Решение б/н Решение по делу № 17-А-10 о нарушении антимонопольного закон... от 7 августа 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
по делу № 17-А-10

г. Абакан
Резолютивная часть решения оглашена 28 июня 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 8 июля 2010 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии: Гофман Э.Р.- руководитель управления;
Члены комиссии: Шалимов П. А. – заместитель руководителя Управления, начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы (АЗР);
Андрюшкова И. А. – главный специалист – эксперт отдела АЗР;
Северина Е. С. – старший специалист 3 разряда отдела АЗР.
при участии представителя ОАО «Красноярскнефтепродукт» юрисконсульта филиала «Ужурский» Зайлаловой Владилены Александровны (доверенность № 348 исх. № 01-3106 от 16.11.2009).
Заявитель, уведомленный надлежащим образом, на заседание комиссии не явился, 23 июня 2010 года письмом вх. № 1802 от 25.06.2010 отозвал свое заявление от 20.01.2010 о проверке розничных продавцов ГСМ,
рассмотрев материалы дела № 17-А-10, возбуждённого в отношении ОАО «Красноярскнефтепродукт» (ул. Декабристов, 30, г. Красноярск, 660021) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

20 января 2010 года в Хакасское УФАС России поступило заявление Председателя Совета Депутатов муниципального образования Орджоникидзевский район Богданова С. Н. с просьбой проверить розничных продавцов ГСМ, осуществляющих деятельность в Орджоникидзевском районе на предмет обоснованности стоимости топлива.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 N 5, Хакасским УФАС России проведен предварительный анализ и оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации ГСМ в п. Копьево Орджоникидзевского района Республики Хакасия.
Из анализа следует, что имеются признаки наличия доминирующего положения ОАО «Красноярскнефтепродукт» на рынке розничной реализации ГСМ в географических границах поселка Копьево.
В связи с этим, 20 апреля 2010 года Хакасское УФАС России возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства № 17-А-10 в отношении ОАО «Красноярскнефтепродукт» по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела представитель ОАО «Красноярскнефтепродукт» поддержал письменные пояснения и пояснил, что на территории поселка Копьево Республики Хакасия расположена одна АЗС, принадлежащая ОАО «Красноярскнефтепродукт» на праве собственности. Через АЗС № 85 в п. Копьево производится реализация следующих видов нефтепродуктов: бензина марки АИ-92 и А-80, дизельного топлива.
Поставка нефтепродуктов осуществляется на нефтебазу филиала «Ужурский» в г. Ужуре, с которой, автотранспортом нефтепродукты доставляются на АЗС № 85 в п. Копьево.
Формирование ОАО «Красноярскнефтепродукт» розничных цен на нефтепродукты, действующих в 2009 году и по настоящее время в п. Копьево, производится с учетом:
- среднеучетной цены покупки, сформированной за месяц;
- затрат по доставке ж/д транспортом с завода – изготовителя до нефтебазы;
- дополнительных услуг ж/д (подача и уборка вагонов, и др.);
- затрат на перевалку и хранение нефтепродуктов на нефтебазе (в г. Ужуре);
- расходов на страхование груза в пути следования;
- расходов по уплате процентов по кредитам банков;
- затраты по доставке автотранспортом до АЗС;
- затраты по содержанию и эксплуатации АЗС;
- торговой надбавки.
ОАО «Красноярскнефтепродукт» осуществляет свою деятельность в рамках годового бюджета, утвержденного Советом директоров. Данным бюджетом утверждены основные показатели работы на год, в том числе, показатель «валовый доход на 1 тонну реализованного нефтепродукта», который является определяющим фактором при установлении цены реализации.
В соответствии с учетной политикой ОАО «Красноярскнефтепродукт» списание себестоимости нефтепродуктов при их реализации осуществляется по средней стоимости, исчисленной за месяц. Среднеучетная стоимость рассчитывается с учетом остатков на начало месяца, а также движения нефтепродуктов за месяц.
Списание расходов, связанных с реализацией нефтепродуктов, производится в соответствии со статьей 253 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, представитель ОАО «Красноярскнефтепродукт» сообщил, что не согласен с фактом доминирования ОАО «Красноярскнефтепродукт» на рынке розничной реализации ГСМ в географических границах поселка Копьево.
Исследовав доказательства по делу, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, комиссия выявила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц. В их числе названы действия по установлению, поддержанию монопольно высокой цены товара.
Комиссия Хакасского УФАС России сочла довод ответчика о том, что он не занимает доминирующего положения на товарном рынке розничной реализации ГСМ необоснованным, так как в соответствии с частью 3 статьи 10 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов, применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
1) совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает пятьдесят процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает семьдесят процентов (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее чем восемь процентов);
2) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.
В соответствии с Анализом и оценкой состояния конкурентной среды на товарном рынке розничной реализации ГСМ в п. Копьево Орджоникидзевского района Республики Хакасия в период с января 2009 года по апрель 2010 года следует, что на указанном рынке осуществляют деятельность два хозяйствующих субъекта: предприниматель А. В. Громыко и ОАО «Красноярскнефтепродукт» с общей долей 100 %, доля каждого хозяйствующего субъекта более 8%.
Довод ответчика о том, что на территории п. Копьево осуществляет деятельность еще один хозяйствующий субъект – ГУП РХ «Орджоникидзевское ДРСУ» - не нашел своего подтверждения. В распоряжении Хакасского УФАС России имеются сведения, что на АЗС, принадлежащем данному предприятию, реализуется ГСМ только по безналичному расчету по договорам с юридическими лицами. На рынке розничной торговли названное предприятие не работает.
Таким образом, в положении двух хозяйствующих субъектов - предпринимателя А. В. Громыко и ОАО «Красноярскнефтепродукт» на рассматриваемом товарном рынке в силу части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции имеются признаки доминирования (коллективного доминирования).
Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой признается цена товара, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке (пункт 1) и эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли (пункт 2).
В соответствии с частью 2 вышеприведенной статьи цена товара не признается монопольно высокой, если она не соответствует, хотя бы одному из указанных в части 1 настоящей статьи критериев.
По поручению Федеральной антимонопольной службы России, Хакасское УФАС России еженедельно проводит мониторинг цен на горюче-смазочные материалы на территории Республики Хакасия. Используя информацию, полученную по результатам мониторинга, комиссия сравнила розничные цены на ГСМ, установленные в период с января 2009 года по апрель 2010 года в г. Абакане, г. Саяногорске и Ширинском районе с ценами на ГСМ, установленными в поселке Копьево.
В частности, изменение розничных цен на бензин марки АИ-92 в указанный период происходило следующим образом:

Таблица 1. Динамика розничных цен на бензин марки АИ-92 в 2009 году

                                   Месяц
 
Продавцы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ИП Громыко (Копьево)
17,5
17,5
17,5
17
16,5
19,7
22
23,5
23,5
23,5
23,5
23,5
ОАО «Красноярскнефтепродукт» (Копьево)
17,5
17,5
17,5
16,5
16,5
21,7
23
23
23
23,5
23,5
23,5
ООО «Нефрас» (Саяногорск)
17,5
-
17,5
16,6
14,5
20,8
24
24
24
24
23,6
22,7
ИП Городилов (Ширинский район)
17,3
17,3
17,3
16,4
16,4
19,7
23,6
23,4
23,4
23,4
23,4
23,4
 
ИП Анюгин (Абакан)
-
-
-
16
16
19,4
23
23
23
23
23
23

Таблица 2. Динамика розничных цен на бензин марки АИ-92 в январе – апреле 2010 года

                                      Месяц
 
Продавцы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ИП Громыко (Копьево)
21,50
21,50
21,50
21,50
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ОАО «Красноярскнефтепродукт» (Копьево)
23,5
22
22
22
 
 
 
 
 
 
 
 
ООО «Нефрас» (Саяногорск)
21,6
22
22,5
22,5
 
 
 
 
 
 
 
 
ИП Городилов (Ширинский район)
23,4
21,9
21,9
21,9
 
 
 
 
 
 
 
 
ИП Анюгин (Абакан)
22,8
20,9
20,9
20,9
 
 
 
 
 
 
 
 

 Как видно из таблиц 1 и 2, цены на бензин АИ-92 в других муниципальных образованиях существенно не отличались от цен на бензин этой же марки, установленных ОАО «Красноярскнефтепродукт».
Причем, в некоторые периоды они были на несколько копеек выше, а в некоторые периоды - на несколько копеек ниже по сравнению ценами, установленными ОАО «Красноярскнефтепродукт».
При анализе цен на бензин АИ - 80 и дизельное топливо, комиссия пришла к выводу, что ОАО «Красноярскнефтепродукт» в исследуемый период также не являлся ценовым лидером по сравнению с другими продавцами ГСМ в регионе.
При оценке критерия, установленного пунктом 2 части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции, антимонопольным органом исследовались представленные ОАО «Красноярскнефтепродукт» документы: расчет издержек обращения продукции (работ, услуг) на АЗС № 85 филиала «Ужурский» ОАО «Красноярскнефтепродукт» за 2009 год – январь – апрель 2010 года, первичные документы (счета – фактуры), а также динамика закупочной цены и цены реализации ГСМ через автозаправочную станцию № 85, размер торговой наценки (расходов и прибыли) при продаже в розницу ГСМ в 2009 году, январь – апрель 2010 года.
Хакасское УФАС России при анализе обоснованности расходов и прибыли, необходимых для производства и реализации такого товара исследовало период 2009 года, январь – апрель 2010 года, так как невозможно дать объективную оценку названным экономическим показателям в более краткосрочном периоде. Кроме того, комиссия рассматривала расходы и прибыль по АЗС в целом, не разделяя их по маркам бензина, так как ОАО «Красноярскнефтепродукт» вело общий учет.
Из названных выше документов комиссия не усмотрела резкого необоснованного роста доходности реализации ГСМ, и сочла, что в деле не имеется доказательств получения обществом дохода сверх уровня необходимого для реализации нефтепродуктов.
Таким образом, материалами дела не подтвержден тот факт, что ответчик в исследуемый период получал необоснованно высокую прибыль.
В связи с вышеизложенным, Хакасское УФАС России пришло к выводу о том, что цены, установленные ОАО «Красноярскнефтепродукт» на ГСМ в исследуемом периоде, во – первых, не превысили цены, установленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на сопоставимых рынках, и, во- вторых, установлены на уровне экономических затрат и необходимой для воспроизводства прибыли, в связи, с чем не могут быть признаны монопольно высокими.
Таким образом, в действиях ОАО «Красноярскнефтепродукт» отсутствует состав антимонопольного правонарушения, запрещенного пунктом 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При таких обстоятельствах, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства приходит к выводу о наличии оснований для прекращения дела в отношении ОАО «Красноярскнефтепродукт» в связи с отсутствием в его действиях нарушения антимонопольного законодательства.
Руководствуясь статьей 41, подпунктом 2 пунктом 1 статьи 48 Федерального закона «О защите конкуренции», комиссия

РЕШИЛА:

Дело № 17-А-10 о нарушении пункта 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в отношении ОАО «Красноярскнефтепродукт» производством прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в его действиях.

Председатель комиссии: Э. Р. Гофман


Члены комиссии: П.А. Шалимов


И.А. Андрюшкова


Е. С. Северина


Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия решения в суде.

Связанные организации

Связанные организации не указаны