Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 42/КС от 10 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Государственному заказчику –              

Государственному комитету по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия

ул. Вяткина, 4А, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

2.Уполномоченному органу –            

Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии

ул. Кирова, 99Б, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

3. Государственному казенному

учреждению Республики Хакасия

«Межведомственный центр

организации закупок»

ул. Вяткина, 4а, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

4. Обществу с ограниченной ответственностью «Роснефтепродукт»

Котельный проезд, 1, г.Минусинск, Красноярский край, 662610

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 42/КС

 

«05» апреля 2017 г.                                                                                    г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок.

при участии сторон:

1. Государственного заказчика – Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия

2. Уполномоченного органа – Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган, Мингосзакуп Хакасии)

3. Органа, уполномоченного на формирование заявки – Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок» (далее – ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок», Центр закупок, учреждение)

3. Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Роснефтепродукт» (далее - ООО «Роснефтепродукт»)

рассмотрев жалобу № 42/КС ООО «Роснефтепродукт» на действия государственного заказчика – Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов (закупка № 0380200000117000375), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанных уполномоченного органа, заказчика, Центра закупок, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

                                                 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 29.03.2017 года входящий № 1904 поступила жалоба                     ООО «Роснефтепродукт» на действия государственного заказчика – Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов (закупка № 0380200000117000375).

Податель жалобы считает, что указанное в аукционной документации условие о поставке товара с использованием пластиковых (смарт) карт через сеть автозаправочных станций, расположенных во всех муниципальных районах Республики Хакасия и городах Абакан, Черногорск, Саяногорск, Абаза, Сорск - ограничивает круг участников закупки.

В жалобе заявитель также делает ссылку на статью 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и отмечает, что фактически отпуск ГСМ возможен без использования пластиковых карт - например по талонам, а для того чтобы обеспечить наличие пластиковых карт, которые позволяют осуществлять учёт отпущенного ГСМ необходимо приобрести лицензионное программное обеспечение и специализированное оборудование, которое стоит минимум около 500 000 (пятьсот тысяч рублей), в связи с чем, такое условие ограничивает возможность участвовать в аукционе поставщиков, не имеющих таких пластиковых карт и соответствующего оборудования, при этом такие поставщики имеют возможность осуществлять поставку ГСМ на общих условиях аукционной документации.

Заявитель просит провести проверку действий заказчика, должностных лиц заказчика, которые создают ограничение конкуренции и привлечь к ответственности виновных лиц, а также запретить заказчику осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и аннулировать аукцион.

Представитель ООО «Роснефтепродукт» на заседании комиссии по рассмотрению жалобы поддержал вышеуказанные доводы, добавив, что со стороны заказчика имеет место быть нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, поскольку созданы неравные условия для обеспечения конкуренции между участниками закупок, представлено определенное преимущество сети АЗС – ХТК, на основании чего просил признать жалобу обоснованной.

31.03.2017 года вх. № 1975 в адрес антимонопольного управления от государственного заказчика – Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия поступил пакет документов, а также на рассмотрение жалобы представлены письменные пояснения, которые устно озвучил представитель заказчика, сообщив, что сотрудники заказчика осуществляют свою деятельность в отдалённых районах Республики Хакасия и не всегда есть возможность рассчитать требуемое количество ГСМ для нужд, а пополнение пластиковых (смарт) карт не требует прибывать в бухгалтерию для получения дополнительных ГСМ, а достаточно связаться по средствам спутниковой связи и за короткий промежуток времени пополнить лимит ГСМ на пластиковые (смарт) карты, что невозможно осуществить с талонами, за которыми пришлось бы прибыть в бухгалтерию за получением талонов и тем самым увеличить расход ГСМ и потратить служебное время. Также для бухгалтерии хранение и выдача талонов приравнивается к денежным документам, что требует обеспечения дополнительной безопасности и соответственно затрат (обеспечение специального сейфа, железной двери и дополнительной охраны), при использовании пластиковых (смарт) карт, не требуется участие бухгалтерии, а пополнение осуществляется автоматически по требуемой месячной норме.

Заказчик также не считает данное требование к участникам аукциона ограничением конкуренции, так как на территории Республики Хакасия находятся не менее 3 поставщиков ГСМ, предоставляющих топливо по пластиковым (смарт) картам: ООО «Перекрёсток ОЙЛ», ИП Городилов В.В., ООО «PH Карт». Кроме того, на участие в аукционе поступило 2 заявки от участников аукциона, что, по мнению заказчика, подтверждает наличие конкуренции.

03.04.2017 года в адрес Хакасского УФАС России поступили пакеты документов от уполномоченного органа (вх. № 2010) и ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок» (вх. № 2041), без представления письменных пояснений по доводам жалобы.

Присутствующие на заседании комиссии представители заказчика и Центра закупок поддержали доводы заказчика, и настаивали на признании жалобы необоснованной.

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у государственного заказчика документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы № 42/КС в полном объеме.

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

        Постановлением Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015                 № 579 «Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Хакасия» утвержден Порядок взаимодействия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия с Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок», заказчиками (далее – Порядок).

Согласно пунктов 2.1.1, 2.1.3, 2.1.6 Порядка, заказчик:

2.1.1. Осуществляет закупки в соответствии с информацией, включенной в план-график закупок.

2.1.3. Подает заявку на размещение закупки по форме, утвержденной Министерством, в электронном виде с использованием средств программного обеспечения «Автоматизированная информационная система «Государственный Заказ Республики Хакасия», заверенную электронной подписью уполномоченного представителя заказчика.

2.1.6. Несет ответственность за нарушение настоящего Порядка, в том числе за формирование заявки не в соответствии с информацией, содержащейся в плане-графике закупок.

Согласно пунктов 2.2.2, 2.2.4 - 2.2.6 Порядка, Мингосзакуп Хакасии:

2.2.2. На основании заявок, утвержденных Учреждением, формирует, утверждает и размещает конкурсную документацию, документацию об аукционе, извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация).

2.2.4. В случае наличия замечаний по форме заявки, по срокам, установленным в плане-графике закупок для размещения извещения с учетом сроков, указанных в пункте 2.2.2 настоящего Порядка, либо отсутствия сведений, предусмотренных формой заявки, отклоняет ее и возвращает заявку в Учреждение.

2.2.5. Формирует на основании предложений Учреждения состав конкурсной, аукционной, котировочной комиссии или комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений (далее - комиссия). Оформляет приказом Министерства решение о создании комиссии и назначении ее председателя.

2.2.6. Осуществляет иные полномочия, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе в сфере закупок), за исключением полномочий, реализуемых Учреждением, заказчиками.

Согласно пунктов 2.3.2 - 2.3.4 и 2.3.6 Порядка, Учреждение - Центр закупок:

2.3.2. Проверяет описание объекта закупки, включенное в заявку, определение начальной максимальной цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), проверяет заявки на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе на соответствие информации, включенной в план-график закупок.

2.3.3. Утверждает описание объекта закупки, обоснование начальной (максимальной) цены контракта, а также проект контракта и иные сведения и документы, входящие в состав заявки, в целях включения таковых в неизменном виде в документацию о закупке.

2.3.4. В срок, указанный в пункте 2.3.1 настоящего Порядка, возвращает в Министерство утвержденные заявки (за исключением случаев осуществления заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) либо отклоняет заявки заказчика, не соответствующие положениям Федерального закона о контрактной системе в сфере закупок, с указанием причин отклонения и возвращает их заказчику.

2.3.6. В порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, представляет в Министерство разъяснения положений документации.

21.03.2017 года на официальном сайте ЕИС в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена информация (извещение, аукционная документация, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов (закупка № 0380200000117000375).

Начальная (максимальная) цена контракта 1 659 900,00 рублей.

Заказчиком электронного аукциона является Государственный комитет по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия.

Заявка № 44807 на размещение закупки утверждена и.о. руководителя Центра закупок.

Документация об аукционе № 0380200000117000375 утверждена и.о. Министра по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия.

Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.04.2017 №0380200000117000375-1 на участие в аукционе подано 2 (две) заявки. Оба участника допущены к участию в электронном аукционе, проведение которого назначено на 10.04.2017 года.

В статье 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок указаны следующие принципы обеспечения конкуренции:

1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать в том числе информацию, аналогично указанную в извещении о проведении такого аукциона.

Во исполнение требований пункта 2 статьи 42, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в извещении о проведении электронного аукциона от 22.03.2017 №0380200000117000375, а также в пункте 14 информационной карты аукционной документации указано место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: Поставка товара производится с использованием пластиковых (смарт) карт через сеть автозаправочных станций расположенных во всех муниципальных районах Республики Хакасия и городах Абакан, Черногорск, Саяногорск, Абаза, Сорск.

Аналогичную информацию содержит и пункт 2.1 проекта государственного контракта.

Таким образом, одним из указанных заказчиком условий поставки товара является его поставка с использованием пластиковых (смарт) карт. При этом, использование пластиковых (смарт) карт при поставке ГСМ непосредственно не относится к описанию объекта закупки.

Само по себе условие о применении пластиковых (смарт) карт не запрещено указывать ни Законом о контрактной системе в сфере закупок, ни Гражданским кодексом Российской Федерации и оно не противоречит требованиям названных нормативных актов.

Принимая во внимание объективную обоснованную потребность заказчика в использовании его сотрудниками при отпуске ГСМ пластиковых (смарт) карт, а также наличие на территории Республики Хакасия нескольких субъектов, осуществляющих отпуск ГСМ с использованием пластиковых (смарт) карт (ХТК, Роснефть, Нефрас (Сибнефть), ООО «Перекрёсток ОЙЛ», ИП Городилов В.В., ООО «PH Карт» и др.) и факт поступления на участие в рассматриваемой закупке двух заявок, комиссия антимонопольного органа находит доводы заявителя о наличии в аукционной документации условий, ведущих к ограничению конкуренции, несостоятельными.

Кроме того, согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. Однако, неоспоримых доказательств того, что указание определенного способа отпуска ГСМ является формой скрытых требований к участникам закупки и ограничения доступа к участию в электронном аукционе, подателем жалобы не представлено.

Учитывая изложенное, с учётом названных правовых норм в совокупности с анализом положений аукционной документации, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу о том, что включение в аукционную документацию и проект государственного контракта условия о применении пластиковых (смарт) карт при отпуске товара не привело к ограничению конкуренции и ограничению числа участников закупки, что дает основание признать жалобу ООО «Роснефть» необоснованной.

Вместе с тем, для рассмотрения довода заявителя о нарушении заказчиком статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», материалы жалобы будут переданы в отдел антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России.

В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 42/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

       Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

 В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки нарушений не установлено.

В соответствии с частью 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями статьи 8, пункта 2 статьи 42, части 1 статьи 64, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также положениями пунктов 3.30, 3.33 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

РЕШИЛА:

 

       1. Признать жалобу № 42/КС ООО «Роснефтепродукт» на действия государственного заказчика – Государственного комитета по охране объектов животного мира и окружающей среды Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку горюче-смазочных материалов (закупка № 0380200000117000375) необоснованной.

2. Передать материалы жалобы в отдел антимонопольного законодательства и рекламы Хакасского УФАС России в целях установления наличия (отсутствия) признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

 

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны