Определение №019/05/5-71/2021 ОПРЕДЕЛЕНИЕ о возбуждении дела № 019/05/5-71/2021 по признак... от 18 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

                                                                 Заявителю по жалобе

 

                                       

 

Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ПАО «Вымпел-Коммуникации»

ул. 8 Марта, дом 10 строение 14, г. Москва, 127083

                                                                                 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о возбуждении дела № 019/05/5-71/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

18.01.2021 г.                                                                                               г. Абакан

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России, антимонопольный орган, Управление) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе «…»– заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, рассмотрев заявление гражданина о наличии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, выразившихся в распространении ПАО «ВымпелКом» (ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636) рекламы «Рассрочка на любой смартфон», содержащей признаки недостоверности,

 

УСТАНОВИЛ:

 

17.11.2020 г. (вх. № 11130) в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России, антимонопольной орган) поступило заявление «…» (далее – заявитель) о наличии признаков нарушения Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в действиях магазина «Билайн».

Исходя из доводов заявления, 14.11.2020 г. заявитель оформил заказ в интернет-магазине «Билайн» с выдачей товара в офисе продаж по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Щетинкина, 59. После оформления заказа поступил звонок от менеджера интернет-магазина, который сообщил, что данный товар (смартфон) возможно приобрести в рассрочку. При этом, заявителю не названы условия предоставления товара в рассрочку, кроме наличия двух документов.

 15.11.2020 г. заявитель посетил вышеуказанный офис продаж Билайн (ПАО «Вымпелком»), где также была размещена рекламная информация с содержанием «Рассрочка на любой смартфон».

При обращении к менеджеру офиса продаж заявителю было разъяснено, что рассрочка оформляется при условии приобретения гарантии стоимостью 15% от суммы товара, что составляет 16497 рублей. В ином случае предлагается оформить кредит с переплатой.

Рассматриваемая реклама расположена в офисе продаж «Билайн», где деятельность осуществляет ПАО «ВымпелКом».

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении.

Информация, расположенная в офисе продаж по адресу г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 59, направлена на привлечение внимания, поддержание интереса неопределенного круга лиц и продвижение на рынке объекта рекламирования, в данном случае объектом рекламирования выступают смартфоны, реализуемые в магазине «Билайн» с условием их приобретения в рассрочку.

Таким образом, спорная информация является рекламной.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о рекламе, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В ответ на запрос (исх.№ 04-11945/АК) от 11.12.2020 ПАО «ВымпелКом» сообщило следующее.

В рамках предложения «Рассрочка на любой смартфон» клиентам ПАО «ВымпелКом» предоставляется возможность приобрести в офисах обслуживания и продаж «Билайн» смартфоны различных моделей в кредит без переплаты. Кредит предоставляется банками-партнёрами. При этом при приобретении в кредит товаров, на которые распространяется данное предложение, для покупателя не происходит удорожание товара за счёт скидки, предоставляемой ПАО «ВымпелКом» и компенсирующей сумму процентов за пользование кредитом, при условиях исполнения заёмщиком кредитного договора. Таким образом, сумма кредита уменьшается на сумму предоставляемой ПАО «ВымпелКом» скидки. Проценты начисляются банком на стоимость товара/услуги уже со скидкой. За счёт предоставляемой ПАО «ВымпелКом» скидки на товар достигается условие «без переплаты». Размер скидки зависит от выбранного покупателем товара и кредитного продукта банка.

Предложение «Рассрочка на любой смартфон» для некоторых товаров доступно при приобретении в их составе комплектов, в которые входят дополнительные услуги. Состав комплекта зависит от срока кредита, модели и цены товара и может включать дополнительные услуги.

15.11.2020 заявитель обратился в офис продаж «Билайн», где специалист офиса пояснил клиенту, что заказанный им товар может быть оплачен как за счёт собственных средств заявителя, так и за счёт кредитных денежных средств. Кроме того, заявителю было предложено воспользоваться предложением «Рассрочка на любой смартфон», доступным при приобретении данного товара в кредит в составе комплекта, включающего услугу страхования и пакет настроек (на выбор из любых доступных для iPhone).

Из рекламы, распространенной ПАО «ВымпелКом», следует, что Общество самостоятельно не предоставляет покупателям рассрочку платежа, товар, реализуемый ПАО «ВымпелКом» передается покупателю при условии заключения кредитного договора с банками-партнёрами.

Таким образом, покупатель, воспользовавшийся рекламной информацией о предоставлении рассрочки, принимающий решение о приобретении в магазине с коммерческим обозначением «Билайн» товара, оформляет кредитный договор, становясь при этом заемщиком банков-партнёров.

Правовое регулирование обязательств по договору купли-продажи осуществляется нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в частности главой 30 ГК РФ.

Частью 1 статьи 454 ГК РФ установлено, что по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Согласно части 1 статьи 489 ГК РФ договором о продаже товара в кредит может быть предусмотрена оплата товара в рассрочку. К договору о продаже товара в кредит с условием о рассрочке платежа применяются правила, предусмотренные пунктами 2, 4 и 5 статьи 488 настоящего Кодекса.

В силу положений части 3 статьи 500 ГК РФ по договору розничной купли-продажи оплата может производиться в кредит, в том числе с условием оплаты покупаемых товаров в рассрочку.

В сфере банковских отношений правовое регулирование обязательств по кредиту предусмотрено нормами параграфа 2 главы 42 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Из части 1 статьи 819 ГК РФ следует, что по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

В силу части 2 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по кредитному договору, в свою очередь, применяются условия договора займа, если иное не вытекает из существа кредитного договора.

Таким образом, к отношениям купли-продажи применяется условие об оплате товара с предоставлением кредита в виде рассрочки, но такие правовые отношения в силу ГК РФ возникают между продавцом и покупателем товара.

Действующее законодательство предусматривает предоставление кредита в виде рассрочки при возникновении отношений между организацией - продавцом и физическим лицом.

К отношениям, возникающим между физическим лицом и кредитной организацией данное положение не применяется, поскольку природа таких договоров различна.

Таким образом, фактический «…» представлялся именно займ и кредитные обязательства возникали перед третьим лицом – банком партнёром.

Присутствующие в рекламе сведения «Рассрочка на любой смартфон» могут восприниматься потребителями как приобретение товара на условиях его оплаты частями без уплаты процентов продавцу товара. Однако фактически предоставляется финансовая услуга – кредит и договорные отношения по возврату денежных средств с условием выплаты процентов возникают с кредитной организацией, а не с организацией, реализующей товар.

Согласно части 3 статьи 5 Закона о рекламе, недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе, о любых характеристиках товара; об ассортименте и о комплектации товаров; о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара, и другие.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 3 статьи 5 Закона о рекламе несет рекламодатель.

Рассматриваемая реклама расположена в офисе продаж «Билайн», где деятельность осуществляет ПАО «ВымпелКом».

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПАО «ВымпелКом».

На основании имеющихся материалов в деле, рекламодателем является ПАО «ВымпелКом» (ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636).

На  основании  пункта  2  части  1  статьи  33частей  1, 2 статьи 36   Закона  о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения   антимонопольным  органом  дел,  возбужденных  по  признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Возбудить производство по делу № 019/05/5-71/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать лицом, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе: ПАО «ВымпелКом» (ИНН 7713076301).

3.     Назначить дело 019/05/5-71/2021 к рассмотрению на 17 февраля 2021 года в 10 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина 3, каб. 303.

4. ПАО «ВымпелКом» в срок до 15.02.21 года представить в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия следующие документы и сведения:

1.      Перечень адресов на территории Республики Хакасия, а также иных субъектов Российской Федерации, по которым расположена реклама аналогичного содержания (подтвердить документально).

2.        Письменные пояснения по поводу распространения ненадлежащей рекламы.

3.       Копию Устава ПАО «ВымпелКом».

4.       Утвержденный макет вышеуказанных реклам.

  1. Акт выполненных работ по изготовлению вышеуказанных реклам.
  2. Копии документов, подтверждающих оплату изготовления вышеуказанных реклам.

7.       Иные документы и сведения по Вашему усмотрению.

 

С целью оперативного получения, запрашиваемую информацию и документы прошу направить на электронную почту to19@fas.gov.ru.

 

Непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных законодательством о рекламе, а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, либо представление недостоверных сведений (информации) – влечет административную ответственность по части 6 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

Заместитель руководителя управления –

начальник отдела антимонопольного

законодательства и рекламы                                                                    «…»

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны