Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 62-А-Т-14 от 11 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

<…>

ул. Космонавтов, <…>, г. Черногорск, 655158

 

ООО «ЧерногорскГаз»

Генеральному директору

<…>

ул. Бограда, 03А, г. Черногорск, 655013

rhgaz04gmail.com

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 62-А-Т-14

                                                                           г. Абакан

Резолютивная часть решения оглашена  27.05.2015

В полном объеме решение изготовлено 08.06.2015

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее – Комиссия Хакасского УФАС России)  в составе:

Председатель комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Члены комиссии:

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

 

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий,

В рассмотрении дела приняли участие:

заявитель <…>,

представитель ООО «ЧерногорскГаз» – <…> (доверенность  23/2015 от 12.01.2015),

рассмотрев дело № 62-А-Т-14, возбужденное по признакам нарушения  ООО «ЧерногорскГаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16 июля в Хакасское УФАС России поступило заявление <…>ы, проживающей по адресу: г. Черногорск, ул. Космонавтов, <…>, на неправомерные действия ООО «ЧерногорскГаз». Из заявления следует, что условия договора на техническое обслуживание систем внутридомового газового оборудования (ВДГО) и внутридомового квартирного оборудования (ВКГО), направленного ООО «ЧерногорскГаз» <…>. не соответствуют требованиям пункта 40 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, устанавливающего определение цены договора на ТО ВДГО.

 Заявитель считает, что цена услуги по ТО ВДГО в размере 1,70 рублей за 1 кв. м ООО «ЧерногорскГаз» необоснованно завышена, рассчитана не в соответствии  с Приказом ФСТ России от 27.12.2013 N 269-э/8 «Об утверждении Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», а также стоимость данной услуги не была утверждена на общем собрании собственников многоквартирного дома.

Усмотрев в указанных действиях ООО «ЧерногорскГаз» признаки нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России приказом № 436 от 18.08.2014 было возбуждено дело № 62-А-Т-14 по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 09.10.2014 рассмотрение дела было отложено на 06.11.2014, определением от 06.11.2014 рассмотрение дела приостановлено до вступления в законную силу решения Черногорского городского суда по заявлению  прокурора г. Черногорска о признании приказа от 16.01.2014 № 5-ПР «Об утверждении стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования на 2014 год» противоречащим федеральному законодательству и недействующим.

При принятии решения о приостановлении рассмотрения дела Комиссия исходила из того, что принятие решения Черногорским городским судом по иску прокурора г. Черногорска от 28.10.2014 о признании приказа ООО «ЧерногорскГаз» от 16.01.2014 № 5-ПР противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента его издания будет иметь значение для рассмотрения дела № 62-А-Т-14, так как Черногорским городским судом и комиссией Хакасского УФАС России оцениваются аналогичные обстоятельства, а именно соответствие приказа от 16.01.2014 № 5-ПР требованиям пункта 40 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410.

 Определением от 28.04.2015 рассмотрение дела № 62-А-Т-14 возобновлено, так как обстоятельства, послужившие основанием для приостановления рассмотрения дела № 62-А-Т-14, были устранены. 30.12.2014 Черногорский городской суд (дело № 2-2154/2014) принял решение об удовлетворении исковых требований прокурора Черногорска, приказ ООО «ЧерногорскГаз» № 5-ПР от 16.01.2014 признан противоречащим действующему законодательства и недействующим с момента издания. Апелляционным определением от 09.04.2015 решение Черногорского городского суда от 30.12.2014 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО «ЧерногорскГаз» - без удовлетворения.  

В ходе рассмотрения дела Заявитель <…> дополнительно представила в материалы дела письменные пояснения, которыми подтвердила требования, изложенные в заявлении. Заявитель просит:

  1. Обязать ООО «ЧерногорскГаз» произвести расчет тарифа ТО ВДГО согласно Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8.   
  2. Включить экономически обоснованную калькуляцию по расчету тарифа ТО ВДГО как приложение к договору на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования.
  3. Исключить примечание к договору ТО ВДГО о том, что в соответствии с п. 3.4 договора стоимость выполняемых заказчиком работ по техническому обслуживанию и дополнительных работ может быть изменена Исполнителем в одностороннем порядке в связи с изменением ценообразующих факторов, но не чаще чем один раз в год.
  4. ООО «ЧерногорскГаз» сделать перерасчет оплаты за ТО ВДГО с 01.01.2014 по дату вынесения решения по делу.

Дополнительно <…> пояснила, что 27.04.2014 ею была направлена претензия в адрес Ответчика о предоставлении экономически обоснованной калькуляции для согласования собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, но ответа от ООО «ЧерногорскГаз» до настоящего времени не получено. Также Заявитель указала комиссии, что незаконно полученная ООО «ЧерногорскГаз» плата за ТО ВДГО составила по ее расчетам 593748,77 рублей.

Кроме того, <…> устно обратила внимание комиссии на тот факт, что в сентябре 2014 года она была вынуждена подписать договор на техническое обслуживание систем внутридомового газового оборудования (ВДГО) и внутридомового квартирного оборудования (ВКГО) от 27.04.2014, так как ООО «ЧерногорскГаз» отключило ее многоквартирный дом от газоснабжения, мотивируя это отсутствием договора на ТО ВДГО.

В письменных пояснениях, представленных в материалы дела по существу рассматриваемого дела, изложена позиция Ответчика, которая сводится к следующему. Плата за ТО ВДГО не является регулируемой, приказом по предприятию № 5 от 16.01.2014 утверждена стоимость ТО ВДГО в размере 1,70 рублей с 1 кв. м. Приказ ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8 «Об утверждении Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования» носит рекомендательный характер и не предусматривает обязанность газоснабжающих организаций рассчитывать и утверждать стоимость ТО ВДГО на основании указанных Методических рекомендаций. 

Представитель ООО «ЧерногорскГаз» <…> на заседании комиссии не согласилась с требованиями <…>, пояснив комиссии следующее.

В настоящее время ООО «ЧерногорскГаз» продолжает работать на основании калькуляции, согласно которой стоимость работ по техническому обслуживанию определена в размере 1,70 рублей за 1 кв. м, а не приказа № 5 от 16.01.2014, признанного судом недействующим с момента издания.

Расчет платы за ТО ВДГО по Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8, в настоящее время обществом производится, тариф в результате расчета в соответствии с указанными Методическими рекомендациями может быть выше, чем 1,70 рублей за 1 кв. м.

С 01.05.2015 ООО «ЧерногорскГаз» заключает договоры ТО ВДГО и на поставку газа с управляющими организациями, которые избраны собственниками жилых помещений многоквартирных домов. В адрес управляющей компании МКД, расположенного по адресу: г. Черногорск, ул. Космонавтов, д. 23А, ООО «Сервис-Лайн» был направлен проект договора, который до настоящего времени не подписан. 

 

Из пояснений лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, имеющихся в материалах дела информации и доказательств, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела № 62-А-Т-14 установлено следующее.

ООО «ЧерногорскГаз» зарегистрировано в качестве юридического лица 29.11.2013. Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «ЧерногорскГаз», общество осуществляет, в том числе, следующие виды деятельности: основной – распределение газообразного топлива; дополнительные – производство и распределение газообразного топлива; хранение и складирование газа и продуктов его переработки; оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом; розничная торговля бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем и другие.

В соответствии с Уставом Общества в целях обеспечения деятельности предприятия осуществляется, в том числе, эксплуатация, техническое обслуживание, ремонт сетей газоснабжения и инженерных коммуникаций, техническое освидетельствование и диагностика; проектирование, монтаж, наладка и эксплуатация узлов учета газа; организация и содержание аварийно-диспетчерской службы.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.01.2014 № 26 «О внесении изменений в  постановление Правительства Республики Хакасия от 31.12.2005 № 450 «Об уполномоченной организации по поставкам в Республику Хакасия сжиженного газа», согласно которому уполномоченной организацией по поставкам в Республику Хакасия сжиженного углеводородного газа для нужд населения определено, в том числе, ООО «ЧерногорскГаз».

Постановлениями администрации г. Черногорска в 2014 и 2015 годах ООО «ЧерногорскГаз» передано в порядке муниципальной преференции, согласованной с антимонопольным органом, муниципальное имущество, в частности, групповые установки и наружные газопроводы до отключающего устройства на вводах в многоквартирные дома.

Приказом ООО «ЧерногорскГаз» № 5-пр от 16.01.2014 с 01.01.2014 утверждена ежемесячная стоимость ТО ВДГО в размере 1 руб. 70 коп. с 1 кв.м. общей площади жилого помещения, для осуществления планово-предупредительного ремонта, технического обслуживания газового оборудования аварийно-диспетчерской службой предприятия в многоквартирных газифицированных домах г. Черногорска.

Заявитель 18.01.2014 обратилась в ООО «ЧерногорскГаз» с жалобой на несогласие с повышением платы за услуги ТО ВДГО, так как за январь 2014 года ей был выставлен счет за обслуживание ВДГО в размере 95,20 рублей.

На указанную жалобу ООО «ЧерногорскГаз» ответило письмом от 05.03.2014 исх. № 10 об отсутствии оснований для проведения перерасчета платы за поставку газа и за ТО ВДГО, ссылаясь на положения Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410, и статью 154 ЖК РФ.

Ответ ООО «ЧерногорскГаз» не устроил Заявителя, в связи с чем она 28.03.2014 обратилась в прокуратуру г. Черногорска по поводу незаконности калькуляции на обслуживание ВДГО,

01.04.2014 <…> вновь обратилась в ООО «ЧерногорскГаз» (вх. № 42) с просьбой предоставить ей калькуляцию стоимости ТО ВДГО, рассчитанную в соответствии с Приказом ФСТ России № 269-э/8 от 27.12.2013. В ответ на данное письмо ООО «ЧерногорскГаз» сообщило, что с момента регистрации в Минюсте РФ указанного Приказа ФСТ России будет разработана и утверждена новая калькуляция затрат на ВДГО, до момента такой регистрации действует приказ предприятия от 16.01.2014 № 5-пр.

Письмом от 15.04.2014 <…> повторно просила предоставить ей калькуляцию по стоимости ТО ВДГО, а также 2 экземпляра договора и монтажную схему по ее многоквартирному дому.

27.04.2014 ООО «ЧерногорскГаз» предоставило <…> договор № 2 от 27.04.2014 для подписания.

05.05.2014 Заявитель направила в ООО «ЧерногорскГаз» подписанный договор с протоколом разногласий. Разногласия Заявителя, в том числе касались расчета стоимости ТО ВДГО. На протокол разногласий от 05.05.2014 ООО «ЧерногорскГаз» письмом от 26.05.2014 исх. № 49 сообщило, что расчет стоимости ТО ВДГО согласно Методических рекомендаций стороной исполнителя не предусмотрен, заявителем расчет не предоставлен, просило рассмотреть разногласия и выразить свое согласие либо не согласие с предложенными условиями.

Письмом от 03.06.2014 (вх. № 78 от 10.06.2014) <…> вновь обратилась в ООО «ЧерногорскГаз» с требованием предоставить ей калькуляцию стоимости услуг ТО ВДГО, а также предоставить для подписания проект договора на поставку газа. Кроме того, указала Ответчику о необходимости подготовить протокол урегулирования разногласий на ее протокол разногласий к договору от 27.04.2014.

10.07.2014 (исх. № 87) общество ответило заявителю о невозможности направить протокол урегулирования разногласий, так как предложенные разногласия не относятся к предмету заключаемого договора, и предложило рассмотреть предложенный договор.

22.07.2014 при очередном обращении в ООО «ЧерногорскГаз» <…> был получен расчет стоимости обслуживания газового оборудования многоквартирных газифицированных домов, утвержденная генеральным директором общества 22 июля 2014 года. Согласно данному расчету стоимость обслуживания газового оборудования за 1 кв. м площади составляет 1,70 рублей.

Письмом от 25.07.2014 (вх. № 110) <…> сообщила в ООО «ЧерногорскГаз» о несогласии с калькуляцией, просила выдать ей расчет стоимости ТО ВДГО с учетом ее замечаний для согласования стоимости с собственниками помещений в МКД. До настоящего времени такой расчет заявителем не получен.

Комиссией Хакасского УФАС России из имеющихся в материалах дела, а также письменных и устных пояснений ответчика, установлено, что расчет стоимости ТО ВДГО в размере 1,70 рублей за 1 кв. м общей площади жилых помещений произведен обществом на основе планируемых затрат предприятия согласно Методических указаний по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных Приказом ФСТ России от 15.06.2007 № 129-э/2.

ООО «ЧерногорскГаз» считает, что не обязано руководствоваться Методическим рекомендациям, утвержденным Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8, так как данный документ не имеет регистрации в Минюсте РФ. Кроме того, ответчик полагает, что калькуляции, рассчитанные по  Методическим указаниям № 129-э/2 и  Методическим рекомендациям № 269-э/8, будут идентичными, так как включаются аналогичные виды затрат.

В материалах дела имеется протест прокурора г. Черногорска, направленный в ООО «ЧерногорскГаз» (вх. № 6 от 14.02.2014) на приказ от 16.01.2014 № 5-пр, согласно которому указанный приказ противоречит действующему законодательству и подлежит отмене. Согласно протесту от 14.02.2014 прокурор требует отменить приказ от 16.01.2014 № 5-пр, о чем сообщить в прокуратуру г. Черногорска в 10-дневный срок.

17.04.2014 ООО «ЧерногорскГаз» ответило прокурору г. Черногорска о том, что в Госкомтарифэнерго РХ направлен запрос о разъяснении порядка и периода действия методики расчета, работа по расчету стоимости платы за ТО ВДГО ведется, однако в 10-дневный срок данный расчет произвести невозможно.    

В связи с тем, что приказ от 16.01.2014 № 5-пр обществом так и не был отменен, и ООО «ЧерногорскГаз» продолжало начислять и взимать плату с потребителей в соответствии с указанным приказом, тем самым нарушая права неопределенного круга лиц, прокурор г. Черногорска обратился в Черногорский городской суд с заявлением о признании приказа № 5-пр от 16.01.2014 противоречащим действующему законодательству и недействующим.

Решением Черногорского городского суда от 30.12.2014 исковые требования прокурора города Черногорска удовлетворены, приказ ООО «ЧерногорскГаз» № 5-пр от 16.01.2014 «Об утверждении стоимости технического обслуживания внутридомового газового оборудования (ТО ВДГО) на 2014 год» признан противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента издания.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Хакасия от 09.04.2015 Решением Черногорского городского суда от 30.12.2014 оставлено без изменения.

 

Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, пришла к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Следовательно, для установления в действиях ООО «ЧерногорскГаз» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, необходимо, чтобы общество занимало доминирующее положение на товарном рынке и совершало действия, которые ущемляют или могут ущемлять интересы других лиц.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

В ходе рассмотрения дела, в соответствии с пунктом 3.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, Хакасским УФАС России  с целью установления доминирующего положения ООО «ЧерногорскГаз» проведен анализ и оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, результаты которого отражены в соответствующем аналитическом отчете.

По результатам проведенного анализа установлено, что ООО «ЧерногорскГаз» занимает доминирующее положение на рынке услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории г. Черногорска, так как общество является единственной организацией, оказывающей данные услуги в указанных географических границах. Таким образом, рынок услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории г. Черногорска является высококонцентрированным, конкуренция не развита. Иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих указанный вид услуг на территории г. Черногорска, не выявлено. Комиссией не установлены обстоятельства, которые бы говорили о том, что положение ответчика не является доминирующим. ООО «ЧерногорскГаз» не представило в Хакасское УФАС России доказательств того, что его положение на данном товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», в статье 2 которого закреплено, что система газоснабжения представляет собой имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения и поставок газа; газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Газораспределительными организациями являются специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям (пункт 3 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162).

Пунктом 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 № 549, определены основные понятия, используемые в Правилах № 549. Так, внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме - это общее имущество собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги. Внутриквартирное газовое оборудование – это газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа.

Постановлением Правительства № 410 от 14.05.2013 (далее - Постановление № 410) утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению. Постановление № 410 вступило в законную силу 24.05.2013, с момента опубликования на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Подпункт «а» пункта 3 Постановления № 410 предписывает Федеральной службе по тарифам утвердить методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 40 Постановления № 410 цена договора определяется на основании тарифов на выполнение работ, рассчитываемых в соответствии с методическими рекомендациями о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8 утверждены Методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

В указанных Методических рекомендациях приводятся: формулы расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; порядок определения уровня рентабельности при формировании тарифов на работы (услуги) исполнителя по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Предусмотрено, в частности, что стоимость технического обслуживания и ремонта рекомендуется определять исходя из получения организацией, проводящей данные работы (оказывающей данные услуги), планируемого объема выручки от проведения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в размере, необходимом для: возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с проведением работ (оказанием услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования; обеспечения получения экономически обоснованного размера прибыли, необходимого для обеспечения указанных организаций средствами на развитие производства и финансирование других обоснованных расходов; уплаты всех налогов и иных обязательных платежей.

Расчет стоимости технического обслуживания рекомендуется осуществлять исходя из тарифов на работы по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, определяющих стоимость технического обслуживания единицы внутридомового и внутриквартирного газового оборудования (единицы измерения объема оказания данных услуг).

При определении стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, выполняемого в плановом порядке, рекомендовано применять повышающие коэффициенты, учитывающие: затраты времени на переходы (переезды) рабочих от офиса исполнителя (филиала исполнителя, территориального участка) до обслуживаемого объекта и с объекта на объект в пределах населенного пункта, в котором находится офис исполнителя (филиал исполнителя, территориальный участок); затраты времени на переезды рабочих от офиса исполнителя (филиала исполнителя, территориального участка) до обслуживаемых объектов за пределами населенного пункта, в котором находится офис исполнителя (филиал исполнителя, территориальный участок).

Стоимость технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в соответствии с методическими рекомендациями, определяется на один календарный год.

Согласно пункту 2 Постановления № 410 аварийно-диспетчерское обеспечение - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений; техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - определение технического состояния внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо их составных частей, поиск и определение неисправностей указанного оборудования, а также определение возможности его дальнейшего использования.

Согласно пункту 131 Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) газоснабжение потребителя осуществляется при условии организованного исполнителем аварийно-диспетчерского обслуживания потребителей, а также надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного оборудования, которые должны осуществляться специализированной организацией по соответствующим договорам, заключенным в многоквартирном доме в отношении внутриквартирного газового оборудования - с собственником жилого или нежилого помещения или нанимателем жилого помещения (государственного или муниципального жилищного фонда).

Пунктом 6 Постановления № 410 предусмотрено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.

На основании статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Таким образом, хозяйствующие субъекты вправе по своему усмотрению формировать структуру цены на производимый (реализуемый) товар (услугу), исходя из условий обращения товара на соответствующем товарном рынке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Комиссия соглашается с выводами судов, что обязанность исполнителя по договору ТО ВДГО при расчете цены договора руководствоваться Методическими рекомендациями, разработанными и утвержденными ФСТ России, закреплена в Постановлении Правительства РФ № 410 от 14.05.2013, то есть в федеральном нормативном акте, который не требует обязательной регистрации в Минюсте РФ.

Таким образом, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что расчет ТО ВДГО на 2014 год произведен ООО «ЧерногорскГаз» с нарушением положений пункта 40 Правил № 410.

Комиссия отклоняет довод Ответчика о том, что расчеты согласно Методическим указаниям № 129-э/2 и  Методическим рекомендациям № 269-э/8, будут идентичными, так как включаются аналогичные виды затрат. Методические указания № 129-э/2 предусматривают регулирование розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, а не оказание услуг по ТО ВДГО.

Рассмотрев имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, оценив пояснения сторон, учитывая состоявшееся и вступившее в законную силу решение Черногорского городского суда по делу № 2-2154/2014, комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что ООО «ЧерногорскГаз» злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг ТО ВДГО, так как в нарушение требований Постановления № 410 произвело расчет стоимости услуги ТО ВДГО самостоятельно без учета Методических рекомендаций ФСТ России от 27.12.2013 № № 269-э/8.

Комиссия  считает, что результатом таких действий ООО «ЧерногорскГаз» является или может являться ущемление интересов потребителей услуги ТО ВДГО в г. Черногорске.

Как следует из Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Исследовав материалы дела, оценив поведение ООО «ЧерногорскГаз», комиссия Хакасского УФАС России пришла к выводу о том, что в описанных действиях Ответчика установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.

Принимая во внимание тот факт, что с 01.05.2015 договоры на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования заключаются ООО «ЧерногорскГаз» с управляющими организациями, комиссия принимает решение не выдавать предписание в части изменения условий договора ТО ВДГО от 27.04.2014, заключенного ООО «ЧерногорскГаз» с <…>, в части исключения дополнения к пункту 3.4, предусматривающего изменение стоимости работ по ТО ВДГО в одностороннем порядке исполнителем. 

С учетом того, что на момент принятия комиссией решения по настоящему делу ООО «ЧерногорскГаз» продолжает оказывать услуги по ТО ВДГО по стоимости в размере 1,70 рублей за 1 кв. м, рассчитанной самостоятельно в нарушение требований пункта  40 Постановления № 410, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «ЧерногорскГаз» предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением.   

Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

Учитывая изложенное, комиссия управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1.  Признать положение ООО «ЧерногорскГаз» на рынке услуг технического обслуживания внутридомового газового оборудования в географических границах г. Черногорск доминирующим.
  2.  Признать ООО «ЧерногорскГаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части необоснованного определения стоимости услуг по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования без учета пункта 40 Постановления Правительства РФ № 410 от 14.05.2013 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

3. Выдать ООО «ЧерногорскГаз» предписание о прекращении злоупотребления ООО «ЧерногорскГаз»  доминирующим положением и совершении действий, направленных на устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, для чего ООО «ЧерногорскГаз» необходимо осуществить расчет стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на основании Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8.  

 

 

Председатель Комиссии

 

                                   К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

                                   Т.В. Темерева

 

                                   Е.А. Исакова

 

                                                  С.В. Мальцева

 

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.

 

 

ООО «ЧерногорскГаз»

Генеральному директору

<…>

ул. Бограда, 03А, г. Черногорск, 655013

rhgaz04gmail.com

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу №  62-А-Т-14

 

08 июня 2015 года                                                                                        г. Абакан

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на  основании своего решения от 08 июня 2015 года по  делу № 62-А-Т-14 о нарушении ООО «ЧерногорскГаз» (юридический адрес: 655013, г. Черногорск, ул. Бограда, 03) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «ЧерногорскГаз» прекратить злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, для чего необходимо совершить следующие действия:

в течение четырнадцати календарных дней с момента получения решения и предписания по делу № 62-А-Т-14 произвести расчет стоимости технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования на основании Методических рекомендаций о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных Приказом ФСТ России от 27.12.2013 № 269-э/8.  

 

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Хакасское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

                                   К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

                                   Т.В. Темерева

 

                                   Е.А. Исакова

 

                                                  С.В. Мальцева

ООО «ЧерногорскГаз»

Генеральному директору

<…>

ул. Бограда, 03А, г. Черногорск, 655013

rhgaz04gmail.com

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2

по делу №  62-А-Т-14

 

08 июня 2015 года                                                                                        г. Абакан

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Председатель комиссии:

Члены комиссии:

Лебедева К.А. – руководитель управления;

Темерева Т.В. – начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Исакова Е.А. – главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;

Мальцева С.В. – ведущий специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на  основании своего решения от 08 июня 2015 года по  делу № 62-А-Т-14 о нарушении ООО «ЧерногорскГаз» (юридический адрес: 655013, г. Черногорск, ул. Бограда, 03) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. ООО «ЧерногорскГаз» прекратить злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке услуг технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, для чего необходимо совершить следующие действия:

после утверждения стоимости услуги технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования довести до сведения потребителей услуги указанную стоимость любым доступным способом, а также направить Заявителю новый расчет стоимости ТО ВДГО.

 

2. О выполнении настоящего предписания сообщить в Хакасское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения с приложением копий подтверждающих документов.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного  органа  статьей  19.5  Кодекса  Российской  Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Председатель Комиссии

 

 

                                   К.А. Лебедева

 

Члены Комиссии

 

                                   Т.В. Темерева

 

                                   Е.А. Исакова

 

                                                  С.В. Мальцева

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны