Решение №019/05/28-1340/2020 РЕШЕНИЕ по делу № 019/05/28-1340/2020 от 25 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFЗаявителю по жалобе:
irbanata@yandex.ru
Лицу, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
Обществу с ограниченной ответственностью «Ломбард Аурум»
пр. Ленина, д. 64, кв. 44, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017
89607760101@yandex.ru
РЕШЕНИЕ
по делу № 019/05/28-1340/2020
Резолютивная часть решения оглашена 11.01.2020 г. г. Абакан
В полном объеме решение изготовлено 25.01.2020 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее - Хакасское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии: |
|
рассмотрев дело № 019/05/28-1340/2020, возбужденное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Аурум» (далее – ООО «Ломбард Аурум») по признакам нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), выразившегося распространении ООО «Ломбард Аурум» рекламной информации следующего содержания: «Aurum Ломбард. Оценка выше, % ниже. Золото от 4 %, техника от 10 %. Без штрафов и скрытых комиссий» по адресу: ул. Торговая, д. 5 А, г. Абакан, Республика Хакасия, выявленной вследствие мониторинга наружной рекламы,
в отсутствии ООО «Ломбард Аурум», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
22.10.2020 г., в ходе проведения Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия мониторинга наружной рекламы на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, выявлено распространение рекламы в виде баннера, размещенного по адресу: г. Абакан, ул. Торговая, 5 А, следующего содержания:
«Aurum Ломбард. Оценка выше, % ниже. Золото от 4 %, техника от 10 %. Без штрафов и скрытых комиссий» (далее – реклама).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о рекламе реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о рекламе объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Данная информация полностью подпадает под понятие реклама, так как имеет все признаки, характеризующие данное понятие.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.
Рассматриваемая реклама продвигает финансовую услугу - займ, предоставляемую организацией «Ломбард Аурум».
Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
Организацией предоставляется финансовая услуга - займ при любом варианте залога (любой вещи), предоставляемого клиентом при осуществлении займа и выдается любая сумма займа независимо от того какой залог предоставит заемщик.
Данная реклама имеет признаки нарушения части 7 статьи 5 Закона о рекламе: не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В размещенной Обществом рекламной информации, видно, что в ней указана процентная ставка займа в размере 10 %, каких-либо иных сведений о рекламируемой финансовой услуге в рекламе не содержится.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг, и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
Если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее (часть 3 статьи 28 Закона о рекламе).
Частью 3 статьи 7 Закона о ломбардах установлено, что существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).
На рекламном баннере указана только процентная ставка. Каких-либо иных сведений об услуге, которые могут повлиять на сумму расходов клиента, в рекламе не содержится.
Таким образом, стоимость финансовой услуги не может складываться только из указанной в рекламе одной составляющей: процентной ставки.
Поскольку указанная информация является существенной, выявленные условия предоставления займа могут повлиять на сумму расходов; отсутствие данной информации в рекламе способно ввести потребителя в заблуждение относительно рекламируемого продукта.
Факт распространения Обществом рекламы с признаками нарушения подтверждается актом мониторинга от 22.10.2020 г.
Согласно части 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе несет рекламодатель.
На основании имеющихся материалов в деле, рекламодателем является ООО «Ломбард Аурум».
На основании вышеизложенного, рассматриваемая реклама финансовых услуг имеет признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе.
В связи с чем, определением от 09.12.2020 г. (исх. № 04-11842/АК) возбуждено дело № 019/05/28-1340/2020.
Антимонопольным органом было установлено, что деятельность с финансовыми операциями осуществляет Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Аурум» (далее – ООО «Ломбард Аурум», ОГРН: 1201900002842, ИНН: 1901145035, ДИРЕКТОР: Бессонова Наталья Андреевна).
Таким образом, деятельность по выдаче займов под залог по указанному адресу осуществляет ООО «Ломбард Аурум».
25.12.2020 г. в антимонопольное управление поступили письменные пояснения директора ООО «Ломбард Аурум», в которых указано, что рекламная информация с признаками нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе была размещена только по фактическому адресу организации: 655010, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Торговая 5А. Рекламный баннер будет демонтирован в срок до 31.12.2020 г.
11.01.2021 г. в антимонопольное управление поступило письменное обращение директора ООО «Ломбард Аурум» Бессоновой Н.А. с просьбой провести рассмотрение дела без её участия, а также информация о том, что баннер с рекламной информацией с признаками нарушения законодательства РФ о рекламе был демонтирован.
11.01.2021 г. сотрудником Хакасского УФАС России был произведен выезд на указанный заявителем адрес и составлен акт мониторинга от 11.01.2020 г., подтверждающий демонтаж баннера с рекламной информацией, размещённого по адресу г. Абакан, ул. Торговая, д. 5А. Следовательно, основания для выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе отсутствуют.
11.01.2021 г., проанализировав все имеющиеся материалы дела, Комиссия Хакасского УФАС России решила признать ООО «Ломбард Аурум» нарушившим части 7 статьи 5, пункта 2 части 2 статьи 28, части 3 статьи 28 Закона о рекламе, а рекламу «Aurum Ломбард. Оценка выше, % ниже. Золото от 4 %, техника от 10 %. Без штрафов и скрытых комиссий» - ненадлежащей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Комиссия,
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Aurum Ломбард. Оценка выше, % ниже. Золото от 4 %, техника от 10 %. Без штрафов и скрытых комиссий», расположенную на рекламном баннере по адресу: г. Абакан, ул. Торговая, 5.
- Признать общество с ограниченной ответственностью «Ломбард Аурум» (ИНН: ОГРН: , адрес: 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, проспект Ленина 64, кв. 44) ответственным за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пунктом 2 части 2 статьи 28, частью 3 статьи 28 Закона о рекламе.
- Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать ввиду устранения нарушения.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хакасского УФАС России для возбуждения дел об административном правонарушении, предусмотренных статьей 14.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель комиссии
|
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|