Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе № 53/КС от 21 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                    Уполномоченному органу –            

Государственному комитету по размещению государственных заказов Республика Хакасия

ул. Кирова, 99Б, г. Абакан,

Республика Хакасия, 655017

 

2. ООО «Континент»

стр.1, ул.Самокатная, д.2А,г. Москва, 111033

 

3. ООО «Рдез»

пом. 263, ул. Академика Киренского, 67, г. Красноярск, Красноярский край, 660100

 

                                                                                     Список рассылки Государственным заказчикам

 

                                                    

21.04.2015 № 06-2855/АЛ

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 53/КС

 

16 апреля 2015 г.                                                                                        г. Абакан

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю  закупок в составе:

Председатель комиссии -

Лебедева К.А., руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия;

Члены комиссии:

Козгова Н.П., начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Шалимова О.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;

Лунёва А.В., специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,

при участии со стороны:

1. Уполномоченного органа – Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия (далее - уполномоченный орган):

- «…», по доверенности от 30.01.2015г. № 3,

2. Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью «Континент» (далее – ООО «Континент»):

- «…», по доверенности от 09.04.2015г. № 23/04,

3. Заинтересованного лица – Общества с ограниченной ответственностью «Рдез» (далее – ООО «Рдез»):

- «…», по доверенности от 15.05.2015г. № 686,

4. В отсутствие государственных заказчиков - государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Хакасия (согласно списка рассылки), уведомленных надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу  № 53/КС ООО «Континет» на действия уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (закупка № 0380200000115000318), и результаты проведения внеплановой проверки действий уполномоченного органа, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок),

на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,

                                            

УСТАНОВИЛА:

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 13.04.2015г. входящий № 245 по подведомственности с ФАС России поступила жалоба ООО «Континент» от 09.04.2015 исходящий № 22/04-15 на действия комиссии уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (закупка № 0380200000115000318).

В жалобе заявитель сообщает, что 25.03.2015г. уполномоченный орган внес изменения в аукционную документацию на поставку дезинфицирующих средств (закупка № 0380200000115000318), в результате которых, были изменены основные функционально-технические характеристики дезинфицирующих средств по большинству пунктов технического задания, а именно: диапазоны процентных соотношений основных действующих веществ, их суммарное содержание, форма выпуска, требования к сроку годности рабочего раствора, режимам дезинфекции. По пунктам 28, 42, 43, 48, 66, 77, 83, 85, 86, 88, 89, 12 техническое задание было полностью изменено, то есть, затребованы дезинфицирующие средства с совершенно другими характеристиками.

Заявитель считает, что уполномоченный орган, внеся изменения в аукционную документацию от 25.03.2015 года, нарушил статью 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в части изменения объекта закупки.

Податель жалобы также отмечает, что границы диапазонов процентного содержания основных действующих веществ по большинству пунктов технического задания изменены таким образом, что их нижние значения увеличились, а верхние – уменьшились, либо введены ограничения данных диапазонов, что в свою очередь, по мнению заявителя, приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки и нарушает Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В жалобе заявитель также говорит о том, что опубликованные изменения технического задания аукционной документации от 25.03.2015г. не соответствуют опубликованному 25.03.2015г. приложению аукционной документации «обоснование НМЦ».

Податель жалобы просит:

1.Признать жалобу ООО «Континент» обоснованной.

2. Признать действия уполномоченного органа при размещении заказана поставку дезинфицирующих средств для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Хакасия (извещение  № 0380200000115000318 от 28.01.2015г.) не соответствующими и нарушившими нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок и Закона о защите конкуренции.

3. Отменить несоответствующие законодательству изменения извещения о проведении электронного аукциона от 25.03.2015.

4. Обязать уполномоченный орган привести изменения извещения аукционной документации, касающиеся пунктов запросов на разъяснение положений аукционной документации №РД11 и №РД13 от 20.03.2015г. в соответствие с действующим законодательством.

На рассмотрении жалобы по существу, представителем ООО «Континент» довод о нарушении уполномоченным органом норм Закона о защите конкуренции был снят. Остальные доводы, изложенные в жалобе, представитель подателя жалобы поддержал и просил признать жалобу обоснованной.

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 15.04.2015г. вх. № 2200 поступили письменные пояснения от государственного заказчика - ГБУЗ РХ «Республиканское клиническое бюро судебно-медицинской экспертизы», в которых указано, что никаких изменений в аукционную документацию заказчик не вносил.

13.04.2015г. вх. № 2172 государственный заказчик - ГбУЗ РХ «Абаканская ГКП», 15.04.2015г. вх. № 2221 государственный заказчик - ГБУЗ РХ «Горбольница № 1 г.Черногорска»  направили в адрес антимонопольного управления информацию о своих контрактных службах.

Государственные заказчики – ГБУЗ РХ «Копьевская районная больница» (14.04.2015г. вх. № 136), ГБУЗ РХ «Саяногорская городская стоматологическая поликлиника» (15.04.2015г. вх. № 2201), ГБУЗ РХ «Саяногорская городская поликлиника рп.Черемушки» (15.04.2015г. вх. № 2222) направили ходатайства о рассмотрении жалобы № 53/КС ООО «Континент» в их отсутствие.

Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель уполномоченного органа пояснил, что считает доводы заявителя жалобы несостоятельными, жалобу необоснованной по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4.4.16 Положения о Государственном комитете по размещению государственных заказов Республики Хакасия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 146 (с последующими изменениями), Госкомитет осуществляет полномочия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением полномочий по обоснованию закупок, выбору способа определения поставщика, описанию объекта закупки, определению начальной (максимальной) цены контракта, определению условий контракта и подписанию контракта.

Согласно подпункта «г» пункта 2 пункта 3.1. Порядка взаимодействия заказчиков и Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 № 146 (с последующими изменениями) (далее - Порядок), заказчик утверждает заявку, в том числе входящие в нее сведения и документы, в целях включения таковых в неизменном виде в документацию о закупке как часть, утвержденную непосредственно заказчиком.

Госкомитет на основании заявки, представленной заказчиком, формирует и утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе, в части не отнесенной к непосредственному утверждению заказчиком (подпункт «а», пункт 1 пункта 3.1 Порядка).

28.01.2015 Госкомитет разместил извещение и аукционную документацию «На поставку дезинфицирующих средств» в ЕИС (на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в сети Интернет).

Техническое задание документации об аукционе разрабатывается заказчиком, утверждается заказчиком и уполномоченным органом. Таким образом, заказчик самостоятельно принимает решение о формировании объекта закупки, технических характеристиках, обосновывает начальную (максимальную) цену контракта, сроки и иные условия поставки товаров, с учетом его нужд и потребностей.

В течение всего времени размещения аукциона заказчикам поступали запросы, в которых участники указывали замечания на положения технического задания, размещенного в составе аукционной документации.

В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчики принимали решение о внесении изменений в документацию об аукционе.

Заказчики вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований, а применительно к указанию конкретных требований к дезинфицирующим средствам должна также учитываться и сфера их деятельности.

Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчиков, а также обязанность обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Данная позиция подтверждается судебной практикой: Постановление шестого арбитражного апелляционного суда № 06АП-1582/2013.

При внесении изменений в техническое задание аукционной документации «На поставку дезинфицирующих средств» перечень позиций и их наименование оставались неизменными, незначительно изменились их характеристики, не подпадающие под запрет установленный частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, согласно которой не допускаются изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок.

Внося изменения в техническое задание аукционной документации «На поставку дезинфицирующих средств», заказчики исходили из необходимости соблюдения требований пункта 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок об использовании при описании объекта закупки стандартных показателей, приведения характеристик дезинфицирующих средств в соответствие с действующими СанПиНами.

Заказчиками проанализированы технические характеристики по позициям, указанным в жалобе ООО «Континент». Согласно проведенному анализу рынка, на каждую из указанных позиций соответствует предложение не менее чем двух различных независимых производителей.

Например, по позиции № 7 технического задания подходят следующие препараты:

- Амадеус производства ОАО ПО «ТОС», Россия;

- ДезисептИ Ультра производства «Дезиндустрия», Россия.

По позиции № 8 технического задания подходят следующие препараты:

- Амадеус ОП производства ОАО ПО «ТОС», Россия;

- Чистея ОП производства ООО «Вита Пул», Россия.

Таким образом, действия Заказчиков соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок. Основания для отмены произведенных изменений в техническом задании аукционной документации отсутствуют.

Представитель уполномоченного органа просил признать жалобу необоснованной.

Представитель заинтересованного лица на рассмотрении жалобы по существу пояснил, что считает правомерными действия уполномоченного органа по изменению аукционной документации на поставку дезинфицирующих средств с целью приведения такой в соответствие с законодательством. Объект закупки не изменился. Нарушений норм закона о защите конкуренции также не имеется, по мнениию представителя ООО «Рдез», поскольку, со слов представителя уполномоченного органа, на участие в электронном аукционе подано семь заявок.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у уполномоченного органа и заказчиков документы и информация о размещении вышеуказанной закупки  представлены на рассмотрение жалобы № 53/КС в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.

На официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на Электронной торговой площадке ООО «РТС-тендер» 28.01.2015 года размещена информация (извещение, аукционная документация, обоснование НМЦ, техническое задание) о проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (закупка № 0380200000115000318).

Наименование объекта закупки: поставка дезинфицирующих средств.

Начальная (максимальная) цена контракта 13 594 243 рубля 56 копеек.

       Заказчиками аукциона выступают 39 государственных бюджетных учреждений здравоохранения Республики Хакасия, уполномоченным органом – Государственный комитет по размещению государственных заказов Республики Хакасия, действующий на основании Постановления Правительства РХ от 12.05.2009 № 146 (в ред. от 26.11.2013 г.) «Об утверждении Положения о Государственном комитете по размещению государственных заказов Республики Хакасия» (далее – Положение о Государственном комитете).

Согласно подпункта а) пункта 1 части 3.1 Положения о Государственном комитете, в целях организации и подготовки определения конкурентными способами поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в форме конкурса (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукциона (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запроса котировок, запроса предложений (далее - торги):

1) Госкомитет:

а) на основании заявки, представленной заказчиком, разрабатывает и утверждает конкурсную документацию, документацию об аукционе, готовит извещение о проведении запроса котировок, запроса предложений (далее - документация). Срок подготовки документации не должен превышать 20 рабочих дней с момента подписания приказа о принятии решения о способе размещения заказа.

Документация об аукционе № 0380200000115000318 утверждена Председателем Госкомитета «…».

В процессе проведения закупочной процедуры на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru уполномоченным органом размещено 15 разъяснений положений документации об электронном аукционе № 0380200000115000318.

Изменения в аукционную документацию вносились в соответствии с поступившими запросами о даче разъяснений положений аукционной документации, либо по собственной инициативе заказчика 28.01.2015г., 10.02.2015г., 24.02.2015г., 10.03.2015г., 13.03.2015г., 25.03.2015г. 

На момент рассмотрения жалобы (08 часов 00 минут 16.04.2015 года) Протокол рассмотрения первых частей заявок отсутствует.

1. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу приведенных выше норм Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик наделен правом внести любые изменения в аукционную документацию (за исключением изменения объекта закупки и размера обеспечения заявок в сторону увеличения), не изменяющие её сути, по собственной инициативе, а также в связи с поступившим запросом о даче разъяснений положений аукционной документации.

Комиссией антимонопольного органа установлено, что согласно внесенных изменений в техническое задание аукционной документации от 25.03.2005 года, заказчиком изменены функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, что в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок является описанием объекта закупки.

Сам же объект закупки (поставка дезинфицирующих средств) не изменился.

Доказательств того, что вследствие внесенных изменений в техническое задание аукционной документации от 25.03.2005 года (в части характеристик дезинфицирующих средств) изменился сам объект закупки, представителем заявителя на рассмотрении жалобы по существу представлено не было.

Таким образом, довод заявителя о нарушении уполномоченным органом статьи 65 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в части изменения объекта закупки, не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 настоящей статьи осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.

Таким образом, полномочия для рассмотрения довода подателя жалобы о нарушении уполномоченным органом требований по обоснованию начальной максимальной цены контракта по электронному аукциону на поставку дезинфицирующих средств (закупка № 0380200000115000318) у Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия отсутствуют.

На основании вышеизложенного, доводы заявителя жалобы не подтвердились, что дает основание признать жалобу необоснованной.

 

В соответствии с положениями части 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд  (далее – Административный регламент), утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14, комиссией антимонопольного органа при рассмотрении жалобы № 53/КС также осуществлялась внеплановая проверка соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Эта проверка проводилась в соответствии с положениями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки № 0380200000115000318, нарушения не обнаружены.

В соответствии с пунктом 3.34 Административного регламента, пунктом 1 части 15 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.

Пунктом  2  части 22 статьи  99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пунктом 1 части 1 статьи 33, частей 5 и 6 статьи 65, пункта 1 части 8, пункта 2 части 9, части 15 и пункта 2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктов 3.34, 3.31 Административного регламента, комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,

 

                                                          РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу № 53/КС ООО «Континент» на действия уполномоченного органа – Государственного комитета по размещению государственных заказов Республики Хакасия при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (закупка № 0380200000115000318) необоснованной.
  2. Направить информацию по обоснованию начальной (максимальной) цены контракта в орган государственного финансового контроля по Республике Хакасия – Министерство финансов по Республике Хакасия для проведения проверки.

 

Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии:

К.А. Лебедева

Члены комиссии:

Н.П. Козгова

 

О.Н. Шалимова     

 А.В. Лунёва      

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны