Решение №019/06/33-966/2020 Решение по жалобе № 019/06/33-966/2020 от 21 августа 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

1. Государственному заказчику – Министерству природных ресурсов и экологии Республики Хакасия

655017, Республика Хакасия. г. Абакан, пр.Ленина, 43, строение 1

min-prirod@r-19.ru

 

2. Уполномоченному органу - Государственному комитету по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и его комиссии

помещение 46Н, ул. Кирова, 99Б, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

gz@r-19.ru

 

3. Заявителю –

ООО «Диалог»

454084, Челябинская обл., г. Челябинск,

ул. Каслинская, д. 99Д, оф. 2/17

td@dialexp.ru

 

4. Оператору электронной площадки –

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

Извещение № 0380200000120004209

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 019/06/33-966/2020

 

«21» августа 2020 года                                                                              г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее – Комиссия) в составе:

Председателя комиссии -

«…», заместителя руководителя управления;

Членов комиссии:

«…», главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

«…», ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

в присутствии представителей Государственного заказчика – Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия (далее – Заказчик, Минприроды):

- «…», на основании доверенности № 104 от 05.12.2019г.,

- «…», на основании доверенности № 194 от 19.08.2020г.,

без участия Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Диалог» (далее – ООО «Диалог», Заявитель, податель жалобы) и уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее – Госкомзакуп РХ, уполномоченный орган), уведомленных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «Диалог» на действия государственного заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку лесопожарной техники (бульдозер с бульдозерно-рыхлительным оборудованием) в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой (закупка № 0380200000120004209), и результаты проведения внеплановой проверки действий государственного заказчика, уполномоченного органа и его комиссии, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 17.08.2020 года входящий № 7558 поступила жалоба ООО «Диалог» на действия государственного заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку лесопожарной техники (бульдозер с бульдозерно-рыхлительным оборудованием) в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой (закупка № 0380200000120004209).

Податель жалобы сообщает, что в обоснование необходимости указания в описании объекта закупки дополнительной информации, которая не указана в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Заказчиком указано, что потребность в указанных характеристиках товара обусловлена особенностью требований к эксплуатации товара, имеющейся у заказчика. При этом, приведенное обоснование не содержит объективных аргументов, доказывающих, почему данные характеристики отвечают потребностям заказчика, как они помогают ему в выполнении соответствующих функций. Обоснование носит формальный характер и не подтверждает обоснованность указания дополнительной информации в соответствии с подпунктами 4 – 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и статьи 33 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Заявитель просит приостановить процедуру закупки до рассмотрения жалобы по существу, провести внеплановую проверку, выдать Заказчику предписание об устранении указанных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и внесении изменений в аукционную документацию в части исключения положений, противоречащих действующему законодательству.

От Уполномоченного органа в материалы дела представлены запрашиваемые документы (вх. № 7701 от 19.08.2020 года), без представления письменных пояснений.

Также в адрес антимонопольного органа от Заказчика поступили запрашиваемые документы (вх. № 7700 от 19.08.2020), в том числе письменные пояснения о необоснованности жалобы. На рассмотрении жалобы представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, просили признать жалобу необоснованной.

 

В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, Комиссия пришла к следующим выводам.

07.08.2020 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещена информация (извещение, аукционная документация, проект контракта, техническое задание, обоснование НМЦ) о проведении электронного аукциона на поставку лесопожарной техники (бульдозер с бульдозерно-рыхлительным оборудованием) в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой (закупка № 0380200000120004209).

 

 

Документация об аукционе ЭА/20-004292 от 07 августа 2020 г. утверждена Министром «…» (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 5.12.2017 № 630).

Начальная (максимальная) цена контракта 21 933 333,34 рублей.

Дата и время начала подачи заявок 07.08.2020 10:07.

Дата и время окончания подачи заявок 17.08.2020 08:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 18.08.2020.

Дата проведения аукциона в электронной форме 18.08.2020.

Согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.08.2020 №0380200000120004209-0 до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 2 (две) заявки.

Аукционная комиссия уполномоченного органа рассмотрела первые части заявок на участие в электронном аукционе, на соответствие требованиям, установленным документацией об аукционе, и приняла следующее решение:

- отказать в допуске к участию в аукционе в электронной форме участнику с идентификационным номером заявки 108065523, на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в нарушение подпункта б) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит информацию, не соответствующую значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме части 7 «Описание объекта закупки» (вид оборудования бульдозера: многозубый рыхлитель);

- отказать в допуске к участию в аукционе в электронной форме участнику с идентификационным номером заявки 108080472, на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в нарушение подпункта б) пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: первая часть заявки на участие в электронном аукционе не содержит конкретных характеристик, соответствующих значениям, установленным документацией об аукционе в электронной форме части 7 «Описание объекта закупки» (единицы измерения дорожного просвета).

В соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.

 

При принятии решения Комиссия руководствуется следующим.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе также установлено, что Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 145) утверждены в том числе Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

КТРУ используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (пункт 2 Правил).

Согласно пункта 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

При этом пунктом 5 Правил определено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:

а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";

б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 6 Правил также установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

 

Согласно информации, указанной в Извещении о проведении электронного аукциона № 0380200000120004209, Заказчику требуются к поставке товары – два бульдозера с бульдозерно-рыхлительным оборудованием (код позиции КТРУ 28.92.21.000-00000002).

Установлено, что позицией КТРУ 28.92.21.000-00000002 предусмотрены 15 (пятнадцать) характеристик, причем одна из них «Вид ходовой части» является обязательной.

В свою очередь, Заказчиком при описании объекта закупки, которым является Техническое задание на поставку бульдозера с бульдозерно-рыхлительным оборудованием (часть 7 аукционной документации), применены все характеристики закупаемого товара, за исключением необязательных для применения характеристик «Климатическое исполнение» и «Вид отвала». Кроме того, указан ряд иных функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара, не предусмотренных соответствующими позициями КТРУ.

В соответствии с требованиями пунктов 5, 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 145, Заказчиком включено в описание объекта закупки (Техническое задание) «Обоснование о необходимости указания дополнительной информации, которая не указана в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором Заказчик в том числе указал следующее:

«Заказчик указывает в плане-графике закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке иную и (или) дополнительную информацию, иные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, поскольку часть информации, необходимой Заказчику для осуществления закупки, отсутствует в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, но при этом является значимой для Заказчика и соответствует его потребности. Потребность в указанных характеристиках товара обусловлена особенностью требований к эксплуатации Товара, имеющейся у заказчика. Также данный товар должен соответствовать требованиям, предъявляемые к техническим характеристикам Товара. Дополнительная информация, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, указываются для получения товара, соответствующего потребности Заказчика.

Указание дополнительной информации не нарушает права участников закупки и не ограничивает конкуренцию, поскольку являются обобщенными и товары с указанными характеристиками широко представлены на рынке.

Обоснование необходимости использования иных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, не предусмотренных техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации:

Требования национальных стандартов (ГОСТов), технических регламентов не являются достаточными, потребность в указанных характеристиках товара обусловлена особенностью требований, имеющихся у Заказчика. В связи с вышеуказанным, к характеристикам товара установлены требования, вытекающие из потребностей Заказчика для качественного осуществления деятельности».

Кроме того, на заседании комиссии Заказчиком представлено Письмо (№ НК-09-27/2388 от 07.02.2020г.) Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации по согласованию Технического задания на поставку лесопожарной техники (бульдозер с бульдозерно-рыхлительным оборудованием) в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой.

Комиссия антимонопольного органа в полном объеме изучив и проанализировав аукционную документацию, представленные документы, письменные пояснения и заслушав представителей Заказчика, приходит к выводу, что описание объекта закупки Заказчиком сформировано в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

При этом Комиссия отмечает, что ни Законом о контрактной системе, ни положениями Постановления № 145 не предусмотрено требований к содержанию обоснования необходимости использования дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, следовательно, Заказчик вправе сформировать такое обоснование исходя из существующей потребности к закупаемому товару и в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.

Кроме того, как указано в пункте 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В рассматриваемом случае, действия Заказчика по описанию объекта закупки не ограничивают количество потенциальных участников закупки, поскольку установлено, что на участие в закупке было подано две заявки и участниками в составе заявок были предложены к поставке бульдозеры разных производителей: Б11.6000ЕР производства ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» и Четра Т-9.01.Я1ТБР-1-01 производства ПАО «Промтрактор».

Также Заказчиком в материалы дела представлены коммерческие предложения, в которых потенциальные участники к поставке предлагают следующие марки бульдозеров трех разных производителей: Четра Т-9.01.Я1ТБР-1-01 производства ПАО «Промтрактор» (Россия), Beezone D16 производства АО «Интергрупп-Благовещенск» (Россия), Bel-dozer SD16F производства ООО «Машиностроительный Альянс» (Республика Беларусь).

Кроме того, частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии участие своего представителя не обеспечил, доказательств, свидетельствующих о том, что заказчиком не соблюдены законодательно установленные требования к описанию объекта закупки, которые привели к ограничению количества участников конкретной закупки, и подтверждающие обоснованность своего довода, не представил.

На основании изложенного, жалоба ООО «Диалог» не обоснована.

 

В соответствии с положениями части 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы проводится внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводится в соответствии с положениями пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе одновременно с рассмотрением жалобы.

Вместе с тем, внеплановая проверка размещения закупки № 0380200000120004209 проведена Комиссией Хакасского УФАС России в рамках рассмотрения жалобы ООО «Эрсиэм» (Решение № 019/06/33-965/2020 размещено в ЕИС), в связи с чем, в рамках рассмотрения настоящей жалобы такая проверка не проводится.

В соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями части 6 статьи 23, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 15 статьи 99, части 9 статьи 105, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктов 3.30, 3.33 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу № 019/06/33-966/2020 ООО «Диалог» на действия государственного заказчика - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку лесопожарной техники (бульдозер с бульдозерно-рыхлительным оборудованием) в рамках Федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на модернизацию специализированной лесопожарной техникой (закупка № 0380200000120004209) необоснованной.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии:

«…»

Члены комиссии:

«…»

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны