Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 40/КС от 7 мая 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Уполномоченному органу –

Государственному комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии

ул. Кирова, 99Б, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

2. Заказчику – Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасии

проспект Ленина, дом 43, строение 1, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

3. ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»

Сибирский тракт, 37, г. Екатеринбург, 620100

 

4. Оператору электронной площадки

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 40/КС

«07» мая 2018 г.                                                                                 г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

 

Председателя комиссии -

 

Членов комиссии:

 

 

 

при участии сторон:

1. Уполномоченного органа – Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Госкомзакуп Хакасии):

- ….

2. Заказчика – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасии  (далее – Заказчик):

- ….

3. В отсутствии Заявителя – Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный лесотехнический университет» (далее – ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»), уведомленного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы и направившего ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие,

рассмотрев жалобу № 40/КС ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» на действия заказчика – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасии при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по повышению квалификации специалистов (закупка № 0380200000118001904), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, уполномоченного органа, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 26.04.2018 года входящий № 2236 поступила жалоба ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» на действия заказчика – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасии при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по повышению квалификации специалистов (закупка № 0380200000118001904).

Податель жалобы считает, что документации об электронном аукционе содержит неправомерное требование о месте предоставления услуг, поскольку указание конкретных названий территорий предоставления услуг, за исключением места нахождения заказчика, является, по мнению заявителя, незаконным и лишает потенциальных участников аукциона равных условий конкуренции.

На основании изложенного, Заявитель просит:

- защитить права и законные интересы ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет»;

- приостановить заключение контракта;

- выдать предписание, об устранении выявленных нарушений, исключив из аукционной документации условие о месте предоставления услуг за пределами места нахождения заказчика.

03.05.2018 года в адрес антимонопольного управления поступили пакеты документов от уполномоченного органа (вх. № 2314) и заказчика (вх. № 2351), представившего в том числе письменные возражения по доводам жалобы, в которых указано следующее.

В соответствии с письмами Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 № Д28и-699 «О применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ», от 04.05.2016 №Д28и-1214 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ», заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования).

Определяющим фактором при формировании технического задания и описания объекта закупки является потребность заказчика.

Заказчик при установлении места оказания услуг исходил, прежде всего, из ограниченности выделенных бюджетных средств на проведение закупки и необходимостью их экономии. На территории Российской Федерации имеется множество организаций, оказывающих образовательные услуги, являющиеся предметом закупки, при этом их географическая расположенность очень разнообразна, от г. Калининграда до г. Владивостока.

Заказчик, исходя из доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, определил, что имеет финансовую возможность оплачивать командировочные расходы (стоимость проезда до места обучения) только в пределах суммы 1500 - 2000 рублей.

При подготовке документации по закупке Заказчиком проведен анализ рынка услуг на наличие организаций, оказывающих образовательные услуги, являющиеся предметом закупки, стоимость проезда до места нахождения которых не превышала бы суммы в пределах 1500 - 2000 рублей. В результате установлено, что указанные организации расположены в городах Красноярск, Дивногорск Красноярского края. Город Абакан Республики Хакасии в техническом задании установлен в связи с тем, что Заказчик расположен в указанном городе.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика поддержал вышеуказанную позицию, изложенную в письменных пояснениях, и просил признать жалобу необоснованной.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные заказчиком.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что истребованные у заказчика, документы и информация о размещении вышеуказанной закупки, представлены на рассмотрение жалобы № 40/КС в полном объеме.

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 05.12.2017 № 630 «Об утверждении Положения о Государственном комитете по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия» утвержден Порядок взаимодействия Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с заказчиками (далее – Порядок взаимодействия).

Согласно пунктов 2.1.2 - 2.1.11 Порядка взаимодействия Заказчик:

2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.

2.1.2. Направляет заявки (за исключением случаев осуществления заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на размещение закупки (далее - заявка) в Госкомитет не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания месяца размещения закупки, указанного в плане-графике закупок.

2.1.3. Подает заявку по форме, утвержденной Госкомитетом, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения "Автоматизированная информационная система "Государственный заказ Республики Хакасия", заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.

2.1.4. Формирует планы-графики закупок в Автоматизированной информационной системе "Государственный заказ Республики Хакасия" в пределах бюджетных ассигнований по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения закупок, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Утверждает план-график и план закупок, вносит изменения в план-график и план закупок, размещает их в единой информационной системе.

2.1.5. Направляет в комиссию не менее двух специалистов для включения в состав комиссии по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей при проведении закупок для соответствующих заказчиков.

2.1.6. Размещает в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - единая информационная система) извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в порядке и случаях, которые предусмотрены Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

2.1.7. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения сведений из заявки в неизменном виде в документацию о закупке как часть документации, утвержденную непосредственно заказчиком.

2.1.8. В порядке и сроки, которые установлены Законом о контрактной системе, представляет в Госкомитет разъяснения положений документации, внесение изменений и отмену закупки.

2.1.9. В случае принятия заказчиком решения о необходимости внесения изменений в извещение о проведении конкурса (аукциона), запроса котировок или внесения изменений в конкурсную документацию (документацию об аукционе), запрос котировок или об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в течение дня, следующего после принятия такого решения, заказчик уведомляет Госкомитет о принятом решении.

Уведомление подается в письменной или электронной форме.

2.1.10. В течение пяти рабочих дней с момента отклонения Госкомитетом заявки обязан устранить замечания, выявленные в заявке, и представить в Госкомитет доработанную заявку.

Нарушение заказчиком срока, установленного в настоящем пункте, является основанием для удаления заявки из Автоматизированной информационной системы "Государственный заказ Республики Хакасия".

2.1.11. Несет ответственность за нарушение Закона о контрактной системе, в том числе за формирование заявки не в соответствии с информацией, содержащейся в плане-графике закупок.

Согласно пунктов 2.2.1 - 2.2.5 Порядка взаимодействия Госкомитет:

2.2.1. На основании заявок, утвержденных заказчиком, формирует и размещает в единой информационной системе конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).

Утверждает документацию, за исключением утвержденных сведений, содержащихся в документах, представленных заказчиком в заявке на размещение закупки.

Срок размещения документации не должен превышать 10 рабочих дней с даты поступления утвержденной заявки в Госкомитет, но не ранее сроков, установленных в плане-графике закупок.

2.2.2. В случае наличия замечаний по форме заявки, по срокам, установленным в плане-графике закупок для размещения извещения, с учетом сроков, указанных в пункте 2.1.2 настоящего Порядка, отклоняет ее и возвращает заявку заказчику.

Сведения, утвержденные заказчиком в заявке на размещение закупки, изменению и дополнению Госкомитетом не подлежат, но могут быть изменены заказчиком.

2.2.3. Формирует на основании предложений заказчика состав конкурсной, аукционной, котировочной комиссии или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений (далее - комиссия). Оформляет приказом Госкомитета решение о создании комиссии и назначении ее председателя.

2.2.4. Устанавливает требования к содержанию и составу заявки участников закупки на участие в закупке исходя из сведений, утвержденных заказчиком в заявке на размещение закупки.

2.2.5. Осуществляет иные полномочия, установленные Законом о контрактной системе, за исключением полномочий, реализуемых заказчиками.

Пунктом 3 Порядка взаимодействия установлено, что Госкомитет и заказчики несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за действия (бездействие), приведшие к нарушению норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с разграничением функций, предусмотренных настоящим Положением, в том числе в части утверждения документации о закупках.

 

25.04.2018 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-Тендер» размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по повышению квалификации специалистов (закупка № 0380200000118001904).

Начальная (максимальная) цена контракта – 497 090 рублей 00 копеек.

Дата и время окончания подачи заявок – 03.05.2018 08:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников –08.05.2018.

Дата проведения аукциона в электронной форме – 11.05.2018.

Заказчиком электронного аукциона является Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасии, уполномоченным органом выступает Государственный комитет по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия.

Документация об аукционе в электронной форме № ЭА/18-002160 от 25.04.2018г. утверждена и.о. председателя Госкомзакупа Хакасии …, Министром природных ресурсов и экологии Республики Хакасии  …(в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 05.12.2017 № 630).

По доводам подателя жалобы комиссия антимонопольного органа приходит к следующим выводам.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе:

1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Объектом закупки является оказание услуг по повышению квалификации специалистов.

В пункте 14 Информационной карты документации об электронном аукционе, а также в Техническом задании указано следующее место оказания услуг: При очной форме обучения – по месту нахождения исполнителя в пределах города Абакана Республики Хакасия или городов Красноярска, Дивногорска Красноярского края. При заочной форме обучения – по месту нахождения специалистов Заказчика.

Согласно представленных заказчиком коммерческих предложений, оказание услуг по повышению квалификации специалистов в пределах города Абакана Республики Хакасия или городов Красноярска, Дивногорска Красноярского края может осуществляться как минимум тремя хозяйствующими субъектами, а именно: ООО «ГолДен» (г. Красноярск), ООО «УМЦ «Диалог-Эксперт» (Красноярск), ФАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников лесного хозяйства» (г. Дивногорск Красноярского края).

Таким образом, на рынке присутствует не один исполнитель, оказывающий услуги, соответствующие заявленным требованиям Заказчика по месту оказания таких услуг.

Кроме того, при принятии решения, комиссия антимонопольного органа учитывает позицию Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенную в письмах от 20.02.2017 № Д28и-699, от 04.05.2016 №Д28и-1214, где указано, что заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, в виду своей существующей потребности, в том числе из экономии бюджетных денежных средств.

Следует также отметить, что согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе в сфере закупок возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Вместе с тем, на заседание комиссии Хакасского УФАС России Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих его позицию в части установления Заказчиком в документации о закупке требований, которые ограничивают количество участников закупки. Также Заявителем не представлено доказательств того, что описание объекта закупки не соответствует положениям Закона о контрактной системе в сфере закупок.

На основании изложенного, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком не нарушены положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок при описании объекта закупки, что дает основание признать жалобу ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» необоснованной.

В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 40/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере
закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника
закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки нарушения не установлены.

В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, положениями Закона о лицензировании, пунктов 3.30, 3.33 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу № 40/КС ФГБОУ ВО «Уральский государственный лесотехнический университет» на действия заказчика – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасии при проведении электронного аукциона на оказание образовательных услуг по повышению квалификации специалистов (закупка № 0380200000118001904) необоснованной.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны