Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ об отложении рассмотрения дела № 53-А-17 от 15 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявителю:

Прокуратуре Республики Хакасия

Чертыгашева ул., д. 80, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

Ответчикам:

Министерству по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия

Кирова ул., д. 99Б, помещение 46Н, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок»

Вяткина ул., д. 4 А, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия»

Вяткина ул., д. 3, г. Абакан, Республика Хакасия, 655017

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 53-А-17

 

14 ноября 2017 года                                                                                       г. Абакан

 

Комиссия Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

<…>, заместитель руководителя управления – начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

Члены комиссии:                 

<…>, главный специалист - эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы;

<…>, ведущий специалист – эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

<…>, специалист-эксперт отдела антимонопольного законодательства и рекламы (отсутствует),

 

кворум комиссии имеется, комиссия правомочна осуществлять свои функции,

 

рассмотрев дело № 53-А-17, возбужденное по признакам нарушения Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия, Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок», Государственным казенным учреждением Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании участникам торгов (предмет торгов – выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия): закупки №№ 0380200000116005602, 0380200000116005600, 0380200000116005605, 0380200000116005606, 0380200000116005607, 0380200000116005615, 0380200000116005616, 0380200000116006380, 0380200000116005614 преимущественных условий участия в торгах путем установления в аукционных документациях дополнительных требований к опыту работы участников аукциона, что нарушает принцип объективности и приводит к ограничению количества участников закупок,

 

в присутствии

представителей заявителей – от Прокуратуры Республики Хакасия <…>, <…> на основании служебных удостоверений,

представителей ответчиков – от Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия <…> по доверенности № 9 от 13.09.2017, выданной на срок до 31.12.2017 года,

от Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» <…> по доверенности б/н от 09.01.2017, выданной на срок до 31.12.2017 года,

в отсутствии ответчика – Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела послужили следующие обстоятельства.

В производстве Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия находятся материалы Прокуратуры Республики Хакасия (вх. № 5324 от 26.07.2017) о нарушении антимонопольного законодательства в действиях заказчика – ГКУ РХ «Хакасавтодор», ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок», Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и участников размещения закупок (предмет торгов – выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия): закупки №№ 0380200000116005602, 0380200000116005600, 0380200000116005605, 0380200000116005606, 0380200000116005607, 0380200000116005615, 0380200000116005616, 0380200000116006380.

Рассмотрев документы, представленные в Хакасское УФАС России, антимонопольный орган пришел к следующим выводам.

22.11.2016 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» размещена информация (извещение, аукционная документация, обоснование НМЦК) о проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия, расположенных в границах Боградского района (закупка № 0380200000116005602).

В Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе на «Выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия, расположенных в границах Боградского района» № 0380200000116005602, являющейся неотъемлемой частью аукционной документации, установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать: документы и информацию в соответствии с пунктом 2.2 Части 2. «Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе» настоящей аукционной документации, в том числе требования, установленные подпунктами 2.3,5,6.7 пункта 2.2 Части 2. «1 Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе», которые установлены в информационной карте документации об аукционе (часть 5 аукционной документации).

Согласно подпункту 2 пункта 2.2. части II Аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (в случае если предусмотрено информационной картой) или копии этих документов.

Пункт 19.2 Информационной карты аукционной документации содержит дополнительные требования к участникам закупки и перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление Правительства РФ № 99).

В извещении о проведении электронного аукциона от 22.11.2016 № 0380200000116005602, а также в пункте 19.2 Информационной карты аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам отдельных видов товара, работ, услуг со ссылкой на часть 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а именно:

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В этом же пункте информационной карты аукционной документации также указано, что соответствие участника закупки указанным требованиям подтверждается следующими документами:

- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;

- копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

С аналогичными дополнительными требованиями к участникам аукциона в ЕИС размещена информация о закупках на проведение работ по содержанию автомобильных дорог № 0380200000116005600, № 0380200000116005605, № 0380200000116005606, № 380200000116005607, № 0380200000116005615, № 0380200000116005616, № 0380200000116006380, а также в аукционе № 0380200000116005614.

Включение в аукционную документацию обозначенных выше дополнительных требований к участникам аукциона является нарушением требований п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно позиции 2 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ № 99 к участникам закупки выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, установлено дополнительное требование, а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. В сноске к этой позиции отмечено, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

По смыслу приведенного положения постановления Правительства РФ № 99 обозначенное выше дополнительное требование к участникам аукциона предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.

Определения понятий «объект капитального строительства», «строительство», «реконструкция», «капитальный ремонт объекта капитального строительства» приведены в ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Так, согласно ч. 10 ст. 1 ГрК РФ объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с ч. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Следовательно, работы по строительству и реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование, соответственно, вышеуказанные виды деятельности, предусмотренные вышеперечисленными кодами ОКВЭД, не относятся к выполнению работ по содержанию дорог.

Объектом закупки № 0380200000117005602 является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия, расположенных в границах Боградского района.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем); конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Таким образом, установление в рассматриваемых аукционных документациях обозначенных выше требований к опыту работы участников аукциона, нарушает принцип объективности и приводит к ограничению количества участников закупки, что нарушает требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Следовательно, аукционная документация не соответствует требованиям ч. 2 ст. 8 и п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Аналогичная правовая позиция изложена в решении Верховного Суда РФ от 22.08.2016 № АКПИ16-574 «О признании недействующим абзаца четвертого подпункта 1.3 пункта 1 Письма Минэкономразвития России № 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015 в части слов «(в том числе по текущему ремонту)», апелляционном определении Верховного Суда РФ от 29.11.2016 № АПЛ16-490.

ФАС России обращено внимание территориальных органов на необходимость при осуществлении контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о контрактной системе, с учетом позиции, изложенной в письме от 17.04.2017 № ИА/25494/17 «По вопросу о правомерности установления дополнительных требований к участникам закупки о наличии опыта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту при осуществлении закупок по текущему ремонту».

С учетом изложенного, установление в аукционных документациях обозначенных выше требований к участникам закупки, не связанных с предметом закупок, является нарушением федерального законодательства, повлекшим неблагоприятные последствия в виде ограничения конкуренции.

Доказательством ограничения конкуренции также является участие в электронном аукционе на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия, расположенных в границах Боградского района (закупка № 0380200000116005602) единственного участника - ОАО «ДЭП № 369».

Аналогично по закупке № 0380200000116005600 единственным участником аукциона являлось - ГУП РХ «Таштыпское ДРСУ»; №№ 0380200000116005605, 0380200000116005615 - ООО «Содержание дорог Сибири»; № 0380200000116005606 - ГУП РХ «Ширинское ДРСУ»; № 380200000116005607 – ГУП РХ «Орджоникидзевское ДРСУ».

Кроме того, 14.12.2016 при рассмотрении двух заявок на участие в электронном аукционе на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия, расположенных в границах Бейского района (закупка № 0380200000116005616) отклонена заявка ООО «ДСУ-7», ввиду несоответствия требованиям установленным документацией об аукционе. 13.12.2016 в закупке № 0380200000116005614 отклонена единственная заявка ООО «ДСУ-7», ввиду несоответствия требованиям установленным документацией об аукционе.

Указанные контракты заключены по начальной максимальной цене контракта.

При наличии указанных выше нарушений федерального законодательства Министерством по регулированию контрактной системы всфере закупок РХ (далее – Минзакуп РХ) аукционная документация по перечисленным закупкам была размещена в системе ЕИС, и соответственно, проведены аукционы с условиями, ограничивающими конкуренцию.

Указанное также подтверждают ответы хозяйствующих субъектов. Например, ООО «Сигма-проект» пояснило, что требования, установленные заказчиком в аукционных документациях, ограничивают права Общества как конкурента, поскольку такие требования не дают возможности выйти на указанные закупки ввиду невозможности получения какого-либо опыта за указанный в документации срок.

При таких обстоятельствах в действиях заказчика – ГКУ РХ «Хакасавтодор», ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок», Минзакупа РХ усматриваются признаки нарушения требований п. 2 ч. 1 ст.17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Хакасское УФАС России, усмотрев признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны ГКУ РХ «Хакасавтодор», ГКУ РХ «Межведомственный центр организации закупок», Минзакупа РХ приказом от 18.10.2017 № 240 возбудило дело по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в создании участникам торгов (предмет торгов – выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Хакасия): закупки №№ 0380200000116005602, 0380200000116005600, 0380200000116005605, 0380200000116005606, 0380200000116005607, 0380200000116005615, 0380200000116005616, 0380200000116006380, 0380200000116005614 преимущественных условий участия в торгах путем установления в аукционных документациях дополнительных требований к опыту работы участников аукциона, что нарушает принцип объективности и приводит к ограничению количества участников закупок.

Определением о назначении дела № 53-А-17 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 18.10.2017 года рассмотрение дела назначено на 14.11.2017 года.

        

         Представители заявителей поддержали доводы, изложенные ранее в поданном заявлении.

         На вопрос Председателя Комиссии относительно квалификации рассматриваемого нарушения антимонопольного законодательства по статье 16 Закона о защите конкуренции, что-либо пояснить затруднились.

         На вопрос представителя ответчика – Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия о том, в каких действиях министерства усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства с учетом Постановления Правительства Республики Хакасия от 10.11.2015 № 579 «Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия и внесении изменений в отдельные правовые акты Правительства Республики Хакасия» что-либо пояснить затруднились.

        

         Представитель ответчика – Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» не согласилась с вменяемым нарушением и пояснила следующее.

          Дополнительные требования к участникам закупки в части опыта были включены в документацию по указанию Государственного казенного учреждения Республики Хакасия «Межведомственный центр организации закупок» в рамках действующего соглашения о взаимодействии.

         Кроме того, право участия в аукционах не было ограничено (заявки не отклонялись по спорному основанию).

         Дополнительные требования к участникам закупки в части опыта соотносятся с положениями постановления Правительства РФ № 99 от 04.02.2015.

         Ссылка на решение Верховного суда РФ не состоятельна, поскольку указанное решение представляет собой частный случай, не имеет отношения к рассматриваем обстоятельствам.

         Письмо ФАС России не является нормативным правовым актом, носит разъяснительный характер.

        

         Представитель ответчика – Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия не согласился с вменяемым нарушением ввиду отсутствия законных оснований вносить изменения в заявки, направляемые для размещения в министерство.

        

Положениями пункта 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции установлено, что комиссия вправе отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 47 Закона о защите конкуренции комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Отложить рассмотрение дела № 53-А-17.
  2. Назначить рассмотрение дела № 53-А-17 на 30 ноября 2017 года в 11 часов 15 минут по адресу: г. Абакан, ул. Вяткина, д. 3, кабинет 303.

3. Заявителю, ответчикам представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия в срок до 27.11.2017 года следующие документы и информацию:

- копию Свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ (для ГКУ РХ «Хакасавтодор»);

- копию Положения о Учреждении (для ГКУ РХ «Хакасавтодор»);

- копию документов, подтверждающих назначение и полномочия руководителя Учреждения (для ГКУ РХ «Хакасавтодор»);

- письменные пояснения по существу настоящего дела (по всем доводам, изложенным на заседании комиссии от 14.11.2017 с приложением подтверждающих документов).

 

Явка лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства (их представителей с доверенностями на участие в рассмотрении дела, оформленных надлежащим образом), обязательна.

 

Непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей (часть 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии:                                               

                                                                    

                                                                         

 

                                                                         (отсутствует)

 

<…>

 

<…>

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны