к выводу, что ОАО «МРСК Сибири» нарушило положение Правил технологического присоединения в части определения стоимости мероприятий технологического присоединения и срока их осуществления. Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, Комиссия пришла к выводу, что утверждение об отсутствии на расстоянии 300 м от границ участка заявителя объектов электросетевого хозяйства опровергается материалами дела № 39-А-Т-14, в частности следующими документами:

- письмом ОАО «Хакасэнергосбыт» от 20.02.2014 № 1580 о том, что по прямой линии через дачные участки НСТ «Шахтер» в радиусе 300 м находится ВЛ-10 кВ, принадлежащая филиалу ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»;

- актом утверждения границ ответственности обслуживания электрических линий и прочего электрического оборудования между филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и НСТ «Шахтер», который свидетельствует о том, что эксплуатационная ответственность общества не заканчивается опорой № 86 ф. 30-08;

- техническим условиями (приложение № 2 к договору технологического присоединения № 20.1900.4634.13), согласно которым сетевая организация осуществляет строительство ВЛИ-10 кВ от существующей опоры № 86-13 ф. 30-08, следовательно, ответственность сетевой организации не заканчивается опорой № 86, а возможно строительство и от существующей опоры № 86-13, расстояние от которой до участка № 26 составляет менее 300 м (по информации филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»);

- заключенными договорами технологического присоединения с <…> от 11.04.2014, в том числе договором № 20.1900.974.14, согласно которому плата за технологическое присоединение определена в размере 550 рублей. Техническими условиями (приложение к договору № 20.1900.976.14 от 11.04.2014 участок № 36 НСТ «Шахтер) определено, что сетевая организация осуществляет: установку ТП столбового исполнения; строительство ЛЭП-10 кВ от оп. 86-10, ф. 30-08 до устанавливаемой КТП 10/0,4 кВ, ориентировочная протяженность ВЛ-10 кВ 0,160 км; далее строительство ВЛИ-0,4 кВ, ориентировочной протяженностью 300 м (точную длину определить при проектировании) от проектируемой КТП до границ участка заявителя. Таким образом, Технические условия (приложение к договору № 20.1900.976.14 от 11.04.2014) подтверждают, что ответственность сетевой организации не заканчивается опорой № 86, а возможно строительство и от существующей опоры № 86-10, которая, исходя из нумерации опор, является предыдущей для опоры № 86-11, расстояние от которой до участка № 26 составляет менее 300 м (по информации филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»).

- письмом администрации г. Черногорска от 16.04.2014 о собственнике  ВЛ-10 кВ ф. 30-08 отпайка от опоры № 86;

- письмом филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от 27.05.2014, в котором содержится предложение заявителю подать новую заявку для заключения договора;

- заключенным с <…> договором № 20.1900.2077.14 от 18.07.2014 об осуществлении технологического присоединения электроустановок земельного участка № 26 с оплатой за технологическое присоединение в размере 550 рублей и сроком выполнения мероприятий по технологическому присоединению 6 месяцев со дня заключения договора на основании заявки от 18.06.2014.

Навязыванием невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора условий является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента или не относящихся к предмету договора условиями, которые контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

О навязывании невыгодных условий договора технологического присоединения № 20.1900.4634.13, несоответствующих требованиям  абз. 1 пункта 17 и пп. «б» пункта 16 Правил технологического присоединения, свидетельствует направление ОАО «МРСК Сибири» <…> ответа от 28.01.2014 № 1.7/19/251-исх. на мотивированный отказ от подписания проекта договора № 20.1900.4634.13, которым общество отказалось привести оспариваемые условия договора в соответствии с Правилами технологического присоединения.

Также  комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» не исполнено предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 28.02.2014.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 39-А-Т-14 пришла к выводу, что в указанных действиях ОАО «МРСК Сибири» установлен факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что отражено в решении по делу № 39-А-Т-14 от 06.08.2014 исх. № 05-6041.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30.01.2015 по делу № А74-7976/2014 решение Хакасского УФАС России № 39-А-Т-14 от 06.08.2014 признано соответствующим Закону о защите конкуренции и Постановлению Правительства РФ от 27.12.2004 № 861. Решение Арбитражного суда от 30.01.2015 не обжаловалось и вступило в законную силу 01.03.2015.

 

 

Согласно части 1 статьи 23.48, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ территориальные антимонопольные органы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и совершение  действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении явилось решение Комиссии Хакасского УФАС России по делу № 38-А-Т-14 от 06.08.2014, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статьей 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела ІІ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, 29 мая 2015 года руководителем Хакасского УФАС России Лебедевой К.А. составлен протокол № 4-Т-15-АП об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «МРСК Сибири» по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в присутствии представителя ОАО «МРСК Сибири» по доверенности от 14.04.2015 № 19/26 <…>.

О возбуждении дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом уведомлением о составлении протокола от 30.04.2015 (исх. № 05-3113/ТТ), надлежащее уведомление подтверждается  почтовыми уведомлениями  о вручении РПО № 65501785998195 (вручено 08.05.2015), № 65501785998201 (вручено 08.05.2015).

Копия протокола об административном правонарушении № 4-Т-15-АП от 29.05.2015 и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 4-Т-15-АП от 29.05.2015 получена представителем ОАО «МРСК Сибири» <…>, присутствующим при составлении протокола; а также направлена по юридическому адресу Общества заказным почтовым отправлением (вручено 05.06.2015).

Таким образом, юридическое лицо надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.31 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).

Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.

Должностным лицом, составившим протокол, права и законные интересы ОАО «МРСК Сибири» не нарушены. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение привлекаемого лица обо всех процессуальных действиях управления, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.

На рассмотрение дела об административном правонарушении филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» предоставлены письменные пояснения, а также сумма выручки по ПС «Рассвет» за 2013 год, полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии – 28354192 рублей без НДС, и от оказания услуг по технологическому присоединению за 2013 год – 25600 рублей.

В письменных пояснениях представитель общества <…> со ссылками на пункты 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ просит снизить размер штрафа ниже минимального размера штрафа. Основанием для снижения штрафа, по мнению представителя общества, является затруднительное финансовое положение юридического лица, так как по состоянию на 26.06.2015 ОАО «Хакасэнергосбыт» имеет задолженность перед ОАО «МРСК Сибири» за услуги по передаче электрической энергии на сумму 907777 млн. рублей.

Также представитель общества <…> указывает на добровольное прекращение противоправного деяние – заключение договора технологического присоединения с <…>, что является смягчающим обстоятельством.

 

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица.

Материалами дела установлено, что допущенное ОАО «МРСК Сибири» нарушение не обусловлено объективными, не зависящими от Общества причинами. У сетевой организации имелась возможность соблюдения Правил технологического присоединения, возможность не допускать совершения противоправных действий (в том числе действий по приостановлению  рассмотрения заявок, действий, направленных на уклонение от исполнения договоров технологического присоединения), следствием которых явилось ущемление интересов иных лиц, в частности заявителя.   

ОАО «МРСК Сибири» в материалы дела не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности их соблюдения.  Также материалами дела не подтвержден факт принятия ОАО «МРСК Сибири» исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение допущенного правонарушения. Доказательств невозможности соблюдения Обществом таких требований в силу чрезвычайных  событий и обстоятельств, которые оно не могло  предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в  материалах дела не имеется.

Таким образом, у ОАО «МРСК Сибири» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было. Учитывая изложенное, прихожу к выводу о наличии вины Общества в совершении данного административного правонарушения.

Рассматриваемые действия (бездействие) ОАО «МРСК Сибири» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Состав административного правонарушения, а также вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается материалами дела.

Лицо, совершившее административное правонарушение: ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».

Событие административного правонарушения: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом (субъектом естественных монополий) действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, выразившихся в навязывании невыгодных условий договора о размере платы и сроке выполнения мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям № 20.1900.4634.13.

Место совершения административного правонарушения: Республика Хакасия, место осуществления деятельности филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» при осуществлении технологического присоединения объектов <…>

Время совершения правонарушения: 28.01.2014

Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Всесторонне и полно исследовав материалы дела об административном правонарушении, имеющие значение для принятия решения, прихожу к выводу, что совершено виновное административное правонарушение.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена санкция, которая предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ установлен порядок расчета  административного штрафа,  предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.

Филиалом ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» в материалы дела представлены данные о выручке для расчета административного штрафа (письмо от 26.06.2015 исх. № 1.7/29/3375-исх).

Согласно представленной информации сумма выручки филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (по ПС «Рассвет»): оказание услуг по передаче электрической энергии за 2013 год, предшествующий году выявления административного правонарушения, составила 28354192 рублей, услуг технологического присоединения 25600 рублей (итого 28379792 рублей).

Общая выручка по филиалу ОАО «МРСК Сибири» - Хакасэнерго за 2013 год представлена согласно Макету отчета о финансовых результатах и составила 4959742923,48 рублей. Как пояснила представитель общества <…>, указанная сумма предоставлена без НДС.

Минимальный размер административного штрафа (три тысячные размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение) составляет 85139,38 рублей.

Максимальный размер административного штрафа (три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение) составляет 851393,76 рублей.

Одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров составляет 99 194 858,47 рублей.

Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 95781,80 рублей.

Базовый штраф, рассчитываемый как сумма минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 468266,57 рублей.

При рассмотрении дела не установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность считаю возможным учесть следующие смягчающие обстоятельства:

1. Оказание лицом, совершившим административное правонарушение содействия антимонопольному органу в  установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении.

2. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, осуществление технологического присоединения.

3. Финансовое, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

 

Учитывая указанные обстоятельства, размер базового штрафа подлежит уменьшению на 287345,4 рублей за три смягчающих обстоятельств (95781,80 * 3).

Следовательно, базовый штраф 468266,57 рублей подлежит уменьшению на 287345,4 рублей, итого: 180921,17 рублей.

Оснований для снижения суммы штрафа менее минимального размера не имеется, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3.2 статья 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Однако, при рассмотрении настоящего дела не усматривается исключительных обстоятельствах, связанных с характером совершенного административного правонарушения. Обществом не представлено в материалы дела доказательств наличия соответствующих исключительных обстоятельств, тяжелое имущественное и финансового положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица учтено в качестве оного из смягчающих обстоятельств.

С учетом  ранее изложенного,  а также всех обстоятельств дела,  учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, считаю назначение административного наказания в размере 180921,17 рублей справедливым и соразмерным.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.31, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ОАО «МРСК Сибири» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к ОАО «МРСК Сибири» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 180921,17 (сто восемьдесят тысяч девятьсот двадцать один рубль 17 копеек).

 Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

Должник: ОАО «МРСК Сибири».

Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана 29 июня 2015 года.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную в силу 10 июля 2015 года.

Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 2 лет со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Сумму штрафа необходимо уплатить в федеральный бюджет: ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКТМО 95701000, код бюджетной классификации 16111602010016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до пятнадцати суток.

Согласно части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны