Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ о назначении дела № 5-А-Т-18 о нарушении антим... от 6 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 5-А-Т-18

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

«06» сентября 2018 года                                                                       г. Абакан

 

Председатель комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Хакасского УФАС России от 31 августа 2018 года № 149 о возбуждении дела № 5-А-Т-18 и о создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения <…> (далее также – Общество, Сетевая организация) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в совершении Сетевой организацией  действий (бездействии) в нарушение законодательства в сфере электроэнергетики при проведении внеочередной проверки прибора учета электроэнергии на принадлежащем <…> объекте, расположенном по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, <…>.

Основанием для возбуждения настоящего дела явилось выявление Хакасским УФАС России неправомерного составления <…> в отношении <…> акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления № 18.3-04-40 от 25.04.2018.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило заявление <…> (далее также Заявитель) о нарушении <…> антимонопольного законодательства при проведении очередной поверки прибора учета электроэнергии на принадлежащем Заявителю объекте, расположенном по адресу: Республика Хакасия, г. Абакан, <…> и неправомерного (по мнению заявителя) составления акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления № 18.3-04-40 от 25.04.2018.

Из заявления <…> установлено следующее.

25.04.2018 без предварительного уведомления и допуска со стороны <…>, представителем <…> <…> была произведена проверка прибора учета электрической энергии Заявителя с составлением Акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления № 18.3-04-40 от 25.04.2018, согласно которому способом и местом осуществления безучетного потребления электрической энергии явилось истечение межповерочного интервала ТТ.

Характеристика расчётного прибора учёта: тип – энергомера цэ6803в; номер <...> ; показания: 021880,9; Iном, А: 5(75); Uном, В: 3х230/400; Дата гос. поверки IV 2008; Дата след. гос. поверки IV 2024; Класс точности 1.

На основании вышеуказанного акта <…> произведен расчет объема потребления электрической энергии, согласно которому доначисление потребления электрической энергии <…> составил 277 895 кВт.ч в период с 01.05.2017 по 30.04.2018. Общий расход на 30.04.2018 составил 368,589 кВт.ч. Итого к оплате с учетом задолженности: 1 125 492.90 руб.

Проверка прибора учета электроэнергии, принадлежащего <…> проведена в присутствии представителя потребителя (согласно акту) и в отсутствии представителя потребителя (согласно заявлению).

В ходе проверки было выявлено, что прибор учета электрической энергии не пригоден к применению в качестве расчетного по причине истечения межповерочного интервала трансформаторов тока.

Сетевой организацией было предложено заменить либо поверить трансформаторы тока. Сведений о направлении данной информации в адрес законного представителя <…> <…> не представлено.

25.04.2018 в адрес <…> поступило обращение названного потребителя с просьбой опломбировать замененный трансформаторов тока и ввести его в эксплуатацию, что было исполнено в соответствии с актом от 10.05.2018 № 07-05-05-1013 допуска прибора учета в эксплуатацию.

В последующем, 25.05.2018 <…> обратилось в адрес <…> с заявлением с просьбой опломбировать замененный прибор учета электрической энергии и ввести его в эксплуатацию, что было исполнено в соответствии с актом от 31.05.2018 № 07-10-0591 допуска прибора учета в эксплуатацию.

Статьей 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п. 179 ОПФРРЭЭ в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном п. 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.

В соответствии с пунктом 173 ОПФРРЭЭ проверки расчетных приборов учета осуществляются в плановом и внеплановом порядке.

Плановые проверки приборов учета осуществляются сетевой организацией на основании плана-графика проведения проверок расчетных приборов учета, разработанного сетевой организацией и согласованного с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в порядке, указанном в пункте 174 ОПФРРЭЭ.

В плане-графике проведения проверок расчетных приборов учета должны быть указаны точки поставки электрической энергии, в отношении которых проводится проверка, дата и время проведения проверки с учетом режима работы объекта и форма проверки.

Сетевая организация уведомляет ежемесячно, до 25-го числа текущего месяца, гарантирующего поставщика (энергосбытовую, энергоснабжающую организацию) о включенных в разработанный ею план-график проведения проверок расчетных приборов учета на следующий месяц точках поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) и которые расположены в границах объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.

Гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) в течение 2 рабочих дней обязан направить сетевой организации ответ, содержащий:

согласие с планом-графиком проведения проверок расчетных приборов учета в отношении обслуживаемых им точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках) либо предложение об изменении состава планируемых к проверке обслуживаемых им точек поставки, но не более чем на 20 процентов точек поставки, планируемых к проверке в соответствии с этим планом-графиком, а также перечень обслуживаемых им точек поставки из числа точек поставки, согласованных для включения в указанный план-график для проведения инструментальной проверки;

перечень точек поставки, при проведении проверки в отношении которых планируется участие представителей гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации).

Сроки проведения проверки прибора учета электрической энергии Заявителя с гарантирующим поставщиком не согласовывались. Таким образом в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства плановости проведения такого мероприятия. В свою очередь основания проведения внеплановой проверки прибора учета электроэнергии потребителя <…> в соответствии с абз. 4-6 пункта 173 ОПФРРЭЭ у сетевой организации отсутствовали.

Согласно пункту 177 ОПФРРЭЭ в случае, если для проведения проверки приборов учета сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях ее недопуска к расчетным приборам учета.

Между тем, в нарушение указанного порядка <…> не уведомило <…> о дате и времени проведения проверки. Персоналом <…> в нарушение процедуры проверки расчетных приборов учета потребителя был составлен Акт от 25.04.2018 в отсутствие законного представителя Заявителя, либо лица, которому было доверено участие в проведении данной проверки.

Доказательства направления Заявителю уведомлений о дате и времени проведения проверки расчетного приборам учета потребителя <…> и копии Акта от 25.04.2018, а также уведомления о необходимости замены прибора учета <…> не представлены.

Установив данные обстоятельства, прихожу к выводу, что указанные нарушения ОПФРРЭЭ со стороны <…> привели к тому, что потребитель оказался лишен того, на что был вправе рассчитывать согласно абз. 5 пункта 155 ОПФРРЭЭ – а именно на своевременное и заблаговременное информирование со стороны <…> о необходимости проведения очередной поверки прибора учета. Прямым последствием этого стало выставление потребителю счетов «по пропускной способности», а не по показаниям прибора учета.

Ответственность потребителя за прибор учета применительно к обстоятельствам данного дела должна рассматриваться в совокупности с гарантиями, предоставленными ему ОПФРРЭЭ, включая право знать о проводимых проверках прибора учета, их результатах, о необходимости проведения очередной поверки прибора учета. Нарушение данных гарантий заявителем в настоящем деле образует злоупотребление доминирующим положением (аналогичная позиция изложена в решениях по делу № А23-6602/2017).

В силу пункта 145 Основных положений обязанность по обеспечению оснащения энергопринимающих устройств потребителей, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций приборами учета, а также по обеспечению допуска установленных приборов учета в эксплуатацию возлагается на собственника энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства соответственно.

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки.

Согласно пункту 155 Основных положений собственник прибора учета, если иное не установлено в пункте 145 настоящего документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета, а если прибор учета установлен (подключен) через измерительные трансформаторы - то также и периодических поверок таких измерительных трансформаторов.

Периодическая поверка прибора учета, измерительных трансформаторов должна проводиться по истечении межповерочного интервала, установленного для данного типа прибора учета, измерительного трансформатора в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Демонтаж прибора учета в целях осуществления его поверки производится в порядке, установленном в пункте 149 Основных положений.

В целях информирования собственника прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов сетевая организация при проведении проверки прибора учета уведомляет собственника такого прибора учета о необходимости своевременного проведения очередной поверки прибора учета, измерительных трансформаторов путем соответствующего указания в акте проверки прибора учета. Такое уведомление должно быть сделано, если до проведения очередной поверки прибора учета осталось менее 1 календарного года, и проведение проверки прибора учета до наступления срока проведения очередной поверки не планируется.

Пунктом 167 Основных положений предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и сетевые организации, вправе проводить проверки соблюдения потребителями требований, определяющих порядок учета электрической энергии (мощности), условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

В разделе Х Основных положений предусмотрены два вида мероприятий, проводимых сетевой организацией в отношении приборов учета электрической энергии: проверка правильности снятия показаний расчетных приборов учета (контрольное снятие показаний), которая регулируется пунктами 169-171 Основных положений, и проверка расчетных приборов учета, регулируемая пунктами 172-178 Основных положений.

Согласно пункту 169 Основных положений сетевая организация проводит контрольное снятие показаний в соответствии с разработанным ею планом-графиком проведения контрольного снятия показаний. Такой план-график сетевая организация составляет в отношении точек поставки потребителей (производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которых присоединены, в том числе опосредованно, к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации. План-график проведения контрольного снятия показаний сетевая организация доводит до сведения гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) в отношении тех точек поставки потребителей, обслуживание которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). Порядок проведения контрольных мероприятий прописан в основных положениях.

Пунктом 170 Основных положений предусмотрено, что в случае, если для проведения контрольного снятия показаний сетевой организации требуется допуск к энергопринимающим устройствам (энергетическим установкам, объектам электросетевого хозяйства), в границах которых установлен расчетный прибор учета, то сетевая организация за 5 рабочих дней до планируемой даты его проведения направляет их собственнику уведомление о необходимости обеспечения допуска, содержащее дату и время проведения контрольного снятия показаний, указанные в плане-графике проведения контрольного снятия показаний, а также информацию о последствиях недопуска.

В соответствии с пунктом 172 Основных положений проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

В случае если в отношении каких-либо точек поставки сетевой организацией не были проведены проверки расчетных приборов учета в соответствии с планом-графиком, указанным в пункте 173 Основных положений, а также если в отношении каких-либо точек поставки за прошедшие 12 месяцев сетевой организацией не были проведены проверки приборов учета, то проверки приборов учета в отношении соответствующих точек поставки вправе провести гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), который в отношении таких точек поставки осуществляет продажу электрической энергии.

В указанных случаях гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) осуществляет проверки приборов учета в порядке, аналогичном установленному в настоящем разделе порядку для их проведения сетевой организацией.

Оценив документальные доказательства, прихожу к выводу о неправомерном составлении <…> в отношении <…> акта о неучтенном потреблении электроэнергии при выявлении факта безучетного потребления (для юридических лиц) № 18.3-04-40 от 25.04.2018.

Таким образом, в действиях <…> имеются признаки нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктами 3.50–3.68 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339 прошу провести внутриведомственную  правовую экспертизу и принять решение о возможности возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении <…> по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции а именно:

-        проведении проверок приборов учета электроэнергии, установленного на объекте заявителя, без предварительного уведомления заявителя о проведении проверки (с нарушением порядка, определенного Основными положениями);

-        в неправомерном доначислении заявителю объемов потребления электрической энергии в связи с истечением у приборов учета, установленных на объекте заявителя, срока межповерочного интервала, результатом чего явилось ущемление интересов <…>.

Учитывая изложенное, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1.      Назначить дело № 5-А-Т-18 к рассмотрению на 09.10.2018 в 14 часов 00 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, 3, кабинет 309.

2.      Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя: <…> (655015, Республика Хакасия, г. Абакан, <…>, далее также – Заявитель).

3.      Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика <…> (далее также – Общество, Сетевая организация).

4.      Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах <…>.

5.      Заявителю в срок до 24.09.2018 предоставить в адрес Хакасского УФАС России сведения и документы, имеющие значение для рассмотрения дела (кроме представленных ранее).

6.      <…> в срок до 24.09.2018 предоставить в адрес Хакасского УФАС России следующие сведения и документы:

-        письменные пояснения касательно срока межповерочного интервала Трансформаторов тока с документальным подтверждением;

-        перечень выполненных Сетевой организацией мероприятий по плановой и внеплановой проверки расчетных приборов учета электроэнергии на упомянутых объектах Заявителя, документальное подтверждение соблюдения порядка и сроков их выполнения в ходе проведения проверки 25.04.2018;

-        акты ввода в эксплуатацию расчетных приборов учета электроэнергии на объектах Заявителя;

-        письменные пояснения по вопросу проведении проверки приборов учета электроэнергии, установленного на объекте заявителя, без предварительного уведомления заявителя о проведении проверки;

-        иные имеющиеся в распоряжении <…> сведения и документы, относящиеся к рассматриваемым обстоятельствам.

7.      <…> в срок до 24.09.2018 предоставить в адрес Хакасского УФАС России сведения и документы касательно рассматриваемой ситуации с письменным обоснованием своей правовой позиции.

8.      Лица, участвующие в деле вправе представить в адрес Хакасского УФАС России иные документы и письменные пояснения, которые могут иметь значение для рассмотрения дела по существу.

Представленные документы должны быть оформлены надлежащим образом: подписаны и заверены в установленном порядке. Согласно положениям ч. 2 ст. 45.1 Закона о защите конкуренции каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного комиссией.

Явка лиц, участвующих в деле, либо их представителей обязательна. При себе иметь документы, удостоверяющие личность и полномочия.

Непредставление или несвоевременное представление в территориальный антимонопольный орган сведений (информации), а равно представление заведомо недостоверных сведений (информации) влечет ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии                                                       <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны