Решение №019/06/33-283/2020 Решение по жалобе № 019/06/33-283/2020 от 14 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Заявителю – ООО «Гуд АйТи»

123557, г. Москва, пер. Тишинский Б., д. 26, корпус 13-14, пом. 12, этаж 1, офис 6т

info@good-aiti.ru

 

Государственному заказчику – ГКУЗ РХ «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр»

655017, Республика Хакасия, г. Абакан, улица Крылова, 72

medstat@r-19.ru

ben@miacrh.ru

 

Уполномоченному органу - Государственному комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии

655017, Республика Хакасия,

г. Абакан, ул. Кирова, 99Б

gz@r-19.ru

 

Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Извещение № 0380200000120002087

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/06/33-283/2020

«14» мая 2020 года                                                                                  г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:

Председателя комиссии -

<…>, заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:

<…> начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

<…>, главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при осуществлении в дистанционном режиме посредством мессенджера «WatsApp» в режиме видеосвязи с участием представителей:

Государственного заказчика – Государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» (далее – Заказчик, ГКУЗ РХ «РМИАЦ»):

- <…>, на основании доверенности № 6 от 13.05.2020г.,

- <…>, на основании доверенности № 5 от 13.05.2020г.,

по Ходатайству ГКУЗ РХ «РМИАЦ» (исх. № 171/2020 от 13.05.2020г.) о привлечении в качестве эксперта представителя ООО «РусБИТех-Астра»:

- <…>, на основании доверенности № 7 от 13.05.2020г.,

Уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее – уполномоченный орган, Госкомзакуп):

- <…>, на основании доверенности № 1 от 09.01.2020г.;

без участия представителя Заявителя – Общества с ограниченной ответственностью «Гуд АйТи» (далее – ООО «Гуд АйТи», Заявитель), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу № 019/06/33-283/2020 ООО «Гуд АйТи» на действия государственного заказчика – Государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» при проведении электронного аукциона на поставку и ввод в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест медицинских работников медицинских учреждений здравоохранения Республики Хакасия (закупка № 0380200000120002087), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 06.05.2020 года входящий № 2877 поступила жалоба ООО «Гуд АйТи» на действия государственного заказчика – Государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» при проведении электронного аукциона на поставку и ввод в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест медицинских работников медицинских учреждений здравоохранения Республики Хакасия (закупка № 0380200000120002087).

Заявитель считает, что описание объекта закупки сформировано с нарушением положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе: указанная в техническом задании аукционной документации операционная система по классу защиты ИТ.ОС.А2.ПЗ является завышенным и необоснованным требованием Заказчика. Кроме того, под данное описание операционной системы подходит только «Linux Special Edition». 

На основании чего, Заявитель просит приостановить проведение аукциона, выдать предписание, а в случае необходимости – отменить протоколы, внести изменения в документацию и продлить срок приема заявок.

Представители Заказчика не согласились с доводом жалобы, представив в материалы дела пояснения и запрашиваемые документы (вх. № 3095 от 13.05.2020г.), а также устно озвучив свои возражения.

Представитель Уполномоченного органа также не согласился с доводом жалобы, представив в материалы дела запрашиваемые документы (вх. № 3111 от 14.05.2020г.), а также устно озвучив свои возражения.

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

30.04.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещена информация (изменения извещение, аукционная документация, проект контракта, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставку и ввод в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест медицинских работников медицинских учреждений здравоохранения Республики Хакасия (закупка № 0380200000120002087).

Документация об аукционе (электронный аукцион) № ЭА/20-002012 на поставку и ввод в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест медицинских работников медицинских учреждений здравоохранения Республики Хакасия (закупка № 0380200000120002087) утверждена и.о. директора <…> 24.04.2020г. (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 5.12.2017 № 630).

Начальная (максимальная) цена контракта 23 031 169,80 рублей.

Дата и время начала подачи заявок 15.04.2020

Дата и время окончания подачи заявок 08.05.2020 08:00

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников 12.05.2020

Дата проведения аукциона в электронной форме 13.05.2020

Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2020 №0380200000120002087-0 было подано 3 (три) заявки, 2 (две) заявки были признаны соответствующими требованиям аукционной документации и участники были допущены к аукциону.

Участнику закупки с идентификационным номером заявки 107436750 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в нарушение подпункта «б» пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе не содержит конкретных характеристик, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме по позиции «Характеристики операционной системы» части 7 «Описание объекта закупки» (Операционная система обеспечивает управление запуском и обращениями компонентов программного обеспечения, в том числе и уже запущенных, путем проверки, хранимой непосредственно в исполняемом файле цифровой подписи в одном из трех режимов: - запрет запуска исполняемых файлов без цифровой подписи или с неверной цифровой подписью; - запуск исполняемых файлов без цифровой подписи или с неверной цифровой подписью с выдачей сообщения об ошибке проверки подписи (отладочный режим)).  

Согласно Протокола проведения электронного аукциона от 13.05.2020 №0380200000120002087-2 участие в аукционе приняли два участника.

Дата и время подачи предложения

Предложенная цена, руб.

1

13.05.2020 07:33

15 947 494,15

3

13.05.2020 07:32

16 062 650,00

 

На момент рассмотрения жалобы по существу протокол подведения итогов в ЕИС не размещен.

 

При принятии решения Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия руководствуется следующим.

Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Таким образом, Заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.

При этом Заказчик вправе включить в документацию об электронном аукционе такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям и заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить технические характеристики, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

Кроме того, как указано в пункте 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Объектом закупки является поставка и ввод в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест медицинских работников медицинских учреждений здравоохранения Республики Хакасия.

Заказчиком установлен код КТРУ 26.20.15.000-00000037 «Компьютер персональный настольный (моноблок)».

 

Комиссией антимонопольного органа установлено, что описание объекта закупки сформировано Заказчиком исходя из существующей у него потребности, с указанием значений основных характеристик, поименованных в КТРУ 26.20.15.000-00000037, а также с указанием обоснования использования отдельных характеристик не включенных в КТРУ.

Так, по значению показателя «Характеристики операционной системы» Заказчиком установлено в том числе следующее:

«Операционная система соответствует требованиям нормативных документов «Требования безопасности информации к операционным системам» (ФСТЭК России, 2016) и «Профиль защиты операционных систем типа «А» не ниже второго класса защиты ИТ.ОС.А2.ПЗ» (ФСТЭК России, 2016)» с обоснованием используемой характеристики: Для выполнения требований ФСТЭК России для работы в ГИС и сокращения дополнительных расходов на средства защиты информации.

В представленных пояснениях Заказчика в том числе указано следующее:

«Информационные системы Заказчика, эксплуатируемые в медицинских учреждениях, обрабатывают информацию, содержащую персональные данные граждан РФ, в том числе используемые для защиты жизни, здоровья, защита которых должна быть обеспечена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».

Меры по обеспечению безопасности персональных данных должны быть направлены на нейтрализацию актуальных угроз безопасности и реализуются в рамках системы защиты персональных данных, создаваемой в соответствии с «Требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных», утвержденными постановлением Правительства РФ от 01 ноября 2012г. №1119, и требованиями приказа ФСТЭК России от 18 февраля 2013 г. № 21 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Согласно действующим требованиям законодательства, Заказчик самостоятельно осуществляет выбор средств защиты информации, к которым относятся и операционные системы, с учетом угроз безопасности, актуальных для его информационных систем.

Актуальными для информационных систем персональных данных Заказчика угрозами безопасности информации, помимо прочих, определены угрозы УБИ.007, УБИ.009, УБИ.012, УБИ.015, УБИ.023, УБИ.025, УБИ.027, УБИ.028, УБИ.048, УБИ.067, УБИ.074, УБИ.088, УБИ.091, УБИ.113, УБИ.118, УБИ.124, УБИ.132, УБИ.143, УБИ.179, УБИ.185, УБИ.187, УБИ.188, УБИ.212, содержащиеся в Банке данных угроз (БДУ) ФСТЭК России, в целях нейтрализации которых Заказчик считает эффективным комплексное применение предусмотренных приказом ФСТЭК России № 21 методов мандатного, дискреционного и ролевого управления доступом (мера защиты УПД.2), реализуемых встроенным комплексом средств защиты сертифицированных операционных систем.

Применение метода мандатного управления доступа исключает реализацию угроз безопасности, связанных с возможностью преднамеренных или ошибочных действий пользователей информационной системы по самостоятельному изменению прав доступа к объектам защиты (файлам, каталогам, виртуальным машинам), владельцами которых являются пользователи, что не запрещается методом дискреционного управления доступа.

Кроме того, мандатное управление доступом существенно уменьшает вероятность реализации информационно-технических воздействий, связанных с попытками несанкционированного доступа к объектам защиты различных уровней конфиденциальности. Категорирование защищаемой информации по уровням конфиденциальности с использованием меток безопасности, используемых при реализации в информационной системе метода мандатного управления доступом, обеспечит защиту наиболее чувствительных данных информационных систем Заказчика, а именно персональных данных граждан, даже в случае попыток несанкционированного доступа (которые, в случае применения исключительно дискреционного управления доступом, завершились бы нарушением конфиденциальности и/или целостности защищаемой информации).

Таким образом, в целях нейтрализации указанных угроз в информационной систем должны быть обеспечены следующие меры защиты, предусмотренные приказом ФСТЭК России № 21:

- мера защиты УПД.2 в части реализации мандатного метода управления доступом;

- мера защиты УПД.12 в части поддержки и сохранения меток безопасности, связанных с информацией в процессе ее хранения и обработки;

- мера защиты ЗСВ.2 в части реализации мандатного метода управления доступом и поддержки меток безопасности в отношении виртуальных машин.

- мера защиты ЗИС.19 в части изоляции процессов (выполнение программ) в выделенной области памяти с учетом применения процессоров архитектуры х86, подверженных атакам Spectre и Meltdown, не устранимых на уровне архитектуры.

Для операционных систем, сертифицированных согласно профилю защиты ИТ.ОС.А4.ПЗ, функции безопасности, обеспечивающие выполнение вышеуказанных мер, не являются обязательными, соответственно потребует от Заказчика закупки дополнительных средств защиты информации более высокого (строгого) класса защиты. Возможности мандатного управления доступом реализованы в операционных системах типа «А» (общего назначения), начиная с 3 класса защиты и выше.

Требованиями приказа ФСТЭК России № 21 (п.12) определено, что в информационных системах персональных данных 1 уровня защищенности должны применяться средства защиты информации не ниже 4 класса. При этом, в зависимости от мер защиты, определяемых Заказчиком и реализуемых в составе информационных систем персональных данных, применение средств защиты информации более высоких классов для нейтрализации актуальных угроз безопасности не противоречит требованиям действующего законодательства.

С учетом отсутствия в Государственном реестре сертифицированных средств защиты информации (http://fstec.ru/) операционных систем типа «А» 3 класса защиты Заказчиком, в качестве обеспечения достаточных мер защиты информации, было указано требование по поставке операционных систем не ниже 2 класса защиты (профиля защиты ИТ.ОС.А2.ПЗ).

Операционная система специального назначения «Astra Linux Special Edition» для процессорной архитектуры х86-64 (РУСБ.10015-01) сертифицирована на соответствие требованиям защиты информации по 1 классу защиты (профилю защиты ИТ.ОС.А1.ПЗ), а не по профилю ИТ.ОС.А2.ПЗ, и предназначена для защиты любой информации ограниченного доступа, что указано в эксплуатационной документации, а не только «совершенно секретно», как указано в жалобе».

Как указал представитель ООО «РусБИТех-Астра», приглашенный в качестве эксперта по ходатайству Заказчика, помимо операционной системы «Astra Linux Special Edition» второму классу защиты ИТ.ОС.А2.ПЗ удовлетворяют также операционные системы: «Стрелец», «Арамид», «Нейтрино».

Кроме того, частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, свидетельствующих о том, что заказчиком не соблюдены законодательно установленные требования к описанию объекта закупки, и подтверждающие обоснованность своего довода, не представил.

Комиссия антимонопольного органа также отмечает, что согласно заявок участников закупки, представленных оператором электронной площадки – ООО «РТС-Тендер», участниками закупки были заявлены к поставке следующие АРМы (моноблоки): «RDW» и «IRU Office P2312», в том числе и Заявителем – ООО «Гуд АйТи» заявлен к поставке моноблок «Powercool AIO V-510». Кроме того, участник закупки - ООО «Гуд АйТи» был допущен к участию в аукционе, следовательно его права и законные интересы не были нарушены.

Таким образом жалоба Заявителя является необоснованной.

 

В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 019/06/33-283/2020 также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

1. Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее – Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных кон-трактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее - Постановление № 1042).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1011 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042» в пункты 11 и 12 Правил внесены следующие изменения: слова «начисленной неустойки (штрафов, пени)» заменены словами «начисленных штрафов». Указанные изменения вступили в силу с 14.08.2019г.

Вместе с тем, в пунктах 11.7, 11.13 проекта контракта Заказчиком указано «Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени)…», что не соответствует действующей на момент размещения закупки редакции Правил, утв. Постановлением № 1042, и является нарушением требований частей 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

 

2. Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:

1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);

2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.

В части 2 раздела 1 «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» аукционной документации, а также в Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, Заказчиком установлены требования к содержанию первой части заявки в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Часть 3 статьи 67 Закона о контрактной системе закрепляет, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

В свою очередь, частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

 

В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в том числе указано следующее:

«При подаче сведений участниками закупки должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Части 7 «Описание объекта закупки» - (далее - Описание объекта закупки) настоящей документации.

Требования заказчика к конкретным показателям товара (характеристикам товара) указаны в столбце 1, 2 Таблицы 1 “Количественные и качественные характеристики товара” Технического задания.

Предоставляемые участником значения показателей (характеристики товара) не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами: «эквивалент», «аналог», «или», «либо», «не более», «не менее», «более», «менее», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «должен быть», «не должен быть», «около», за исключением случаев, когда в Описании объекта закупки имеется указание на то, что значения показателей (характеристики товара) являются конкретными и сопровождаются знаком «*». В таком случае, участниками значения показателей (характеристики товара) указываются в соответствии со значениями, установленными в Описании объекта закупки и могут сопровождаться словами: «эквивалент», «аналог», «или», «либо», «не более», «не менее», «более», «менее», «выше», «ниже», «не выше», «не ниже», «должен быть», «не должен быть», «около».

Если в Описании объекта закупки устанавливается диапазонный показатель, наименование которого сопровождается словами «в диапазоне не уже», «в диапазоне не шире», Участником закупки должен быть предложен товар с конкретными значениями верхнего и нижнего предела показателя, соответствующими заявленным требованиям, либо попадающим в обозначенный диапазон, но без сопровождения словами «не уже», «не шире», «не выше», «не ниже».

Если в Описании объекта закупки устанавливается показатель, наименование которого сопровождается знаком «_ - _», то Участником закупки должен быть предложен товар с конкретным значением показателя, входящим в указанный диапазон или диапазонным значением в границах указанных значений.

Перечисление показателей через «запятую» означает, что предлагаемый к поставке товар должен соответствовать всем перечисленным показателям (требованиям).

В случае установления в Описании объекта закупки в качестве требований к товару показатели, сопровождающиеся словом «наличие», участнику закупки достаточно указать «наличие».

Если в описании объекта закупки значение показателя установлено как верхний и/или нижний предел, сопровождаясь при этом фразами «не более» и/или «не менее» участником в предложении устанавливается конкретное значение показателя без сопровождения словами «не более», «не менее».

Таким образом, при подготовке заявки участник закупки должен исходить из того, что он готовит заявку с учетом требований к техническим характеристикам и показателям, установленным в документации об аукционе в ч.7 «Описание объекта закупки» после полного изучения содержания документации, руководствуясь общепринятыми обозначениями и наименованиями в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

В случае если в составе первой части заявки на участие в аукционе в форме участником аукциона не указаны конкретные значения показателей товара (характеристики товара), при рассмотрении заявок на участие в аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе».

 

В наименовании показателя «Характеристики операционной системы» Технического задания Заказчиком, в том числе установлено следующее значение показателя:

«Операционная система обеспечивает управление запуском и обращениями компонентов программного обеспечения, в том числе и уже запущенных, путем проверки, хранимой непосредственно в исполняемом файле цифровой подписи в одном из трех режимов:

- запрет запуска исполняемых файлов без цифровой подписи или с неверной цифровой подписью;

- запуск исполняемых файлов без цифровой подписи или с неверной цифровой подписью с выдачей сообщения об ошибке проверки подписи (отладочный режим);

- отключение проверки цифровой подписи при запуске исполняемых файлов.».

 

В свою очередь, в заявке участника закупки с идентификационным номером заявки 107436750 по значению показателя «Характеристики операционной системы» указано, в том числе следующее:

«Операционная система обеспечивает управление запуском и обращениями компонентов программного обеспечения, в том числе и уже запущенных, путем проверки, хранимой непосредственно в исполняемом файле цифровой подписи в одном из трех режимов:

- запрет запуска исполняемых файлов без цифровой подписи, с неверной цифровой подписью;

- запуск исполняемых файлов без цифровой подписи, с неверной цифровой подписью с выдачей сообщения об ошибке проверки подписи (отладочный режим);

- отключение проверки цифровой подписи при запуске исполняемых файлов».

 

Комиссия Хакасского УФАС России, проанализировав Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.05.2020 №0380200000120002087-0, а также заявки участников, предоставленные оператором электронной площадки на рассмотрение жалобы, установила, что комиссией уполномоченного органа при рассмотрении первых частей заявок неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе участнику с идентификационным номером заявки 107436750 по причине несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и «Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе»  документации об электронном аукционе, поскольку в составе первой части заявки Общество указало всю необходимую информацию, в том числе конкретные показатели товара по позиции «Характеристики операционной системы», соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе. 

Комиссия антимонопольного органа принимает во внимание, что положения Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которой в том числе руководствуется комиссия Госкомзакупа Хакасии при рассмотрении заявок участников закупки, не содержит каких-либо разъяснений в части указания участником закупки конкретных значений по рассматриваемому показателю, что исключает последующую возможность отклонения заявок участников со ссылкой на их несоответствие таким требованиям документации.

 

Как указали Арбитражные суды трёх инстанций в судебных актах по делу № А74-7109/2017, такие элементы оформления заявки, как значения показателей, указанные через запятую, иные формальные недостатки, допущенные при подготовке заявки, которые не влияют на достоверность и обоснованность содержащихся в ней сведений об объекте рассматриваемой закупки, не могут рассматриваться в качестве объективных причин для отклонения заявки участника.

Отклонение заявки по формальным основаниям при оценке и сопоставлении заявок на предмет соответствия требованиям, предъявляемым заказчиком, недопустимо. Кроме того, Заказчиком не обозначены причины, по которым указанные участником значения показателя можно было бы рассматривать как не отвечающие потребностям заказчика.

При таких обстоятельствах первая часть заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 107436750 признана Комиссией уполномоченного органа не соответствующей требованиям документации об аукционе и отклонена по формальному основанию, следовательно, Комиссией Госкомзакупа Хакасии нарушены требования части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента установлено, что в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Согласно пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания, направленного на устранение выявленных нарушений.

В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33, частей 5 и 8 статьи 34, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 66, частей 1, 3-5 статьи 67, пункта 1 части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктов 3.30, 3.33, 3.35 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу № 019/06/33-283/2020 ООО «Гуд АйТи» на действия государственного заказчика – Государственного казенного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» при проведении электронного аукциона на поставку и ввод в эксплуатацию автоматизированных рабочих мест медицинских работников медицинских учреждений здравоохранения Республики Хакасия (закупка № 0380200000120002087) необоснованной.
  2. Признать Государственного Заказчика – Государственное казенное учреждение здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр» нарушившим части 5 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
  3. Признать комиссию уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия нарушившей часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
  4. Государственному Заказчику – Государственному казенному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Республиканский медицинский информационно-аналитический центр», уполномоченному органу - Государственному комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии, а также Оператору электронной площадки – ООО «РТС-тендер   выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  5. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны