Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административн... от 23 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПАО «МРСК Сибири»

ул. Бограда, 144а, г. Красноярск, 660021

e-mail: mrsk@mrsks.ru 

 

Филиал ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго»

ул. Пушкина, 74, г. Абакан, 655000

e-mail: post@ab.mrsks.ru

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу об административном правонарушении

№ 6-Т-15-АП

 

14 августа 2015 года                                                                                  г. Абакан

 

Я, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 6-Т-15-АП, возбужденного в отношении юридического лица – ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) (далее также Общество, МРСК Сибири);

ОАО «МРСК Сибири» зарегистрировано Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска, дата регистрации 04.07.2005; Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия <...> вместе с тем 10.07.2015 ОАО «МРСК Сибири» внесены изменения в учредительные документы, в части наименования юридического лица, так согласно Выписке из ЕГРЮЛ полным наименованием организации является: Публичное акционерное общество  «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири», сокращенным: ПАО «МРСК Сибири», о чем  10.07.2015 в ЕГРЮЛ внесена запись, содержащая указанные сведения (ГРН 2152468396463);

Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1052460054327;

юридический адрес: 660021, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бограда, д. 144а;

ИНН 2460069527,

квалифицируемом по части 2 статьи 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

В  отсутствие законного представителя  ОАО «МРСК Сибири», извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

В присутствии: защитника общества ведущего юрисконсульта отдела правового обеспечения филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» <…> доверенность 19/30 от 28.05.2015;

Надлежащее уведомление подтверждается почтовым уведомлением о вручении РПО (№ 65501789298277; вручено 13.08.2015).

Ходатайств и отводов от ОАО «МРСК Сибири» не поступало.

 

права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, разъяснены (см. ниже),

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ),

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом (часть 5 статьи 25.5 КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛ:

 

В адрес  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее – Хакасское УФАС России, Управление) поступило заявление ОАО «Хакасэнергосбыт» (далее – заявитель, Гарантирующий поставщик)  от 03.06.2014 (вх. № 2962 от 03.06.2014),  в отношении действий (бездействия) филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (далее - Сетевая организация, Общество) в части нарушения  сроков  осуществления технологического присоединения (нарушение фактического приема (подачи) напряжения и мощности на энергопринимающие  объекты потребителей к электрическим сетям).

Согласно  заявлению между ОАО «Хакасэнергосбыт и потребителями: <…> (электроснабжение производственных баз по ул. Игарская, 17Г, 17Д г. Абакан) и  индивидуальным предпринимателем<…> (электроснабжение  зданий гаража, склада, мастерской по ул. Мира, 012В) заключены договоры энергоснабжения №16340 от 21.04.2014 и № 11300 от 21.03.2014 соответственно. В составе заявления на заключение договора  энергоснабжения <…> были представлены документы о технологическом присоединении  к электрическим сетям ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго». После заключения  с <…>договоров энергоснабжения ОАО «Хакасэнергосбыт»  направило в адрес ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» соответствующие заявки на подачу электрической энергии. Однако обязательства по подключению данных потребителей Сетевой организацией выполнены не были. Указанные действия (бездействие) Сетевой организации нарушают  права потребителей ОАО «Хакасэнергосбыт»  на своевременное получение электроэнергии, а также права ОАО «Хакасэнергосбыт» в связи с невозможностью исполнения принятых по договорам энергоснабжения  обязательств перед потребителями по оказанию услуг по  поставке  и передаче электроэнергии. 

Приказом Хакасского УФАС России от  02 сентября  2014 года № 458 по признакам нарушения ОАО «МРСК Сибири» (660021, г. Красноярск, ул. Бограда, 144А) в лице филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (655000, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Пушкина, 74) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 66-А-Т-14.

По результатам рассмотрения названного дела Комиссией Хакасского УФАС России принято решение № 66-А-Т-14 от 30.10.2014, согласно которому положение, занимаемое ОАО «МРСК Сибири» на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири», расположенных на территории Республики Хакасия, признано доминирующим; действия (бездействие) ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго», выразившиеся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации в части фактического присоединения энергопринимающих объектов потребителей (фактический прием (подача)  напряжения и мощности), признаны нарушившими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Комиссия Хакасского УФАС России при принятии  данного решения исходила из следующего.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается  комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.

В соответствии с пунктом 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее также Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Указанный договор является публичным и обязательным для сетевой организации. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.

В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции  ОАО «МРСК Сибири» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО «МРСК Сибири» включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра «Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии», под регистрационным номером 24.1.58, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Соответственно ОАО «МРСК Сибири», являющаяся сетевой организацией, оказывающей, в  том числе, услуги  по осуществлению мероприятий по технологическому  при соединению к электрическим сетям, является  хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих ОАО «МРСК Сибири».

 В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов  по производству электрической энергии,  а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее – Правила технологического присоединения, Правила № 861), установлены порядок  и процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Перечень существенных условий договора о технологическом присоединении установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения и включает в себя следующее:

- перечень мероприятий по технологическому присоединению (определяется в технических условиях, являющихся неотъемлемой частью договора) и обязательства сторон по их выполнению;

- срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать, в том числе:

- 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил технологического присоединения, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

- 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон;

  В соответствии  с положениями 18  Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению, в том числе, включают в себя:

-  проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий,  допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также составление акта допуска прибора учета к эксплуатации;

- осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).

  В соответствии с пунктом 19 Правил № 861 по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.

  Порядок выполнения мероприятий по технологическому присоединению предусмотрен разделом 2 договоров технологического присоединения  № 20.1900.2877.13 от 26.08.2013 и № 20.19.1321.12 от 13.06.2012, заключенных между ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» и заинтересованными лицами - <…>

  Так, согласно условиям договора № 20.1900.2877.13 от 26.08.2013 Сетевая организация в течение 3(трех) рабочих дней, с даты получения уведомления заявителя о выполнении им пункта 11 Технических условий, обязуется осуществить проверку выполнения технических условий заявителем и в течение 3 (трех) рабочих дней с даты проведения указанной проверки  подготовить и направить заявителю Акт о выполнении технических условий, а также Акт об осмотре  приборов учета и согласования расчетной схемы учета электрической энергии (мощности) (пункт 2.1.4 договора).

  В соответствии с пунктом 2.1.5 названного договора Сетевая организация обязана в течение 3 (трех) рабочих дней с даты проведения проверки выполнения заявителем технических условий осуществить фактическое присоединение энергопринимающих объектов заявителя к электрическим сетям. Под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства Исполнителя и объектов Заявителя (энергопринимающих устройств, энергетических установок и электрических сетей).

  В течение 2 (двух) рабочих дней с даты фактического присоединения подготовить и направить Акт о разграничения балансовой принадлежности  электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, Акт об осуществлении технологического присоединения (пункт 2.1.6 договора).

  Таким образом, в соответствии с имеющимися в материалах дела  Актами о выполнении технических условий и об осмотре приборов учета и согласования расчетной схемы учета электрической энергии (мощности), датированными 23 декабря 2013 года, комиссия пришла к выводу о том, что с учетом требований пунктов 2.1.5 – 2.1.6 договора Акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон и об осуществлении технологического присоединения должны быть датированы Сетевой организацией не позднее 31 декабря 2013 года.

  Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по указанному договору № 20.1900.2877.13 от 26.08.2013 составляет 6 месяцев и соответственно истек 27.02.2014.

  21.03.2014 между <…>и ОАО «Хакасэнергосбыт заключен договор энергоснабжении № 11300, предметом которого является обязанность Гарантирующего поставщика осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии Потребителю, и обязанность Потребителя оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

  В целях надлежащего исполнения принятых по договору энергоснабжения обязательств Гарантирующий поставщик  26 марта 2014 года направил  в адрес Сетевой организации уведомление № А 659 на подключение вновь вводимого объекта потребителя (срок подключения объекта определен указанным уведомлением и составляет 24 часа с момента  его получения).

  Согласно  отчету о подтверждении факса от 26.03.2014 Сетевая организация получила уведомление № А659 в 09 часов 50 минут 26.03.2014.

  В соответствии с указанным в уведомлении сроком (24 часа) Сетевая организация должна была произвести включение электрической энергии электроустановок <…>не позднее 27 марта 2014 года, однако фактический прием (подачу) электрической энергии на электроустановки <…>ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (согласно письма Общества № 1.7/29/2643-исх. от 03.07.2014, поступившего в адрес  Управления  04.07.2014 вх. №3676) осуществило только 23 июня 2014 года.

  Аналогичная ситуация сложилась и с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств      <…>

Так, согласно условиям договора № 20.19.1321.12 от 13.06.2012, Сетевая организация в течение 3 (трех) рабочих дней, с даты получения уведомления заявителя о выполнении им пункта 11 Технических условий, обязуется осуществить проверку выполнения технических условий заявителем и в течение 3 (трех) рабочих дней  с даты проведения указанной проверки  подготовить и направить  заявителю  Акт о выполнении технических условий, а также Акт об осмотре  приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности) (пункты 2.1.3 – 2.1.4 договора).

  Пунктами 2.1.5 - 2.1.6 указанного договора определено, что Сетевая организация обязана в течение 3 (трех) рабочих дней с даты проведения проверки выполнения заявителем технических условий  осуществить фактическое присоединение энергопринимающих объектов заявителя к электрическим сетям, (фактический прием (подачу) напряжения и мощности,  а также в течение 2 (двух) рабочих дней с даты фактического присоединения подготовить и направить Акт о разграничения балансовой принадлежности  электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, Акт об осуществлении технологического присоединения.

  Таким образом, в соответствии с имеющимися в материалах дела  актами о выполнении технических условий и об осмотре  приборов учета и согласования расчетной схемы учета электрической энергии (мощности), датированными 05 марта 2014 года, комиссия пришла к выводу о том, что акты о разграничения балансовой принадлежности  электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон и об осуществлении технологического присоединения должно быть датированы Сетевой организацией не позднее 14 марта 2014 года.

Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению по указанному договору № 20.19.1321.12 от 13.06.2012 составляет 1 год и соответственно истек 14.06.2013.

  21.04.2014 после завершения процедуры  технологического <…>заключил с ОАО «Хакасэнергосбыт» договор энергоснабжения № 16340. В целях надлежащего исполнения принятых по договору энергоснабжения обязательств Гарантирующий поставщик 24 апреля 2014 года направил  в адрес Сетевой организации уведомление № А970 на подключение вновь вводимого объекта потребителя (срок подключения объекта определен указанным уведомлением и составляет 24 часа с момента  их получения).

  Согласно  отчету о подтверждении факса от 24.04.2014 Сетевая организация получила уведомление №  А 970  в 16 часов 09 минут 24.04.2014.

  В соответствии с указанным в уведомлении сроком (24 часа) Сетевая организация должна была произвести включение электрической энергии электроустановок<…> не позднее 25 апреля 2014 года, однако фактический прием (подачу) электрической энергии на электроустановки <…>ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» (согласно письма Общества № 1.7/29/2643-исх. от 03.07.2014, поступившего в адрес  Управления  04.07.2014 вх. №3676) осуществило только 22 мая 2014 года.  

   Учитывая изложенные обстоятельства, Комиссия по рассмотрению дела № 66-А-Т-14 пришла к выводу, что в указанных действиях ОАО «МРСК Сибири» установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, что отражено в решении по делу № 66-А-Т-14 от 30.10.2014 исх. № 05-8304/СМ.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 17.04.2015 по делу № А74-641/2015 решение Хакасского УФАС России № 66-А-Т-14 от 30.10.2015 признано соответствующим Закону о защите конкуренции и Постановлению Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.

Согласно части 1 статьи 23.48, части 1 статьи 28.3 КоАП РФ территориальные антимонопольные органы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и совершение  действий, недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Поводом к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении явилось решение Комиссии Хакасского УФАС России по делу № 66-А-Т-14 от 30.10.2014, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Статьей 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела ІІ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, 21 июля 2015 года врио руководителя Хакасского УФАС России Широковой О.В. составлен протокол № 6-Т-15-АП об административном правонарушении в отношении юридического лица ОАО «МРСК Сибири» по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в присутствии представителя ОАО «МРСК Сибири» по доверенности от 14.04.2015 № 19/26 Садилова Дениса Васильевича.

О возбуждении дела об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом уведомлением о составлении протокола от 09.06.2015 (исх. № 05-3855/СМ), надлежащее уведомление подтверждается  почтовыми уведомлениями  о вручении  почтового отправления № 65501788995825 (вручено 15.06.2015).

Копия протокола об административном правонарушении № 6-Т-15-АП от 21.07.2015 и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении № 6-Т-15-АП от 21.07.2015 получена представителем ОАО «МРСК Сибири» <…>., присутствующим при составлении протокола; а также направлена по юридическому адресу Общества заказным почтовым отправлением  № 65501788995825 (вручено 24.07.2015).

Таким образом, юридическое лицо надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения настоящего дела.

Руководствуясь статьей 29.1 КоАП РФ, и выясняя вопросы, относится ли к компетенции антимонопольного органа рассмотрение данного дела, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 23.48 КоАП РФ предусмотрено, что федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, статьей 14.31 КоАП РФ. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени антимонопольных органов вправе: руководитель федерального антимонопольного органа, его заместители; руководители территориальных органов федерального антимонопольного органа, их заместители (часть 2 статьи 23.48 КоАП РФ).

Таким образом, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.31 КоАП РФ относится к компетенции антимонопольных органов, и настоящее дело рассматривается уполномоченным должностным лицом Хакасского УФАС России.

Должностным лицом, составившим протокол, права и законные интересы ПАО «МРСК Сибири» не нарушены. Материалами дела подтверждается надлежащее извещение привлекаемого лица обо всех процессуальных действиях управления, обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения данного дела по существу, не имеется.

На рассмотрение дела об административном правонарушении филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» предоставлены письменные пояснения, а также сумма выручки по ПС «Калининская», яч. № 66 за 2013 год, полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии – 8303535,65 рублей без НДС, и от оказания услуг по технологическому присоединению за 2013 год – 509500,15 без НДС рублей, а также сумма выручки по ПС «КСК», яч. № 18 за 2013 год полученной от оказания услуг по передаче электрической энергии - 2881734,45 рублей без НДС, и от оказания услуг по технологическому присоединению за 2013 год – 4653591, 80 без НДС рублей.

В письменных пояснениях представитель общества <…>со ссылками на пункты 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ просит снизить размер штрафа ниже минимального размера штрафа. Основанием для снижения штрафа, по мнению представителя общества, является затруднительное финансовое положение юридического лица, так как по состоянию на 13.08.2015 ОАО «Хакасэнергосбыт» имеет задолженность перед ПАО «МРСК Сибири» за услуги по передаче электрической энергии на сумму 898323 млн. рублей.

Также представитель общества <…>указывает на добровольное прекращение противоправного деяние – осуществление технологического присоединения  к электрическим сетям  сетевой организации в части фактического приема (подачи) напряжения и мощности на энергопринимающие объекты потребителей.

Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

По смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ отсутствие вины юридического лица при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица.

Материалами дела установлено, что допущенное ПАО «МРСК Сибири» нарушение не обусловлено объективными, не зависящими от Общества причинами. У сетевой организации имелась возможность соблюдения Правил технологического присоединения, возможность не допускать совершения противоправных действий (в том числе действий по приостановлению  рассмотрения заявок, действий, направленных на уклонение от исполнения договоров технологического присоединения), следствием которых явилось ущемление интересов иных лиц, в частности заявителя.   

ПАО «МРСК Сибири» в материалы дела не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности их соблюдения.  Также материалами дела не подтвержден факт принятия ПАО «МРСК Сибири» исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение допущенного правонарушения. Доказательств невозможности соблюдения Обществом таких требований в силу чрезвычайных  событий и обстоятельств, которые оно не могло  предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в  материалах дела не имеется.

Таким образом, у ПАО «МРСК Сибири» имелась возможность для соблюдения предусмотренных законом требований при осуществлении деятельности, тем не менее, данным хозяйствующим субъектом всех зависящих от него мер по соблюдению законодательства Российской Федерации предпринято не было. Учитывая изложенное, прихожу к выводу о наличии вины Общества в совершении данного административного правонарушения.

Рассматриваемые действия (бездействие) ПАО «МРСК Сибири» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ).

Состав административного правонарушения, а также вина лица, привлекаемого к административной ответственности, подтверждается материалами дела.

Лицо, совершившее административное правонарушение: ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири».

Событие административного правонарушения: совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом (субъектом естественных монополий) действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, выразившихся в нарушении сроков осуществления технологического присоединения к электрическим сетям Сетевой организации в части фактического присоединения энергопринимающих объектов потребителей (фактический прием (подача)  напряжения и мощности).

Место совершения административного правонарушения: Республика Хакасия, место осуществления деятельности филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» при осуществлении технологического присоединения объектов <…>

Время совершения правонарушения: (в период с 15.06.2013 по 28.02.2014).

Статья Кодекса РФ об административных правонарушениях: часть 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Всесторонне и полно исследовав материалы дела об административном правонарушении, имеющие значение для принятия решения, прихожу к выводу, что совершено виновное административное правонарушение.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена санкция, которая предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Пунктом 4 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ установлен порядок расчета  административного штрафа,  предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.

Филиалом ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» в материалы дела представлены данные о выручке для расчета административного штрафа (письма от 31.07.2015 исх. № 1.7/29/4138-исх и от 11.08.2015 № 1.7/29/4332-исх).

Согласно представленной информации сумма выручки филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Хакасэнерго» от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение (по ПС «Калининская», яч. № 66 и ПС «КСК», яч. № 18): оказание услуг по передаче электрической энергии за 2013 год, предшествующий году выявления административного правонарушения, составила 11185270,1 рублей, услуг технологического присоединения 5163091,95 рублей (итого 16348362 рублей).

Общая выручка по филиалу ОАО «МРСК Сибири» - Хакасэнерго за 2013 год представлена согласно Макету отчета о финансовых результатах и составила 4959742923,48 рублей. Как пояснила представитель общества <…>указанная сумма предоставлена без НДС.

Минимальный размер административного штрафа (три тысячные размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение) составляет 49045,09 рублей.

Максимальный размер административного штрафа (три сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение) составляет 490450,86 рублей.

Одна пятидесятая совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров составляет 99 194 858,47 рублей.

Одна восьмая разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 55175,72 рублей.

Базовый штраф, рассчитываемый как сумма минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, составляет 269747,97 рублей.

При рассмотрении дела не установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность считаю возможным учесть следующие смягчающие обстоятельства:

1. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2. Оказание лицом, совершившим административное правонарушение содействия антимонопольному органу в  установлении обстоятельств по делу об административном правонарушении.

3. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, осуществление технологического присоединения.

4. Финансовое, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности.

 

Учитывая указанные обстоятельства, размер базового штрафа подлежит уменьшению на 220702,80 рублей за четыре смягчающих обстоятельства (55175,72 * 4).

Следовательно, базовый штраф 269747,97 рублей подлежит уменьшению на 220702,80 рублей, итого: 49045,09 рублей.

Частью 2 статьи 14,31 КоАП РФ предусмотрен минимальный размер штрафа за злоупотребление доминирующим положением,  100 тысяч рублей, ниже которого должностное лицо не может  наложить штраф на юридическое лицо.

Оснований для снижения суммы штрафа менее минимального размера не имеется, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3.2 статья 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Однако, при рассмотрении настоящего дела не усматривается исключительных обстоятельствах, связанных с характером совершенного административного правонарушения. Обществом не представлено в материалы дела доказательств наличия соответствующих исключительных обстоятельств, тяжелое имущественное и финансового положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица учтено в качестве оного из смягчающих обстоятельств.

С учетом  ранее изложенного,  а также всех обстоятельств дела,  учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, считаю назначение административного наказания в размере 100000,00 рублей справедливым и соразмерным.

Руководствуясь частью 2 статьи 14.31, частью 1 статьи 29.9, статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать ПАО «МРСК Сибири» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

2. Применить к ОАО «МРСК Сибири» меру ответственности в виде административного штрафа в размере 100000,00 (сто тысяч рублей).

Взыскатель: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия.

Должник: ПАО «МРСК Сибири».

Копия постановления по делу об административном правонарушении выдана ___ августа  2015 года.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную в силу с ___ августа 2015 года.

Срок предъявления постановления по делу об административном правонарушении к исполнению: в течение 2 лет со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Сумму штрафа необходимо уплатить в федеральный бюджет: ИНН 1901021801 КПП 190101001 УФК по Республике Хакасия (Хакасское УФАС России) на расчетный счет 40101810200000010001, банк плательщика: ГРКЦ НБ Респ. Хакасия Банка России г. Абакан, БИК банка 049514001, Код ОКТМО 95701000, код бюджетной классификации 16111602010016000140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти».

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до пятнадцати суток.

Согласно части 3 статьи 30.1 и части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Арбитражный суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 

Заместитель руководителя управления                                         О.В. Широкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны