Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 40-А-Т-15 от 19 января 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

655017, РХ, г. Абакан,

ул. Комарова, д. 18, кв. 84

 

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

Факс: +7 (391) 274-41-25

e-mail: mrsk@mrsks.ru

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

e-mail: post@ab.mrsks.ru

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 40-А-Т-15

 

                                                                                                                г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена 25 декабря 2015 года

В полном объеме решение изготовлено 31 декабря 2015 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

 Члены комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Темерева Т.В. – заместитель руководителя – начальник отдела антимонопольного законодательства и  рекламы;

Исакова Е.А. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

 

 

 

В отсутствие члена комиссии Темеревой Т.В.,  кворум имеется, комиссия правомочна  рассматривать  настоящее дело.

При участии:

- представителя ПАО «МРСК Сибири», <…> на основании доверенности от 07.09.2015 № 66/81;

- представителя ПАО «МРСК Сибири», <…> на основании доверенности от 06.11.2015 № 66/95

- представителя заявителя <…> на основании доверенности от 21.12.2015, зарегистрировано в реестре за № 17-11573,

- представителя заявителя <…> на основании доверенности от 21.12.2015, зарегистрировано в реестре за № 17-11573

рассмотрев дело № 40-А-Т-14, возбужденное по признакам нарушения ПАО «МРСК Сибири» пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России, Управление) 01.10.2015 поступило заявление <…> (далее - Заявитель), указывающее на признаки нарушения филиалом ПАО «МРСК Сибири» -«Хакасэнерго» (далее – общество, ПАО «МРСК Сибири», сетевая организация) антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании в договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.1900.2452.15 невыгодных условий в части определения платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.

Усмотрев в действиях ПАО «МРСК Сибири» признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управлением 30.10.2015 было выдано предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в навязывании Заявителю невыгодных условий  договора об осуществления технологического присоединения № 20.1900.2452.15 (далее – Договор), в части установления размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, для чего привести проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 20.1900.2452.15 (раздел III проекта Договора, плата за технологическое присоединение и порядок расчетов) в соответствие с положениями пункта 17 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее также – Правила № 861, Правила технологического присоединения), приложением № 8 к Правилам технологического присоединения, и представить Заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к Договору, соответствующие Правилам технологического присоединения.    

Срок выполнения указанного предупреждения был установлен до 12 ноября 2015 года, однако предупреждение не было исполнено.

23 ноября 2015 года в адрес Хакасского УФАС России поступило письмо филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» о том, что размер платы за технологическое присоединение, указанный в проекте договора, направленного<…>., соответствует требованиям Правил № 861, так как расстояние от участков заявителя до объектов электрической сети филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» составляет более 500 метров.

В силу части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «МРСК Сибири». Так приказом Хакасского УФАС России от  26 ноября 2015 года № 367 возбуждено дело № 40-А-Т-15, определением от 30.11.2015 рассмотрение названного дела назначено на 15.12.2015, а также определен перечень информации  и документов, которые лицам участвующими в рассмотрении дела необходимо представить  в адрес Хакасского УФАС России. До рассмотрения дела ответчиком не были представлены  необходимые сведения и документы, по этой причине  в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона о защите конкуренции  комиссией Хакасского УФАС России был объявлен перерыв в рассмотрении дела № 40-А-Т-15 до 25.12.2015, в связи с необходимостью получения от ответчика необходимых документов и доказательств.

23 декабря 2015 года в адрес Хакасского УФАС России поступили письменные пояснения Общества, кроме того на рассмотрении настоящего дела 25.12.2015 ПАО «МРСК Сибири» было  представлено ходатайство об объединении дел № 40-А-Т-15 и 41-А-Т-15 в одно производство, в связи с тем, что в рамках указанных дел рассматриваются аналогичные обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 47.1 Закона о защите конкуренции  антимонопольный орган по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по собственной инициативе в порядке, установленном антимонопольным органом, вправе объединить в одно производство два и более дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Вместе с тем, Комиссией было принято решение отказать в удовлетворении данного ходатайства в связи с тем, что  указанные дела не являются однородными, возбуждены по заявлениям физических лиц, земельные участки которых расположены в  разных местах, при этом условие о размере платы  за технологическое присоединение  энергопринимающих объектов заявителей  напрямую зависит от расстояния, измеряемого по прямой линии от границ конкретного земельного участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации. Кроме того, дела № 40-А-Т-15 и № 41-А-Т-15 содержат разные документы, и объединение названных дел не будет способствовать полному, всестороннему и объективному их рассмотрению.

На заседании комиссии 25.12.2015 представитель заявителя <…> поддержал требования, изложенные в заявлении, просил признать действия ПАО «МРСК Сибири» по навязыванию невыгодных условий договора № 20.1900.2452.15 в части определения платы за технологическое присоединение, нарушающими требования Правил технологического присоединения № 861 и антимонопольного законодательства.

 Присутствующий на заседании комиссии представитель ПАО «МРСК Сибири» <…> не согласилась с требованиями заявителя, указав, что в действиях ПАО «МРСК Сибири» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Относительно пояснений, представленных ПАО «МРСК Сибири» (письмо от 23.10.2015 № 1.7/29/6012-исх) по поводу проведения работы, связанной с пересмотром ранее выданного проекта договора № 20.1900.2452.15, в том числе и в части расчета размера платы за технологическое присоединение, которые были получены Управлением до  направления в адрес сетевой организации предупреждения от 30.10.2015,  <…> сообщила, что указанное в данном письме расстояние (185 метров) от границ участка <…> до ближайшего объекта электросетевого хозяйства, принадлежащего ПАО «МРСК Сибири» было определено ошибочно.

Из пояснений лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, имеющихся в материалах дела информации и документов, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела № 40-А-Т-15 установлены следующие обстоятельства.

<…> является собственником земельного участка, кадастровый номер <...> :04:010302:2487, адрес (местоположение): Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Азовская, участок 18.

16  июня 2015 года в адрес Сетевой организации поступила  заявка об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя  к электрическим сетям ПАО «МРСК Сибири».

По результатам рассмотрения данной заявки Сетевой организацией подготовлен и направлен Заявителю проект договора № 20.1900.2452.15  об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

В соответствии с условиями Договора сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя (электроустановки жилого дома), в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики), с учетом соответствующих характеристик:

- максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств 15 кВт;

- категория надежности третья;

- класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение  0,38 кВ;

Заявитель обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями настоящего договора.

Технологическое присоединение необходимо для электроснабжения жилого дома, расположенного (который будет располагаться) по адресу: Республика Хакасия,  Алтайский район,  с. Белый Яр, ул. Азовская, уч. 18, (пункт 2 проекта договора).

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора (пункт 5 проекта договоров).

Размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с приказом уполномоченного органа в области государственного регулирования тарифов Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 29 декабря 2014 года № 33-П и составляет 544 032,51 рублей, в том числе НДС 18% в сумме 82 988,01 рублей (пункт 10 проекта договора).

Согласно пункту 4 проекта договора Технические условия на технологическое присоединение энергопринимающих устройств являются неотъемлемой частью данного договора и приведены в приложении № 2.

В соответствии с Техническими условиями на технологическое присоединение энергопринимающих устройств (приложение № 2) к проекту договора, точка подключения к сети 0,38 кВ: ВЛ - 6 кВ фидер № 29-04 ТП-6/4кВ (проектируемая) ВЛ-0,4кВ (проектируемая), максимальная мощность 15 кВт.

Пунктом 10 Технических условий предусмотрено, что сетевая организация в том числе осуществляет:

- Проектирование и строительство ТП-6/04,кВ. Тип и мощность силового трансформатора определить проектом;

- От ВЛ-6 кВ фидер № 29-04 до проектируемой ТП-6/04,кВ. запроектировать и построить  ВЛ-6 кВ. Номер отпаечной опоры, способ прокладки ЛЭП, марку и сечение провода определить проектом;

- Установить линейный разъединитель на отпаечной ВЛ-6 кВ. Тип разъединителя и место установки определить проектом;

 - От проектируемой ТП-6/04,кВ до границ земельного участка заявителя запроектировать и построить ВЛ-0,4 кВ. Способ прокладки, марку и сечение провода определить проектом.

13 августа 2015 года заявитель направил в ПАО «МРСК Сибири» мотивированный отказ от подписания проекта договора об осуществлении технологического присоединения (в соответствии с положениями пункта 15 Правил технологического присоединения) с предложением об изменении условий пункта 10 проекта договора и приведении проекта договора в части установленного размера платы за осуществление технологического присоединения в соответствие с Правилами технологического присоединения.

Согласно положениям пункта 15 Правил № 861 в случае направления заявителем в течение 30 дней после получения от сетевой организации проекта договора мотивированного отказа от подписания этого проекта договора с требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами сетевая организация обязана привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору.

31.08.2015 филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» подготовлен ответ на обращение <…> № 1.7/1.7/4762-исх., из содержания которого следует, что положения проекта договора № 20.1900.2452.15  соответствуют  действующему законодательству, следовательно, у сетевой организации отсутствуют основания  для пересмотра  мероприятий, изложенных в  технических условиях  (приложение к договору № 20.1900.2452.15), и  изменения установленного размера платы за технологическое присоединение. Таким образом, сетевая организация отказалась изменить договор об осуществлении технологического присоединения № 20.1900.2452.15.

На выданное Хакасским УФАС России предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, ПАО «МРСК Сибири» сообщило следующее.

Заявка на технологическое присоединение <…> содержит  информацию об уровне напряжения 0,4 кВ.

Согласно пункта 8 Правил № 861, под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию.

Таким образом, согласно положениям пункта 8 Правил № 861, расстояние от существующих электрических сетей ПАО «МРСК Сибири» до границ участка заявителя составляет более 500 метров.

Также сетевая организация указала, что согласно пункту 3.1 раздела 3 ГОСТ 1516.3-96 «Электрооборудование переменного тока напряжением от 1 до 750 кВ», класс напряжения электрооборудования – это номинальное  междуфазное напряжение электрической сети, для работы в которой предназначено электрооборудование.

Кроме того, пунктом 3.1 раздела 3 (приложение А) ГОСТ 29322-2014 «Стандартные напряжения» определены классы напряжения от 100В до 1 кВ, в которых дополнительно зафиксированы наименьшие допустимые уровни напряжения для данных классов:

 

           

 Системы

Номиналь         ная

частота, Гц

Напряжение

   

Наибольшее напряжение питания или используемое напряжение, В

Номинальное напряжение, В

Наименьшее напряжение питания, В

Наименьшее используемое напряжение, В

Трехфазные четырехпроводные или трехпроводные системы

50

253

    230

207

198

   

253/440

230/400

207/360

  198/344

   

440/759

400/690

360/621

344/593

   

1100

1000

   900

    860

               

 

Исходя из вышеназванных норм ГОСТ ПАО «МРСК Сибири» сделан вывод о том, что уровень напряжения – это величина напряжения, варьируемая от номинального напряжения электрической сети до наибольшего/наименьшего длительного допускаемого значения рабочего/ напряжения для данного класса электрической сети.

Кроме того, ПАО «МРСК Сибири» сообщило, что рассматривая заявки  на технологическое присоединение с уровнями напряжения варьируемыми от 198В до 1100В сетевая организация обязана определять наименьшее расстояние от существующих электрических сетей, обеспечивающих работу электрооборудования заявителя в классах напряжения 230/400/690/1000В.

Также ПАО «МРСК Сибири» в своих пояснениях ссылается на разъяснения Федеральной службы по тарифам от 26.06.2015 № ЕП-7333/12 (далее – ФСТ), из содержания которых, по мнению Общества,  следует, что при наличии электрических сетей сетевой организации уровнем напряжения 220В или 380В, находящихся в классе напряжения 0,4 кВ, расстояние  от электрических сетей до границ земельного участка заявителя должно быть определено от ближайшего электросетевого объекта (с уровнем напряжения 220, 380), соответствующему указанному заявителем в заявке классу напряжения (0,4кВ), что и было соблюдено ПАО «МРСК Сибири» при подготовке проекта договора об осуществлении технологического присоединения с <…>

Дополнительно, во исполнение запроса Хакасского УФАС России по делу № 40-А-Т-15 от 25.12.2015 ПАО «МРСК Сибири» представлена информация, согласно которой на расстоянии менее 500 метров от земельного участка заявителя  отсутствуют электрические сети с необходимым классом напряжения 0,4 кВ (который указан в заявке <…> учитывая данный факт, размер платы за рассматриваемое технологическое присоединение не может составлять 550 рублей для данной категории заявителей, также сетевая организация указала, что данный довод Общества подтверждается соответствующей судебной практикой.

По вопросу о наличии в  инвестиционной программе Сетевой организации мероприятий, направленных на обеспечение объектами инфраструктуры земельных участков в границах улиц  Азовская, Таганская, Целинная и Степная с. Белый Яр ПАО «МРСК Сибири» пояснило, что данные мероприятия в ИПР филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»  на 2015 год отсутствуют.

Относительно вопроса о мероприятиях, включенных в расчет стоимости договора об осуществлении технологического присоединения № 20.1900.2452.15, ПАО «МРСК Сибири» сообщило, что в данный перечень мероприятий входит  подготовка ТУ, строительство воздушных линий 6 кВ (в приложении №1 - строительство воздушных линий 10 кВ), строительство воздушных линий 0,4 кВ; строительство КТП и РТП с уровнем напряжения до 35 кВ; проверка сетевой организацией выполнения Заявителем ТУ; фактические действия по присоединению и обеспечению работы устройства в электрической сети.

Вместе с тем, на рассмотрении настоящего дела Доможакова Т.В. пояснила, что расстояние (более 500 м) от границ участка Заявителя (кадастровый номер земельного участка 19:04:010302:2487) до ближайшего объекта электрической сети было определено сетевой организации с учетом указанного в заявке <…>. класса напряжения (0,4 кВ), поэтому и объекты электросетевого хозяйства, посредством которых планируется обеспечить возможность энергоснабжения участка <…> будут иметь  соответствующий уровень напряжения - 0,4 кВ.

Кроме того, представитель ПАО «МРСК Сибири» подтвердила информацию о том, что Общество не имеет возможности предоставить схемы расположения и перечень объектов электросетевого хозяйства, расположенных в радиусе 500 метров от границ участка заявителя и  имеющими класс напряжения до 20 кВ включительно (существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию согласно пункта 8 Правил технологического присоединения), в том числе ВЛ-6 кВ фидер 29-04, в связи с тем, что подобные документы в ПАО «МРСК Сибири» отсутствуют, так как составление указанных документов не регламентировано нормативно-правовыми актами.

 

Комиссия управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьями 1 и 3 Закона о защите конкуренции целями данного Закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков, сферой  его применения - отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Как следует из Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Для установления в действиях ПАО «МРСК Сибири» состава правонарушения, предусмотренного указанной нормой Закона о Защите конкуренции, необходимо, чтобы общество занимало доминирующее положение на товарном рынке и совершало действия (бездействие), которые недопустимы в соответствии с вменяемой нормой.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается  комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее также Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Указанный договор является публичным и обязательным для сетевой организации. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ПАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 24.1.58, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

Согласно уставу ПАО «МРСК Сибири» основными целями деятельности Общества являются:

- получение обществом прибыли;

- осуществление эффективного и надежного функционирования объектов распределительного электросетевого комплекса;

- обеспечение надежного и качественного энергоснабжения потребителей (в части поставки и передачи электроэнергии).

В соответствии с пунктом 3.2 устава ПАО «МРСК Сибири» осуществляет, в том числе,  следующие виды экономической деятельности:

- оказание услуг по передаче электрической энергии;

- оперативно-технологическое управление;

- оказание услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ПАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. В соответствии  с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220, ред. от 30.01.2015) Управлением подготовлен Обзор состояния конкурентной среды на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии.

ПАО «МРСК Сибири» не предоставило в антимонопольный орган доказательств, что его положение не может быть признано доминирующим; общество не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Названный порядок установлен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам к электрическим сетям, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Правила № 861).

Правила № 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

Условие о размере платы за технологическое присоединение, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики является существенным для договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (подпункт «д» пункта 16 Правил № 861).

Согласно абзацу 1 пункта 17 Правил № 861 плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

При этом, для целей настоящих Правил под наименьшим расстоянием от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации понимается минимальное расстояние, измеряемое по прямой линии от границы участка (нахождения присоединяемых энергопринимающих устройств) заявителя до ближайшего объекта электрической сети (опора линий электропередачи, кабельная линия, распределительное устройство, подстанция), имеющего указанный в заявке класс напряжения, существующего или планируемого к вводу в эксплуатацию в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации, утвержденной в установленном порядке, в сроки, предусмотренные подпунктом «б» пункта 16 настоящих Правил, исчисляемые со дня подачи заявки в сетевую организацию (пункт 8 Правил № 861).

Следовательно, для установления платы за технологическое присоединение в размере равном 550 рублей и определения срока осуществления мероприятий технологического присоединения одним из необходимых условий является расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Из представленных в материалы дела документов и письменных пояснений ПАО «МРСК Сибири» следует, что основным источником энергоснабжения объектов <…> определена ПС № 29 «Белоярская», точкой присоединения определена опора № 16-5 ВЛ 6кВ фидер № 29-04, в том числе  согласно информации Белоярского РЭС, подготовленной  для ТУ по договору № 20.1900.2452.15 расстояние от существующих (в рассматриваемом случае это ВЛ 6кВ фидер № 29-04) электрических сетей ПАО «МРСК Сибири» до границ участка. <…>  составляет 540 метров.

Однако из содержания письма ПАО «МРСК Сибири» от 23.12.2015 (вх. № 7171) следует, что объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие  Обществу, а именно: ВЛ 6кВ фидер № 29-04, находится  на  расстоянии менее 500 метров от границ участка <…> что также подтверждается данными публичной кадастровой карты http://maps.rosreestr.ru/.

Согласно Свидетельства о государственной регистрации права серия <...> АА № 146434 электролиния ВЛ 6кВ фидер № 29-04, протяженность 10 060 метров, инв. № 3693, лит. В, адрес объекта РХ, Алтайский район, от Белоярской ПС до п. Изыхские копи, от  ул. 50 лет Октября до ул. Шахтовая литер В, принадлежит на праве собственности ПАО «МРСК Сибири».

Вместе с тем, в названном письме филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» утверждает, что расстояние от границы участка <…> до объектов электросетевого хозяйства сетевой организации могло быть рассчитано Обществом только исходя из расстояния от объектов с уровнем напряжения 0,4 кВ, а не  0,6 кВ, по указанной причине размер платы за технологическое присоединение по договору № 20.1900.2542.15 сетевой организацией определен правильно, так как расстояние от объектов электросетевого хозяйства общества с уровнем напряжения 0,4 кВ до границы участка. <…>, измеряемое по прямой линии составляет более 500 метров (точное расстояние сетевой организацией не указано).

Комиссия не может согласиться  с данной  позицией сетевой организации,  в связи  с тем,  что в рассматриваемом случае ПАО «МРСК Сибири» следовало рассчитывать данное расстояние от ВЛ 0,6 кВ, поскольку объекты 0,4 кВ и 6 кВ относятся к одному классу напряжения до 20 кВ, следовательно, Обществом неверно установлен ближайший объект электросетевого хозяйства соответствующего класса напряжения (до 20 кВ). Данный вывод Комиссии соответствует позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.08.2011 № ВАС-9742/11, так в соответствии с названным решением на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления  такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, усиления  сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии). При этом сетевая организация обязана  осуществить эти подготовительные мероприятия (в том числе и понизить класс напряжения) за свой счет в отношении любых заявителей.

Кроме того, в соответствии с позицией ФСТ России, изложенной в письме   от 15.07.2014 №ЕП-7582/12 «О размере платы за технологическое присоединение к электрическим сетям», согласно которому плата для заявителя, подавшего заявку в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии соблюдения расстояний, при присоединении объектов, отнесенных к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) на уровне напряжения до 20 кВ независимо от конкретного уровня напряжения (0,4 кВ, 6 кВ или 10 кВ) ближайшего объекта электросетевого хозяйства сетевой организации, к которому необходимо осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств, должна составлять не более 550 руб.

Из содержания разъяснений ФАС России, представленных в адрес Управления (письмо № ЦА/10899/14) также следует, что согласно  пункта 17 Правил № 861, плата за технологическое присоединение энергопринимающих  устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при присоединении заявителя, владеющего объектами, отнесенными к третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства на уровне напряжения до 20 кВ включительно необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Под электрическими сетями необходимого класса напряжения следует понимать любые электрические сети, необходимые заявителю, класс напряжения которых до 20 кВ (например: 0,4 кВ, 6 кВ, 10 кВ и пр.).

Поскольку действия (бездействие) ПАО «МРСК Сибири», выразившееся в отказе привести оспариваемые <…> условия договора в соответствие с Правилами технологического присоединения, ущемляет права лица, ограничивают доступ заявителя к услугам по передаче электрической энергии,  а также создают препятствие для заключения договора энергоснабжения и потребления электрической энергии на законных основаниях, то данные действия ПАО «МРСК Сибири» следует квалифицировать как злоупотребление доминирующим положением.

В данном случае, навязыванием невыгодных контрагенту или не относящихся к предмету договора условий является направление занимающей доминирующее положение организацией договора с невыгодными для контрагента или не относящихся к предмету договора условиями, которые контрагентом оспариваются, однако данная организация отказывается или уклоняется от согласования и принятия предложений контрагента.

О навязывании невыгодных условий договора технологического присоединения № 20.1900.2542.15, несоответствующих требованиям  абз. 1 пункта 17 Правил № 861, свидетельствует направление ПАО «МРСК Сибири» <…> ответа от 31.08.2015 № 1.7/1.7/4762-исх. на мотивированный отказ от подписания проекта договора № 20.1900.2542.15, которым общество отказалось привести оспариваемые условия договора в соответствии с Правилами № 861.

Также  комиссия Хакасского УФАС России отмечает, что филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» не исполнил предупреждение антимонопольного органа о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 30.10.2015, не предприняв необходимых мер для пересмотра проекта договора № 20.1900.2542.15, в части размера платы за технологическое присоединение, а также для направления заявителю его новой редакции и ТУ,  соответствующих Правилам технологического присоединения.

Доказательств объективной невозможности выполнения сетевой организацией   действий по  исполнению предупреждения антимонопольного органа о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства от 30.10.2015, Обществом не представлено, в материалах дела такие доказательства отсутствуют.

Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях ПАО «МРСК Сибири» установлен факт нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Исследовав материалы настоящего дела, Комиссия Управления пришла к выводу о необходимости выдачи филиалу ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» предписания для  принятия мер по направлению <…> проекта договора об осуществлении технологического присоединения, соответствующего положениям Правил № 861.

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Учитывая изложенное, комиссия Управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать положение ПАО «МРСК Сибири» на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии (уровень напряжения НН) в границах объектов электросетевого хозяйства Общества, расположенных на территории Белоярского района, эксплуатация и обслуживание которых осуществляется Белоярским районом электрических сетей филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» в период  2015 года, доминирующим.

2. Признать действия (бездействие)  ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора № 20.1900.2542.15, в части необоснованного расчета  размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и отказе от приведения данного договора в соответствие  с требованиями  Правил технологического присоединения, нарушившими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», а также пункт 17  Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861

3. Выдать ПАО «МРСК Сибири» предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, для чего  в срок до 30.03.2016 направить <…> проект договора на технологическое присоединение и технические условия, являющиеся неотъемлемым приложением  к этому договору, приведенные в соответствие с требованиями Правил № 861.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

Председатель Комиссии

 

 

К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии                                    (отсутствует)             

 

 

 

Т.В. Темерева

 

Е.А. Исакова

 

С.В. Мальцева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны